Разработка открытого урока по обществознанию для 10 кл по теме "Качество личности предпринимателя" (урок из блочного модуля ОПД)
методическая разработка по обществознанию (10 класс)

Светличная Марина Анатольевна

Разработка открытого урока по обществознанию для 10 кл по теме "Качество личности предпринимателя" (урок из блочного модуля ОПД)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_po_obshchestvoznaniyu_v_10_klasse.docx33.25 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по обществознанию в 10 классе

 ( 3 урок  модуля  региональной программы

по «Основам предпринимательской деятельности», включенный в предмет обществознания)

Тема урока:  Качества личности предпринимателя.

Тип урока: комбинированный

Класс: 10 класс

Цель:  исследовать качества личности предпринимателя.

Задачи:  

1.Образовательные - раскрыть понятия «предприниматель» и  «предпринимательские способности»; сформировать представление о   сущности предпринимательства; рассмотреть черты присущие предпринимателю; проиллюстрировать виды предпринимательской деятельности. 

2.Развивающие - применяя методику тестирования, выявить наличие качеств, определяющих возможность обучающихся стать предпринимателем,  путём организации групповой деятельности научить учащихся доказывать собственные и опровергать ошибочные мнения оппонентов.

3. Воспитательные - продолжить формирование коммуникативных и организаторских умений учащихся, умений работать в коллективе, взаимодействовать как с учителем, так и со сверстниками; воспитывать культуру диалога и обмена мнениями; воспитывать  культуру эмоций.

        

Оборудование: презентация, кейс, карточки с заданием.

Ход урока

         Эпиграф урока:

«Бизнес – это игра, величайшая игра в мире – если вы    

         знаете, как в неё играть».

Дж. Уотсон

  1. Организационный момент

Психологический настрой «Все в твоих руках».

Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

     2.        Мотивационный этап

           Дж. Уотсон когда-то сказал: «Бизнес – это игра, величайшая игра в мире – если вы       знаете, как в неё играть».

- Скажите, как вы понимаете высказывание  автора?  (занятие бизнесом рискованное дело, если не умеешь им управлять, то и браться не надо)

     - А кто же участники этой игры? (Предприниматели)

     - Бесспорно, главная роль здесь отводится предпринимателям.

- Еще недавно наши толковые словари и специальные справочники в понятие «бизнес» привносили откровенно пренебрежительный оттенок. Бизнесмен трактовался как воротила, делец, стремящийся из всего извлечь крупные барыши, не гнушаясь никакими средствами для достижения личной наживы…

Переход к рыночной экономике изменил многие представления. В современных справочных изданиях «бизнесмен» уже уважительно представлен как человек, который занимается любым видом экономической деятельности, приносящей прибыль, и имеет при этом необходимые средства (собственные или заемные).

  1. Основная часть.

- Кого называют предпринимателем?

Дайте определение из словаря.  

Предприниматель – экономический субъект, деятельность которого придаёт рыночной экономике динамичность; человек, пытающийся на свой страх и риск, стремясь к собственной выгоде, удовлетворить новые платёжеспособные общественные потребности.

 «Предприниматель - это руководитель, занимающийся хозяйственной деятельностью, ориентированной на рынок, имеющий право и возможность принимать решения и стремящийся максимизировать свой доход, идущий на удовлетворение его личных потребностей и позволяющий развивать хозяйственную деятельность».

- Из определений можно выделить основное, это:  что  главное предназначение предпринимателя –  это экономическая деятельность.  А главная задача предпринимателя – это  получение прибыли.

     - Скажите, а почему предпринимательская деятельность была и остается привлекательной для молодежи?

 (предпринимательство ассоциируется с экономической свободой, возможностью самостоятельно принимать деловые решения, достичь личностного успеха и материального благосостояния).

 - Однако на предпринимателя нельзя выучиться в вузе, и нет такой специальности – «успешный бизнесмен».

- Любой ли человек может достичь успеха в предпринимательской деятельности? (Нет)

-Почему? (Человек должен обладать определёнными качествами)

- Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока… (формулировка темы) (Ответ: Качества личности предпринимателя)

- Какие цели мы поставим перед собой? (формулировка целей)

 Ответ: раскрыть понятия «предприниматель» и  «предпринимательские способности»; сформировать представление о   сущности предпринимательства; рассмотреть черты присущие предпринимателю)

- Давайте все вместе попробуем дать ответы на эти вопросы. Тем более что это цель    

   нашего урока.

   4.  Проверка домашнего задания.

- Ребята, домашним заданием было собрать информацию о предпринимателях  нашего села. Пожалуйста, представьте презентацию.

(дети представляют презентацию)

- Что вы можете рассказать об их деятельности?

- Как вы думаете, их деятельность  можно назвать  успешной?

