Главные вопросы экономики
учебно-методический материал по обществознанию (8 класс) на тему

Андрюхина Зинаида Александровна

Технологическая карта урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glavnye_voprosy_ekonomiki.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Андрюхина Зинаида Александровна

МОУ «СОШ п. Дубки Саратовской области Саратовского района»

Должность: учитель истории и обществознания

Предмет: Обществознание

Класс 8

Тема и номер урока в теме: Главные вопросы экономики.

Базовый учебник: Обществознание/ Под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2014 г.

  1. Цель  урока сформировать представление о взаимосвязи путей решения главных вопросов экономики и типов экономических систеим.

- личностные: заинтересовать не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей         страны;

-метапредметные: уметь сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;

приобрести способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

овладеть различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
уметь  выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

-предметные:

иметь относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

знать  ряд ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, , социальной психологии и; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

уметь находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
понимать специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;понимать значения коммуникации в межличностном общении;

умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.

  1. Тип урока: открытие новых знаний
  2. Формы работы учащихся
  3. Необходимое техническое оборудование
  4. Структура и ход  урока:

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Время

1.Мотивация

Организационный момент.

 «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов.» Автор: Лоренс Питер. (Канадский педагог 20 века).

Проверяют готовность своего рабочего места

1

2. Актуализация

И фиксирование индивидуальных действий

Вопросы по д/з  с.85.

Участвуют в актуализации.

4

3. Выявления места и причин затруднения

Вспомним основные правления экономики? (производство,  распределение, обмен, потребление)  Какую роль играет обмен? В чем различие натурального и товарного хозяйства?  (Товарное: способ организации   жизни людей, при котором все необходимое для жизнедеятельности производится ими самими и только для собственного потребления. Натуральное: способ организации  жизни людей, при   котором, люди специализируясь в определенных   видах деятельности, производят товары и оказывают услуги, для обмена друг с другом) Какую роль в жизни общества играет производство?  Как соотносятся затраты и прибыль? (Затраты: сумма всех расходов на выпуск товаров или оказание услуг. Прибыль – превышение выручки от продажи товаров над их затратами. Прибыль = выручка – затраты

Рубрики  «Подумаем»

Участвуют в выявлении причин затруднения

2

4.Построение проекта и выхода из затруднений

Тема: Главные вопросы экономики

Формулируют  тему, цель и способы достижения.

1

5.1 Реализация проекта

Ограниченность ресурсов порождает проблему их рационального использования. Постоянно, приходится делать экономический выбор, тем кто принимает экономические решения: домашним хозяйствам, фирмам, государству.

Любое общество, должно уметь определить, какие товары, как и для кого производить.

С учебника с  151  перепишите  ГЛАВНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНМИКИ: Что производить, Как производить? Для кого производить?

Что производить?

Общество не может одновременно увеличить производство всех товаров и услуг. Что-то нужно произвести немедленно, с чем-то подождать, а от чего-то совсем отказаться..

Фирмы и предприниматели постоянно решают вопрос, что произвести из имеющихся в распоряжении ресурсов.

Как производить? Существуют различные варианты производства благ. Нужно выбрать самый эффективный. Один способ может требовать больших денег, другой технических ресурсов, третий трудовых. Какой будет оптимальный?..

Эконмическая эффективность означает соотнесение подученного результата с произведенными затратами.

Учебник. Кластер. Способы повышения эффективности производства: Внедрение нов. Техники и новых технологий; Экономное расходование ресурсов; Повышение квалификации работников; Разделение труда.

Для кого производить?

Общество вынуждено ориентировать производителей на определенного потребителя экономических благ. Учитывает потребности в товарах и услугах различных групп населения с разными доходами. (Для богатых, для массового  потребления, для бедных). (Пример с часами)

 Все перечисленные основные эк. Вопросы основаны на выборе и решаются участниками экономики в взаимосвязи.

Слушают учителя. Делают записи

25

(7)

5.2

Экономическая система и ее функции.

