Обществознание. Урок. 9 класс. Права и свободы человека и гражданина.
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) по теме

Урок-практикум с применением групповой работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Тема Права и свободы человека и гражданина.

Цель урока: Продолжить формировать знания учащихся о правах и свободах человека и гражданина, раскрыть значение международных правовых документов.

Задачи:

Обучающая: ознакомиться с содержанием статей  главы 2 Конституции РФ, Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребёнка; сформировать у учащихся понимание  всеобщего характера тех прав, о которых говориться в Декларации и Конвенции; показать способы их реализации в жизни.

Формы урока: Изучение новой темы  с  фронтальной и групповой работой, урок – практикум.

Основные понятия: Декларация, Конституция, Конвенция, права ребёнка.

Оборудование: Презентация, учебник,  Раздаточный материал, маркеры.

Ход урока.

  1. Организационный этап.
  2. Определение темы урока и целей урока.

Просмотр видеоролика. ( Права человека)- 2мин.

Определение темы урока.

Целей урока.  Обратить внимание на распечатки на доске.

Продолжить  формировать знания учащихся о правах и свободах человека и гражданина, раскрыть значение международных правовых документов.

  1. Актуализация знаний по теме.

Учитель. Сегодня у нас второй урок по теме « Права и свободы человека и гражданина»

Учащиеся записывают  в тетради тему Урока. Слайд 1.

 Что такое Права человека?   Зачем их необходимо знать?

права человека- нормы, выражающие естественную возможность человека свободно действовать в соответствии со своими интересами  претендовать  на достойные условия жизни, необходимые для нормального полноценного развития личности, участие во всех сферах жизни общества.

Права принадлежащие человеку с рождения- естественные , неотъемлемые, неотчуждаемые.

 Повторение материала.

Учащиеся в тетради составляют кластер о правах человека.

 Составление кластера на доске.

        

Все права человека защищены законом. А всегда ли так было?

Вопросы к учащимся.

1.Где впервые возникла мысль о естественном праве( Древняя Греция и Рим)

2. А какие документы первыми закрепили юридически права человека ( 1776- Декларация независимости США, 1787- Конституция США, 1789- Декларация прав человека и  гражданина во Франции).

  1. Введение новой информации.

Учитель .  Но основные документы  по защите прав человека возникли в 20 веке. После величайших трагедий человечества Первой и Второй мировой войны. А для нашего государства  это Великая Отечественная война.

 1945 году создана  Организация Объединённых Наций.

Записи в тетради. (Слайд 2)

 ООН — международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами. 24 октября) отмечается как  день ООН.

Организация ООН приняла несколько документов   они вошли в Международный билль прав человека (в него входят 5 документов).

Работа с понятием

Вспомним, что такое БИЛЬ? (БИЛЛЬ- законопроект, выносимый на рассмотрение законодательных органов)

Международный билль о правах человека — совокупность международных документов, содержащая 

1.Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. 2. Международный пакт о гражданских и политических правах .

3-4.  Первый и Второй факультативный протокол к нему

 5. Центральное место среди этих документов занимает Всеобщая декларация прав человека.

Работа с понятием

Вспомним, что такое Декларация. (Декларация- официальное заявление)

Запись в тетради. ( Слайд 3)

 Сообщение учащегося. (Приложение 1)

Работа в группах.

 По названию главного документа принятого в 1948 году. Который стал основой остальных документов по правам и свободам человека.  

Ответ « Всеобщая Декларация прав человека» Поделимся на 4 группы.:

Работа с учебником с 115. « Из  Всеобщей декларации прав человека».

Представленные права можно условно поделить на группы ?. Попытайтесь сейчас это сделать.

 (Памятки на парты раздаются.)

На экране памятка: В помощь вам. (Слайд 4)

Гражданские (личные) права - связаны с личностью правообладателя. Реализуется свобода человека принимать решения независимо от государства.

Экономические права - возможность свободного распоряжения имущественными благами и ведения хозяйственной деятельности. Связаны с правом собственности.

Социальные права - притязания на достойный уровень жизни и благосостояние.

Культурные права - обеспечивают духовное развитие и самореализацию личности. Свобода доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим обществом.

Политические права - возможность участия личности в политической жизни общества, в формировании и осуществлении государственной власти и местного самоуправления.

  Напоминаем о правилах работы в группе.

Работа в группе( 3мин)

Отчет работы групп.

Учитель.  Почему ни одна из групп не выбрала статью номер 29?

Ответ . Она посвящена не правам человека ,а обязанностям.

Но мы с вами знаем, что права человека подразумеваю под собой и определенные обязанности.

У нас есть обязанности. В каком документе они закреплены ( Конституция)

Какие обязанности граждан РФ Вы знаете. Посмотрите на доску. ( Слайд 5)

Работа с Конституцией. Учитель зачитывает номер статьи , а учащиеся ищут и называют обязанности граждан РФ из « Конституции РФ»   Раздел 1. Глава 2.

(Слайд 6) . Он включает следующие обязанности:

  • соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15, ч. 2);
  • обязательно получить основное общее образование (ст. 43, ч. 4);
  • заботиться о сохранении исторического и культурного наследия (ст. 44, ч. 3);
  • платить налоги и сборы (ст. 57);
  • сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);
  • защищать Отечество (ст. 59).

Работа с Конституцией. Учащиеся выполняют самостоятельно. На доске представлены статьи Конституции РФ , которые учащиеся должны  разделить по группам.   Каждая группа получает новое задание. ( Культурные, Социально- Экономические, Политические, Гражданские( Личные) права человека.

    Заполнение таблицы. (Слайд 8)

  Гражданские  права                      

Политические права

 Социально- Экономические права

Культурные права

 20.21. 22. 23.24.

 30. 31. 32.

 36.37.38.39.

 43.44.

Статья 20,

Статья 21.

Статья 22

Статья 23

Статья 24

Статья 30

Статья 31

Статья 32

Статья 36,

Статья 37.

Статья 38

Статья 39

Статья 43

Статья 44

Вопрос: Докажите кратко, что все права и свободы универсальны и
неотчуждаемы. Для этого возьмите любое право и прочтите его, подставив
частицу «не».

 Что на ваш взгляд есть Свобода? (Слайд 10)

Свобода — это закреплённая в Конституции или ином законодательном акте возможность определённого поведения человека (например, свобода словасвобода  вероисповедания и т. д.)

Может ли свобода быть абсолютной?

Свобода человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Михаил  Бакунин- идеолог анархизма.

Юридические гарантии и система защиты прав человека. Вполне закономерен вопрос: обеспечена ли защита наших прав, возможность их реализовать – осуществить, исполнить, претворить в жизнь?

На этот вопрос Конституция даёт прямой ответ: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется» (ст. 45).

Но любые гарантии были бы бесполезны, если бы не существовала определённая система органов защиты прав человека – механизмов защиты, как говорят юристы.

( Слайд 11) Во-первых, главным гарантом наших прав и свобод является Президент РФ (ст. 80, ч. 2). При Президенте создан Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.

Естественно, что одной из главных задач Правительства РФ также является осуществление мер по обеспечению прав и свобод граждан (ст. 114, пункт «е»).

  • Во-вторых, впервые в нашей истории введена должность Уполномоченного по правам человека -1993 г.(ст. 103, пункт «д», а также Федеральный закон «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» (1997). Его главная задача – способствовать защите нарушенных прав человека, совершенствованию нашего законодательства в области прав человека. Москалькова Татьяна НиколаевнаУполномоченный по правам человека в Российской Федерации с 22 апреля 2016 года.( Слайд 12)

Читать учебник с 120.

Ситуация. В начале 2007 г. в СМИ прошла информация: Евгений Веденин (из Татарстана) получил 1 млн рублей компенсации за незаконное уголовное преследование. По ложному обвинению в убийстве он провёл в заключении 4 года. Поскольку смертная казнь в России временно приостановлена, обвиняемого приговорили к 15 годам строгого режима. Оправдали его после того, как случайно был арестован и выявлен подлинный преступник. Суд признал судебную ошибку. А если бы смертная казнь у нас не была приостановлена?И всё-таки именно суд в конечном итоге сумел защитить права Е. Веденина.

Права ребёнка. Ребёнок располагает ровно тем же объёмом прав и свобод, что и взрослый. И всё-таки между ними есть различия, причём в пользу ребёнка. Сообщение Учащегося. Приложение1.

 Учитель. Наша страна одной из первых подписала Конвенцию о правах ребёнка. В частности, в Семейный кодекс РФ включена специальная глава – «Права несовершеннолетних детей» (гл. 11). Подробнее с её содержанием вы познакомитесь на следующих уроках.

  1. Закрепление.
  1. С какими документами мы с вами познакомились на уроке?
  2.  Может ли человек защищать свои права?
  3. Есть ли у человека обязанности и какие?

VI Оценивание работы на уроке.

Домашнее задание . параграф-14-15.

