Методическая разработка Парламентского урока 2017
методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему

Калимуллин Айрат Азатович

Методическая разработка  Парламетского урока - 2017 "Конституция Республики Татарстан двадцать пять лет в истории"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Парламентский урок 201730.4 КБ
Файл parlament_dresenen_temasy.pptx693.43 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА  ПАРЛАМЕНТСКОГО УРОКА

«Конституция Республики Татарстан: двадцать пять лет истории»

Автор разработки учитель истории и обществознания

 МБОУ «Старочечкабская ООШ»

Калимуллин Айрат Азатович


Парламентский урок для учащихся 9 классов

Тема: «Конституция Республики Татарстан: двадцать пять лет  истории»

Цели и задачи урока:

  1. Продолжить закладывать основы политической культуры: осмысленно и грамотно относиться к деятельности государства.
  2. Формировать навыки правовой культуры.
  3. Развивать у школьников творческий потенциал и умение выступать перед публикой.

Оборудование: пакет с рабочим материалом для работы в группах, проектор, мультимедийная презентация, копия текста гимна Республики Татарстан и эссе учащихся.

План урока.

1. Приветствие.

2. Прослушивание Гимна России и Гимна Республики Татарстан.

3. Работа с терминологией (государство, общество, гражданин).

4.Театрализованное выступление учителя и учеников (депутатов выездного заседания Госсовета Республики Татарстан).

5. Выступление гостей

6. Подведение итогов.


Ход урока.

1.Приветствие

Выступление учителя:

Здравствуйте, дорогие ребята. В нашей школе, как и по всей стране, традиционным стало проведение парламентского урока. В этом году тема парламентского урока: Конституция Республики Татарстан: двадцать пять лет  истории. На нашем парламентском уроке присутствует………………………..

Впервые в Татарстане парламентский урок прошел в 2009 году. С этого момента проект стал ежегодным. В разные годы парламентский урок посвящался разным темам: «Где рождаются законы», «Гражданин и выборы», «Я - ребенок! Я – гражданин!», «Государственные символы России и Татарстана» и др.

На этом уроке мы, ребята, постараемся с вами узнать: кто стоял у истоков создания Конституции Республики Татарстан, какие силы были приложены к этому, какие преграды стояли  перед комиссией. И как принятая конституция повлияла на ход событий в Татарстане, и  в России целом. Изучая биографию личностей, работавших над проектом конституции, мы тем самым совершенствуем свою историческую грамотность, правовое воспитание, формируем  гражданскую  активность. Особенно это важно  сегодня, когда многое удалось добиться в нашей Республике в сфере строительства, экономики, права, культуры. И наша с вами задача, дорогие ученики, знать причины создания нашей Конституции. Так как в следующем году у нас в стране пройдут выборы Президента РФ. Нам, дорогие ребята, еще раз надо оглянуться назад, и понять, что еще нужно сделать для развития нашей Республики, что мы сможем сделать для нашей малой родины.

2. Прослушивание Гимна России и Гимна Республики Татарстан.

Итак, как вы  уже слышали, тема нашего парламентского урока: «Конституция Республики Татарстан: двадцать пять лет истории», многие из вас изучили более подробно историю развития нашей республики, а сейчас  ознакомьтесь с первыми лицами нашей республики. А для того чтобы наша деятельность  была эффективной, я поделил вас на комитеты. Первый комитет будет называться комитетом национального образования. А второй комитет – комитет по экологии. Дорогие ученики, обратим свое внимание на историю создания Конституции РТ: кто стоял у истоков, кем были эти люди?..

Итак, смотрим на слайд и угадываем первых лиц.

  1. Минтимер Шаймиев (государственный советник республики)
  2. Фарит Мухаметшин (председатель Госсовета РТ)
  3. Разиль Валеев (председатель комитета по образованию госсовета РТ)
  4. Туфан Миннуллин (депутат, драматург, общественный деятель)
  5. Индус Тагиров (известный историк, член конституционной комиссии 1992 года)
  6. Фаузия Байрамова (общественный деятель, член конституционной комиссии 1992).

