Гражданско-патриотическое и правовое воспитание школьников, как залог устойчивого развития будущего страны.
методическая разработка по истории на тему

Захарова Татьяна Николаевна

Концепция устойчивого развития подразумевает, что человек должен участвовать в процессах, которые формируют сферу его жизнедеятельности, содействовать принятию и реализации решений, контролировать их исполнение. Социальная составляющая устойчивости развития ориентирована на человека и направлена на сохранение стабильности социальных и культурных систем, в том числе, на сокращение числа разрушительных конфликтов между людьми . Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере гражданско- патриотического  и правового воспитания молодёжи.   Патриотическое  и гражданское воспитание школьников   всё чаще определяется как одно из приоритетных в современной молодёжной политике. Кому, как не  педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные в своей жизни социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гражданско-патриотическое и правовое воспитание школьников, как залог устойчивого развития будущего страны.

Захарова Т.Н.

Муниципальное общеобразовательное учреждение Большенагаткинская средняя общеобразовательная школа,

 МО «Цильнинский район», Ульяновская область, Россия

      Концепция устойчивого развития подразумевает, что человек должен участвовать в процессах, которые формируют сферу его жизнедеятельности, содействовать принятию и реализации решений, контролировать их исполнение. Социальная составляющая устойчивости развития ориентирована на человека и направлена на сохранение стабильности социальных и культурных систем, в том числе, на сокращение числа разрушительных конфликтов между людьми . Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере гражданско- патриотического  и правового воспитания молодёжи.   Патриотическое  и гражданское воспитание школьников   всё чаще определяется как одно из приоритетных в современной молодёжной политике. Кому, как не  педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные в своей жизни социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА.

Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историческому и  культурному наследию своего народа и всех народов России.  Данный вопрос на современном этапе исторического развития очень актуален, и важно то, насколько ученик при окончании средней школы, выходя во взрослую жизнь,  будет гражданином и патриотом своей страны, юридически грамотным. Всё это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем гражданско - патриотического и правового  воспитания школьников.

Оптимальным местом, где можно решить данные вопросы, является школа. В МОУ Большенагаткинской  школе сложилась комплексная система   воспитания детей, которая включает различные направления для формирования у ребят чувства патриотизма и правосознания.

         Гражданское общество начинается с воспитания Гражданина.  Задача общества и государства заключается в том, чтобы молодое поколение, входя в жизнь, чётко ставило перед собой позитивные цели и имело все необходимые навыки для их достижения. Одним из путей её практического решения и стала работа, проводимая в нашей школе с 2002 года в рамках учебно – деловой игры «Выборы». В процессе подготовки и проведения игры подростки имеют возможность на практике познакомиться с основами парламентской  процедуры, риторики, основами журналистики. Результатом проведение игры являются выборы президента школьной республики и органов школьного самоуправления. Параллельно в школе функционирует Детско-Юношеская организация «Радуга» и совет старшеклассников, которые принимают активное участие в организации и проведении общешкольных мероприятий. Тем самым, школьники получают важный социальный опыт и приобщаются к взрослой жизни.

     Понимание сущности, истории и значения государственных символов страны, уважительное отношение к ним формируется у воспитанников на уроках истории, ОБЖ, обществознания, в процессе внеклассной работы, связанных с государственными символами Отечества. Обращение к этой теме имеет громадное воспитательное значение, ведь через накопление знаний о государственной символике, о значении её важнейших элементов происходит приобщение к богатейшему наследию и уникальному опыту предков, утверждается понимание уникальности и неповторимости родной страны, формируется чувство уважения и любви к Отечеству.

    Традиционно важное место в учебно-воспитательной работе  занимает деятельность  районного музея, расположившегося в здании школы в 1997 г. В школьном  музее располагаются несколько залов: зал Боевой славы, история колхоза «Память Ильича», история школы, этнографический зал. Школьный музей - это не только музейные выставки в стенах школы, но и многообразные формы деятельности школьников, включающие в себя поиск и сбор материалов, работу в походах, встречи с людьми, запись их воспоминаний, организацию экспозиций и выставок, праздников и встреч, проведение уроков истории и исторического краеведения.

Неотъемлемый элемент патриотического воспитания – подготовка учащейся молодёжи к службе в армии. В Конституции записано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» обязывает школу осуществлять подготовку обучающихся до призыва на военную службу.  Определённая психологическая подготовка и знание основ военного дела помогут молодым людям быстрее адаптироваться к суровым условиям армейской службы. Основное воспитательное значение здесь имеют изучение основ военной службы в школьном курсе ОБЖ и практическая учёба на ежегодных полевых сборах и экскурсиях в воинскую часть, проведение соревнований по военно-прикладным видам спорта. В рамках героико-патриотического направления традиционным стало ежегодное проведение игры «Зарница» в 6-8 классах и «смотра строя и песни» в 7-8 классах. Для реализации этих задач  с   2010   г. в школе организована работа военно-патриотического клуба «Щит» (руководитель- Разенков С.М.) Целью  военно-патриотического клуба является содействие патриотическому, физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности гражданина России, его лидерских качеств. Девиз клуба «Щит»: «Защита Отечества-дело чести!». Не смотря на молодой возраст клуба, учащиеся этого объединения в 2012 г. приняли участие в региональном финале игры «Безопасное колесо», заняли 2 место в конкурсе военно-патриотических клубов на базе муниципальных учреждений Ульяновской области.

Ежегодными стали товарищеские встречи спортсменов на базе школы на призы Героя СССР Воробьева Е.Т.

   Наряду с досуговыми мероприятиями ведётся работа по оказанию помощи и поддержки одиноким пожилым людям, ветеранам. Проводятся операции «Забота»,  Шефская помощь ветеранам, акции «Поздравь ветерана на дому», «Ветеран живет рядом», «Зажги свечу», «Георгиевская ленточка». За каждым классом закреплены участники, вдовы и дети ВОВ. Это позволяет воспитывать у подрастающего поколения чувство гражданской ответственности, милосердия к участникам исторических событий.

Большое внимание в учебной деятельности школы занимает научно-исследовательская деятельность учащихся. С 2006 года ежегодным стало проведение научно-практической конференции «Я познаю мир». Особое место в ней занимает работа исторической секции. Дети с увлечением готовят  тематические проекты, защищают свои работы. Выступления учащихся связаны с наиболее актуальными проблемами современности: «Трагедия в Беслане», «Детство, опаленное войной», «Афган в судьбе моих родных» и др. Вот она гражданская позиция.

Через работу школьного кружка «Краеведение» (руководители – Корнеев Е.А. и Лекомцева И.О.)  и фольклорного кружка                         ( руководитель – Шакина М.Н.)  происходит не только изучение народов Среднего Поволжья и Цильнинского края, но и приобщение к  историческому и  культурному наследию своего народа и всех народов России, что формирует толерантность у подрастающего поколения.

С 2007 года в школе издается школьная газета «Вливайся».  Тот огромный потенциал по формированию коммуникативной культуры личности современных подростков, которым обладает маленькая школьная редакция, выпускающая школьную газету или журнал, не стоит недооценивать. Школьная газета – это уникальная творческая лаборатория, в которой в ходе коллективной работы старшеклассники активно взаимодействуют со своими сверстниками и педагогами, накапливая чрезвычайно важный социальный опыт. Результатом такой деятельности становится, в том числе, и развитие коммуникативных способностей, памяти, внимания и наблюдательности, эмоциональной чуткости и отзывчивости, что в будущем позволит молодым людям найти свое место в обществе, грамотно  строить отношения с людьми, быть эмоционально чуткими и отзывчивыми. Участие в подготовке выпусков газеты является способом реализации личности.

       Школьные олимпиады по истории, праву, обществознанию, историческому краеведению – это массовый вид соревнований, цель проведения которых – вовлечение большего числа учеников во внеурочную работу по истории, повышение их интереса к историческим и юридическим знаниям. Победители школьных олимпиад становятся участниками и призерами районных и областных олимпиад. Для школьников участие в публичных мероприятиях такого уровня, безусловно, расширяет возможности самореализации, в том числе как гражданина и патриота.  

