Проект урока "Право, семья, ребенок"
методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему

Статьина Валентина Владимировна

Семья в жизни человека играет очень важную роль. Поэтому на уроке, посвященном семейному праву, ставится цель:

-  формировать целостное представление о Семейном праве, 

- знакомство с нормативно – правовыми аспектами Семейного права,

-  работать над усвоением  ключевых понятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Право, семья, ребенок51.84 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока "Право, семья, ребенок"

Учитель: Статьина Валентина Владимировна, МБОУ СШ № 18 г.Заволжье, Городецкого района, Нижегородской обл.

  1. Тема урока «Право, семья, ребенок»
  2. Цель урока:

-  формировать целостное представление о Семейном праве,  

- знакомство с нормативно – правовыми аспектами Семейного права,

-  работать над усвоением  ключевых понятий

Задачи урока:

образовательные

- закрепить  ключевые понятияСемейного права: семья, брак, ЗАГС, брачный контракт, права и    обязанности  супругов, права и обязанности детей и родителей

-  формирование умения работысо статьями  Семейного кодекса

           -  формирование  умения   самостоятельно  искать, анализировать и отбирать необходимую информацию

развивающие

- продолжить работу над выработкой у учащихся умения            анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах,

- формировать способности к анализу ситуаций, регулируемых правовыми нормами, и способности к реальным действиям в таких ситуациях

- аргументировано высказывать собственную точку зрения по поставленной проблеме, научиться применять их при анализе конкретных жизненных ситуациях

воспитательные

- подвести учащихся к выводу о необходимости работать над созданием гармоничной семьи, как необходимого условия существования и развития личности,

- продолжить  работу по формированию активной гражданской позиции личности учащегося,  эмоционально-личностного отношения к изучаемым событиям,

- воспитание чувства уважения, любви  и благодарности к старшим

- научиться анализировать семейные проблемы;

- учиться преодолевать возникшие конфликтные ситуации

  1. Тип урока:     урок изучения новых знаний

  1. План урока (структура урока)

Организационный

1 мин.

Вводно - мотивационный

 1  мин.

Актуализация знаний

 5 мин.

Работа над новым материалом,

проверка усвоения новых знаний,помощью решения задач

16мин.

Физкультминутка

 2 мин.

Работа над новым материалом,

проверка усвоения новых знаний, решения задач

15 мин.

Итог урока и оценка знаний

  2 мин.

Домашнее задание

  1 мин.

Работа с формулой ПНИ

  2 мин.

6.Используемая литература

 Конституция РФ

 Семейный кодекс

Кравченко, А. И., Певцова, Е. А. Обществознание: учебное пособие для 9 кл. - М.: Русское слово, 2008.

Кравченко, А. И. Программа курса «Обществознание» для 8-9 и 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Русское слово, 2007.

Певцова, Е. А. Поурочные методические разработки к учебнику А. И. Кравченко «Обществознание.  9 класс». - М.: Русское слово, 2005

Е.А. Певцова Теория и методика обучения праву.  М, 2003

 7.   Мультимедийные пособия

1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 5-е изд. / «Кирилл и Мефодий», 2001

2. 1С: Образование.4. Школа: курс «Обществознание» / 2007

3. Основы правовых знаний / Российский фонд правовых реформ, «Кирилл и Мефодий», 2008

4. Презентации по урокам

8.Материалы и оборудование:

Компьютер

Проектор

Интерактивная доска

Доска классная

Презентация «Семейное право»

Презентация «Физкульминутка»

Раздаточный материал ситуации, формула ПМИ

Учебное пособие  Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание параграф 15

Ход урока:

Содержание, хронометраж

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный

Ребята, цель  нашего урока  сегодня  - познакомиться с основами Семейного права

Учащиеся готовятся к уроку, записывают в тетради тему урока

2

Вводно-мотивационный

В жизни каждый человек  желает, чтобы он был счастлив.

Что вам необходимо, чтобы быть счастливым?

В ходе мозгового штурма дети приходят к выводу :

Учитель красным цветом на интерактивной доске    выделяет слова : работа, семья

Поэтому тема «Семейное право» является самой  актуальной. Ведь каждому человеку хочется иметь тихий, добрый, уютный уголок, где его любят и понимают

Учащиеся  называют: работа,  деньги,  любовь, дача,  машина, семья,  квартира, родные люди, хороший телефон, компьютер, дети и т.д.

