Рабочая программа по обществознанию для 6-9 классов
рабочая программа по обществознанию

Крысанова Марина Сергеевна

Рабочая программа для 6-9 классов по обществознанию. Авторы: Л.Н.Боголюбов и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu_.doc79.79 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  средней общеобразовательной школы с. Братовщина имени Героя Советского Союза Виктора Семёновича Севрина

Долгоруковского муниципального района Липецкой области  в с. Меньшой Колодезь

«Рассмотрено»                                            

Руководитель МО                                                        ________  / ________________ /

Протокол №____ от ________ 2021  г.

«Принято»                                                                    

на заседании педагогического совета

Протокол №  ____от  _________2021г.

«Утверждено»

Директор МБОУ СОШ с. Братовщина имени Героя Советского Союза В.С. Севрина ________________   / Т.А.Юдина/

Приказ  № ___ от_________________2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

6-9 классы

        

Разработчик программы Крысанова Марина Сергеевна,

учитель истории и обществознания первой квалификационной категории

2021 год

Рабочая программа по обществознанию 6—9 классов разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ МОРФ от 17.12.2010 №1897 с изменениями и дополнениями), на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, программы формирования универсальных учебных действий.        

РАЗДЕЛ I

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предметные результаты изучения предметной области "Общественно-научные предметы" должны отражать:

Обществознание:

1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;

4) формирование основ правосознания для соотнесения  собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;

5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;

6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Предметные результаты освоения курса обществознание на уровне основного общего образования.

Человек. Деятельность человека

Выпускник научится:

  • использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;
  • характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
  • в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
  • характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
  • приводить примеры основных видов деятельности человека;
  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;
  • оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
  • оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
  • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;
  • моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.

Общество

Выпускник научится:

  • демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
  • распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
  • характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
  • различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
  • выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
  • характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;
  • на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
  • раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
  • конкретизировать примерами опасность международного терроризма.

Выпускник получит возможность научиться:

  • наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
  • выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;
  • осознанно содействовать защите природы.

Социальные нормы

Выпускник научится:

  • раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
  • различать отдельные виды социальных норм;
  • характеризовать основные нормы морали;
  • критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
  • раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;
  • характеризовать специфику норм права;
  • сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
  • раскрывать сущность процесса социализации личности;
  • объяснять причины отклоняющегося поведения;
  • описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
  • оценивать социальную значимость здорового образа жизни.

Сфера духовной культуры

Выпускник научится:

  • характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;
  • описывать явления духовной культуры;
  • объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
  • оценивать роль образования в современном обществе;
  • различать уровни общего образования в России;
  • находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
  • описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
  • объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
  • учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;
  • раскрывать роль религии в современном обществе;
  • характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.

Выпускник получит возможность научиться:

  • описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
  • характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
  • критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.

Социальная сфера

Выпускник научится:

  • описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;
  • объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
  • характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
  • выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
  • приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
  • описывать основные социальные роли подростка;
  • конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
  • характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
  • объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
  • характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
  • раскрывать основные роли членов семьи;
  • характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
  • выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
  • формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
  • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;
  • находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.

Политическая сфера жизни общества

Выпускник научится:

  • объяснять роль политики в жизни общества;
  • различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
  • давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
  • различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
  • раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
  • называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
  • характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
  • соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.

Гражданин и государство

Выпускник научится:

  • характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
  • объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
  • раскрывать достижения российского народа;
  • объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
  • называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
  • осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
  • характеризовать конституционные обязанности гражданина.

Выпускник получит возможность научиться:

  • аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;
  • использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.

Основы российского законодательства

Выпускник научится:

  • характеризовать систему российского законодательства;
  • раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
  • характеризовать гражданские правоотношения;
  • раскрывать смысл права на труд;
  • объяснять роль трудового договора;
  • разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
  • характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
  • характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
  • конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
  • характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
  • раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
  • анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
  • исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
  • находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.

