Урок обществознания в 5 классе по теме "Образование и самообразование"
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему

Разработка данного урока может быть использована в 5 классе при изучении темы Образование и самообразование. В разработке урока представлены учебные задания различного типа, рабочий лист учащегося, проверочный тест для взаимопроверки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Иркутская  область

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Шелеховского района

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

Урок обществознания в 5 классе

«Образование и самообразование»

Косолапова Ирина Михайловна,

учитель истории и обществознания,

высшая квалификационная категория

2017

ТЕМА  УРОКА: ОБРАЗОВАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ

ЦЕЛЬ  УРОКА: сформировать у учащихся представление о сущности и формах самообразования, о том, зачем нужно заниматься самообразованием и воспитанию каких важных качеств оно способствует.

ЗАДАЧИ  УРОКА

Образовательные: формировать представления учащихся о системе и значении самообразования.

Развивающие: развивать познавательный интерес к разным формам и способам получения самообразования.

Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к самообразованию, самосовершенствованию в целом.

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предметные

Метапредметные

Личностные

Научатся: организовывать собственную учебную деятельность, познакомятся с понятием  и формами самообразования,  сопоставлять процесс образования и самообразования,  освоят алгоритм процесса самостоятельного получения знаний   

Получат возможность научиться: работать  с текстом учебника, выполнять учебные задания; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: ставят и формулируют задачи и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: работают в парах, группах и  адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Формировать умения работать в парах, группах, умение коротко, ясно и интересно излагать информацию, грамотно презентовать проделанную работу.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/не успешности учебной деятельности.

1. Формировать ответственного отношения к учению; готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению.

2. Воспитывать доброжелательного, заботливого отношения к одноклассникам, проявления внимания и заботы к ним.

3. Развивать навыков сотрудничества.

УЧЕБНИК: Обществознание. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. (Под редакцией Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой) – 3 –е изд. – М.: Просвещение, 2014г.

Перечень оборудования: персональный компьютер, мультимедийный проектор для показа презентаций, экран, рабочие материалы для учащихся.

ХОД  УРОКА

  1. Мотивационно – целевой этап:

1. Вступительное слово учителя.

Приветствие учащихся, гостей. Психологический настрой на урок.

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю».

Приступаем к работе. Перед вами рабочий лист нашего урока. Подпишите его. Поставьте в рабочем листе ту оценку, которую вы хотели бы сегодня получить на уроке.

2. Актуализация опорных знаний.

Учитель:

Ребята, посмотрите внимательно на доску. Здесь с помощью финикийского алфавита я зашифровала слово. Назовите это слово и дайте ему определение.

БРЗВН

ОБРАЗОВАНИЕ – приобщение к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями. Образование основано на получении и усвоении знаний и навыков.

Вопрос к учащимся:

  1. В каких учебных заведениях человек получает образование? (дошкольные образовательные учреждения, школа, профессиональные учебные заведения, учреждения дополнительного образования)
  2. Какие ступени школьного образования вы знаете? (начальная школа, основная школа, средняя школа)
  3. На какой ступени образования находитесь вы? (основная школа)

Учебное задание на формирование навыков самостоятельного приобретения, пополнения, переноса и интеграции знаний

«ШКОЛА». Всем нам с детства знакомо слово школа.  Обычно этим словом мы называем: 

а) учебное заведение, которое осуществляет общее образование и воспитание.
б) здание, в котором помещается такое заведение.

Работая в парах, проведите исследование с помощью словарей (см. приложение № 1) и определите, какие еще значения имеет это слово. Собранную информацию представьте в виде кластера. Сформулируйте свои выводы по результатам исследования.

  • Учащимся предложены распечатки из словарей. Работают в парах. (ПРИЛОЖЕНИЕ № 1)

Заслушиваются результаты работы учащихся, предлагается сверить с правильным вариантом.

ВЫВОД: понятие «школа» имеет множество значений, но все они так или иначе связаны с понятием образование.

Ребята, с какими трудностями вы столкнулись при выполнении этого задания? (заслушиваются ответы учащихся)

Помочь вам преодолеть эти затруднения поможет сегодня наш урок.

3. Формулирование темы, задач, урока, проблемного вопроса.

Учитель:

Учебное задание, направленное на формирование навыков самостоятельного приобретения, пополнения, переноса и интеграции знаний

«МУДРЫЕ  МЫСЛИ». Прочитайте предлагаемые выражения великих и мудрых людей.

Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования. (Рубакин Н. А., русский книговед)

В деле воспитания процессу самообразования должно быть отведено самое широкое место. Человечество всегда успешнее развивалось только путем самообразования. (Г. Спенсер, английский философ)

Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами. (К. И. Чуковский, детский писатель, журналист)

Образование не есть только школьное дело. Школа дает лишь ключи к этому образованию. Внешкольное образование есть вся жизнь! Всю жизнь должен человек себя образовывать. (А. В. Луначарский, писатель, публицист)

Выберите одну из фраз и устно объясните, как вы понимаете данное высказывание. Найдите понятие, которое объединяет все перечисленные фразы, и сформулируйте тему урока.

Тема урока:   Образование и самообразование

Используя слова подсказки, сформулируйте задачи урока

  • Познакомиться …
  • Узнать …
  • Выяснить …
  • Определить …

Проблемный вопрос:

Почему …

ОТВЕТ

Самостоятельно формулируют задачи  урока

  •  Познакомиться  с понятием «самообразование»
  • Узнать какие есть формы самообразования
  • Выяснить какое значение имеет самообразование для человека
  • Определить ценность самообразования в современном мире

Проблемный вопрос: почему так важно заниматься самообразованием? 

  1. Процессуальный  этап:
  1. Изучение новой темы.

Учитель:

Что такое образование мы с вами уже знаем. А как вы понимаете термин «самообразование»?

Заслушиваются мнения ребят.

Учитель:

Давайте сверим наши ответы. Вот какое определение нам даёт словарь. Но вот беда, открыла я окно, чтобы проветрить  кабинет перед уроком, а ветром все слова перепутало.  Восстановите правильный порядок слов. (Слова, представлены на слайде, учащиеся записывают определение в рабочий лист.)

изучения, это знания, самостоятельного, умения, САМООБРАЗОВАНИЕ,  приобретенные с помощью, опыт, областей знаний, и, отдельных наук

САМООБРАЗОВАНИЕ – это знания, умения, опыт, приобретенные с помощью самостоятельного изучения отдельных наук и областей знаний.

Учитель:

Как вы думаете, ребята, а что может заставить человека заняться самообразованием?

Заслушиваются мнения ребят.

Т. о. мы с вами выяснили мотивы, которые побуждают человека к самообразованию.

Мотивы:

  • профессиональные (связанными с выполнением творческих заданий в школе или более тщательным усвоением учебным программы),
  • личные (продиктованными собственным интересом к той или иной теме),
  • жизненные (обусловленными различными ситуациями в повседневной жизни). 

Учитель:

Разобравшись с мотивами, мы должны выяснить, а в каких формах может осуществляться самообразование. А поможет нам в этом наш друг и помощник учебник. Но перед этим познакомимся с алгоритмом решения такого рода задач, ведь самообразование невозможно без самоорганизации, а последняя, всегда предполагает выработку конкретного плана действий, выполняемых в определенной последовательности. (§ 7, стр. 63, последние два абзаца).
Разнообразные действия, направленные к достижению цели, составляют многочисленные формы самообразования.

Работа с учебником:

Стр. 59, работа со схемой. Какую форму вы считаете самой главной? (чтение  книг)

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/2/34166_e3f981f7cbf3825dc3dc906aeafdc651.jpg.jpg

Учитель:

Важнейшей из этих форм является, конечно же, чтение книг. Величайшее изобретение человечества – книга – была, есть и еще очень долго будет основным источником знаний для людей. Ничто не может заменить значение книги. Именно поэтому для каждого школьного предмета существует свой собственный учебник. Кроме учебных книг для учащихся издается много литературы для внеклассного чтения, призванной заинтересовать детей дополнительной интересной информацией по предмету, побудить их к самообразованию. Это могут быть собрания необычных фактов, сборники задач-головоломок, всевозможные справочники и энциклопедии, произведения художественной и исторической литературы. С развитием информационных технологий появилась возможность пользоваться электронными книгами, материалами интернета.

Все остальные формы самообразования, перечисленные на схеме, имеют подчиненный характер, хотя также могут с большей или меньшей пользой применяться для решения разнообразных задач.

Физминутка.

Давайте вспомним о нашем здоровье и немного расслабимся.

Учитель:

Чтобы быстрее и надежнее закрепить в памяти различные формы самообразования, проведем устный опрос. Я называю вам конкретную тему для самообразования, а вы должны подобрать к ней наиболее оптимальные формы.