Один из учеников записывает на интерактивной доске ответы ребят

Человек счастлив, если у него хорошая работа и любимая семья!

3

Изучение нового материала

Работа с презентацией

Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью

Брак -  добровольный союз  мужчины  и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению кдруг другу и к детям

Ребята записывают определения  в тетрадь

Решение задач

Семья ли это?

1.  Петр и Мария - супруги. У них нет детей. Они живут самостоятельно, снимая квартиру.

2.  Павлина Трифоновна - вдова, она живет со своей 17- летней дочерью, в общежитии того предприятия, в котором работает.

3.  Кириллу 40 лет, он никогда не вступал в брак, очень любит детей, месяц назад он усыновил трехлетнего Николая.

4.  У Ивана и Надежды двое детей, Полине 21 год и Петру 14 лет. Уже 2 года они живут в собственной квартире в молодом районе города.

5.  Михаил и Тодор - гомосексуалисты, более 10 лет они живут на бульваре Освобождения

6.  У Романа и Анны Ивановых трое детей. У них нет собственного жилья, и они живут с родителями Романа Георгием и Еленой Ивановыми, и его младшим братом Пламенном, которому 28 лет.

7.  Шесть месяцев назад Кристина развелась. После развода она перестала носить имя своего бывшего мужа. Суд присудил ей родительские права на дочь Раину, и сейчас они вдвоем живут в однокомнатной квартире, которую снимают.

Ученики отвечают:

Да, это семья -  это группа, связанная общностью быта и моральной ответственностью

Да, это точно семья, хотя и неполная, но  мама с дочкой-то  родные…

Да, это семья – немолодой человек усыновил ребеночка…тоже неполная

Это полноценная семья…

Это извращение какое – то, и хотя у них общий быт, но семьей это нельзя назвать, запрещено законом.

А это большая семья, т.к. здесь не малая, а большая группа родственников,

Это – семья! Так редко уже живут. Больше живут так – родители и дети

И хотя родители развелись, но живут вместе мама и дочка, пусть не в своей, а съемной квартире. Мама с дочкой родные, у них общность быта и взаимная ответственность

3

Изучение нового материала

А теперь – другой вопрос:

Каковы условия вступления в брак?

Учитель добавляет:

Достижение  брачного  возраста

Взаимное  согласие

Регистрация  в государственных органах ЗАГС

Слайд презентации

Дети высказывают свои  предположения:

Нужно, чтобы юноша и девушка достигли 18 лет

Ученики записывают в тетрадь условия вступления в брак

Задача

Задача – устно: На одной площадке жили две семьи, в одной рос мальчик, в другой – девочка. Родители решили, когда дети вырастут – обязательно их поженим. Юноша пришел из армии, родители  склонили детей к свадьбе. И хотя, молодые люди не любили друг друга, но когда работник ЗАГСа спросил их о согласии, они ответили «да, согласны». Нарушены ли условия вступления в брак?

Другая задача:

Мария и  Пётр любят друг друга! Но решили зарегистрировать свой брак как бабушка и дедушка – в церкви. Да это сейчас и модно. Будет их брак иметь законную силу?

Условие –  брачный возраст не нарушено,

взаимное согласие – не нарушено, по  условию задачи видно, что брак был зарегистрирован в ЗАГС

Если ребята ответят  да, то учитель должен объяснить, что закон защищает  молодых только в том случае, если они зарегистрировали свой в брак в ЗАГСе.

Если же ответят нет. Похвалить! Выразить свое восхищение, что у ребят богатый жизненный опыт.

Беседа

Продолжаем, ребята

Знаете ли вы какие либо препятствия вступления в брак?

Ребята отвечают:

Нельзя вступать в брак, если молодые люди родственники

3

Новый материал

Учитель обращается к презентации:

Препятствием для вступления в брак являются:

Если одно лицо уже состоит в браке

Если лица являются родственниками по прямой  восходящей  и нисходящей линии

Одно лицо признано судом недееспособным в силу душевной болезни

Ученики записывают положения о препятствиях вступления в брак в тетрадь

Решение задачи

Решение задачи:

Игорь женился в первый раз 10 лет назад. Прожив вместе 1 год, супруги разъехались  в разные города и фактически забыли друг о друге. Спустя 10 лет Игорь решил  зарегистрировать брак с Инной, с которой он познакомился 3 года назад. Игорь и Инна любили друг друга и ждали ребенка. Чтобы не травмировать близких, Игорь решил один подать заявление в ЗАГС, и брак был зарегистрирован на том основании, что мужчина и женщина уже ведут совместное хозяйство и ожидают появления ребенка.

