Требования к ЭССЕ для ЕГЭ (КРИППО)
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс) на тему

Эссе - это сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета.

Эссе предполагает выражение автором своей точки зрения, субъективной личной оценки предмета рассуждения, дает возможность нестандартного (творческого), оригинального освещения материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НЕФЕДЕВ С.Н.

(каф. социального и гуманитарного образования, КРИППО)

Т: Требования к экзаменационному эссе, методика подготовки к его написанию

         1.Что такое эссе.

Слово «эссе» пришло в русский язык из французского  и  переводится  как «опыт, набросок, очерк».

Эссе - это сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета.

Эссе предполагает выражение автором своей точки зрения, субъективной личной оценки предмета рассуждения, дает возможность нестандартного (творческого), оригинального освещения материала.

2. Разновидности эссе.

Классификация эссе на две большие группы:

1) личностное, субъективное эссе, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности,

2) объективное эссе, где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее. Экзаменационное эссе по обществознанию, бесспорно, принадлежит ко второй группе.

3. Специфика эссе по обществознанию.

Это творческое мини-сочинение по конкретной проблеме Учащийся должен кратко изложить свой взгляд на проблему и обосновать его, обратившись к соответствующим обществоведческим терминам и понятиям, теоретическим положениям и выводам. А также к фактам, почерпнутым из социального или личного опыта.

Начало (1-й абзац):

1. Указать, какой проблеме посвящено избранное высказывание.

2. Начинать эссе целесообразно с ясного и четкого определения личной позиции.

3. В следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе.

Основная часть эссе:

ПОПС – формула (построения аргументационной конструкции):

П - Положение (утверждение) — Я считаю, что ...

О - Объяснение — Потому что…

П - Пример, иллюстрация — Например, ...

С - Суждение (итоговое) — Таким образом, ...

При выборе темы выпускник должен руководствоваться следующими соображениями: «я уверен, что…
1) мне понятен смысл высказывания;
2) знаю, с какими основными проблемами обществознания связана данная тема;
3) смогу выразить свое отношение к высказыванию;
4) владею терминами;
5) сумею привести примеры из истории, общественной жизни, собственного опыта».

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НАПИСАНИЯ ЭССЕ

Умения и навыки написания эссе по обществоведению, как показывает опыт, закладываются в основной школе в 8-9 классах и окончательно формируются в старшей школе.

Основная школа: 8 - 9 классы.

1.Обучение  развернутому ответу с элементами аргументации посредством приема «незаконченного предложения»: «Я считаю (думаю и др,), что..., так как...». Развернутое аргументированное суждение — необходимый элемент эссе.

2.Введение понятий «тезис», «аргумент»

3.Обучение подбору аргументов в поддержку и опровержение какого-либо положения, позиции и т.д. с опорой на изученные обществоведческие понятия и термины:

1) произвести подбор понятий и терминов, с помощью которых можно раскрыть суть предлагаемого суждения или афоризма;

2) произвести подбор суждений, афоризмов по изучаемой теме.

4.Обучение приемам аргументации собственной позиции в ходе ведения учебных дискуссий.

Старшая школа: 10 -11 классы.

1.Введение понятия «эссе», определение его существенных характеристик

2.Определение  структуры эссе

3.Определение требований к содержанию эссе

4.Отработка навыка написания эссе.

1.Требования, предъявляемые к эссе

1.Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.

2.Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.

3.Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.

4.Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.

Так, при написании эссе, учащийся должен уметь:

  • делить эссе на смысловые части;
  • сохранять логику рассуждений при переходе от одной части к  другой;

Особенность заключается в том, что определенная тема «привязана» к конкретным областям обществоведческого знания. Но содержание многих афоризмов  можно трактовать весьма широко, а в ряде случаев и применительно к любой из названных областей. Например, высказывание «Налоги –  цена, которую мы платим за цивилизованное общество» (О.Холмз), - экономике, социологии, политологии, правоведению и т.п. Таким образом, отнесенное высказывание к той или иной области задает определенные границы, в которых требуется выстроить логику рассуждения и оформить аргументацию с использованием соответствующей предметной терминологии.

