Роль права в жизни человека
учебно-методический материал по обществознанию (10 класс) на тему

Орлова Светлана Васильевна

формирование представлений учащихся о естественности  процесса возникновения права, порожденного общественной жизнью, практическими потребностями людей, необходимостью четкой организации их взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_prava_v_zhizni_cheloveka_obshchestva_i_gosudarstva.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по обществознанию

Предмет: Обществознание

Место проведения: ГБС(К)ОУ школа №59 Приморского района

Тема: Роль права в жизни человека, общества и государства.

 Цели:

  1. Продолжить формирование представлений учащихся о естественности  процесса возникновения права, порожденного общественной жизнью, практическими потребностями людей, необходимостью четкой организации их взаимодействия.
  2.        Продолжить развивать умения работать с текстом учебника, формулировать выводы, высказывать свою точку зрения.
  3.       Воспитывать ответственное отношение к предмету.

Оборудование: понятия, учебник, схемы, индивидуальные задания, презентация,

Сообщения.

Ход урока:

этапы

содержание

примечания

I организаци

онный

момент

II

проверка

домашнего задания

-Сформулируйте что такое право.

-Какие существовали теории происхождения права?

-Назовите основные черты и признаки права

III сообщение темы и целей

Проблемная ситуация (в которой нарушены права человека)

-О чем будем говорить сегодня на уроке?

IV изучение нового материала

1. Гражданин и государство

Существуют различные точки зрения на то, что такое право и какую роль оно играет в жизни человека и общества.

Право- система общеобязательных норм, установленных гос-вом и охраняемых его силой.

Право-свод принципов, правил, ценностей, продиктованных естественной природой человека. Действующее в гос-ве законодательство призвано закреплять и обеспечивать права и свободы людей, обусловленные их естественной природой.

-Проанализируйте эти точки зрения. Какое из определений права отражает современный подход к праву как общественной ценности?

2. Потребность в порядке и справедливости.

Какие из нижеприведенных положений относятся к признакам права? Поясните свой выбор.

Общеобязательность выполнения

Выражение норм в официальных источниках

Действие в качестве меры свободы

Государственное обеспечение

Всенародное утверждение

З.Мера свободы.

Правильно ли следующее определение права? Аргументируйте свой ответ.

Право- совокупность общеобязательных норм(правил поведения), которые определяют меру свободы людей( служат критериями правомерного поведения), закрепляются в законах и иных юридических актах, обеспечиваются государством в целях утверждения порядка и справедливости в обществе, свободы личности, ее чести и достоинства.

-Выявите основные признаки понятия «право» и определите, в чем сходство и различие права и морали.

4. Право и закон.

Сравните утверждения двух мыслителей прошлого:

Французский поэт, историк и общественный деятель Ламартин сказал: «Совесть есть закон законов».

Римский политический деятель, философ
и писатель Сенека писал: «Стыд запрещает порою то, чего не запрещают законы».

-Как вы думаете, противоречат ли эти мысли друг другу? Свои высказывания обоснуйте.

5. Правонарушение.

-Определите, к каким видам правонарушений относятся нижеприведенные деяния:
А) ученик переходил улицу на красный сигнал
светофора, (административные)

Б) подростки поджигали кнопки лифтов жилых домов и писали на стенах нецензурные слова.

(административные)

В) гражданка Коврова не выполняла свои договорные обязательства о найме жилья.

(гражданско-правовые)

Г) компания подростков хранила, использовала и распространяла наркотики   (уголовные)

Д) гражданин Самохвалов не явился в суд для исполнения обязанностей присяжных заседателей, (административные)

6. Виды юридической ответственности.

- Заполните схему «Виды юридической ответственности».

Юридическая ответственность

-О каких видах юридической ответственности идет речь?

Этот вид ответственности был установлен судом. Иного порядка ее установления, кроме судебного, законом не предусмотрено, (уголовная)

Ответственность за данный проступок была установлена органами ГАИ, наложившими на нарушителя штраф в размере 3 минимальных окладов, (административная)

Этот вид ответственности всегда имеет
имущественный характер. На этот раз суд
потребовал возмещения нанесенного материального ущерба, (гражданская)

Ответственность за данное правонарушение состояла в увольнении работника, его соверщившего. (дисциплинарная)

Творческие задания

Распределите перечисленные ниже санкции в 2 группы. В 1 объедините то, что относится к моральной ответственности, во 2-то, что относится к ответственности юридической:

Штраф, чувство стыда, исправительные работы, угрызения совести виновного лица, административный арест, общественное осуждение, лишение специальных прав, конфискация, предупреждение, лишение свободы, мера воздействия со стороны предприятия, организации, товарищеского суда.

Заполните схему: «Виды гражданской ответственности».

Виды гражданской ответственности

Известно, что понятие «право» более широкое, чем закон. Источником права могут быть не только законы, но и другие нормативно-правовые акты, а также правовые обычаи, международные договоры.

Закон- нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом гос-ва, обладающий высшей юридической силой. Это значит, что все остальные нормативные акты должны исходить из законов и не противоречить им. Поэтому все нормативно-правовые акты, кроме закона, называются подзаконными.

-Проанализируйте информацию и ответьте, для чего, по-вашему нужны законы:

-Чтобы пользоваться своими правами и
защищать их

-Чтобы выполнять обязанности

-Чтобы бороться с правонарушениями

Другой ответ. Какой?

(регулировать общественную жизнь, поддерживать порядок, предупреждать правонарушения, защищать интересы граждан).

V закрепление

Отношение к закону, действующему в государстве, может быть различным.

-Возникает вопрос: обязан ли человек исполнять закон, который кажется ему несправедливым?

-Как поступить, если возникает противоречие между нравственным чувством и законом?

Английский мыслитель Джон Локк утверждал:

«Там где нет законов, там нет и свободы». Почему?

-Как вы понимаете смысл приведенных выше слов?

-Неужели свобода обязательно предполагает наличие законов?

VI Итог

Что узнали нового на уроке? Какие новые знания для вас наиболее ценны? Какая существует связь между темой урока и повседневной жизнью?

VII Домашнее

задание

Параграф 29, термины, задания письменно в учебнике после параграфа.

дневник