Основные направления в формировании духовно-нравственной личности.
статья по теме

В данной статье поднята проблема формирования духовных ценностей в современном обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problema_formirovaniya_celostnoy.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Основные направления в формировании

духовно-нравственной личности.

Артюхова Е. С., учитель музыки,

г. Стерлитамак, МАОУ «СОШ № 20»

Проблема формирования духовно-нравственной личности испокон веков волновала человечество. Почему проблема развития духовных ценностей общества на современном этапе стоит так остро? Дело в том, что отсутствие истинных идеалов приводит к формированию негативных качеств личности, а музыкальное искусство на сегодняшний день может выступить как средство в формировании духовно-нравственных качеств, ведь в музыкальном искусстве выражены эстетические, нравственные идеалы и ценности, которые являются одним из источников современной музыкальной педагогики. В настоящее время выделилось три основных направления в формировании духовно-нравственных качеств личности.

Первое направление разработано Шишлянниковой Н. П. доктором педагогических наук, заведующей кафедрой музыки и музыкального образования хакасского государственного университета имени Н. Ф. Катанова. В основе этого направления лежит модель интегрированного преподавания предметов литературы, музыки и ИЗО. Основным методом духовно-нравственного развития этой модели является «резонансно-ассоциативный метод». Появлению зрительного ряда предшествует первичное знакомство детей с текстом. Затем по ассоциативному созвучию с литературным текстом подбирается музыкальное произведение. Музыка в данном случае позволяет не только напомнить эпизод литературного текста, но и усилить его воспитательное и эмоциональное воздействие.  

Второе направление основано на восприятии и понимании содержания произведения через методы проблемного обучения: проблемное изложение материала, частично-поисковый или эвристический метод, исследовательский метод. На уроке музыки все они способствуют не только пониманию музыкального произведения, но и выработке своего понимания произведения.

Метод проблемного изложения материала знакомит учащихся с логикой поиска решения проблемы. Этот метод используется учителем в начальных классах, так как учащиеся еще слабо владеют умением рассуждать, а способность проследить за размышлением педагога и подражание ему, достаточно развиты.

Частично-поисковый метод последовательно ставит проблему, формирует серию взаимосвязанных подпроблемных вопросов.

Исследовательский метод предполагает полную самостоятельную творческую деятельность учащихся и применяется в старших классах.  

Третье направление решает проблему духовно-нравственного развития ребенка через использование музыкального фольклора. В песнях и танцах идет знакомство с историей народа, усваивается жизненный опыт и нравственные нормы прошлых поколений. Эпические жанры являются источником воспитания патриотических чувств. Обрядовые песни учат чтить традиции народа, а лирические  воспевают красоту окружающей природой.

Наиболее эффективными, с точки зрения введения фольклора в уроки музыки, являются такие методы как: «наглядно – слуховой», «метод создания композиций», «эвристический метод», «метод моделирования художественно – творческого процесса».

В заключение хотелось бы сказать, что приобщение детей к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через личное чувственно-смысловое «проживание» содержания музыкального произведения, приведет к развитию   духовно – нравственных ценностей, познанию общечеловеческих ценностей и подведет к собственному выбору ценностей.

Литература:

  1. Зинурова А.С. Нравственно-эстетический потенциал детской национальной музыки в воспитании школьников.//Аксиосфера музыкальной педагогики. – М.: Стерлитамак, 2002. – 128с.
  2. Махмутова Н.П. Духовно - нравственный потенциал гуманитарных дисциплин // Школа духовности. – 1991. - № 1. – С. 54 – 55.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления деятельности социального педагога по профессиональной ориентации учащихся основной школы

Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Поэтому одно из направлений работы социального педагога  - это профориентация....

Личность правонарушителя. Основные направления эффективных практик.

Работа социального педагога по профилактике безнадзорности и правонарушений с несовершеннолетними....

Выступление на методическом совете «О преемственности основных направлений деятельности учителей начальной и основной школы в условиях реализации и освоения ФГОС ООО»

Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны они и сегодня. Особенно в условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов....