Рабочая программа по внеурочной деятельности «Простая экономика»
рабочая программа по обществознанию (11 класс) на тему

Рабочая программа внеурочной деятельности, разработаа по всем правилам ФГОС, ориентированная на углубленное изучение экономических процессов с применением технологии проектной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Новосафоновская средняя школа»

Утверждаю                                  Согласовано                                            Рассмотрено

Директор школы:                      Зам. Директора по УВР:                       на заседании МО

Машкина Л.А.                            Землянкина Т.Н.                                   протокол №_____                                

______________                           __________________                          от______________

__________2015 г.                       _____________2015 г.                         ________________

Рабочая программа по внеурочной деятельности

 «Простая экономика»

11 класс

Учитель: Лощинова Элина Сергеевна

п. Новосафоновский

2016

Пояснительная записка

Актуальность программы обусловлена тем, что современная жизнь держится на экономических отношениях, и каждый из людей является субъектом экономической деятельности. Азы экономической науки должен знать каждый человек. Эта программа рассчитана на 11 класс, поскольку в нем уже не предусмотрен курс экономики в школьном цикле предметов, тем не менее, экономика является разделом предмета «Обществознание», который сегодня столь популярен. В ЕГЭ по обществознанию содержится множество экономических задач, с которыми помогут справиться занятия этой программы.

Изучение фактических и теоретических сведений должны быть подкреплены с практикой, ведь в современной жизни человек постоянно сталкивается с решением экономических проблем, будь то составление справки о доходах, или анализ экономической ситуации в стране.

Цель программы: формирование практических умений по решению экономических задач.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • Ознакомиться с фазами экономического цикла, законами экономической науки;
  • Овладеть навыками по решению экономических задач.

  Воспитательные задачи:

  • Воспитать должное отношение к экономическим благам, ознакомить с проблемой ограниченности ресурсов;
  • Воспитывать экономическую культуру у обучающихся, сформировать грамотное отношение к финансам.

Развивающие задачи:

  • Развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности;
  • Стимулировать стремление к пополнению уже имеющихся экономических знаний.

Основными формами проведения занятий являются: работа с графиками, составление таблиц, проектная деятельность.

Программа курса «Простая экономика» будет реализовываться в 11 классе, особенностью курса является его практическая направленность.

Общая характеристика учебной программы

Данный курс предполагает самостоятельную работу учащихся с различными графиками, экономическими задачами различного уровня. Отбор учебного материала отражает необходимость изучения наиболее значимых вопросов экономики как науки. Изучение курса должно быть ориентировано на личностное развитие учащихся, использование потенциала экономической науки для решения практических задач, формирования экономической культуры.

Предполагаемые результаты обучения:

  • Знание основ экономики;
  • Решение экономических задач различного уровня сложности.

В качестве контроля образовательных результатов изученного курса могут быть использованы таблицы, составленные обучающимися, выступление на научно – практических конференциях, защита проекта.

Описание места учебной программы в Плане внеурочной деятельности

В соответствии с Планом внеурочной деятельности МБОУ «Новосафоновская СОШ» на программу курса внеурочной деятельности «Простая экономика» реализуется  1 час в неделю, 34 часа в год.

Описание  ценностных ориентиров содержания учебной программы

В процессе познания экономики школьники знакомятся с законами экономического развития общества:

  • Ценность экономических ресурсов
  • Проблема исчерпаемости экономических благ

Исходя из этого, каждый человек должен осознавать важность рационального использования экономических благ, а также искать пути восполнения экономических ресурсов. Если у школьников воспитать должное отношение к этим постулатам, решение экономических проблем станет проще и не усугубится.

Результаты внеурочной деятельности «Простая экономика»

  • Первый уровень результатов

Приобретение социальных знаний об общественных нормах, формах поведения, первичного понимания социальной реальности. Результаты достигаются через тесное взаимодействие обучающегося и учителя посредствам бесед, диалоговой формы работы, решение базовых задач.

  • Второй уровень результатов

Получение опыта переживания позитивного отношения к базовым ценностям общества. Уровень постигается через применение кейс – технологий, ролевой игры, дискуссий, способствующих взаимодействию обучающихся в малых группах. На этом уровне обучающиеся формируют отношение к основным вопросам и проблемам экономической науки.

  • Третий уровень результатов

Получение опыта самостоятельного общественного действия подразумевает, что обучающийся самостоятельно организует свою деятельность, являющуюся общественно – полезной. При этом самостоятельно определяются цели, задачи, этапы и формы работы. Учитель лишь контролирует процесс.  Основной вид работы – совместная проектная деятельность, имеющая практическую направленность. На этом этапе, с уже сформированным отношением к проблемам экономики, обучающиеся пытаются способствовать разрешению этих проблем.

Содержание учебной программы

1. Основы экономической теории – 3ч.

  • Основные вопросы экономики
  • Экономическая терминология

2. Типы экономических систем – 4ч.

  • Традиционная
  • Командная
  • Рыночная
  • Смешанная

3. Экономический цикл – 4ч.

  • Теория экономического цикла
  • Графики экономического цикла
  • Решение задач с экономическим циклом

4. Экономика как наука и как система хозяйствования – 2ч.

  • Черты экономики как науки
  • Экономика – система хозяйствования

5. Процесс производства – 4ч.

  • Факторы производства
  • Статьи дохода и расхода, прибыль
  • Издержки производства

6. Предпринимательство – 5ч.

  • Стартовый капитал
  • Бизнес – план и его назначение
  • Правовая сторона оформления предпринимательства

7. Механизмы рынка – 3ч.

  • Конкуренция – основа рынка
  • Условия формирования спроса и предложения

         8. Решение типовых экономических задач – 4ч.

  • Задачи с графиками
  • Задачи с переменными
  • Задачи описательного характера

        9. Проектная деятельность – 5ч.

  • Теория проектной деятельности
  • Как выбрать тему проекта
  • Работа по сбору материала для проекта
  • Создание продукта проекта
  • Защита проекта

Материально – техническое обеспечение:

На основе приказа №1985 Департамента образования и науки Кемеровской области от 24.08.2012 «Об утверждении требований к образовательным учреждениям Кемеровской области в части минимальной оснащенности образовательного процесса и оборудования учебных помещений»

I. Библиотечные фонд (книгопечатная продукция)

1. Аширов Ф.Х. Основы экономической теории и практики.- М.: РУДН.- 2005. [Д]

2.Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. - М: Просвещение, 2011. [Д]

3. Ларионов И.К. Экономическая теория. — М.: Дашков и К. – 2008. [Д]

4. Макконел К., Брю Л. Экономикс: принципы, проблемы, политика. 18-е изд. — М.: ИНФРА-М. — 2011. [Д]

5. Экономика. Базовый курс. Учебник для 10-11 классов. Липсиц И.В. [К]

6. Экономика в графиках. Пособие для 10-11 классов. Киреев А. [К]

II. Печатная продукция

1. Экономическая карта мира               [Ф]

2. Таблица «Промышленная революция»   [Ф]

III. Цифровые образовательные ресурсы

 1. Телевизор LG – 64 см.                                   [Ф]

 2. Видеоплеер Sharp                                           [Ф]        

 3. Мультипроектор BENQ + экран                   [Ф]

 4. Компьютер Pentium 4                                     [Ф]

 5. МФУ HP F 4180                                           [Ф]

IV. Экранно – звуковые пособия

1. Сайт: http://azy-economiki.ru/

2. Обучающие видеоролики с разбором решения экономических задач

Символические обозначения:

  • Д – демонстрационный экземпляр
  • К – полный комплект
  • Ф – комплект для фронтальной работы
  • П – комплект, необходимый для работы в группах

Календарно – тематическое планирование

Дата

Тема

Деятельность

1

Основы экономической теории

Основные вопросы экономики

Знакомство с теоретическим материалом через лекцию и беседу

2

Экономическая терминология

3

Типы экономических систем

Традиционная

Работа в группах. Знакомство с материалом, его самостоятельная систематизация посредствам выделение критериев. Составление сравнительной таблицы.

4

Командная

5

Рыночная

6

Смешанная

7

Экономический цикл

Теория экономического цикла

Решение практических задач в группах, подбор наиболее интересных задач

8

Графики экономического цикла

9

Решение задач с экономическим циклом

10

Экономика как наука и как система хозяйствования

Черты экономики как науки

Организация круглого стола, выявление черт экономики как системы хозяйствования, использования проблемного метода решения задач «мозговой штурм»

11

Экономика – система хозяйствования

Посещение экономически – развитых предприятий (Хлебзавод)

12

Процесс производства

Факторы производства

Изучение материала по теме, составление схемы «Процесс производства»

13

Статьи дохода и расхода, прибыль

14

Издержки производства

15

Предпринимательство

Стартовый капитал

Работа в группах, ознакомление с правовой документацией и формами предпринимательства. Составление собственного бизнес - плана

16

Бизнес – план и его назначение

17

Правовая сторона оформления предпринимательства

18

Механизмы рынка

Конкуренция – основа рынка

.Ролевая игра «Удержаться на плаву»

19

Условия формирования спроса и предложения

20

Решение типовых экономических задач

Задачи с графиками

Решение и составление экономических задач самими бучающимися

21

Задачи с переменными

22

Задачи описательного характера

23

Проектная деятельность Теория проектной деятельности

Проектная деятельность рассчитана на развитие метапредметных результатов, что помогает развитию метапредметных и предметных УУД. Создание парных и групповых проектов помогает развивать личностные УУД.

24

Как выбрать тему проекта

25

Работа по сбору материала для проекта

26

Создание продукта проекта

27

Защита проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»

Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Простое о простом» для 8 класса

ФГОС второго поколения предъявляют особые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Школа экономики. Первые шаги. Разговор о правильном питании

Эта программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...