Главные вкладки

    Рабочая программа по обществознанию с УУД для 2016-2017 учебного года
    рабочая программа по обществознанию (6 класс) по теме

    Конкина Наталья Фёдоровна

    Рабочая программа для 6 класса по обществознанию с УУД на 2016-2017 учебный год

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 6 КЛАССЕ

    1. Пояснительная записка

    Вклад учебного предмета в общее образование

    Место и роль предмета  «Обществознание» в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно- нравственное становление личности человека. Современное развитие,  социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» дает возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. Подросток приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином. Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические. Экономические, политические, правовые, этические. Социально-психологические знания в целостную ,педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся младшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя,  других людей,  процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире.

    Особенности рабочей программы по предмету

    Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2010 года, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л.Н.Боголюбова. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа. ( 1 час в неделю)

    Формы и методы работы с учащимися

    Устные ответы, тестирование,  творческие работы.                                                                                                                                                                                                                                        

    Система оценки достижений учащихся: пятибалльная система.

    Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская.

    Рабочая программа рассчитана на применение в шестом   классе средней общеобразовательной школы в 2016-2017 учебном году.

    Структура рабочей программы:

    Рабочая программа состоит из Пояснительной записки, описания предметного курса, тематического планирования, поурочного планирования, методических рекомендаций..

    Срок реализации рабочей программы 2015-2016 учебный год

    2.Общая характеристика учебного предмета

    Особенности содержания и методического аппарата УМК

    1. Учебник «Обществознание» для 6 класса под ред. Боголюбова Л.Г., Ивановой Л.Ф., и др. полностью отвечает содержанию Примерной основной образовательной программы по предмету ОУ.                                                                                                                                                      2.Иванова  Л.Ф. Обществознание 6 класс: рабочая тетрадь.                                                                                                                                          3.Поурочные разработки к учебнику Л.Н.Боголюбова.

    Структура и специфика курса: Курс «Обществознание» в 6 классе состоит из трёх разделов, материал которых раскрывает тему   «Человек». В первой главе учащиеся знакомятся с понятием «личность», знакомятся с потребностями человека,  осознают труд как главную потребность человека, основу формирования личности, основу жизненного успеха человека. Во второй главе учащиеся знакомятся с понятием «межличностные отношения», местом человека в группе,  нормами и видами  общения, учатся вести себя в конфликтной ситуации. В третьей главе учащиеся знакомятся с нравственными качествами личности.

    Целевые установки для класса

    1.Способствовать развитию духовно-нравственной сферы личности, становлению социального поведения, основанного на уважении к личности, обществу, соблюдению законов и правопорядка, развитию политической и правовой культуры, интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

    2.Способствовать формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина.

    3. Способствовать развитию:

    - умения получать и критически осмысливать социальную информацию из разнообразных источников,

    - умения анализировать и систематизировать получаемые данные,

    - освоению способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства.

    3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

    «Обществознание» изучается в основной школе  с 5 по 9 класс. На изучение предмета в данных классах отводится по 1 часу. 34 часа в год на 34 рабочих недели.

    Распределение учебного материала в 6 классе

    Наименование главы

    Количество часов

    Введение

    1 ч

    1.

    Человек в социальном измерении

    12

    2.

    Человек среди людей

    10

    3.

    Нравственные основы жизни

    8

    4.

    Повторение

    3

    Итого

    34

    4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

    1 Воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации.

    2.Развитие личности,  ее социализация,  повышение уровня ее духовно нравственной, политической и правовой культуры, становление социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка.

    3.Ценность образования, труда.

    4.Ценность семьи, здорового образа жизни

    5.Толерантное отношение к людям другой национальности.

     

    5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса, учебного предмета

    Личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса являются:

     -мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

     -заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;

     -ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.

    Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются:

     -в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

    -в умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;

     -в способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;

     -в умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности.

    Предметными результатами освоения данного курса являются:

     относительно целостное представление о человеке;

     понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;

     знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления социальной действительности;

     умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения.