2. Алгоритм написания эссе:

Внимательно прочтите все темы   (высказывания), предлагаемые для написания эссе.

Выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям:

а)        интересна  вам;

б)        вы в целом поняли смысл этого высказывания;

в)        по данной теме есть что сказать (знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.).

Определите главную мысль высказывания   (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами).

Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания, используя черновик. Если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер.

Для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.

3.  На что стоит обратить внимание при написании эссе.

  1. Выигрывают те работы, которые написаны коротко, четко и ясно.
  2. Избегать: а) использования риторики (утверждений) вместо аргументации (доказательств); б) небрежного оперирования данными, включая чрезмерное обобщение; в) слишком  обширной  описательной части, не подкрепленной аналитическим материалом.

Практическое занятие по подготовке к написанию эссе.

(строится по  методике «пошаговых действий»)

Учитель определяет тему эссе:  «Непременным условием действия экономических законов является свободная конкуренция»  (А. Смит).

Учащиеся пишут эссе сообща в микрогруппах (2-3 человека). 

Шаг №1. Учитель предлагает учащимся определить область обществоведческих знаний; внимательно прочитать высказывание; попробовать сформулировать проблему, суждение  (аналитическое суждение –  суждение, в котором  мы относительно субъекта высказываем нечто такое, что в нем уже содержится). Учитель рекомендует высказать суждение,   используя одну из  схем построения предложений: «Я считаю (думаю, полагаю и др.), что …, так как ...»; «Я думаю, что это (поступок, явление, ситуацию) можно оценить как …, потому что …», «Я разделяю позицию автора, так как…» 

Учитель обращает внимание на ключевые понятия темы: «экономические законы», «конкуренция», «свободная конкуренция», «условия существования свободной конкуренции». Результатом шага № 1 является формулирование суждения (проблемы): наличие конкуренции способствует  действенности законов спроса и предложения.

Шаг № 2. Вторым шагом может стать предложение учащимся аргументировать суждение,  проиллюстрировать приведенные аргументы примерами. Для наглядности желательно выполнить все эти задания в табличном варианте

суждение

 аргументы

 примеры

1.

1.

2.

2.

Шаг № 3. Формулирование умозаключения-вывода. Этот вывод не должен  совпадать с суждением, данным для обоснования: он сводит воедино  в какой-то фразе (фразах) основные идеи аргументов  и подводит итог рассуждений, подтверждающий верность и неверность суждения, являвшегося темой эссе.

Шаг № 4. Написание связного текста, в котором  должны быть объединены все названные элементы. Результатом пошаговых действий должно  стать  готовое эссе. По желанию учащихся, группа зачитывает свое эссе. Учащиеся на основе критериев оценивают заслушанное эссе. Учитель предлагает для оценки собственное эссе по заданной теме, просит учащихся беспристрастно его оценить.

4.Рефлексия

Учитель спрашивает учащихся о том, какие знания и умения приобрели на уроке.

Домашнее задание:  написать эссе по социальной психологии или социологии. Для облегчения выполнения задания учащимся представляется «матрица» написания эссе.

ПРИМЕРЫ ЭССЕ

(АНАЛИЗ: Ключевые элементы выделены подчеркиванием. Опираясь на их анализ, в конце текста эссе, дана оценка по каждому из критериев и общий балл)

№1.

(Социальная психология) «Люди ведут себя тем или иным образом потому, что родились и воспитаны в определенных культурных традициях» (Л. Уайт)

Американский ученый Л. Уайт поднимает проблему влияния культурной среды на человека [ПРОБЛЕМА] + {ПОНИМАНИЕ}. Этот вопрос очень важен, так как позволяет нам понять и объяснить особенности поведения и мировоззренческие представления, как отдельной личности, так конкретного  народа в целом. Знание этих особенностей помогает нам лучше узнать друг друга, разрешить конфликты и прийти к сотрудничеству.

