Тема: «Правовое государство. Его принципы. Противодействие коррупции».
план-конспект занятия по обществознанию (9 класс) на тему

 Хасиятулина Венера Гакиловна

Урок обществознания в 9 классе с элементами антикоррупции

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 

Тема:  «Правовое государство. Его принципы. Противодействие коррупции».

“Мы можем стать свободными только
тогда, когда станем рабами закона”.
Цицерон

  Цели:

  • сформировать  представление учащихся  о структуре и признаках гражданского общества;
  • дать характеристику понятий «коррупция», «коррумпированность», познакомить с формами проявления коррупции, ее последствиями, а также нормами уголовной ответственности за коррупционную деятельность
  • развивать умения учащихся анализировать тексты документов, делать выводы, составлять схемы;  

Учащиеся должны знать:

1. Правовое государство во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивает правовую защищенность своих граждан.

2. Причины и условия формирования гражданского общества.

Учащиеся должны понимать:

1.Что такое гражданское общество и правовое государство?

2. Признаки гражданского общества.

3. Признаки правового государства.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

 «… Да, если спросят, отчего не выстроена церковь при богоугодном заведении, на которую пять лет тому назад была ассигнована сумма, то не позабыть сказать, что она начала строиться, но сгорела. Я об этом и рапорт представлял. А то, пожалуй, кто-нибудь, позабывшись, сдуру скажет, что она и не начиналась!»

- Из какого произведения данный отрывок? Кто автор произведения? (Гоголь «Ревизор»)

- О чем идет речь в отрывке? (растрате, злоупотребление должностными полномочиями, хищение госбюджета)

- Кто из героев произведения говорит эти слова? (Городничий)

- Законно ли городничий поступил? Почему?   

Согласно ООН 9 декабря - Международный день борьбы с коррупцией.

Вот и сегодня на уроке предметом нашего изучения будет понятие под названием «коррупция». Мы раскроем содержание данного понятия, его проявления, последствия в современном обществе и меру наказаний за проявление коррупционной деятельности. Какое значение имеет гражданское общества в воспитании антикоррупционных настроений.

1.Устный опрос:

-Что такое государство?

-Перечислите признаки государства.

-Какое государство называют правовым?

-Назовите важнейшие признаки правового государства.

-Сформировано ли в России правовое государство? Свой ответ аргументируйте.  

Что мешает государству стать правовым?  (выслушиваются разные варианты ответов)

-российский менталитет

-нежелание бороться за свои права

-незнание своих прав

  • «чиновники знают лучше» (граждане надеются не на себя, а на «мудрого» правителя, боятся брать на себя инициативу, не готовы отвечать за последствия своих решений),

-взяточничество и кумовство в государственных структурах

 Работа с  терминами.

1. Коррупция (от лат. corruptio) означает подкуп, подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц.   

2.  Коррумпировать (лат. corrumpere), т.е. подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами.  

Согласно Российскому законодательству, коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, коммерческий подкуп, или иное незаконное использование своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера.

Историческая справка о коррупции в России. Составление кластера  «Причины коррупции».

         Историческая справка о коррупции в России (заранее подготовленное сообщение) 

В России первые упоминания о коррупции, которая определялась понятием «мздоимство», исходят к русским летописям XIIIв.

Первое законодательное ограничение коррупционной деятельности было осуществлено в царствование Ивана III. Судебник 1497г устанавливал розыскную форму процесса, предусматривал в качестве мер наказания смертную казнь, торговую казнь (битье кнутом). Судебник расширил круг деяний, признававшихся уголовно наказуемыми: крамола, «церковная татьба» (святотатство), ябедничество; дал понятие преступления, а также особо опасного преступления.

Его внук Иван IV (Грозный) впервые ввел смертную казнь в качестве наказании за чрезмерность во взятках.

При Петре I в России был широкий размах и коррупции, и одновременно жестокой борьбы с ней. Так, Петр I  совместно с коллегиями ввел деятельность Тайной канцелярии (тайной полиции) в 1718-1720гг.

- Какова была функция Тайной канцелярии? (была в ведении самого императора и занимала центральное место в системе управления государством в донесении и раскрытии преступлений против государства)

- Что означает понятие «фаворит»? (придворный, пользующийся особым доверием монарха, влиянием на внутреннюю и внешнюю политику страны)

 

В царствование Романовых коррупция была связана с фаворитизмом (сообщение учащегося):

∙••••••• Фаворит Елизаветы Петровны канцлер Бестужев-Рюмин был агентом влияния со стороны британской короны.

∙••••••• Фаворит Петра I князь Александр Меньшиков – талантливый администратор и полководец, который слыл любовью к деньгам и крупным казнокрадом. Он присвоил себе 1,5 млн рублей во время правления Романовых. Петр не раз наказывал его собственноручно, бил, грозил отставкой, но вскоре прощал друга.   

Кластер Коррупция, синонимы( на обратной стороне противоположные слова)

Составление кластера  «Причины коррупции».

1.Бюрократизм при рассмотрении законных просьб граждан

2.Нарушения в государственной, финансовой дисциплине чиновников, слабый контроль за их деятельностью.

 3.Малый доход, низкий уровень жизни

4Либерализм к проявлениям коррупционной деятельности, слабость институтов гражданского общества,

Учитель  Если искоренить коррупцию, то уже будет не коррумпированное государство, а правовое. ( переворачивают  листочки со словами)

3 группа.  Найдите высказывания, пословицы, афоризмы о  взяточничестве, коррупции. Прокомментируйте их.

1) Русские народные пословицы

Не подмажешь, не поедешь – вымогательство, взятничество

Рука руку моет – групповая запланированная деятельность в подкупе

Загребать жар чужими руками – несознательное соучастие в мошенничестве и аферах.

Видит око, да зуб неймет – безрезультативность действий борьбы с коррупцией.

2) Картина «Земство обедает»

 

4 группа. Понятие «гражданское общество». Структура и признаки гражданского общества.  Работа с учебником

 

  • Гражданское общество – это совокупность негосударственных общественных отношений и ассоциаций (объединений), выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества.

  • Структура гражданского общества:

  • общественные объединения и организации;
  • политические партии и движения;
  • совокупность независимых от государства производителей и предпринимателей, частных собственников;
  • система негосударственных средств массовой информации;
  • семья
  • церковь
  • сфера воспитания и негосударственного образования  

  • Признаками гражданского общества являются:
  • самоуправляемость;
  • конкуренция;
  • свободно формирующееся мнение и плюрализм;
  • полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
  • гласность и высокая информированность граждан;
  • многоукладность экономики;
  • легитимность власти;
  • сильная социальная политика государства;

4. Совершенствование ЗУН учащихся в практической деятельности по гражданскому обществу.  

- В настоящее время в США 70 % граждан состоят в разнообразных добровольных объединениях и ассоциациях. Более 50% активно участвуют в деятельности двух или более ассоциаций. К примеру, в работе 240 потребительских организаций участвует 70 млн. чел. Какие выводы вы могли бы сделать на основе анализа приведенных данных?

Что такое гражданское общество? Насколько развито в России гражданское общество?

В каком обществе (гражданском или негражданском) может быть популярно высказывание Вольтера: “Я никогда не соглашусь с вашими убеждениями, но я отдам жизнь за то, чтобы вы могли их свободно высказывать”?

Задание № 4

Заполните таблицу.

Сферы общественной жизни

Общественные объединения, действующие в этих сферах

Экономическая

 

Социальная

 

Духовная

 

Выбери из предложенного списка: семья, союзы предпринимателей и фермеров, общества защиты прав потребителей, союзы деятелей культуры, кооперативы, детские организации, спортивные общества, рабочие профсоюзы, ассоциации банкиров, благотворительные фонды, религиозные объединения, общества культурных связей с зарубежными странами

Проблемный вопрос: значение гражданского общества в современной России  

III Для всего класса после обсуждения услышанного и увиденного на уроке проблемный вопрос «Как бороться с коррупцией?». (учащиеся высказывают свои версии) 

  • Предлагаются различные меры противодействия коррупции, например:
  • Внесение в уголовное законодательство страны норм, резко ужесточающих наказания за коррупционные преступления.
  • Изменение  способов подбора людей в органы власти.
  • Создание "кодекса чести для чиновников".
  • Оценка принимаемых и существующих законов на «взяткоемкость», «коррупциогенность».
  • Стимулирование деятельности чиновников, делающее невыгодными различные коррупционные действия и др.

IV.Закрепление:

 Как вы понимаете смысл эпиграфа нашего урока? 

V. Подведение итогов.

  • Вспомните, в каких документах провозглашаются права и свободы человека? Каким образом  коррупция нарушает  эти права?
  • Как, на ваш взгляд, можно убедить людей, что борьба с коррупцией — это не бой с ветряными мельницами?  
  • Как вы понимаете слова Д.А.Медведева «Коррупция должна быть не просто незаконной, а она должна стать неприличной»?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правовое информирование обучающихся по противодействию коррупции

Классный час «Правовое информирование обучающихся по противодействию коррупции» Внеклассные мероприятия я стараюсь проводить вне классного кабинета. В зависимости от тематики мероприятия это может быт...

Роль СМИ .Национальный план противодействия коррупции.

СМИ -участник анкоррупционной коалиции ,роль СМИ  в противодействии коррупции,проблемы публикаций о коррупции.....

роль гражданского общества и каждого гражданина в противодействии коррупции

роль гражданского общества и каждого гражданина в противодействии коррупции...

Сценарий классного часа. 11 класс "Противодействие коррупции и антикоррупционная политика"

Сценарий классного часа в 11 классеКлассный руководитель: Бондаренко Н.Т.Противодействие коррупции и антикоррупционная политикаЦели:Образовательная: просвещение, пропаганда и формирование у обуча...

Методическая разработка занятия для педагогического коллектива по профилактике и противодействию коррупции Тема занятия «Коррупция – это…»

Методическая разработка занятия для педагогического коллектива по профилактике и противодействию коррупцииТема занятия «Коррупция – это…» Цель: Повысить уровень...