Урок обществознания 11 класс. Тема урока. Глобализация – понимание, основные направления, противоречия и возникающие проблемы.
методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме

 

Компонент знаний

- давать определения основным понятиям, связанным с глобализацией;

-называть  основные сферы и  характеристики процесса глобализации, позитивы и издержки процесса глобализации;

Компонент умений

-приводить примеры символов современной глобализации;

-выделять наиболее существенное в общественном развитии,

- работать в группе, работать с документом.

Компонент ценностей

-занимать аргументированную позиции по отношению к глобализации с пониманием других возможных подходов,

-возможность изменить свой взгляд на поставленные вопросы и обосновать свое решение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obshchestvoznaniya_11_klass.docx21.46 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обществознания 11 класс.

Тема урока.

Глобализация – понимание, основные направления, противоречия и возникающие проблемы.

Ожидаемые результаты.

Компонент знаний

- давать определения основным понятиям, связанным с глобализацией;

-называть  основные сферы и  характеристики процесса глобализации, позитивы и издержки процесса глобализации;

Компонент умений

-приводить примеры символов современной глобализации;

-выделять наиболее существенное в общественном развитии,

- работать в группе, работать с документом.

Компонент ценностей

-занимать аргументированную позиции по отношению к глобализации с пониманием других возможных подходов,

-возможность изменить свой взгляд на поставленные вопросы и обосновать свое решение.

По ходу урока демонстрируются слайды презентации.

Ход занятия.

В последнее время слова «глобализация» стало популярным среди политологов и экономистов и новый учебник обществознания …….

Давайте же попробуем ответить на вопросы что же такое глобализация, глобальный мир, в каких сферах жизни и в каких формах реализуется процесс глобализации, позитивы и издержки процесса глобализации. По мере изучения темы вы имеете право  изменить свой взгляд на поставленные вопросы и обосновать свое решение.

         Вопросы написаны на доске.

Актуализация темы.

Притча.

«Одного известного либерального экономиста пригласили прочесть лекцию  глобализации мировой экономики.

-        как же вам проще объяснить сущность этого процесса..? – задумчиво начал лектор. - Вот представьте себе, что в нашей стране производятся глиняные свистки, которые поставляются в Монголию для местных чабанов. Чабаны разводят баранов, шкуры которых поставляются…

-        Нам? – голос из зала

-        Нет. В том то и смысл глобализации, что монголы поставляют эти шкуры в Грецию, где их соответствующим образом выделывают, получают превосходный мех и поставляют его…

-        Нам? – тот же голос из зала

-        Нет, монгольские шкуры поставляют в Грецию, выделанный мех из Греции поставляют во Францию, где лучшие парижские модельеры шьют из них великолепные шубы и поставляют их…

-        Нам?

-        Ну что вы все «нам», да «нам», неужели же у вас абсолютно отсутствует глобальное мышление??? Шубы из Франции поставляются в США и продают в магазинах Нью-Йорка.

-        А нам то что???

-        А нам из Болгарии поставляют глину, из которой, как уже было сказано, мы делаем свистки для монгольских чабанов.»

1. В чем вы видите смысл притчи?

2. Как она соотносится с нашим уроком?

Попробуем более детально разобраться с термином глобализация. Работаем по группам (составлены заранее).

Работа с документом. Тетради.

Задание №  1.  Составьте кластеры, связанные с терминами глобальный и глобализация. 

Кластеры на доске. Осуждение. Формулируем понятие.

Учащиеся заполняют первую колонку таблицы.

Динамика изменения мировоззренческой позиции.

Группа

Первоначальная позиция

Изменение позиции

Конечная позиция

Влияние сторонников глобализации

Влияние

противников

Сторонники глобализации

Противники глобализации

Сторонники глобализации в определенной сфере

неопределившиеся

 Задание №  2.  Выделите отличия современного этапа глобализации от предшествующих.

Применяется интерактивный метод – вертушка.

Задание №  3.  Назовите символы глобализации и поясните, почему именно они представляются символами. Групповая дискуссия.

Задание №  4.  Заполните таблицу: «Плюсы и минусы глобализации».

+

-

Задание №  5.  Определите, какие сферы глобализации выделяет автор документа. Опираясь на знания, приведите примеры проявления глобализации в данных сферах.

Работа   с учащимися по вопросам к тексту.

Символы.

        1з Сущность глобализации, на наш взгляд, в самом кратком определении заключается в том, это объективный, естественный процесс интеграции человечества в единое целое. Мир становится все более связанным, взаимозависимым и все более универсальным. Человечество в XXI веке вступило в новую эпоху своего развития – эпоху глобального мира.

Глобализация поставила перед человечеством ряд проблем, без решения которых не только невозможно дальнейшее мировое развитие, но и само существование человечества ставится под угрозу. Поэтому ряд из этих проблем называются глобальными проблемами современности – от их решения зависит дальнейшая судьба человека.

Таблица.

2 з. Отличия современного этапа глобализации от предшествующих.

3. Символы.

4.Таблица. +  -.

Сферы и примеры проявления глобализации.

Чтобы ваш ответ был более полным на вопрос - приведите примеры проявления глобализации в данных сферах, поработайте в группах  со статьёй из Журнала «Золотой Лев» № 61-62 - издание русской консервативной мысли  В.И. Добреньков  ПРАВДА О ГЛОБАЛИЗАЦИИ.