- Что помогло добиться успеха?

  1. Изучение нового материала.

Информационно - деятельностный этап.

- Мы с вами имели возможность познакомиться кратко  с хозяйственной деятельностью предпринимателей нашего села. Мы видим, что любой бизнес начинается с идеи. Люди выбирают вид деятельности, который нужен, будет востребован и только тогда он принесёт прибыль и хозяйственная деятельность будет успешна. Но совершенно очевидно, что одной идеи недостаточно. Люди должны обладать определёнными качествами. Что же это за качества?

Работа в группах:

- Вам необходимо будет, сейчас работая в группах записать черты личности присущие предпринимателю из определения.

Задание 1. Из  определения «предпринимательская деятельность»  выделите черты личности предпринимателя.

 (самостоятельная работа уч-ся)

- Ну что, готовы. Послушает ваши ответы.

Ответы детей:

- Современному предпринимателю присущи следующие черты:

- целеустремлённость

- безграничная вера в свой продукт или вид услуг

- постоянное стремление к реальным делам

- изобретательность

- упорство и настойчивость в достижении поставленной цели

- нацеленность на успех и получение прибыли

- понимание своих сильных и слабых сторон

- готовность начать всё с самого начала

- аналитический склад ума

- полная уверенность своим бизнесом

- способность своим примером увлечь за собой других

- желание всё сделать самому

- практичность

- внимание к деталям и незначительным нюансам в бизнесе

- стремление постоянно развивать своё дело

- понимание того, что главная роль в бизнесе всегда принадлежит потребителю

- готовность пойти на риск

- отсутствие страха перед трудностями

- желание хоть в чём-то быть впереди других.

-А теперь среди разнообразных личностных качеств давайте выделим   пять наиболее важных:

  • Самостоятельность
  • Амбициозность
  • Настойчивость
  • Трудолюбие
  • Стойкость

Психогимнастика «Птенец» (с элементами дыхательной гимнастики)

Чтобы обладать устойчивой психикой, крепкой выдержкой умением держать себя в любой ситуации не показывать своих эмоций, предприниматель должен  заниматься психогимнастикой.

- Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его, медленно по одному пальцу сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, своим ровным спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту сердца и дыхание.

А теперь раскройте ладони и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите, он ещё прилетит к вам!

 

5. Закрепление.

Решение проблемы. Практическое задание (работа с кейсом).

Вам предлагается отрывок из произведения де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Прочитайте его и ответьте на вопросы. Выстраивайте логику ответа. Не забывайте, ответ должен быть аргументированным. Используйте текст.

КЕЙС. Отрывок из произведения А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Во время своего путешествия Маленький принц попал на планету, которая принадлежала «деловому человеку».

Деловой человек был очень занят. Он считал звезды. С неохотой, оторвавшись от этого занятия, он ответил на вопросы Маленького принца. Вот какой разговор состоялся между ними:

   - Пятьсот миллионов звезд? И что же ты с ними делаешь?

   - Пятьсот один миллион шестьсот двадцать две тысячи семьсот тридцать     одна. Я человек серьезный, я люблю точность.

  - Так что же ты делаешь со всеми этими звездами?

  - Что делаю? - Да.

  - Ничего не делаю. Я ими владею.

  - Владеешь звездами? - Да.

  - Но я уже видел короля, который...

  - Короли ничем не владеют. Они только царствуют. Это совсем другое дело.

  - А для чего тебе владеть звездами?

  - Чтобы быть богатым.

  - А для чего быть богатым?

  - Чтобы покупать новые звезды, если их кто-нибудь откроет.

«Он рассуждает почти как тот пьяница», — подумал Маленький принц.

И стал спрашивать дальше:

  - А как можно владеть звездами?

  - Звезды чьи? — ворчливо спросил делец.

  - Не знаю. Ничьи.

  - Значит, мои, потому что я первый до этого додумался.

  - И этого довольно?

  - Ну конечно. Если ты найдешь алмаз, у которого нет хозяина, он твой. Если тебе первому    придет в голову какая-нибудь идея, ты берешь на нее патент: она твоя. Я владею звездами, потому что до меня никто не догадался ими владеть.

  - Вот это верно, — сказал Маленький принц. — И что же ты с ними делаешь?

  - Распоряжаюсь ими, — ответил делец. — Считаю их и пересчитываю. Это очень трудно.   Но я человек серьезный.

Однако Маленькому принцу этого было мало.

  - Если у меня есть шелковый платок, я могу повязать его вокруг шеи и унести с собой, — сказал он. — Если у меня есть цветок, я могу его сорвать и унести с собой. А ты ведь не можешь забрать звезды!

  - Нет, но я могу положить их в банк.

  - Как это?

  - А так: пишу на бумажке, сколько у меня звезд. Потом кладу эту бумажку в ящик и запираю его на ключ.

  - И все?

  - Этого довольно.

 «Забавно», — подумал Маленький принц. — И даже поэтично. Но не так уж это серьезно».

Что серьезно, а что несерьезно, — это Маленький принц понимал по-своему, совсем не так, как взрослые.

   - У меня есть цветок, — сказал он, — и я каждое утро его поливаю. У меня есть три вулкана, я каждую неделю их прочищаю. Все три прочищаю, и потухший тоже. Мало ли что может случиться. И моим вулканам, и моему цветку полезно, что я ими владею. А звездам от тебя нет никакой пользы...

       Деловой человек открыл, было, рот, но так и не нашелся, что ответить, и Маленький принц отправился дальше.

Вопросы (общие для всех групп):

-         Можно ли делового человека — героя произведения назвать работником; предпринимателем? Приведите аргументы из текста.

- А теперь составьте портрет современного предпринимателя.

Вывод: Набор определённых качеств, которыми обладает предприниматель, относят к предпринимательской способности.

- Так что же можно назвать предпринимательскими способностями?

Предпринимательская способность – это способность рисковать, принимать решения и зарабатывать деньги.

-  Без веры в успех и готовности ради своей цели поставить на карту всё и идти до конца, нечего и думать о создании своего дела. Успеха добиваются те, кто одержим идеей, уверен в себе, настойчив, трудолюбив, самостоятелен.

  -  Давайте проверим, а вы можете быть предпринимателем, обладаете ли вы набором таких качеств, которые в сумме дают предпринимательскую способность.

Тест «На определение способностей к предпринимательской деятельности»

Цель: развитие личностного интереса к предпринимательству.

- Необходимо будет записывать  номер вопроса ответ в виде  «да» или «нет».

1. Умеете ли вы доводить начатое дело до конца, несмотря на возникающие трудности?

2. Умеете ли вы настоять на принятом решении, или вас можно легко переубедить?

3. Любите ли вы брать на себя ответственность, руководить?

4. Пользуетесь ли вы уважением, доверием товарищей?

5. Вы вполне здоровы?

6. Готовы ли вы трудиться от зари до зари, не получая немедленной отдачи?

7. Любите ли вы общаться и работать с людьми?

8. Умеете ли вы убеждать других в правильности избранного пути?

9. Есть ли у вас хоть малейший опыт работы в той области, в которой вы хотите начать собственное дело?

10. Знакомы ли вы хоть немного с действующими правилами налогообложения, калькуляции заработной платы, ведения бухгалтерского учета?

11. Можете ли вы заговорить на улице с незнакомым человеком?

12. Считаете ли вы хитрость полезным качеством?

13. Завидуете ли вы успеху ваших знакомых?

14. Есть ли у вас на примете помещение, которое можно арендовать?

15. Обращаетесь ли вы на «Вы» к вашим старшим по возрасту родственникам?

16. Переживаете ли вы, если вас обсчитали в магазине?

17. Есть ли у вас возможность привлечь родных и знакомых к финансированию создаваемого вами предприятия?

18. Способны ли вы, например, на вокзале доверить на время чемодан совершенно незнакомому человеку?

19. Есть ли у вас на примете толковые специалисты, обладающие опытом и знаниями, которых вам не хватает?

20. Уверены ли вы в том, что иметь собственное дело – это главная ваша мечта?

- Каждый положительный ответ дает вам одно очко. Подсчитайте сумму очков.

Результат: если сумма набранных вами очков равна  17 и более, вы имеете все необходимые качества, чтобы стать предпринимателем. Ваши целеустремленность, энергия и вера в успех помогут реализовать любую стоящую идею — главное, чтобы идея действительно того заслуживала.

Вы набрали от 13 до 17 очков. Ваши шансы на успех в качестве предпринимателя не столь очевидны. Тем не менее, вы можете стать удачливым предпринимателем.

Если у вас менее 13 очков, из вас вряд ли выйдет хороший предприниматель. Постарайтесь набраться опыта и, прежде чем встать на путь свободного предпринимательства, еще и еще раз сопоставьте свои интересы, желания и возможности.

- Будем надеяться, что исходя из полученных результатов анкетирования, примера родителей кто-нибудь из вас в будущем выберет для себя эту сложную и благодарную работу.

- А теперь давайте вернемся  к притче,  зачитанной в начале урока.  О мудреце, который сказал человеку решившего проверить его эрудицию «Все в твоих руках». В чем смысл этого высказывания? ( Человек сам решает какую жизнь ему выбрать,  чем ему заниматься в этой жизни. Каждый строит  свою судьбу сам.)

6. Задание на дом.

Составить  таблицу.   Обязательные качества предпринимателя  и нежелательные качества предпринимателя.

