Семья-ячейка общества
методическая разработка по обществознанию (6 класс) на тему

Методическая разработка урока обществознания в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka.docx45.17 КБ

Предварительный просмотр:

                     Тема урока: Семья – ячейка общества

Цель урока:  подвести к пониманию значения семьи в жизни человека,

                        общества и государства.

Задачи:

      Образовательные:

- познакомить учащихся с понятием «семья»;

-формировать ценностные отношения обучаемых к семье.

      Развивающие:

- развивать познавательные и интеллектуальные способности;

- формировать коммуникативные навыки.

       Воспитательные:

- формировать основы социальной культуры обучаемых;

- воспитывать чувства ответственности и долга  перед своей семьей;

Оборудование:  ТСО (интерактивная доска), тексты для групповой работы.

Тип урока: урок изучения нового материала

Формы работы: индивидуальная, коллективная.

Урок построен в технологии критического мышления, что позволяет создать условия для активного вовлечения школьников в процесс обучения.

При создании разработки были учтены следующие дидактические принципы:

  1. Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности.
  2. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержание и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
  3. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
  4. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности.

    Методы, формы и средства организации деятельности подобраны с учетом возрастных особенностей шестиклассников. В урок включены:

  • Занимательные задания: отгадать загадку, собрать растерявшуюся пословицу (поговорку);
  • Обучающие задания: составление кластера, синквейна, отбор нужной информации, работа с текстами.

Ожидаемые результаты: обучающиеся имеют представление о семье, как ячейке общества, знают определение семьи, понимают значение семьи в жизни человека, общества, государства. Знают, что такое кластер, для чего и как составляется; на уроке закрепляются умения работать с источниками (документы, тексты). В конце урока проводится рефлексия, дается словесная оценка учителем и проводится самооценка каждого обучающегося.

                                                 Ход урока

Слайд 1.  Доброе утро дорогие ребята, уважаемые гости!

  1. Организационный момент.

    Стадия вызова:

- актуализация имеющихся знаний;

- пробуждение интереса к получению новой информации;

- постановка учеником собственных целей обучения.

Слайд 2.

Вопрос учителя:  Ребята, вам знакомы эти фрагменты? Из какого они мультфильма? Что отличает этого ребенка от вас?

(сцены из м/ф «Маугли», ребенок воспитывался среди животных)

Учитель:  Сейчас  я предлагаю отгадать загадки  и  определить тему нашего занятия.

Учитель загадывает загадки о семье:

  1. Она лучше всех на свете,

Без нее прожить нельзя.

Есть она у Кати, Пети

И конечно у меня.             (мама)

  1. Кто гуляет часто с вами,

Дарит вам подарки.

Дома угостит блинами-

И обнимет жарко?

Чьи волосы снега белее,

А руки желты и сухи?

Кого я люблю и жалею?

О ком прочитала стихи?     (бабушка)

  1. Одного отца-матери дитя,

А никоторому не сын.         (дочь)

  1. Кто не в шутку, а всерьез

Нас забить научит гвоздь?

Кто научит смелым быть?

С велика упав, не ныть,

И коленку расцарапав,

Не реветь? Конечно…….       (папа)

Дети отгадывают загадки. При отгадывании учитель вывешивает на доску иллюстрации с изображением членов семьи по кругу.

Вопрос учителя: Что у нас получилось?               СЕМЬЯ

Учитель: Как вы понимаете слово – семья?

                  Для чего нам нужны семьи?

Слайд 3.

                         Тема нашего занятия  «СЕМЬЯ – ячейка общества»

СЕМЬЯ – обязательная часть любого общества, государства. Семья, дом – это крепость, которую мы все пытаемся охранять, так как на ней-то все и держится. Ведь именно семья формирует будущее человека.

Учитель:

-Что бы вы хотели узнать о семье?

- Поставьте вопросы к нашей теме.

Слайд 4.

(Что такое семья?;  Когда появились семьи?;  Зачем и для чего создают семьи?;  Почему семья является ячейкой общества? )

  1. Осмысление

Реализация смысла:

- получение новой информации;

- учащиеся соотносят старые знания с новыми.

- cохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от «старого» знания к «новому».

А знаете ли вы, как появилось слово «семья»?

Стихотворение «Семья»:          (читает Цильке А.)

Когда-то о нем не слыхала  Земля…

Но Еве сказал перед свадьбой Адам…

- Сейчас я тебе семь вопросов задам.

- Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: «Я».

- Кто их воспитает царица моя?

И Ева покорно ответила: «Я».

- Кто пищу сготовит, о, радость моя?

И Ева все также ответила: «Я».