    Основной инструментарий для оценивания результатов:

    Предметные результаты: в организации учебного процесса предусмотрен контроль за уровнем качества знаний учащихся в следующих формах:  анализ схем, таблиц, фронтальный устный опрос, мини-проекты

    Система оценки достижений учащихся:                                                                                                                                                                          Оценка «5»  - дается четкий, развернутый ответ на поставленный вопрос, все ключевые понятия темы, даются определения и описания, нет фактических неточностей, речь правильная, включаются факты, поддерживающие детали.                                                                                    Оценка «4»  - большинство ключевых понятий и фактов хорошо определяются, описываются, есть небольшие фактические неточности, речь правильная.                                                                                                                                                                                                                                      Оценка «3»  - определяется и описывается около половины ключевых понятий, проблем и фактов. Около половины объема информации правильной, остальная неверная, неточная или отсутствует.                                                                                                                                   Оценка «2» - определяется незначительное количество (либо отсутствует полностью) ключевых понятий, проблем, фактов, в основном информация неверная или не относится к поставленному вопросу.                                                                                                                        

    Критерии оценки тестового задания: 

    90-100 %

    5 «отлично»

    70-89 %

    4 «хорошо»

    50-69 %

    3 «удовлетворительно»

    Менее 50 %

    2 «неудовлетворительно»

    6.Содержание учебного курса

    Тема

    Кол-во часов, краткое содержание учебной  темы

    1.

    Введение

    Что изучали в 5 классе. Знакомство с курсом обществознания в 6 классе

    1 ч  

    2

    Глава I. Человек в социальном измерении

    Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность. Самопознание. Самосознание. Потребности человека. Духовный мир человека. Человек и деятельность. На пути к жизненному успеху.

    12ч

    3.

    Глава II. Человек среди людей

    Межличностные отношения, их особенности, виды. Общение, средства общения. Конфликты в межличностном общении и способы их разрешения. Посредничество при разрешении конфликтов.

    10 ч

    4

    Глава III. Нравственные основы жизни

    Добро, смелость и страх. Человечность.

    8 ч

    5.

    Итоговое повторение

    Повторение и обобщение материала курса обществознания.

    3 ч

    7. КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 6 КЛАССЕ

    № и тема урока

    Кол-во час

    Элементы содержания урока

    Основные виды учебной деятельности обучающихся

    Домашнее

    задание

    Дата

    Введение (1 час)

     1. Вводный урок

    1

    Урок повторения и актуализации знаний, полученных в 5 классе. Чем мы будем заниматься в новом учебном году. Как добиваться успехов в работе в классе и дома

    Вспоминают основные итоги прошлого года обучения. Знакомятся с основным содержанием курса 6 класса, с  перспективой совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определяют основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся.

    введение

    Глава 1.Человек в социальном измерении (12 час)

    Предметные: Обучающиеся смогут характеризовать человека как биосоциальное существо, характеризовать особенности познания человеком мира, себя, раскрывать влияние самооценки на поведение человека, деятельность человека, смогут приводить примеры, сравнивать, раскрывать смысл изучаемых понятий.

    Метапредметные: смогут определять цель и проблему урока, составлять синквейн, создавать устные и письменные тексты при описании, планировать деятельность,использовать ИКТ , находить самостоятельно в учебниках информацию, обрабатывать ее, исследовать практические ситуации.

    Личностные: смогут оценивать собственные личностные качества, определять уровень развития собственной памяти, сравнивать себя с другими, определять мотив собственной учебной деятельности, вырабатывать уважительное отношение к людям, осознавать свои эмоции и чувства.

     2-3.

    Человек – личность.

    .

    2

    Личность. Личность. Индивидуальность человека Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.

    Работают над понятием «индивидуальность», приводят  конкретные примеры. Используют элементы причинно-следственного анализа при характеристике  социальных параметров личности.

    Презентация «Человек, индивид, личность». Режим  доступа:www.proshkolu.ru|user/rizingelena/file586150/

    &1

     4-5.

    Человек познаёт мир.

    2

    Познание человеком мира и самого себя. Самопознание и самооценка. Способности человека.

    Характеризуют особенности познания человеком мира и самого себя. Оценивают собственные практические  умения, поступки, моральные качества, выявлять  их динамику. Сравнивают себя и свои качества с другими людьми и их качествами. Приводят примеры проявления различных способностей людей

    &2

    Задание рубрики «В классе и дома» с 23-24

     6-7.

    Человек и его деятельность.

    2

    Деятельность человека, её основные формы(труд, игра, учение).

    Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности

    Характеризуют деятельность человека, её отдельные виды. Описывают и иллюстрируют примерами различные мотивы деятельности. Используют элементы причинно-следственного анализа для выяснения связи между деятельностью и формированием личности. Выявляют условия и оценивают качества собственной успешной деятельности.

    &3

    Задание рубрики «В классе и дома», с 31-32

     8-9.

    Потребности человека.

    2

    Потребности человека- биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства

    Характеризуют  и иллюстрируют примерами основные потребности человека; показывать  их индивидуальный характер. Описывают особые потребности людей с ограниченными возможностями. Исследуют несложные практические ситуации, связанные с проявлением духовного мира человека, его мыслей и чувств.

    &4

     10-11.

    На пути к жизненному успеху.

    2

    Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.