  1. Рыбная ловля - чтение соответствующей литературы, обращение за советами к бывалым рыбакам, просмотр телепередач на канале «Охота и рыбалка», практика – рыбалка.
  2. Египетские пирамиды – чтение  книг, посмотреть научно-популярную передачу по телевизору, посещение самих пирамид было бы, конечно, самой зрелищной формой самообразования, но в наших условиях о подобном можно только мечтать.
  3. Создание презентации - обратиться к учителю за консультацией, обратиться к интернету, где можно прослушать онлайн-лекции, пройти дистанционное обучение или самостоятельно изучить доступные материалы, применить полученные знания на практике.
  4. Русская культура Древней Руси – чтение книг в библиотеке или в интернете, на телеканале «Культура» должны показывать передачи, посвященные этой теме, посетить какие-нибудь выставки, музеи, съездить в Санкт-Петербург или Москву, интернет.
  5. Оригами - материалы интернета, мастер-классы учителей, статьи различных авторов,  книги об оригами, практическая часть самообразования должна здесь занимать основное место: только пытаясь собственноручно повторить ту или иную модель, можно освоить искусство оригами.

Оригами - это искусство складывания фигурок из бумаги.

  1. Морские животные – чтение книг, их можно найти в интернете или в библиотеке, просмотр телепередач, посещение музея.

Учитель:

Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием и, кстати, показали, что не только разбираетесь в разных формах самообразования, но и прекрасно понимаете, каким образом можно найти тот или иной источник информации.
Учитель:

Ребята, до этого момента мы говорили преимущественно о «технических» сторонах самообразования: мотивах, формах, поиске информации. Сейчас я предлагаю вам попробовать теоретически осмыслить проблему самообразования. Вспомните проблемный вопрос, который мы поставили в начале урока: почему так важно заниматься самообразованием? Почему оно имеет преимущество над обычным образованием? В чем состоит значение самообразования для становления личности? Поднимите, пожалуйста, руки, кто из вас хотел бы стать известным и знаменитым! Как самообразование помогает людям стать известными и знаменитыми?

Учебное задание на формирование ценностно-смысловых установок и на формирование навыков коммуникации 

«ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ». Многие выдающиеся и  подлинно великие исторические деятели, вошли в историю именно благодаря своей уникальной тяге к самообразованию и упорному труду. Работая в группах, познакомьтесь с отрывками из их биографий (см. приложение № 2) и сделайте вывод: что дает самообразование человеку? (Как самообразование помогает людям стать известными и знаменитыми?). Распределите обязанности в группе, кто будет записывать ответ, как будете представлять результат своей работы. При формулировании ответа используйте слова-подсказки.

Самообразование:

Расширяет …

Способствует …

Воспитывает …

Учит…

Формирует…


Регулярные занятия самообразованием:  или какую пользу может принести занятие самообразованием?  (примерный вариант ответа)
- расширяют кругозор;
- способствуют лучшему усвоению знаний;
- воспитывают самостоятельность и упорство;
- учат мыслить своей головой;
- формируют убеждения.

Учитель:

Качествами, которые вы записали, помогают людям развивать и совершенствовать в себе личностные качества. Говорят самообразование – это путь к успеху. Самообразование помогает людям успешно заниматься любым делом.

  1. Рефлексивно-оценочная деятельность:
  1. Повторение и закрепление  изученного  материала.

Учитель:

Пришло время узнать, как вы усвоили изученный материал. Для этого вам предлагается выполнить тест.

Учебное  задание  на  формирование и оценку навыка  рефлексии

«ОБРАЗОВАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ»

Прочитайте внимательно задания теста «Образование и самообразование». Выберите единственно правильный ответ из четырех предложенных.  После выполнения задания, проведите взаимопроверку по ключу и оцените качество выполнения задания по критериям: нет ошибок - 2 балла; допущено 1-2 ошибки – 1 балл; допущено 3 и более ошибок – 0 баллов. Проанализируйте свою работу, что помешало или что помогло тебе правильно выполнить это задание?

(ПРИЛОЖЕНИЕ).

После выполнения теста, осуществляется взаимопроверка.

  1. Подведение итогов урока.

Рефлексия

Учитель:

А теперь, давайте вернемся к началу нашего разговора.

Какие задачи мы ставили перед собой? Смогли мы их выполнить или нет?  

  • Познакомиться  с понятием «самообразование»
  • Узнать какие есть формы самообразования
  • Выяснить какое значение имеет самообразование для современного человека
  • Определить ценность самообразования для человека

Проблемный вопрос: почему так важно заниматься самообразованием? 

