материал для подготовки к ОГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9 класс) на тему

тренировочный вариант по обществозннию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchestvoznanie_9_kl.docx42.25 КБ
Microsoft Office document icon trebovaniya_obshchestvo.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников

по обществознанию

9  класс, задания

1.Верны ли следующие суждения о роли государства в рыночной экономике?

А. В современном мире государство совершенно не вмешивается в экономику.

Б. Государство регулирует рынок при помощи системы правовых норм.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

Ответ:___________.

2.  Зимой гражданка К. видела в веломагазине велосипед нужной ей модели за 5 тыс.руб. Когда весной она приехала в тот же магазин, чтобы приобрести этот велосипед, его цена поднялась до 7,5 тыс.руб. Какую рыночную ситуацию иллюстрирует этот пример?

1) рост цены в связи с сезонным повышением спроса на товар

2) рост цены в связи с сокращением предложения

3) баланс между спросом и предложением

4) отставание спроса от предложения

Ответ:_____________.

3. Гражданин Ж. приобрел кейс черного цвета. На следующий день он вернулся в тот же магазин и попросил заменить ему кейс на коричневый. Несмотря на наличие чека, продавец отказался поменять кейсы. Какое право потребителя было нарушено?

1) на отказ от покупки в течение 14 дней

2) на замену или возврат некачественного товара

3) на замену или отказ от  товара без объяснения причин в течение 14 дней

4) на достоверную информацию о товаре

Ответ:________________.

4. Прочитайте текст. Проанализируйте данные таблицы и выполните задания «4.1» и «4.2»:

      В стране Y в течение нескольких лет были проведены социологические опросы граждан. Им был задан вопрос: «Как вы считаете, куда должны направляться сверхприбыли, полученные от высоких цен на нефть?». Результаты опросов приведены в таблице.

Варианты ответа

Количество опрошенных (в %)

2008 г

2010 г

2012 г

На борьбу с бедностью

69

74

78

На решение жилищных проблем

57

60

58

На развитие инфраструктуры

30

36

36

На развитие науки и образования

39

42

36

На развитие и финансирование экономики

30

34

29

На укрепление армии

22

24

22

На погашение внешних долгов

12

15

8

В копилку на случай кризиса

10

8

7

Затрудняюсь ответить

1

2

2

4.1. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и запишите (обведите) цифры, под которыми они указаны.

  1. Постоянно растет число граждан, считающих необходимым направлять эти средства на борьбу с бедностью.
  2. Сократилось количество граждан, считающих, что эти средства надо направлять на жилищное строительство.
  3. Каждый пятый опрошенный гражданин считает необходимым направлять эти средства на финансирование науки и образования.
  4. Каждый второй опрошенный гражданин считает необходимым дополнительное финансирование армии.
  5. Увеличилось количество граждан, считающих необходимым направить эти средства на погашение внешних государственных долгов.

Ответ:____________________.

4.2. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опросов информации? Запишите (обведите) цифры, под которыми они указаны.

  1. В государстве происходит спад уровня жизни.
  2. Один из основных вопросов, волнующих население, - решение жилищной проблемы.
  3. Жители государства разочаровались в возможности накопить деньги на «черный день».
  4. Растет недовольство населения мерами правительства по решению социально-экономических проблем.
  5. Все большее внимание правительство страны Y уделяет вопросам развития науки и образования.

Ответ:__________________.

5. Прочитайте текст «Третейские суды» и выполните задания 5.1, 5.2., 5.3.:

        Третейскими судами (арбитражами) называются негосударственные органы по разрешению правовых споров. Название третейских судов происходит от слова «третий», так как для решения конфликта две стороны приглашают третью.

        Законодательство многих стран признает возможность создания третейских судов. Различают суды для разрешения одного конкретного спора и постоянно действующие арбитражи при различных организациях – торгово-промышленных палатах, биржах, предприятиях и т.д.

        В третейский суд могут передаваться споры, возникающие из гражданско-правовых отношений.

        Споры, вытекающие из налоговых, административных и других не гражданских правоотношений, третейским судам неподведомственны. Правом на обращение в третейский суд обладают все субъекты права, в том числе и с участием иностранных сторон.

