Разработка урока по обществознанию на тему "«Права и свободы человека и гражданина» 9 класс
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему

Протасова Галина  Игоревна

Тип урока: Закрепление изученного материала.

Форма урока: Творческая лаборатория (с составлением проектной работы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ СОШ с УИОП  пгт Пижанка Кировской области

Методическая разработка урока обществознания в 9 классе

 по теме «Права и свободы человека и гражданина»

учителя истории и обществознания

Протасовой Галины Игоревны

на  II конкурс учителей истории,

обществознания и права

«Через урок – к правовому просвещению»

2012

Разработка урока обществознания в 9 классе

по теме «Права и свободы человека и гражданина»

Цели:

1. Образовательные:

  • Закрепить знание основных прав гражданина России.
  • Помочь обучающимся осознать, что соблюдение прав человека является важнейшей ценностью гражданского общества и правового государства.
  • Продолжить внедрение использования проектной технологии и технологии имитационного моделирования жизненных ситуаций в изучении предмета "Обществознание".

2. Развивающие:

  • Развивать самостоятельность обучающихся  и  умение составления краткосрочных проектов.
  • Развивать  навыки  работы с законодательными актами, нормативными документами.
  • Учить умению доказательно излагать свои мысли.

3. Воспитательные:

  • Продолжать формировать основы правовой культуры.
  • Воспитывать уважение к закону, патриотизм, гражданскую позицию, уважение к правовым и социальным нормам.

Основные понятия и термины:

- Конституция,

- права человека,

-  правовой статус человека,

- право человека,

- свобода человека.

Тип урока: Закрепление изученного материала.

Форма урока: Творческая лаборатория (с составлением проектной работы).

Эпиграф к уроку (написан на классной доске):

"Твоя свобода размахивать кулаками ограничена носом твоего соседа». (английская пословица)

Оформление классной доски:

Таблички:

Гражданские (личные) права - связаны с личностью правообладателя. Реализуется свобода человека принимать решения независимо от государства.

Социально-экономические права - возможность свободного распоряжения имущественными благами и ведения хозяйственной деятельности. Связаны с правом собственности, а также притязания на достойный уровень жизни и благосостояние.

Культурные права - обеспечивают духовное развитие и самореализацию личности. Свобода доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим обществом.

Политические права - возможность участия личности в политической жизни общества, в формировании и осуществлении государственной власти и местного самоуправления.

Ход урока

1 этап: организация детей на урок.

Детям предлагается сесть по группам (на листочках написаны права человека, им нужно определить к какой группе относится данное право и сесть за столик, на котором стоит табличка с указанной группой прав).

- Кто  догадался, что вас объединяет в данной группе? (классификация прав человека)

 -Назовите, пожалуйста, виды прав: гражданские,  культурные, социально-экономические, политические.

- Посмотрите внимательно небольшой видеоролик, выберите и назовите права человека из своей группы.

-В каких документах зафиксированы эти права? (во Всеобщей декларации прав человека 1948г и Конституции РФ 1993г)

ИТАК: настало время сформулировать тему сегодняшнего урока. Кто попробует это сделать? ( Основные права и свободы человека и гражданина)

Какие цели и задачи мы ставим перед собой на уроке?  (закрепить знание основных прав гражданина России, развивать навыки работы с документами, воспитывать в себе патриотизм и гражданскую позицию).

2 этап: закрепление изученного материала.

1) постановка задач:

Изучить главу 2 Конституции РФ - составить и защитить проектную работу по теме  "Мои права".

2) мотивация обучающихся:

Знание прав человека - это необходимость реальной жизни каждого человека. Знать свои права нужно для того, чтобы уметь правильно адаптироваться и жить в современном обществе, уметь отстаивать свои права и бороться за них, т.к. они являются основой свободы, справедливости и мира.

Всеобщая декларация прав человека – основополагающий документ среди всех общечеловеческих правовых документов полностью вошла в последнюю российскую Конституцию 1993 года.

3)распределение заданий: изучение Конституции РФ, главы 2 "Права и свободы человека и гражданина".

1 группа: получает задание изучить политические права человека.