Выпускник получит возможность научиться:

  • на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
  • оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
  • осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.

Экономика

Выпускник научится:

  • объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
  • различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
  • раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
  • характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;
  • характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
  • объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;
  • называть и конкретизировать примерами виды налогов;
  • характеризовать функции денег и их роль в экономике;
  • раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
  • анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
  • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
  • раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
  • характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
  • использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
  • обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
  • выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
  • анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
  • решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
  • грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
  • сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.

РАЗДЕЛ II

Содержание учебного предмета

Человек. Деятельность человека

Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения.

Общество

Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развития.

Социальные нормы

Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия. Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.

Сфера духовной культуры

Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.

Социальная сфера жизни общества

Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского государства.

Политическая сфера жизни общества

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.

Гражданин и государство

Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.

Основы российского законодательства

Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

Экономика

Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство - основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох.

Банковские  услуги, предоставляемые гражданам: депозит,  кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция.

6 класс

  Введение. Значение изучения общества для человека.

Человек.  Биологическое  и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность.

Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста.

Потребности человека. Способности человека.

Особые потребности людей с ограниченными возможностями.

Мир увлечений человека.

Деятельность человека. 

Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение.

Труд-основа жизни.        

Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования.

Самообразование.

Познание человеком мира и самого себя.

Повторение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Практикум «Учимся правильно организовывать свою деятельность». 

Человек среди людей.

Межличностные отношения.  Виды межличностных отношений. Личные и деловые отношения.  Человек в малой группе.  Лидерство. Групповые нормы и санкции. Отношения  со сверстниками. Практикум «Мой класс».

Общение. Средства и стили общения.  Межличностные конфликты.  Способы разрешения межличностных конфликтов.

Практикум «Учимся взаимодействовать  с окружающими. Выход из конфликтной ситуации».

Нравственность. Золотое правило нравственности.  Добро и зло.                                                                                     Семья и семейные отношения.  Функции семьи. Основные роли членов семьи.                                                      Досуг семьи. Семейные ценности и традиции. Практикум «Моя семья»

Повторение. Человек среди людей. Практикум. Готовимся к Всероссийской проверочной работе.

7 класс            

Введение. Значение изучения общества для человека.

Гражданин и государство.

Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи.  Правила этикета и хорошие манеры. Конституционные права и свободы  человека и гражданина Российской Федерации.  Механизм реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ.  Права ребёнка и их защита.  Почему важно соблюдать законы.    Защита Отечества. Долг и обязанность. Для чего нужна дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Ответственность за нарушение законов. Правоохранительные органы. Судебные органы Российской Федерации. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Экономика.

Понятие экономики. Мастерство работника. Выбор профессии. Труд и заработная плата. Стимулирование труда.    Производство – основа экономики. Издержки, выручка, прибыль.   Предпринимательская деятельность.  Виды и формы бизнеса. Распределение. Обмен. Торговля и её формы. Реклама в современной экономике.  Деньги и их функции.   Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет.  Личный финансовый план. Сбережения.

Человек и природа.

Человек часть природы. Охранять природу – значит охранять жизнь. Закон на страже природы. Экологический кризис и пути его разрешения.

Практикум «Учимся создавать свой бизнес».

Практикум «Экономика семьи».

Практикум «Учимся беречь природу».

8 класс.

Введение.  Основные сферы жизни общества.

Человек. Общество. Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. Взаимосвязь общества и природы. Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Современное российское общество, особенности него развития. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Типы обществ. Развитие общества. Общественный прогресс.  Усиление взаимодействия стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Социализация личности.  Особенности социализации в подростковом возрасте.                                                          

Сфера духовной культуры.  Сфера духовной культуры. Культура, её многообразие и основные формы. Мораль её основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор.  Роль морали в жизни человека и общества. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.

Социальная сфера  жизни общества.  Социальная структура общества. Социальная мобильность. Социальные общности и группы. Социальные конфликты и пути их разрешения. Уважение социального многообразия. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Этнос и нация. Отношения между нациями.  Национальное самосознание. Социальная политика Российского государства. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма. Для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.

Экономика.  Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Главные вопросы экономики. Типы экономических систем. Собственность. Рынок и рыночный механизм. Производство – основа экономики. Факторы производства. Разделение труда и специализация. Производительность труда.  Предпринимательская деятельность. Роль государства в экономике.   Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох. Налогообложение граждан. Государственный бюджет. Экономические цели и функции государства. Распределение доходов. Потребление. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инфляция, её последствия. Банковские услуги,  предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платёжная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн – банкинг. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Защита от финансовых махинаций. Активы и пассивы.

9 класс

Введение.   Основные сферы жизни общества.    

Политическая сфера жизни общества.

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Формы государственно – территориального устройства. Гражданство РФ. Формы правления. Политический режим. Демократия, её основные признаки и ценности. Правовое государство. Разделение властей. Органы государственной власти и управления в РФ.  Президент РФ. Его основные функции.  Федеральное собрание РФ. Правительство РФ. Судебная система РФ. Гражданское общество. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Выборы и референдумы. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.  Взаимоотношения государственной власти. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.

Основы российского законодательства.

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Система российского законодательства. Источники права. Нормативно правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Правоохранительные органы. Конституция РФ – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя РФ. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Права и свободы  человека и гражданина. Основные международные документы о правах человека и правах ребёнка. Конституционные права и свободы человека и гражданина в РФ. Конституционные обязанности гражданина РФ. Права ребёнка. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей. Способы защиты гражданских прав.  Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его  значение в регулировании трудовой  деятельность человека. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Административные правоотношения. Особенности административно-правовых отношений. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Социальные права. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Правовое регулирование в сфере образования.  Государственная итоговая аттестация.

Тематическое планирование с указанием количества часов

6 класс

№п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

Введение. Значение изучения обществознания для человека.

1

Человек.

8

2

Человек.  Биологическое  и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного.

1

3

Человек. Индивид, индивидуальность, личность.

1

4

Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста.

1

5

Потребности человека. Способности человека.

1

6

Особые потребности людей с ограниченными возможностями.

1

7

Мир увлечений человека.

1

8

Повторение. Человек.

1

9

Практикум. Готовимся к Всероссийской проверочной работе

1

Деятельность человека.

10

Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение.

1

11

Труд-основа жизни.

1

12

Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования.

1

13

Самообразование.

1

14

Познание человеком мира и самого себя.

1

15

Повторение. Роль деятельности в жизни человека и общества.

1

16

 Практикум «Учимся правильно организовывать свою деятельность».

1

17

Практикум. Готовимся к Всероссийской проверочной работе

1

Человек среди людей.

16

18

Межличностные отношения.

1

19

Личные и деловые отношения.

1

20

Общение.

1

21

Нравственность. Золотое правило нравственности. Добро и зло.

1

22

Человек в малой группе. Лидерство.

1

23

Групповые нормы и санкции.

1

24

Отношения  со сверстниками.

1

25

Практикум «Мой класс».

1

26

Межличностные конфликты.

7

27

Способы разрешения межличностных конфликтов.

1

28

Практикум «Учимся взаимодействовать с окружающими. Выход из конфликтной ситуации».

1

29

Семья и семейные отношения.

1

30

Функции семьи. Основные роли членов семьи.

1

31

Досуг семьи. Семейные ценности и традиции.

1

32

Практикум «Моя семья»

1

33

Повторение. Человек среди людей.

1

34

Итоговое повторение.

1

7 класс

№п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

Введение. Значение изучения общества для человека.

1

Гражданин и государство.

12

2

Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи  

1

3

Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности. Гуманизм. Правила этикета и хорошие манеры  

1

4

Конституционные права и свободы  человека и гражданина Российской Федерации.  

1

5

Механизм реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ.  

1

6

Права ребёнка и их защита.

1

7

Право и мораль: общее и  различия. Почему важно соблюдать законы.    

1

8

Защита Отечества. Долг и обязанность. Гражданственность  и патриотизм.  

1

9

Для чего нужна дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина    

1

10

Ответственность за нарушение законов.

1

11

Правоохранительные органы. Судебные органы Российской Федерации.

1

12

Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

1

13

Повторение. Гражданин и государство.

1

Экономика

14

14

Понятие экономики.

1

15

Мастерство работника. Выбор профессии.

1

16

Труд и заработная плата. Стимулирование труда.  

1

17

Производство – основа экономики.

1

18

Издержки, выручка, прибыль.    

1

19

Предпринимательская деятельность.

1

20

Виды и формы бизнеса.  

1

21

Практикум « Учимся создавать свой бизнес».

1

22

Распределение. Обмен. Торговля и её формы.

1

23

Реклама в современной экономике.  

1

24

Деньги и их функции.    

1

25

Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Личный финансовый план. Сбережения.

1

26

Практикум «Экономика семьи»

1

27

Повторение. Экономика.

1

Человек и природа.

6

28

Человек часть природы.

1

29

Охранять природу – значит охранять жизнь.

1

30

Закон на страже природы.

1

31

Экологический кризис и пути его разрешения.

1

32

Практикум «Учимся беречь природу»

1

33

Повторение. Человек и природа.

1

34

Итоговое повторение.

1

8 класс

№п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

Введение. Основные сферы жизни общества.

1

Человек. Общество.

6

2

Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя.

1

3

Взаимосвязь общества и природы.

1

4

Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Современное российское общество, особенности него развития. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.

1

5

Типы обществ. Развитие общества. Общественный прогресс.  Усиление взаимодействия стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма.

1

6

Социализация личности.  Особенности социализации в подростковом возрасте.

1

7

Повторение. Человек. Общество.

1

Сфера духовной культуры.

9

8

Сфера духовной культуры. Культура, её многообразие и основные формы.

1

9

Мораль её основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор.  Роль морали в жизни человека и общества. Добро и зло.

1

10

Долг. Совесть.

1

11

Моральная ответственность.

1

12

Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования.

1

13

Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России.

1

14

Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести.

1

15

Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.

1

16

Повторение. Сфера духовной культуры.

1

Социальная сфера  жизни общества.

5

17

Социальная структура общества. Социальная мобильность. Социальные общности и группы. Социальные конфликты и пути их разрешения. Уважение социального многообразия.

1

18

Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте.

1

19

Этнос и нация. Отношения между нациями.  Национальное самосознание. Социальная политика Российского государства.

1

20

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма. Для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.

1

21

Повторение. Социальная сфера жизни общества.

1

Экономика.

13

22

Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.

1

23

Главные вопросы экономики. Типы экономических систем.

1

24

Собственность

1

25

Рынок и рыночный механизм.

1

26

Производство – основа экономики. Факторы производства. Разделение труда и специализация. Производительность труда.

1

27

Предпринимательская деятельность.

1

28

Роль государства в экономике. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох. Налогообложение граждан. Государственный бюджет. Экономические цели и функции государства.

1

29

Распределение доходов.

1

30

Потребление. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности.

1

31

Инфляция, её последствия. Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платёжная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн – банкинг.

1

32

Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник.

Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Защита от финансовых махинаций. Активы и пассивы.

1

33

Повторение. Экономика.

1

34

Итоговое повторение.

9 класс

№п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

Введение. Основные сферы жизни общества.

1

Политическая сфера жизни общества.  

26

2

Политическая сфера жизни общества. Политика и власть.

1

3

Роль политики в жизни общества.

1

4

Государство, его существенные признаки.

