Образование и самообразование. Урок для 5 класса.
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему

Первухина  Светлана  Александровна

Разработка урока по теме "Образование и самообразование"  соответствует требованиям современного урока. Цель урока: достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.Задачи урока:

Образовательная: раскрытие роли и значения самообразования  в жизни человека, изучение понятий «самообразование», «образование», формирование умения различать эти понятия; изучение вопроса оценивания самообразования и его форм  в современном обществе.

Развивающая: формирование логических операций анализа, сравнения, классификации, обобщения; развитие познавательных процессов.

Воспитательная: способствование воспитанию  уважительного отношения к учёбе.

Предметные результаты: самооценка собственного умения учиться и возможности его развития; формирование умения находить нужную информацию в источниках разного типа; сопоставление процесса образования и самообразования; освоение алгоритма получения новых знаний.Личностные результаты :

1.     Формирование ответственного отношения к учению, готовности  и способности обучающихся  к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

2.      Формирование способности к преодолению трудностей.

Метапредметные результаты-

Познавательные: самостоятельное выделение  и формулирование  познавательной  цели; исполь­зование общих приёмов решения задач; осуществление сравнения и классификации по заданным критериям.

Коммуникативные:  планирование общих способов работы, обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; допущение  возможности  существования у людей различных точек зре­ния, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентирование  на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Регулятивные: формирование целевых установок учебной деятельности, выстраивание последовательности  необходимых операций; формирование логических операций анализа, сравнения, классификации, обобщения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока :                       «Образование и самообразование»

Цель урока: достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Задачи урока:

Образовательная: раскрытие роли и значения самообразования  в жизни человека, изучение понятий «самообразование», «образование», формирование умения различать эти понятия; изучение вопроса оценивания самообразования и его форм  в современном обществе.

Развивающая: формирование логических операций анализа, сравнения, классификации, обобщения; развитие познавательных процессов.

Воспитательная: способствование воспитанию  уважительного отношения к учёбе.

Предметные результаты: самооценка собственного умения учиться и возможности его развития; формирование умения находить нужную информацию в источниках разного типа; сопоставление процесса образования и самообразования; освоение алгоритма получения новых знаний.

Личностные результаты :

  1. Формирование ответственного отношения к учению, готовности  и способности обучающихся  к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
  2.  Формирование способности к преодолению трудностей.

Метапредметные результаты-

Познавательные: самостоятельное выделение  и формулирование  познавательной  цели; использование общих приёмов решения задач; осуществление сравнения и классификации по заданным критериям.

Коммуникативные:  планирование общих способов работы, обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; допущение  возможности  существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентирование  на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Регулятивные: формирование целевых установок учебной деятельности, выстраивание последовательности  необходимых операций; формирование логических операций анализа, сравнения, классификации, обобщения.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Добрый день, ребята!

Прозвенел для нас звонок-

начинается урок!

Ровно встали, подтянулись

И друг другу улыбнулись!

Тихо сели!

  1. Опрос.

?  Вспомним, что изучали на прошлом уроке. (Образование в жизни человека.) 

? По цепочке назовите  основные понятия этой темы.

? А) работа у доски: составить схему «Ступени образования».  

?Б) работа  у доски: составить схему «Ступени школьного образования».

?В) работа  у доски: составить синквейн на тему «Образование».

?Г) работа  у доски : составить схему «Школа даёт…»

!!! Работа с классом: учитель зачитывает  утверждения, если они верны, то ученики  поднимают руку вверх, если нет, то не поднимают.

- Общее образование в нашей стране обязательно.

- Врачом, инженером, учителем можно стать не получив высшего образования.

- Гуманитарные знания –знания о природе.

- Раньше девочки и мальчики учились раздельно.

!!! Что значит уметь учиться? Из чего состоит труд ученика?

