Главные вкладки

    Рабочая программа по обществознанию 8 класс ФГОС Боголюбов
    рабочая программа по обществознанию (8 класс) на тему

    Латышева Елена Анатольевна

    Пояснительная записка по обществознанию 8 класс Боголюбов

    Календарно тематическое планирование по обществознанию 8 класс ФГОС Боголюбов

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Календарно-тематическое планирование курс «Обществознание» 8 а,б класс

    Тема урока

    Кол-во

    часов

    Тип

    урока

    Планируемые результаты освоения

    Основные виды деятельности

    Дом.

    задание

    Дата

    п

    ф

    Глава I Личность и общество

    1

    Введение

    Что делает человека человеком

    1

    Урок «открытия» нового знания

    Предметные

    умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

    Метапредметные 

    Называть науки, изучающие общество, их особенности, связи. Характеризовать   учебник,   ориентироваться в нем. Уметь работать в малых группах для решения учебных задач.

    Личностные 

    Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

    Работа с текстом учебника «Проверим себя»

    Вспомнить основные итоги прошлого года обучения.

    Знать понятия и термины: социальная среда, воспитание, человек, индивидуальность, личность, моральные нормы, духовные ценности

    Записи в тетради

    §1

    Вопросы стр 12-13

    2

    Человек, общество и природа.

    1

    Урок «открытия» нового знания

    Предметные

    Различать понятия:  индивидуальность, индивид,   человек,   социальная   среда, личность, социализация. Знать, какое влияние на процесс становления личности оказывает природа, общество. Давать определение понятий: личность, индивид, мировоззрение, называть и сравнивать ценности личности и общественные ценности.

    Метапредметные 

    Объяснить взаимосвязь природы, человека, общества, иллюстрировать конкретными примерами.

    Личностные 

    Объяснять, как ценности влияют на поведение и выбор человека.

    Работа с текстом учебника «В классе и дома»

    Раскрывать смысл понятия «ноосфера».

    §2 Вопросы и задания стр18-19 Заполнение сравнительной таблицы

    3

    Общество как форма жизнедеятельности людей. Развитие общества.

    1

    Урок «открытия» нового знания

    Предметные

    Объяснять понятия: общество, государство, страна, мировое сообщество. Называть сферы общественной жизни и давать краткую характеристику. Объяснять  взаимосвязь сфер общественной жизни на конкретных примерах. Называть ступени развития общества, исторические типы общества..

    Метапредметные

    Выявить типологию общества в зависимости от конкретных примеров. Охарактеризовать основные типы общества, дать им оценку, сравнить их.

    Личностные

    формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

    Работа с текстом учебника «Проверим себя»

    Выделять существенные признаки общества.

    §3Вопросы и задания стр26-27

    4

    Развитие  общества

    1

    Урок «открытия» нового знания

    Предметные

    Давать определения понятиям: общество, человек, реформы, стабильность, глобализация, информационная революция. Характеризовать изменчивость и с стабильность общества.   примерами.

    Метапредметные

    Уметь: составлять таблицы; выполнять проблемные задания; моделировать ситуации и анализировать их. Объяснять взаимосвязь человека, природы,  общества,  иллюстрировать  конкретными примерами

    Личностные

    Формирование ответственного отношения к учению, готовности и

    способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию .

     Работа с текстом учебника «В классе и дома»

    Раскрывать смысл понятия «общественный прогресс».

    §4Вопросы и задания стр33-34

    5

    Как стать личностью

    1

    Урок «открытия» нового знания

    Предметные

    Давать определения понятиям личность. Характеризовать личность человека   

    Метапредметные

    Объяснять взаимосвязь человека, общества,  иллюстрировать  конкретными примерами

    Личностные

    Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей

    этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры

    своего народа, своего края, основ культурного наследия народов

    России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание

    чувства ответственности

     Работа с текстом учебника «Проверим себя»

    Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность»

    §5

    Подготовка к тестированию по итогам главы

    Стр. 43-44

    6

    Контрольная работа

    Урок развивающего контроля

    Предметные

    умение применять полученные знания  и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

    Работа в тетради

    Систематизировать и обобщить изученный материал

         

    7  

    Итоговое

    занятие

    Урок отработки умений и рефлексии

    Предметные

    Анализировать позиции исследователей по вопросу взаимодействия и взаимовлияния общества и человека

    Работа над ошибками

    Систематизировать и обобщить изученный материал

    Глава II . Сфера духовной культуры

    8

    Сфера духовной жизни

    1

    Урок «открытия» нового знания

    Предметные

    Давать определение понятия: культура. Характеризовать различные виды культур;

    называть основные функции культуры;

    Метапредметные

    Характеризовать духовную сферу жизни общества, духовные ценности личности и общества, процесс создания духовных ценностей, культуру личности и общества, их взаимосвязь.

    Личностные

    Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,

    культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

    Работа с текстом учебника «Проверим себя»

    Определять сущностные характеристики понятия «культура».

    §6 Вопросы и задания стр.53-54

    9

    Мораль. Моральный выбор- это ответственность

    1

    Комб

    Урок «открытия» нового знания

    Предметные

    Давать определение понятий: гуманизм, мораль, нравственность,  этика, добро, зло, патриотизм, гражданственность.