Наличие культурных традиций [ТЕОРЕТ. ПОНЯТИЕ] – один из признаков нации. В настоящее время в странах Европы происходит процесс взаимопроникновения культур, религий и ценностей. Но в плане поведения и менталитета каждый человек ведет себя в соответствии с  культурой, традициями и обычаями, в духе которых он был воспитан. Менталитет [ТЕОРЕТ. ПОНЯТИЕ], особое душевное состояние человека, даже современный темп жизни и уровень развития общества не может заменить его чем – то другим. Не случайно [ПРИМЕР] каждый народ имеет свои отличительные черты: немцы очень пунктуальны и скрупулезны, англичане – строги и педантичны, японцы – вежливы и исполнительны. Страны Востока, в свою очередь, продолжают сохранять сложившиеся веками культурные традиции и обычаи, основанные на религиозных нормах. Традиция [ТЕОРЕТ. ПОНЯТИЕ] – исторически сложившиеся в обществе и передаваемые из поколения в поколения идеи, вкусы, обычаи, порядки, правила поведения. У представителей разных народов мира есть много одинаковых обычаев [ТЕОРЕТ. ПОНЯТИЕ]: [ПРИМЕР] свадьба, новый год и  другие. Но вот традиции, согласно которым осуществляется обычай, у каждого народа свои. Более того, представители Востока и Запада, оказавшись в одной и той же ситуации, поведут себя в соответствии с тем, как они были воспитаны.

Я считаю, что в развитии человека большую роль играет семья. Это тот социальный институт [ТЕОРЕТ. ПОНЯТИЕ] с момента рождения человека воспитывает его и прививает определенные культурные традиции в быту, в общении, в окружающем социуме. Семья формирует индивида как личность, осуществляя его социализацию [ТЕОРЕТ. ПОНЯТИЕ]. Мне кажется, что в этом случае большую роль играет именно процесс воспитания, осуществляемый семьей, потому, что сформированные ею ценности будут отражением не только личных взглядов человека, но и проявлением общенациональных традиций, преломленных или сохраненных им. До сих пор сохранились традиционные, патриархальные семьи [ТЕОРЕТ. ПОНЯТИЕ], где основой поведения является соблюдение традиций, обычаев. [ПРИМЕР] В нашей стране такие виды семей существуют у  народов Северного Кавказа. Они свято берегут заветы предков и воспитывают молодежь в духе уважения к обычаям их народа, взглядами, оценками, принципами, пониманием мира и места в нем человека. Мировоззренческие представления, характерные как для народа в целом, так и для отдельной личности определят особенности поведения людей.

Поведение [ТЕОРЕТ. ПОНЯТИЕ] – это совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Два человека, воспитанные в разных культурных традициях могут быть заняты одинаковой деятельностью, но их поведение при этом будет различным. Поступки человека очень часто определяются обычаями и нравами. Причем в большинстве случаев люди даже не задумываются, откуда взялись эти обычаи и почему именно так и положено поступать. Характер и направленность поступков определяется с одной стороны  внутренним состоянием человека – психологическими и социальными качествами, а с другой стороны – взаимодействием с окружающей средой, те есть культурными традициями, и конкретными жизненными ситуациями {ПОНИМАНИЕ}. Наиболее ярко это можно увидеть на примере [ПРИМЕР]мусульманских стран, где законы Шариата четко предписывают человеку как надо себя вести в каждой конкретной ситуации. Если мы сравним положение женщины в европейском и восточном обществах, то увидим, что воспитанные в строгих традициях Корана восточные женщины будут покорными. Они полностью подчиняются сначала воле отца, потом мужа, не имеют права на занятие торговлей, быть собственницами земли, участвовать в политической жизни, им не позволительно иметь собственное мнение. Женщины Западных стран, добились равноправия с мужчинами, делают карьеру и являются активными участницами всех социальных процессов.

