Рабочая программа по обществознанию 5-9 класс 2016
рабочая программа по обществознанию на тему

Шушпанова Ирина Вячеславовна

Рабочая программа по обществознанию 5-9 класс к учебникам Л.Н. Боголюбова 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp.obshchestvoznanie5-9kl.docx91.51 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа составлена  на основании следующих нормативных документов:

  1. Закон «Об образовании»;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт (второго поколения)
  3. Учебный план МБОУ ООШ№12 х. Мамацев
  4. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Требования к уровню достижений учащихся 5 класса на конец учебного года

      Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного,  компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими. Овладение знаниями, умениями, видами деятельности  значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными        в жизни.

     Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.

    Личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса являются:

  • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем   в  общественной и государственной жизни;
  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;
  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма , любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.

Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:

  • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
  • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально- философских позиций;
  • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;

     умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности.

   Предметными результатами освоения данного курса являются:

  • относительно целостное представление о человеке;
  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
  • знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления социальной действительности;
  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать  собственную точку зрения.
  • Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
  • В результате изучения обществознания ученик должен:
  • знать/понимать
  •  -социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
  •  -значение семьи, семейных отношений и семейных ценностей;
  •  -закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
  •  -различные подходы к исследованию человека и общества;
  •  -основные социальные институты и процессы;
  •  -важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • уметь:
  •  -характеризовать основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
  •  -сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
  •  -формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  •  -применять знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
  •  -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 5
  • -совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • -эффективного выполнения социальных ролей; сознательного взаимодействия с
  • социальными институтами;
  • - ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки
  • собственной гражданской позиции;
  • - оценки общественных изменений с точки зрения демократических и
  • гуманистических ценностей;
  • - нравственной оценки социального поведения людей;
  • - предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
  • -осуществления взаимодействия с людьми с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
  • Открывается курс темой «Человек в социальном измерении», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Далее учащиеся расширяют круг сведений о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними: «Человек среди людей» и «Нравственные основы
  • жизни».

Требования к уровню достижений учащихся 7  класса на конец учебного года

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

Знать/понимать:

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
  • амостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

• первичного анализа и использования социальной информации.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

  • сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

- на использование элементов причинно-следственного анализа;

- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Требования к уровню достижений учащихся 8  класса на конец учебного года

ученик научится:

  • осуществлять поиск и критическую оценку информации;
  • систематизировать обществоведческую информацию и представлять её в виде текста, таблицы, схемы;
  • обобщать, группировать, сравнивать факты, явления и понятия;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • в семейно-бытовой сфере (вести себя сообразно нравственным и правовым нормам, активно участвовать в жизни семьи и решении
  • её проблем);
  • в сфере трудовой деятельности (быть способным самостоятельно заключать и добросовестно исполнять трудовой договор,
  • соблюдать правила трудовой дисциплины, разумно пользоваться льготами для работников, совмещающих работу с учебой);
  • в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношениях (поступать в соответствии с нравственными и
  • правовыми нормами, грамотно взаимодействовать с государством и важнейшими институтами гражданского общества);
  • в сфере отношений в многонациональном и многоконфессиональном обществе (проявлять толерантность, конструктивно
  • взаимодействовать с людьми различных национальностей и вероисповеданий);
  • в сфере массовой коммуникации (быть способным находить, критически воспринимать необходимую социальную информацию и
  • рекламу, передаваемую по каналам СМИ).

ученик получит возможность научиться:

  • определять и объяснять другим людям своё отношение к общественным нормам;
  • принимать решения в ответственных ситуациях и не бояться отвечать за свои поступки;
  • уметь договариваться с людьми, преодолевать конфликты;
  • успешно решать жизненные задачи в разных сферах общественных отношений.
  • целеполаганию, включая постановку новых целей, при образовании практической задачи в познавательную;
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  • планировать пути достижения целей;
  • уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результатам и по способам действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы исполнения, как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Требования к уровню достижений учащихся 9 класса на конец учебного года

В  результате изучения обществознания ученик должен знать/понимать:

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
  • тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
  • особенностисоциально-гуманитарногопознания;

уметь:

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
  • анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

•        раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук;

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
  • извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
  • совершенствованиясобственнойпознавательнойдеятельности;
  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
  • ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

Содержание курса
5 класс (35 часов)


Введение.1 ч

Тема 1. «Человек» (4 ч)

Тема 1. Загадка человека. Зачем человек рождается. Что такое наследственность. Наследственность – биологическая сущность всех людей. Можно ли влиять на наследственность.
 Отрочество – особая пора. Легко ли быть подростком? Отрочество – пора мечтаний. Самостоятельность – показатель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. Нужны ли сегодня рыцари.
Учимся общаться.
Практикум. «Человек». Почему человеком нельзя стать без общения.