Как вы понимаете содержание этих понятий?

Работа с терминологией (Государственный язык Татарстана, экономика Татарстана, Суверенитет).

Каждый комитет  работает с Конституцией РТ и дают полные ответы:

 Примерные ответы:

1) У нас два государственных языка татарский и русский. На этих языках каждый житель нашей республики может разговаривать, получать образование и т.д.

2..Экономика Татарстана способствует улучшению социальной жизни нашей республики…

3. Наш суверенитет принят 31 августа 1992 года, с тех пор этот день мы отмечаем как праздник…

Правильно ребята. А в чем выражается связь между гражданами и конституцией?

Предполагаемый ответ учащихся: (Из статьи прав и свобод человека Конституции РФ)

Взаимосвязь между государством и обществом, гражданами осуществляется следующим образом: во – первых, граждане участвуют в формировании государственных органов власти, выбирают президента страны и депутатов  Государственной Думы, депутатов региональных законодательных собраний.  У нас эта возможность появится, когда нам исполнится 18 лет. Также мы в будущем сами можем быть избранными, то есть, используем свое пассивное избирательное право. Граждане имеют равный доступ к государственной службе.

Во – вторых, по Конституции граждане имеют множество прав и государство должно создать условия для реализации этих прав. А мы в свою очередь пользуемся правами, но и в тоже время несем  обязанности.

В -  третьих, граждане, хотя  и не имеют законодательной инициативы, но могут обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления как лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения.

3.Кластер «Принимаем законопроекты».

Учитель знакомит учащихся с технологией составления законопроекта по двум темам, волнующим наше общество. Учащиеся получают карточки, на которых в процессе беседы они должны написать, отвечая на вопросы, какие исторические события произошли в нашей республике.

В центре одного листа  записаны  ключевые слова «Татарский язык,  пути его сохранения».  А в другом - «Экология, строительство АЭС на территории Татарстана». Вокруг этих слов каждая группа должна написать  слова (предложения),  выражающие суть идеи, факты, образы,  подходящие для данного предложения. Пока группы работают, каждому председателю комитета задаются вопросы, касающиеся событий произошедших в нашей республике.

Памятка

1)  Ознакомиться  с термином (текстом).

2) Составить кластерную схему, используя связи между понятиями.

3) В центре листа  записано ключевое слово, которое является главным  для раскрытия темы, идеи.

 4) Вокруг этого слова  пишутся слова или предложения, выражающие суть идеи, факты, образы,  подходящие для данной темы.

  5)  Затем  по мере записи все слова  соединяются с ключевым словом.

Каким будет государство, зависит от нас, обычных граждан. Мы должны стремиться воспитывать в себе лучшие гражданские качества, брать положительный пример с достойных людей и сами быть примером для других. Незнание законов не освобождает от ответственности. Поэтому не стоит откладывать то, что можно сделать сегодня. Изучая парламентскую жизнь республики, мы тем самым подчеркиваем свою политическую грамотность.

6. Подведение итогов. Рефлексия

Подумайте, как принятая Конституция РТ повлияла на развитие республики. (Прослушав ответы учеников, представляю им видеоролик, который показывает о достижениях за последние годы во всех отраслях нашей республики).

Заканчивая сегодняшний урок, я хочу вам сообщить о  том, что на официальном сайте парламента, создан проект, который позволил бы соприкоснуться с биографиями знаменитых людей республики. Подробно изучить конституционный строй нашей республики. Убедиться что Конституция РТ это не только книга с добрыми пожеланиями, но и реально действующий механизм, обладающий высшей юридической силой.

