Применение активных методов обучения на уроках обществознания
методическая разработка по обществознанию на тему

Кузеванова Наталья Афанасьевна

Использование АМО на уроках обществознания в рамках ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активные и интерактивные методы преподавания на уроках обществознания

В период модернизации школы возрастает роль активных форм и методов обучения на уроках истории, обществознания и других предметов гуманитарного цикла. Необходимость этого связана с потребностью общества воспитать граждан с критическим мышлением, умеющих аргументировать, вести дискуссию, дебаты.

В настоящее время массовая педагогическая практика испытывают ряд затруднений: это перезагрузка учащихся и отсутствие желания учиться. Эти проблемы можно разрешить путем создания на уроке активизации познавательной деятельности учащихся.

Над данной темой работаю второй год.В процессе обучения учащихся можно использовать активные формы обучения, направленные не на сообщение учащимся готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на организацию их деятельности и  самостоятельных умений освоения знаний в процессе активной познавательной деятельности, направленной на решение образовательных задач.

Основным средством работы на уроке могут быть активные методы обучения такие как: мозговая атака, мозговой штурм, деловая и ролевая игра, диспут.

 В современном учебном процессе для развития творческого потенциала учащихся углубления и развертывания всех их способностей все чаще используются активные методы обучения.

Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена  не на сообщение учащимся готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на организацию их для самостоятельного получения знаний, освоение умений в процессе активной познавательной деятельности, направленной на решение образовательных проблем.

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. А.м.о. характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

Формы работы, повышающие уровень активности обучения

  1. Применение нетрадиционных форм проведения уроков (урок-деловая игра, урок-соревнование, урок-семинар, урок-экскурсия, интегрированный урок и другие.).
  2. Использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные занятия, объединенные единой темой, проблемой; комбинированные, проектные занятия, творческие мастерские и др.)
  3. Использование игровых форм.
  4. Диалогическое взаимодействие (урок-диалог).
  5. Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.).
  6. Использование различных форм учебной работы (групповые, бригадные, парные, индивидуальные, фронтальные и др.).
  7. Использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды и др.).
  8. Внедрение развивающих дидактических приемов ( речевых оборотов типа «Хочу спросить …», «Для меня сегодняшний урок …», «Я бы сделал так …», «Я думаю, что …» ит.д.; художественное изображение с помощью схем, символов, рисунков и др.).
  9. Интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-поисковый, творческий и др.).
  10. Использование всех видов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.).
  11.  Различные виды домашней работы (групповые, творческие, деффиренцированные, составление домашней работы для соседа по парте и др.).
  12. Деятельностный подход в обучении.  

Активные методы позволяют учащимся на уроке:

  - формировать собственное мнение;

 - учиться слышать и слушать другого человека, уважать мнение собеседника;

 - обогащать свой социальный опыт путем включения и переживания тех или иных ситуаций;

 - продуктивно усваивать учебный материал;

 - активно и творчески работать, проявлять свою индивидуальность;

 - уметь разрешать конфликты в  повседневной жизни;

 - продуктивно усваивать учебный материал;

 - анализировать факты и информацию;

 - творчески подходить к учебному материалу;

 - активно самостоятельно работать;

 - проявлять свою индивидуальность.

Активные методы обучения можно использовать на любом этапе урока.

Очень сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются сложным переплетением нескольких приемов. Использование тех или иных методов зависит от разных причин: цели занятия, опытности участников и преподавателя, их вкуса. Нужно также оговорить и условность названия многих методов. Часто одно и то же название используется для обозначения различного содержания, и наоборот одни и те же методы встречаются под разными именами. Поэтому приводимая ниже классификация условна.

1. Творческие задания.

2. Работа в малых группах.

3. Обучающие игры.

3.1. Ролевые.        
3.2. Деловые.        
3.3. Образовательные.

4. Использование общественных ресурсов.

4.1. Приглашение специалиста.        
4.2. Экскурсии.

5. Социальные проекты.

5.1. Соревнования.        
5.2. Выставки, спектакли, представления и т.д.

6. Разминки (различного рода).

7. Изучение и закрепление нового информационного материала.

7.1. Интерактивная лекция.        
7.2. Ученик в роли учителя.        
7.3. Работа с наглядным пособием.        
7.4. Каждый учит каждого.

8. Работа с документами (а также в ней).

8.1. Составление документов.        
8.2. Письменная работа по обоснованию своей позиции.

9. Обсуждение сложных и дискуссионных проблем (а также).

9.1. Проектный метод.        
9.2. Шкала мнений.        
9.3. Дискуссия.        
9.4. Дебаты.        
9.5. Симпозиум.

10. Разрешение проблем (а также).

10.1. Мозговой штурм.        
10.2. Дерево решений.        
10.3. Переговоры и медиация.

Использование игр на уроках обществознания как форма активизации познавательной        деятельности.

  • деловые игры — метод организации активной работы учащихся, направленный на выработку определенных рецептов эффективной учебной и профессиональной деятельности;  (Например: в 10, 11 классе при изучении Конституции, избирательного права можно использовать  деловые игры: «Знаешь ли ты Конституцию РФ», деловая игра «Твой выбор»
  • ролевые игры — метод, используемый для усвоения новых знаний и отработки определенных навыков в сфере коммуникации.

 Ролевая игра предполагает участие не менее двух “игроков”, каждому из которых предлагается провести целевое общение друг с другом в соответствии с заданной ролью;  

Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного школьника информацией.

 В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, это форма, которая противостоит пассивному слушанию или чтению. Для того чтобы заинтересовать ребенка необязательно организовывать целое театральное действие, можно включать элементы игры в любую часть урока, многие игры не требуют особой подготовки и их использование не сложно. Необходимыми условиями являются знание особенностей детей, настрой педагога, четко поставленные цели и умение учителя контролировать ситуацию, чтобы не «заиграться».

При изучении темы «Общение» 6 класс (вербальное, невербальное общение) можно обыграть  виды невербального общения.

При изучении темы «Социальный конфликт» 6 класс можно использовать для закрепления игровые ситуации для закрепления основных стадий конфликта и путей выхода из него.

Дискуссия(дебаты) — групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения. Процесс общения во время дискуссии протекает как взаимодействие участников, которое включает высказывания, выслушивание, а также использование невербальных выразительных средств. Главными чертами учебной дискуссии является то, что она представляет собой целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради поиска истины  Целенаправленность дискуссии — этоясная для каждого ученика устремленность к поиску нового знания — ориентира для последующей самостоятельной работы, знания — оценки фактов, явлений.

Я использую данный прием на уроках 10- 11 классов

(Например темы уроков, где можно использовать данный прием: «Политическая сфера общества», «Политика и власть», «Власть, которую мы выбираем», «Нужно ли идти на выборы»?)

Формы дискуссии:

- «круглый стол» — беседа, в которой на равных участвуют все члены небольшой группы учащихся  во время которой происходит обмен мнениями как между ними, так и с «аудиторией» (остальной частью класса);

- «заседание экспертной группы»  (обычно четыре-шесть учеников с заранее назначенным председателем), на котором вначале обсуждается намеченная проблема участниками группы, а затем ими излагаются свои позиции всему классу. Каждый участник вы ступает с сообщением, которое, впрочем, не должно перерастать в долгую речь;

- «форум» — обсуждение, сходное с «заседанием экспертной группы, в ходе которого эта группа вступает в обмен мнениями с «аудиторией» (классом);

- «дебаты» — явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников-представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп) и опровержений, которое начинается с выступления представителей от каждой из сторон, после чего трибуна предоставляется для вопросов и комментариев участников поочередно от каждой стороны;

- «судебное заседание» — обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела);

ЭССЕ КАК АКТИВНЫЙ МЕТОД ПРЕПОДАВАНИЯОБЩЕСТВОЗНАНИЯ (ПОДГОТОВКА К ЕГЭ)

При  сдаче Единого государственного экзамена(ЕГЭ) по обществознанию имеют значение не только знания об обществе, но и умения выразить эти знания в конкретной (чаще в виде тестовых заданий) форме контрольно-измерительных материалов (КИМ).При написании мини-сочинения экзаменуемые часто не

могут раскрыть содержание темы в силу того, что неточноопределяют смысл выбранного высказывания, углубляютсяв общие рассуждения, не связанные с проблематикой афоризма, не используют обществоведческую терминологию. Это во многом объясняется тем, что они не всегда понимают сущность эссе как особого жанра.

  • Метод проектов — самостоятельная разработка учащимися проекта по теме и его защита.

Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.  Используя при изучении какого-либо раздела метод проектов, необходимо все тщательно продумать, правильно организовать проблему над проектом, создав максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников.В ходе ученического исследования используются разнообразные источники: текст учебника, научно-популярная литература, документы, ресурсы Интернета, материалы СМИ и др.

В 5-х классах можно использовать проекты на темы: «Моя семья», «Мое хобби», «Мой класс», «мы – интернациональный народ» и др.

 В 11 классе при изучении темы: «Правовые формы предпринимательства», «Фирмы в экономике», я использую метод проектов. Обучающиеся разбиваясь на группы готовят проекты на тему: «Мы открываем свое дело»

  • мозговой штурм — специализированный метод групповой работы, направленный на генерацию новых идей, стимулирующий творческое мышление каждого участника;
  • обучение с использованием компьютерных обучающих программ;
  • анализ практических ситуаций - метод обучения навыкам принятия решений; его целью является научить учащихся анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы,
  • Кластер  сравнительные диаграммы, пазлы — поиск ключевых слов и проблем по определенной мини-теме. — это графическая организация материала, показывающая смысловое поле и структуру содержания темы или отдельного понятия. Слово кластер в переводе означает «пучок, созвездие». Ключевое слово записывается в центре доски (листа бумаги), а от него рисуются стрелки —
  • лучи в разные стороны. На концах лучей записываются слова, раскрывающие содержание ключевого понятия. Эти слова также можно «распаковывать» в виде новых кластеров.

 Данный прием можно использовать на любом этапе урока Приём графической систематизации материала.

  • Проблемное обучение — такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основная задача педагога — не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельной науки. Логика проблемного обучения принципиально отлична от логики информационного обучения. Если в информационном обучении содержание вносится как известный, подлежащий лишь запоминанию материал, то при проблемном обучении новое знание вводится как неизвестное для учащихся. Функция учащихся — не просто переработать информацию, а активно включиться в открытие неизвестного для себя знания.

Основной дидактический прием «включения» мышления учащихся при проблемном обучении — создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи, фиксирующей некоторое противоречие в ее условиях и завершающейся вопросом (вопросами), который это противоречие объективирует. Неизвестным является ответ на вопрос, разрешающий противоречие.

Можно использовать на уроках в 6 классах при изучении темы: « Межличностные отношения» (Правила общения), 10-11 класс «Глобальные проблемы современности» (Причины глобальных проблем и пути их разрешения)

В ходе проверки домашнего задания в 5-6 классах я использую прием «Учитель-ученик» Класс делится на варианты, например: первый  вариант – учителя, второй – ученики. Идет проверка Д/З в течение 10 минут с последующим обоснованием почему выставили именно эту оценку. Можно проверить правильность и обоснованность оценки : класс задает несколько вопросов  ученику, а затем вместе выставляем оценку.

Одним их активных методов можно использовать разработку кроссвордов, а затем их решение.

Результативность:

 Используя данные приемы АМО  раскрываются   многие    понятия и процессы, что ведет к хорошему усвоению учебного материала учениками, а соответственно повышению качества знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение активных методов обучения на уроках обществознания.

В настоящее время массовая педагогическая практика испытывают ряд затруднений: это перезагрузка учащихся и отсутствие желания учиться. Эти проблемы можно разрешить путем создания на уроке активи...

Сценарий мастер - класса «Применение активных методов обучения на уроках физики».

сценарий мастер - класса по применению активных методов обучения на уроках физики...

Применение активных методов обучения на уроках права

Работа написана как зачетная по реализации именного образовательного чека вариативный блок но курсу:Проблемы преподавания права в общеобразовательных учреждениях...

Применение активных методов обучения на уроках английского языка

Отчет по теме самообразования на тему "Применение активных методов обучения на уроках английского языка"...

Применение активных методов обучения на уроке.

АМО разработан для уроков русского языка и литературы. Наиболее интересен для учащихся 5, 6 классов....

Применение активных методов обучения на уроках истории

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение«Тверское суворовское военное училищеМинистерства обороны Российской Федерации»        Методи...