Тема 2. «Семья» (5ч)
Семья и семейные отношения. Зачем люди создают семьи. Семья и государство. Если семья не выполняет своих обязанностей. Какие бывают семьи.
 Семейное хозяйство. Семейные заботы. Каким должен быть хозяин дома. Как хозяйствовать по правилам.
Учимся помогать вести семейное хозяйство.
Свободное время. Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Свободное время и телевизор. Своими руками. Что такое хобби.
Практикум «Семья». Я  и моя семья. Семейный досуг

Тема 3. «Школа» (5 ч)
Образование в жизни человека. Школьное образование. О чем рассказала бабушка. Чему учит школа. Учись учиться.
 Образование и самообразование. Формы самообразования. Испокон века книга растит человека. Самообразование – путь к успеху. Самообразование и самоорганизация.
 Одноклассники, сверстники, друзья. Ты и другие ребята. Слово не воробей.
Учимся дружить жить в классе.
Практикум. «Школа». Школа в жизни человека  и общества.

Тема 4. «Труд» (5 ч)
Труд – основа жизни. Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает.
 Учимся трудиться и уважать труд.
Труд и творчество. Что такое творчество. Мастер и ремесленник. Творчество в искусстве.
Учимся творчеству.
Практикум. «Труд». Каким бывает труд человека. Труд и его оценка.

Тема 5. «Родина» (10 ч)
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Русский язык – государственный. За что мы любим свою страну.
 Государственные символы России. Герб России. Флаг. Гимн.
Гражданин России.. Гражданин. Права и обязанности граждан России. Моя хата с краю?
Учимся быть достойными гражданами.
Мы – многонациональный народ. Что говорит закон. Мы – дети разных народов, мы – один народ. Многонациональная культура России. Что такое национальность.
Учимся уважать людей любой национальности.
Практикум «Родина».Честь Российского флага. Толерантность – уважение людей любой национальности

  1. РН и ЭО (4ч)

Адыгея – моя малая Родина

Мой населенный пункт. Х. Мамацев.  

Символика Республики Адыгея

Адыгея - дружная семья всех народов

Итоговое повторение и обобщение 2ч.

Содержание курса 6 класс 35ч.

РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕК В СОЦИАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ (10 Ч.)

Человек – личность. Что такое личность. Индивидуальность – плохо или хорошо? Сильная личность – какая она?

Познай самого себя. Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что ты способен.

Человек и его деятельность. «Птицу узнают по полету, а человека – по работе». «Пчела мала, да и та работает». Жизнь человека многогранна (основные формы деятельности человека).

Потребности человека. Какие бывают потребности. Мир мыслей. Мир чувств.

На пути к жизненному успеху. Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких – залог успеха. Выбор жизненного пути.

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Человек в социальном измерении». Работа с дополнительным материалом. Выполнение заданий рабочей тетради.

РАЗДЕЛ II. ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ (9 ч.)

Межличностные отношения. Какие отношения называются межличностными. Чувства – основа межличностных отношений. Виды межличностных отношений.

Человек в группе. Какие бывают группы. Группы, которые мы выбираем. Кто может быть лидером. Что можно, чего нельзя и что за это бывает. О поощрениях и наказаниях. С какой группой тебе по пути.

Общение. Что такое общение. Каковы цели общения. Как люди общаются. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.

Конфликты в межличностных отношениях. Как возникает межличностный конфликт. Как не проиграть в конфликте.

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Человек среди людей».Презентация «Как вести себя в конфликтной ситуации». Практикум.

РАЗДЕЛ III. НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ЖИЗНИ (7 ч.)

Человек славен добрыми делами. Что такое добро. Кого называют добрым. Доброе – значит хорошее. Главное правило доброго человека.

Будь смелым. Что такое страх. Смелость города берет. Имей смелость сказать злу «нет».

Человек и человечность. Что такое гуманизм. Прояви внимание к старикам.

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Нравственные основы жизни». Устные задания для обобщения и систематизации знаний по пройденной теме. Письменные задания по теме урока.