-Кто платье сошьет, постирает белье,

Меня приласкает, украсит жилье?..

«Я, Я» - тихо молвила Ева.- «Я, Я».

Сказала она знаменитых семь «Я».-

Вот так на земле появилась семья.

   Семья зародилась еще в первобытном обществе и прошла долгий путь развития. На всех ступенях развития человечества она играла большую роль во взаимоотношениях людей. И в современном мире семья остается ценностью, значимой для общества.

Что такое семья? 

Слайд 5.

Это дружный коллектив родственников, связанных кровными узами, это единомышленники, друзья, готовые всегда прийти на помощь.

«Мозговой штурм»

Вопрос: Скажите, ребята, а для чего люди создают семьи?

(рождение детей; совместное проживание, любовь, поддержка и т.п.)

Правильно, основная функция семьи – рождение и воспитание детей. В семье закладывается будущее любого народа и государства. Но вместе с этим есть еще и другие функции  семьи.

Слайд 6.

Задание: активный метод чтения («инсерт»):

 (текст № 1 об основных функциях семьи)

Прочитайте текст и пометьте в нем значками «V» - знаю информацию

                                                                                       «+» - узнал сейчас

                                                                                        «-» - думал иначе

                                                                                         «?» - мне непонятно

Слайд 7.

                    Составление кластера:   Основные функции семьи

Учитель:

Выполняя эти функции, семья придает устойчивость и стабильность обществу.

Главное предназначение семьи состоит в том, чтобы не иссякал род человеческий, появлялись новые поколения, развивалось общество.

Слайд 8.

Учитель:  А сейчас давайте соберем «растерявшиеся пословицы»:

- ладом семья крепка

(семья крепка ладом)

- семья, не семья, детей, без      

(семья без детей – не семья)

- доме густо, а в ленивом пусто, доме прилежном  

(в прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто)

- а, бабушка, внука, для, душа, ум, дедушка    

 (Для внука дедушка – ум, а бабушка - душа)

- трудолюбивы, не ленивы, и, дети, родители

(Родители трудолюбивы – и дети не ленивы).

Слайд 9.

Сценка «Репка» (вызываются 7 человек, инсценируют сказку)

Учитель:  Скажите, ребята, какие взаимоотношения в этой семье, демонстрирует народная сказка?

Слайд 10.

  • Взаимопомощь
  • Взаимопонимание
  • Отзывчивость
  • Трудолюбие
  • Доброта
  • Уважение старших

Учитель: Эти качества необходимы  каждому члену общества. Быть воспитанным – значит быть вежливым, чутким, добрым, отзывчивым.  Именно семья формирует эти качества, а в школе (в коллективе) они реализуются

Слайд 11.     (вальс Мендельсона)

«Мозговой штурм»

Учитель: А вы знаете как создаются семьи, какие условия для этого необходимы?

- любовь

- совершеннолетие

- взаимное согласие

- отсутствие других браков

- отсутствие родственных связей

- регистрация в ЗАГСе.

      Семья образуется, когда мужчина и женщина вступают в брак. Основой такой семьи является чувство любви, которое возникает между ними, желание жить вместе, растить и воспитывать детей.

Слайд 12. Работа в группах:

Работаем «Кто быстрее!» Экспертами будут наши уважаемые гости.

Расставьте в правильной последовательности этапы рождения семьи:

  • Обязанности по отношению к детям
  • Образование малой группы
  • Брак
  • Обязанности относительно друг друга
  • Рождение детей
  • Встреча

Слайд 13.

Для здорового  общества, нужна здоровая семья, а чтобы быть здоровыми, нужно делать зарядку. Вот и мы давайте разомнемся.

Физминутка:           Руки на пояс поставьте сначала,

                                     Влево и вправо качайте плечами.

                                     Вы дотянулись мизинцем до пятки?

                                      Если сумели – все в полном порядке.

Слайд 14.

Задание: активный метод чтения («инсерт»):

Учитель:  Для того, чтобы ответить на вопрос какие бывают семьи, поработайте с документом №2 .

 (работа в группах с текстом № 2 «Виды семей»)

                 

Слайд 15.

                   По ответам учащихся составляется кластер: Слайд 10.

Слайды 16-17.        Виды семей.

Слайд 18.

Ребенок учится тому

Что видит у себя в дому

Родители пример ему…

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе

И за слова: легко толкнуть

Детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом

Чтобы не каяться потом!

В Конституции РФ записано, что семья находится под защитой государства.

Вопрос: В чем проявляется забота государства по укреплению семьи?

-денежные пособия

- бесплатное образование

- льготы многодетным семьям, детям-инвалидам и сиротами др.