1-я группа. Коммуникационная глобализация.

2-я. Культурная глобализация.

3- . Экономическая глобализация.

4-я. Политическая.

5-я. Глобальный образ жизни.

6-я. Экономический коллапс.

Выстуления.

Международные организации.

Работа с терминами. Раздатка Появляются на слайде.

Как вы думаете какой вопрос мы упустили изучая такое явление как глобализация?

Причины такого процесса как  глобализация.

Версии учащихся. Слайд, записи в тетради.

- переход от индустриального общества к информационному, к высоким технологиям;

- переход от национальной экономики к мировой;

- использование новых коммуникационных технологий;

- переход от альтернативного выбора («или/или») к многообразию выбора

Процесс глобализации – процесс становления глобального общества очень сложен и противоречив.

Д\З - Обнаруженные противоречия:

-Провозглашаемое равенство возможностей и ощущение социальной несправедливости странами-аутсайдерами.

- Необходимость экономического развития и нарастание угрозы экологического кризиса.

- Унификация жизни и стремление народов к культурному своеобразию.

- Интернационализация властных полномочий и забота стран о своем государственном суверенитете.

- Постоянный рост потребностей и ограниченность существующих на Земле ресурсов.

- Господством материальных стимулов и духовными ценностями.

 Глобализация породила  своего антагониста – так называемое движение антиглобалистов. Состав движения антиглобалистов достаточно масштабен и широк. Например, в составе ДАГ насчитывается 50 миллионов зарегистрированных членов. Данный институт имеется в 60 странах.

Антиглобализм — политическое движение, направленное против определённых аспектов процесса глобализации в её современной форме, в частности против доминирования глобальных транснациональных корпораций и торгово-правительственных организаций, таких как Всемирная торговая организация (ВТО

Одно из мощных антиглобалистских движений - созданное в 1988 г. во Франции объединение в поддержку налога Тобина. Нобелевский лауреат Дж. Тобин предложил облагать 1-2-ух процентным налогом капиталы, переводящиеся в другие страны. Впоследствии к этому добавилось требование ликвидации долговой кабалы стран «третьего мира».

Оценка процессов глобализации антиглобалистами (слайд):

  • Глобализация ведет к разрушению национальных аспектов и стандартизированных культур;
  • С одной стороны, глобализация означает кооперацию многих крупных и малых стран, но с другой – она сопряжена с усиливающимся сепаратизмом малых народов;
  • Мир становится менее ценным. Возрастает роль новых крупных держав (Китай, Индия), которые не стремятся следовать лидирующей линии США;

Итогом современных тенденций становится продвижение мира к позиции противостояния

Бывший Генеральный Секретарь ООН Кофи Анан, выступая на 53 сессии Генеральной Ассамблеи, в частности, сказал: «Миллионы и миллионы граждан убеждаются на своем опыте, что глобализация не подарок судьбы, а сила разрушения, подрывающая их материальное благополучие или их привычный образ жизни».

Задание.

Согласны ли Вы с высказанным мнением о глобализации? Какие примеры могут быть приведены в поддержку этой позиции? Какие возражения могут быть высказаны по этому мнению?

По вопросу глобализации существуют разные точки зрения. Сделайте вывод. Какие?.

Глобализация – процесс интеграции государств и народов и народов в разных областях деятельности.

Конкурентный мир. Слайд.

- переход от индустриального общества к информационному, к высоким технологиям;

- переход от национальной экономики к мировой;

- использование новых коммуникационных технологий;

- переход от альтернативного выбора («или/или») к многообразию выбора.

Рефлексия.

Заполнение таблицы.

Динамика изменения мировоззренческой позиции.

Группа

Первоначальная позиция

Изменение позиции

Конечная позиция

Влияние сторонников глобализации

Влияние

противников

Сторонники глобализации

Противники глобализации

Сторонники глобализации в определенной сфере

неопределившиеся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок искусства в 9 классе по теме "Основные направления в искусстве начала XX века. Сюрреализм"

Сюрреализм  модернистское  направление в литературе, изобразительном искусстве и кино, зародившееся во Франции в 1920-х гг. и оказавшее большое влияние на западную культуру. Для сюрреа...

Урок русского языка в 5 классе. Тема: Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования.

Урок разработан и проведен учителем русского языка Терёхиной В. Н. в рамках краевого конкурса «Учитель года Приморского края -2010»Цель: 1) дать представление о словообразовании как разделе линг...

Урок КВН 5 класс, тема: «Действия с обыкновенными дробями. Основные задачи на дроби».

Тема: «Действия с обыкновенными дробями. Основные задачи на дроби». Урок КВН, 5 класс....

Презентация к уроку обществознания 7 кл. "Экономика и ее основные участники"

Цели. 1. Раскрыть особенности  и значение экономики  как основы жизни и деятельности   общества.2. Определить роль участников экономической деятельности в развитии общества.Проблем...

Технологическая карта урока обществознания на тему "Экономика и ее основные участники" 7 класс

Знакомство учащихся с отдельными сторонами экономических отношений,  формирование представления об экономике, как сфере жизни общества, ее основных проявлениях и участниках...

Конспект урока обществознания 6 класс " Устройство общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие"

Конспект урока по обществознанию "" Устройство общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие" для 6 класс по ФРП...