Заслушиваются ответы учащихся.

ПОДВОДИМ  ИТОГ

БОНУС

  1. Подсчитайте баллы, полученные на уроке, переведите их  в оценку.

Баллы: ________ Оценка _________

«5»  от 14  до 12 баллов

«4»  от 11 до 9 баллов

«3»  от 8  до 6 баллов

  1. Совпали ваши ожидания с реальной оценкой? __________________________________
  2. Если реальная оценка получилась ниже, почему? Что помешало вам достичь результата?________________________________
  3. Смог (ла) выполнить задачи урока (да, нет, частично) ___________________________
  4. Могу дать ответ на проблемный вопрос (да, нет, частично) ____________________________

Учитель:

Наш урок подошел к концу, но перед тем как вы запишите домашнее задание, я хотела бы в заключение процитировать слова русского книговеда Николая Александровича Рубакина и пусть они станут вам добрым напутствием на школьные годы и на всю жизнь: «Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов». 

  1. Домашнее задание.

Высокий уровень  - Прочитать §7, подготовить сообщение по теме «Роль самообразования в жизни человека» (на примере известной личности)

Высокий уровень - Прочитать §7,письменно  выполнить задание

Учебное задание на формирование ценностно-смысловых установок

 «ЦЕННОСТЬ САМООБРАЗОВАНИЯ». Русский писатель Д. И. Писарев считал, что настоящим образованием является только самообразование,  и что оно начинается тогда, когда человек прощается со всеми школами.

Устно выразите свое отношение к мнению писателя по шкале от «совершенно не согласен» до «полностью согласен». Отразите свою позицию  к роли самообразования в жизни человека, используя формулу ПОПС.

П – позиция. «Я считаю, что…», «На мой взгляд, эта проблема заслуживает / не заслуживает внимания», «Я согласен с…».

О – обоснование, объяснение своей позиции. «Потому что…» или «Так как…».

П – примеры.  «Например…», «Я могу доказать это на примере…».

С – следствие (суждение или умозаключение).  «Таким образом…», «Подводя итог…», «Поэтому…», «Исходя из сказанного, я делаю вывод о том, что…».

Достаточный уровень - Прочитать §7, устно ответить на вопросы на стр. 62

РАБОЧИЙ  ЛИСТ

Фамилия. Имя ученика (цы) ___________________________________________________________

Моя желаемая оценка за урок __________________________________________________________

Учебное  задание

Оценка выполнения

«ШКОЛА». Всем нам с детства знакомо слово школа.  Обычно этим словом мы называем: 

а) учебное заведение, которое осуществляет общее образование и воспитание.
б) здание, в котором помещается такое заведение.

Работая в парах, проведите исследование с помощью словарей (см. приложение № 1) и определите, какие еще значения имеет это слово. Собранную информацию представьте в виде кластера. Сформулируйте свои выводы по результатам исследования.

Полностью правильно выполнено задание - 2 балла

Частично выполнено – 1 балл

Не получилось – 0 баллов

«МУДРЫЕ  МЫСЛИ». Прочитайте предлагаемые выражения великих и мудрых людей.

Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования. (Рубакин Н. А., русский книговед)

В деле воспитания процессу самообразования должно быть отведено самое широкое место. Человечество всегда успешнее развивалось только путем самообразования. (Г. Спенсер, английский философ)

Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами. (К. И. Чуковский, детский писатель, журналист)

Образование не есть только школьное дело. Школа дает лишь ключи к этому образованию. Внешкольное образование есть вся жизнь! Всю жизнь должен человек себя образовывать. (А. В. Луначарский, писатель, публицист)

Выберите одну из фраз и устно объясните, как вы понимаете данное высказывание. Найдите понятие, которое объединяет все перечисленные фразы, и сформулируйте тему, задачи, проблемный вопрос урока.

Тема урока:

Используя слова подсказки, сформулируйте задачи урока

  • Узнать …
  • Познакомиться …
  • Выяснить …
  • Определить …

Проблемный вопрос:

Почему …

Полностью правильно выполнено задание - 2 балла

Частично выполнено – 1 балл

Не получилось – 0 баллов

Восстановите правильный порядок слов, дайте определение понятию.

