Курс "Введение в геополитику"
рабочая программа по обществознанию (11 класс) на тему

Приходько Илья Николаевич

Рабочая программа с аннотацией, формами и методами контроля, календарно - тематическим планированием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvedenie_v_geopolitiku.docx35.88 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Цель: расширить представления о важнейших проблемах международных отношений после окончания Второй мировой войны, связанных с возникновением, развитием и урегулированием локальных конфликтных ситуаций второй половины XX века в различных регионах земного шара.

Задачи:
1. Способствовать овладению системой знаний о роли стран, стратегических планах и
противоречиях на международной арене, формированию глобального мышления
обучающихся в противовес узкопонимаемым национальным и классовым интересам;

2. развитие познавательного интереса к проблемам современности;

3.интегрировать знания, полученные по другим предметам, максимально
использовать общеобразовательный и культурологический потенциал элективного
учебного предмета «Введение в геополитику» как учебного предмета.


Элективный учебный предмет позволяет решать многие проблемы. Геополитика
учит мыслить системно, смотреть на десятилетия вперед, глубоко анализировать весь
комплекс событий, происходящих в нашем динамично меняющемся мире.
Этот элективный учебный предмет стимулирует познавательную деятельность
обучающихся по отслеживанию политических событий современности, способствует
развитию личности.

Сведения о программе

Данная программа по элективному учебному предмету «Введение в геополитику» для 11-го класса разработана на основе: программы элективного учебного предмета «Локальные конфликты в XX веке: геополитика, дипломатия, войны. 10-11 класс»/ учебное пособие И.Н. Селиванов, И.А.Конорева. –М.: Дрофа, 2010 г.

Количество часов, на которое рассчитана программа – 34 в год, 1 в неделю

Ведущие методы, технологии, формы контроля:

В процессе реализации курса предполагается осуществление деятельностного, личностно-ориентированного, практико-ориентированного подходов, что предполагает использование определенных методов, в частности:

  • метода развития критического мышления;
  • метода проектов,
  • метода учебных игр.

Итоги работы могут быть выявлены в рамках следующих форм контроля:

  • текущий контроль (беседы по изучаемым темам, написание эссе, отзыва на политическую статью или политическую телевизионную передачу);
  • тематический контроль (написание реферата на тему "Политическая система региона". Регион выбирает каждый обучающийся самостоятельно);
  • зачетный практикум (выполнение коллективного или индивидуального проектов).



Содержание тем курса

Раздел I. Основные понятия геополитики, дипломатии и международного
права в период вооружённых конфликтов. (8 ч.)

Тема 1. Современная международно-правовая система и её роль в мировом
сообществе.
Основные принципы международного права. Организация Объединённых Наций
(ООН). Региональные международные организации.
Тема 2-3. Войны и международные конфликты: общие понятия.
Общее представление о войнах и вооружённых конфликтах. Военно-политическое
противостояние. Вооружённые конфликты немеждународного характера.
Тема 4-5. Мирное урегулирование международных споров.
Понятие международного спора. На пути к мирному разрешению международных
споров. Мирные средства разрешения международных споров. Международные
организации и процесс мирного разрешения международных споров.
Тема 6. Международное право в период вооружённых конфликтов и войн.
Участники вооружённого конфликта.Запрещённые методы и средства ведения
боевых действий. Военная оккупация. Нейтралитет в период вооружённого конфликта.
Защита жертв войны. Окончание боевых действий и состояния войны.
Тема 7. Дипломатическая деятельность государств по урегулированию локальных
конфликтов и её теоретические основы.
Дипломатическая деятельность государств. Основные теории международных
отношений.
Тема 8. Геополитика: теория и практика.
Основные идеи геополитики. Геополитика в период «холодной войны» и после её
окончания. Расстановка геополитических сил в XX в. и на современном этапе развития.


Раздел II. Локальные конфликты в годы «холодной войны» (16 ч.)

Тема 9. Основные тенденции международных отношений в годы «холодной
войны».
Ситуация в мире после Второй мировой войны. Создание системы
двухполюсного мира. Крах колониальной системы. Период разрядки международной
напряжённости (конец 60-х-конец 70-х гг. XX в.). Международные отношения в 80-е гг.
XX в.
Тема 10. Первая индокитайская война.
Предыстория конфликта. Начало индокитайского конфликта.
Тема 11. Начало ближневосточного конфликта. Первая и вторая арабоизраильские войны.
Предыстория конфликта. Первые арабо-израильские войны и палестинская
проблема.
Тема 12-13. Корейский конфликт.
Предыстория конфликта. Корейская война 1950-1953 гг. Некоторые итоги
корейской войны.
Тема 14. Карибский кризис.
Предыстория конфликта.
Тема 15. Вторая индокитайская война.
Предыстория конфликта. Военная стадия конфликта. «Вьетнамизация» конфликта
в Индокитае. Попытки урегулирования конфликта.
Тема 16-17. Ближневосточный конфликт 60-80-х гг. XX в.
Ближний Восток накануне третьей («шестидневной») арабо-израильской войны.
«Шестидневная» война. Война «Судного дня». Война в Ливане. Последствия войны в
Ливане.
Тема 18-20. Война в Афганистане.
Предыстория конфликта. Последствия ввода советских войск в Афганистан.
Тема 21-22. Вьетнамо-китайская война 1979г. Камбоджийская проблема.
Предыстория конфликта. «Тридцатидневная война». Камбоджийская проблема.
Роль ООН в урегулировании конфликта.
Тема 13. Ирано-иракская война.
Предыстория конфликта. Ход военных действий.
Тема 24. Кувейтский конфликт.
Предыстория конфликта. Операция «Буря в пустыне». Общие итоги войны и
позиция СССР.

Раздел III. Локальные конфликты после окончания «холодной войны» (5 ч.)
Тема 25. Основные тенденции международных отношений в 90-е гг. XX в.
Интеграционные и дезинтеграционные процессы. Очаги международной
напряжённости. Контуры многополюсного мира.
Тема 26. Ближний восток.
Развитие ближневосточного конфликта после окончания «холодной войны».
Вторая ливанская война.
Тема 27. Югославский кризис.
Предыстория кризиса. Вмешательство ООН в югославский кризис. Конфликт
НАТО – Югославия. Итоги и уроки югославского кризиса.
Тема 28. Афганская проблема в 90-е гг. XX в. – начале XXI в.
Афганистан после вывода советских войск. Приход к власти движения «Талибан».
Свержение режима талибов.
Тема 29. Война в Ираке.Операция «Лиса в пустыне». Подготовка к новой войне в Ираке.
Информационная война. Операция «Шок и трепет». Некоторые выводы.
Раздел IV. Мир в начале XXI в.: конфликты продолжаются (5 ч.)
Тема 30 Современные международные и локальные конфликты.
Причины и особенности современных конфликтов. Терроризм. методы
урегулирования конфликтов в начале 3 тысячелетия.
Тема 31.Конфигурация современного геополитического пространства.
Разделениестран мира на блоки.Роль и место США в современном мире. Роль и
место России в современном мире.
Тема 32-33 Национальные интересы, национальная безопасность и внешняя
политика России в современном мире.
Современная стратегия национальной безопасности России. Новая концепция
внешней политики современной России.
Тема 34.Отношения России и Европейского Союза в новой геополитической
ситуации.
Проблемы и противоречия стратегического партнерства.Перспективы
формирования в Евро-Атлантике открытой системы коллективной безопасности.


Требования к уровню подготовки обучающихся

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных
умений и навыков, овладение ими универсальными учебными действиями.

В блок личностных универсальных учебных действий входят:
- жизненное, личностное, профессиональное самоопределение;
- действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на
основе ценностно-смысловой ориентации обучающихся, ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях. 

В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие
организацию обучающихся своей учебной деятельности:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом
конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование– предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных
характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с
целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция– внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия
в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка- выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит
усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

В блоке универсальных действий познавательной направленности целесообразно
различать общеучебные, включая знаково-символические, логические действия
постановки и решения проблем.

В число общеучебных входят:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных
средств;
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и
письменной форме;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности;
- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса

Информационно – коммуникационные ресурсы

Мультимедиа

  • Компьютер
  • Проектор
  • Мультимедийная доска


1. Селиванов И.Н., Конорева И.А. Локальные конфликты в XX веке: геополитика,
дипломатия, войны. 10-11 класс. - М.: Дрофа, 2010.
Список литературы:
1. Бжезинский З. Великая шахматная доска. М., 1998.
2. Блищенко В. И., Солнцева М. М. Региональные конфликты и международное право
(вторая половина 20 – начало 21 века). М., 2005.
3. Ваисс М. Международные отношения после 1945 года. М., 2005.
4. Гаджиев К. С. Введение в геополитику. М., 1997. 20 век. Краткая историческая
энциклопедия. Т. 1-2. М., 2001-2002.
5. ДиНольфо Э. История международных отношений. 1918 – 1999. М., 2003.
6. Дугин А. Г. Основы геополитики. М., 2000.
7. Жириновский В. В. Очерки по геополитики. М.; Псков, 1997.
8. Зюганов Г. А. География победы. Основы российской геополитики. М., 1997.
9. Киссинджер Г. Дипломатия. М., 1997.
10. Колосов В. А. Мироненко Н. С. Геополитика и политическая география. М., 2001.
11. Лавренов С., Попов И. Советский Союз в локальных воинах и конфликтах. М., 2005.
12. Лунденстад Г. Восток, Запад, Север, Юг. Основные направления международной
политики. М., 1997.
13. Моро- Дефарж Ф. Введение в геополитику. М., 1996.
14. Орлов А. С. Тайная битва сверхдержав. М., 2000.
15. Шишов А. В. Военные конфликты 20 века. От Южной Африки до Чечни. М., 2006

Календарно – тематическое планирование курса

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы контроля

Всего

Дата/план

Дата/факт

Раздел I. Основные понятия геополитики, дипломатии и международного
права в период вооружённых конфликтов. (8 ч.)

Тема 1. Современная международно-правовая система и её роль в мировом
сообществе.

1

1.09

Эссе

Тема 2-3. Войны и международные конфликты: общие понятия.
характера.

1

1

8.09

15.09

Эссе

Тема 4-5. Мирное урегулирование международных споров.

1

1

22.09

29.09

Эссе

Тема 6. Международное право в период вооружённых конфликтов и войн.

1

6.10

Эссе

Тема 7. Дипломатическая деятельность государств по урегулированию локальных
конфликтов и её теоретические основы.

1

13.10

Эссе

Тема 8. Геополитика: теория и практика.

1

20.10

Эссе

Раздел II. Локальные конфликты в годы «холодной войны» (16 ч.)

Тема 9. Основные тенденции международных отношений в годы «холодной
войны».

1

27.10

Работа на семинарском занятии

Тема 10. Первая индокитайская война.

1

11.11

Работа на семинарском занятии

Тема 11. Начало ближневосточного конфликта. Первая и вторая арабоизраильские войны.

1

17.11

Работа на семинарском занятии

Тема 12-13. Корейский конфликт.

1

1

24.11

1.12

Работа на семинарском занятии

Тема 14. Карибский кризис.

1

8.12

Работа на семинарском занятии

Тема 15. Вторая индокитайская война.

1

15.12

Тест

Тема 16-17. Ближневосточный конфликт 60-80-х гг. XX в.

1

1

22.12

29.12

Тест

Тема 18-20. Война в Афганистане

1

1

1

19.01

26.01

2.02

Тест

Тема 21-22. Вьетнамо-китайская война 1979г. Камбоджийская проблема.

1

1

9.02

16.02

Презентация

Тема 23. Ирано-иракская война.

1

2.03

Презентация

Тема 24. Кувейтский конфликт.

1

9.03

Презентация

Раздел III. Локальные конфликты после окончания «холодной войны» (5 ч.)

Тема 25. Основные тенденции международных отношений в 90-е гг. XX в.

1

16.03

Презентация

Тема 26. Ближний восток.

1

23.03

Презентация

Тема 27. Югославский кризис.

1

6.04

Презентация

Тема 28. Афганская проблема в 90-е гг. XX в. – начале XXI в.

1

13.04

Презентация

Тема 29. Война в Ираке.

1

20.04

Презентация

Раздел IV. Мир в начале XXI в.: конфликты продолжаются (5 ч.)

Тема 30 Современные международные и локальные конфликты.

1

27.04

Эссе

Тема 31. Конфигурация современного геополитического пространства.

1

4.05

Эссе

Тема 32 Национальные интересы, национальная безопасность и внешняя
политика России в современном мире.

1

1

11.05

15.05

Эссе

Тема 33.Отношения России и Европейского Союза в новой геополитической
ситуации.

1

18.05

Эссе

Всего часов

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Геополитика" 10-11 класс

Рабочая программа является  программой второго вида,  т.к.  в  соответствии с приложением №2  письма  ДОН от 06.04.2010г. №47-3315/10-14  «О рекомендациях по формиро...

Презентация Политическая география и геополитика. 10 класс

Презентация разработана в помощь учителю и ученику в проведении и самоподготовке  к уроку по теме Политическая география и геополитика...

Геополитика

Конспект урока по теме:"Геополитика" 10 класс...

Геополитика

Презентация по теме:"Геополитика" 10 класс...

Элективный курс "Политические игры на шахматной доске (геополитика)"

Элективный курс "Политические игры на шахматной доске (геополитика)" 2014 год. Поьедитель областного конкурса элекстиных курсов в Самарской области. Включен в региональную базу элективных курсов...

Элективный курс "Теория позиционной игры на мировой шахматной доске (геополитика)"

Элективный курс "Теория позиционной игры на мировой шахматной доске (геополитика)" 2014 год. Победитель областного конкурса элекстиных курсов в Самарской области. Включен в региональную базу элективны...