Я полностью согласна с мнением Л. Уайта, что культурные традиции, социальные институты, психологические факторы определяют особенности поведения людей в обществе *{{ВЫВОД-СИНТЕЗ}} и нам остается только признать этот факт и проявить терпение и толерантность.

ОЦЕНКА и АНАЛИЗ ЭССЕ №1:

  1. {ПОНИМАНИЕ} выражено автором эссе в 1-м («влияние культурной среды на человека», как переформулировка утверждения темы эссе) и 4-м абзацах эссе.
  2. [ПРОБЛЕМА], которой посвящено высказывание и последующее эссе заявлена в 1-м абзаце.
  3. [ТЕОРЕТ. ПОНЯТИЕ] введены: 2-й абзац – 4 раза, 3-й абзац – 3 раза, 4-й абзац – 1 раз. В каждом из абзацев они не просто упомянуты, но – даны определения, показана связь между понятиями, т.е. они объединены в теоретические суждения.
  4. [ПРИМЕР] приведены: 2-й абзац – 2 раза, 3-й абзац – 1 раз, 4-й абзац – 1 раз.
  5. *{{ВЫВОД-СИНТЕЗ}} не просто повторяет утверждение темы эссе, а интегрирует его с введенными теоретическими понятиями и утверждениями, замыкая аргументационную конструкцию эссе, демонстрируя не только теоретический, но и практический характер понимания анализируемой темы эссе и стоящей за ней проблемы.

NB! Каждое из введенных теоретических понятий и примеров имеют непосредственное отношение к теме эссе и поэтому все засчитываются.

Оценка:

К-1: понимание – 1 балл;

К-2: теоретическая аргументация – 2 балла (т.к. приведены не только теоретические понятия, раскрывающие заявленную проблему), но они также объединены в единую аргументационную конструкцию (рассуждение) с завершающим ее выводом;

К-3 эмпирические примеры – 2 балла (все уместны, корректны, из различных сфер знания и опыта).

Итого: 5 баллов (максимальная оценка). Продемонстрировано владение всеми необходимыми метапредметными компетенциями.

№2.

(Социальная психология) «Все кажется в другом ошибкой нам». И.А.Крылов

В данном высказывании И.А. Крылов указывает на проблему негативного, а порой и нетерпимого отношения человека к точке зрения или действиям другого субъекта [ПРОБЛЕМА] + {ПОНИМАНИЕ}. Уверенность в собственном мнении достаточно полезное качество,  но чрезмерная самоуверенность лишает человека способности трезво оценивать ситуацию, объективного мышления. Часто такое высокомерное поведение может приводить к серьезным разногласиям и конфликтам, что особенно недопустимо в современное время. Ведь если, к примеру, лидеры разных стран начнут доказывать свою правоту, не руководствуясь здравым смыслом, последствия могут быть крайне неоднозначными и опасными для общества.

 И.А. Крылов - известный русский поэт и баснописец, хорошо разбирался в людях и аллегорически отражал некоторые человеческие пороки и недостатки в своих произведениях.  Автор считает, что  упрямство,  желание человека стоять на своем  и не идти на контакт с окружающими является нерациональной тратой времени и может лишить его важного жизненного урока. Я вполне разделяю данную точку зрения. Какую пользу может принести правда человека не способного воспринимать критику и лишенного терпимости к взглядам окружающих.