    Характеризовать основные принципы гуманизма; объяснять, в чём заключается главная функция моральных норм.

    Метапредметные

    Анализировать собственные поступки с точки зрения морали.

    Объяснять значение моральных норм с точки зрения других наук. жизни людей; соотносить понятия «добро» и «зло».

    Личностные

    Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.

    Работа с текстом учебника «В классе и дома»

    Объяснять роль морали в жизни общества.

    §7, 9

    Вопросы и задания стр 77-78

    10

    Долг и совесть

    1

    Урок «открытия» нового знания

    Предметные

    Объяснять значение  долга и ответственности для человека и общества, характеризовать сущность понятия «долг», совесть. Объяснять отличия и сходства долга общественного и морального.

    Метапредметные

    Объяснять взаимосвязь свободы и ответственности, анализировать ситуации морального выбора, влияния морального выбора на поведение человека.

    ЛичностныеРазвитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

    Работа с текстом учебника «Проверим себя»

    Осуществлять рефлексию своих нравственных ценностей

    §8 Вопросы и задания стр 70-71

    11

    Образование

    1

    Урок «открытия» нового знания 

    Предметные

    Объяснять понятия: образование, полное (среднее образование), профильное образование. Характеризовать элементы Российской системы образования, называть тенденции развития  современного образования; объяснять функции образования, личностную и социальную значимость образования, значение самообразования.

    Метапредметные

    Уметь: составлять таблицы; выполнять проблемные задания; моделировать ситуации и анализировать их.

    Личностные

    Развитие эстетического сознания

    через освоение художественного и научного наследия народов России и мира,

    творческой деятельности.

    Работа с текстом учебника «В классе и дома»

    §10 Вопросы и задания стр85-86

    12

    Наука в современном обществе

    1

    Урок «открытия» нового знания

    Предметные

    Объяснять понятия  наука, этика науки.

    Анализировать информацию об окружающем мире с точки зрения различных научных подходов;

    называть особенности социально-гуманитарных наук и их роль в жизни человека;

    Объяснять, в чём выражается возрастание роли научных исследований в современном мире

    Метапредметные

    Уметь: составлять таблицы; выполнять проблемные задания; моделировать ситуации и анализировать их.

    Личностные

    Развитие эстетического сознания

    через освоение художественного и научного наследия народов России и мира,

    творческой деятельности.

    Работа с текстом учебника «Проверим себя»

    §11 Вопросы и задания стр93-94

    13

    Религия как одна из форм культуры

    1

    Урок «открытия» нового знания

    Предметные

    Объяснять понятия: мировые религии, буддизм, христианство, ислам, свобода совести.Характеризовать религию как одну из форм культуры; особенности религиозного мировоззрения.Называть основные функции религии;раскрывать основные идеи мировых религий. Объяснять роль религии в жизни общества. Называть религиозные организации и объединения.

    Метапредметные

    Уметь: составлять таблицы; выполнять проблемные задания; моделировать ситуации и анализировать их.

    Личностные

    Развитие толерантности и уважения к культуре и религии других народов.

    Работа с текстом учебника «В классе и дома»

    §12

    Вопросы и задания стр 101-102

    14

    Подведение итогов главы

    1

    Урок развивающего контроля.

    Предметные

    умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

    Письменная работа в тетради

    Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.

    Подготовка к итоговому

    тестированию стр. 102-103

    15

    Итоговое занятие

    Урок отработки умений и рефлексии

    Письменная работа в тетради

    Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.

         

    Глава III  Социальная сфера

    16

    Социальная структура общества

    1

    Урок «открытия» нового знания

    Предметные

    Объяснять сущность социальной структуры. Разъяснять на конкретных примерах   социальную   структуру   общества.

    Классифицировать   конфликты.   Сравнивать пути решения социальных конфликтов. Давать определение понятий:  конфликт, субъекты конфликта, конфронтация, соперничество, конкуренция, компромисс, посредничество, переговоры, арбитраж, применение силы.

    Метапредметные 

    Уметь  анализировать  социальный  образ, имидж личности. Объяснять поступки человека в соответствии с его социальной ролью.

    Личностные

    Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм

    социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.

    Работа с текстом учебника «В классе и дома». Работа с доп. Источниками СМИ

    §13 Вопросы и задания стр 113-114

    17

    Социальные статусы и роли

    Социальная сфера

    1

    Урок «открытия» нового знания

    Предметные

    Характеризовать   социальную   дифференциацию. Характеризовать  социальный  статус и  социальные отношения. Характеризовать поведение человека с точки зрения социального статуса. Характеризовать социальные роли подростка. Выделять в тексте оценочные суждения о социальном статусе и о социальной дифференциации.

    Метапредметные 

    Уметь анализировать положение человека в обществе с использованием социологических понятий.

    Личностные 

    Освоение социальных норм,

    правил поведения, ролей и форм

    социальной жизни в группах и

    сообществах,

    включая взрослые и

    социальные сообщества.

    Работа с текстом учебника «Проверим себя»

    §14Вопросы и задания стр121-122

    18

    Нации и межнациональные отношения

    1

    Урок «открытия» нового знания

    Предметные

    Знать  термины:   нация,   этнос,   племя, народность. Давать определение понятий: межнациональные отношения, этноцентризм,   расовая   и   национальная нетерпимость.

