Роль права в жизни человека, общества,государства.
методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему

Обобщение и систематизация материала по теме право. Умение работать детей с материалом по праву. Проверка усвоение важного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_9_klasse.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

    Тема: « Роль права в жизни человека, общества, государства».

9 класс.

Предмет: обществознание.

Учебник: Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф.,

                  Матвеев А.И.

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о роли права в жизни общества и государства; способствовать формированию правовой культуры, закрепить умения работать с источниками; воспитывать активную гражданскую позицию.

Задача: формирование гражданских  качеств личности, делающих

             её  политически активной в современном  обществе , и выстраивать свою жизнь на основе нормативно- правовой основе РФ

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Метод обучения: иллюстративно- словесный.

Форма урока: групповая.

 

     

Ход урока.

I. Мобилизующее начало урока. 

- Сегодня нам предстоит обсудить важную тему, которая является одной из основополагающих в формировании гражданской позиции каждого гражданина государства, независимо от его нравственных и политических убеждений.

II. Постановка проблемного вопроса.

- Начать наше общение я предлагаю с постановки проблемы :

«Если бы все люди поступали в соответствии с десятью заповедями Христа, нужны ли были законы?»

- Я предлагаю вам высказать сейчас своё мнение, а в конце нашего занятия мы ещё раз обсудим этот вопрос, но  уже  опираясь на услышанное  в ходе урока.

( Ответы учащихся)

III. Работа над материалом   урока.

  1. Анализ книжной выставки.

-Сегодня ребята, мы будем говорить о праве, поскольку праву в жизни отведена большая роль, потому что это одна из ценностей, без которой жить было бы сложно.

-Обратите внимание на нашу книжную выставку. Что объединяет эти книги?

-Кого они касаются? На уроках вы были ознакомлены с ними и поэтому многое уже знаете об их создании.

- Когда  и с какой целью была создана Конвенция о правах ребенка?

Давайте обратимся  к статьям Конвенции  http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0f616ec4-1aaa-4be6-a8f4-1c1ab9cf09bc/konvenc-2.doc 

- Найдите, в какой статье говорится о том, до какого возраста ребенок нуждается в особой защите?

-Может ли ребенок быть участником судебного разбирательства?

Что будет с ребенком, если он остался без родителей?

( Работа учащихся со статьями Конвенции.)

- Как вы считаете, что сыграло решающую роль в  создании Уголовного  кодекса  РФ?

-Что собой представляет Конституция РФ? Давайте послушаем предысторию её возникновения.

 

  1. Индивидуальное сообщение  учащегося.

Первые попытки создать конституцию в России принадлежат декабристам П. Пестелю и Н. Муравьеву. С середины ХIХ в. в России начинается медленный, трудный процесс вызревания первых ростков конституционного строя. Особенно он быстро пошел в период правления Александра II – царя-реформатора. В это время Россия сделала три великих шага на пути установления конституционного порядка: в результате крестьянской реформы, отменившей крепостное право, было осуществлено правовое закрепление свободы крестьян; в результате земской реформы сложилось земство; и наконец, в результате судебной реформы сложилась бессословная, демократическая судебная система.

      Следующий шаг на пути к конституции и конституционному строю в России        был сделан уже в ХХ в. 17 октября 1905 г. Николай II подписал манифест « Об усовершенствовании государственного порядка» . Царь « даровал» своим подданным  политические и гражданские права и свободы и провозгласил создание нового законодательного органа – Государственной думы

3.Упражнение « Вопрос на засыпку»

-Говоря о праве, нам нужно вспомнить основные понятия, без которых нам никак не обойтись. Наше задание будет заключаться в следующем: перед вами представлены слова, на которые нужно дать точные определения.

Право, преступление, правовое государство, ответственность, гражданин

          4.Упражнение « Реконструкция правового источника»

- А сейчас я предлагаю Вам выступить в роли реставраторов и заполнить пропуски  в выдержках из  статей  правовых источников.

Ст.19. Все равны перед законом и ….(судом)

Ст.2. Человек, его … и …, являются высшей ценностью. (права, свободы)

Ст.22. Каждый имеет право на свободу и личную … (неприкосновенность)

Ст.58. Каждый … ( обязан) сохранять… ( природу  и окружающую среду. бережно относится к природным богатствам.

5.Упражнение « Судебное заседание»

Я вам сейчас предлагаю побыть в роли судьи. Вам будут предлагаться различные сюжеты преступлений, а вы, используя извлечения из УК РФ должны определить, какое решение, возможно, будет вынесено судом, по данному виду преступления или правонарушения.

