Открытый урок по обществознанию по теме "Политическая идеология"
план-конспект урока по обществознанию на тему

Давыдов A.В

представлен открытый урок конкурса "Учительские весны 2015"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesny_davydov_tekst5.docx50.77 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока - создать условия для развития общеучебных, коммуникативных и личностных учебных действий, направленных на систематизацию и аналитическое восприятие роли идеологии в жизни общества и государства, в том числе и через выполнение заданий ЕГЭ.

Задачи: 

- ученик знает сущность политической идеологий, ученик понимает основные отличия политических идеологий, ученик осознает роль идеологии в своем политическом мировоззрении и политической жизни России;

- продолжить систематизацию политологических знаний учащихся и умения их интегрировать в практику общественной жизни,

 - развитие умения объяснять внутренние и внешние связи изучаемых социальных объектов, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике, участвовать в дискуссии, работать с документами;

- совершенствование общеучебных умений и навыков старшеклассников, способствующих успешной подготовке к ЕГЭ;

Сверхзадача урока – развитие нравственных качеств личности, развитие компетенции овладевать новыми компетенциями.

Оборудование: классная и магнитная доски, компьютер, интерактивная доска, карта-схема, карточки-задания, выдержки из Конституции РФ, учебник «Обществознание» 11 кл., под редакцией Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецного, А.И. Матвеева.

План урока.

1. Современные политические идеологии (основные направления).

2. Роль идеологии в политической жизни в России.

Ход урока

1.Организационный этап. Этап мотивации (самоопределения) к деятельности - (1 мин.) (приветствие, создание позитивного настроя).

Цель:  подготовка учащихся к учебно-познавательной деятельности, которая будет доминировать на основном этапе занятия..)

 - Я рад вас видеть. Надеюсь, наше общение на уроке будет продуктивным и взаимно приятным. Поскольку мы работаем в группах, и все мы – партнеры, я прошу вас отвечать не вставая.

2. Актуализация знаний учащихся (3 мин).

Цель: актуализировать знания учащихся, побуждение к действию.

Разгадывание кроссворда (вопросы по изученному материалу), в котором зашифровано ключевое слово темы.

- Вы быстро и правильно справились с заданием, определив ключевое понятие сегодняшнего урока – Идеология (помещаю слово на доску).

3. Этап воспроизведения и коррекции знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач (18-22 мин)

Цель: актуализация опорных знаний и умений, формирование познавательных мотивов. Определение целей занятия, организация действий учащихся по их выполнению. Обеспечение активности каждого учащегося.

Учитель: Приглашаю Вас к конструктивному диалогу. Итак, начнем, но для начала мой первый вопрос: «Что такое идеология вообще?»

Ответы детей:

  1. Для меня идеология — это понятие, происходящее от двух греческих слов переводимых как учение об идеях. В современном понимание - это система  политических положений и идей о способах защиты тех или иных интересов представителями той или иной группы с помощью политической власти и с задачами воздействовать на власть для реализации этих идей. Когда-то Антони Бенн сказал: «Вера – то, ради чего умирают; идеология – то, ради чего убивают».

Учитель: Хорошо, но вот Вы сказали о защите интересов групп. В связи с этим хотелось бы уточнить, как это Вы понимаете.

  1. В моем понимании это защита интересов социальных групп, для меня это в первую очередь - население, а уже потом какая-то категория граждан страны, имеющих определенную систему идеологических взглядов на политическую форму жизни, выраженных в форме принятия тех или иных политических ценностей или свобод, и служащих им ориентиром.

Учитель: - Спасибо, весьма достойно.

Распределяю детей по группам случайным выбором: шесть групп по 4-5 человек. Предлагаю фрагменты следующих текстов (выдаю карточки-задания):

- Устав Либерального Интернационала

- Конституция СССР 1936 года

- Устав консервативной партии Великобритании

- Устав социалистической партии Франции

- Программа  национальной фашистской партии (1921).

- Устав партии «Союз русских националистов» (1992)

Задание: изучить фрагмент текста, определить направление политической идеологии, лидеру группы презентовать  политическо-мировоззренческие идеи направления.

По ходу выступления групп сделать СВОЙ выбор (раздаю бюллетени для голосования) в пользу интересов ОДНОГО направления. Группа имеет право задать вопрос своим оппонентам.

На доске множество «Идеология» представляю в виде кругов Эйлера. В ходе представлений лидерами групп направлений идеологий, учащиеся помещают карточку с названием направления идеологии, выясняют, имеют ли пересечения  идеи направлений.        

На выступление кандидатов отводится 3-4 минуты.

По окончанию выступления путем отданных голосов подсчитываются направления-лидеры (второй год подряд – это два направления: либеральное и консервативное). В ходе интервьюирования избирателей направлений-лидеров учащиеся отвечают на вопрос: «Как вам кажется, реализация каких политических идей выбранного направления предполагает наиболее последовательное и прогрессивное развитие современного общества? Какая идеология наиболее полно отвечает критериям общественного прогресса?»

Учащиеся делают вывод о ведущей роли идеологии в политической деятельности, в развитии современного общества.

В ходе интервью привожу в пример слова Бенджамина Дизраэля: «У того нет сердца, кто в шестнадцать лет не был либералом, но у того нет головы, кто к шестидесяти годам не стал консерватором», прошу выявить проблему, смысл и 2 аргумента.

  1. Этап контроля усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция (8-10 мин).

Чтобы систематизировать свои знания мы поработаем с заданием ЕГЭ по обществознанию. Моделирую условия заданий ЕГЭ: прочитайте два текста (виде слайдов вывожу материал на интерактивную доску):

 Конституция, глава 1, статья 13

«1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв

безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни»

и Послание Федеральному собранию В.В. Путина 2013г. 

«Разрушение традиционных ценностей «сверху» не только ведет за собой негативные последствия для общества, но и в корне антидемократично, поскольку проводится в жизнь исходя из абстрактных, отвлеченных идей, вопреки воле народного большинства, которое не принимает происходящей перемены и предлагаемой ревизии». При этом Путин сослался на «Философию неравенства» русского философа Николая Бердяева: «Смысл консерватизма не в том, что он препятствует движению вперед и вверх, а в том, что он препятствует движению назад и вниз, к хаотической тьме, возврату к первобытному состоянию», В.В. Путин: «Консерватизм – это значит опора на традиционные ценности, но с обязательным элементом, нацеленным на развитие»)

Затем прошу учеников ответить на вопрос: «Существует ли в современной России идеология, и почему?».

Ответы детей:

Романович Моисей: Хочу предположить, что идеология в России существует, т.к. само ее законодательное отсутствие, не есть факт, того, что ее нет вообще. Моё мнение, идеология в России нужна, и я хотел бы, чтобы она была идеологией традиционные ценностей, социального равенства и справедливости, например в таком виде как в программном варианте партии «Единая Россия».

Цой Илья: Идеологии как государственной в России не существует, но она есть в умах всего населения, виде капиталистического принципа «Заработать». Но это не идеология, а иллюзия, и слова главы государства В.В. Путина дают нам понять, что нужна идеология традиционных ценностей, для сохранения государства.

Кардаш Дарья: Я считаю, что роль идеологии как в первую очередь института консолидации граждан вокруг общей идеи. Для нас жителей современной России, такой идеи пока нет. Хотя мы все с вами всегда готовы встать на защиту отечества и готовы отдать все ради мира во всем мире, но это не есть идеология, это патриотизм!

Аринина Диана: Предлагаю такую идеологическую триаду: «Православие, Равенство и Отечество», как основу для идеологии в России. Без веры народ лишен идеи Бога, как отмечали все философы России, русский народ, приемник православия, помните принцип « Москва – третий Рим». Без равенства мы лишимся важного конституционного принципа многонациональности. А вопрос Отечества - самый базовый для любого россиянина, ведь только мы скучаем на чужбине за Родиной.

Рысев Иван: Я понял, что глава государства В.В.Путин предлагает прекратить вакуум в идеологической сфере, который законодательно существует по Конституции РФ 1993г. И призывает население России принять консервативную идеологию, которая связана с сохранением того хорошего что есть, при условии развития и модернизации. Как мы все поняли такая идеология характерна для общества с традиционными ценностями, таким обществом является наше. Значит, наша цель осознать, что идеология должна охранять и поддерживать существующие общественные ценности в эпоху санкций и конфликтов.

     

5.Этап включения в систему знаний и повторения (5-8 мин):

Цель: закрепление изученного материала и повторение ранее пройденного.

Творческое задание для учащихся (работа в парах) – составление синквейна по теме: «Политическая идеология».

Примеры ответов учащихся:

  1. Политическая идеология

Глобальная, всеобъемлющая

Объединяет, защищает, гарантирует

Дает свободу гражданам страны

Основа

2.  Политическая идеология

Ведущая, необходимая

Правит, диктует, регулирует

Определяет направление развития государства

Национальная идея

3.  Политическая идеология

Мировоззренческая, всенепременная

Учит, наставляет, направляет

Часть национального сознания

Духовность

Ученики приходят к выводу, что идеология опирается на мировоззренческую картину, которая в свою очередь зависят от духовно-нравственных ориентиров. Тем сам делают вывод: «Идеология олицетворяет – дух времени, духовность общества».

 Учитель: На мой взгляд, и в ваших работах нахожу тому подтверждение, что политическая идеология должна определяться общечеловеческими и общекультурными ценностями.  Одной из главных бед 21 века, недавно прочитал в Блоге Ассоциации учителей-участников профессионального конкурса «Учитель года г. Краснодара», в том числе и современной России, определяется как «Полуобразованность». «Полуобразованность вовсе не касается количества знаний, она характеризует качество уже полученных, далёких от национальной культуры вопросов нравственности, традиций. Только полуобразованные не боятся предпринимать безответственные политические действия, насильственно подавляя «малообразованных» или «слишком образованных»». 

 6.  Этап рефлексии деятельности на уроке (подведение итогов занятия) (4-5 мин). Цель: самооценивание учащимися своей деятельности.

Продолжи следующие предложения

1. Я узнал на этом уроке, что____

2. Меня удивило в ходе диалогов, что___

3. Идеология в России – это необходимость (или пережиток прошлого), потому что _.

7.  Дифференцированное домашнее задание (1-3 мин): задание по учебнику страницы 164-169, задание на выбор: интервью у родственников и близких, знакомых и друзей: идеи какого направления идеологии вам близки.

8.     Итог урока (1 мин).   Благодарю Вас за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: «Казнить нельзя помиловать. Пора бы наконец поставить запятую»»

Актуальность темы:вопрос об отмене смертной казни является актуальной проблемой не только в уголовном праве, но и в жизни вообще. Проблема смертной казни берёт своё начало из самых глубоких корней наш...

Конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе "Конституция Российской Федерации"

Урок дает четкое представление о Конституции Российской Федерации как главном документе государства. Прослеживается исторический путь государства к этому документу.В разработке даны при...

Интегрированный открытый урок по обществознанию в 9 классе.

Интегрированный урок (традиционный, комбинированный) по обществознанию и грамматике нравственности в 9 классе (можно урок проводить и в 8 классе)....

план-конспект открытого урока по обществознанию в 8 классе.

План-конспект открытого урока в 8Б классе по теме "Предпринмаптельская деятельность" по программе Боголюбова....

Методическая разработка открытого урока по обществознанию. Тема урока: “Социальная сфера в ее многообразии”.

Методическая разработка открытого урока по обществознанию. Тема урока: “Социальная сфера в ее многообразии”. Урок обобщения и повторения раздела "Социальная сфера". Класс - 10....

Разработка открытого урока по обществознанию для 10 кл по теме "Качество личности предпринимателя" (урок из блочного модуля ОПД)

Разработка открытого урока по обществознанию для 10 кл по теме "Качество личности предпринимателя" (урок из блочного модуля ОПД)...