Какие юридические правила нарушены в  этой  ситуации?

Ученики предполагают, что  если одно лицо состоит в браке, то второй брак заключать нельзя, нужно было сначала развестись.

В ЗАГСе у одного – мужчины или женщины заявление не должны были принять, обязательно личное присутствие обоих.

Да и при регистрации присутствовать должны оба, да еще и выразить свое согласие.

Беседа

Ребята, используя свой жизненный опыт, скажите, где происходит регистрация брака

личная  подача заявления?

Где делается отметка о регистрации брака?

В ЗАГСе

Выдается свидетельство о  регистрации брака и ставится отметка в паспорте

Решение задачи

Гражданин Котов подал губернатору жалобу на отдел загса, указав в ней, что сотрудники этого учреждения отказались регистрировать его брак с гражданкой Семеновой, которая живет в другом городе, но прислала в загс письменное согласие на брак, заверенное у нотариуса.

Учащиеся отвечают, что подавать заявление лично нужно, чтобы  брак зарегистрировали и присутствие  обязательно

Физкультминутка

3

Новый материал

Права супругов:

личные неимущественные:

-взаимоуважение

-забота о детях

-фамилия

-занятия

-профессия

-место жительства

Запись в тетрадях

Задача

Муж говорит своей жене: «Я решил, что мы в следующем месяце переедем в город Днепропетровск. Как бы ты  к этому ни относилась, все равно тебе  придется ехать со мной, потому что ты как жена обязана следовать за мужем туда, куда он хочет».

Мы ведь не при царе живем, когда жена обязана была следовать за мужем. По закону у супругов есть личные права : какую профессию выбирать, чем заниматься, где жить

3

Новый материал

Имущественные  права супругов:

законный режим имущества супругов  (раздел – по суду, добровольно)

До брака

вещи индивидуального пользования (кроме роскоши)

В дар

По наследству

Запись в  тетрадях

Задача

Поясните, как может быть разделено имущество супругов в случае развода, если жена не работала и на деньги мужа были куплены:
дача, квартира, дорогая шуба жене, костюмы мужу, машина, зареги
стрированная на мужа

Ребята объясняют, что все имущество должно быть поделено пополам. Обращаются к  Семейному кодексу РФ

3

Новый материал

Презентация

Брачный договор - это

соглашение супруговпо поводу своего имущества

Ребята, где может быть заключен брачный договор?

Если ребята отвечают, что в  ЗАГСе, то необходимо разобрать, что регистрируется в ЗАГСе, иногда некоторые ребята правильно отвечают, что у нотариуса

Задача

 Сидорова, прожив с мужем 23 года, заявила ему, что нужно составить брачный договор. На что ей муж ответил, что поезд ушел, что она опоздала. Брачный договор нужно было оформлять при заключении брака.

Ребята, кто из супругов прав?

Ученик отвечает, что права жена. Это я знаю из жизни, мои родственники, прожив в браке уже больше 10 лет, недавно  заключили брачный договор.

3

Новый материал

Слайд презентации.

Права и обязанности родителей и детей

Родители:

- определять ФИО, гражданство, национальность своих детей

Воспитывать

Заботиться

Дать общее образование

Содержать

Защищать права и интересы= законные представители

Дети:

с 18 лет содержать родителей

Запись в тетрадях

Задача

Мама на дочку Ларису, которой было 17 лет, подала заявление в суд, чтобы он заставил ее дочь выкупить ей путевку в санаторий. Лариса выиграла большую сумму денег. Что решит суд?

Суд откажет маме, так как  дочери всего 17 лет, а вот родители обязаны содержать своих детей до 18 лет.

3

Новый материал

Права детей

Жить в семье

Уважение человеческого достоинства

Всестороннее  развитие

Общаться с родственниками

Защита прав

С 14 лет  в суд

Мнение

Доходы, заработанные

Собственник имущества

Запись в тетрадях

Лабораторная работа с текстом «Права и свободы ребенка» стр.114 - 116

В чем смысл следующих прав и обязанностей ребенка:

право на свободу совести

право на жизнь

право на образование

право на жилище

право на труд;

каковы обязанности детей в отношении родителей?

Учащиеся, работая с текстом, объясняют, что каждый имеет право верить или не верить в бога, ребенок имеет право на жизнь и жить в семье, право на образование позволяет детям получать начальное, основное, среднее, высшее образование. С 15 лет ребенок может работать, а с16 лет  заниматься предпринимательской деятельностью.

Все обязанности, возложенные на гражданина страны, обязательны для исполнениядетьми.

Новый материал

Расторжение  брака

Нельзя :

Беременность

 1  год       после рождения ребенка

ЗАГС :

Согласие

Нет детей

Лишение свободы на 3 года

Суд:

нет  согласия

Дети до 16 лет

Уклоняется

Судьба детей

Выплата алиментов

Суд:

нет  согласия

Дети до 16 лет

Уклоняется

Судьба детей

Выплата алиментов

Запись в тетрадях

Решение задачи

Когда Евгений и Анжелика пошли  подавать  заявление в ЗАГС о расторжении брака, дети- школьники остались дома.  Как быстро разведут супругов?

Дети высказывают мнение, что развод им не дадут, так как дети еще малы.  Супруги могут подать заявление в суд, а может  попробуют их примирить. Дети любят  обоих родителей

Домашнее задание

Учитель: статистика утверждает, что  в Городецком районе  распадается до 40 % заключенных браков.

В тетради – письменно   в чем причины разводов?

Выучить материал, который мы разобрали на уроке -«Семейное право» по параграфу 15

Сайт nikaa.moy.su презентация по семейному праву

Приложения:

Семья ли это?

1.  Петр и Мария - супруги. У них нет детей. Они живут самостоятельно, снимая квартиру.

2.  Павлина Трифоновна - вдова, она живет со своей 17- летней дочерью, в общежитии того предприятия, в котором работает.

3.  Кириллу 40 лет, он никогда не вступал в брак, очень любит детей, месяц назад он усыновил трехлетнего Николая.

4.  У Ивана и Надежды двое детей, Полине 21 год и Петру 14 лет. Уже 2 года они живут в собственнойвкартире в молодом районе города.

5.  Михаил и Тодор - гомосексуалисты, более 10 лет они живут на бульваре Освобождения

6.  У Романа и Анны Ивановых трое детей. У них нет собственного жилья, и они живут с родителями Романа Георгием и Еленой Ивановыми, и его младшим братом Пламенном, которому 28 лет.

7.  Шесть месяцев назад  Кристина развелась. После развода она перестала носить имя своего бывшего мужа. Суд присудил ей родительские права на дочь Раину, и сейчас они вдвоем живут в однокомнатной квартире, которую снимают.

Ситуация :

Мама на кухне готовит завтрак для всей семьи.

Папа, собираясь на работу, бреется в ванной.

Дочь раздраженно на всю квартиру произносит: «Вечно вы займете ванну, не успеешь умыться!»

Сын, лежа в постели, заспанным голосом просит: «Не орите, дайте поспать десять минут!»

Мама кричит из кухни: «Не надо шляться бог знает где до двух часов ночи! Попадешься ты мне в следующий раз!»

Дочь снова произносит на повышенных тонах: «Ванная, между прочим одна на всех. Может мне сегодня в школу неумытой идти?»

Папа из ванной: «Ты знаешь, когда я бреюсь, могла бы встать пораньше на десять минут»|

Мама приглашает всех на завтрак. Папа готов уже садиться за стол.

Дочь: «Ну и ешьте вы свои макароны, у меня нет времени»

Сын: «Оставьте мне что - нибудь, я попозже поем»

Папа раздраженным голосом: «Семья должна завтракать, быстро все за стол!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Областной проект "Всей семьей в будущее". Интеллектуально-спортивный праздник «Папа, мама, я- спортивная семья»

Цель: Обучение коллективному взаимодействию детей и родителей, пропаганда здорового образа жизни.Форма проведения: спортивная эстафета с элементами интеллектуальныхо игр.Ведущий: Добрый...

Проект "В семье особый ребенок"

Для детей с ТМНР и их родителей (законных представителей)...

Выступление на педсовете школы по теме «Создание условий реализации проекта «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование» в МОАУ «СОШ № 38 г. Орска».

Педагог должен создать источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться....

Мастер класс в рамках проекта по работе с семьей ребенка с ОВЗ в начальной школе

Мастер класс в рамках проекта по работе с семьей ребенка с ОВЗ в начальной школе. Работа с использование психологических тренинговых упражнений...