        Чтобы передать дело в третейский суд, стороны должны заключить письменное соглашение. В отличие от государственного суда, третейский суд является добровольным. Еще одно отличие от государственных судов – выбор судей сторонами. Третейскими судьями могут быть избраны любые совершеннолетние граждане, согласившиеся стать судьями. Каждая  сторона избирает по одному судье, а те избирают третьего судью. Процедура третейского разбирательства является более гибкой, свободной, быстрой и дешевой, чем в государственном суде, что привлекает стороны.

        Третейский суд обязан вынести решение, основанное на законе и являющееся обязательным для сторон. Все материалы дела передаются на хранение в государственный суд. Заинтересованная сторона может обратиться в государственный суд за принудительным исполнением решения третейского суда.

        Третейские суды наиболее распространены в сфере коммерции и бизнеса. Большинство международных контрактов содержат «третейскую оговорку», что стороны в случае возникновения споров будут обращаться в один из международных арбитражей.

Пронькин В.Н., Гутников А.Б. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права: книга для ученика. СПб., 2000. Т.1.         С. 348-349.

5.1.Назовите три отличия третейского суда от государственного.

Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

5.2. Третейские суды наиболее распространены в сфере коммерции и бизнеса. Поясните, с чем связано распространение третейских судов именно в этих сферах. Приведите примеры споров, которые могут быть решены в третейском суде.

Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

5.3. Квартиру гражданина Н. ограбили, похитив все ценные вещи. Преступников удалось найти и задержать. Может ли гражданин Н. обратиться в третейский суд с требованием возмещения ему ущерба и наказания преступников? Приведите положение текста источника, которое помогает ответить на данный вопрос.

Ответ: ____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________.

6. Заполните пробелы:

Для того, чтобы стать (1)___________, (2)____________ проходит необходимый для этого путь (3)_____________, то есть усвоения накопленного поколениями людей социального опыта.

Ответ:  __________________________________________________________________.

7. Согласны ли Вы со следующими утверждениями? Напишите «Да» или «Нет».

  1. Личность — социальный образ человека, складывается из его общественного образа и внутреннего облика.
  2. Личность – это воплощение некоего общественного характера, индивидуального и, вместе с тем, типичного, социального.
  3. Воля - это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделение из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости.
  4. Системообразующим основанием биологического вида «личность» является специфичный для этого вида образ жизнедеятельности.

Ответ: _____________________________________________________________________.

8. Назовите понятие:

Поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждет от человека общество, называется ___________________________________________________

Кратко приведите примеры наиболее опасных форм данного поведения________________________________________________________ 

Ответ: ___________________________________________________________________.

9. Заполните таблицу, правильно расставив приемы и средства общения:

Мимика, интонация, пантомима, тембр, умение слушать, визуальный контакт, умение говорить.

Общение

Вербальное

Невербальное

10.  Вставьте пропущенное слово в предложении: «Феномен культуры. возникший в конце XX века, созданный на технологической основе мировой системы компьютерных сетей, имеющий практически безграничные возможности. называется ________________.

Ответ: _________________________________________________________________.

11. Какие понятия пропущены в схеме?

Ответ: _______________________________________________________________.

12. Найдите в приведенном ниже списке понятий те, которые относятся к духовной сфере и запишите в ответе цифры, под которыми они обозначены в порядке возрастания.

1. Нравственность

2. Нетократия

3. Религия

4. Искусство

5. Нанотехнологии

6. Наука

7.Архитектура

8.Маркетология

9.Археология

Ответ: ______________

13. Уберите лишнее в ряду терминов, относящихся к понятию «духовные потребности».

Потребность в знаниях, эстетическая потребность, потребность в комфорте, потребность в безопасности, потребность в самореализации.

Ответ: ____________________________________________________________

14. Установите истинность или ложность утверждений («Да» или «Нет») и запишите ответы в таблицу.

Искусство призвано:

1.  Украшать людей

2. Производить больше красивых товаров

3. Формировать образное мышление

4. Развлекать людей

5. Выполнять познавательную функцию

6. Дарить человеку эстетическое наслаждение

Овет:

15. Впишите пропущенное слово: «Российская Федерация  - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с ______________________ формой правления»

Ответ: __________________________

16. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором ряд слов пропущен.

«Мажоритарная избирательная ______________ (1)- порядок определения результатов ______________(2), при котором избранным в тот или иной выбранный орган по своему избирательному ______________ (3) считается ____________(4), набравший предусмотренное законом большинство голосов. Большинство бывает двух видов: Мажоритарная система абсолютного и относительного большинства.»