     Характеризовать межнациональное сотрудничество.

    Метапредметные

    Объяснять причины межнациональных конфликтов. Анализировать     конкретные     межнациональные конфликты.

    Личностные

    Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

    Работа с текстом учебника «В классе и дома»

    Знать и правильно использовать в предлагаемом контексте понятия «этнос», «нация», «национальность».

    §15Вопросы и задания стр129-130

    19

    Отклоняющееся поведение

    1

    Урок «открытия» нового знания

    Предметные

    Характеризовать социальные нормы  и отклоняющееся поведение.

    Метапредметные 

    Анализировать отклоняющееся поведение с точки зрения его опасности для общества, человека

    Личностные 

    Осознавать угрозу для общества со стороны алкоголизма, наркомании, преступности.

    Работа с текстом учебника «В классе и дома»

    Подготовка к итоговому тестированию стр.139-142

    20

    Итоговое тестирование

    Урок развивающего контроля

    Предметные

    Знать: основные  теоретические   положения раздела; основные понятия.

    Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.

          Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников

    Глава IV Экономика

    21

    Экономика и ее роль в жизни общества

    1

    Урок «открытия» нового знания

    Предметные

    Характеризовать экономику, ее структуру, роль в жизни общества. Понимать   сущность   информационных, человеческих ресурсов экономики и других факторов производства. Понятия: экономические  отношения,  экономика,  потребности,  ресурсы,  наемный труд,    промышленность, экономический выбор, альтернативная стоимость.

    Уметь объяснять, в чем проявляется ограниченность ресурсов и их роль в развитии общества.

    Метапредметные

    Решать творческие задания по проблемам ориентации человека в    экономической    жизни.    

    Личностные

    Воспитание экономически грамотной личности..

    Работа с текстом учебника «Проверим себя»

    Раскрывать роль экономики в жизни общества.

    §17

    §19

    Вопросы и задания стр

    22

    Главные вопросы экономики Собственность

    Урок «открытия» нового знания

    Предметные

    Знать понятия: производство, экономическая эффективность, потребитель, экономическая система.

    Различать основные характеристики экономических систем, называть функции экономической системы.

    Знать понятия: имущественные отношения, собственность, право собственности. Перечислять формы собственности. Называть способы защиты прав собственности, законы и  органы власти, которые решают вопросы защиты права собственности.

    Метапредметные

    Умение осознанно использовать

    речевые средства в соответствии с

    задачей коммуникации

    для

    выражения своих чувств, мыслей и

    потребностей; планирования и

    регуляции своей деятельности;

    владение устной и письменной

    Личностные

    Воспитание экономически грамотной личности.

    Работа с текстом учебника «В классе и дома»

    Объяснять смысл понятия «собственность».

    §18

    §19 Вопросы и задания стр166-167

    23

    Рыночная экономика

    1

    Урок «открытия» нового знания

    Предметные

    Давать определение  понятиям: обмен, рынок, цена, конкуренция, монополия, олигополия.  Характеризовать понятия рынок, рыночную экономика, спрос, предложение, конкуренция, рыночное равновесие.  Объяснять условия функционирования рыночной экономики. Называть   основные   функции цены..

    Метапредметные

    Используя СМИ, сравнивать понятия: монополия, олигополия. Объяснять процесс увеличения или снижения цены на товар

    Личностные

    Воспитание экономически грамотной личности.

    Работа с текстом учебника «В классе и дома»

    Характеризовать рыночное хозяйство как один из способов организации экономической жизни.

     §20

    Вопросы и задания стр174-175

    24

    Производство- основа экономики

    1

    Урок «открытия» нового знания

    Предметные

    Называть понятия: производство, производительность, услуга, товар, разделение труда, специализация. Объяснять, какие факторы влияют на производство. Объяснять значение специализации производства для развития общества..

    Метапредметные

    Решать творческие задания по проблемам ориентации человека в    экономической    жизни

    Личностные

    Воспитание экономически грамотной личности.

    Работа с текстом учебника «В классе и дома»

    Объяснять решающую роль производства как источника экономических благ.

    §21

    Вопросы и задания стр183-184

    25

    Предпринимательская деятельность

    1

    Урок «открытия» нового знания

    Предметные

    Приводить     примеры     предпринимательской деятельности, разъяснять ее сущность. Уметь анализировать тип предпринимателя. Знать определение модели поведения предпринимателей     в    экономической сфере. Давать   определение   понятиям:   прибыль,     предприниматель,     менеджер, риск, бизнесмен, издержки, выручка.

    Метапредметные

    Высказывать суждения о роли малого бизнеса в развитии общества, о рисках малого бизнеса и средствах защиты производства в условиях экономических кризисов.

    Личностные

    Воспитание экономически грамотной личности.

    Работа с текстом учебника «В классе и дома»

    Описывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства.

    §22 Вопросы и задания стр 192-193

    26

    Роль государства в экономике

    1

    Урок «открытия» нового знания

    Предметные

    Понятия: государственный бюджет, налогообложение, внешний долг,     прямой   налог,   косвенный налог, акциз. Называть способы воздействия государства на экономику. Сравнивать государственное    и    рыночное    регулирование экономики. Уметь   ориентироваться   в системе   налогообложения,   анализировать   информацию СМИ о мероприятиях правительства по распоряжению деньгами.