    Характеризуют и конкретизируют  примерами роль труда в достижении успеха в жизни. Формулируют свою точку зрения  на выбор пути достижения жизненного успеха. Показывают на примерах влияние взаимопомощи в труде на его результаты.

    &5

    Задание рубрики «В классе и дома», с 47-48.

    12-13.

     Практикум по теме «Человек в социальном измерении».

    Человек –личность.

    Учимся узнавать и оценивать себя.

    Учимся правильно организовывать свою деятельность.

    Учимся размышлять

    Систематизируют знания, полученные при изучении темы о социальных чертах человека и их проявлении в деятельности.  Совершенствуют умения характеризовать  понятия «личность», «индивидуальность», «деятельность»; приводят конкретные примеры разнообразия видов деятельности человека, его потребностей. Работают в группах, формируют навык социального взаимодействия на уровне учебной группы.

    Стр.48,

    сообщения

    Глава 2.Человек среди людей (10 час)

    Предметные: Смогут описывать межличностные отношения, их виды, уровни и стили, раскрывать значение чувств, описывать формальные и неформальные группы, выдвигать версии, характеризовать общение, нравственные принципы общения, варианты поведения в конфликтных ситуациях.

    Метапредметные: Смогут определять цель и проблему урока,, излагать свое мнение, аргументировать, планировать работу, составлять таблицы, предоставлять найденную информацию,, работать со СМИ, исследовать практические ситуации, сравнивать, сопоставлять различные стили общения.

    Личностные:смогут приводить примеры межличностных отношений из собственной жизни, описывать своего идеального друга, оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения, аргументировано оценивать свою деятельность.

    14-15.

    Межличностные отношения

    2

    Человек и ближайшее окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.

    Описывают межличностные отношения и их отдельные виды. Описывают  с опорой на примеры  взаимодействие  и сотрудничество людей в обществе.Показывают проявление сотрудничества и соперничества на конкретных примерах. Оценивают собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовают практические ситуации, в которых проявились  солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание.

    &6

    16-17.

    Человек в группе

    2

    .Социальные группы: большие и малые. Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.

    Описывают большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводят примеры таких групп. Характеризуют и иллюстрируют примерами групповые нормы. Описывают с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Оценивают собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследуют практические ситуации, в которых проявились  солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание. Исследуют практические ситуации, связанные  с выявлением места человека в группе, проявлений лидерства.

    &7

    Уроки 18-19.

    Общение.

    2

    Общение – форма отношения человека к окружающему  миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими

    Характеризуют  общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей. Иллюстрируют с помощью примеров различные стили общения.Сравнивают и сопоставляют различные стили общения. Выявляют на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Оценивают собственное умение общаться.

    &8

    Уроки 20-21

    Конфликты в межличностных отношениях.

    2

    Межличностные конфликты и причины их возникновения. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.

    Описывают сущность и причины возникновения межличностных конфликтов. Характеризуют варианты поведения в конфликтных ситуациях. Объясняют, в чём заключается конструктивное решение конфликта. Иллюстрируют объяснение примерами. Выявлять и анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации.

    &9

    Уроки 22-23

    Практикум по теме «Человек среди людей»

    2

    Ролевая игра «Человек среди людей»

    Я и мои знакомые, приятели, друзья.

    Я и группы, в которые я вхожу.

    Как получить удовольствие  от общения.

    Как победить обиду

    Обобщают свои знания по умению общаться. Осмысливают личный опыт участия в различных видах межличностного общения со сверстниками, и людьми других возрастов. Примеряют на себя роль лидера, роль члена группы. Различают стадии конфликта и продумывать программу действий по конструктивному разрешению его. Совершенствуют личностные, коммуникационные универсальные учебные действия. Убеждаются в необходимости толерантного поведения.

    Стр. 84

    задания

    Глава 3.Нравственные основы жизни (8 час)

    Предметные: Смогут применить полученные теоретические знания и практические умения поисково- исследовательской деятельности на практике,Оперировать основными понятиями, приводить примеры проявления данных понятий в жизни, раскрывать роль смелости и страха в жизни человека, приводить примеры, иллюстрирующие золотое правило морали.

    Метапредметные: смогут определять цель и проблему урока, излагать свое мнение, аргументируя его при определении понятий, сравнивать различные высказывания, формулировать вывод, предоставлять информацию в виде схем, строить логические обоснованные рассуждения.

    Личностные: Смогут оценивать себя в моделях  и реальных ситуациях свои поступки, оценивать свою деятельность на уроке, давать оценку своим поступкам, адекватно выражать свои эмоции,  при совместной работе с окружающими, выбирать как поступить, осознавать целостность человека и многообразие взглядов на проблему «Человек».

