Рабочая программа по учебному курсу «Обществознание» 9 класс
рабочая программа по обществознанию (9 класс) на тему

Нестерова Оксана Геннадьевна

Рабочая программа  по учебному курсу  «Обществознание»  9 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

«РАССМОТРЕНО»  

Руководитель методического

Обьединения учителей

гуман. цикла

_________ Крылова Н.Л.

Протокол №___

от «__»_______20__г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель

 директора по УВР

____________Сизых Л.А

«__»____»20__г.

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор школы

 _______ Лазорко О.Г.                   

Приказ №

от «__» ___20__ г.

 

 

 

 

Рабочая программа

по учебному курсу

«Обществознание»

9 класс

 

20__-20__ учебный год

 

Составитель программы:

Нестерова О.Г. 

 

 

 

 

                                                                                                   РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

обществознание

9 класс

Пояснительная записка

 

Статус документа

Тип: общеобразовательная

Вид: основная (общая)

Класс: 9 класс.

     Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

   Структура документа

          Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с указанием часов, отводимых на изучение каждого блока, требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета

Курс «Обществознание» интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся старшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.

       

 Место предмета в базисном учебном плане

Данная программа открывает авторскую линию курса «Обществознание» для основной школы и создает условия подготовки учащихся к изучению обществознания в старших классах. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).

    

    Цели и задачи курса:

- развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

-    воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ;

-    освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в

социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

-      овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

-       формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Раздел «Личность и общество» – опирается на представление о человеке как биосоциальном существе, включённом в жизнь природы, малой группы, больших социальных общностей, в экономику, политику, культуру, общество в целом. При этом человек характеризуется и как субъект общественных отношений, специфически проявляющий себя в многообразных взаимосвязях с другими людьми, и как индивидуальность, самостоятельно определяющая свой жизненный путь, постоянно оказывающаяся перед нравственным выбором в различных жизненных ситуациях. Человек и человеческие отношения рассматриваются с точки зрения гармонизации жизненных установок и целей человека с требованиями, предъявляемыми ему со стороны тех природных и социальных образований, в которые он включён.

В теме «Сфера духовной культуры» с опорой на психологию, этику, философскую антропологию раскрываются важные сущностные признаки, отличающие человека от других живых существ. Важно, что изучение возможностей, потребностей, способностей и интересов человека совпадает у учащихся с возрастом, когда каждый ставит перед собой вопросы: кто я? Каков я? Кем я буду? и т. п. Содержание темы позволяет приобщить учащихся к вопросам самопознания, самоопределения.

В теме «Экономика» учащиеся знакомятся с одной из основных сфер общественной жизни (экономической), изучают многообразные общественные связи и отношения человека в сфере экономики, получают представление о процессах, происходящих в современном мире в данной сфере. При этом они осознают, что благополучие человека зависит не только от состояния экономики в целом, но и от собственной активности. Целесообразно привлекать текущую информацию, позволяющую раскрывать изучаемые положения на актуальных примерах.

Тема «Социальная сфера» посвящена весьма значимым для старших подростков проблемам межличностных отношений, общения. Здесь даётся взгляд на общество сквозь призму представлений различных малых групп, первичных коллективов, в которых реализует свой потенциал каждая личность. Тема не ограничивается семейным кругом, а даёт возможность обсуждать отношения и между сверстниками, и между представителями разных поколений. В данной теме целесообразно идти от житейского опыта школьников, осмысливая его в ходе дискуссий, ролевых игр и других активных форм обучения, которые помогают развивать и обогащать практику учащихся, совершенствовать их компетентность в психологии общения. Большие возможности даёт эта тема и для обсуждения актуальных молодёжных проблем – моды, культуры поведения, выбора собственной линии во взаимодействии с живущими рядом людьми.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часов, из расчёта 1 час в неделю.

Рабочая программа предусматривает наряду с традиционными нетрадиционные формы организации образовательного процесса: проблемные уроки, дискуссии, круглые столы, презентации, аукционы, брейн - ринги, КВН, уроки-путешествия и др.; предусматривает использование различных современных технологий обучения (интерактивное обучение с использованием ИКТ), что способствует развитию коммуникативных навыков, развитию критического мышления.

Рабочая программа предусматривает формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки, а также применение следующих форм контроля: индивидуальной, фронтальной, групповой; видов и приёмов контроля: письменный, устный, практический, составление планов, таблиц, схем, сочинения, исторические диктанты, беседы, рассказы, устное тестирование и др.

      

Данная рабочая программа составлена на основании:

-      Рабочая  программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования  и авторской программы  "Обществознание. 9 класс" под ред. Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др.("Просвещение".2007 год). Рабочая программа ориентирована на 9 класс, рассчитана на 34 учебных часа из расчёта 1 час в неделю. Срок  реализации программы 1 год., учебник «Обществознание» для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2011.

 

В программу внесены следующие изменения:

Рабочая  программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования  и авторской программы  "Обществознание. 9 класс" под ред. Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др.("Просвещение".2010 год) 1 час добавлен в раздел 1 «Политика и социальное управление» и 5 часов в раздел 2. «Право».

     

Межпредметные  связи.

На протяжении  всего курса  реализуются  межпредметные  связи с курсом  история.

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план:

 

 

№п\п

Тема.

Кол-во часов

Контрольные работы

1

 Политика и социальное управление

8 часов+(1 час)

1(Входная к/р)

2

 Право

16 часов+(5 час)

1 (1 пол).

3

 Резерв учебного времени

4 часа

1 (2 пол.)

 

Содержание программы 34 ч (1 ч/н)

 

ПОЛИТИКА И СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ (9 ч)

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей.

Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство. Внутренние и внешние функции государства.

Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления гражданского общества и правового государства в Российской Федерации. Местное самоуправление.

Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в Российской Федерации. Опасность политического экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации в политической жизни. Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

ПРАВО (21 ч)

Право и его роль в жизни общества и государства. Принципы права. Субъекты права.

Система права. Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Система законодательства. Правовая информация.

Правоотношения как форма общественных отношений. Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и принципы юридической ответственности. Правомерное поведение. Понятие прав, свобод и обязанностей. Презумпция невиновности.

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации. Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации.

Конституционные основы судебной системы Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд Российской Федерации. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура.Адвокатура. Нотариат. Милиция. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Гражданство. Понятие гражданства Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Право собственности на землю. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Жилищные правоотношения.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Правовое регулирование отношений в области образования. Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. Дополнительное образование детей.

Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника.

Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

Уголовное право. Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона и крайняя необходимость. Основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний. Пределы допустимой самообороны.

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

уроков по курсу «Обществознание»

в 9 классе

1 ч. в неделю, 34 ч в год

                                                                                               Тематическое планирование, 9 класс

№ п/п

Тема урока

кол-во часов

Тип урока

Вид контроля

Дата проведения

План

Факт

1

 Политика и власть

1

 Изучение нового материала

Устный опрос

 

2

 Государство

1

 Комбинированный

Опрос. Письменные задания

 

3

 Политические режимы

1

 Комбинированный

Опрос. Письменные задания

 

4

 Правовое государство

1

 Изучение нового материала

Опрос. Составление схемы

 

5

 Гражданское общество и  государство

1

 Изучение нового материала

Опрос. Письменные задания. Работа с документом

 

6

 Участие граждан в политической жизни

1

 Изучение нового материала

Опрос. Письменные задания

 

7

 Политические партии и движения

1

 Комбинированный

Опрос. Письменные задания

 

8

 Гражданин - человек, имеющий права

1

 Обобщение и систематизация знаний

Опрос. Практические задания

 

9

 Обобщение

1

 Проверка знаний и умений

Тест

 

10

 Право, его роль в жизни общества и государств

1

 Изучение нового материала

 Опрос. Письменные задания

 

11

 Правоотношения и субъекты права

1

 Изучение нового материала

 Опрос. Работа с документом

 

12-13

 Правонарушения и юридическая ответственность

2

 Комбинированный

 Опрос. Работа с документом. Проблемные задания

 

14

 Правоохранительные органы

1

 Комбинированный

 Опрос. Письменные задания. Проблемные задания

 

15-16

 Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строяРФ

2

 Изучение нового материала. Комбиниро- ванный

 Опрос. Письменные задания.

