Духовный мир личности
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему

Харченко Людмила Николаевна

Урок используется в курсе "Обществознания"в 11 классе.Предлагается групповая работа с достаточно трудным философским материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchestvo_11_klass.docx24.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по обществознанию

11  класс по теме «Духовный мир личности»

Автор учитель истории и обществознания

ХАРЧЕНКО Людмила Николаевна

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: сформировать представление учащихся о духовном    

                       мире личности как важнейшей ценности.

Основные понятия: духовный мир, духовность, интеллигентность.

Задачи урока:

1. Познакомить учащихся с понятием духовного  мира личности, показать его связь с       формированием пирамиды ценностей.

 2. Воспитывать гуманизм, уважение к общечеловеческим ценностям, способствовать  

 формированию активной жизненной позиции.

3. Развивать умение выполнять тесты, анализировать статистический материал, вести дискуссию, аргументировать собственную позицию.

4.Готовить  учащихся к сдаче ЕГЭ по обществознанию.

Методическое оснащение урока: высказывания о духовном мире личности, презентация «Духовный мир личности», проверочные тесты, учебник обществознания для 11 класса под редакцией Л.Н.Боголюбова, раздаточный материал «Пирамида ценностей»;

Эпиграф:

«Духовность – это визитная карточка человека достойного во всех отношениях. Ее отсутствие - это катастрофа для личности и общества в целом»;

 Физминутка: 1. Где живет душа?  - Здесь.

                           2. Куда она стремится?  - Ввысь.

                           3. Крылья у нее есть?  - Есть.

                           4. Ценность для нее? – Жизнь.

План урока:

  1. Организационный момент (мотивация).
  2. Проверка знаний по пройденной теме (тестирование)
  3. Актуализация знаний и целеполагание.
  4. Изучение нового материала.
  5. Первичное закрепление.
  6. Систематизация и обобщение новых знаний, подведение итогов.
  7. Организация домашнего задания.
  8. Рефлексия.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Вступительная беседа: - Сегодня мы будем вести разговор на серьезную тему. Для начала вспомните: Какую сферу жизни общества вы изучали на последних уроках? (духовную)

- Что включает в себя духовная сфера жизни общества? (науку, образование, религию. искусство).- С какими пройденными темами связана эта сфера? В этом году вам предстоит сдать экзамен по обществознанию в форме ЕГЭ. Проверку д\з мы проведем в форме тестирования.

2.Проверка знаний по пройденной теме.

Тестирование из ЕГЭ части А (15 вопросов). Проверка и коррекция знаний, выставление оценок. (ограничить время).

3.Актуализация знаний и  целеполагание.

 Определение темы урока через беседу.

Чтобы определить тему урока отгадайте загадку: «Встречают по одёжке, а провожают по уму».

Как вы понимаете эту пословицу?

Главное в человеке, не внешность, а душа.Ум должен быть добрым, душевным, и силы своего ума человек должен направлять на хорошие дела и поступки.

Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке? Записать тему в тетрадь.

 А что такое душа? Душой часто называют внутренний мир личности. А тема нашего урока: Духовный мир личности (.Работа с эпиграфом урок)

-Что значит быть достойным человеком?

Проблема: почему бездуховность – катастрофа для личности и общества?

4.Изучение нового материала.

Видный русский философ Г.Федотов писал: «дух, духовная жизнь отличают человека от других живых существ. Человек, его дух и его культура - венец и цель мироздания» - Что означает термин социализация?

.(повторить термин социализация).

В юности происходит процесс «человеческого самостроительства», объект которого «духовный мир человека»

 - А что составляет ДМЛ?

Поработаем в группах  и ответим на этот вопрос.

