Доклад. "Технология успеха. Работа с одаренными детьми"
статья по обществознанию на тему

Михайлова Гузель Робертовна

Технология успеха.
Работа с одаренными детьми.

 

         Профессионализм, инновации, творчество, успех – основа качественной работы с одаренными детьми в ходе реализации Федеральных государственных образовательных стандартов.

Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_21.08.14.docx37.47 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и наук Республики Татарстан

Районный отдел образования Тукаевского муниципального района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Малошильнинская средняя общеобразовательная школа»

ДОКЛАД

«ТЕХНОЛОГИЯ УСПЕХА.

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ».

Подготовила:  Михайлова Г.Р.

учитель обществознания,

I квалификационной категории

МБОУ «Малошильнинская СОШ»

21 августа, 2014 год.

Технология успеха.
Работа с одаренными детьми.

        Профессионализм, инновации, творчество, успех – основа качественной работы с одаренными детьми в ходе реализации Федеральных государственных образовательных стандартов.

Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Слайд 3.  Проблема

Одним из направлений муниципальной программы является организация поддержки одарённых талантливых детей. Проблема одарённости  в настоящее время становится все более актуальной.  Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.

В современной литературе появляется всё больше статей,  публикаций,  так или иначе затрагивающих эту тему. Правда, все они лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей в работе с одарёнными талантливыми детьми.

Твердо убеждена,  что неодаренных детей не бывает, надо только найти этот дар. Так как же стать счастливым учителем? Найти своего ученика!

Слайд 4.  Цель: создание  и реализация системы планомерных и целенаправленных действий,  обеспечивающих оптимальное развитие задатков и способностей  учащихся.

        Задачи:

-раскрыть понятие одарённости;

-рассмотреть методы диагностики одарённости;

-рассмотреть особенности воспитания и обучения одарённых детей;

-отбор методических и диагностических материалов для выявления одарённости;

-создание максимально благоприятных условий для интеллектуального  развития детей ,как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности;

-создание условий одарённым детям для реализации их творческих способностей в процессе научно-исследовательской   и поисковой деятельности;

-обмен опытом по работе с одарёнными детьми.

Принципы работы с одарёнными детьми:

-принцип дифференциации  и индивидуализации обучения;

-принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей;

-принцип обеспечения свободного выбора учащимися дополнительных образовательных услуг;

-принцип возрастания роли внеурочной деятельности одарённых детей через кружки, факультативы, работу  в НОУ;

-принцип усиления внимания к проблеме межпредметных   связей  в индивидуальной  работе с учениками;

-принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

Сайд 5

Образ конечного результата, критерии его оценки.

-Поступление в вузы на гуманитарные факультеты и успешный карьерный рост;

-Реализация творческого потенциала учащегося в различных областях (конкурсах, олимпиадах, НПК, выход в другие социальные сферы, встречи с интересными людьми).

Критерии оценивания:

-победы на олимпиадах, конкурсах;

-активная жизненная позиция;

-желание участвовать в гуманитарных проектах и побеждать;

-ведение дневника и портфолио;

-успешная реализация индивидуальной программы развития;

-высокая мотивация на достижение поставленной цели  сформирована (проверить с помощью тестов, мониторингов,  бесед).

Слайд 6.  Примерный план работы

Время

Содержание

Сентябрь

Проблематизация. Проведение консультации. Создание группы.

Октябрь

Планирование работы

Ноябрь

Установочный семинар с приглашением специалистов (психологов)

Декабрь

Практический семинар с предварительной работой по подбору и изучению литературы

Январь

Проектный семинар по созданию проекта системы работы с одаренными детьми (учебный процесс, внеучебная работа)

Февраль

Проведение мини-исследования по одаренным детям. Семинар с классными руководителями и руководителями МО.

Март

Презентация системы работы «Одаренные дети»

Апрель

Отработка блоков системы (по отдельному плану)

Май

Анализ работы группы. Отчет. Определение основных направлений работы на следующий учебный год.

Коучинг (англ. coaching — обучение, тренировки) — метод консалтинга и тренинга; от классических консалтинга и тренинга отличается тем, что коуч не даёт советов и жёстких рекомендаций, а ищет решения совместно с клиентом. От психологического консультирования коучинг отличается направленностью мотивации. Работа с коучем предполагает достижение определённой цели, новых, позитивно сформулированных результатов в жизни и работе.

Слайд 7.  Два значения слова коучер в современном словаре:

1) Ехать, перевозить в карете.

2) Наставлять, воодушевлять, тренировать.

Слайд 8.

Коучинг – метод по повышению личной эффективности, основанный на раскрытии способностей и возможностей (потенциала) человека и имеющей своей целью достижение результатов в различных областях жизни (словарь современного менеджмента).

Коучер – специалист (тренер), который фокусирует ученика в том, в какой точке находится он в данный момент и что он готов сделать, чтобы попасть туда, где он хочет быть завтра. Сопровождая его к цели, коучер побуждает ученика к действию, а не дает готовых ответов. Цель -  помочь обнаружить недостаточно используемые сильные стороны, увидеть будущие возможности, обрести новые навыки и результат – успешность.

Четыре базовых этапа коучинга:

  1. постановка цели
  2. проверка реального положения вещей
  3. выстраивание путей достижения цели
  4. достижение (он именуется также этапом воли)

Слайд 9.  Коучер учит:

  • Задавать правильные вопросы.
  • Системным изменениям, и как использовать  формат «как если бы».
  • Опоре на ценности.
  • Реализации собственного  потенциала.

Слайд 10.  