    Метапредметные

    Уметь: составлять таблицы; выполнять проблемные задания; моделировать ситуации и анализировать их.

    Личностные

    Воспитание экономически грамотной личности.

    Работа с текстом учебника «В классе и дома»

    Раскрывать смысл понятия «государственный бюджет.

         

    §23

    Вопросы и задания стр200-201

    27

    Распределение доходов

    1

    Урок «открытия» нового знания

    Предметные

    Объяснять   сущность   бюджета.   Уметь составлять личный или семейный бюджет.  Объяснять причины неравенства доходов, называть меры социальной поддержки различных слоев населения.

    Давать определение понятий:   бюджет,   стабилизированный бюджет, положительное сальдо, отрицательное сальдо, государственный долг, социальные программы.Метапредметные

    Работать с материалами СМИ, таблицами, графиками.

    ЛичностныеВоспитание экономически грамотной личности.

    Работа с текстом учебника «В классе и дома»

    §24

    Вопросы и задания стр207-208

    28

    Потребление

    1

    Урок «открытия» нового знания

    Предметные

    Объяснять понятия: потребление, семейное потребление, страховые услуги. Знать экономические основы прав потребителей, виды и значение страхования.

    Объяснять факторы влияния на объем и структуру потребительских расходов.

    Метапредметные

    Работать с материалами СМИ

    Личностные

    Воспитание экономически грамотной личности.

    Работа с текстом учебника «В классе и дома»

    §25

    Вопросы и задания стр214-215

    29

    Инфляция и семейная экономика

    1

    Урок «открытия» нового знания

    Предметные

    Объяснять понятия: инфляция, номинальный доход, реальный доход, сбережения, процент. Объяснять влияние инфляции на экономику, особенности формирования семейного бюджета в условиях инфляции. Называть банковские услуги, предоставляемые гражданам, основы кредитования граждан.

    Метапредметные

    Работать с материалами СМИ работать со статистическими материалами

    Личностные

    Воспитание экономически грамотной личности

    Работа с текстом учебника «В классе и дома»

    §26

    Вопросы и задания стр223

    30

    Безработица, ее причины и последствия

    1

    Урок «открытия» нового знания

    Предметные

    Знать понятия: безработица, занятость, объяснять экономические и социальные причины и последствия безработицы, называть меры государства для решения проблемы безработицы и обеспечении занятости населения.

    Метапредметные 

    Анализировать материалы СМИ, работать со статистическими материалами.

    Личностные

    Воспитание экономически грамотной личности

    Работа с текстом учебника «В классе и дома»

    §27

    Вопросы и задания стр232-233

    31

    Мировое хозяйство и международная торговля

    1

    Урок «открытия» нового знания

    Предметные

    Объяснять понятия: обмен, торговля, деньги, мировые деньги, валюта, всероссийский рынок, мировое хозяйство, внешняя торговля, протекционизм. Объяснять влияние внешней торговли на развитие экономики страны, проявление глобализации в современных условиях,

    Метапредметные Решать экономические задачи, анализировать материалы СМИ по теме урока.

    Личностные

    Воспитание экономически грамотной личности

    Работа с текстом учебника «В классе и дома»

           Раскрывать смысл понятия «обменный валютный курс»

     

    §28

    Вопросы и задания стр 239-240

    32

    Подготовка к тестированию

    По итогам главы

    Контрольной работе

    Урок отработки умений и рефлексии

    Предметные

    Знать:

    -   основные   теоретические   положения раздела,

    -основные понятия.

     

    Стр 241-246

    33

    Контрольная работа

    Урок развивающего контроля

    Систематизировать и обобщить изученный материал

    34

    Работа над ошибками

    Урок отработки умений и рефлексии

    Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.

          Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для обучающихся

    35

    Урок развивающего контроля

    Провести диагностику результатов обучения в 8 классе.

           Подвести итоги учебной работы за год.

           Наметить перспективы обучения в 9 классе

    Подведение итогов года

    1



    Предварительный просмотр:

    1. Пояснительная записка

    Нормативно правовые документы, на основе которых разработана данная программа

    • Федеральный закон от 29.12.12 N273-ФЗ (ред.13.07.2015) 2Об образовании в Российской Федерации»;
    • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
    • приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
    • приказ  Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373»;
    • письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 № 1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
    • типовое положение об общеобразовательном учреждении  и устав МКОУ «СОШ №1»  г.Поворино (в соответствии с основной общеобразовательной программой и Учебным планом МКОУ «СОШ №1»  г.Поворино на 2016/2017 учебный год);
    •  стандарт  второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание 5-9 классы. М., «Просвещение», 2015 г.
    •  Л.Н. Боголюбов. Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова, 5-9 классы, М., «Просвещение», 2015 г.

    Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения.

    Изучение обществознания на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

    - развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

    - воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

    - освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;

    - овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;

    - формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

    Рабочая программа учитывает актуальные задачи развития в подростковом возрасте:

     - освоение «нового тела», физиологическая и психологическая полоидентичность;

    - развитие абстрактного мышления;

    - приобритение навыков межличностного общения со сверстниками своего и противоположного пола;

    - приобретение навыков межличностного общения со сверстниками своего и противоположного пола;

    - становление новых, более независимых отношений в семье: уменьшение эмоциональной зависимости при сохранении потребности в психологической и материальной поддержке;

    - выработка жизненной философии, системы ценностей;

    - постановка задач будущего (семья, карьера, образование) в связи с решением вопроса «В чем мое призвание?».

    Темы  программы 8 класса предполагает выделение специальных уроков-практикумов, на которых учащиеся выполняют практические задания, развивают свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенное содержание.

    Исследовательские компетенции означают формирование умение находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных представлять и обсуждать различные материалы в разнообразных аудиториях; работать с документами.

    Социально-личностные компетенции означают формирование умений критически рассматривать те или иные аспекты развития нашего общества: находить связи между настоящими и прошлыми событиями; осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций; понимать произведения искусства и литературы; вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение.

    Коммуникативные компетенции предполагают формирование умений выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей; дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать публично; литературно выражать свои мысли; создавать и понимать графики диаграммы и таблицы данных.

    Организаторская деятельность и сотрудничество означает формирование способностей организовывать личную работу; принимать решения; нести ответственность; устанавливать и поддерживать контакты; учитывать разнообразие мнений и уметь разрешать межличностные конфликты; вести переговоры; сотрудничать и работать в команде; вступать в проект

    Межпредметные связи на уроках обществознания: курс «Обществознание» в 5-9 классах опирается на обществоведческие знания, межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам как «История», «Литература», «География», «Мировая художественная культура».Особое значение в данном перечислении отдаётся предмету «История». Курс «Обществознание» в 8-9 классах, выстраиваемый на основе данной программы, предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние.

    Основными формами организации учебной деятельности является урок (урок-лекция, урок-сюжетно-ролевая игра, урок-беседа, урок-дискуссия).

    При организации учебного процесса уделяется внимание здоровьесберегающим технологиям, позволяющие повышать уровень познавательной активности обучающихся.

    Методы здоровьесберегающих технологий способствуют эмоциональной уравновешенности школьников, уверенности в собственных возможностях.

    Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья обучающихся.

    На уроках большое внимание уделяется:

    - дифференцированному подходу в обучении;

    - рациональной организации урока;

    - психологической обстановке на занятиях;

    - созданию атмосферы успеха.

    В течение учебного часа происходит смена видов деятельности.

    На каждом уроке проводятся:

    - эмоциональная разрядка;

    - физкультминутки, корректировка осанки обучающихся;

    - гимнастика для глаз;

    - соблюдение санитарных норм в учебном кабинете (чистота, освещение, озеленение, температурный режим).

    Для оценивания результатов достижений учащихся использую письменный и устный опрос (как фронтальный, так и индивидуальный),  тестирование,  работа с таблицей, составление конспекта текста, проекты, доклады, рефераты.

    1. Общая характеристика учебного предмета

    Учебный предмет «Обществознание» - рекомендован для изучения в основной школе с 5 по 9 класс. Основой курса являются научные знания об обществе и человеке. Изучая общественную жизнь в её многогранности, курс объединяет комплекс следующих наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Специфичность учебного предмета в его интерактивности и комплексном изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека. Помимо знаний, важным содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

    Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования целостного и ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность обучающимся идентифицировать себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. А также приобрести  опыт социального и культурного взаимодействия.

       Курсы обществознания в 5,6,7 классах являются началом системного изучения учащимися обществоведческих дисциплин. Данные курсы представляют единство научного, дидактического, методического и воспитательного начала. Они дают учащимся необходимые знания по всему кругу общественных дисциплин, умения разбираться в определенных жизненных ситуациях, включают методический аппарат, призванный с помощью заданий и вопросов закрепить пройденный материал, усвоить понятия и уметь найти решения в конкретных жизненных ситуациях. Преподавание обществознания в 5-7 классах ориентировано на анализ конкретных вопросов и проблем, с которыми сталкиваются учащиеся в повседневной жизни, на раскрытие нравственных и правовых основ жизни общества.

    В 5–7 классах используются доступные для учащихся формы и приемы работы:

    обучение учащихся умению получать социальную информацию из разнообразных источников;

    формирование умения решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;

    обучение давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки зрения нравственности и права.

    Исследование явлений и процессов, происходящих в обществе, требует разнообразия используемых источников:

    литературные (художественные произведения, которые ученики читают самостоятельно или изучают на уроках литературы);

    художественные (картины, фотографии, фильмы и т.д.);

    публицистические (соответствующие тексты интернет-,печатных, телевизионных СМИ) и новостные;

    научно-теоретические (фрагменты из научных текстов);

    опыт самих учащихся, как собственный, так и «снятый», то есть рассказы сверстников и представителей других референтных групп.