РН и ЭО (4ч)

  • Экономика и бизнес в Республике Адыгея
  • Социальные отношения в Республике Адыгея
  • Ребенок в школе Моя школа. Устав школы
  • Известные люди Адыгеи.  

Итоговое повторение 5ч.

Содержание программы 7 класс (35 ч)

Тема 1.Регулирование поведения людей в обществе. (10 ч). 

   Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.

   Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

   Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.

   Защита отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.

   Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.

   Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.

   Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Тема 2. Человек в экономических отношениях (12 часов).

Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни  общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен.

Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда.

Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль.

Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое  предпринимательство  и фермерское хозяйство. Основное  организационно-правовые  формы предпринимательства.

Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.

Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и  формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.

Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.

Основные понятия: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы  производства, конкуренция, спрос, предложение. экономические задачи государства,  государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама.

Тема 3. Человек и природа (6 часа).

Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпываемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера.

Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой

Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы.

Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.

РН и ЭО 4ч. 

  • Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея
  • Учебные заведения Республики Адыгея
  • Социальный портрет молодежи Адыгеи

Правонарушения несовершеннолетних в Республике Адыгея

Итоговый модуль (2 часа). Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в жизни каждого.

Содержание курса

8 класс (35 ч.)

Введение (1 ч.)

Тема 1. Личность и общество (6 ч)

Что делает человека человеком? Отличие человека от других живых существ. Мышление и речь. Как человек реализует себя?

Человек, общество, природа. Природа и ее значение в жизни человека. Связь человека с природой. Человек- венец природы? Вершина пирамиды или звено в цепи?

Общество как форма жизнедеятельности людей. Что мы называем обществом? Основные сферы жизни общества. Ступени развития общества.

 Развитие общества. Изменчивость и стабильность. Реформы и реформаторы. Развитие  человечества в XXI веке. Глобальные проблемы современности.

Как стать личностью. Человек, индивид, личность. Жизненные ценности и ориентиры. Становление личности. Кто помогает стать личностью?

Тема 2. Сфера духовной культуры (6 ч)

Сфера духовной жизни.  Духовная сфера жизни общества. Культура личности и общества. Развитие  культуры в современной России.

Мораль.  Мораль, нравственность. Основные ценности и нормы морали.  Добро и зло.

Долг и совесть. Что такое долг. Долг  общественный  и  долг  моральный. Совесть.

Моральный выбор- это ответственность. Моральный выбор. Свобода- это ответственность. Моральные знания и практическое поведение личности. Критический анализ собственных помыслов и поступков.

Образование. Приоритетность образования. Возрастающая значимость образования в условиях информационного общества. Общее и профессиональное образование в Российской Федерации. Непрерывность образования.

Наука в современном обществе. Что такое наука? Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли современной  науки.

Религия как одна из форм культуры. Особенности религиозной веры. Роль религии в жизни общества. Религиозные организации и объединения.  Свобода совести, свобода вероисповедания..

Тема 3. Социальная сфера (4 ч)

Социальная структура общества.  Что такое социальная структура? Социальная мобильность. Многообразие социальных групп. Социальные конфликты и пути их  разрешения.

Социальный статусы  и роли. Социальная позиция человека в обществе. В поисках себя. Отцы и дети. По признаку пола.

Нации и межнациональные отношения. Этнос, нация, национальность. Отношения между нациями. Отношение к истории и  традициям народа. Межнациональные отношения в современном обществе.

Отклоняющееся поведение. Какое поведение считают отклоняющимся? Алкоголизм и наркомания. «Почему они делают это

Тема 4. Экономика (12 ч)

Экономика и ее роль в жизни общества. Потребности и ресурсы. Свободные и экономические блага. Экономический выбор и альтернативная стоимость.

Главные  вопросы экономики. Нужно ли регулировать производство? Что производить? Для кого производить продукт? Экономическая система и ее функции. Типы экономических систем.

Собственность. Имущественные отношения. Собственность. Формы собственности. Защита права собственности.

Рыночная экономика. Рынок и условия его функционирования. Спрос и предложение на рынке. Рыночное равновесие.  «Невидимая рука» рынка.

Производство- основа экономики. Главный источник экономических благ. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.

Предпринимательская деятельность. Роль предпринимательства в экономике. Цели фирмы и  ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство.

Роль государства в экономике. Зачем экономике государство.  Почему мы платим налоги. Государственный бюджет. Распределение доходов. Доходы граждан и прожиточный минимум. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.

Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы  прав потребителя.

Инфляция и семейная экономика. Номинальные  и реальные доходы. Формы сбережения граждан. Банковские услуги, предоставляемые гражданам.

Безработица. Безработица- спутник рыночной экономики. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

Мировое хозяйство и международная торговля. Мировое хозяйство. Внешняя торговля. Внешнеторговая политика. Обменные курсы валют.

РН и ОЭ (4 ч )

Экологические и демографические проблемы нашего региона. Экономика региона. Социальная структура региона. Межнациональные отношения в нашем регионе.

Урок обобщающего повторения (2 ч.).

Содержание курса 9 класс 35ч.

Введение 1ч.

ПОЛИТИКА (9ч.).

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей. Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство. Внутренние и внешние функции государства.

Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности.

Развитие демократии в современном мире.

Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления гражданского общества

и правового государства в Российской Федерации. Местное самоуправление.

Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе.

Референдум. Выборы в Российской Федерации. Опасность политического экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации в политической жизни. Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

ПРАВО (16ч.).

Право и его роль в жизни общества и государства.

Принципы права. Субъекты права.

Система права. Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления).

Система законодательства. Правовая информация.

Правоотношения как форма общественных отношений. Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и принципы юридической ответственности. Правомерное поведение.

Понятие прав, свобод и обязанностей.

Презумпция невиновности.

Конституция Российской Федерации. Основы

конституционного строя Российской Федерации. Народовластие.

Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации. Органы законодательной и исполнительной

власти в Российской Федерации.

Конституционные основы судебной системы Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд Российской Федерации. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Милиция. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Гражданство. Понятие гражданства Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина в России, их

гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе.

Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Право собственности на землю. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.

Жилищные правоотношения.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Правовое регулирование отношений в области образования. Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. Дополнительное образование детей.

Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника.

Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

Уголовное право. Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона и крайняя необходимость. Основания

привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний.

Пределы допустимой самообороны.

РН и ЭО 4 ч

  • Республика Адыгея – субъект Российской Федерации
  • Экономика региона.
  • Местное самоуправление Шовгеновского  района
  • Культурная жизнь Республики Адыгея

Итоговое повторение и обобщение 4 ч.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся

( на уровне учебных действий).

5 класс (35 ч)

Введение (1 ч)

Модуль «Человек в социальном измерении»

• использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности;

• характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью;

• сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода;

• выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;

• описывать гендер как социальный пол; приводить примеры гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек;

• давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам;

• демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества;

• формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;

• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности;

• описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности.

Модуль «Ближайшее социальное окружение»

• характеризовать семью и семейные отношения; оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев;

• характеризовать основные роли членов семьи, включая свою;

• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;

• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов.

Модуль «Политическая жизнь общества»

• характеризовать государственное устройство Российской Федерации, особенности России как многонационального государства описывать государственные символы; характеризовать основные обязанности граждан РФ;

• показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантности.

• осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства.

1

Человек(4 ч):

  • Природа человека
  • Отрочество – особая пора в жизни человека

2

Семья (5 ч):

  • Семья и семейные отношения
  • Семейное хозяйство
  • Свободное время

3

Школа (5 ч):

  • Образование в жизни человека
  • Самообразование
  • Одноклассники, сверстники, друзья

4

Труд (5 ч):

  • Труд – основа жизни
  • Труд и творчество

5

Родина (10 ч):

  • Наша Родина – Россия
  • Государственные символы
  • Гражданин России

6

РН и ЭО (4ч)

  • Адыгея – моя малая Родина
  • Мой населенный пункт. Х. Мамацев.  
  • Символика Республики Адыгея
  • Адыгея - дружная семья всех народов

Итоговое повторение и обобщение  (2 ч)

6 класс (35 ч)

Введение (1 ч)

Модуль «Человек в социальном измерении».

 характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности;

• сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода;

• выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;

• характеризовать собственный социальный статус и социальные роли;

• давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам;

• демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества;

• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности;

• описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности.