изучения, это знания, самостоятельного, умения, САМООБРАЗОВАНИЕ,  приобретенные с помощью, опыт, областей знаний, и, отдельных наук

Полностью правильно выполнено задание - 2 балла

Частично выполнено – 1 балл

Не получилось – 0 баллов

«ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ». Многие выдающиеся и  подлинно великие исторические деятели, вошли в историю именно благодаря своей уникальной тяге к самообразованию и упорному труду. Работая в группах, познакомьтесь с отрывками из их биографий (см. приложение № 2) и сделайте вывод: что дает самообразование человеку? Распределите обязанности в группе, кто будет записывать ответ, как будете представлять результат своей работы. При формулировании ответа используйте слова-подсказки.

Самообразование:

Расширяет …

Способствует …

Воспитывает …

Учит…

Формирует…

Полностью правильно выполнено задание - 2 балла

Частично выполнено – 1 балл

Не получилось – 0 баллов

«ОБРАЗОВАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ». Прочитайте внимательно задания теста «Образование и самообразование». Выберите единственно правильный ответ из четырех предложенных.  После выполнения задания, проведите взаимопроверку по ключу и оцените качество выполнения задания по критериям: нет ошибок - 2 балла; допущено 1-2 ошибки – 1 балл; допущено 3 и более ошибок – 0 баллов. Проанализируйте свою работу, что помешало или что помогло тебе правильно выполнить это задание?

1.

2.

3.

4.

5.

Нет ошибок - 2 балла

Допущено 1-2 ошибки – 1 балл

Допущено 3 и более ошибок

 – 0 баллов

БОНУС

Активно работал (а) в течение всего урока – 2 балла

Не всегда активно работал (а) в течение  урока – 1 балл

ПОДВОДИМ  ИТОГ

  1. Подсчитываем баллы, полученные на уроке, переводим в оценку.

Баллы: ________ Оценка _________

«5»  от 12  до 10 баллов

«4»  от 9 до 7 баллов

«3»  от 6  до 5 баллов

  1. Совпали ваши ожидания с реальной оценкой? __________________________________
  2. Если реальная оценка получилась ниже, почему? ________________________________
  3. Смог (ла) выполнить задачи урока (да, нет, частично) ___________________________
  4. Могу дать ответ на проблемный вопрос (да, нет, частично) ____________________________

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Высокий уровень  - Прочитать §7, подготовить сообщение по теме «Роль самообразования в жизни человека» (на примере известной личности)

Высокий уровень  - Прочитать §7, письменно выполните задание.

 «ЦЕННОСТЬ САМООБРАЗОВАНИЯ». Русский писатель Д. И. Писарев считал, что настоящим образованием является только самообразование,  и что оно начинается тогда, когда человек прощается со всеми школами.

Устно выразите свое отношение к мнению писателя по шкале от «совершенно не согласен» до «полностью согласен». Отразите свою позицию  к роли самообразования в жизни человека, используя формулу ПОПС.

П – позиция. «Я считаю, что…», «На мой взгляд, эта проблема заслуживает / не заслуживает внимания», «Я согласен с…».

О – обоснование, объяснение своей позиции. «Потому что…» или «Так как…».

П – примеры.  «Например…», «Я могу доказать это на примере…».

С – следствие (суждение или умозаключение).  «Таким образом…», «Подводя итог…», «Поэтому…», «Исходя из сказанного, я делаю вывод о том, что…».

Достаточный уровень - Прочитать §7, устно ответить на вопросы на стр. 62

Приложение №1

  1. Толковый словарь Ожегова.

Школа  - система обязательных упражнений (в фигурном катании) 
Пример: Откатать школу.

Школа - направление в области науки, искусства 
Пример: Репинская школа в живописи. Создать свою школу в науке.

Школа - учебно-воспитательное учреждение; здание такого учреждения 
Пример: Общеобразовательная школа. Начальная, средняя школа. Вечерняя школа. Музыкальная, художественная школа. Специальная школа (со специальным уклоном). Школа-интернат. Школа-новостройка.

Школа - выучка, достигнутый в чем-нибудь опыт 
Пример: Пройти хорошую школу в армии. Школа жизни.

Школа - выучка, достигнутый в чем-нибудь опыт, а также то, что дает такую выучку, опыт 
Пример: Пройти хорошую школу в армии. Школу  жизни.

2. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.