Приложение 1

Всеобщая Декларация прав человека

Выдающееся и, безусловно, особое место в ряде многочисленных современных международно-правовых документов в области прав человека принадлежит Всеобщей декларации прав человека.

Она была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. С тех пор это дата ежегодно отмечается во всем мире как День прав человека.

Всеобщая декларация прав человека состоит из преамбулы и 30 статей. В декларации отмечается, что признание естественных, равных и неотъемлемых прав человека является основой не только свободы каждой конкретной личности и уважения ее достоинства, но и условием сохранения всеобщего мира, справедливых отношений между народами. Пренебрежение же или презрение к правам человека привели в свое время, в частности во второй мировой войне, к варварским актам, которые, как сказано в декларации, возмущают совесть человечества. В декларации получили закрепление права человека во всех основных сферах человеческой жизнедеятельности. Это - личные (гражданские) права и свободы, политические, а также экономические, социальные и культурные права человека. Одновременно в ст. 29 сказано, что «каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности».

Идеи и принципы, заложенные во Всеобщей Декларации, получили дальнейшее развитие в многочисленных международно-правовых актах о правах человека.

Приложение 2.

Права ребенка

Каждый ребёнок «ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специфической охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту». Так было записано в Декларации прав ребёнка, принятой ООН в 1959 г. Можно считать, что этот короткий документ (всего 10 статей – принципов) открыл «эпоху прав ребёнка». Первый его принцип гласит, что «права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства…».

Однако данная Декларация – это лишь заявление о намерениях. Поэтому в 1989 г. была принята Конвенция о правах ребёнка. Её немедленно подписали представители многих стран, в том числе и нашей. Конвенция -это уже международный договор, юридический документ, обязательный к исполнению. Принята 20 ноября 1989 года. 54 статьи.

Согласно Конвекции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Пример нескольких статей  из Конвенции о правах ревенка.

Статья 3. Соблюдение интересов ребёнка. 

Статья 5. Воспитание в семье и развитие способностей ребёнка. 

Статья 6. Право на жизнь и развитие

Статья 7. Право на  имя и гражданство. 

Статья 18. Ответственность родителей. Родители несут равную ответственность за воспитание и развитие ребёнка. Государство должно оказывать родителям надлежащую помощь в воспитании и развитии детей и обеспечивать развитие сети детских учреждений.

Статья 19 Защита от злоупотреблений. Государство должно защищать ребёнка от всех видов насилия, отсутствия заботы и от плохого обращения со стороны родителей или других лиц, в том числе помогать ребенку, подвергшемуся жестокому обращению со стороны взрослых.

Статья 20 Защита ребёнка, лишённого семьи. Если ребенок лишается своей семьи, то он вправе рассчитывать на особую защиту со стороны государства. Государство может передать ребёнка на воспитание тем людям, которые уважают его родной язык, религию и культуру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока обществознания в 9 классе на тему "Права и свободы человека и гражданина"

Карта урока:Этап урокаВремя(мин.)Формы, методы, приёмыI. Организационный этап.3 II. Этап всесторонней проверки домашнего задания.71.Тестирование.2. Фронтальный опрос.III. Этап подготовки учащихся...

Авторская методическая разработка урока по обществознанию в 9 классе на тему: « Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии».

Урок в 9 классе по обществознанию на тему "Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии".Цель урока: сформировать знания учащихся о правах и свободах человека и гражданина, раскрыть зна...

Разработка урока по обществознанию на тему "«Права и свободы человека и гражданина» 9 класс

Тип урока: Закрепление изученного материала.Форма урока: Творческая лаборатория (с составлением проектной работы)....

Урок 3 "Права и свободы человека и гражданина РФ"

Тема: «Права и свободы человека и гражданина РФ»Класс: 9 «Б»Дата: 19.01.16Предмет: обществознание Учитель: учитель истории МБОУ СОШ с.Сосновка Манзай-оол С.Ю.  Тип урока: закрепление изученн...

Технологическая карта урока обществознания по теме: «Права и свободы человека и гражданина».

Технологическая карта урока обществознания по теме: «Права и свободы человека и гражданина». 9 класс...

Технологическая карта урока обществознания по теме: «Права и свободы человека и гражданина».

Технологическая карта урока обществознания по теме: «Права и свободы человека и гражданина»....

Проверочная работа по обществознанию на тему: "Права и свободы человека и гражданина"

Проверочная работа по обществознанию для 9-го класса на тему "Права и свободы человека и гражданина"...