    В познавательной деятельности на уроках используются современные личностно ориентированные педагогические технологии. Учащиеся вовлекаются в практические и лабораторные занятия с решением проблемных заданий, с самостоятельным анализом разнообразных носителей социальной информации, подготовку докладов, сообщений

    Курсы 8-9 классов представляют собой относительно завершенную систему знаний. Дают наиболее общие представления о человеке и обществе, характеристику современного российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знания прикладного характера, необходимые для выполнения основных социальных ролей. Содержание курса 8-9 класса обеспечивает преемственность между основной и средней школой. Ряд теоретических положений изучается в нём на пропедевтическом уровне, без введения строгих научных формулировок, которые иногда заменяются описаниями признаков рассматриваемых явлений и процессов.

    1. Место предмета, курса у в учебном плане

    Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 105 часа для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования, в том числе

    • в  VI, VIII, IX классах по 35 часов из расчета 1 учебный час в неделю.

    1. Результаты освоения курса «Обществознание»

    Личностные, метапредметные,  предметные результаты освоения учебного предмета, курса

    Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:

    • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

    • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

    • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

    Метапредметные результаты  изучения обществознания  проявляются в:

    • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

    • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

    • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

    • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

    • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

    1) использование элементов причинно-следственного анализа;

    2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

    3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

    4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

    5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

    6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;

    7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

    8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

    Предметными результатами  являются в сфере:

    познавательной

    • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

    • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

    • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

    • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

    ценностно-мотивационной

    • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

    • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

    • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

    трудовой

    • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

    • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

    эстетической

    • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

    • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

    коммуникативной

    • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

    • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

    • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

    • понимание значения коммуникации в межличностном общении;

    • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

    • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

    Критерии оценки

    Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметки). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля.

    1. Содержание тем учебного курса

    Тема 1. Личность и общество

    Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.

    Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.

    Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в ХХI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.

    Тема 2. Сфера духовной культуры

    Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.

    Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия этики. Критерии морального поведения.

    Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.

    Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека.

    Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.

    Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование.

    Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

    Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

    Тема 3. Социальная сфера

    Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.

    Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.

    Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.

    Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.

    Тема 4. Экономика

    Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).

    Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.

    Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.

    Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.

    Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.

    Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.

    Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.

    Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.

    Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.

    Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.

    Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

    Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.



    1. Тематическое  планирование курса «Обществознание» 8 а.б класс 35 час

    Тема урока

    Кол-во

    часов

    Организационные формы обучения

    Фронтальная

    Групповая

    Парная

    индивидуальная

    Характеристика основных видов деятельности ученика

    (на уровне учебных действий)

    Глава I Личность и общество

    1

    Введение

    Что делает человека человеком

    1

     Фронтальная

    Знать основные положения урока. Уметь  анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения и уметь его обосновывать. Уметь: характеризовать понятия: человек, личность; объяснять роль социальных норм в воспитании и развитии личности.

    определять уровень своей социальной зрелости и влияние окружения, друзей, семьи на поведение, принятие решений.

    Анализировать полученную информацию, делать выводы

    Познакомиться с основным содержанием курса 8 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся

    Выявлять отличия человека от животных.

    Объяснять человеческие качества. 

    Различать биологические и природные качества человека.

    Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в человеке.

    Определять своё отношение к различным качествам человека.

    Выявлять связь между мышлением и речью.

    Объяснять понятие «самореализация».

    Определять и конкретизировать примерами сущностные характеристики деятельности.

    Приводить примеры основных видов деятельности

    2

    Человек, общество и природа.

    1

    Фронтальная

    Знать понятия связи человека с природой.

    Проследить влияние деятельности человека на окр. среду Экологический кризис, природные ресурсы, природное единство мира, биосфера, ноосфера

    Анализировать полученную информацию, делать выводы

    3

    Общество как форма жизнедеятельности людей. Развитие общества.

    1

    Фронтальная

    Уметь:

    – объяснять понятия: общество, государство, страна;

    – называть основные сферы жизни общества;

    – характеризовать их;

    – приводить примеры многообразия и единства мира.

    пояснять сущность социального прогресса, включающего

    в себя экономический, технический и культурный прогресс;

    Знать понятия и термины: общество, социальная организация страны, сферы общества, страна, государство, мировое сообщество

    Анализировать полученную информацию, делать выводы

    4

    Развитие  общества

    1

    Фронтальная

     Понимать значение терминов  Отличать соц.  Революции от реформ Характеризовать различные общества

    Осознавать проблемы человечества

    Анализировать полученную информацию, делать выводы

    5

    Как стать личностью

    1

    Фронтальная

    Уметь анализировать позиции исследователей по вопросу взаимодействия и взаимовлияния общества и человека;

    характеризовать особенности общества, менталитет жителя края.

    Знать понятия и термины: человек, личность, социум, мировоззрение, сферы общества, глобализация  

    6

    Контрольная работа

    1

    Фронтальная

    Уметь обобщать и систематизировать информацию

    7  

    Итоговое тестирование

    Фронтальная

    Уметь обобщать и систематизировать информацию

    Глава II . Сфера духовной культуры

    8

    Сфера духовной жизни

    1

    Фронтальная

    Знать понятия и термины духовная сфера, внутренний мир, многонациональная культура России. Уметь выделять отличия духовной сферы от других сфер, связи между культурой общества и человека

    Анализировать полученную информацию, делать выводы

    9

    Мораль. Моральный выбор- это ответственность

    1

    Фронтальная

    Знать понятия и термины темы, уметь давать оценку высказываниям и поступкам с точки зрения морали