«18-летний Владимир Козлов решил совершить кражу, для реализации замысла он попросил 12 – летнего Андрея постоять на «карауле», пообещав ему за это компьютерный диск».

- Какое преступление совершил совершеннолетний? Какой статье это преступление соответствует?

Ответ учащихся: Статья  150-Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления , Ст. 158 ( кража.)

«Неизвестный мужчина Н. позвонил по  телефону на номер 02и сообщил о том, что в доме по ул. Октябрьской  заложено взрывное устройство. При проверке дома взрывное устройство обнаружено не было».

Ответ учащегося: Статья 207. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма

« Двое любителей охоты, получив специальное разрешение, пошли поохотиться в лес и не заметили , как перешли границу заповедника и на его территории убили животное.»

 Ответ учащихся. Статья. 258. п.1.  Незаконная охота

  6. Задание « Циклические анаграммы»

-А теперь перейдем к следующему заданию. В циклических анаграммах буквы располагаются по кругу. Для решения циклической анаграммы необходимо найти методом перебора, нужный размер шага ( через одну, две, три буквы). Об этом будет свидетельствовать обнаружение фрагмента знакомого термина. А затем вы должны будете дать объяснение тому слову, что здесь зашифровано.

Диаграмма на доске.

1 Правосудие.

2. Закон.

7. Тестирование.

1. Право в отличие от других видов социальных норм: 

1) регулирует общественную жизнь;

 2) устанавливает правила поведения;

3) ограничивает свободу людей;

4) обеспечивается силой государства.

     2. Правоспособность возникает у гражданина:

 1) с рождения; 2) с 6 лет; 3) с 14 лет; 4) с 18 лет.

3.Что свойственно любому государству:

           1) рыночная экономическая   система

          2) стремление расширить свою территорию;

          3) гарантия прав и свобод человека;

          4) издание правовых норм.

          4. Верно ли суждение?

    Любое государство выступает гарантом осуществления человеком своих  прав и свобод.

  1. Ниже приведены примеры нормативных правовых актов. Все они за исключением одного, относятся к подзаконным актам. Найдите и укажите пример, выпадающий из этого ряда:

1.Указ Президента,

2. постановление правительства,

3.Конституция государства,

4. распоряжение министра

5.приказ директора школы.

8.Обсуждение проблемы.

- А теперь давайте снова вернёмся к вопросу, который мы обсуждали в начале нашего урока. Изменилось ли ваше мнение по вопросу о том, что «Если бы все люди поступали в соответствии с десятью заповедями Христа, нужны ли были законы?»

( Ответы учащихся).

Вывод: Право играет одну из важнейших ролей в жизни человека и общества. Всё, что прописано в правовых источниках является основой для организации жизни и деятельности  любого гражданского общества. Необходимо чётко  осознавать всю важность соблюдения законов, т.к. это является незыблемым фундаментом для любого государственного устройства.

IV. Итог урока. Домашнее задание.

- Думаю, что каждый из нас в ходе работы на уроке сделал для себя  определённые выводы. Домашнее задание будет носить творческий характер и вам предстоит написать эссе на тему: «Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага».

                                                                   (Вл. Соловьёв, философ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Роль права в жизни человека, общества и государства"

Урок спланирован согласно программе по обществознанию Министерства образования РФ. Разработка первого урока «Роль права в жизни человека, общества, государства» по главе V «Гражданин. Государство. Пра...

Роль права в жизни человека

формирование представлений учащихся о естественности  процесса возникновения права, порожденного общественной жизнью, практическими потребностями людей, необходимостью четкой организации их взаим...

Роль права в жизни человека,общества,государства (вопросы для индивидуальной работы)

Роль права в жизни человека,общества,государства (вопросы для индивидуальной работы)...

Презентация к уроку "Роль права в жизни человека, общества и государства". 9 класс. Обществознание.

Определение права.Основные черты и признаки права.Виды правонарушений.Виды юридической ответственности....

Конспект урока по обществознанию в 9 классе по теме: «Роль права в жизни человека, общества и государства».

laquo;Роль права в жизни человека, общества и государства»Тема урока: Что такое право и  роль права в жизни человека, общества и государства.Цели: дать характеристику ключевому понятию &la...

Урок-практикум «Роль права в жизни человека и общества»

Правовое государствоВерховенство законаВзаимная ответственность личности и государстваСудебная защита прав гражданРазделение властей:1.Законодательная2.Исполнительная3.Судебная...

Презентация к уроку обществознания по теме " Роль права в жизни человека, общества, государства"

Презентация предназначена для уроков обществознания   к разделу  "Право" (9, 10 класс), а так же  к урокам по курсу "Право" ....