1 группа- Карточка №1

Ф.М.Достоевский писал « Сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека…ибо страх как любит человек всё то, что подаётся ему готовым. Мало того: мыслители провозглашают общие законы, т.е. правила, что все вдруг сделаются счастливыми, без всякой выделки, только бы эти правила наступили. Да если бы этот идеал и возможен был, т о с недоделанными людьми не осуществлялись  бы никакие правила, даже самые очевидные. Вот в этой то неустанной дисциплине и  непрерывногй работе самому над собой и мог бы проявиться наш гражданин.»

1. Как вы понимаете слова писателя?

2.Найдите в списке характеристики духовного мира человека.

Ответ – знания, вера, убеждения, чувства, способности, ценности, стремления.

Сделайте вывод –Как вы понимаете  выражение «духовный мир личности»?

3.Составьте портрет Патриота.

Ответ –

Патриот –человек, любящий своё Отечество, предан ему и стремится жить его и интересами.

Патриотизм  – это деятельность на благо Родины, обеспечивающий её успех, могущество и уважительное от ношение к другим народам.

2 группа – Карточка № 2

1.Прочитайте притчу  и определите: лёгок или труден путь к духовности?

«Однажды Сократ со своими учениками шёл по дороге и обсуждал сложные проблемы бытия. Увидевший это владелец увеселительного заведении я  спросил у философа:

-Сократ, что ты так стараешься? Стоит мне только поманить твоих учеников, как они гурьбой пойдут ко мне.

На что Сократ ответил:

-Конечно, потому что ты зовёшь их вниз, а я веду их наверх трудной дорогой познания».

2.Используя слова, дополните модель  духовной личности: способности, мировоззрение, убеждение, потребности, ценностные ориентации, характер, темперамент, задатки, культурный диапазон.

3.Как вы понимаете выражение «Духовный мир личности»?

4.Составьте портрет Гражданина, Гражданственности.

Ответ –

Гражданин – человек, который знает свои права и обязанности, обладает общественным чувством соучастия в делах.

Гражданственность  – это проявление ответственного поведения человека, осознающего права и обязанности свои, а так же к другим людям и обществу в целом.

Учитель.

Таким образом что  составляет ДМЛ? (потребности, знания, чувства, интеллект, способности и пр). потребности, знания, чувства, интеллект, способности и пр).

Давайте составим графическую модель духовной личности:

социализация

Социализация

Деятельность

Поведение

Социальный компонент

Личность

Биологический компонент

Потребности

Способности

Характер

Свобода воли

Духовный компонент

Мировоззрение

Убеждение

Ценностные ориентации  

Культурный диапазон

Потребности

Темперамент

Задатки

ДМЛ - целостная индивидуальная характеристика человека, совокупность его темперамента, интересов, способностей, интеллекта. (в тетрадь) Духовность – способность жить идеалами, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа. Духовность связана с личностью, а она с обществом. О чем гласит пословица: «Каковы веки – таковы и человеки».

  На ДМЛ накладывают отпечаток: традиции, духовные ценности общества, особенности 21 века.

Микроитог: Как связаны ДМЛ и общество?  (физминутка)

Физминутка: 1. Где живет душа?  - Здесь.

                           2. Куда она стремится?  - Ввысь.

                           3. Крылья у нее есть?  - Есть.

                           4. Ценность для нее? – Жизнь.

Человек творит себя сам. Фундамент ДЖЛ – познание, на основе познания формируется интеллект, знания окрашивают эмоции и чувства, духовными маяками являются ценности. А совокупность лучших, благородных личностных качеств индивида – интеллигентность.(в тетрадь). Работа с учебником по термину интеллигентность. Очень важен нравственный облик личности. (критерии духовной культуры) Дискуссия: «Хорошо ли это?» (с.367,2)

Микроитог: Что же главное в ДМЛ? (ценностные ориентации)

Первичное закрепление

Именно ценностные жизненные ориентации – это то, что вы выносите из школы в своей душе.

Работа в группах: составить на доске пирамиду ценностей, объяснить порядок расположения. (сравнить с пирамидой ценностей учителя).