    Понимать значение  понятий и терминов темы, уметь определять и действовать в соответствии с моральными нормами, критически анализировать собственные поступки и помыслы

    Анализировать полученную информацию, делать выводы

    10

    Долг и совесть

    1

    Фронтальная

    Знать понятия и термины темы, уметь давать оценку высказываниям и поступкам с точки зрения морали

    Понимать значение  понятий и терминов темы, уметь определять и действовать в соответствии с моральными нормами, критически анализировать собственные поступки и помыслы

    Анализировать полученную информацию, делать выводы

    11

    Образование

    1

    Фронтальная

    Знать понятия и термины темы. Уметь анализировать текст, выделять связь между конкурентоспособностью страны и образованием, определять основные качества человека, отвечающие запросам информационного общества Анализировать полученную информацию, делать выводы

    12

    Наука в современном обществе

    1

    Фронтальная

    Знать понятия и термины темы, уметь определять отличительные черты науки от других систем, роль науки в современном обществе

    Анализировать полученную информацию, делать выводы

    13

    Религия как одна из форм культуры

    1

    Фронтальная

    Знать понятия и термины темы. Уметь выделять особенности религии. аргументировать собственную точку зрения, опираясь на обществоведческие знания

    Анализировать полученную информацию, делать выводы

    14

    Подведение итогов главы

    1

    Фронтальная

    Знать понятия и термины раздела, уметь анализировать источник, выделять связи между явлениями

    Анализировать полученную информацию, делать выводы

    15

    Итоговое тестирование

    Фронтальная

    Уметь обобщать и систематизировать информацию

    Глава III  Социальная сфера

    16

    Социальная структура общества

    1

    Фронтальная

    Уметь: объяснять и  характеризовать сущность социальной структуры;

    – называть основные социальные нормы;

    – сравнивать пути решения социальных конфликтов; выделять в тексте оценочные суждения

    Знать понятия и термины: предмет конфликта, субъекты, повод, причины, цель, масштаб, формы конфликта, типичный конфликт.

    Анализировать полученную информацию, делать выводы

    17

    Социальные статусы и роли

    Социальная сфера

    1

    Фронтальная

    Уметь характеризовать социальный статус и социальные отношения;

    – выделять в тексте оценочные суждения о социальном статусе.

    Знать понятия и термины социальная группа, социальные отношения, статус, роль

    Уметь: называть основные направления социальной политики на современном этапе российского общества; характеризовать социальные отношения.

    Анализировать полученную информацию, делать выводы

    18

    Нации и межнациональные отношения

    1

    Фронтальная

    Уметь приводить примеры больших и малых социальных групп, их взаимодействия;  находить в учебной литературе оценочные суждения

    о национальных проблемах.

    Знать понятия и термины: этнос, этническое самосознание, семья, род, клан, племя, народность, нация, взаимодействие народов, этноцентризм, национальная нетерпимость, толерантность

    Анализировать полученную информацию, делать выводы

    19

    Отклоняющееся поведение

    1

    Фронтальная

    Уметь выделять опасные формы отклоняющегося поведения, причины их. Знать основные понятия и термины темы

    Анализировать полученную информацию, делать выводы

    20

    Итоговое тестирование

    Фронтальная

    Уметь обобщать и систематизировать информацию

    Глава IV Экономика

    21

    Экономика и ее роль в жизни общества

    1

    Фронтальная

    Уметь характеризовать понятия;

    – объяснять роль экономики в жизни общества;

    – разъяснять структуру экономики.

    Знать понятия и термины: рыночная экономика, ресурсы, производство, потребление, распределение, фирма, рынок

    Анализировать полученную информацию, делать выводы 

    22

    Главные вопросы экономики Собственность

    Фронтальная

    Уметь характеризовать понятия, сравнивать модели экономических систем

    Знать основные вопросы экономики, функции и модели экономических систем Уметь высказывать свою точку зрения, опираясь на обществоведческие знания, знать термины и понятия темы

    Анализировать полученную информацию, делать выводы

    23

    Рыночная экономика

    1

    Фронтальная

    Уметь характеризовать рынок, рыночную экономику;

    – называть основные функции цены;

    – сравнивать

    понятия конкуренция, монополия, олигополия.

    Знать понятия и термины: рынок, биржа, банк, конкуренция, механизм выравнивания цен, олигополия, монополия

    Анализировать полученную информацию, делать выводы

     

    24

    Производство- основа экономики

    1

    Фронтальная

    Уметь:

    – сравнивать понятия: товар

    и услуги; Знать понятия и термины: факторы производства, разделение труда. специализация, товар, услуги

    Анализировать полученную информацию, делать выводы

    25

    Предпринимательская

    1

    Фронтальная

    Уметь:

    – приводить примеры предпринимательской деятельности;

    – характеризовать предпринимательскую этику;

    – высказывать суждения о роли малого бизнеса.

    Знать понятия и термины: предпринимательство, бизнес, механизм получения прибыли в бизнесе, менеджер, предприниматель, наемный работник, риск в бизнесе

    Анализировать полученную информацию, делать выводы

    26

    Роль государства в экономике

    1

    Фронтальная

    Уметь:

    – называть способы воздействия государства на экономику;

    – сравнивать государственное и рыночное регулирование экономики.