Слайд 19-20.

А также в нашем государстве разработаны специальные законы (Конституция РФ, Семейный кодекс РФ и др.), принимаются специальные программы в поддержку семьи и создаются государственные фонды.

   Государство заинтересовано в сохранении и укреплении семейных отношений. Положение семьи служи барометром состояния общества, показывает степень его продвижения, развития.

Вопрос:   Для чего это делается?

 (От состояния семьи зависит состояние общества)

Слайд 21-22.

Семья – самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра. От семейного благополучия зависит самочувствие человека, в семье происходит становление его личности, в семье формируются основы его мировоззрения. Поэтому мы и называем семью – ячейкой общества.

  1. Закрепление. Рефлексия.

Слайд 23.   (мелодия «Погода в доме»)

Заканчивая наш разговор, мне бы хотелось, чтобы мы с вами, собрали картину семьи .  

(Учащиеся составляют на доске картину «СЕМЬЯ»).

 Слайд 24. Работа в группах.

Творческое задание: составить синквейн.

1 строка – существительное  – центральное понятие темы,

2 строка -  два прилагательных, характеризующих главное понятие,

3 строка -  три глагола,  объясняющих суть происходящих событий,

4 строка – фраза, предложение или крылатое выражение, выражающее отношение автора к теме,

5 строка – слово (синоним), обобщающее или расширяющее смысл темы, итог темы.

Семья

Любящая, дружная,

Воспитывает, защищает, помогает,

Ячейка общества

Опора.

Дети, в любящей семье, вырастут достойными гражданами государства. Семья – это малая социальная группа, в которой происходит становление человека.

Главная функция семьи – рождение и воспитание детей.

 В семье формируются главные качества гражданина страны.

(Учащиеся составляют предложения по теме и зачитывают их)

Рефлексия.

Учитель:        Скажите, смогли мы ответить на все поставленные вопросы?

(Что такое семья?;  Когда появились семьи?;  Зачем и для чего создают семьи?;  Почему семья является ячейкой общества? )

                         Что вам помогло в этом?

                         А что мешало?

   Слайд 25.

  1. Домашнее задание:

Учитель:   Выберите понравившийся вам персонаж нашей картины, обратите внимание на обратную сторону, там каждому есть над чем подумать.

  • Для всех учащихся:  параграф 14, основные понятия темы.
  • Творческий уровень: подготовить презентации, написать стихи или мини-сочинение о своей семье.

Наш урок подошел к концу. Хочется еще раз напомнить вам, что СЕМЬЯ и воспитание в СЕМЬЕ – главные, ценнейшие богатства в нашей  жизни, которые служат началом начал для дальнейшего развития и становления ЧЕЛОВЕКА с большой буквы в ОБЩЕСТВЕ и в ГОСУДАРСТВЕ в целом.

И пусть эта  замечательная картина СЕМЬИ будет вечным символом вашей жизни!

 Слайд 26.                Всем спасибо!!!! До скорых встреч!!!!

Члены семьи связаны любовью, заботой, взаимной помощью, общим бытом.

Семья находится под защитой государства.

Права детей в семье защищает государство.

Семья нужна каждому человеку!

В детских домах дети мечтают о том, чтобы жить в семье, иметь маму и папу.

Семья помогает ребенку развиваться как личность.          

В семье вы приобретаете знания, умения и навыки в различных областях и, прежде всего в области общения, человеческих отношений. Только в семье вы получаете опыт совместной жизни. В семье вы приобретаете то или иное представление о добре и зле. О чести, порядочности, долге и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Семья – ячейка общества»

Цели:познакомить учащихся с Семейным кодексом РФ опираясь на статьи Семейного кодекса, показать как современное российское законодательство отражает интересы детей и родителей; способствовать формиров...

Технологическая карта к уроку: "Семья-ячейка общества"

В ней прописаны цели,этапы,формы и методы работы....

Семья-ячейка общества

Презентация к уроку на тему : " Семья"...

Семья - ячейка общества...

Семья - это разновозрастной коллектив, членом которого вы становитесь с первого дня своего существования....

Семья - ячейка общества...

Семья - это разновозрастной коллектив, членом которого вы становитесь с первого дня своего существования....

урок по обществознанию "Семья - ячейка общества"

Данный урок разработан  по новым ФГОС. В ходе  урока  реализуются  различные УУД. Урок  «открытия нового знания» Цель урока: коллективное решение главных вопросов связанных ...

Конспект урока по теме "Семья - ячейка общества"

Урок обществознания в 6 классе по теме "Семья - ячейка общества"...