Интернациональное воспитание подростков как залог целостности России
статья по обществознанию на тему

Аршинова Жанна Вячеславовна

Воспитание молодежи в духе толерантности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл internats._vospit.docx19.52 КБ

Предварительный просмотр:

Интернациональное воспитание подростков как залог целостности России

Аршинова Жанна Вячеславовна,

учитель истории и обществознания

МАОУ «СОШ № 1 с УИОП»

        Перемены, произошедшие за последние годы в сфере государственного устройства и политической организации российского общества, можно назвать революционными. Важнейшей составляющей происходящей в России трансформации является изменение в мировоззрении населения. Традиционно считается, что массовое сознание – наиболее инерционная сфера по сравнению с политической и социально-экономической. Тем не менее, в периоды резких, революционных преобразований система ценностных ориентаций также может быть подвержена весьма существенным сдвигам. Можно утверждать, что институциональные преобразования во всех других сферах необратимы только тогда, когда они восприняты обществом и закреплены в новой системе ценностей, на которые это общество ориентируется. И в этом отношении изменения в мировоззрении населения могут служить одним из важнейших индикаторов реальности и эффективности общественной трансформации в целом.

         Жизнь людей индивидуализируется, меньше регламентируются извне их действия. Предполагается, что члены общества должны рассчитывать на себя, рисковать, делать выбор и нести за него ответственность. Ценности в посткоммунистической России действительно противоречат друг другу. Нежелание жить по-старому сочетается с разочарованием в новых идеалах, которые оказались для многих либо недостижимыми, либо фальшивыми. Ностальгия по гигантской стране уживается с разного рода проявлениями ксенофобии и изоляционизма, которые представляют реальную угрозу единству российского государства, безопасности общества, а также каждого человека, проживающего в нашей стране. Поддержка агрессивного национализма и расизма – прямой путь к развалу Российской Федерации, созданию условий для того, чтобы в стране началась гражданская война.

        Обеспечение единства России неотделимо от преодоления агрессивного национализма, расизма и ксенофобии.

        В этих условиях особое значение приобретает не только формирование в молодежной среде толерантности, но и воспитание молодежи в духе интернационализма. Если толерантность означает не более, чем терпимость в отношении тех, кто непохож на нас, отсутствие в отношении них агрессивных намерений, способность терпеть их рядом с собой, не обращая внимание на различия, то интернационализм является иной качественной ступенью мировоззрения. Суть интернационализма – в уважении культуры и истории других народов, понимании их проблем, стремлении помочь этим народам в решении данных проблем, способности использовать их уникальный опыт в интересах собственного народа.

        Любой человек, стоящий на позиции интернационализма, является патриотом собственного народа. Любой настоящий патриот является интернационалистом, так как невозможно отстаивать интересы собственного народа без использования опыта других народов, проявления уважения к прошлому и настоящему тех народов, что живут рядом с нами.
        Этническое многообразие народов России является важным фактором благополучия и процветания нашей страны. Каждая этническая группа с самобытным этническим самосознанием должна иметь право во время переписи свободно указать свою национальную принадлежность.

К сожалению, в нашей стране все еще отсутствует государственная национальная политика, что создает объективные препятствия для национального воспитания молодежи.

        «Интернациональное воспитание – это формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющие народы России, культуры межнационального общения, нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности и шовинистического чванства», – сказал когда-то Лихачев. Сегодня интернациональное воспитание необязательный элемент в педагогической деятельности. Некоторые просто игнорируют его как пережиток коммунистического прошлого. В последнем издании «Педагогического энциклопедического словаря» этот термин уже отсутствует.
        Однако, часть современных педагогов считают, что именно устранение интернационального воспитания из школьной практики в 90-х годах стало одной из причин появления межнациональных конфликтов. К тому же, не стоит забывать о юношеских националистических организациях, исповедующих идеи нацизма. Их ряды сегодня пополняются подростками.

            В подростковом возрасте, когда объективно существуют оптимальные возможности для качественной перестройки самосознания и отношения к другим людям, важнейшим средством формирования интернациональных убеждений выступает общественно значимая, адекватно мотивированная совместная деятельность детей разных национальностей, обеспечивающая развертывание новых форм их общения как приобщения к обществу.