Домашнее задание и выставление оценок


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Парламент дәресенең темасы: «Татарстан Конституциясене ң 25 еллыгы»

Слайд 2

1937 елның 20 гыйнварында хәзерге Актаныш районы Әнәк авылында крестьян гаиләсендә туа . А тасы бөтен гомере буена авыл хуҗалыгында эшли (26 ел дәвамында колхоз рәисе булып тора). 1954 елда мәктәпне тәмамлый һәм Казан авыл хуҗалыгы институтына укырга керә . Казан авыл хуҗалыгы институтының механикалаштыру факультетын тәмамлаганнан соң (1959 ел) авыл хуҗалыгын механикалаштыру өлкәсендә эшли . 1969-1983 елларда - ТАССРның мелиорация һәм су хуҗалыгы министры. 1983 елда ТАССР Министрлар Советы Рәисенең беренче урынбасары . 1983-1985 елларда КПССның Татарстан өлкә комитеты секретаре. 1989-1990 елларда КПССның Татарстан өлкә комитеты беренче секретаре. 1985-1989 елларда - ТАССР Министрлар Советы Рәисе . 1990 елда ТАССР Югары Совет Рәисе итеп сайлана . Шул елда Татарстан Республикасының дәүләт суверенитеты турында Декларация кабул ителә . 1991 елның 12 июнендә Татарстан Республикасының беренче Президенты итеп сайлана .

Слайд 4

1947 елның 22 маенда Әлмәт шәһәрендә туган . 1972 елда – производствода эшләгән килеш Әлмәт газ сәнәгате техникумын , 1979 елда – Уфа нефть институтын , 1986 елда Сарытау югары партия мәктәбен тәмамлый . 15 яшендә Миңнебай газ-бензин заводында токарь булып эшли башлый . Совет Армиясе сафларында хезмәт итә . Аннан кайтканнан соң , " Әлмәтнефть " нефть промыселы идарәсе җитештерүенең автоматлаштыру цехында контроль- үлчәү приборлары слесаре булып эшли . 1970 еллар башыннан Әлмәт шәһәрендә партия, Совет һәм хуҗалык эшләрендә була : КПССның шәһәр комитеты сәнәгать -транспорт бүлеге инструкторы; халык депутатларының шәһәр Советы башкарма комитеты рәисе урынбасары , беренче урынбасары , рәисе ; КПССның шәһәр комитеты секретаре, икенче секретаре; " Әлмәтнефть " НГДУда катламнар басымын тоту өчен технологик сыекча әзерләү буенча идарә башлыгы . 1980 еллар ахырында республика Хөкүмәтендә җаваплы урыннар били: сәүдә министры, Министрлар Советы Рәисе урынбасары , соңрак – Татарстан Республикасы Премьер-министры. 1998 елдан башлап хәзерге вакытта Татарстан Республикасы Дәүләт Советына җитәкчелек итә .

Слайд 6

Т атар язучысы , шагыйрь , күренекле җәмәгать һәм сәясәт эшлеклесе , Татарстанның халык шагыйре , Татарстан Республикасының Г.Тукай исемендәге Дәүләт премиясе лауреаты (2007), Татарстанның М.Җәлил исемендәге республика премиясе лауреаты, Русиянең атказанган мәдәният хезмәткәре , Татарстанның атказанган мәдәният хезмәткәре , Русия Гуманитар Фәннәр Академиясенең шәрәфле академигы . Татарстан Югары Советы депутаты (1990-1995), 1995 елдан Татарстан халык депутаты, 2000 елдан Татарстан Дәүләт Советының мәдәният , фән , мәгариф һәм милли мәсьәләләр Комитеты рәисе . Ул — 1979 елдан СССР Язучылар берлеге әгъзасы .