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. В списке слов больше, чем необходимо выбрать:

А – Власть

Б – Система

В – Выборы

Г – Движение

Д – Кандидат

Е – Округ

Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, обозначающую в списке выбранное вами слово.

Ответ:

1

2

3

4

17. В приведенном перечне выделите институты гражданского общества:

  1. Общества защиты прав потребителей.
  2. Министерство образования.
  3. Ассоциация педагогов «Демократическая школа».
  4. Районный суд.
  5. Объединение жильцов микрорайона.
  6. Управление внутренних дел.

Выпишите в строку ответа цифры по порядку, под которым указаны институты гражданского общества.

Ответ: __________________________

  1. Ниже приведен ряд терминов. Все из них, за исключением двух относятся к понятию «форма территориально-государственного устройства».

Монархия, унитаризм, парламентаризм, федерация, конфедерация, автономия

Найдите и укажите термины, относящиеся к другим понятия.

        

Ответ: ______________________________

  1. В одной из развитых демократических стран некий гражданин, в прошлом однокурсник и друг Президента страны был приговорен по решению суда к трём годам лишения свободы. Супруга осужденного обратилась к Президенту с просьбой содействовать изменению приговора. Как может поступить Президент правового государства? Аргументируйте свой ответ.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

  1. Заполните пронумерованные пропуски в тексте. Запишите буквенные обозначения вставляемых понятий рядом с соответствующими порядковыми номерами в таблице.

Вооружённые конфликты начала XXI века:

  1.     (1)   - международное сообщество выступает против радикального исламского фундаментализма, стремящегося к созданию всемирного халифата; другой пример – США и их ближайшие союзники борются против так называемых стран-изгоев, активно противостоящих нормам международного сообщества или доминированию США в различных регионах мира.
  2.    (2)   - вооружённое противостояние жёстких авторитарных режимов с внутренней оппозицией. Крайней формой являются гражданские войны и    (3)   , которым предшествует силовое подавление оппозиции.
  3.    (4)   - активно идущие или тлеющие войны за территорию.
  4.    (5)   - борьба одного этноса за образование своего национального государства; борьба между этносами внутри одного государства.

А) Территориально-государственные конфликты; Б) Межнациональные конфликты; В) Гражданские конфликты; Г) Государственные перевороты; Д) Цивилизационно-политические конфликты.

Ответ:

1

2

3

4

5

  1. Определите тип общественной формации по её характеристике:
  1. Аграрное общество; основа производства – сельское хозяйство.
  2. Информационное общество.
  3. Бурное развитие промышленного производства и товарно-денежных отношений.
  4. Общество разделено на свободных людей и несвободных, чей труд широко используется первыми и составляет основу хозяйства.
  5. Общество разделено на два основных класса: землевладельцев и зависимых от них крестьян.

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

  1. Установите соответствие между авторами и выдвинутыми ими теориями (одна и та же теория могла быть разработана несколькими авторами, а также одним и тем же автором может быть разработано несколько теорий).
  1. А. Тойнби                        А) формационная теория
  2. Н.Я. Данилевский                Б) теория информационного общества
  3. К. Маркс                        В) теория исторических цивилизаций
  4. Э. Тоффлер                        Г) теория модернизации
  5. Д. Белл                                Д) теория постиндустриального общества
  6. Ф. Энгельс                        Е) теория культурно-исторических типов
  7. О. Конт                                
  8. Г. Спенсер

        Ответ:

1

2

3

4

5

6

7

8

23. Верны ли суждения о социальных группах?

А. Неустойчивые группы и толпа имеют следующие характеристики: образуются внезапно, недолговечность существования, анонимность.

Б. Устойчивые группы закладывают нормы поведения для индивида.

1) Верно только А                                3) Верны оба суждения

2) Верно только Б                                4) Оба суждения неверны

Ответ:___________________.

24. Используя ВСЕ приведённые слова и словосочетания, составьте определения трёх понятий. Запишите термины и рядом запишите составленные вами определения.

  1. Особь человеческого вида биологическая единичный представитель homo sapiens рода.
  2. Человеческого своеобразие неповторимое отдельного существа.
  3. Устойчивая индивида социально-значимых черт система характеризующих как члена общества.

Ответ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

25. Соотнесите общий вид мировоззрения и его конкретную форму:

  1. Мироощущение                                        А) Верования
  2. Миропонимание                                        Б) Знания, умения и навыки

В) Убеждение

Г) Идеалы

Д) Нормы

Е) Ценности

Ж) Настроения

З) Стремления

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________________________________________.

