Религия как одна из форм культуры.
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему

Цели урока:

Ø   Обобщить и систематизировать знания о религии.

Ø   Раскрыть специфические черты религиозного сознания, различные функции религии в обществе.

Ø   Охарактеризовать основные типы религиозных организаций.

Ø   Раскрыть смысл свободы совести и свободы вероисповедания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon religiya_kak_odna_iz_form_kultury.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок по обществознанию. (8 класс)                         Дата: 3 декабря 2015 г.

Тема урока:  Религия как одна из форм культуры.

Цели урока:

  • Обобщить и систематизировать знания о религии.
  • Раскрыть специфические черты религиозного сознания, различные функции религии в обществе.
  • Охарактеризовать основные типы религиозных организаций.
  • Раскрыть смысл свободы совести и свободы вероисповедания.

Необходимые ресурсы, материалы:

1. АРМ учителя.

2. Материалы: мультимедийные презентация учителя и учеников.

Подготовительная работа: Подготовка учащимися дополнительно дома  сообщения по теме «Мировые религии»: буддизм, ислам и христианство.  

Основные понятия: Религия, свобода совести, свобода вероисповедания, атеизм, толерантность.

Оборудование: АРМ, раздаточный материал для учащихся в виде информационной таблицы для самостоятельного заполнения.

Ход урока:

I.Организационный момент

II. Изучение нового материала:

Слайд №1- актуализация внимания        

Скажите, пожалуйста, что вы представляете, какие слова приходят вам на ум, когда слышите слова «культура» и «религия»?

НА ДОСКЕ

культура

религия

Вежливость

Спасибо

Уступить

Сдержать слово

Аккуратность или др.

Картины, кино

Церковь

Священник

Крест

Пасха

 Рождество или др.

 

Слайд №2         

Эти большие понятия, культура и религия,  связаны у каждого из нас с их теплыми, простыми, понятными частичками. Представления эти можно уточнить, сделать так, чтобы каждое стало основательнее и глубже. Этим мы и займемся сегодня на уроке. Тема нашего сегодня урока «Религия как одна из форм  культуры»

Слайд №3          Обратите внимание на план урока.

  1. Что такое религия.
  2. Особенности религиозной веры
  3. Роль религии в жизни общества.
  4. Религиозные организации и объединения
  5. Свобода совести, свобода вероисповедания.

1. Первый пункт плана

Учитель. Религия - одна из наиболее значимых форм человеческой культуры, появившаяся ещё в глубокой древности.

Из уроков истории вам известно, что религия, религиозные представления людей зародились давно, примерно сорок тысяч лет назад.

На определенном этапе развития религии появляется такой социальный институт, как церковь, которая объединяет людей одного вероисповедания, формирует единые каноны, догматы, нормы поведения.

Большое значение религия имеет и в наше время.

Работа с учебником

Учебник трактует слово «религия» в двух значениях (рубрика «мнение»).

Учащиеся читают - Одни исследователи переводят это слово с латинского как «связывать», то есть оно обозначает особую, не материальную, а духовную связь земного и небесного (божественного) миров.

Согласно другому толкованию, религия - это «набожность, святыня, предмет культа».

Задание - Попробуйте самостоятельно определить смысл слова «религия», опираясь на эти переводы с латыни (предполагаемые ответы детей: для меня религия – это вера и эта связь между мною и Богом).

Религия – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия (записать в тетради).

В ходе беседы определить проблему, над которой будем работать на уроке: Проблема:  

В чем заключается принцип свободы совести и  как он реализован в нашей стране?

Слайд №4  Подходы к изучению религии

Число научных определений понятия «религия» так же велико, как и понятий «культура». Я хочу предложить вам несколько таких высказываний

«Религия – это то, что должно быть чисто и свято воздаваемо богам; что имеет смысл, если только  они замечают это, и сели есть роду человеческому  от бессмертных богов некое воздаяние»  Цицерон

«Религия – это познание всех наших обязанностей как божественных заповедей (религия – это не просто взгляд на мир, а жёсткие требования, которые регламентируют человеческую жизнь, как именно он должен направлять и распределять свои усилия)». Кант

«Религия – это опиум народа. Религия – это самосознание  человека, который или ещё не обрёл себя, или уже снова потерял себя». Маркс

Таким образом, само определение понятия «религия» - это уже предмет для дискуссии.

2. Второй пункт плана:

Слайд №5  

Компоненты духовной культуры:

-Долг и совесть

-Мораль

-Добро и зло

-Образование

-Наука

- Религия

Подвести ребят к тому, что на следующий урок – урок-практикум – дать домашнее задание

Слайд №6-7  Исторические этапы формирования религий

Комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и т. н. тотемами (на языке оджибве ототем - его род) - видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленными предметами); каждый род носил имя своего тотема. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу. (ТОТЕМИЗМ)

(от франц. fetiche - идол, талисман), культ неодушевленных предметов - фетишей, наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами. Был распространен у всех первобытных народов. Сохранившиеся черты - вера в амулеты, обереги, талисманы. (ФЕТИШИЗМ)

(от лат. anima, animus - душа, дух), вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии. ( АНИМИЗМ)

Формы религии:

  1. Ранние формы:

♦  фетишизм - основан на вере в сверхъестественную силу природных предметов;

♦  магия - основана на вере в сверхъестественные связи между естественными объектами и явлениями;

♦  тотемизм - основан на вере в существование сверхъестественной связи между человеческим родом и животным или растением;

♦  анимизм -   основан на вере в существование души, духов.

Вопросы для учащихся:

Встречаются ли в современном мире данные религиозные культы?

(да, вот например чёрная кошка, если она перейдет дорогу, то жди неудач; встал с правой ноги утром, будет все хорошо и т.д.)

Что вам известно о религиях в современном мире?

(в современном мире мы знает несколько религий. Вот у нас в России есть люди, которые придерживают христианство. А вот рядом с нами расположена Адыгея, где многие придерживают ислам, Калмыкия -  там распространен  буддизм).

Учитель: Да, ребята, на нашей территории  живут народы, поддерживающие многие религии, поэтому существуют и другие формы религий.

 

Слайд №8 Национально-государственные формы:  

иудаизм (религия евреев),

 индуизм,

 джайнизм,

парсизм,

сикхизм (религии индийцев),

 синтоизм (религия японцев),

 конфуцианство,

даосизм (религии китайцев).

Слайд №9  Мировые религии:

буддизм (время возникновения – VI-V вв. до н. э.),

христианство (I в. н. э.),

 ислам (VII в. н. э.).

Учитель:  Слово предоставляется учащимся, подготовившим сообщения о мировых религиях.

Каждая из групп демонстрирует свой материал, подобранный к уроку.

1 группа подготовила материал о буддизме (презентация «Буддизм» - учеников)

2 группа о христианстве (презентация Христианство)

3 группа об исламе (презентация Ислам – учеников)

Задание Практическая работа: По ходу сообщений класс заносит необходимую информацию в информационную таблицу, которая остаётся у учеников и вклеивается в рабочую тетрадь. 

     Религии            

параметры

Христианство

Ислам

Буддизм

Время возникновения

Обозначение бога

Священная книга

Символы

Культовые здания

Основы учения

Количество последователей религии

3. Третий пункт плана

Слайд №10  Функции религии  - даю таблицу (заполняют дома)

Вопросы для учащихся сопровождаются картинками на слайдах.

  • Какие основные функции имеет религия?
  • На какие виды подразделяются религии?
  • Глядя на слайды, определите о каких религиях идёт речь?

♦  компенсаторная или «терапевтическая» - смягчение социальных и личностных проблем, переключение негативных психологических состояний на позитивные;

♦  мировоззренческая - формирование определенного целостного воззрения на мир;

♦  культуротранслирующая - передача от поколения к поколению культурных ценностей, традиций, обычаев, произведений искусства;

♦  регулятивная - упорядочивание отношений в обществе;

♦  коммуникативная - создание среды общения;

♦  легитимирующая - узаконивание некоторых общественных порядков;

♦  интеграционно-дезинтеграционная - объединение единоверцев и разделение людей, исповедующих разные религии.

Слайд №11

Учитель:  Сейчас мы рассмотрим цитаты из разных священных книг

ЧИТАЮТ УЧАЩИЕСЯ ПО ОЧЕРЕДИ

БРАХМАНИЗМ: «Не делайте другим того, что было бы больно вам, если бы сделано было вам» (Махабхарата).

БУДДИЗМ: «Не причиняйте другим того, что самим кажется больно» (Удана-Варга: 5, 18).

ДАОСИЗМ: «Пусть удача вашего соседа станет для вас удачей, а потеря вашего соседа – для вас потерей» (Тай Шанг Кан Йинг Пиэн).

ЗОРОАСТРИЗМ: «Только тот по природе хорош, кто не делает другим ничего, что нехорошо для самого себя» (Дадистан-и-диник, 94:5),

ИСЛАМ: «Никто не является истинно верующим, пока не желает брату своему того же, чего желает себе» (Сунна).

ИУДАИЗМ: «Что ненавистно вам, не делайте ближнему своему» (Талмуд, Шаббат, 31 а).

КОНФУЦИАНСТВО: «Не делайте другим того, чего не хотите, чтобы они делали вам» (Аналекты, XV, 23).

ХРИСТИАНСТВО: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Новый Завет. Евангелие от Матфея 7:12).

ВЫВОД ДЕЛАЮТ ДЕТИ: Все эти высказывания доказывают то, что религии учат добру верности, любви к окружающим, терпимости.

Учитель: Но  история  нам дает немало примеров, когда на религиозной  почве происходят социальные конфликты, столкновения. Войны. Религии, которые проповедуют терпение, покорность,  смирение служили причиной  гибели множества людей.

Учитель: Вы можете привести примеры, подтверждающие этот тезис?

Слайд №12

(  ответы детей: походы крестоносцев, Варфоломеевская ночь, гонения на старообрядцев, исламский джихад, современные террористические акты исламских фундаменталистов, деятельность инквизиции, гонения на науку и т.д.)

Религиозная нетерпимость. Фанатизм.

На основе перечисленного можно сделать вывод, что религия  в нашем глобальном мире служит разъединению, разобщению людей?  Таким образом, не выполняет в полном объеме выше перечисленные функции. Вы с  этим согласны?

( Нет, религии  реализуют принцип свободы совести, но многое зависит и от самого гражданина. Только спокойное, уважительное отношение к представителям других религий, веротерпимость могут предотвратить недоверие, разногласия и вражду в обществе.)

 

С помощью  каких средств возможно примирение сторон? Избежать негативных последствий религиозных различий?

 ( Веротерпимость. Толерантность, личная ответственность)

Таким образом, можно сделать вывод нашей проблеме:  Религии  реализуют принцип свободы совести, но многое зависит и от самого гражданина. Только спокойное, уважительное отношение к представителям других религий, веротерпимость могут предотвратить недоверие, разногласия и вражду в обществе.)

Слайд №13

Учитель:    

 Обратите внимание на христианские заповеди.   Актуальны ли они сегодня? Какие функции религии реализуются посредством этих заповедей?

- Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было  хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.

- Не убивай.

- Не прелюбодействуй.

- Не кради.

- Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

- Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

(ответ подходит 1,2 функция: регулирующая и воспитательная)

4.Четвертый  пункт плана 

Слайды №14-17

   Важным элементом религии являются религиозные организации, непосредственно воплощающие  своей деятельности религиозные ценности и установки. К религиозным  организациям относят:

 -церковь

-секты

-организации, построенные вокруг  яркого    религиозного лидера.

На начало 2010 года в России зарегистрировано 23 494 религиозных организаций.

Правовое положение религиозных организаций регулируется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях».

       Слайд №15  Церковь

Объединяет последователей какого-либо религиозного вероучения. Для неё характерно четкое разделение верующих на священнослужителей (духовенство) и мирян (рядовых верующих). Имеет официального религиозного лидера. У многих церквей есть определенная территориальная структура.

иерархия в Русской Православной церкви

Иерархия - (от греч . hieros - священный и arche - власть), расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Термин употребляется для характеристики организации христианской церкви;

  • Диакон
  • Священник
  • Епископ

Слайд №16

 Любая церковь вырабатывает систему непреложных основ вероучения (догматов) и обрядов

Крещение

Хадж

Креще́ние (греч. βάπτισμα - «погружение в воду») - первое и важнейшее христианское таинство. Признаётся всеми христианскими конфессиями, хотя и не в одинаковом смысле. Через крещение человек становится членом Церкви. Только после крещения человек получает возможность участвовать во всех остальных церковных таинствах, и прежде всего, в евхаристии. Таинство крещения состоит либо в погружении (однократном или троекратном - в зависимости от конфессии) человека в воду, либо в обливании принимающего крещение человека, с произношением священником установленных молитв.