Модуль «Мир социальных отношений»

• описывать межличностные отношения и их отдельные виды, сущность и причины возникновения межличностных конфликтов;

• характеризовать большие и малые, формальные и неформальные  социальные группы российского общества, распознавать их сущностные признаки;

• характеризовать собственные основные социальные роли;

• объяснять на примере своей семьи основные функции этого социального института в обществе;

• проводить несложные социологические исследования;

• ориентироваться в потоке информации, относящейся к вопросам социальной структуры и социальных отношений в современном обществе;

• адекватно понимать информацию, относящуюся к социальной сфере общества, получаемую из различных источников.

1

Человек в социальном измерении (10 ч):

  • Личность
  • Познание
  • Деятельность
  • Потребности

2

Человек среди людей  (9 ч):

  • Межличностные отношения
  • Человек в группе
  • Общение
  • Конфликты

3

Нравственные основы жизни (9 ч):

  • Человек и мораль
  • Человек и человечность
  • Нравственные основы жизни

4

РН и ЭО (4ч)

  • Экономика и бизнес в Республике Адыгея
  • Социальные отношения в Республике Адыгея
  • Ребенок в школе Моя школа. Устав школы
  • Известные люди Адыгеи.  

Итоговое повторение и обобщение (2 ч)

7 класс (35 ч)

Введение (1 ч)

Модуль «Регулирование поведения людей в обществе»

Выпускник научится:

  • характеризовать конституционные права и обязанности граждан РФ, ответственность за нарушение законов;

• использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах регулирования общественных отношений, усвоенные способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина;

• на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

• критически осмысливать информацию правового и морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;

• использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению в системе морали и важнейших отраслей права, самореализации, самоконтролю;

• использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;

• моделировать несложные ситуации нарушения прав человека, конституционных прав и обязанностей граждан Российской Федерации и давать им моральную и правовую оценку;

• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный вклад в их становление и развитие.

Модуль «Человек в экономических отношениях».

• характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников экономической деятельности;

• применять полученные знания для характеристики экономики семьи;

• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и социальный опыт;

• анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

• решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.

1

Регулирование поведения людей в обществе  (10 ч):

  • Социальные нормы и правила общественной жизни
  • Права и обязанности граждан
  • Закон  и правопорядок
  • Ответственность за нарушение законов
  • Правоохранительные органы

2

Человек в экономических отношениях (12 ч):

  • Экономика и ее роль в жизни общества
  • Производство, затраты, выручка, прибыль
  • Виды и формы бизнеса
  • Обмен, торговля, реклама
  • Деньги и их функции
  • Экономика семьи

3

Человек и природа  (6 ч):

  • Человек – часть природы
  • Охрана природы
  • Закон на страже природы

4

РН и ОЭ (4ч)

  • Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея
  • Учебные заведения Республики Адыгея
  • Социальный портрет молодежи Адыгеи
  • Правонарушения несовершеннолетних в Республике Адыгея

Итоговое повторение и обобщение (2 ч)

8 класс (35 ч).

Введение (1ч)

Модуль «Человек в социальном измерении»

• использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности;

• выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;

 характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;

• демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества;

• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности;

• описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности.

Модуль «Общество большой «дом» человечества»

• распознавать на основе приведённых данных основные типы обществ;

• характеризовать направленность развития общества, его движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;

 различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;

• применять знания курса и социальный опыт для выражения и аргументации собственных суждений, касающихся многообразия социальных групп и социальных различий в обществе;

• выполнять познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;

• наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;

• объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;

• выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития.

Модуль «Человек в меняющемся обществе»

• характеризовать явление ускорения социального развития;

• объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;

• описывать многообразие профессий в современном мире;

• характеризовать роль молодёжи в развитии современного общества;

• извлекать социальную информацию из доступных источников;

• применять полученные знания для решения отдельных социальных проблем;

• критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода;

• оценивать роль спорта и спортивных достижений в контексте современной общественной жизни;

• выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодёжи.

Модуль «Общество, в котором мы живём»

• характеризовать глобальные проблемы современности;

• раскрывать духовные ценности и достижения народов нашей страны;

• формулировать собственную точку зрения на социальный портрет достойного гражданина страны;

• находить и извлекать информацию о положении России среди других государств мира из адаптированных источников различного типа;

• характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни изменения, происходящие в современном обществе;

• показывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире.

Модуль «Культурно-информационная среда общественной жизни».

• характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры; распознавать и различать явления духовной культуры;

• описывать различные средства массовой информации;

• находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;

• видеть различные точки зрения в вопросах ценностного выбора и приоритетов в духовной сфере, формулировать собственное отношение;

• описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;

• характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;

• осуществлять рефлексию своих ценностей.