        Процесс этого воспитания предполагает соблюдение таких принципов как, во-первых, единство интернационального и патриотического воспитания; во-вторых, включение интернационального воспитания в контекст интерсоциального, основанного на доминировании в сознании растущего человека общечеловеческих ценностей над национальными; в-третьих, учет культурных традиций и национальной психологии детей, опора на них; в-четвертых, гласность и правдивость такого воспитания и, в-пятых, деятельностное опосредование этого процесса. При этом необходима: а) организация деятельности, направленной на пользу людям других национальностей; б) совместная деятельность представителей разных народов.

        Что можно сделать сегодня, не дожидаясь, когда «сверху» спустят какие-либо воспитательные программы, директивы и т.п.?

1. Восстановить деятельность КИД в каждой школе, колледже, институте.

2. Познакомиться с деятельностью КИД, действующих на территории Белгородской области.

3. Включать в рабочие программы по обществознанию, истории, окружающему миру темы дружбы и добрососедства народов, живущих в Российской Федерации, историю, и проблемы развития современных национальных культур.

Для ознакомления с историей и культурой народа шире практиковать поездки в национальные регионы России. Восстановить в образовательных учреждениях празднование Дня юного героя – антифашиста, традиция отмечать который родилась в Москве в 1964 году и который 20 лет спустя стал международным днем антифашисткой солидарности молодежи, фестивали дружбы (музыки, песни и танца).

На родительских собраниях и классных часах напоминать, что в нашей огромной стране, и в родном городе все успехи зависят от совместного дружного труда людей разных национальностей, что творческий человек – будь то казах, русский, немец, татарин, белорус, украинец, кореец, уйгур – гордость и слава нашей многонациональной страны.

          Таким образом, в подростковом возрасте будут созданы  благоприятные условия для формирования интернациональных отношений как отношений межличностных, развитие которых сензитивно данному периоду онтогенеза. Интернациональные отношения имеют специфический характер, заключая в себе не только особенности межличностных отношений, являясь формой их проявления, но и ориентируя подростка на отношения более широкого плана — отношения к обществу. Необходимым основанием развития интернациональных отношений является формирование интернациональных убеждений подростков, связанных с определением их жизненной позиции, развитием  мотивационно-потребностной сферы личности.  В развернутой общественно полезной деятельности наиболее оптимально удовлетворяются потребности подростка в построении новых взаимоотношений  со взрослыми, реализации самостоятельности. Поэтому включение подростков в специально  организованную коллективную общественно полезную деятельность и создает необходимые условия для воспитания интернациональных качеств, так как формирует общественно ценные критерии оценки личности, ориентирует на «деловые» социально ориентированные формы общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Воспитание культуры чтения – залог успешного развития коммуникативных компетенций школьника"

Обобщала опыт работы на районной ярмарке методических проектов и идей в 2013 году. Оценена дипломом III степени....

Программа Гражданско-патриотического воспитания подростков с девиантным поведением «Я - гражданин России»

В Концепции модернизации российского образования отмечается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегриро...

Доклад на тему «ОБЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ РАЗНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ - ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ»

Общение с людьми разных национальностей - важнейшее средство и необходимое условие интернационального воспитания школьников. Приобретение детьми опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками ...

Гражданско-патриотическое и правовое воспитание школьников, как залог устойчивого развития будущего страны.

Концепция устойчивого развития подразумевает, что человек должен участвовать в процессах, которые формируют сферу его жизнедеятельности, содействовать принятию и реализации решений, контролировать их ...

Гражданско- патриотическое и правовое воспитание школьников, как залог устойчивого развития будущего страны.

Представлен опыт педагогической  работы по формированию гражданско-патриотического и правового воспитания школьников в МОУ Большенагаткинской СОШ МО "Цильнинский район"...

Профилактическое занятие для подростков: «Здоровье – залог успеха»

Цель – формирование у старшеклассников осознанного и ответственного отношения к своему здоровью.Задачи: Дать возможность свободного обсуждения проблем, связанных с употреблением психоактивных ве...