    Знать понятия и термины: государство, экономическая роль государства, налоги, источник доходов государства, налогообложение, прямые и косвенные налоги, подоходный и прогрессивный налог

    27

    Распределение доходов

    1

    Фронтальная

    Уметь давать оценку источникам дохода граждан, знать основные понятия темы

    Анализировать полученную информацию, делать выводы

    28

    Потребление

    1

    Фронтальная

    Уметь характеризовать бюджет семьи, основы защиты прав потребителей

    Знать основные понятия и термины темы

    Анализировать полученную информацию, делать выводы

    29

    Инфляция и семейная экономика

    1

    Фронтальная

    Уметь характеризовать причины инфляции. Знать понятия и термины: государственный бюджет, бюджет семьи, доходы и расходы, внешний и внутренний долг, дефицит бюджета

    Анализировать полученную информацию, делать выводы

    30

    Безработица, ее причины и последствия

    1

    Фронтальная

    Уметь:

    – называть нормы правового регулирования трудовых отношений, нормы трудовой этики;

    – объяснять понятие «занятость» и причины безработицы.

    Знать понятия и термины: труд, заработная плата, безработица, рабочая сила, занятость, страхование безработицы

    Анализировать полученную информацию, делать выводы

    31

    Мировое хозяйство и международная торговля

    1

    Фронтальная

     Знать понятия и термины темы, уметь давать оценку высказываниям и поступкам с точки зрения морали

    Понимать значение  понятий и терминов темы, уметь определять и действовать в соответствии с моральными нормами, критически анализировать собственные поступки и помыслы

    Анализировать полученную информацию, делать выводы

    32

    Подготовка к тестированию

    По итогам главы

    Контрольной работе

    1

    Фронтальная

     

    Уметь обобщать и систематизировать информацию

    33

    Тестирование

    1

    Фронтальная

    Уметь обобщать и систематизировать информацию

    34

    Работа над ошибками

    1

    Индивидуальная

    Уметь находить и исправлять ошибки. Делать выводы.

    34 35

    Контрольная работа

    1

    Фронтальная

    Уметь обобщать и систематизировать информацию

    Подведение итогов года


    1. Учебно-методические и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

    Данная рабочая программа ориентирована на использование следующего учебно-методического комплекса:

    • учебник Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др./, под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – Рос. Акад. наук, Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение». - 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 256 с.
    1. Планируемые результаты освоения учебного курса

    В процессе изучения курса у обучающихся должны сформироваться:

    -  знания и представления о нормах российского законодательства;

    - знания, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности;

    - коммуникативные способности; способность к творческому мышлению и деятельности в ситуациях с незаданным результатом.

    В результате изучения обществознания в 8 классе ученик должен

    знать/понимать

    биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

    тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;

    необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

    особенности социально-гуманитарного познания;

    уметь

    характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

    анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

    объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

    раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

    осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

    извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

    оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

    формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

    подготовить четное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

    применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

    совершенствования собственной познавательной деятельности;

    критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

    решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

    ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;

    предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

    оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

    реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

    осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.


              Инструментарий для оценивания результатов

    Задачи школьной отметки:

    • Отметка выступает средством диагностики образовательной деятельности.
    • Отметка является связующим звеном между учителем, учащимся и родителем.

    Принципы выставления школьной отметки:

    • Справедливость и объективность - это единые критерии оценивания ЗУНов учащихся, известные ученикам заранее;
    • Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
    • Гласность и прозрачность - это доступность и понятность информации об учебных достижениях учащихся, возможность любого заинтересованного лица проанализировать результаты и сделать соответствующие выводы;
    • Незыблемость - выставленная учителем отметка может подвергаться сомнению каждой из сторон, но даже в случае конфликтной ситуации и создания конфликтной экзаменационной комиссии, экзаменатор замене не подлежит.
    • Своевременность – оценка выставляется в течение 3 дней после проведения контроля, если иное не определено в предметном приложении.

    Критерии оценивания устного и письменного ответа по истории:

    Отметку "5" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объеме соответствует учебной программе, допускается один недочет, объем ЗУНов составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).

    Отметку "4" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы и объем ЗУНов составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ).

    Отметку "3" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов. Учащийся владеет ЗУНами в объеме 50-70% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).

    Отметку "2" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ЗУНов учащегося составляет 20-50% содержания (неправильный ответ).

    Тестирование
    80% от максимальной суммы баллов – оценка «5»
    60-80 % - оценка «4»
    40-60 % - оценка «3»
    0-40 % - оценка «2»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по обществознанию 7 кл. Боголюбов

    Рабочая программа по обществознанию 7 кл. Боголюбов...

    Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

    Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М. Неменский. ...

    Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

    Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

    рабочие программы 2-4 класс ФГОС

    Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

    Рабочая программа по обществознанию 5класс ФГОС

    Программа по обществознанию,разработанная  к учебнику Боголюбова Л.Н. 5класс....

    Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

    Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...

    Рабочая программа по обществознанию (по ФГОС) с КТП для 5-6 классов

    Программа составлена на основе ФГОС нового поколения, с учетом методических рекомендаций. Помимо самой программы прилагается календарно-тематическое планирование для 5 и 6 классов. В программе описан ...