           Важно, чтобы ученики видели и гражданскую позицию педагогов. В    2011 году я была награждена дипломом департамента по семейной и демографической политике и здоровому образу жизни Министерства труда и социального  развития Ульяновской области  за занятое 1 место в номинации «Татьяна – общественный лидер» в областном фестивале – конкурсе «Татьяны ведут за собой» и активную жизненную позицию в пропаганде семейных ценностей.  В 2012 году я стала победителем в номинации «Защита» (проекты и технологии) за проект «Практика организации летнего оздоровления и отдыха в общеобразовательном учреждении для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» конкурса социальных проектов в сфере семейной и демографической политики и здорового образа жизни регионального этапа «За жизнь 2012» в рамках международного фестиваля семейных технологий.  Школьная команда учителей «Виктория» : Романов А.Н., Хаванская А.А., Медкова А.В., Захарова Т.Н  в 2010 г.заняла 1 место  в районной интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» ,  2 место в 3 чемпионате Ульяновской области по интеллектуальным играм, в 2012 г. -1 и 2 места в районном отборочном туре интеллектуальной игры , в январе 2013 г.- 1 место  в областной интеллектуальной игре, посвященной 70-летию образования Ульяновской области среди работающей молодежи в рамках акции «PROдвижение». Следует отметить, что более половины учителей, работающих в школе сегодня – это её бывшие ученики. Как говорится в народной мудрости: «Где родился, там и пригодился». Разве это не патриотизм?

         Проведение в первую субботу февраля традиционного вечера встречи выпускников является не только возможностью вспомнить ушедшие школьные годы, но и закрепить преемственность поколений, что позволяет реализовать  потребность в духовно-нравственном совершенствовании.                  Таким образом,  только комплексный подход  в  воспитании детей позволяет сформировать  у школьников активную гражданскую позицию и патриотическое сознание, как основу личности будущего гражданина России, что является  залогом устойчивого развития будущего страны.

 

 



Предварительный просмотр:

Гражданско-патриотическое и правовое воспитание школьников, как залог устойчивого развития будущего страны.

Захарова Т.Н.

Муниципальное общеобразовательное учреждение Большенагаткинская средняя общеобразовательная школа,

 МО «Цильнинский район», Ульяновская область, Россия

      Концепция устойчивого развития подразумевает, что человек должен участвовать в процессах, которые формируют сферу его жизнедеятельности, содействовать принятию и реализации решений, контролировать их исполнение. Социальная составляющая устойчивости развития ориентирована на человека и направлена на сохранение стабильности социальных и культурных систем, в том числе, на сокращение числа разрушительных конфликтов между людьми . Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере гражданско- патриотического  и правового воспитания молодёжи.   Патриотическое  и гражданское воспитание школьников   всё чаще определяется как одно из приоритетных в современной молодёжной политике. Кому, как не  педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные в своей жизни социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА.

Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историческому и  культурному наследию своего народа и всех народов России.  Данный вопрос на современном этапе исторического развития очень актуален, и важно то, насколько ученик при окончании средней школы, выходя во взрослую жизнь,  будет гражданином и патриотом своей страны, юридически грамотным. Всё это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем гражданско - патриотического и правового  воспитания школьников.

Оптимальным местом, где можно решить данные вопросы, является школа. В МОУ Большенагаткинской  школе сложилась комплексная система   воспитания детей, которая включает различные направления для формирования у ребят чувства патриотизма и правосознания.

         Гражданское общество начинается с воспитания Гражданина.  Задача общества и государства заключается в том, чтобы молодое поколение, входя в жизнь, чётко ставило перед собой позитивные цели и имело все необходимые навыки для их достижения. Одним из путей её практического решения и стала работа, проводимая в нашей школе с 2002 года в рамках учебно – деловой игры «Выборы». В процессе подготовки и проведения игры подростки имеют возможность на практике познакомиться с основами парламентской  процедуры, риторики, основами журналистики. Результатом проведение игры являются выборы президента школьной республики и органов школьного самоуправления. Параллельно в школе функционирует Детско-Юношеская организация «Радуга» и совет старшеклассников, которые принимают активное участие в организации и проведении общешкольных мероприятий. Тем самым, школьники получают важный социальный опыт и приобщаются к взрослой жизни.

     Понимание сущности, истории и значения государственных символов страны, уважительное отношение к ним формируется у воспитанников на уроках истории, ОБЖ, обществознания, в процессе внеклассной работы, связанных с государственными символами Отечества. Обращение к этой теме имеет громадное воспитательное значение, ведь через накопление знаний о государственной символике, о значении её важнейших элементов происходит приобщение к богатейшему наследию и уникальному опыту предков, утверждается понимание уникальности и неповторимости родной страны, формируется чувство уважения и любви к Отечеству.

    Традиционно важное место в учебно-воспитательной работе  занимает деятельность  районного музея, расположившегося в здании школы в 1997 г. В школьном  музее располагаются несколько залов: зал Боевой славы, история колхоза «Память Ильича», история школы, этнографический зал. Школьный музей - это не только музейные выставки в стенах школы, но и многообразные формы деятельности школьников, включающие в себя поиск и сбор материалов, работу в походах, встречи с людьми, запись их воспоминаний, организацию экспозиций и выставок, праздников и встреч, проведение уроков истории и исторического краеведения.

Неотъемлемый элемент патриотического воспитания – подготовка учащейся молодёжи к службе в армии. В Конституции записано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» обязывает школу осуществлять подготовку обучающихся до призыва на военную службу.  Определённая психологическая подготовка и знание основ военного дела помогут молодым людям быстрее адаптироваться к суровым условиям армейской службы. Основное воспитательное значение здесь имеют изучение основ военной службы в школьном курсе ОБЖ и практическая учёба на ежегодных полевых сборах и экскурсиях в воинскую часть, проведение соревнований по военно-прикладным видам спорта. В рамках героико-патриотического направления традиционным стало ежегодное проведение игры «Зарница» в 6-8 классах и «смотра строя и песни» в 7-8 классах. Для реализации этих задач  с   2010   г. в школе организована работа военно-патриотического клуба «Щит» (руководитель- Разенков С.М.) Целью  военно-патриотического клуба является содействие патриотическому, физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности гражданина России, его лидерских качеств. Девиз клуба «Щит»: «Защита Отечества-дело чести!». Не смотря на молодой возраст клуба, учащиеся этого объединения в 2012 г. приняли участие в региональном финале игры «Безопасное колесо», заняли 2 место в конкурсе военно-патриотических клубов на базе муниципальных учреждений Ульяновской области.

Ежегодными стали товарищеские встречи спортсменов на базе школы на призы Героя СССР Воробьева Е.Т.

   Наряду с досуговыми мероприятиями ведётся работа по оказанию помощи и поддержки одиноким пожилым людям, ветеранам. Проводятся операции «Забота»,  Шефская помощь ветеранам, акции «Поздравь ветерана на дому», «Ветеран живет рядом», «Зажги свечу», «Георгиевская ленточка». За каждым классом закреплены участники, вдовы и дети ВОВ. Это позволяет воспитывать у подрастающего поколения чувство гражданской ответственности, милосердия к участникам исторических событий.

Большое внимание в учебной деятельности школы занимает научно-исследовательская деятельность учащихся. С 2006 года ежегодным стало проведение научно-практической конференции «Я познаю мир». Особое место в ней занимает работа исторической секции. Дети с увлечением готовят  тематические проекты, защищают свои работы. Выступления учащихся связаны с наиболее актуальными проблемами современности: «Трагедия в Беслане», «Детство, опаленное войной», «Афган в судьбе моих родных» и др. Вот она гражданская позиция.

Через работу школьного кружка «Краеведение» (руководители – Корнеев Е.А. и Лекомцева И.О.)  и фольклорного кружка                         ( руководитель – Шакина М.Н.)  происходит не только изучение народов Среднего Поволжья и Цильнинского края, но и приобщение к  историческому и  культурному наследию своего народа и всех народов России, что формирует толерантность у подрастающего поколения.

С 2007 года в школе издается школьная газета «Вливайся».  Тот огромный потенциал по формированию коммуникативной культуры личности современных подростков, которым обладает маленькая школьная редакция, выпускающая школьную газету или журнал, не стоит недооценивать. Школьная газета – это уникальная творческая лаборатория, в которой в ходе коллективной работы старшеклассники активно взаимодействуют со своими сверстниками и педагогами, накапливая чрезвычайно важный социальный опыт. Результатом такой деятельности становится, в том числе, и развитие коммуникативных способностей, памяти, внимания и наблюдательности, эмоциональной чуткости и отзывчивости, что в будущем позволит молодым людям найти свое место в обществе, грамотно  строить отношения с людьми, быть эмоционально чуткими и отзывчивыми. Участие в подготовке выпусков газеты является способом реализации личности.

       Школьные олимпиады по истории, праву, обществознанию, историческому краеведению – это массовый вид соревнований, цель проведения которых – вовлечение большего числа учеников во внеурочную работу по истории, повышение их интереса к историческим и юридическим знаниям. Победители школьных олимпиад становятся участниками и призерами районных и областных олимпиад. Для школьников участие в публичных мероприятиях такого уровня, безусловно, расширяет возможности самореализации, в том числе как гражданина и патриота.  

           Важно, чтобы ученики видели и гражданскую позицию педагогов. В    2011 году я была награждена дипломом департамента по семейной и демографической политике и здоровому образу жизни Министерства труда и социального  развития Ульяновской области  за занятое 1 место в номинации «Татьяна – общественный лидер» в областном фестивале – конкурсе «Татьяны ведут за собой» и активную жизненную позицию в пропаганде семейных ценностей.  В 2012 году я стала победителем в номинации «Защита» (проекты и технологии) за проект «Практика организации летнего оздоровления и отдыха в общеобразовательном учреждении для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» конкурса социальных проектов в сфере семейной и демографической политики и здорового образа жизни регионального этапа «За жизнь 2012» в рамках международного фестиваля семейных технологий.  Школьная команда учителей «Виктория» : Романов А.Н., Хаванская А.А., Медкова А.В., Захарова Т.Н  в 2010 г.заняла 1 место  в районной интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» ,  2 место в 3 чемпионате Ульяновской области по интеллектуальным играм, в 2012 г. -1 и 2 места в районном отборочном туре интеллектуальной игры , в январе 2013 г.- 1 место  в областной интеллектуальной игре, посвященной 70-летию образования Ульяновской области среди работающей молодежи в рамках акции «PROдвижение». Следует отметить, что более половины учителей, работающих в школе сегодня – это её бывшие ученики. Как говорится в народной мудрости: «Где родился, там и пригодился». Разве это не патриотизм?

         Проведение в первую субботу февраля традиционного вечера встречи выпускников является не только возможностью вспомнить ушедшие школьные годы, но и закрепить преемственность поколений, что позволяет реализовать  потребность в духовно-нравственном совершенствовании.                  Таким образом,  только комплексный подход  в  воспитании детей позволяет сформировать  у школьников активную гражданскую позицию и патриотическое сознание, как основу личности будущего гражданина России, что является  залогом устойчивого развития будущего страны.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Воспитание культуры чтения – залог успешного развития коммуникативных компетенций школьника"

Обобщала опыт работы на районной ярмарке методических проектов и идей в 2013 году. Оценена дипломом III степени....

Гражданско- патриотическое и правовое воспитание школьников, как залог устойчивого развития будущего страны.

Представлен опыт педагогической  работы по формированию гражданско-патриотического и правового воспитания школьников в МОУ Большенагаткинской СОШ МО "Цильнинский район"...

Система гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания

Система гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания в МБУ ДО ДЮСШ 1, презентация...

Программа гражданско- патриотического и духовно- нравственного воспитания уч-ся 5- 11 классов

Авторская программа гражданско- патриотического и духовно- нравственного воспитания уч-ся 5-11 классов.Представлена на конкурс " За нравственный подвиг учителя" 2007г....

Проект гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся МБОУ «Баянгольская СОШ» Баргузинского района Республики Бурятия.

   Великая Отечественная война вошла в историю нашей страны как эпопея, небывалая по своим масштабам, трагизму, бедам и лишениям, массовому героизму на полях сражений, самоотверженном...

Статья "Электронные информационно-правовые системы и их роль в правовом воспитании школьников"

Статья рассказывает об успешном опыте использования электронных информационно-правовых систем в правовом воспитании школьников и профилактике правонарушений несовершеннолетними....

«Этноэкологическое воспитание школьников как условие устойчивого развития региона»

Важнейшей проблемой современности планетарного масштаба стала экологическая проблема. Экология должна рассматриваться не только как наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающ...