Доклад на педсовете: "Основные направления введения и реализации ФГОС ООО. Освоение и внедрение основных концептуальных положений ФГОС ООО"
материал на тему

Баканова Олеся Николаевна

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЕРХНЕТОЙДЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Доклад на педагогическом совете на тему:

«Основные направления введения и реализации ФГОС ООО. Освоение и внедрение основных концептуальных положений ФГОС ООО».

                                                                                       

Подготовила зам.директора по УВР

 Баканова Олеся Николаевна

с.Верхняя Тойда, 2016

     В свое время В.А. Сухомлинский сказал: «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений». СЛАЙД

      Но мир меняется стремительно. Введение стандартов второго поколения – это необходимость, продиктованная жизнью. Именно стандарт второго поколения формирует личность с тем набором качеств, которые позволяют человеку быть успешным в 21 веке.

     Какими навыками должен обладать человек, чтобы преуспеть в XXI веке?

16 навыков высокоэффективных людей СЛАЙД

БАЗОВЫЕ НАВЫКИ 

КОМПЕТЕНЦИИ 

ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА 

Что помогает решать повседневные задачи

  • Навыки чтения и письма
  • Математическая грамотность
  • Финансовая грамотность
  • Естественнонаучные знания
  • ИКТ – грамотность
  • Культурная и гражданская грамотность

Что помогает решать более сложные задачи

  •  Критическое мышление
  •  Творческое мышление
  •  Умение общаться
  •  Умение работать в коллективе

Что помогает справляться с изменениями окружающей среды

  • Любознательность
  • Инициативность
  • Настойчивость
  • Способность адаптироваться
  • Лидерские качества
  • Социальная и культурная осведомленность

        Но российские школьники резко уступают своим сверстникам во многих странах мира:

  • в умении работать с информацией;
  • в умении решать практические, социально- и личностно-значимые проблемы: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения;
  • в умении «увязывать» с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт.

Теперь нам надо мыслить креативно,

 Поставить знак «Равно» учитель – ученик

 Учить нам надо так, чтоб было видно:

 Добытчик знаний он! А ты – лишь проводник!

 Не должен ученик теперь стесняться

  Любую мысль свою преподносить.                    

 И нам порой не надо удивляться,

 Когда мы в спор вступаем с ним.

 Уметь он должен доказать иное,

 Коль не согласен он с тобой,

 Уметь учитывать и мнение другое -

 Ведь с обществом считаться должен он. СЛАЙД

     

   Стандарты второго поколения введены в нашем ОУ в 2011 году в начальной школе и в 2015 году в основной школе.

Основные направления введения и реализации ФГОС ООО (СЛАЙД)

1. Нормативно-правовое обеспечение СЛАЙД

       Создание в ОУ нормативно-правовой базы, включающей документы федерального, регионального уровня, а также локальные акты ОУ.

Локальные документы ОУ по введению ФГОС:

- приказ об утверждении основной образовательной программы;

- приказ об утверждении учебного плана 5 – х классов.

- внесение изменений в трудовой договор с учителями 5 – х классов;

- разработка ООП в соответствии с требованиями ФГОС;

- разработка рабочих программ учебных предметов;

- разработка и утверждение программ отдельных курсов и курсов внеурочной деятельности;

- разработка модели внеурочной деятельности

       Внесение изменений в локальные акты, регламентирующие стимулирующие и компенсационные выплаты педагогам в связи с переходом на ФГОС; внесение изменений в должностные инструкции педагогов в связи с переходом на ФГОС.

2. Методическое сопровождение СЛАЙД

- курсовая подготовка учителей ОУ;

- деятельность рабочей группы по созданию, доработке, реализации ООП;

- анализ заданий, оценивающих метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися ООП;

- разработка заданий уровневого характера, входного, промежуточного и итогового контроля, оценивающие метапредметные результаты освоения ООП обучающимся основной школы;

- организация психолого-педагогической диагностической работы по введению ФГОС:

- проведение входной и итоговой психолого-педагогической диагностики в 5-х классах;

- проведение анализа по результатам психолого-педагогической диагностики

обучающихся 5-х классов;

- отслеживание динамики формирования универсальных учебных действий (далее – УУД) у 5-ти классников;

- организация психологического сопровождения образовательного процесса в ОУ.

3. Кадровое обеспечение СЛАЙД

1. Внесение изменений в должностные инструкции работников ОУ в соответствии с требованиями ФГОС и единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н;

2. Разработка плана-графика повышения квалификации педагогических и руководящих работников ОУ в связи с введением и реализацией ФГОС.

4. Информационное обеспечение СЛАЙД

1. Информация о проведении классных и общешкольных родительских собраний, где родителям будет дана информация о переходе школы на ФГОС, представлена программа действий по реализации стандарта.

2. Организация информирования участников образовательного процесса и изучение общественного мнения родителей (законных представителей) обучающихся по вопросам введения ФГОС.

3. Добавление в публичный доклад ОУ раздела, содержащего информацию о ходе реализации ФГОС;

4. Размещение информации о ходе введения ФГОС на сайте школы.

5. Материально-техническое обеспечение СЛАЙД

1. Создание единого образовательного пространства для учащихся средней школы (5 класс) за счет внутренних возможностей учреждения.

2. Осуществление ремонта учебных кабинетов.

3. Расширение библиотечного фонда начальной и основной  школы (художественная, справочная литература, цифровые образовательные ресурсы); получение ноутбуков для учащихся, подключение их к сети Интернет.

6. Контроль выполнения плана СЛАЙД

1. Подготовка в полном объеме всей необходимой документации, обеспечивающей переход ОУ на ФГОС.

2. Создание плана по внедрению и реализации ФГОС, включающего проведение заседаний МС, родительских собраний с родителями пятиклассников по вопросам введения ФГОС, курсов повышения квалификации для педагогов.

3. Рассмотрение на ШМО учителей 5 – х классов следующих учебно-

методических задач:

-непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их эрудиции и компетентности в профессиональной сфере в условиях реализации ФГОС;

-использование наиболее эффективных технологий преподавания учебных предметов, разнообразных вариативных подходов к творческой деятельности обучающихся.

4. Выделение положительных тенденций в процессе реализации педагогами ФГОС.

5. Выявление проблемных зон, которые необходимо устранить.

Каковы же первые шаги реализации ФГОС ООО? СЛАЙД

       В некотором царстве, в некотором государстве жил–был Педагог. Долго работал он в школе. Всего у него вдоволь: и знаний, и умений. Слыл он человеком компетентным, имел большой опыт и был рад дарить тепло своей души детям. Педагог был уверен в себе, знал, что он мастер своего дела, и гордился этим. СЛАЙД

        Как - то раз сидел Педагог под Дубом мудрости, наслаждался звуками природы, журчанием ручья, щебетанием птиц – и был в самом хорошем расположении духа. Думу думал Педагог, как же ему сотворить диво дивное, чудо чудное – сделать педагогический процесс ещё интереснее и увлекательнее.  СЛАЙД

        Но тут собрались над дубом тучи, подул ветер перемен и принёс ФГОС. От неожиданности вскочил Педагог, а ФГОС говорит: «Иди туда, не зная куда, и сделай так, не зная как». СЛАЙД

       Испугался Педагог обрушившихся перемен, растерялся, плечами пожимает в недоумении, а ФГОС успокаивает: «Не кручинься, опыта и знаний у тебя вдоволь. Вот тебе в помощь чудо чудное – свиток новшеств (Стандарт), которые являются основой образовательного процесса: требования к структуре основной образовательной программы-одному из основных нормативных документов, регламентирующих деятельность образовательной организации.  

 - к условиям реализации этой программы;  СЛАЙДЫ

- к результатам ее освоения.

(Краткое ознакомление с основными положениями ООП - СЛАЙДЫ)

      И пошли ФГОС по стране школьного образования. А Педагог  думу думает: «Как строить педагогический процесс в соответствии с этими требованиями?» А педагогический процесс тут как тут. Педагог его и так крутил и сяк крутил, строит, перестраивает.

     Много вопросов возникло у Педагога, и один из них - Какие дети придут из начальной школы,  к чему будут готовы, как построить урок (работа в группах). СЛАЙД

Выпускник начальной школы

Ученик 5 класса

Противоречия

     Выступления представителей групп.

Результат обеспечивается через реализацию системно - деятельностного подхода, который лежит в основе Стандарта и  обеспечивает: СЛАЙД

- формирование готовности к самообразованию и непрерывному образованию;

- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; СЛАЙД

- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

    СЛАЙД Деятельностный подход  – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе, такой   подход в образовательном процессе  школы – одна из основных технологий обеспечения  стандартов   второго поколения. Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.

Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:

  • ставить цели,
  • решать задачи,
  • отвечать за результаты.

 Первый  опыт использования системно - деятельностного подхода представит учитель ……….

А сказка наша между тем продолжается.

И снова нам Педагог встречается.

Скоро сказка сказывается,

Да не скоро дело делается.

         Вновь оказался Педагог перед вопросом - Как системно-деятельностный подход влияет на достижение планируемых результатов: СЛАЙДЫ        

- личностных, которые проявляются в сформированности универсальных учебных действий: иметь свою точку зрения, отстаивать ее при необходимости, активно сотрудничать со взрослыми, совместно с другими учащимися решать учебные и неучебные задачи, давать оценку своим поступкам и поведению других людей.

- предметных, которые  представляют собой систему культурных  предметных способов и средств действий в определенной  предметной области и могут быть получены как в учебной деятельности обучающихся, так и в других видах: проектной, исследовательской, творческой и т.п. В каждом учебном предмете выделяются  несколько содержательных линий, внутри которых определяются ведущие умения, которые и подвергаются оцениванию.

  -метапредметных, которые  представляют собой набор основных  ключевых компетентностей, которые должны быть сформированы в ходе освоения  обучающимися  разных форм и видов деятельностей, реализуемых в основной  образовательной программе.

     Основой  ключевых  компетентностей  являются  сформированные универсальные  учебные действия младших  школьников.

      На  этапе основного  общего  образования ключевые  компетентности проявляются:

В компетентности решения проблем (задач) как основы системно - деятельностного  подхода в образовании: компетентность в решении задач  (проблемная компетентность) – способность видеть, ставить и решать задачи.  СЛАЙД

В информационной компетентности как способности решать задачи, возникающие в образовательном и жизненном контексте с адекватным применением массовых информационно-коммуникативных  технологий. СЛАЙД

В коммуникативной  компетентности   как способности ставить и решать определенные типы задач социального, организационного взаимодействия: определять цели взаимодействия, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы взаимодействия партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать успешность взаимодействия, быть готовым к осмысленному изменению собственного поведения. СЛАЙД

В учебной  компетентности как способности обучающихся самостоятельно и инициативно создавать средства для собственного продвижения в обучении и развитии (умение  учиться), выстраивать свою образовательную траекторию, а также создавать необходимые для собственного развития ситуации и адекватно их реализовывать. Здесь возникает понятие универсальных учебных действий.

СЛАЙД

Выступление учителя ………………… по формированию регулятивных УУД на уроках ………………...

ФГОС продолжает шагать по стране. Вопросов всё больше у Педагога.

Кто видит, тот увидит,

Кто мыслит, тот поймёт,

Кто слышит, тот услышит,

Кто ищет, тот найдет.

       Долго ли, коротко ли шёл Педагог к познанию ФГОС, и встретилось ему слово дивное-Мониторинг.  Что за чудо такое? - подумал  Педагог. А ФГОС тут как тут: «Для оценивания предметных и метапредметных результатов проводится стартовый, промежуточный и итоговый контроль, в котором соблюдается преемственность начального и основного образования» (примеры мониторинга) СЛАЙДЫ

        С  мониторингом  Педагог разобрался, а ему новое чудо ФГОС приготовил - внеурочная деятельность. С переходом на новые стандарты внеурочная работа становится  обязательной и должна  представлять единое целое.

        Педагог  задумался: « Как организовать  внеурочную деятельность, да чтоб по ФГОС было?»

       А ФГОС тут как тут: «Не тужи  и не кручинься, сослужу тебе службу верную. Вот тебе карта чудная, а это – направления развития личности. Какие?» Зачитываем вместе. (Карта на слайде).  ФГОС говорит, что внеурочную деятельность надо организовать по этим направлениям в формах отличных от урочной.  СЛАЙД

       Педагог  призадумался, но и тут ФГОС на помощь пришёл. Цветок с волшебными лепестками принёс. На лепестках тех формы внеурочной деятельности прописаны: СЛАЙД

-Экскурсия

-Сюжетно-ролевые игры

-Игры - драматизации

-Беседы                                                                

-Трудовая деятельность

- Выставки

-Викторины

-Дискуссии

- Дебаты

Содержание и организация внеурочной  деятельности в 5 классах СЛАЙД

     Снова оказался Педагог под Дубом мудрости и думает: «Много я узнал, много интересного открыл, да понял, что одному мне не справиться, всё одному не осилить.» СЛАЙД

      Понял Педагог: «Где нет общности интересов, не может быть единства целей, не говоря уже о единстве действий, поэтому мудрость педагогическая –в единстве, в объединении, потому что только общими усилиями можно достичь плодотворных результатов.»

Но на этом сказка о ФГОС не кончается –

Это только начало нового пути.

И решить нам надо: как этот путь пройти?

     Готов ли педагог к развитию? Ведь гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.

Анкета

выявления способности педагогов к развитию

Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, около каждого номера балл: СЛАЙД

5 – если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению;

4 – скорее соответствует, чем нет;

3 – и да и нет;

2 – скорее не соответствует;

1 – не соответствует.

  1. Я стремлюсь изучить себя.
  2. Я оставляю время для развития, как бы ни была занята делами.
  3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.
  4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.
  5. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.
  6. Я анализирую свои чувства и опыт.
  7. Я много читаю.
  8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.
  9. Я верю в свои возможности.
  10. Я стремлюсь быть более открытым человеком.
  11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.
  12.  Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.
  13.  Я получаю удовольствие от освоения нового.
  14.  Возрастающая ответственность не пугает меня.
  15.  Я положительно бы относилась к продвижению по службе

Обработка результатов анкеты

Подсчитайте общую сумму баллов.

1) Если Вы набрали 55 и более баллов, вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии;

2) Если Вы набрали от 36 до 54 баллов, вам придется признать, что у вас отсутствует сложившаяся система развития;

3) Если Вы набрали от 15 до 35, вы должны понять, что находитесь в стадии остановившегося развития.

Рефлексия «Ладошка». СЛАЙД На листе бумаги обведите свою ладошку, каждый палец – это какая - то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.

  • большой – для меня это важно и интересно …
  • указательный - я получил конкретные рекомендации…
  • средний - мне было трудно (не понравилось)…
  •  безымянный – моя оценка психологической атмосферы…
  • мизинец - для меня было недостаточно…

      И закончить педсовет хочу словами: СЛАЙД

Трепетно, нежно, заботливо, ласково,

С каждым ребёнком с открытой душой,

Всё, что умеем, знаем и можем,

Просто отдали и в сердце большом

Место найдётся для каждого школьника.

Каждого нужно увидеть, раскрыть,

Всем нам желаю всего наилучшего,

Чтобы всегда нам хотелось учить.

Результаты нашей работы-в наших руках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Введение и реализация ФГОС ООО

Презентации являются материалами, которые используются мною на лекциях курсов повышения кваификации для руководителей образовательных учреждений Саратовской области в рамках Модернизации состемы образ...

План-график деятельности рабочей группы по введению и реализации ФГОС НОО

План полнотью готов для работы в условиях средней школы на уровне заместителя директора...

Социально-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС

Социально-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС нового поколения сегодня особенно значимо и актуально. Социальный педагог в условиях р...

Педсовета на тему «Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС ООО»

Представлены материалы для проведения педсовета на тему «Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС ООО" (теоретический и пракический материал ). Имеются раздаточны...

Совершенствование методической работы по развитию профессиональной компетенции педагогов в условиях введения и реализации ФГОС ОО

В условиях реализации ФГОС НОО и подготовки введения ФГОС ООО в штатном режиме системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход должен стать основой не только образовательного процесса в цел...

Доклад на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы" на тему: "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ", 2016 год.

Данный материал содержит выступление на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы" (2016 год)....

Доклад "Реализация ФГОС на уроках математики в основной школе"

Доклад на тему "Реализация ФГОС на уроках математики в основной школе"  был представлен на педагогическом Совете. Проведен сравнительный анализ целей до введения ФГОС и в настоящее время. На прим...