___Проверка  работы у доски!!!!

  1. Мотивация к учебной деятельности:  1) Обратите внимание на первый слайд презентации, здесь записаны   перепутанные пословицы,  прочтите их и  скажите, как они правильно произносятся. (Слайд №1)

«Перепутанные пословицы»

  1. Азбука – а знания из книг.
  2. Знание не водица – а неученее тьма.
  3. Золото добывают из земли – а мысли.
  4. Не стыдно не знать – к мудрости ступенька.
  5. Ученье – свет – в рот само не станет литься.
  6. В книге ищут не буквы – стыдно не учиться.

  1. Азбука – к мудрости ступенька.         Слайд 2.
  2. Знание не водица – в рот само не станет литься.
  3. Золото добывают из земли, а знания из книг.
  4. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
  5. Ученье – свет, а неученее – тьма.
  6. В книге ищут не буквы, а мысли.

Вы изучали эти пословицы на каких-либо школьных предметах? А откуда вы их знаете?

Слайды  3-4.      Эпиграфом нашего урока я взяла слова Николая Александровича Рубакина, русского книговеда, писателя.

«Всякое настоящее… (образование)добывается только путем… (самообразования).

  - Прочитайте вслух эпиграф.

- Какие слова пропущены?

-Сформулируйте тему урока и запишите её в тетрадь.

 Как вы понимаете выражение «Всякое настоящее образование добывается только путём самообразования».

- Выполнение заданий на создание ситуации успеха: Задания по рядам: Слайд 5

1 ряд: Что вам уже известно о самообразовании? – составьте кластер

2 ряд:   Приведите примеры образования.

3 ряд: Приведите примеры самообразования.

  1. Актуализация знаний , рефлексия изменившихся условий: понимание места и причины затруднения, определение границы между знанием и незнанием.
  1. На данном слайде вы видите две картинки (слайд 6)

Картинки по запросу картинки по образованию  и самообразованиюКартинки по запросу картинки по образованию  и самообразованию

  1. Объясните содержание каждой из них.
  2. Что общего и в чём различие между образованием и самообразованием?

Составьте сравнительную таблицу.

Образование

самообразование

1.

Образование

самообразование

  1. Получаемые знания о мире, человеке, обществе
  1. С помощью кого-либо
  1. Самостоятельно человеком

- Что вызвало у вас затруднение?

-Всё ли вам известно о самообразовании?

-Что бы вы ещё узнали о нём?

4. Определите основные  вопросы урока. Слайд 7.

 -Что такое самообразование?

-  Каковы формы самопознания?

3. Определите цель урока?

 А какие цели вы ставите перед собой, приступая к изучению темы.

Самостоятельно формулируют цели урока

  •  Познакомиться  с понятием «самообразование».
  • Узнать,  какие есть формы самообразования.
  • Выяснить,  какое значение имеет самообразование для современного человека .

V .Открытие новых знаний: задание и проверка

Задания для групп

  1. Используя различные способы получения информации (интернет, словари, учебник),   найти и записать в тетрадь определения понятий :  образование и самообразование

(Самообразование – самостоятельно организованное занятие, направленное на удовлетворение потребностей в познании.

Образование- приобщение к культуре, знаниям о мире. Получение и усвоение знаний и навыков с помощью кого-либо.

2 группа

•        Составьте  схему форм самообразования, расскажи о них.

•        Чем формы самообразования прошлого  отличаются от форм самообразования сегодняшнего дня, какие появились новые возможности

3 группа.

Составьте схему «Как получить нужную книгу»

•        Значение чтения для самообразования?

Способы получения необходимых книг. Какие из них ты считаешь наиболее доступными? Почему?

Физминутка.

V.Закрепление, применение знаний.

  1. Отчёт групп о своей работе.
  2. Работа у доски: составление кластера по теме самообразование.
  3. Работа у доски составление синквейна по теме самообразование.
  4. Слайд 8.  Тимофей и Геннадий – лучшие друзья. Как-то они поспорили между собой: Гена утверждал, что человеку вполне достаточно тех знаний, что ему дают в школе, а дополнительная информация только мешает и сбивает с толку. Тима же, напротив, считал, что кроме уроков в школе необходимо заниматься самообразованием.

1.С кем из ребят можно согласиться?  

2.Приведите аргументы ПРОТИВ другой точки зрения.

3. Если есть своя точка зрения, отличная от точек зрения Гены и Тимы, сформулируй её.

VI. Рефлексия. (слайд 9)

я познакомился с ...

было непросто ...

я добился ...

у меня получилось ...

хотелось бы ...

мне запомнилось ...

я попробую ...

VII.  слайд 10.   Д/з: стр. 58-61 для всех, отдельным  ученикам :  составить  памятку для учащегося, занимающегося самообразованием.        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Перепутанные пословицы» Азбука – а знания из книг. Знание не водица – а не ученье тьма. Золото добывают из земли – а мысли. Не стыдно не знать – к мудрости ступенька. Ученье – свет – в рот само не станет литься. В книге ищут не буквы – стыдно не учиться.

Слайд 2

Азбука – к мудрости ступенька. Знание не водица – в рот само не станет литься. Золото добывают из земли, а знания из книг. Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Ученье – свет, а не ученье – тьма. В книге ищут не буквы, а мысли.

Слайд 3

Всякое настоящее … добывается только путем … . Николай Александрович Рубакин

Слайд 4

Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования . Николай Александрович Рубакин

Слайд 5

1 ряд: Что вам уже известно о самообразовании? –кластер. 2 ряд: Приведите примеры образования. 3 ряд: Приведите примеры самообразования.

Слайд 6

Что общего и в чём различие между образованием и самообразованием ? Образование Самообразование

Слайд 7

Основные вопросы темы Что такое самообразование? Каковы формы самообразования? Какое значение имеет самообразование для человека?

Слайд 8

Тимофей и Геннадий – лучшие друзья. Как-то они поспорили между собой: Гена утверждал, что человеку вполне достаточно тех знаний, что ему дают в школе, а дополнительная информация только мешает и сбивает с толку. Тима же, напротив, считал, что кроме уроков в школе необходимо заниматься самообразованием. 1.С кем из ребят можно согласиться? 2.Приведите аргументы ПРОТИВ другой точки зрения. 3. Если есть своя точка зрения, отличная от точек зрения Гены и Тимы, сформулируй её.

Слайд 9

я познакомился с ... было непросто ... я добился ... у меня получилось ... хотелось бы ... мне запомнилось ... я попробую ...

Слайд 10

Домашнее задание: Стр. 58-61. ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩЕГОСЯ, (занимающегося самообразованием)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по обществознанию 5 класс "Образование и самообразование"

Презентация к уроку по программе Боголюбова "Обществознание" 5 класс...

открытого урока по теме: "Образование и самообразование"

Тема урокаОбразование и самообразованиеДата урока10.12.2013Тип урокаКомбинированныйЦель урокаСоздать условия для формирования представлений о том, что человеку необходимо заниматься самообразова...

Проверочная работа по обществознанию в 5 классе по теме "Образование и самообразование"

Данная проверочная работа представлена в виде тестов в 2-х вариантах по теме "Образование и самообразование"...

Конспект урока 5 класс по обществознанию "Образование и самообразование"

Урок обществознания проведён в 5 классе по ФГОС. Используется мультимедиапрезентация...

Урок обществознания в 5 классе по теме "Образование и самообразование"

Разработка данного урока может быть использована в 5 классе при изучении темы Образование и самообразование. В разработке урока представлены учебные задания различного типа, рабочий лист учащегося, пр...

Обществознание. 5 класс. 14-15 уроки: Образование и самообразование

Данный материал по обществознанию  для 5-х классов составлен с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным пл...

Карта урока обществознания "Образование и самообразование" (5 класс)

Инструктивная карта урока обществознания по теме "Образование и самообразование" направлена на развитие навыков самостоятельной учебной деятельности учащегося на уроке. Карта составлена на о...