 - А кого из современных выдающихся деятелей культуры или науки, политики можно соотнести с этой пирамидой?

- А можете ли вы соотнести себя с этой пирамидой?  Чего еще вам нужно достичь, чтобы ей соответствовать? (работа со статистическим материалом)

Микроитог:

От чего зависит формирование духовного мира человека?

(от ценностей общества, особенностей времени, образования, семьи, ценностных ориентаций)

Систематизация и обобщение знаний, подведение итогов урока.

Высшее в человеке – нравственность интеллекта. Соединение морали, высокого и действенного интеллекта, достижений культуры и есть основа выбора духовных ценностей. Важную роль в развитии духовного мира личности играет ее готовность к самоотдаче и саморазвитию. Какой из этого следует вывод?  

Человек – кузнец своей судьбы, а судьба в огромной степени зависит от духовного богатства личности.    –

Почему же бездуховность – катастрофа для человека и общества?

Человек без души, без морали, без ценностей не человек.

Рефлексия.

Тест по изученному материалу.

  1. Всё , что создано человеком называется:

А). обществом

Б). культурой

В). искусством

Г), наукой

2.Под культурой в наиболее общем смысле понимается:

           А).уровень воспитанности

           Б).вся преобразовательная деятельность человека

           В).производство и применение орудий труда

           Г).следование правилам этикета

3.Что включает в себя духовная жизнь:

            А).чувства

            Б) работу

            В). задатки

            Г). потребности

4.Назовите элементы человеческой духовности:

           А).мировоззрение

           Б).мораль

           В).труд

           Г). культура

5.Сколько компонентов духовной личности существует:

           А). 1

           Б). 2

           В). 3

           Г). 4

Взаимопроверка :

1.б

2.б

3.а

4.аб

5.в

Выставьте оценки:

«5»- 1-5

«4»- 4

«3»- 3

«2»-2-1

Домашнее задание.

1.Написать эссе на тему: «Много есть чудес на свете, человек – их всех чудесней» (Софокл)

2.Индивидуальные темы:

В шар земной упираясь ногами, солнца шар над головой несу.

 Я как мост меж землею и солнцем.

Реализация на уроке требований к уровню подготовки выпускника средней школы по обществознанию:

  1. Понимание социальной сущности человека, основанной на соотношении норм и ценностей общества.
  2. Знание основ духовной жизни человека.
  3. Умение оценивать действия личности с точки зрения норм и ценностей общества.
  4. Применение гуманитарных знаний в решении заданий ЕГЭ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку ОБЖ "Патриотизм - духовная основа личности военнослужащего"

Презентация к уроку  ОБЖ "Патриотизм - духовная основа личности военнослужащего"   расчитана для использования  на уроках в 11 классе или 1 курсе училища....

Метод проектной деятельности в формировании духовно развитой личности

Духовно-нравственное воспитание начинается в семье, поэтому человеку необходимо знать свои корни, родословную, жизнь своих родителей и старшего поколения. Это не только интересно, но помогает в общени...

Основные направления в формировании духовно-нравственной личности.

В данной статье поднята проблема формирования духовных ценностей в современном обществе....

Формирование духовно-нравственной личности в условиях гимназии.

Выступление на семинаре МО классных руководителей....

Формирование духовно нравственной личности средствами уроков истории

в данном материале представлены средства формирования духовно нравственной личности средствами уроков истории , а именно: использование материалов школьного музея, внеурочная деятельность по предмету...

Личностно-ориентированное образование, нравственные и духовные ценности личности

Все исследователи подчеркивают необходимость индивидуального подхода к обучению детей, значение единой образовательной стратегии средней школы как основного условия успешной работы с детьми. Тем не ме...

Духовное становление личности-основа гражданского воспитания (концепция развития личности)

Описание: Об особой роли школы в создании условий для духовного становления и развития личности свободной, образованной, нравственно и физически здоровой, бережно относящейся к традициям своей семьи, ...