1

5

Формы правления.

1

6

Формы государственно – территориального устройства

1

7

Гражданство РФ.

1

8

Политический режим.

1

9

Демократия, её основные признаки и ценности.

1

10

Правовое государство. Разделение властей.

1

11

Органы государственной власти и управления в РФ.  Президент РФ, его основные функции.  

1

12

Федеральное собрание РФ.

1

13

Правительство РФ.

1

14

Судебная система РФ. Участие граждан в отправлении правосудия.

1

15

Гражданское общество.

16

Местное самоуправление.

1

17

Участие граждан в политической жизни.

1

18

Выборы и референдумы. Опасность политического экстремизма.

1

19

Политические партии, их роль в общественной жизни.

1

21

Политические движения, их роль в общественной жизни.

1

22

Взаимоотношения государственной власти.

1

23

Функции государства.

1

24

Внутренняя и внешняя политика государства.

1

25

Межгосударственные отношения.

1

26

Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.

1

27

Повторение. Политическая сфера жизни общества.

1

Основы российского законодательства.

38

28

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права.

           1

29

Система российского законодательства. Источники права. Нормативно правовой акт.

           1

30

Правоотношения. Правоспособность и дееспособность.

1

31

Признаки и виды правонарушений.

1

32

Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности.

1

33

Правоохранительные органы.  Прокуратура.

1

34

Правоохранительные органы. Полиция.

1

35

Конституция РФ – основной закон государства.

1

36

Конституционные основы государственного строя РФ.

1

37

Россия – федеративное государство. Субъекты федерации.

1

38

Права и свободы  человека и гражданина. Основные международные документы о правах человека и правах ребёнка.

1

39

Конституционные права и свободы человека и гражданина в РФ.

1

40

Конституционные обязанности гражданина РФ.

1

41

Права ребёнка.

1

42

Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров.

1

43

Право собственности.

1

44

Права потребителей. Способы защиты гражданских прав.

1

45

Право на труд и трудовые правоотношения.

1

46

Трудовой договор и его  значение в регулировании трудовой  деятельность человека.

1

47

Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет.

1

48

Семья под защитой государства.

1

49

Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей.

1

50

Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

1

51

Практикум. Трудовое и семейное право.

52

Административные правоотношения. Особенности административно-правовых отношений.

1

53

Виды административного наказания.

1

54

Уголовное право, основные понятия и принципы.

1

55  

Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона.

1

56

Цели наказания. Виды наказаний.

1

 57

Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

1

 58

Практикум. Административное и уголовное право.

1

59

Социальные права.

1

60

Международное гуманитарное право.

1

61

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

1

62

Правовое регулирование в сфере образования.

1

63

Государственная итоговая аттестация.

1

64

Повторение. Основы российского законодательства.

1

65

Практикум. Основы российского законодательства.

1

66

Итоговое повторение.

1

 

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.

Критерии оценивания.

     Устный    ответ

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:

• логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс;                                                                                                                                                                                                                                                             • сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития;                                                                                                                                                                                                                                                     • делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;                                                                                                      • сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;                                                                                                                                                                                                                                                 • применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;                                                                                 • оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;                                                     • раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся

продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;                                                                                                                                                                                                                  • верно освятил тему вопроса, но не достаточно полно ее раскрыл;                                                                                                                                               • продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;                                                                                                                                                                                 • не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;                                                                                                                                               • дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;                                                                                                                                                                    • дал ответы на уточняющие вопросы.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

• демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;                                                                           • делает элементарные выводы;                                                                                                                                                                                                                • путается в терминах;                                                                                                                                                                                                                                • не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;                                                                                                                                       • не может аргументировать собственную позицию;                                                                                                                                                                        • затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;                                                                                                                        • справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся

• не увидел проблему,  не смог ее сформулировать;                                                                                                                                                                           • не раскрыл проблему;                                                                                                                                                                                                                           • собственную точку зрения представил формально (высказал согласие или не согласие с автором);                                                                                     • или информацию представил не в контексте задания;                                                                                                                                                          • или отказался отвечать.

Нормы оценки письменной работы.

Отметка «5»  выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполнил предъявляемые задания:                                                                      • осуществил поиск социальной и иной информации и извлек знания из источника по заданной теме;                                                                                     • сумел интерпретировать полученную информацию и представить ее в различных знаковых системах;                                                                                       • увидел и сформулировал главную мысль, идею текста;                                                                                                                                                              • сумел сравнить разные авторские позиции и назвать критерий сравнения;                                                                                                                                              • представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответах на вопросы текста;                                                                                               • аргументировал свою позицию с опорой на теоретический материал базового курса;                                                                                                                  • продемонстрировал базовые знания смежных предметных областей при ответах на вопросы текста (естествознание, искусство и т.д.);                                • предъявил письменную работу в соответствии с требованиями оформления (реферат, доклад, сообщение, конспект и т.д.)

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся

• осуществил поиск социальной или иной информации и извлек знания из источника по заданной теме;                                                                                        • увидел и сформулировал идею, главную мысль текста;                                                                                                                                                                  • при сравнении разных авторских позиций не назвал критерий сравнения;                                                                                                                               • представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы текста;                                                                                                  • аргументировал свою позицию с опорой на теоретические знания базового курса;                                                                                                                     • обнаружил затруднения в применении базовых знаний смежных предметных областей (естествознание, искусство и т.д.);                                                                  • в оформлении работы допустил неточности.

Отметка «3»  выставляется в том случае, если учащийся

• не смог осуществить  поиск социальной информации и извлечь необходимый объем знаний по заданной теме;                                                                                     • почувствовал основную идею, тему текста, но не смог ее сформулировать;                                                                                                                             • попытался сравнить источники информации, но не сумел их классифицировать;                                                                                                                   • представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания текста;                                                                              • не выполнил более трети требований к оформлению работы в полном объеме.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся

• выполнил менее одной четвертой части предлагаемых заданий;                                                                                                                                                   • не смог определить основную идею, мысль текста;                                                                                                                                                                           • не раскрыл проблему; собственную точку зрения представил формально (высказал согласие или не согласие с мнением автора)                                                       • аргументация отсутствует;                                                                                                                                                                                                                • или информация дана не в контексте задания.

Критерии оценки тестового задания:

90-100% - отлично «5»;  

70-89% - хорошо «4»  

50-69% - удовлетворительно «3»;

менее 50% - неудовлетворительно «2»

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию для 10-11 классов.

Рабочая программа среднего (полного) общего образования по обществознанию (базвый уровень) по программе Л.Н. Боголюбова....

Рабочая программа по обществознанию в 6-9 классах, базовый уровень

Рабочая программа создана на основе  Федерального  базисного учебного  плана для образовательных учреждений Российской Федерации по программе Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др....

рабочая программа по обществознанию для 6-9 классов

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществознанию...

Рабочая программа по обществознанию с 5-9 классы в рамках ФГОС

Предлагаемая  рабочая программа составлена на основе рабочих программ по обществознанию для 5 – 9 классов под руководством Л. Н. Боголюбова. Рабочие программы  к УМК под редакцией Л.Н....

Рабочая программа по обществознанию для 10-11 класса (профильный уровень)

Рабочая программа составлена по учебнику "Обществознание" Л.Н. Боголюбова (профильный уровень), включает разделы "Экономика" (учебник И.В. Липсица), "Право" (учебники 10-11 класса Л.Н. Боголюбова). Ра...

рабочая программа по обществознанию 6,8,10 классы

Данная рабочая программа  по обществознанию для  6-8  классов разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образовани...

Рабочие программы по обществознанию для 6-9 классов

Представлены материалы рабочих программ для учащихся 6-9 класса к учебникам Л.Боголюбова...