 Есть три пути решения общество главных вопросов экономики: 1. Согласно обычаям (по традиции),2.

 Путем отдачи распоряжений сверху (командные методы), 3. С помощью рынка.

Развитие общества показало существование нескольких вариантов организации экономических систем.

Экономическая система-совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения вопросов: что, как и для кого производить.

Три типа экономических систем: традиционная, централизованная, рыночная.

 У каждой свои подходы к решению главных вопросов эконмики и путей распределения ограниченных ресурсов.

5.3

 Типы экономических систем.

Работа в группах.

  1. Определение.
  2. Особенности.
  3. Как решаются гл. вопросы экономики
  4. Недостатки
  5.  Пример (страны)

Традиционная –эк. система

Централизованная-эк. система

Рыночная эк. система

1.Обычаи и традиции определяют практику использования ограниченных ресурсов. 2. Широкое использование ручного туда, отсталой технологии, общинном ведении хозяйства, натуральном обмене. 3. В соответствии с традициями и обычаями. 4. Способно удовлетворить лишь минимальные, жизненно-необходимые потребности.

5.Ц. Африка, Ю. Ю-в. Азия, некоторые штаты Индии.

Основные экономические решения принимаются государством, выступающим организатором хозяйственной деятельности.

2.Государственная собственность на производство, централизованное планирование производства, распределения и потребления, материальных благ.

Все эк. И природные ресурсы в собственности государства. 3. На гл. вопросы отвечает государство, через планы, директивы. 4. Недостаточность одних и переизбыток других товаров. Производители не заинтересованы в результатах деятельности. Снижение производительности труда. Неэффективность. Ухудшение качества продукта.

5. (СССР в прошлом), Куба, некоторые страны Ю. и в Сред. Азии.

1.Способ организации хозяйственной жизни, основанный на многообразии форм собственности, предпринимательстве, конкуренции, свободном ценообразовании.

2. Предприятия соперничают за лучшие условия и результаты своей деятельности. Конкуренция. Действующие в этой экономике люди свободны от власти обычаев и распоряжений сверху. Производством занимаются лишь те, кто способен применять новую технологию. Производится, будут лишь те товары, которые могут принести прибыль. 3 Гл. вопросы решаются результатом взаимодействия продавцов и покупателей на рынке. Цены формирующиеся на рынке дают ответы на вопросы.

4. Безработица, чрезмерное неравенство в доходах, эк. Нестабильность.

5. Развитые европейские страны,  Россия.

Смешанная экономика-современное хозяйство в котором активную роль играют как рынок, так и государство. США, Япония.

Рынок - совокупность экономических отношений, проявляющихся в сферах производства, распределения, обмена и потребления.

Документ с.158-159 Лобачева о смешанной экономике. Какова мысль автора? Какие аргументы в ее пользу приводит экономист.

Работают в группах.

6.Первичное закрепление с проговариванием

? Главные вопросы экономики? Что такое эк. Система? Три +1 экономические системы?

Первичное закрепление

2

7.Самостоятельная работа с самоконтролем

Экономическая система, в которой, обычаи определяют практику использования ограниченных ресурсов, называется: 1) традиционная,  2) рыночная, 3) командная,  4) административная

Э.С., в которой экономические решения принимаются государством, выступающим организатором хозяйственной деятельности общества, называется: 1) традиционная,  2) рыночная, 3) командная,  4) административная

самоконтроль

3

8.Включение в систему знаний повтор

Как решить противоречие между ограниченностью ресурсов и ростом потребностей людей?

3

9.Рефлексия

Мнение: ; многие мыслящие люди в те годы все-таки пытались проанализировать некоторые ее (эконмики) частные негативные проявления. Характерны выводы известного советского публициста А. Аграновского: «Организм должен работать сам по себе, а не так, чтобы проглотил кусок и ждал сигнала пищевода: «Проталкивай!» Потом команда сверху: «Начать подачу желудочного сока!» И звонок снизу: «Желчь не завезли!».