2 группа: получает задание изучить гражданские права человека

3 группа: получает задание изучить социально-экономические права человека.

4 группа: получает задание изучить культурные права человека.

Обучающиеся должны изучить статьи главы 2 Конституции РФ и заполнить таблицу. Далее - презентовать свою группу прав.

3этап: исследование (работа в творческой лаборатории).

Школьникам  предстоит  изучение и отбор необходимой информации. При изучении статей Конституции каждая группа заполняет свой раздел в следующей таблице:

Гражданские права

Политические права

Социально-экономические права

Культурные права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Обучающиеся  работают в своих группах: читают, обсуждают, думают, дискутируют, спорят и вносят записи в таблицу по своему направлению изучения проблемы. Дети готовятся к выступлению для защиты своей группы прав, им необходимо сделать свои выводы.

       На данном этапе я наблюдаю за степенью самостоятельности  своих учеников и оказываю им лишь необходимую помощь (консультацию).

4 этап: представление результатов исследования, отчет.

       Этот этап необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, для демонстрации результатов.

(Формы представления результатов могут быть разными.)

       На данном уроке обучающиеся должны успеть оформить и защитить проектную работу.

      При демонстрации проектной работы (оформленная таблица, содержащая права человека) им  необходимо перечислить права и доказать, что данное право из данной группы прав.

      Здесь от ребят требуется кратко изложить свои мысли, логически выстроить сообщение, изготовить наглядность, выработать стройную манеру изложения сообщения.

      В ходе выступления каждой группы возможны комментарии, исправления и доказательства предоставленной информации исследователями.

     На данном этапе роль учителя (моя роль)  заключается в обобщении результатов. Я резюмирую, даю оценку деятельности каждой группы,  а затем работы класса в целом.

     Этот этап требует от меня (учителя) особого внимания, так как здесь важным является научить учеников преподнести добытые знания: рассказать, доказать, подвести итоги.

      В ходе защиты проектной работы исследователями организуется временная творческая группа, которая оформляет итоговый проект всего класса.

      Проект является кратковременным, исполненным в ходе одного урока, в рамках изучения одной темы.

5 этап: анализ конкретных жизненных ситуаций по теме урока.

Представьте реальную жизненную ситуацию и проанализируйте её:

«Объявление в одной очень популярной газете, в рубрике *РАБОТА*

    В организацию Н. требуется  экономист. Требования к кандидату: мужчина – брюнет, от 35 до 40 лет, высокий, коммуникативный».   (ст.37 п.3)

Из рубрики «Чего только не бывает»

    «Ученик 9 класса пропускает уроки по некоторым предметам, которые, как он считает, не пригодятся ему в жизни. Родители с ним полностью согласны». (ст.43 п.4)

Ситуация на уроке»

«Учитель отобрал и прочитал вслух записку, переданную во время урока одним школьником другому». (ст.23)

Строчки из предвыборной газеты «Голос народа»

«В городе Кирово-Чепецке на ул. Комиссара Утробина постоянно пахнет хлором. Кто за это ответит? Ведь у нас маленькие дети»! (ст.42)

6 этап: рефлексия.

Использую рефлексивный экран (в скобках даны примерные ответы детей).

Сегодня я узнал … (что права человека являются важнейшей ценностью)

Было интересно… (работать над проектом)

Было трудно… (разобраться в статьях Конституции РФ)

Теперь я могу… (легко классифицировать права человека)

Я хочу, чтобы Галина Игоревна объяснила мне,…(как защищать свои права)

Я научился (ась)… (работать с документом)

У меня получилось… (защищать проект)

Я попробую … (самостоятельно разбираться в трудных жизненных ситуациях)

Меня удивило…(что Всеобщая декларация прав человека полностью вошла в последнюю российскую Конституцию)

Мне захотелось… (рассказать о правах человека младшим школьникам)

Урок дал мне для жизни… (я научилась (ся) доказательно излагать свои мысли и испытала(л) гордость за свою страну)

Домашнее задание:

  • изучить Конституцию (главу II - обязанности человека: статьи 57,58,59,60).
  • Опережающее:   «Международное гуманитарное право».

При изучении статей Конституции

каждая группа заполняет свой раздел в следующей таблице:

Гражданские права

Политические права

Социально-экономические права

Культурные права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Право на труд

Право на жизнь

Право на отдых

Право на свободу

Право на медицинское обслуживание

Право на защиту чести и достоинства

Право на жилище

Право на личную неприкосновенность

Право на достойный жизненный уровень

Право на неприкосновенность жилища

Право на экологически чистую окружающую среду

Право на тайну корреспонденции

Право на наследование

Право на участие в митингах, забастовках

Право на доступ к культурным ценностям

Право на участие в демонстрациях, пикетах

Право на свободу творчества

Право на участие в управлении делами государства

Право на духовное развитие

Право избирать и быть избранным

Право на посещение театров, музеев, библиотек

Право на членство в любой зарегистрированной политической партии

Право на участие в культурной жизни

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

1

Учитель

Учитель истории и обществознания МКОУ СОШ с УИОП пгт Пижанка Кировской области Протасова Галина Игоревна. Методическая тема работы: «Развитие интеллектуальных способностей и ключевых компетентностей у обучающихся средствами технологии имитационного моделирования жизненных ситуаций».

2

Учебная тема

Права и свободы человека и гражданина.

Урок в 9б классе МКОУ СОШ с УИОП пгт Пижанка Кировской области

3

Основная педагогическая идея урока

В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

4

Цели урока

  1. Закрепить знание основных прав гражданина России; помочь обучающимся осознать, что соблюдение прав человека является важнейшей ценностью демократического общества и правового государства; продолжить внедрение использования проектной технологии и технологии имитационного моделирования жизненных ситуаций в изучении предмета «Обществознание»
  2. Развивать самостоятельность обучающихся и умение составлять краткосрочные проекты; развивать навыки работы с законодательными актами и нормативными документами; учить умению доказательно излагать свои мысли.
  3. Продолжить формирование основ правовой культуры; воспитывать уважение к закону, патриотизм, гражданскую позицию, уважение к правовым и социальным нормам.

5

Тип урока

Урок закрепления изученного материала.

6

Форма урока

Творческая лаборатория (с составлением проектной работы)

7

Активные методы обучения

Анализ конкретных ситуаций, действий по инструкции, разбор документации, игровое проектирование.

8

План урока

1.  Мотивация. (Знание прав человека – это необходимость)

2.  Изучение главы 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» (работа в группах)

3.  Оформление результатов исследования.

4.  Защита краткосрочного проекта.

5.  Анализ конкретных жизненных ситуаций по теме урока.

6   Рефлексия.

9

Проблема

Почему права человека часто нарушаются?

10

Основные понятия и термины

Конституция, право человека, свобода человека, правовой статус человека, права человека.

11

Ожидаемый результат

Обучающиеся должны знать: основные права человека и гражданина, закреплённые Конституцией РФ.

Обучающиеся должны уметь: защищать свои права  в случае необходимости, составлять краткосрочные проекты, работать с законодательными актами.

12

Литература и оборудование урока

1.Конституция РФ (у каждого ученика)

1а. Учебник Л.Н. Боголюбов «Обществознание» 9 класс.

2.Вырезки из газет и журналов (для составления проекта)

3.Ватман, клей, ножницы, фломастеры (каждой группе)

4.Таблички для оформления классной доски.

5.Компьютер, проектор. Видеоролик.

Представьте реальную жизненную ситуацию и проанализируйте её:

«Объявление в одной очень популярной газете, в рубрике *РАБОТА*

В организацию Н. требуется  экономист. Требования к кандидату: мужчина – брюнет, от 35 до 40 лет, высокий, коммуникативный».

Из рубрики «Чего только не бывает»

«Ученик 9 класса пропускает уроки по некоторым предметам, которые, как он считает, не пригодятся ему в жизни. Родители с ним полностью согласны».

«Ситуация на уроке»

«Учитель отобрал и прочитал вслух записку, переданную во время урока одним школьником другому».  

Строчки из предвыборной газеты «Голос народа»

«В городе Кирово-Чепецке на ул. Комиссара Утробина постоянно пахнет хлором. Кто за это ответит? Ведь у нас маленькие дети»!