    Уроки 24-25.

    Человек славен добрыми делами.

    2

    Человек славен добрыми делами

    Доброе – значит, хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро.

    Характеризуют и иллюстрируют примерами проявления добра. Приводят примеры, иллюстрирующие «золотое правило нравственности».Оценивают модельные и реальные поступки людей с точки зрения «золотого правила нравственности».

    &10

    Уроки 26-27.

    Будь смелым.

    2

    Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу.

    Учатся побеждать страх. На конкретных примерах дают оценку проявлениям мужества, смелости, случаям преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях. Оценивают предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлениям зла.

    &11

    Урок 28-29

    Человек и человечность.

    2

    Человечность. Гуманизм– уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.

    Раскрывают на примерах смысл понятия человечность.  Дают оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей, описанным в СМИ и иных информационных источниках. На примерах конкретных ситуаций оценивают проявление внимания к нуждающимся в нём.

    &12

    Урок 30-31

    Практикум по теме «Нравственные основы жизни»

    2

    Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке

    Отстаивают свои знания об объективной необходимости человечности, золотого правила нравственности, моральных заповедях для выживания человечества. Развивают умение анализировать материалы СМИ, оценивать описанные в них ситуации с точки зрения добродетелей.

    Стр.104

    задания

    Уроки повторения (3 часа)

    Предметные: Смогут применить полученные теоретические знания и практические умения поисково- исследовательской деятельности на практике,Оперировать основными понятиями, приводить примеры проявления данных понятий в жизни, раскрывать роль смелости и страха в жизни человека, приводить примеры, иллюстрирующие золотое правило морали.

    Метапредметные: смогут определять цель и проблему урока, излагать свое мнение, аргументируя его при определении понятий, сравнивать различные высказывания, формулировать вывод, предоставлять информацию в виде схем, строить логические обоснованные рассуждения.

    Личностные: Смогут оценивать себя в моделях  и реальных ситуациях свои поступки, оценивать свою деятельность на уроке, давать оценку своим поступкам, адекватно выражать свои эмоции,  при совместной работе с окружающими, выбирать как поступить, осознавать целостность человека и многообразие взглядов на проблему «Человек

    Уроки 32-34.

    Заключительные уроки

    Нравственные основы жизни.

    Получают навыки рефлексии собственного опыта проявления внимания к нуждающимся в нём людям. Проводят диагностику результатов обучения в 6 классе.Подводят итоги учебной работы за год.

    Защита Проектов

    8.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.                                                          Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: 1.Обществознание. 6 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений (Л.Н.Боголюбов) и др. Издательство М: «Просвещение», 2013 г.2.Иванова Л.Ф.Обществознание.6 класс. Рабочая тетрадь для учащихся.3.Иванова Л.Ф. Обществознание 6 класс, поурочные разработки к учебнику (пособие для учителей)

    Дополнительная литература для учащихся:

    - «Я взрослею», сборник материалов для практикумов по обществознанию 5-6 класс, под ред. О.С.Белокрыловой, Ростов, 2009.

    Медиаресурсы:

    - Обществознание. Электронное приложение к учебнику по ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой

    - Компьютерные презентации по темам курса обществознание.

    Ресурсы Интернета:

    - http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов

    - http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы

    -  http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

    Список литературы

    - Иванова Л.Ф. Обществознание. Поурочные разработки. 6 класс.- М: Просвещение, 2012;

    - Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова 5-9 классы;

    - Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкий Н.И. обществознание, 6 класс, М.: Просвещение, 2012;

    - Рабочие программы. Обществознание. Под ред. Боголюбова Л.Н. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2012;


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)

    Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...

    Рабочая программа по черчению 8 класс на 2016-2017 учебный год

    Настоящая программа по черчению для 8 класса создана на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущена Министерством образования и науки Российской Федерации, Издательским центром Москв...

    Рабочая программа по предмету профильный труд 11класс 2016-2017 учебный год

    рабочая программа по предмету профильный труд 11класс...

    Рабочая программа по физической культуре 8 класс (2016-2017 учебный год) в соответствии с требованиями ФГОС

    Рабочая программа по физической культуре 8 класс разработана на основе авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1- 11 классов»В. И. Ляха, А. А. Зданевича ...

    Приказы УО об организации работы предметных жюри муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников 2012-2013, 2014-2015,2015-2016, 2017-2018 учебных годах

    Приказы УО об организации работы предметных жюри муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников 2012-2013, 2014-2015,2015-2016, 2017-2018 учебных годах...

    Рабочая программа по коррекционному курсу "Логопедические занятия" 2016-2017 учебный год

    Программа для обучающихся с интеллектуальными нарушениями...