Школа -
1. Учебно-воспитательное учреждение; здание такого учреждения. Государственные, частные шкалы. Общеобразовательная школа.
Начальная, средняя школа. Вечерняя школа. Музыкальная, художественная школа. Специальная
школа (со специальным уклоном). Школа - студия (театральное учебное заведение).
2. Выучка, достигнутый в чем-нибудь  опыт, а также то, что дает такую выучку, опыт. Пройти хорошую школу в армии. Школа  жизни.
3. Направление в области науки, искусства. Репинская школа в живописи. Создать свою школу в науке.
4. Система обязательных упражнений (в фигурном катании).
Откатать
 школу.

  1. Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

      Школа –

  1. Учебное заведение, которое осуществляет общее образование и воспитание.
  2. Здание, в котором помещается такое заведение.
  1. Коллектив одного такого учебного заведения, его ученики и учителя.
  2. Система образования, совокупность учреждений для его получения.
  3. Название учебных заведений, имеющих обучающую направленность.
  4. Специальное учебное заведение, где даются профессиональные знания, квалификация.
  5. Военное училище, где готовится офицерский и младший командный состав.
  6. Приобретение опыта, выучки.
  7. То, что даёт такой опыт, такую выучку.
  8. Система определённых правил, способов, приёмов изучения чего-либо, освоения чего-либо.
  9. Воспитание, обучение в духе такой системы правил, принципов.
  10. Искусство дрессировки коня, связанное с манежной выездкой, выполнением различных упражне-ний, темпов езды и т.п.
  11. Научное, литературно-художественное или общественно - политическое направление, обладающее определёнными отличительными свойствами.
  12. Группа учеников, единомышленников, последователей такого направления.

Приложение №2

ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ

… Среди российских правителей это, конечно, Петр I, природное любопытство и огромная работоспособность которого изменили весь жизненный уклад России, предопределив ее развитие на долгие десятилетия вперед. Еще в детстве Петр создал две «потешные роты», командуя которыми учился государственному управлению, постигал азы военного дела. Впервые отправляясь за границу по служебным делам, молодой царь использовал поездку, в том числе для повышения своего образования, не только посещая выставки, всевозможные музеи, заводы и верфи, но и лично принимая участие в работе над каким-нибудь большим проектом, вроде целого корабля. Впоследствии Петр станет лучшим корабельным мастером в стране, овладеет более чем 14 ремеслами, а Россия, благодаря его трудам, превратится в мощную европейскую державу с большой регулярной армией и сильным флотом. 
           … Реформы петровских времен способствовали развитию российской науки. Из первых российских ученых самым выдающимся был
Михаил Васильевич Ломоносов, вся жизнь которого представляла собой непрерывный процесс самообразования. В 19 лет он нищим юношей отправился в Москву и поступил в Славяно-греко-латинскую академию, где, перебиваясь с хлеба на воду, проучился 5 лет. Впоследствии материальное положение Ломоносова улучшилось, и он смог сформулировать много важных открытий в физике, химии и астрономии. Интересы ученого не ограничивались одной наукой. Не меньшую, а возможно и большую роль он сыграл в развитии российской словесности, утверждении норм современного русского литературного языка. В 1755 году по предложению Ломоносова в Москве был открыт первый российский университет.
              … Если при Ломоносове был сделан огромный шаг в развитии русского литературного языка, то при Пушкине и благодаря ему он наконец-то сложился в своих классических формах. Вы, ребята, конечно, слышали имя
Александра Сергеевича  Пушкина и уже знаете некоторые его произведения. Вероятно, говорили вам и том, что настоящим, а тем более великим поэтом нельзя стать благодаря одному только труду. Чтобы стать поэтом, надо уже родиться поэтом, то есть иметь некоторые природные способности к написанию стихов, а они встречаются далеко не у каждого человека. Все это так. Но, наверное, не случайно американский изобретатель Томас Эдисон говорил, что «гений – это 1 процент вдохновения и 99 процентов пота». При всех выдающихся дарованиях Пушкина, данных ему природой, без самообразования он никогда бы не стал российским поэтом номер один. Огромное количество книг, прочитанных поэтом  в ссылке в селе Михайловском, работа в исторических архивах, четырехмесячное путешествие по Оренбургской и Казанской губерниям, где 60 лет назад полыхала Крестьянская война – все это важнейшие вехи творческой деятельности Пушкина, благодаря которым он расширял свои знания, оттачивал поэтическое мастерство, сочинял новые произведения. С одним из таких произведений – «Капитанской дочкой» – вы еще в будущем познакомитесь на уроках литературы.