Проблемные задания

 

17- 18

Права и свободы человека и гражданина

2

Изучение нового материала. Комбинированный

 Опрос. Письменные задания. Работа с документом.тест

 

119

Гражданские право-

отношения

1

Практикум

 

 Опрос.

Моделирование

поведенческих ситуаций

 

221-21

Право на труд.

Трудовые правоотношения

2

Изучение нового материала. Комбинированный

 Опрос. Письменные задания. Работа с документом

 

222-23

Семейные правоотношения

2

Изучение нового материала. Комбинированный

 Опрос. Работа

с документами. Работа со схемой

 

224

Административные правоотношения

1

Комбинированный

 Опрос. Работа с документом и схемой

 

225- 26

Уголовно- правовые отношения

2

 Изучение нового материала. Комбинированный

 Опрос. Работа с документом и схемой

 

227

Социальные права

1

Комбинированный

 Опрос. Письменные задания. Творческое задание

 

228

Международно-

правовая защита

жертв вооруженных

конфликтов

1

Изучение нового материала.

 Опрос. Работа с документом

 

229

Правовое регулирование отношений в сфере образования

1

Изучение нового материала

 Опрос. Работа с документом

 

330

Право в жизни человека

1

Обобщение и систематизация знаний

 Письменные задания. Творческие задания.тест

 

31

 Правовое государство и  его граждане

1

Обобщение и систематизация знаний

Опрос. Письменные задания. Творческое задание

 

32

Право в жизни человека

1

Обобщение и систематизация знаний

Опрос. Письменные задания. Работа с документами

 

33

 Политика и право

1

Обобщение и систематизация знаний

 Проблемные задания.

Моделирование ситуаций

 

34

 Итоговое повторение

1

Контроль знаний

 Тест

 

 

 

                                                                        Требования к уровню подготовки

знать/понимать

-     социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

-     сущность общества как формы совместной деятельности людей;

-     характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

-     содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь

-     описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

-     сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

-     объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

-     приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

-     оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

-            решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

-            осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

-            самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т. п.);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

-     реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

-     первичного анализа и использования социальной информации;

-     сознательного неприятия антиобщественного поведения.

 

       Литература, используемая при подготовке программы:

 

-      Рабочая  программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования  и авторской программы  "Обществознание. 9 класс" под ред. Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др. ("Просвещение" 2007 год). Рабочая программа ориентирована на 9 класс, рассчитана на 34 учебных часа из расчёта 1 час в неделю. Срок  реализации программы 1 год. , учебник «Обществознание» для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2011.

Методические пособия для учителя:

Боголюбов JI. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Jl. Н. Боголюбов, J1. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М.: Дрофа, 2008.

Вакуленко В. А. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. - Изд. 2-е / В. А. Вакуленко, Е. С. Королькова, И. Е. Уколова. - М.: Новый учебник, 2004.

Гордеева В. В. Правовое воспитание : 9-11 классы : разработки организационно - деятельностных игр / В. В. Гордеева. - Волгоград : Учитель, 2007.

Лазебникова А. Ю. Современное школьное обществознание: метод, пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. – М.: Школа-Пресс, 2000.

Мавлютова Е. А. Основы правовых знаний. 8-11 классы. Интерактивные методы преподавания права / Е. А. Мавлютова. - Волгоград: Учитель, 2009.

Путь подростка в правовом лабиринте / сост. Е. Н. Сорокина. - М. : Экстремум, 2007.

Прутченков А. С. Свет мой, зеркальце, скажи...: метод, разработки социально-психолог. тренингов / А. С. Прутченков. - М. : Новая школа, 1996.

Прутченков А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996.

Прутченков А. С. Школа жизни: метод, разработки социально-психолог. тренинга / А. С. Прутченков. - М.: Международная Педагогическая Академия, 1998.

Кравченко А. И. Введение в социологию : учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Кравченко. - М.: Просвещение, 1996.

Кацубо С. П. Изучаем право: практическое пособие для классных руководителей, социальных педагогов, учителей школ / С. П. Кацубо, Н. А. Сивицкая. - М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2006.

Суворова Н. Г. Основы правовых знаний: 8-9 классы. Ч. 2. Методическое пособие для учителя. - Изд. 3-е, перераб. / Н. Г. Суворова. – М.: Новый учебник, 2007.

Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по обществознанию: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М.: Дрофа, 2008.

Примерные программы основного общего образования. Обществознание. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2010.

Правовое воспитание школьников: 5-9 классы: конспекты занятий / сост. О. В. Летнева. - Волгоград: Учитель, 2006.

Правоведение: 9 класс. Международное гуманитарное право. Человек имеет право. Система конспектов занятий с нетрадиционными формами контроля: элективные курсы / авт.-сост. Н. И. Чеботарева. - Волгоград.: Учитель, 2007.

Обществознание. Право. Экономика: сб. материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области / авт.-сост. Е. И. Колусева, Т. А. Корнева. - Волгоград: Учитель, 2006. - 123 с.

Дополнительная литература для учителя:

Гражданский кодекс Российской Федерации.

Кодекс об административных правонарушениях.

Конституция Российской Федерации.

Семейный кодекс РФ.

Трудовой кодекс РФ.

Александрова И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. – М.: Айрис-Пресс, 2010.

Бахмутова Л. С. Методика преподавания обществознания : учеб. пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений : в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. - М.: Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2001.

Бекешев К. А. Обществознание : учеб. пособие / К. А. Бекешев. - М.: Проспект, 2010.

Ибрагимов Р. Ю. Сдаем основы социологии и политологии: для средн. профессион. образования / Р. Ю. Ибрагимов [и др.]. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

Лозовский Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы ; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. -М. : Рольф Айрис-Пресс, 2010.

Политика и право. Школьный практикум. 10-11 кл. : пособие для учащихся общеобразоват. учеб. заведений / авт.-сост. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеее. - М. : Дрофа, 1997.

Сычев А. А. Обществознание : учеб. пособие / А. А. Сычев. - М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2010.

Сиделъникова Т. Т. Политология : комментарии, схемы, афоризмы : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Т. Т. Сидельникова, Д. А.

Дополнительная литература для учащихся:

Домашек Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010.

Дыдко С. Н. Обществознание. 8-11 классы: справ, материалы / С. Н. Дыдко. - М.: ACT : Астрель : ПолиграфИздат, 2010.

Иоффе А. Н. Обществознание. 9 класс: справ, материалы / А. Н. Иоффе, О. В. Кишенкова. - М.: ACT: Хорвест : Астрель, 2006.

Сазонова Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. - М.: Виктория Плюс, 2007.

Обществознание. 9 класс: тесты и тренировочные упражнения / авт.-сост. О. А. Северина. - Волгоград: Учитель, 2008.

Лопухов, А. М. Словарь терминов и понятий по обществознанию / А. М. Лопухов. - М.: Айрис-Пресс, 2010.

Чернышева О. А. Обществознание. 9 класс. Подготовка к ГИА-2010 / О. А. Чернышева, Р. В. Пазин. - М.: Легион, 2009.

Электронные образовательные ресурсы

1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Обществознание. 9 класс.

2.Энциклопедия по обществознанию.

3.Уроки по обществознанию

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа к учебному курсу «Обществознание» для 7 класса

Рабочая программа к учебному курсу «Обществознание» для 7 класса (ФГОС)...

Рабочая программа к учебному курсу «Обществознание» для 5 класса

Рабочая программа к учебному курсу «Обществознание» для 5 класса (ФГОС)...

Рабочая программа по учебному курсу "Обществознание" 5 -9 классы

Рабочая программа  к учебнику Боголюбова чрасчитана на 5 лет с учетом добавления КТП...

Рабочая программа по учебному курсу «Обществознание» 7 класс

Рабочая программа по учебному курсу «Обществознание»7 класс...

Рабочая программа по учебному курсу «Обществознание» 7 класс

Рабочая программа по учебному курсу«Обществознание»7 класс...

Рабочая программа по учебному курсу «Обществознание» 8 класс

Рабочая программа по учебному курсу«Обществознание»8 класс...

Рабочая программа по учебному курсу "Обществознание" 10 класс

Рабочая программа по учебному курсу "Обществознание" в 10 классе составлена по программе Л.Н. Боголюбова "Обществознание" 10-11 класс (базовый уровень). Программа рассчитана на 3 ч...