Хадж – это один из пяти важных столпов ислама, который приобрел свое законченное выражение во времена пророка Мухаммада. Это паломничество по нескольким святым местам (Мекка, Медина и др.), а также соблюдение определенного ритуала. Каждый мусульманин должен хотя бы один раз в жизни совершить хадж, всенепременно соблюдая все условия.

  Слайд №17  СЕКТА возникает обычно в результате отделения от церкви части мирян и священнослужителей, противопоставляющих себя остальным верующим. Численность участников секты, как правило, ограничена, причем ликвидируется деление на мирян и духовенство, провозглашаются идеи равенства всех членов организации.

Для секты характерны:  

- замкнутость,

- обособленность,

- претензии на исключительность своей роли,

- абсолютная нетерпимость к инакомыслию.

Слайд №18

В ЧЁМ СОСТОИТ ОПАСНОСТЬ МНОГИХ СУЩЕСТВУЮЩИХ НЫНЕ СЕКТ?

Слайд №19

По данным всероссийского опроса, проведённого ВЦИОМ в марте 2010 года население РФ распределяется по религиозной принадлежности следующим образом:

Православие - 75 %  

Ислам - 5 %  

Католицизм, Протестантизм, Иудаизм, Буддизм - по 1 % и меньше

Неверующие - 8 %

Слайд №20

Свобода совести, свобода вероисповедание.

Свобода совести - право человека самостоятельно формировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и общества в целом.

     Свобода вероисповедания – право самостоятельно выбирать, какую религию исповедовать, или вообще отказаться от религии, встав на позицию атеизма. 

Атеизм - мировоззрение, отвергающее существование сверхъестественного - богов, духов, других нематериальных существ и сил, загробной жизни и т. д.

В Конституции РФ статья 28  

Слайд №21

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Учитель: Вопросы религии не только отражены в конституции, но и в других документах в  Конвенция ООН о правах ребенка

ст. 14. Свобода мысли, совести и религии. Государства должны уважать право детей на свободу мысли, совести и религии под руководством их родителей.

Реализация принципа свободы совести, свободы вероисповедания в РФ:

  • Все религии на территории РФ являются равноправными, отсутствует государственная религия
  • Государство гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ
  • Государство гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ
  • Предусматривается равный доступ представителей всех религий и атеистов к получению образования.

Слайд №22

На основе перечисленного можно сделать вывод – ПРОБЛЕМА УРОКА:

 религия реализуют принцип свободы совести, но многое зависит и от самого гражданина. Только спокойное, уважительное отношение к представителям других религий, веротерпимость могут предотвратить недоверие, разногласия и вражду в обществе.

III. Закрепление и обобщение:

Слайд №23

Определение толерантности даем общими усилиями.

Из заготовок клеим цветок толерантности – после урока дарим их городам УРД (Ученическая республика «Дружба» - детская организация) в классные уголки.

IV. Домашнее задание:

Слайд №24

Учебник § 10 стр.75 – 81под редакцией Л.Н.Боголюбова;

заполнить таблицу: «Функции религии» стр. 78;

подготовиться к практикуму «Сфера духовной жизни».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Религия как одна из форм культуры

Раскрыть специфические черты религиозного сознания, различные функции религии в обществе.  Охарактеризовать основные типы религиозных организаций.  Раскрыть смысл свобо...

Религия,как одна из форм культуры.

Презентация к уроку обществознания по учебнику Боголюбова....

Урок обществознания. 8 класс.Религия как одна из форм культуры

Презентация к уроку обществознания 8 класс  "Религия как одна из форм культуры" (учебник под редакцией Л. Боголюбова)...

Религия как одна из форм культуры

урок обществознания по теме "Религия как одна из форм культуры"...

Презентация для 8 класса "Религия как одна из форм культуры" раздел "Сфера духовной культуры"

Тема очень важна для формирования мировоззрения школьников, поэтому в презентации предложено достаточное количествозаданий на размышление....

Религия как одна из форм культуры

Материал предназначен для урока обществознания в 8 классе по учебнику Боголюбова....

«Религия как одна из форм культуры»

МетоМетодическая разработка  имеет назначение как для проведения урока Обществознание по теме « Религия как одна из форм культуры» так же может быть использована для проведения классного часа в п...