… Петр I, Ломоносов и Пушкин – одни из самых ярких деятелей нашей истории в жизни которых самообразование занимало огромное место. Однако в России было немало и других великих личностей, которые достигли выдающихся успехов благодаря самостоятельно организованным занятиям, напряженной умственной деятельности и труду.

ПРОВЕРОЧНЫЙ  ТЕСТ  ПО  ТЕМЕ «ОБРАЗОВАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ»

Вариант 1

  1. Самообразование – это

А) занятие, которое приносит удовольствие

Б) изучение чего-либо по собственному побуждению, самостоятельно

В) получение знаний и умений во время занятий с репетитором

Г) постоянное занятие чем-либо во время досуга

  1. Верны ли следующие суждения об умении учиться?

А. Уметь учиться – это значит иметь хорошо развитые умения читать, писать, считать.

Б. Уметь учиться – это значит уметь распределять свое время, владеть своим вниманием.

А) верно только А                                        Б) верно только Б

В) оба суждения верны                                        Г) нет верного ответа

  1. В каком классе заканчивается основная школа?

А) в 4 классе                                                Б) в 5 классе

В) в 9 классе                                                Г) в 11 классе

  1. Верны ли следующие высказывания об образовании?

А. Цель образования – помочь каждому ребенку раскрыть все заложенные в нем задатки и самого себя.

Б. Система образования из поколения в поколение передает детям все самое лучшее, что накоплено человечеством.

А) верно только А                                        Б) верно только Б

В) оба суждения верны                                        Г) нет верного ответа

  1. Естественно – научные знания ученик получает на уроках:

А) физики                                                Б) истории

В) русского языка                                        Г) литературы

_________________________________________________________________________________________

ПРОВЕРОЧНЫЙ  ТЕСТ  ПО  ТЕМЕ «ОБРАЗОВАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ»

Вариант 2

  1. Какое из предложенных понятий наиболее соответствует определению: «Самостоятельное освоение знаний и умений»?

А) воспитание                                                Б) образование

В) самообразование                                        Г) самовоспитание

  1. Верны ли следующие высказывания о школьном образовании?

А. Общее школьное образование в нашей стране обязательно.

Б.  Первые школы в нашей стране открылись при Петре I.

А) верно только А                                        Б) верно только Б

В) оба ответа верны                                        Г) нет верного ответа

  1. С какого класса начинается основная школа?

А) с 1 класса                                                Б) с 5 класса

В) с 9 класса                                                Г) с 10 класса

  1. Верны ли следующие высказывания об учении?

А. Чтобы успешно учиться, нужно правильно планировать свое время.

Б. Учение – это важный и нужный труд.

А) верно только А                                        Б) верно только Б

В) оба суждения верны                                        Г) нет верного ответа

  1. Гуманитарные знания ученик получает на уроках:

А) ботаники                                                Б) математики

В) химии                                                        Г) обществознания


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОБРАЗОВАНИЕ – приобщение к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями. Образование основано на получении и усвоении знаний и навыков. БРЗВН

Слайд 2

В каких учебных заведениях человек получает образование? Какие ступени школьного образования вы знаете? На какой ступени образования находитесь вы?

Слайд 3

«ШКОЛА». Всем нам с детства знакомо слово школа. Обычно этим словом мы называем: а) учебное заведение, которое осуществляет общее образование и воспитание. б) здание, в котором помещается такое заведение. Работая в парах, проведите исследование с помощью словарей (см. приложение № 1) и определите, какие еще значения имеет это слово. Собранную информацию представьте в виде кластера. Сформулируйте свои выводы по результатам исследования.

Слайд 4

ШКОЛА Группа учеников, единомышленников, последователей какого-то направления Научное, литературно-художественное или общественно - политическое направление, обладающее определёнными отличительными свойствами Система определённых правил, способов, приёмов изучения чего-либо, освоения чего-либо Система образования, совокупность учреждений для его получения. Коллектив одного такого учебного заведения, его ученики и учителя Выучка, достигнутый в чем-нибудь опыт Направление в области науки, искусства Система обязательных упражнений

Слайд 5

«МУДРЫЕ МЫСЛИ». Прочитайте предлагаемые выражения великих и мудрых людей. Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования. (Рубакин Н. А., русский книговед) В деле воспитания процессу самообразования должно быть отведено самое широкое место. Человечество всегда успешнее развивалось только путем самообразования. (Г. Спенсер, английский философ) Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами. (К. И. Чуковский, детский писатель, журналист) Образование не есть только школьное дело. Школа дает лишь ключи к этому образованию. Внешкольное образование есть вся жизнь! Всю жизнь должен человек себя образовывать. (А. В. Луначарский, писатель, публицист) Выберите одну из фраз и устно объясните, как вы понимаете данное высказывание. Найдите понятие, которое объединяет все перечисленные фразы, и сформулируйте тему, задачи, проблемный вопрос урока. Тема урока: Используя слова подсказки, сформулируйте задачи урока Познакомиться … Узнать … Выяснить … Определить … Проблемный вопрос: Почему …