Из курса обществознания мы знаем, что понятие толерантности [ТЕОРЕТ. ПОНЯТИЕ] подразумевает терпимость по отношению к другим людям, отличающихся по их убеждениям, ценностям и поведению и признание на существование, и  развитие этих отличительных черт. Высказывание И.А. Крылова является выдержкой из его басни «Обоз». В основе этого произведения лежит вполне исторический факт нетерпимого отношения молодого правителя Александра I к стратегии ведения военных действий Кутузова [ПРИМЕР]. Полководец подвергался постоянным нападкам со стороны Александра I из-за уклонений от решительных сражений под стенами Москвы, и после сдачи ее Наполеону, Крылов оправдывал неспешные, но продуманные действия Кутузова, должные привести к самостоятельному краху  истощенной армии Наполеона, и порицал повеления Александра I, торопившего Кутузова и толкавшего его к промахам и ошибкам.

Примером нетерпимости к чужому мнению могут  являться отношения, которые сложились между В.И. Сталиным и представителями «Ленинской гвардии» (Зиновьев,  Каменев, Троцкий) [ПРИМЕР; ТОЖДЕСТВЕННЫЙ ПРИМ.№1] в 30-40 годы ХХ века. Как известно, Генеральный секретарь партии, будучи у власти, с трудом шел на компромиссы и обсуждения иных точек зрения, в силу собственного характера и занимаемой должности. Поэтому ликвидация последователей политики В.И. Ленина, которые видели иной путь становления коммунистического общества, нежели В.И. Сталин, явилась вполне закономерным действием со стороны вождя.

В заключении можно вывод о том, что человек живет и развивается в обществе и не может формировать свои взгляды вне этой системы *{{??? ВЫВОД; «-» }}и противопоставлять их ей. Осознание собственной неправоты лучше усваивается на наглядных примерах и становится хорошим уроком  для каждого человека.  «Все познается в сравнении»  Фридрих Ницше.

Оценка:

К-1: понимание – 1 балл;

К-2: теоретическая аргументация – 0 баллов (приведено одно понятие, чего явно недостаточно для анализа проблемы,  что и проявилось в отсутствии теоретических рассуждений и оторванности выводя от заявленной в теме эссе и обсуждаемой в эссе проблемы, а потому являющегося – псевдо-выводом);

К-3 эмпирические примеры – 1 балл (оба приведенных примера взяты из одной сферы знаний – истории, к тому же однотипны).

Итого: 2  балла. Продемонстрировано владение отдельными предметными компетенциями.

№3.

«Есть много способов сделать карьеру, но самый верный из них – родиться в нужной семье»

Д. Трамп

В данном высказывании Д. Трамп поднимает проблему влияния семьи на жизнь каждого индивида [ПРОБЛЕМА] + {ПОНИМАНИЕ}, то есть касается  вопроса ее социально-статусной функции [ТЕОРЕТ. ПОНЯТИЕ]. Автор хочет сказать, что именно благополучная семья обеспечивает перспективное будущее человека {ПОНИМАНИЕ}.  Стоит отметить, что сам Дональд Трамп – четвертый  из пяти детей Фреда Трампа, строительного магната из Нью-Йорка. Отец сильно повлиял на решение Дональда сделать карьеру в области строительства недвижимости. После окончания Уортонской школы бизнеса Дональд пришел работать в компанию отца [ПРИМЕР].

Какой простор для мысли открывает данное высказывание. Я могу и согласиться с ним, и во многом оспорить [ПОЛЕМИЧЕСКОЕ ЭССЕ: ЗА и ПРОТИВ]. Известно, что семья – это малая группа, основанная на кровном родстве, браке, усыновлении, удочерении и попечительстве. Семья – это институт первичной социализации [ТЕОРЕТ. ПОНЯТИЕ], а ее члены – агенты первичной социализации.  Семья выполняет ряд функций: репродуктивную, хозяйственно-экономическую, воспитательную, досуговую, эмоциональную, социально-статусную, рекреационную. Да, во многом семья, имеющая авторитет в обществе, может способствовать развитию карьеры одного из её членов. Биография самого Дональда Трампа яркое подтверждение его слов. Но я думаю, что огромную роль играют способности человека (качества, присущие индивиду, которые помогают успешному развитию его деятельности), талант  (высокая степень развития человеческий способностей) [ТЕОРЕТ. ПОНЯТИЕ], трудолюбие, так как без них невозможно долго удержаться на каком-либо рабочем месте.