Слайд 8

К үренекле татар драматургы , язучы , публицист, җәмәгать эшлеклесе , сәясәтче . ТР Дәүләт Шурасы депутаты, Дамир Сираҗиев премиясе , Муса Җәлил премиясе , Г. Тукай исемендәге дәүләт премиясе лауреаты, Казанның шәрәфле ватандашы . Татар драматургиясен , татар театрын ССРБ халыклары дәрәҗәсенә күтәргән классик драматург. 1995 елдан башлап Татарстан Дәүләт шурасы депутаты. Ул дәүләт дәрәҗәсендә татар теле, мәдәнияте проблемаларын күтәреп , Дәүләт шурасында һәрдаим татар телендә чыгыш ясаучы азсанлы депутатлардан иде .

Слайд 10

К үренекле татар галиме , тарих фәннәре докторы , профессор, сәясәтче , Татарстан Фәннәр академиясе академигы , җәмәгать эшлеклесе , Татарстан (1986) һәм Русиянең (1997) атказанган фән эшлеклесе , Татарстан Республикасы Дәүләт премиясе лауреаты (2002), Бөтендөнья татарлар конгрессының Башкарма комитеты рәисе (1992-2002). Тарихчы буларак аны ң хезмәтләре Русиядәге инкыйлаблар һәм милли хәрәкәткә , Татарстанның милли-дәүләт төзелешенә багышланган . Галим беренчеләрдән булып милли факторның Русиянең сәяси-иҗтимагый үсешенә игътибар итә , борынгы заманнардан хәзерге вакытка кадәр татар халкының дәүләтчелек тарихын киң яктырта . Ш улай ук Татарстанда 90 елларда булган сәяси-иҗтимагый үзгәрешләрдә зур роль уйный . Ул — татар милли хәрәкәтенең әйдәп баручы идеологларның берсе. Ул суверенитет турында Декларация, Татарстан Конституциясен әзерләүдә һәм кабул итүдә актив катнаша . Галим — Бөтендөнья татар конгрессын оештыручыларның берсе, аның Башкарма комитетының беренче рәисе . Ул татар халкының милли-мәдәни үсешенә зур өлешне кертә , диаспоралар белән элемтәләр урнаштыра .

Слайд 12

Татар халкының күренекле сәясәтчесе , язучысы , җәмәгать эшлеклесе . Иттифак фиркасе башлыгы , Милли Мәҗлес рәисе . Урта мәктәпне тәмамлагач , ул белемен башта Казанның театр училищесында , аннары Казан Дәүләт университетының филология факультетында дәвам итә (1983-1989). 1988 елда Татар иҗтимагый үзәгенә керә . 1990-1995 елларда – Татарстан Республикасы парламенты депутаты.1990 елларда бик актив сәясәтче , аны хәтта Татар фәрештәсе дип атыйлар һәм Сөембикә белән чагыштыралар . Хәзерге вакытта Яр Чаллы шәһәрендә яши һәм язу эше белән шөгыльләнә . 1999 елда Хаҗ кыла .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая неделя истории 2017 г.

В нашей школе вначале декабря, традиционно, проходят дни знакомства с историей, выходящей за рамки учебника. В год столетия русской революции ученики 11 класса создали галерею портретов под ...

Анализ методической работы за 2017-2018 учебный год

Цель анализа: определение уровня продуктивности методической работы в МУДО детский эколого-биологический центри изучение путей устранения проблем...

План работы школьного методического объединения на 2017-2018 учебный год

План работы ШМО гуманитарного цикла на 2017-2018 учебный год...

Приказ об организации районной методической работы в 2017-2018 учебном году

Организация методической работы с педагогами ОО Ельниковского муниципального района в 2017-2018 учебном году....

Карта методической активности (2016-2017 учебный год)

Карта методической активности учителя русского языка и литературы Хреновой Е.В. за 2016-2017 учебный год...

Методическая разработка урока по биологии в 6 классе на тему:"Плоды"для конкурса "Учитель здоровья России - 2017"

Содержание: Строение, классификация и значение плодов.Цель урока: Познакомить учащихся с классификацией и значением плодов.Задачи урока:Образовательные:Познакомить учащихся в совместной деят...