Модуль «Мир экономики»

• понимать и правильно использовать основные экономические термины;

• распознавать на основе привёденных данных основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их;

• объяснять механизм рыночного регулирования экономики и характеризовать роль государства в регулировании экономики;

• характеризовать функции денег в экономике;

• анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

• получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;

• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный социальный опыт;

• оценивать тенденции экономических изменений в нашем обществе;

• анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;

• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.

1

Личность и общество     (6 ч):

  • Что делает человека человеком
  • Человек, общество, природа
  • Общество как форма жизнедеятельности людей
  • Развитие общества

2

Сфера духовной жизни

(6 ч):

  • Сфера духовной жизни
  • Мораль, моральный выбор
  • Долг и совесть
  • Образование
  • Наука в современном обществе

3

Социальная сфера (4 ч):

  • Социальная структура общества
  • Социальные статусы и роли
  • Нации и межнациональные отношения
  • Отклоняющееся поведение

4

Экономика (12 ч):

  • Экономика и ее роль в жизни общества
  • Главные вопросы экономики
  • Собственность
  • Рыночная экономика
  • Производство – основа экономики
  • Предпринимательская деятельность
  • Роль государства в экономике
  • Распределение доходов
  • Безработица, ее причины и последствия
  • Мировое хозяйство и мировая торговля

5

РН и ОЭ (4 ч )

  • Экологические и демографические проблемы нашего региона.
  • Экономика региона.
  • Социальная структура региона.
  • Межнациональные отношения в нашем регионе.

Итоговое повторение и обобщение (2 ч)

9 класс (35ч).

Введение  (1 ч)

Модуль «Политическая жизнь общества»

• характеризовать государственное устройство Российской Федерации, описывать полномочия и компетенцию различных органов государственной власти и управления;

• правильно определять инстанцию (государственный орган), в которую следует обратиться для разрешения той или типичной социальной ситуации;

• сравнивать различные типы политических режимов, обосновывать преимущества демократического политического устройства;

• описывать основные признаки любого государства, конкретизировать их на примерах прошлого и современности;

• характеризовать базовые черты избирательной системы в нашем обществе, основные проявления роли избирателя;

 различать факты и мнения в потоке информации;

• осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;

• соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.

Модуль «Основы российского законодательства».

• на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

• характеризовать и иллюстрировать примерами установленные законом права собственности; права и обязанности супругов, родителей и детей; права, обязанности и ответственность работника и работодателя; предусмотренные гражданским правом Российской Федерации механизмы защиты прав собственности и разрешения гражданско-правовых споров;

• анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;

• объяснять на конкретных примерах особенности правового положения и юридической ответственности несовершеннолетних;

• находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом;

• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;

• осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами;

• использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю.

1

Политика  (9 ч):

  • Политика и власть
  • Государство
  • Политические режимы
  • Правовое  государство
  • Гражданское общество и государство
  • Участие граждан в политической жизни страны
  • Политические партии и движения

2

Право  (16 ч):

  • Роль права в жизни общества и государства
  • Правоотношения
  • Правонарушения и юридическая ответственность
  • Правоохранительные органы
  • Конституция РФ. Основы конституционного строя
  • Отрасли права
  • Международное право

РН и ОЭ (4 ч)

  • Республика Адыгея – субъект Российской Федерации
  • Экономика региона.
  • Местное самоуправление Шовгеновского  района
  • Культурная жизнь Республики Адыгея

Итоговое повторение и обобщение  (1 ч)

Повторение по курсу «Обществознание»

за 5-9 класс  (4 ч)

Календарно-тематическое планирование.

5 класс (35 часов).

Название раздела, темы, урока

Дата

По

плану

По

факту

1

Введение

Тема 1. Человек 4ч

2

Загадка человека.

3

Природа человека.

Возраст человека.

4

Отрочество – особая пора.

5

Практикум по теме «Человек».

Почему человеком нельзя стать без общения.

Тема 2. Семья 5ч.

6

Семья и семейные отношения.

7

Семейное хозяйство.

8

Здоровый образ жизни. Свободное время.

9

Практикум по теме «Семья».

Я  и моя семья.

10

Практикум по теме «Семья».

Семейный досуг.

Тема 3. Школа 5ч.

11

Образование в жизни человека.

12

Значение образования для общества.

