Урок обществознания 11 класс. Тема урока. Глобализация – понимание, основные направления, противоречия и возникающие проблемы.
методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме
Компонент знаний
- давать определения основным понятиям, связанным с глобализацией;
-называть основные сферы и характеристики процесса глобализации, позитивы и издержки процесса глобализации;
Компонент умений
-приводить примеры символов современной глобализации;
-выделять наиболее существенное в общественном развитии,
- работать в группе, работать с документом.
Компонент ценностей
-занимать аргументированную позиции по отношению к глобализации с пониманием других возможных подходов,
-возможность изменить свой взгляд на поставленные вопросы и обосновать свое решение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obshchestvoznaniya_11_klass.docx | 21.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обществознания 11 класс.
Тема урока.
Глобализация – понимание, основные направления, противоречия и возникающие проблемы.
Ожидаемые результаты.
Компонент знаний
- давать определения основным понятиям, связанным с глобализацией;
-называть основные сферы и характеристики процесса глобализации, позитивы и издержки процесса глобализации;
Компонент умений
-приводить примеры символов современной глобализации;
-выделять наиболее существенное в общественном развитии,
- работать в группе, работать с документом.
Компонент ценностей
-занимать аргументированную позиции по отношению к глобализации с пониманием других возможных подходов,
-возможность изменить свой взгляд на поставленные вопросы и обосновать свое решение.
По ходу урока демонстрируются слайды презентации.
Ход занятия.
В последнее время слова «глобализация» стало популярным среди политологов и экономистов и новый учебник обществознания …….
Давайте же попробуем ответить на вопросы что же такое глобализация, глобальный мир, в каких сферах жизни и в каких формах реализуется процесс глобализации, позитивы и издержки процесса глобализации. По мере изучения темы вы имеете право изменить свой взгляд на поставленные вопросы и обосновать свое решение.
Вопросы написаны на доске.
Актуализация темы.
Притча.
«Одного известного либерального экономиста пригласили прочесть лекцию глобализации мировой экономики.
- как же вам проще объяснить сущность этого процесса..? – задумчиво начал лектор. - Вот представьте себе, что в нашей стране производятся глиняные свистки, которые поставляются в Монголию для местных чабанов. Чабаны разводят баранов, шкуры которых поставляются…
- Нам? – голос из зала
- Нет. В том то и смысл глобализации, что монголы поставляют эти шкуры в Грецию, где их соответствующим образом выделывают, получают превосходный мех и поставляют его…
- Нам? – тот же голос из зала
- Нет, монгольские шкуры поставляют в Грецию, выделанный мех из Греции поставляют во Францию, где лучшие парижские модельеры шьют из них великолепные шубы и поставляют их…
- Нам?
- Ну что вы все «нам», да «нам», неужели же у вас абсолютно отсутствует глобальное мышление??? Шубы из Франции поставляются в США и продают в магазинах Нью-Йорка.
- А нам то что???
- А нам из Болгарии поставляют глину, из которой, как уже было сказано, мы делаем свистки для монгольских чабанов.»
1. В чем вы видите смысл притчи?
2. Как она соотносится с нашим уроком?
Попробуем более детально разобраться с термином глобализация. Работаем по группам (составлены заранее).
Работа с документом. Тетради.
Задание № 1. Составьте кластеры, связанные с терминами глобальный и глобализация.
Кластеры на доске. Осуждение. Формулируем понятие.
Учащиеся заполняют первую колонку таблицы.
Динамика изменения мировоззренческой позиции.
Группа | Первоначальная позиция | Изменение позиции | Конечная позиция | |
Влияние сторонников глобализации | Влияние противников | |||
Сторонники глобализации | ||||
Противники глобализации | ||||
Сторонники глобализации в определенной сфере | ||||
неопределившиеся |
Задание № 2. Выделите отличия современного этапа глобализации от предшествующих.
Применяется интерактивный метод – вертушка.
Задание № 3. Назовите символы глобализации и поясните, почему именно они представляются символами. Групповая дискуссия.
Задание № 4. Заполните таблицу: «Плюсы и минусы глобализации».
+ | - |
Задание № 5. Определите, какие сферы глобализации выделяет автор документа. Опираясь на знания, приведите примеры проявления глобализации в данных сферах.
Работа с учащимися по вопросам к тексту.
Символы.
1з Сущность глобализации, на наш взгляд, в самом кратком определении заключается в том, это объективный, естественный процесс интеграции человечества в единое целое. Мир становится все более связанным, взаимозависимым и все более универсальным. Человечество в XXI веке вступило в новую эпоху своего развития – эпоху глобального мира.
Глобализация поставила перед человечеством ряд проблем, без решения которых не только невозможно дальнейшее мировое развитие, но и само существование человечества ставится под угрозу. Поэтому ряд из этих проблем называются глобальными проблемами современности – от их решения зависит дальнейшая судьба человека.
Таблица.
2 з. Отличия современного этапа глобализации от предшествующих.
3. Символы.
4.Таблица. + -.
Сферы и примеры проявления глобализации.
Чтобы ваш ответ был более полным на вопрос - приведите примеры проявления глобализации в данных сферах, поработайте в группах со статьёй из Журнала «Золотой Лев» № 61-62 - издание русской консервативной мысли В.И. Добреньков ПРАВДА О ГЛОБАЛИЗАЦИИ.