Коучинг – это процесс содостижения результата вместе с учеником, в ходе которого используются технологии:

  • консультирования;
  • тренинга;
  • диагностики;
  • выбора средств.

Слайд 11.  

Основная задача коучера - это формирование у ученика высокой мотивации на достижение поставленной цели. Достигать  результатов и решать поставленную задачу предстоит самому ученику, а ответственность в данном процессе придется делить поровну.

Слайд 12  

Качества коучера:

  • Оптимизм.
  • Вера в людей.
  • Аналитический склад ума.
  • Эмоциональность + здравый смысл.
  • Умение правильно себя позиционировать.
  • Уверенность в собственных силах.
  • Одно из главных качеств умение сорадоваться,  получать удовольствие от того, что твой ученик сделал такой рывок, что его жизнь становиться интереснее.
  • Как оценивать работу коучера? По результатам его ученика.

Слайд 13.  

Чем коучинг отличается от других способов индивидуальной работы?

Коучер

Наставник

К: «Какой цели вы хотите достичь?»

Уч-к: …

К: «Теперь, когда вы наметили важную для себя цель, что вы сделаете чтобы ее достичь?»

Уч-к: «Возможно я…»

«Для того чтобы…, необходимо проделать следующие действия:

1.

2.

3. (готовый ответ)»

Коучер

Тьютор

К: «Чтобы добиться успеха в этой деятельности, какие задачи вы перед собой ставите? Как будете  идти или что может вам помешать?»

Т: «Знаешь, когда я сам был в этой ситуации, у меня возникали такие же вопросы. И вот, что я сделал…

Как, считаешь, это сработает? Попробуем?»

Коучер

Психолог

К: «Как вы можете изменить эту ситуацию? Что мешает эффективно учиться? Что нужно сделать, чтобы достичь результата?»

П: «А что вас беспокоит в этой ситуации? Я изучил ситуацию и предлагаю несколько вариантов. Сделайте это…

 Вот здесь хорошо, а вот здесь можно по-другому».

Слайд 14.  

Примерный план работы по индивидуальной программе развития самообразования ученика

Основания к самообразованию:

               ?

  • Кто я? Кем хочу стать?
  • Что меня интересует?
  • Чем бы я хотела заниматься?                  
  • Что я уже умею?
  • На кого я могу опереться?
  • Чего я хочу достичь?

Проектирование самообразования

  •  Проект моей будущей деятельности;
  • Программа реализации проекта;

-На решение какой проблемы направлена работа?

-Что надо изучить для успешной реализации проекта?

-Какую практическую исследовательскую работу я хотел бы выполнить?

-Какой материал необходимо собрать, подготовить, обобщить?

-В каком виде будет представлен результат исследования или практической работы?

  • Планирование работы (сроки выполнения этапов работы)

Слайд 15.  

Работа над проектом

Дневник самообразования (проблемы, заметки, впечатления, рефлексия)

Оформление результатов работы

Защита

Рефлексия по поводу работы над проектом:

?

  • Помогла ли работа над темой продвинуться по учебе?
  •  Получил (а) ли я удовольствие от самостоятельной работы
  • Получил (а) ли я удовлетворение от сотрудничества, с кем
  • Важно ли для меня ощущать успех
  • Хочу ли я продолжать работу в этой области

Определение новых целей

Формы работы с одаренными детьми в общеобразовательных

учреждениях на уроках обществознание

Формы работы во внеурочное время

Формы работы в урочное время

  1. Интеллектуальные игры (математическая биржа (прошло 4 игры)).
  2. Участие в олимпиадах.
  3. Предметные недели.
  4. Курсы по выбору (факультатив « Решение олимпиадных и нестандартных задач по обществознанию)
  5. Метод мозгового штурма

  1. Элементы проблемно-развивающего обучения
  2. Информационно -коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (уроки – презентации)
  3. Элементы модульной технологии обучения
  4. Задания творческие и нестандартные (домашние экспериментальные работы )

Три ключевые фразы, которые отражают тему дня:

В центре внимания - ребёнок!

Мы в ответе за свои слова и своё молчание!

Только счастливый человек может сделать счастливым другого!

Я желаю вам постоянного стремления к новым вершинам знаний, новых открытий, побед, здоровья и удачи на весь предстоящий учебный год!

Очередной учебный год

Свое начало вновь берет.

С чем вас сердечно поздравляю

Ну и, конечно же, желаю

         Удачи и терпенья безграничного

         Учеников примерных, настроения отличного.

         С улыбкой каждый новый день встречать,

         Ни при каких условиях не унывать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы кабинета физики. Направление работы с одаренными детьми «Путь к успеху».

В стратегии развития российского образования до 2020 года одним из приоритетных направлений является поддержка талантливых и одаренных детей. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»...

Программа работы с одаренными детьми «Путь к успеху»

Программа направлена на совершенствование образовательного процесса, который  создает и воспроизводит условия для развития одарен...

Путь к успеху. Программа работы с одаренными детьми.

Программа работы с одаренными детьми в условиях сельской школы. Сформулированы основные цели и задачи программы, предложены основные мероприятия по реализации проекта....

Программа по организации работы с одаренными детьми "Путь к успеху"

Программа направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в массовой школе с учетом внедрения...

Программа по организации работы с одаренными детьми "Путь к успеху"

Программа направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в массовой школе с учетом внедрения...

ПРОГРАММА «СТУПЕНЬКИ УСПЕХА» (работа с одаренными детьми)

   В современном веке остро встает проблема повышения социально-экономического потенциала. Важную роль в ее решении играет система образования. В законе Российской Федерации «Об...