На зимней олимпиаде в Ванкувере выступал талантливый японский фигурист, оказывается, что он сирота, которого усыновила бедная семья и отдала его в спорт, причем в позднем для фигуристов возрасте. Благодаря силе воли и таланту, он стал знаменитым фигуристом [ПРИМЕР]. Всем известна  судьба великого русского ученого, «нашего первого университета» М.В. Ломоносова. Будучи сыном простого помора, он достиг не просто высокого общественного положения, но и  внес существенный вклад в развитие российской науки и образования [ПРИМЕР]. Что помогло Ломоносову оставить столь существенный след в истории? Безусловно, его личностные качества: воля, трудолюбие. Но ведь именно в семье он получил первые трудовые навыки, возможно именно пример родителей развивал в нем волю к победам. То есть я хочу сказать, что значение семьи в осуществлении дальнейшей карьеры ребенка заключается не только в той материальной базе, которую она может создать, но и в той эмоциональной атмосфере, в которой формируется личность ребенка. Ведь именно здесь закладываются основы будущих побед или неудач личности.

Итак, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что человек должен обладать прекрасными способностями, трудолюбием, чтобы построить карьеру, это главное. Но если он еще и родится в благополучной, успешной семье, где уделяется серьезное внимание воспитанию детей, то это умножит его  шансы на хорошее будущее и карьеру *{{ВЫВОД-СИНТЕЗ}}.

ОЦЕНКА и АНАЛИЗ ЭССЕ №1:

  1. {ПОНИМАНИЕ} выражено автором эссе в 1-м абзаце (как переформулировка утверждения темы эссе и обыденным и теоретическим образом) и в виде синтетического вывода в 4-м абзаце этого полемического эссе.
  2. [ПРОБЛЕМА], которой посвящено высказывание и последующее эссе заявлена в 1-м абзаце.
  3. [ТЕОРЕТ. ПОНЯТИЕ] введены: 1-й абзац – 1 раз, 2-й абзац – 2 раза. (Во 2-м абзаце даны определения обоих вводимых теоретических понятий, они объединены в рассуждении как альтернативные и взаимодополняющие).
  4. [ПРИМЕР] приведены: 3-м абзаце – 2 раза (Они разноплановы и взяты из различных источников: личный социальный опыт и история).
  5. *{{ВЫВОД-СИНТЕЗ}} не просто повторяет утверждение темы эссе, но и полемически обоснованно, правомерно расширяет его (что выступает в качестве синтезирующего заключения аргументационной конструкции, полемического рассуждения).

Оценка:

К-1: понимание – 1 балл;

К-2: теоретическая аргументация – 2 балла (т.к. приведены не только теоретические понятия, раскрывающие заявленную проблему), но они также объединены в единую аргументационную конструкцию (рассуждение) с завершающим ее выводом; (NB!!! Только наличие синтезирующего вывода замыкают введенные оппозиционные понятия «семья – институт социализации» и «талант» замыкает рассуждения по их поводу в целостную конструкцию и позволяет выставить не 1, а 2 балла)

К-3 эмпирические примеры – 2 балла (все уместны, корректны, из различных сфер знания и опыта).

Итого: 5 баллов (максимальная оценка). Продемонстрировано владение всеми необходимыми метапредметными компетенциями.

№4.

«Неравенство - такой же хороший закон природы, как и всяки другой» Шерр И.

Известный немецкий мыслитель  в своем высказывании затрагивает проблему положительного значения неравенства в обществе [ПРОБЛЕМА] + {ПОНИМАНИЕ}, сравнивая его с законами природы. Даже на первый взгляд это утверждение спорно!

