Парламентский урок: "Гражданин. Общество. Государство".
план-конспект занятия по обществознанию (5, 6, 7 класс) на тему

Альбина Рашитовна Хайруллина

Цель : формирование гражданской позиции,   повышение правовой культуры.

Задачи:

-Обобщение и систематизация полученных знаний из курса обществознания;

-Закрепление знаний о государственных символах Российской Федерации и Республики Татарстан;

-Воспитание патриотизма и  гражданственности  учащихся;-Формирование политической культуры и активной гражданской позиции учащихся;

-Создание учащимся условий для совершенствования коммуникативных умений деятельности в составе группы; для закрепления умений работать с текстом, делать анализ, сравнивать, обобщать.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл parlamentskiy_urok_hayrullina_a.r.docx32.05 КБ

Предварительный просмотр:

Хайруллина А.Р., учитель истории

МБОУ «Большекайбицкая средняя общеобразовательная школа

Кайбицкого муниципального района

Республики Татарстан»

Внеклассное занятие

 по теме « Гражданин. Общество. Государство»

Цель:  формирование гражданской позиции,   повышение правовой культуры

Задачи: -Обобщение и систематизация полученных знаний из курса обществознания; -Закрепление знаний о государственных символах Российской Федерации и Республики Татарстан;-Воспитание патриотизма и  гражданственности  учащихся;-Формирование политической культуры и активной гражданской позиции учащихся;-Создание учащимся условий для совершенствования коммуникативных умений деятельности в составе группы; для закрепления умений работать с текстом, делать анализ, сравнивать, обобщать.

Оборудование:  видеопроектор,  компьютер, карточки с заданиями, выставка книг, учебников по теме.

Целевая аудитория  5,6,7 классы.

Ход мероприятия

Хор учащихся исполняет песню  «Служить России» (Авторы музыки и слов: Э.Ханок, И.Резник)

Чтец:

 Поэтом можешь ты не быть  

Но гражданином быть обязан                                   А что такое гражданин                                        Отечества достойный сын.

Ах! Будет с нас купцов, кадетов,

Мещан, чиновников, дворян,

Довольно даже нам поэтов,

Но нужно, нужно нам граждан !

Но где ж они ? Кто не сенатор,

Не сочинитель, не герой,

Не предводитель, не плантатор,  

Кто гражданин страны родной ?

Где ты, откликнись ? Нет ответа.

 И даже чужд душе поэта  

 Его могучий идеал !

 Но если есть он между нами,

 Какими плачет он слезами  !

 Ему тяжелый жребий пал,

 Но доли лучшей он не просит:

 Он, как свои, на теле носит

   Все язвы, Родины своей.    

 Учитель: В стихотворении Николая Алексеевича Некрасова «Поэт и гражданин» есть знаменитые строки: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Нельзя жить в России и быть равнодушным к ее судьбе, истории. Это и есть гражданское чувство, которое есть в каждом из нас.

Мы приглашаем на сцену команды участницы состязания на тему: «Гражданин. Общество. Государство». Команды занимают свои места. Оценивать выступление команд будет компетентное жюри (представляются  члены жюри). Капитаны команд представляют название, девиз. Итак, мы начинаем!  

1.Конкурс «Символы государства». Государственный гимн

Командам выдаются полоски бумаги, на которых напечатаны по одной строчке  первого куплета и припева Государственного гимна РФ и РТ. Необходимо сложить эти строчки, чтобы получился  куплет и припев гимна РФ и РТ.  Время выполнения задания – 1 минута. За правильный ответ -3 балла.  

Команды исполняют гимны РФ и РТ под фонограмму. На слайдах представлена информация об авторах гимна РФ:Музыка А. Александрова, слова С. Михалкова.Гимн РТ:  слова-доработанное стихотворение "Туган ягым"  Рамазана Байтимерова. Автор мелодии-Рустем Яхин. Автор перевода на русский язык – поэт Филипп Пираев.

 Государственный флаг. Командам выдаётся набор полосок цветной бумаги. Необходимо сложить из них государственный флаг России и Республики Татарстан. Время на выполнение  -  1 минута. За правильный ответ   2 балла.

На слайде информация о флаге РФ: Утвержден Указом Президента Российской Федерации № 2126 от 11 декабря 1993 года "О Государственном флаге Российской Федерации". Отношение ширины флага к его длине составляет 2:3. День государственного флага-один из официально установленных праздников России; учрежден в 1994 году указом президента Российской Федерации; отмечается 22 августа.Флаг РТ: Представляет собой прямоугольное полотнище с горизонтальными полосами зеленого, белого и красного цветов. Белая полоса составляет 1/15 ширины флага и расположена между равными по ширине полосами зеленого и красного цветов. Зеленая полоса сверху. Соотношение сторон флага-1:2.

Государственный герб.Команды получают изображение Государственного герба России и Республики Татарстан. Необходимо найти на каждом из них по три ошибки. На работу отводится 2  минуты. За правильное выполнение задания команды получают 3 балла.

На слайдах информация о гербе РФ: «Четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём змея». Герб РТ: «Представляет собой изображение крылатого барса с круглым щитом на боку, с приподнятой правой лапой на фоне диска солнца, помещенного в обрамление из татарского народного орнамента».

 Учитель : Ребята  мы с вами приступаем  ко  второму этапу конкурса.