13

Образование  и самообразование. Умение учиться.

14

Одноклассники, сверстники, друзья.

15

Практикум по теме «Школа».

Школа в жизни человека  и общества.

Тема 4.  Труд 5ч.

16

Труд – основа жизни.

17

Труд в современной экономике.

18

Труд и творчество.

19

Творчество в искусстве.

20

Практикум по теме «Труд».

Каким бывает труд человека. Труд и его оценка.

Тема 5. Родина 10ч.

21

Наша Родина – Россия.

22

Россия – федеративное  государство.

23

Государственные символы России: герб,  флаги гимн. Государственные праздники

24

Гражданин России.

25

Права и обязанности граждан РФ.

26

Мы – многона-циональный народ.

27

Многонацио-нальная культура России.

28

Практикум по теме «Родина».

Честь Российского флага.

29

Практикум по теме «Родина».

Толерантность – уважение людей любой национальности

№6РН и ЭО 4ч.

30

РН и ЭО

Адыгея – моя малая Родина

31

РН и ЭО Мой населенный пункт. Х. Мамацев.  

32

РН и ЭО

Символика Республики Адыгея

33

РН и ЭО

Адыгея - дружная семья всех народов

34

35

Итоговое повторение и обобщение по тебе «Человек»

Календарно-тематическое планирование 6 класс 35ч.

Тема и тип урока

Дата

По плану

По факту

1

Введение

Глава I. Человек  в социальном измерении (10 часов)

2,3

Человек – личность

(ознакомление с новым материалом)

4,5

Познай самого себя

(комбинированный)

6,7

Человек и его деятельность

(ознакомление с новым материалом)

8

Потребности человека

(ознакомление с новым материалом)

9

На пути к жизнен ному успеху

(комбинированный)

10

ПОУ по теме «Человек в социальном измерении»

(обобщение и систематизация знаний)

Глава II. Человек среди людей (9 часов)

11,

12

Межличностные отношения

(ознакомление с новым материалом)

13,

14

Человек в группе

(ознакомление с новым материалом)

15,

16

Общение

(комбинированный)

17,

18

Конфликты в межличностных отношениях

(ознакомление с новым материалом)

19

ПОУ по теме «Человек среди людей»

(обобщение и систематизация знаний)

Глава III. Нравственные основы жизни (7часов)

20,

21

Человек славен добрыми делами

(ознакомление с новым материалом)

22,23

Будь смелым

(ознакомление с новым материалом)

24,25

Человек и человечность

(ознакомление с новым материалом)

26

ПОУ по теме «Нравственные основы жизни»

(обобщение и систематизация знаний)

РН и ЭО (4ч)

27

РН и ЭО

Экономика и бизнес в Республике Адыгея

28

РН и ЭО

Социальные отношения в Республике Адыгея

29

РН и ЭО

Ребенок в школе Моя школа. Устав школы

30

РН и ЭО

Известные люди Адыгеи

Итоговое повторение (4 часов)

31

ПОУ по теме «Человек и общество»

(обобщение и систематизация знаний)

32

Человек в системе общественных отношений

(применение знаний и умений (защита проектов)

33

Итоговая контрольная работа

(контроль и коррекция знаний и умений)

34

35

Урок-конференция «Человек и общество»

(обобщение и систематизация  знаний)

Календарно-тематическое планирование 7 класс 35ч

п/п

Тема урока

1

Введение

Раздел 1. Человек в социальном измерении (10 часов)

2

Что значит жить по правилам

3-4  

Права и обязанности граждан

5

Почему важно соблюдать законы

6-7

Защита Отечества

8

Что такое дисциплина

9

Виновен - отвечай

10

Кто стоит на страже закона

11

Практикум по теме: «Регулирование поведения людей в обществе»

Раздел 2. Человек в экономических отношениях (12 часов)

12-13

Экономика и ее основные участники

14

Золотые руки работника

15

Производство: затраты, выручка, прибыль

16-17

Виды и формы бизнеса

18-19

Обмен, торговля, реклама

20-21

Деньги и их функции

22

Экономика семьи

23

Практикум по теме: «Человек в экономических отношениях»

Раздел 3. Человек и природа (6часа)

24-25

Воздействие человека на природу

26-27

Охранять природу – значит охранять жизнь

28

Закон на страже природы

29

Практикум по теме: «Человек и природа»

РН и ОЭ 4ч

30

РН и ОЭ Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея

31

РН и ОЭ Учебные заведения Республики Адыгея

32

РН и ОЭ Социальный портрет молодежи Адыгеи

33

РН и ОЭ Правонарушения несовершеннолетних в Республике Адыгея

34

35

Итоговое повторение

Календарно-тематическое планирование 8 класс 35ч.

№ урока

Тема урока

Дата проведения

1

Введение. (1 ч.)

Личность и общество.  

 (6 ч)

2

 Что делает человека человеком?

3

Человек, общество, природа.

4

Общество как форма жизнедеятельности людей.

5

Развитие общества.

6

Как стать личностью.

7

Повторительно-обобщающий урок по теме «Личность и общество»

Сфера духовной культуры. (6 ч.)

8

Сфера духовной культуры и её особенности

9

Мораль.  Долг и совесть.

10

Моральный выбор- это ответственность.

11

Образование. Наука в современном обществе.

12

Религия как одна из форм культуры

13

Повторительно-обобщающий урок по теме «Сфера духовной культуры».

Социальная сфера. (4 ч.)

14

Социальная структура общества. Социальные статусы  и  роли

15

Нации и межнациональные отношения

16

Отклоняющееся поведение.

17

Повторительно-обобщающий урок по теме «Социальная сфера».

Экономика (12 ч.)

18

Экономика и ее роль в жизни общества.

19

Главные вопросы экономики.

20

Собственность.

21

Рыночная экономика.

22

Производство- основа экономики.

23

Предпринимательская деятельность.

24

Роль государства в экономике.

25

Распределение доходов. Потребление.

26

Инфляция и семейная экономика.

27

Безработица, ее причины и последствия.

28

Мировое хозяйство и международная торговля.

29

Повторительно-обобщающий урок в форме защиты проектов по теме «Экономика»

РН и ОЭ (4 ч )

30

РН и ОЭ Экологические и демографические проблемы нашего региона.

31

РН и ОЭ Экономика региона.

32

РН и ОЭ Социальная структура региона.

33

РН и ОЭ Межнациональные отношения в нашем регионе.

34

35

Итоговое повторение по курсу в форме защиты проектов

Календарно-тематическое планирование 9 класс 35ч.

№ урока п/п

№ урока в теме/ разделе

Тема урока

Дата

По плану

По факту

1

Введение 1ч.

Политика (9ч.).

2

Политика и власть.

3

Государство.

4

Политические режимы.

5

Правовое государство.

6

Гражданское общество и государство.

7

Участие граждан в политической жизни.

8

Политические партии и движения.

9

Гражданин – человек имеющий права.

10

Политика в жизни человека.

Право (16ч.).

11

Право, его роль в жизни общества и государства.

12

Правоотношения и субъекты права. Правонарушение.

13

Юридическая ответственность.  Правоохранительные органы.

14

Конституция Российской Федерации.

15

Основы конституционного строя РФ.

16

Права и свободы человека и гражданина.

17

Свободы в жизни человека.

18

Гражданские правоотношения.

19

Право на труд. Трудовые правоотношения.

20

Семейные правоотношения.

21

Административные правоотношения.

22

Уголовно-правовые отношения.  Преступление.

23

Социальные права.

24

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

25

Правовое регулирование отношений в сфере образования.

26

Правое государство и его граждане. Право в жизни человека.

РН и ОЭ (4 ч)

27

РН и ОЭ Республика Адыгея – субъект Российской Федерации

28

РН и ОЭ Экономика региона.

29

РН и ОЭ Местное самоуправление Шовгеновского  района

30

РН и ОЭ Культурная жизнь Республики Адыгея

Повторение (4ч.).

31

Итоговая контрольная работа.  

32

Повторение.Правовое государство и его граждане.

33

34

Повторение.Политика и право.

35

Итоговый урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию 6-9 класс на 2015-2016 учебный год.

Программа по обществознанию предназначена для 6 - 9 классов  основной школы. Она составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования в соответст...

Рабочая программа по обществознанию для 5 класса с УУД на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа по обществознанию для 5 класса на 2016-2017 учебный год с ууд...

Рабочая программа по обществознанию для 5 класса с УУД на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа по обществознанию для 5 класса с ууд на 2016-2017 учебный год...

Рабочая программа по обществознанию с УУД для 2016-2017 учебного года

Рабочая программа для 6 класса по обществознанию с УУД на 2016-2017 учебный год...

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...