1-я группа. Коммуникационная глобализация.
2-я. Культурная глобализация.
3- . Экономическая глобализация.
4-я. Политическая.
5-я. Глобальный образ жизни.
6-я. Экономический коллапс.
Выстуления.
Международные организации.
Работа с терминами. Раздатка Появляются на слайде.
Как вы думаете какой вопрос мы упустили изучая такое явление как глобализация?
Причины такого процесса как глобализация.
Версии учащихся. Слайд, записи в тетради.
- переход от индустриального общества к информационному, к высоким технологиям;
- переход от национальной экономики к мировой;
- использование новых коммуникационных технологий;
- переход от альтернативного выбора («или/или») к многообразию выбора
Процесс глобализации – процесс становления глобального общества очень сложен и противоречив.
Д\З - Обнаруженные противоречия:
-Провозглашаемое равенство возможностей и ощущение социальной несправедливости странами-аутсайдерами.
- Необходимость экономического развития и нарастание угрозы экологического кризиса.
- Унификация жизни и стремление народов к культурному своеобразию.
- Интернационализация властных полномочий и забота стран о своем государственном суверенитете.
- Постоянный рост потребностей и ограниченность существующих на Земле ресурсов.
- Господством материальных стимулов и духовными ценностями.
Глобализация породила своего антагониста – так называемое движение антиглобалистов. Состав движения антиглобалистов достаточно масштабен и широк. Например, в составе ДАГ насчитывается 50 миллионов зарегистрированных членов. Данный институт имеется в 60 странах.
Антиглобализм — политическое движение, направленное против определённых аспектов процесса глобализации в её современной форме, в частности против доминирования глобальных транснациональных корпораций и торгово-правительственных организаций, таких как Всемирная торговая организация (ВТО
Одно из мощных антиглобалистских движений - созданное в 1988 г. во Франции объединение в поддержку налога Тобина. Нобелевский лауреат Дж. Тобин предложил облагать 1-2-ух процентным налогом капиталы, переводящиеся в другие страны. Впоследствии к этому добавилось требование ликвидации долговой кабалы стран «третьего мира».
Оценка процессов глобализации антиглобалистами (слайд):
- Глобализация ведет к разрушению национальных аспектов и стандартизированных культур;
- С одной стороны, глобализация означает кооперацию многих крупных и малых стран, но с другой – она сопряжена с усиливающимся сепаратизмом малых народов;
- Мир становится менее ценным. Возрастает роль новых крупных держав (Китай, Индия), которые не стремятся следовать лидирующей линии США;
Итогом современных тенденций становится продвижение мира к позиции противостояния
Бывший Генеральный Секретарь ООН Кофи Анан, выступая на 53 сессии Генеральной Ассамблеи, в частности, сказал: «Миллионы и миллионы граждан убеждаются на своем опыте, что глобализация не подарок судьбы, а сила разрушения, подрывающая их материальное благополучие или их привычный образ жизни».
Задание.
Согласны ли Вы с высказанным мнением о глобализации? Какие примеры могут быть приведены в поддержку этой позиции? Какие возражения могут быть высказаны по этому мнению?
По вопросу глобализации существуют разные точки зрения. Сделайте вывод. Какие?.
Глобализация – процесс интеграции государств и народов и народов в разных областях деятельности.
Конкурентный мир. Слайд.
- переход от индустриального общества к информационному, к высоким технологиям;
- переход от национальной экономики к мировой;
- использование новых коммуникационных технологий;
- переход от альтернативного выбора («или/или») к многообразию выбора.
Рефлексия.
Заполнение таблицы.
Динамика изменения мировоззренческой позиции.
Группа | Первоначальная позиция | Изменение позиции | Конечная позиция | |
Влияние сторонников глобализации | Влияние противников | |||
Сторонники глобализации | ||||
Противники глобализации | ||||
Сторонники глобализации в определенной сфере | ||||
неопределившиеся |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок искусства в 9 классе по теме "Основные направления в искусстве начала XX века. Сюрреализм"
Сюрреализм модернистское направление в литературе, изобразительном искусстве и кино, зародившееся во Франции в 1920-х гг. и оказавшее большое влияние на западную культуру. Для сюрреа...
Урок русского языка в 5 классе. Тема: Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования.
Урок разработан и проведен учителем русского языка Терёхиной В. Н. в рамках краевого конкурса «Учитель года Приморского края -2010»Цель: 1) дать представление о словообразовании как разделе линг...
Урок КВН 5 класс, тема: «Действия с обыкновенными дробями. Основные задачи на дроби».
Тема: «Действия с обыкновенными дробями. Основные задачи на дроби». Урок КВН, 5 класс....
Обобщающий урок 11 класс тема "Главные направления эволюции органического мира"
Задания : тестовые....
Презентация к уроку обществознания 7 кл. "Экономика и ее основные участники"
Цели. 1. Раскрыть особенности и значение экономики как основы жизни и деятельности общества.2. Определить роль участников экономической деятельности в развитии общества.Проблем...
Технологическая карта урока обществознания на тему "Экономика и ее основные участники" 7 класс
Знакомство учащихся с отдельными сторонами экономических отношений, формирование представления об экономике, как сфере жизни общества, ее основных проявлениях и участниках...
Конспект урока обществознания 6 класс " Устройство общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие"
Конспект урока по обществознанию "" Устройство общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие" для 6 класс по ФРП...