? Какой тип экономики критиковал Агроновский.

4

10.Домашнее задание

1.  § 18. Закончить таблицу.

1

 

К сведению:

Плановая экономика

KODE2882 / 6 сентября 2009, 10:12 / Эгоист / на индексе /

Плановая экономика

С целью общего понимания этого подхода к управлению экономикой давайте попробуем разобраться в деталях, а именно какие цели ставятся и какие методы по их достижению предлагаются.

--------------------------------------------

Плановая экономика

Я понимаю, что у многих плановая экономика ассоциируется с не такими далекими советскими реалиями, с отсутствием безработицы, хоть и скудным, но всеобщим достатком времен СССР ну и еще с уймой всяких реальных или вымышленных благ социалистической цивилизации. Давайте же точно определим что же включает в себя эта система управления экономикой.

Для начала дадим основные характеристики плановой экономики:

Ни у кого не должно быть иллюзий в основном принципе плановой экономики, а именно все права собственности принадлежат государству, а частная собственность ликвидируется и переходит в руки государству. Вдумайтесь, что это значит. Это значит, что общество поручает государству распоряжаться всем его имуществом. Ведь если перейти к аналогии, что народ это собственник, а государство наемный менеджер, то собственник нанимает государство распоряжаться своим имуществом и рассчитывает на эффективное управление этим имуществом, с целью собственного обогащения. Ведь так? Ведь все мы хотим, чтобы Россия, ее народ был богат и жил в достатке.

Но как собственник (народ) может контролировать управляющего (государство)? Логичный ответ – системой волеизъявления, то бишь выборами. Если эта система не работает, как в СССР (ее просто не было) или как в современной России, то возникает конфликт интересов. Наемный управляющий забывает, что он вообще-то должен заботиться об обогащении народа, а не о своем собственном. Вот тогда и появляются всякого рода номенклатуры небожители и слуги народа, носящиеся с мигалками по улицам города. Вот тогда государство и забывает, что человек есть конечная цель, а не средство достижения целей других людей; жизнь человека, его свобода, счастье являются его неотъемлемым правом. Но об этом позже.

Еще одной чертой плановой (административно-командной) экономики является монополия на власть, то есть всё управление народным хозяйством осуществляется из единого центра. Ну что тут сказать, вы полагаете, что возможны такие идеальные условия, когда люди монопольно владеющие властью, способные безнаказанно совершить что угодно, будут озабочены конкретно вашим процветанием?

В идеале плановая экономика подразумевает уничтожение рыночного механизма как децентрализованной системы связи на основе ценовых сигналов и ликвидацию денежной системы. Отсюда вытекает и следующий принцип плановой экономики – определение доли каждого участника процесса производства осуществляется на основе трудовых затрат. В идеале это означает «каждому по способностям» — мысль здравая и хорошая. Но как показал западный опыт, как раз рынок, который мы уничтожили, и осуществляет процесс бескомпромиссного определения качества этих самых способностей и вознаграждает их. Толи мы поняли все превратно, толи наши тогдашние руководители и уничтожив рыночные отношения мы провозгласили новую идеологию:

«С каждого по возможностям, каждому по потребностям».

Многим русским людям импонирует этот принцип, потому как он сродни присущему нам желанию халявы. Ты можешь ничего не уметь, но твои потребности будут удовлетворены. Но как можно удовлетворить поистине безграничные потребности людей при ограниченных ресурсах? Откуда возьмутся блага для удовлетворения ваших потребностей? Все люди разные, кто-то талантлив и может сконструировать завод, а кто-то бездарь. Но и у того и у другого безграничные потребности. А делить все созданные трудом каждого из них будем поровну. Что же это за справедливое общество, в котором талант обслуживает бездарность? В котором почитается неспособность и угнетается мастерство? Не будьте идеалистами, люди все разные, мы с вами живем не в обществе клонов, у каждого из нас разные интеллектуальные способности.