2. «Государственная власть». Командам предстоит  выбрать правильный ответ из предложенных вариантов. Время на выполнение – 15 секунд. За правильный ответ команда получает 1 балл.

Итак, внимательно слушаем и  быстро отвечаем.  

1. Когда была принята Конституция РФ? ( 12 декабря 1993 г.). 2. Когда была принята Конституция РТ? (6 ноября 1992 г.). 3. Как называется парламент РФ  (Федеральное собрание). 4. Как называется  парламент РТ  (Государственный Совет).5. Назовите палаты Федерального Собрания  РФ  ( Государственная Дума и Совет Федерации).6. Назовите 3 ветви государственной власти  ( законодательная, исполнительная, судебная).

Учитель:  Ребята, вы очень хорошо поработали. Молодцы! Приступаем к  третьему этапу нашего состязания.

3.Конкурс « Права и свободы граждан».Команды получают карточки с заданиями. Задача команд: вписать права персонажей сказок  в пустые строки. Время выполнения  задания  1 минута. За каждый правильный ответ- 1 балл.

Поймав в сети золотую рыбку, старик нарушил право рыбки на ………….( свободу и личную неприкосновенность).Приказав Чернавке  увести царевну и бросить её связанной в лесу, царица посягнула на …….. (жизнь).Пёс  Соколко, не пуская старуху в дом, охранял право …….  ( на неприкосновенность  жилища).  В сказке «Колобок»  все персонажи  хотели съесть главного героя. Этим они нарушали право колобка  на ……….. ( жизнь).Маша проникла  в дом трёх  медведей  без  спроса и вволю  там похозяйничала. Этим она нарушила право на ……….. (неприкосновенность частной жизни).Балда  нанимается на работу к попу. Это значит, он воспользовался правом на ……….. ( труд).

Учитель: У каждого гражданина есть не только права, но и ряд обязанностей, которые закреплены в Конституции РФ и РТ.

4.Обязанности граждан.Команды получают листки с перечнем  обязанностей.  Задача команд: отметить те, которые являются обязанностями гражданина России, закреплёнными в Конституции нашей страны. (Соблюдать законы, платить налоги, состоять в рядах какой – либо партии, быть членом профсоюза, работать на предприятии, защищать Отечество, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к памятникам истории и культуры, учиться, получать образование). Время выполнения работы – 1 минута.  За правильно выполненное  задание  команда получает  5 баллов.

Учитель: сколько красивых стихов и песен написано о Родине ! Я предлагаю командам создать свое стихотворение о родном крае.

5. «Поэтический». Команды получают задание составить стихотворение из предложенных слов: Россия, и, бескрайние,  крыше, лежит, я, поля, смотрю, моя, вокруг, снег, на, нашей, кругом, вижу,и, Родина, что.

Чтец исполнят оригинал произведения:

 «Родина моя»

Россия-Родина моя,

Смотрю вокруг и что я вижу:

Кругом бескрайние поля

И снег лежит на нашей крыше.

Российский снег, он словно пух

Ложится прямо на ресницы.

Россия без зимы-ничто

И жаль, что улетают птицы.

Зимой не слышен соловей,

Ах, как поет он ночью летом !

И нет нигде таких берез.

Березы…Вся Россия в этом.

Когда расстанусь с детством я,

Объеду я дорог немало.

Россия-Родина моя !

Хочу чтоб ты сильнее стала!

И чем смогу, я помогу:

Цвести полям, расти деревьям.

Российский дух поднять смогу,

Чтоб гордость за него

Досталась нашим детям.

Автор: Д.Пенцов

Учитель: Настало время ответить на главный вопрос занятия: «Кто же он-гражданин России?»

6. «Словесный портрет гражданина России».Участники команды получают  задание  определить словесный портрет гражданина из пяти прилагательных, к каждому из которых приводят аргументацию.

Учитель: Гражданственность-это чувство собственного достоинства, дисциплинированность, высокое сознание гражданского долга, нетерпимость к нарушениям общественного порядка, принципиальность, честность, правдивость.

Жюри подводит итоги состязания, награждает победителей.

Чтец:                          

Молодость! Возьми с собой в дорогу

Самую заветную мечту;

 За людей душевную тревогу,

Сердца жар и мыслей красоту,

Мудрость чувства,

 Стойкость в бурях жизни.

 Мужество во всем и до конца,

  Верность другу,

 Преданность Отчизне,

  Имя гражданина и борца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция 1. Общество, государство и право

В помощь по подготовке к ЕГЭ по обществознанию, лекция...

Роль права в жизни человека, общества,государства.

Обобщение и систематизация материала по теме право. Умение работать детей с материалом по праву. Проверка усвоение важного материала....

Зачем обществу государство ? (часть 1,2)

Презентация по обществознанию 7 класс...

Приложение к уроку «Зачем обществу государство?»

Высказывания для обсуждения к уроку "Зачем обществу государство?"...

Роль права в жизни человека,общества,государства (вопросы для индивидуальной работы)

Роль права в жизни человека,общества,государства (вопросы для индивидуальной работы)...

Парламентский урок "Парламент. Общество и я."

В нашей школе, как и по всей стране, традиционным стало проведение парламентского урока. Впервые в Татарстане парламентский урок прошел в 2009 году. С этого момента проект стал ежегодным. В разные год...