26. Объедините виды общения по группам и дайте (выберите) название каждой из них:

  1. Совместный труд, 2) Игра, 3) Общение с животным, 4) Общение с внутренним голосом, 5) Религиозное общение, 6) Общение персонажей произведений искусства, 7) Общение с автором произведения искусства, 8) Духовное общение, 9) Обучение

Ответ:

А

Б

В

Г

27. Заполните пронумерованные пропуски в тексте

Обычно выделяют три стадии конфликта:

  1. __(1)__ ситуация (предконфликтная стадия). Стороны видят, что имеет место столкновение __(2)__; они стремятся понять его __(3)__ и оценить возможности для борьбы, выбрать наиболее оптимальный способ противодействия.
  2. Конфликт. Имеет место прямое __(4)__; оно вызывает обмен выпадами, физически или морально вредящими противнику, недоверие и отсутствие уважения между сторонами.
  3. __(5)__ конфликта. Инцидент приходит к своему финалу, когда __(6)__ конфликта устранены.

Ответ: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

28. Перечислите виды знания в соответствии с указанными критериями:

  1. Житейский опыт
  2. Эмоции художественного творчества
  3. Вера в божественное откровение
  4. Факт – теория – опыт

Ответ:____________________________________________________________________.

29. Укажите факторы различия в соответствии с социальными группами:

  1. Страты

А) По месту в системе общественного производства

  1. Классы

Б) По отношению к средствам производства

В) По уровню доходов

Г) По наличию или отсутствию собственности на значимые ценности

Д) По социальному престижу

Е) По роли в общественной организации труда

Ж) По основным чертам образа жизни

З) По способам и размерам получаемого богатства

И) По возможности влиять на власть, включённость во властные структуры

К) По самооценке своей жизни в обществе

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

30. Определите, к каким стратам относятся указанные социальные группы:

  1. Топ-менеджеры
  2. Работники без специального образования
  3. Неквалифицированный обслуживающий персонал
  4. Служащие различных учреждений, офисов
  5. Крупные предприниматели, владеющие большими компаниями
  6. Звёзды шоу-бизнеса
  7. Квалифицированные рабочие
  8. Предприниматели, владеющие средними и малыми фирмами

Ответ:

А) Элита: _____________________

Б) Средний класс: ______________

В) Малоимущие: ________________

Темы для написания сочинения-эссе

  1. Цель творчества – самоотдача. (Б.Пастернак).
  2. Создает человека природа, но развивает и образует его общество. (В.Белинский).
  3. Познание и жизнь неотделимы. (Л.Фейхтвангер).
  4. Неравенство – такой же хороший закон природы, как и всякий другой. (И.Шерр).
  5. Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее. (Н.В.Гоголь).
  6. Богатые вредны не тем, что они богаты, а тем, что заставляют бедных чувствовать свою бедность. (В.О.Ключевский).
  7. Одна и та же социальная роль по-разному переживается, оценивается и реализуется разными людьми. (И.С.Кон).
  8. Получить прибыль, не рискуя, приобрести опыт, не подвергаясь опасности, удостоиться награды, не работая, - столь же невозможно, как жить, не будучи рожденным. (Гути).
  9. Если деньги не служат тебе, они станут господствовать над тобой. (Ф.Бэкон).
  10. Политическая свобода является высшим развитием свободы личной. (Б.Н.Чичерин).


Предварительный просмотр:

 Требования к организации и проведению

школьного  этапа всероссийской олимпиады  школьников  

по обществознанию

  1. Порядок проведения школьного этапа олимпиады

1.1.Задания на школьном этапе олимпиады по обществознанию будут предложены  для 4-х возрастных параллелей: 7-8, 9, 10, 11 классов.

          Победители и призеры определяются в этих же параллелях.

1.3. Задания включают в себя 3 вида заданий: тестовые, вопросы с развернутым ответом, эссе.

1.4. Продолжительность выполнения олимпиадных заданий на школьном этапе: 7-8 классы - 1 ч. 20 минут; 9-11 классы -1 час. 30 минут.

  1. Процедура оценивания выполненных заданий
  1. В заданиях с выбором одного ответа за верный ответ – 1 балл.
  2. В заданиях с выбором 2-х, 3-х и более ответов по 1 баллу за каждый верный ответ.
  3. В заданиях на соответствие необходимо оценивать по 1-му баллу при полном соответствии ответа школьника правильному варианту, если допущена 1 ошибка (2 понятия не соответствуют определениям) ставить 0 баллов. Если больше 1 ошибки – 0 баллов. Общее количество баллов зависит от пунктов (строк) в таблице.
  4. В заданиях «Согласны ли Вы со следующими утверждениями? Напишите «Да» или «Нет», правильный ответ необходимо оценивать в 1 балл при полном совпадении, если допущена хоть 1 ошибка – 0 баллов.
  5. В заданиях с ответом в виде слова (слов, а также словосочетаний) – по 1 баллу за каждое верное слово (словосочетание). Также оцениваются слова в схемах.
  6. В заданиях, где составляется определение из предлагаемого набора слов, за верно составленный порядок слов – 1 балл, за верный термин – 1 балл. Неверный термин или неправильный порядок слов – 0 баллов. Максимальный балл – 2 балла.
  7. В задании «Решите кроссворд» за каждый верный ответ – 1 балл. Максимальный балл – от 12 до 14. 
  8. Максимальный бал за эссе – 30 баллов.
  9. Максимальный бал для 4 параллелей: 7-8 класс – 57 баллов, 9 класс – 145 баллов, 10 класс – 146 баллов, 11 класс – 172 балла.

Общие требования к написанию эссе на заданную тему

  1. Эссе должно демонстрировать содержательно-теоретический уровень владения обществоведческой тематикой (проблематикой).
  2. Эссе должно отражать личное мнение автора по излагаемому вопросу (т.е. оценочные суждения - мнения, основанные на авторских убеждениях или взглядах).
  3. Текст эссе должен быть сбалансирован. Если высказывается одна точка   зрения, то желательно, чтобы в тексте присутствовала и была проанализирована и противоположная ей.
  4. Содержание эссе должно быть продуманным, логически правильно выстроенным и структурированным (оно должно включать в себя введение, основную часть, заключение).
  5. Необходимо указать источники информации, фактов, цифр, на которые ссылается автор эссе.
  6. В эссе должно присутствовать творческое начало.

Структура эссе

Эссе должно иметь следующую структуру:

  1. Вступление (введение) - это отправная идея (проблема), связанная с конкретной темой. Введение определяет тему эссе и содержит определения основных встречающихся понятий.
  2. Содержание (основная часть) - аргументированное изложение основных тезисов. Основная часть строится на основе аналитической работы, в том числе - на основе анализа фактов.

Наиболее важные понятия, входящие в эссе, систематизируются, иллюстрируются примерами. Суждения, приведенные в эссе, должны быть доказательны. Доказательство - совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо положения с помощью других истинных и связанных с ним суждений. Структура любого доказательства включает в себя:

  • тезис - суждение, которое надо доказать;
  • аргументы - суждения, опирающиеся на категории, которые используются при доказательстве истинности тезиса;
  • вывод - суждение, логически вытекающее из приводимых автором аргументов.
  1. Заключение - это окончательные выводы по теме, то, к чему пришел автор в результате рассуждений. Заключение суммирует основные идеи. Заключение может быть представлено в виде суммы суждений, которые оставляют поле для дальнейшей дискуссии.

Критерии  оценки  эссе  по  обществознанию

Критерий оценки

Баллы

1

Знание социальных фактов

От 0 до 5

2

Владение теоретическим материалом

От 0 до 5

3

Аргументированность суждений и выводов

От 0 до 5

4

Знание мнений ученых-обществоведов

От 0 до 5

5

Внутренне смысловое единство, соответствие темы

От 0 до 5

6

Оригинальность решения проблемы, аргументация

От 0 до 5

Итого

30


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал для подготовке ЕГЭ по математике

Этот материал позволит проверить знания учащихся для подготовки к ЕГЭ....

методический материал по подготовке к ЕГЭ

Пример написания сочинения-эссе с аргументами "ЗА" и "ПРОТИВ" (в помощь учащимя для подготовеи к ЕГЭ ....

Материал для подготовки с заданию С1 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)

Материал для подготовки с заданию С1 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...

Материал для подготовки с заданию С2 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)

Материал для подготовки с заданию С2 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...

Материал для подготовки с заданию С3 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)

Материал для подготовки с заданию С3 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...

Материал для подготовки с заданию С4 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)

Материал для подготовки с заданию С4 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...

Материал для подготовки с заданию С5 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)

Материал для подготовки с заданию С5 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...