Слайд 6

ОБРАЗОВАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ Задачи урока • Познакомиться с понятием «самообразование» • Узнать какие есть формы самообразования • Выяснить какое значение имеет самообразование для человека Определить ценность самообразования в современном мире Проблемный вопрос : почему так важно заниматься самообразованием?

Слайд 7

СЛОВАРЬ УРОКА изучения, это знания, самостоятельного, умения, САМООБРАЗОВАНИЕ, приобретенные с помощью, опыт, областей знаний, и, отдельных наук САМООБРАЗОВАНИЕ – это знания, умения, опыт, приобретенные с помощью самостоятельного изучения отдельных наук и областей знаний.

Слайд 8

МОТИВЫ ЗАНЯТИЯ САМООБРАЗОВАНИЕМ • профессиональные (связанными с выполнением творческих заданий в школе или более тщательным усвоением учебным программы), • личные (продиктованными собственным интересом к той или иной теме), • жизненные (обусловленными различными ситуациями в повседневной жизни).

Слайд 9

Стр. 59, работа со схемой. Какую форму вы считаете самой главной? РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

Слайд 11

«ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ». Многие выдающиеся и подлинно великие исторические деятели, вошли в историю именно благодаря своей уникальной тяге к самообразованию и упорному труду. Работая в группах, познакомьтесь с отрывками из их биографий (см. приложение № 2) и сделайте вывод: что дает самообразование человеку? Распределите обязанности в группе, кто будет записывать ответ, как будете представлять результат своей работы. При формулировании ответа используйте слова-подсказки. Самообразование: Расширяет … Способствует … Воспитывает … Учит… Формирует…

Слайд 12

САМООБРАЗОВАНИЕ - расширяет кругозор; - способствует лучшему усвоению знаний; - воспитывает самостоятельность и упорство; - учит мыслить своей головой; - формирует убеждения.

Слайд 13

КЛЮЧ К ПРОВЕРКЕ ТЕСТА 1 ВАРИАНТ 1 – Б 2 – В 3 – В 4 – В 5 – А 2 ВАРИАНТ 1 – В 2 – А 3 – Б 4 –В 5 - Г

Слайд 14

ПОДВОДИМ ИТОГИ Задачи урока: Познакомиться с понятием «самообразование» Узнать какие есть формы самообразования Выяснить какое значение имеет самообразование для человека Определить ценность самообразования в современном мире Проблемный вопрос: почему так важно заниматься самообразованием?

Слайд 15

« Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов». Николай Александрович Рубакин

Слайд 16

Домашнее задание: Высокий уровень - Прочитать §7, подготовить сообщение по теме «Роль самообразования в жизни человека» (на примере известной личности) Высокий уровень – Прочитать §7, письменно выполнить задание «ЦЕННОСТЬ САМООБРАЗОВАНИЯ». Достаточный уровень - Прочитать §7, устно ответить на вопросы на стр. 62


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личность. Урок обществознания. 6 класс.

Урок- презентация. Рассматриваются вопрсы: что такое личность; различие между "личностью" и "человеком"; что лежит в основе формирования личности; кто и что влияет на формирование личности; как стать ...

План коспект урока обществознания. 8 класс Спрос и предложение

Тема урока:  Спрос и предложение Цели урока:  обучающая - сформировать представление учащихся о спросе и предложении, познакомить с законами спроса и предложения, раскрыть связь м...

Урок обществознания 6 класс "Делу - время, потехе - час"

Урок разработан согласно календарно-тематического планирования к учебнику Л. Н. Боголюбова "Обществознание. 6 класс". Помимо основной цели (введения понятия хобби и работе с ним) преследуется другая -...

Урок обществознания 11 класс. Тема урока. Глобализация – понимание, основные направления, противоречия и возникающие проблемы.

Компонент знаний- давать определения основным понятиям, связанным с глобализацией;-называть  основные сферы и  характеристики процесса глобализации, позитивы и издержки процесса глобал...

Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»

Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока  «Общение»...