цель:  развитие логики, с опорой на аналог.

Обязательные качества  предпринимателя

Нежелательные качества предпринимателя

1

2

3

4

1

2

3

4

7.  Рефлексия 

- У вас на столе таблица, заполните ее,  пожалуйста.

Продолжите фразу «Уходя с урока, я хочу сказать ….»

для меня было важным и интересным  на уроке …..

мне было трудно (мне не понравилось).

моя оценка психологической атмосферы на уроке

Предприниматель – экономический субъект, деятельность которого придаёт рыночной экономике динамичность; человек, пытающийся на свой страх и риск, стремясь к собственной выгоде, удовлетворить новые платёжеспособные общественные потребности.

 «Предприниматель - это руководитель, занимающийся хозяйственной деятельностью, ориентированной на рынок, имеющий право и возможность принимать решения и стремящийся максимизировать свой доход, идущий на удовлетворение его личных потребностей и позволяющий развивать хозяйственную деятельность».

Предприниматель – экономический субъект, деятельность которого придаёт рыночной экономике динамичность; человек, пытающийся на свой страх и риск, стремясь к собственной выгоде, удовлетворить новые платёжеспособные общественные потребности.

 «Предприниматель - это руководитель, занимающийся хозяйственной деятельностью, ориентированной на рынок, имеющий право и возможность принимать решения и стремящийся максимизировать свой доход, идущий на удовлетворение его личных потребностей и позволяющий развивать хозяйственную деятельность».

Предприниматель – экономический субъект, деятельность которого придаёт рыночной экономике динамичность; человек, пытающийся на свой страх и риск, стремясь к собственной выгоде, удовлетворить новые платёжеспособные общественные потребности.

 «Предприниматель - это руководитель, занимающийся хозяйственной деятельностью, ориентированной на рынок, имеющий право и возможность принимать решения и стремящийся максимизировать свой доход, идущий на удовлетворение его личных потребностей и позволяющий развивать хозяйственную деятельность».

Предприниматель – экономический субъект, деятельность которого придаёт рыночной экономике динамичность; человек, пытающийся на свой страх и риск, стремясь к собственной выгоде, удовлетворить новые платёжеспособные общественные потребности.

 «Предприниматель - это руководитель, занимающийся хозяйственной деятельностью, ориентированной на рынок, имеющий право и возможность принимать решения и стремящийся максимизировать свой доход, идущий на удовлетворение его личных потребностей и позволяющий развивать хозяйственную деятельность».

Задание 1: выберите  среди разнообразных личностных качеств  предпринимателя пять наиболее важных и объясните почему вы так считаете:

- целеустремлённость

- безграничная вера в свой продукт или вид услуг

- постоянное стремление к реальным делам

- изобретательность

- упорство и настойчивость в достижении поставленной цели

- нацеленность на успех и получение прибыли

- понимание своих сильных и слабых сторон

- готовность начать всё с самого начала

- аналитический склад ума

- полная уверенность своим бизнесом

- способность своим примером увлечь за собой других

- желание всё сделать самому

- практичность

- внимание к деталям и незначительным нюансам в бизнесе

- стремление постоянно развивать своё дело

- понимание того, что главная роль в бизнесе всегда принадлежит потребителю

- готовность пойти на риск

- отсутствие страха перед трудностями

- желание хоть в чём-то быть впереди других.

- самостоятельность

- амбициозность

- настойчивость

- трудолюбие

- стойкость


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по обществознанию в 7 классе по теме "Человек и экономика"

Это урок развивающего контроля по теме "Человек и экономика". Деятельностная цель урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по разделу "Человек и экономика"На уроке используется систем...

Методическая разработка открытого урока по обществознанию в 7 классе "Зачем люди общаются"

Технологическая карта урока по обществознанию "Зачем люди общаются"...

Методическая разработка "Открытый урок по обществознанию с использованием технологии кейс-стади на тему "Права и свободы человека и гражданина"

Методическая разработка предназначена для проведения открытого урока со студентами первого курса специальностей СПО, профессий НПО, учеников 10-11 классов. Разработка содержит рекомендации по пр...

Разработка открытого урока по обществознанию "Формы культуры" в 10 классе

В данной разработке раскрываются формы культуры. Работа в группах и индивидуальная. Сопровождается медиапрезентацией....

Разработка открытого урока по обществознанию "Формы культуры" в 10 классе

В данной разработке раскрываются формы культуры. Работа в группах и индивидуальная. Сопровождается медиапрезентацией....

Методическая разработка открытого урока по обществознанию. Тема урока: “Социальная сфера в ее многообразии”.

Методическая разработка открытого урока по обществознанию. Тема урока: “Социальная сфера в ее многообразии”. Урок обобщения и повторения раздела "Социальная сфера". Класс - 10....