Заявлять, что мне нравится принцип «С каждого по возможностям, каждому по потребностям» может только бездарный человек, которому нечем делиться с другими, который готов только брать. Неумеха, который хочет выехать на способностях другого человека. Варвар, который тем не менее понимает, что у него нет никаких шансов в конкурентной борьбе с человеком знающим.

Плановая экономика

Защитники плановой экономики не без основания могут заявить, что она обладает рядом преимуществ, а именно:

— позволяет быстро сосредоточить все ресурсы общества на «направлении главного удара». Этим многие объясняют такие достижения СССР как победа во Второй мировой войне, масштабные социалистические стройки, освоение космоса и т.п. А теперь задумайтесь что лучше, собрать все силы и совершить один мощный скачек понимая, что возможно после этого скачка сил не на что больше не останется или же двигаться постепенно наращивая с каждым разом свою мощь и поднимая планку все выше и выше? Очень многие достижения дались нам необычайным усилием воли и большой ценой, а для других, почему-то, эти вопросы обыденность. Неужели вы полагаете, что русский народ настолько бездарен, что за все свои военные и трудовые подвиги он должен благодарить плановую экономику? Не считаете ли вы, что мы достигли бы намного больше если бы у нас главенствовала частная собственность, конкурентный рынок и свобода человека в конце концов? Конечно же, история не терпит сослагательных наклонений, но говоря о прошлых достижениях, подумайте о цене, которую пришлось нам уплатить за эти достижения. А ведь многие нации совершают подобные достижения без перенапряжений, без многочисленных жертв. Многое из того что для нас сейчас покажется подвигом, развитые экономики совершают ежедневно.

А теперь давайте посмотрим на конкретный ярчайший пример плановой экономики – экономику СССР.

Советская экономика представляет собой величайший парадокс XX в. На протяжении ряда десятилетий она демонстрировала высокие темпы роста, крупные масштабы производственной деятельности и объемов выпускаемой продукции. Советский Союз, занимая второе место в мире, по ряду позиций даже превосходил США. Пожалуй, наивысший успех СССР состоял в достижении паритета с США по военной мощи.

Все эти видимые успехи были добыты огромной ценой, когда ради иллюзии создания самого передового общества на земле или под лозунгом догнать и перегнать концентрировались гигантские трудовые, финансовые и материальные ресурсы. Эти ресурсы, как правило, использовались без оглядки на экономическую эффективность. Руководствовались принципом «высшей рентабельности», т.е. политическими или идеологическими соображениями, невзирая на затраты.

Возможно, нечто подобное имело место в древности в странах Востока, отличающихся особыми чертами цивилизации, единовластием диктаторов, тотальным порабощением населения. В XX в. бледным аналогом этому могла служить только фашистская Германия, да и то на сравнительно небольшом временном отрезке и без подчинения всей экономики одному правителю или государству, без уничтожения частной собственности.

Коммунистический эксперимент в нашей стране осуществлялся намного дольше. В его котле оказались не менее трех поколений советских людей. В большинстве своем они гордились результатом своих деяний, величием и мощью страны. Но это не может служить оправданием теперь уже очевидного факта: страна выбрала неверную, абсолютно неэффективную и бесперспективную модель экономики.

Плановая экономика

Трудно сказать, изобрел ли ее Сталин или она возникла в его голове как синтез идей из всех прочитанных им марксистских работ и практического опыта государственного централизованного управления в Германии при Бисмарке и «военного коммунизма» в России при Ленине. Скорее всего, последнее. Такая модель рано или поздно должна была завершиться естественной смертью как созданная на пороках и противоречиях, которые она ежечасно порождала и которые постоянно множились после того, как она стала всеохватывающей. Прав покойный академик В. Тихонов, который писал, что в СССР была создана самая нелепая из всех, какие только могут быть, хозяйственная система.

Результатом имманентных нерыночной модели пороков были производство ради производства, уродливая структура экономики, почти всеобщая неконкурентоспособность, ресурсопожирание, отсутствие самопроизвольной трудовой мотивации, мотивации к научно-техническому прогрессу, замедление темпов роста, нарастание социального недовольства в обществе. По сути, в советской экономике отсутствовал внутренний экономический механизм, существовал лишь механизм внеэкономического принуждения — планирования и командования «сверху». В результате и появился такой феномен, как общий кризис социализма.

Командно-административная модель советской экономики вполне соответствовала политическому режиму — режиму абсолютной власти одного человека, одной идеи, одной партии, одного плана. Падение темпов роста производства и агония такой экономической системы стали, в свою очередь, главным фактором расшатывания и последующего развала тоталитарной политической системы.

Социализм привел к тотальному огосударствлению экономики СССР, сделал государство единственным работодателем, который не оставил трудящимся шансов на свободный выбор работы, на возможность «торговаться» за цену своей рабочей силы. Более того, по команде «сверху» рабочая сила была объявлена нетоваром, да и, по сути, не могла быть им. Все доходы населения заранее определялись как «пайки». Приоритетное значение имели тяжелая промышленность и ВПК.

Командно-административная сталинская модель советской экономики объективно порождала экстенсивный тип развития, чрезмерную ресурсоемкость и технологическую отсталость.

Тем не менее коммунистическая пропаганда создавала образ советской экономики как экономики процветающей, успешно догоняющей Запад, имеющей преимущества перед ним едва ли не во всех отношениях. Однако это была экономика ограбленной своими же правителями страны, значительная часть населения которой влачила полунищее существование. Это была экономика, в которой производитель не был заинтересован в удовлетворении реальных потребностей населения, а потребитель был зарегламентирован при удовлетворении своих нужд. Товары народного потребления всегда были дефицитны, хотя по многим видам продукции тяжелой промышленности объемы производства в принципе были вполне достаточны для того, чтобы этого дефицита не было. Огромный ресурсный потенциал страны использовался крайне расточительно.

Устраивала ли советское общество такая экономика? Похоже, что да. Это объясняется умелой пропагандистской обработкой населения, отсутствием у него малейшего представления о том, что жизнь может быть иной. Но с течением времени советская экономика подверглась эрозии и в конце концов рухнула. Ее расточительность и неэффективность привели к тому, что сама жизнь потребовала перехода на рыночные рельсы.

Сопротивление нерыночной экономике постепенно нарастало. Предпринимались не только попытки ее реформирования; многие мыслящие люди в те годы все-таки пытались проанализировать некоторые ее частные негативные проявления. Характерны выводы известного советского публициста А. Аграновского: «Организм должен работать сам по себе, а не так, чтобы проглотил кусок и ждал сигнала пищевода: «Проталкивай!» Потом команда сверху: «Начать подачу желудочного сока!» И звонок снизу: «Желчь не завезли!».

Экономику бывшего Советского Союза разрушили практически два фактора — отсутствие в ней товарно-денежных отношений с их механизмом конкуренции и внутренне инициируемого, т.е. органического, научно-технического прогресса. К этим факторам добавились партийная экономическая политика, ошибочно нацеленная не на конечный результат — удовлетворение народных потребностей, реального спроса населения, а на развитие тяжелой промышленности и ВПК. Важнейшей чертой советской экономики помимо абсолютного господства «общественной» собственности, которой бесконтрольно распоряжалась номенклатура, был ее планово-распределительный характер. Сейчас уже общепризнано, что в действительности это была экономика командно-административная, а видимость планомерности маскировала глубокие диспропорции. Объективные потребности общества в свободной экономической активности, в труде на собственное благо, в научно-техническом прогрессе не могли быть удовлетворены из-за жесткого командногоуправления и централизованного планирования. В конце концов эти объективные потребности взорвали советское общество.

Советская экономическая политика была всегда чрезвычайно самоуверенной и амбициозной. Чего, например, стоят лозунги и призывы «догнать и перегнать» США и другие развитые капиталистические страны в экономическом отношении! Чего стоят претензии создать в СССР чуть ли не рай земной, а именно некое общество, где будут работать в меру своих способностей (которые, как известно, ограниченны), а получать по потребностям (которые безграничны)! И сроки вхождения в этот рай назначались достаточно конкретные: 1980 г.

Плановая экономика

Руководители и идеологи СССР утверждали и, похоже, были убеждены в этом, что плановая экономика и лучше, и эффективнее рыночной, поскольку при ней нет безработицы, нет расточительного потребления буржуазии, нет и эксплуатации трудящихся, которые якобы наконец-то стали работать на себя, что плановая экономика утверждает социальную справедливость, под которой имеются в виду уравнительное распределение доходов, отсутствие резко выраженной их дифференциации и социальные гарантии.

В действительности все оказалось не так. Достигнутый рост производства, лишенный необходимой основы — роста его эффективности, в конечном счете не умножал, а истощал потенциал страны. Экономика базировалась на беспрецедентной в мировом масштабе степени эксплуатации народа. Социальная справедливость фактически попиралась вследствие глубокого неравенства между рядовыми трудящимися и номенклатурой, а также уравнительного распределения доходов среди трудящихся. Доля трудового дохода в ВВП СССР никогда не превышала 50% и была существенно ниже, чем в развитых капиталистических странах.

В основе советской модели экономики лежали априорные идеи, субъективные суждения, а еще чаще — сугубо прагматические установки, призванные закрепить господство номенклатуры над народом и обеспечить накопление ресурсов для «мировой революции», как говорили вначале, и как обнаружилось потом — для международной экспансии.

Вот краткий перечень таких идей:

•        не частная, а государственная собственность, на основе которой монополизируется вся хозяйственная деятельность;

•        не рынок, а волюнтаристский план;

•        не конкуренция и материальное стимулирование, а главным образом морально-политическое принуждение, подаваемое обществу в замаскированной форме как социалистическое соревнование;

•        не фермы или крестьянские хозяйства, а колхозы и совхозы;

•        не прибыль предприятий как конкретный ориентир хозяйствования, а концентрация средств в руках государства, что якобы должно было служить удовлетворению потребностей всего народа.

Утверждалось и всячески пропагандировалось, что Запад многое перенимает из советского опыта экономического развития, из советской модели экономики. Обычно назывались планирование, общественные фонды потребления, государственное вмешательство во все стороны экономической жизни и т.д. При этом замалчивалось, что на деле на Западе происходит весьма тонкая настройка экономики в соответствии с объективными потребностями общества, не имеющая ничего общего с тоталитаризмом и примитивизмом, что на Западе отвергаются диктатура, подавление личности, государственный диктат, т.е. все то, что утверждалось в социалистическом обществе в соответствии с марксистско-ленинской доктриной.

В противоположность официальным утверждениям о растущей сознательности народа социалистический строй существовал именно в силу непонимания народом сути происходящего. Народ существовал в условиях изоляции от внешнего мира, на него оказывали мощное давление с помощью идеологического фундаментализма, над ним был установлен всеохватывающий контроль со стороны советской тайной полиции с ее гигантским аппаратом новейшей опричнины. Народ питал надежды и иллюзии по поводу достижения счастливой жизни, создания идеального общества — социализма и коммунизма.

Этот общественный идеализм, мессианство проникали в сознание значительной части нашего народа, порой и не подозревавшего о том, что другая его часть переместилась в ГУЛАГ или находится на его пороге.

Командно-административная система активно поддерживалась советским обществоведением, работами многих советских ученых, в том числе и экономистов. Об этом справедливо и честно написала академик Т. Заславская: «Скажем прямо: на протяжении долгого времени обществоведение находилось не в авангарде, а скорее в арьергарде общества. По сути, оно тащилось за практикой, ограничиваясь в значительной мере повторением, разъяснением и одобрением уже принятых решений». Примерно в то же время академик А. Анчишкин призывал «выявить причины, толкавшие экономическую науку на путь конъюнктурщины, описательства, а часто — примитивной апологетики... Советская экономическая наука (а вместе с ней и хозяйственная практика) часто ориентировалась на идеологические установки, входящие в противоречие с реальными запросами развития социалистического общества».

И в наши дни мы сплошь и рядом встречаемся с ностальгией по прошлому, по примитивным советским оценкам и иллюзиям. Например, продолжаем рассуждать о том, что рыночная экономика расточительна, что рационален лишь государственный диктат, что частная собственность ведет к обнищанию трудящихся, и т.д. и т.п.

Таких идеологов немало, не все они прибегают к прямолинейным высказываниям, но явное или замаскированное стремление вернуть страну в прошлое характерно для немалого числа нынешних обществоведов, в том числе известных экономистов. По существу, эти люди работают против вхождения страны в нормальное цивилизационное поле, в мировое хозяйство, подрывают доверие к нам наших партнеров, создают искусственно искаженный образ трансформации российской экономики из принудительной (неэффективной) к рыночной (эффективной) модели. Когда же подвергают критике современные, зачастую весьма неприглядные реалии, то стремятся всячески скрыть, что они зародились задолго до реформ. Уже тогда, в советское время, сложилась хищная корпоративная верхушка, политические властные структуры срослись с хозяйственной элитой, служебные злоупотребления стали повседневной практикой, процветала коррупция. Достаточно вспомнить хотя бы о так называемом золоте партии, «узбекском деле» и т.п.

А то, что сейчас все это вышло на поверхность, окрепло, охватило всех и вся, то причина этому — непоследовательность реформ, обеспечиваемая во многом усилиями таких критиков.

Поэтому нельзя говорить об окончательном крахе прежней системы. Во многих посткоммунистических странах она так или иначе регенерируется, воспроизводится. И следовательно, нельзя ослаблять внимание к анализу ее корней, процессов эволюции, причин живучести. Без трезвого и принципиального расчета с прошлым не может быть нормального и честного настоящего и будущего.

Важно ответить на вопрос: что означал отказ от рынка, от товарно-денежной экономики и насильственное формирование нерыночной, плановой экономики? Как показала жизнь, советская экономика оказалась способной решать лишь конкретные задачи на ограниченном пространстве и на сравнительно короткий, заданный срок. Успехи были, но только при отборе «ведущих звеньев» и концентрации ресурсов на заданных направлениях (опять же на короткий срок). Экономика СССР была эффективной в годы войны: она оказалась способной удовлетворять потребности фронта и тыла за счет невероятного уменьшения потребления и падения жизненного уровня народа; она могла обеспечить сооружение крупнейших промышленных объектов за счет урезания затрат на все другие нужды общества. Но эта экономика хронически не справлялась с задачами удовлетворения обычных потребностей людей во всем их разнообразии, устойчиво и с перспективой, не авральными, не чрезвычайными, а обычными, нормальными методами в мирное время. По существу, это было расплатой за те, казалось бы, «успехи», которые достигались чрезвычайными методами экономической мобилизации.

В статье использован материал из книги

Мировая экономика / В. М. Кудров. — М. : Юстицинформ, 2009.

Еще интересно положительно об экономии ссср

http://samlib.ru/a/aksenenko_s_i/deficit.shtml


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Главные вопросы экономики

Презентация может использоваться на уроках обществознания в 10 кл и на уроках экономики в 10 кл...

"Главные вопросы экономики" обществознание 8 класс

Подвести учащихся к пониманию основной проблемы экономики, ограниченности ресурсов и безграничности потребностей человека; познакомить с  принципами работы рынка,   экономическая систем...

Главные вопросы экономики

Урок обществознания 8 класс...

Презентация к уроку обществознания в 8 классе "Главные вопросы экономики"

В этой презентации материал сформирован в виде тезисов....

Главные вопросы экономики (презентация)

Презентация к уроку обществознания в 8 классе...

Презентация к уроку экономики в 10 классе "Главные вопросы экономики"

Презентация к уроку экономики в 10 классе "Главные вопросы экономики"...