И я попытаюсь доказать свое несогласие с великим ученым. Что такое неравенство? В социологии под неравенством понимается неравный доступ к власти, богатству, неодинаковые права и привилегии членов общества [ТЕОРЕТ. ПОНЯТИЕ]. Исходя из этих признаков, в обществе с древнейших времен выделялись различные социальные группы [ТЕОРЕТ. ПОНЯТИЕ]: рабы и рабовладельцы, феодалы и зависимые крестьяне, буржуазия и наемные рабочие. Из курса истории Росси  XIX века  известно, что различное положение занимали сословия дворянства, купечества, крестьянства, казачества, мещанства. Иными словами мы имеем  картину социальной дифференциации [ТЕОРЕТ. ПОНЯТИЕ], где каждую социальную группу можно представить на определенной ступени социальной лестницы: одни группы находятся выше, другие – ниже.  Взаимосвязанные между собой социальные группы образуют социальную структуру общества [ТЕОРЕТ. ПОНЯТИЕ].

Социальная дифференциация свойственна любому обществу. Даже  в эпоху первобытности вожди, старейшины и жрецы отличались особыми привилегиями. С развитием истории социальная структура общества становилась все более сложной, а неравенство все более явным и болезненным.   Да существует мнение, что неравенство порождало в людях стремление добиться лучшего положения в обществе [аргумент «ЗА»], тем самым люди старались получить образование, проявить себя с лучшей стороны на службе. Сделать что-то важное и полезное для общества. Да, эти случаи имели место.  И с этой точки зрения можно согласиться с И. Шером. Но это не массовое явление.

Чаще же  всего неравенство толкало низы общества на радикальные  шаги [аргумент «ПРОТИВ»]. История знает массу [ПРИМЕР] примеров страшных крестьянских восстаний и войн. В России это войны под предводительством Степана Разина и Емельяна Пугачева. Кровопролитнейших революций во Франции, Англии, России.  Гибли люди, рушились государства. Таковы последствия неравенства.

В современном мире все громче звучат голоса в пользу социального равенства, под которым понимается равенство прав и возможностей личности, равенство перед законом. Путь к достижению такого равенства- соблюдение прав и уважение человеческого достоинства представителей всех социальных групп. В современных международных документах ООН ставится задача обеспечения равных возможностей для благосостояния людям, принадлежащим как к нынешним, так и к будущим поколения.

Оценка:

К-1: понимание – 1 балл;

К-2: теоретическая аргументация – от 2 до 1 балла (2 балла: приведено достаточное количество теоретических понятий, позволяющих теоретически охарактеризовать заявленную проблему; 1 балл: оценка может быть снижена из-за отсутствия четкого вывода как завершения теоретических рассуждений), но они также объединены в единую аргументационную конструкцию (рассуждение) с завершающим ее выводом; (NB!!! Только наличие синтезирующего вывода замыкают введенные оппозиционные понятия «семья – институт социализации» и «талант» замыкает рассуждения по их поводу в целостную конструкцию и позволяет выставить не 1, а 2 балла)

К-3 эмпирические примеры – 1 балл (приведены однотипные примеры (восстания, революции) деструктивного влияния социального неравенства только из истории, не приведены примеры заявленного суждения о возможном конструктивном влиянии социального неравенства).

Итого, возможная оценка: от Max 1+2+1=4 баллов, до Min 1+1+1=3 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к письменной части- эссе

Требования к написанию эссе...

Эссе. Компетентный педагог - требование ФГОС…

Размышления о том, каким мы видим учителя на современном этапе развития общества в связи с реализацией ФГОС....

Эссе "Требования к личности учителя русского языка и литературы в условиях реализаци ФГОС"

Эссе представляет собой размышление о том, какими качествами должен обладать учитель в условиях реализации ФГОС"...

Памятка «Требования к эссе»

Памятка «Требования к эссе»...