“Роль информационно-коммуникативных технологий в развитии интересов учащихся на уроках обществознания”
методическая разработка по обществознанию (7 класс) на тему

Филиппова Любовь Анатольевна

Мы живем в такую эпоху, когда человечество вступило в новую стадию своего развития - информационную эру. Сегодня наша жизнь становится все более зависимой от информационных технологий. Они широко, интенсивно и эффективно используются человеком во всех сферах деятельности. Компьютер стал незаменимым помощником в учебе, в работе и отдыхе, упростил поиск и получение необходимой и своевременной информации, общение между людьми, ускорил принятие решений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_ikt.docx18.04 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: “Роль информационно-коммуникативных технологий в развитии интересов учащихся на уроках обществознания”

Филиппова Л.А.

Мы живем в такую эпоху, когда человечество вступило в новую стадию своего развития - информационную эру. Сегодня наша жизнь становится все более зависимой от информационных технологий. Они широко, интенсивно и эффективно используются человеком во всех сферах деятельности. Компьютер стал незаменимым помощником в учебе, в работе и отдыхе, упростил поиск и получение необходимой и своевременной информации, общение между людьми, ускорил принятие решений.

Использование ИКТ в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Обучающиеся учатся самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии. Большую роль в этом может и должно сыграть активное применение ИКТ в учебном процессе. Практика показывает, что:

— использование ИКТ способствует повышению качества знаний обучающихся, уровню воспитанности, их общему и специальному развитию ;

— использование ИКТ позволяет более оптимально расходовать силы и средства учителя и ученика для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития;

- использование ИКТ позволяет добиваться стабильности результатов учебно-воспитательного процесса;

- использование ИКТ позволяет организовать новые формы, методы обучения и воспитания;

- использование ИКТ позволяет учителю сэкономить массу времени, которое он раньше затрачивал на меловые записи и рисунки на доске.

Преподавая предмет, я убедилась, что использование ИКТ на уроках обществознания позволяет подготовить обучающегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру.

Опираясь на свой опыт работы при использовании ИКТ в процессе обучения школьников, мне хотелось бы выделить следующее:

на уроках обществознания часто используется разнообразный текстовый материал: фрагменты из документов, научных трудов, высказывания политиков, мыслителей, кратко сформулированные основные идеи, обобщающие выводы. Учителю не надо зачитывать цитаты, нет необходимости листать учебник, книгу, исторический источник, документ. На файл учитель может занести любой материал и в нужный момент использовать на уроке. Обучающимся остается только включить монитор и прочитать увиденное.

Помимо текстовых ИКТ обеспечивают наглядное представление учебного материала, визуализацию звуковых фрагментов, графических изображений, демонстрационных слайдов, видеофрагментов, анимационных и интерактивных сюжетов.

Учитель может организовать урок, используя различные типы и формы учебных занятий.

В системе работы с ИКТ можно рекомендовать к применению и использованию программы общего назначения – Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint, Microsoft FrontPage, Microsoft Publisher, Adobe Photoshop и др. Данные программы я с успехом использую в процессе обучения обществознания.

В своей работе я широко применяю презентации, которые использую на различных этапах урока. Зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. Презентации дают возможность задавать произвольный порядок подачи имеющегося материала в зависимости от его целей, дополнения или изменения материала в любой форме (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео и аудио фрагменты и т. д.), что позволяет максимально использовать все виды наглядности и сосредоточить внимание на ходе урока. Чем интереснее, эстетичнее, профессиональнее оформление конечного результата, тем выше воспитательное значение мероприятия, глубже интерес к изучаемому материалу.

В результате, исходя из опыта, я могу отметить, что у обучающихся, активно работающих с ИКТ, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в потоке информации, умений выделять главное, обобщать, делать выводы.

При использовании презентаций не следует забывать о значении для обучающегося общения с учителем. Учитель всегда должен помнить о том, что центром внимания на уроке является не сама презентация, как бы красиво она не была выполнена и показана, а формы и методы обучения предмету с использованием той самой презентации.

Информационные технологии на уроках обществознания я использую в следующих вариантах:

1.Мультимедийные презентации. За время преподавания предмета мною разработаны уроки с применением ИКТ по темам, а также отдельные мультимедийные презентации. Примером могут служить уроки по теме «Глобальные проблемы современности», для которых ученики создают презентации : «Терроризм», «Экологический кризис», «Экологические катастрофы».

2. Флеш-фильмы. Я считаю этот ресурс незаменимым на уроках. Никакой, даже самый красноречивый рассказ учителя, не заменит фильм. Например, очень нравится ученикам фильм «Религии в современном мире», который предлагается для просмотра в разделе «Духовные ценности».3. Тесты. Этот ресурс позволяет организовать фронтальную, групповую и индивидуальную работу обучающихся на уроке, а так же проверить свои знания и степень усвоения материала дома. 4. Кроссворды. Используем для закрепления материала и в процессе отработки терминов. К тому же они позволяют сэкономить время на данном этапе обработки материала и контроля знаний.

Использование ИКТ применимо в тематических классных часах, например « Я- гражданин Российской Федерации ». В специально разработанный теоретический материал вплетены видео- и аудио-источники: можно проследить изменения в символике России, прослушать гимны России в разные эпохи истории нашей страны.

Наряду с достоинствами нельзя не отметить трудоёмкость при подготовке уроков с использованием ИКТ. Поначалу на подготовку я тратила много времени. Накопив дидактический материал и систематизировав его, я почувствовала значительное облегчение труда за счет этих наработок. Накопленный материал — компьютерные слайды, тесты, контрольные работы и т.д.- с легкостью изменяется, улучшается и дополняется, используется в течение длительного времени, усваивается обучающимися значительно лучше, так как использование ИКТ на уроках способствует развитию учебной мотивации школьников, формируется информационная компетентность обучающихся, на уроке практически не встает вопрос дисциплины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированный проект "Проектная деятельность учащихся на уроках обществознания как способ развития познавательного интереса учащихся"

Активное участие учащихся в создпнии проектов дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности  в социокультурной среде, развивает навыки и умения адаптироваться к изменяющимся ...

Развитие познавательных интересов учащихся на уроках истории и обществознания с применением интерактивных технологий

Применение современных технологий для развития интереса учащихся к предметам история и обществознание....

Обобщение педагогического опыта учителя химии и биологии «Использование приемов и методов современных образовательных технологий для развития личности учащихся на уроках химии».

Обобщение педагогического опыта учителя химии и биологии «Использование приемов и методов современных образовательных технологий для развития личности учащихся на уроках химии»....

Использование современных педагогических технологий для развития личности учащихся на уроках английского языка.

Использование современных педагогических технологий для развития личности учащихся на уроках английского языка....

:: «Проектная технология как средство развития познавательных интересов учащихся на уроках обществознания ,истории и краеведения

Итоговая работапо модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Основные направления региональной образовательнойполитики в контексте модернизации российского образования&raq...