Главные вкладки

    Религия
    учебно-методический материал по обществознанию (8 класс) на тему

    Андрюхина Зинаида Александровна

    Технологическая карта урока

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon religiya.doc557.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

    Андрюхина Зинаида Александровна

    МОУ «СОШ п. Дубки Саратовской области Саратовского района»

    Должность: учитель истории и обществознания

    Предмет: Обществознание

    Класс 8

    Тема и номер урока в теме: Религия как одна из форм культуры

    Базовый учебник: Обществознание/ Под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2014 г.

    1. Цель  урока: Раскрыть специфические черты религиозного сознания, различные функции религии в обществе.Охарактеризовать основные типы религиозных организаций. Раскрыть смысл свободы совести и свободы вероисповедания.

    - личностные: заинтересовать не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей         страны;

    -метапредметные: уметь сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
    объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;

    приобрести способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

    овладеть различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
    уметь  выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
    1) использование элементов причинно-следственного анализа;
    2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
    3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
    4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

    8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

    -предметные:

    иметь относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

    знать  ряд ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, , социальной психологии и; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

    уметь находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
    понимать специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; понимать значения коммуникации в межличностном общении;

    умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.

    1. Тип урока: открытие новых знаний
    2. Формы работы учащихся
    3. Необходимое техническое оборудование
    4. Структура и ход  урока:

    Этапы урока

    Действия учителя

    Действия учащихся

    Время

    1.Мотивация

    Организационный момент.

    Проверяют готовность своего рабочего места

    1

    2. Актуализация

    И фиксирование индивидуальных действий

    Вопросы по д/з  с.85.

    Участвуют в актуализации

    4

    3. Выявления места и причин затруднения

    Рубрики «Вспомним» и «Подумаем»

    Участвуют в выявлении причин затруднения

    2

    4.Построение проекта и выхода из затруднений

    Тема: Религия как одна из форм культуры

    Формулируют  тему, цель и способы достижения.

    1

    5.1 Реализация проекта

    Что такое религия

    Религия - одна из наиболее значимых форм человеческой культуры, появившаяся ещё в глубокой древности.

    Из уроков истории вам известно, что религия, религиозные представления людей зародились очень давно, примерно сорок тысяч лет назад.

    На определенном этапе развития религии появляется такой социальный институт, как церковь, которая объединяет людей одного вероисповедания, формирует единые каноны, догматы, нормы поведения.

    Большое значение религия имеет и в наше время.

    Учебник трактует слово «религия» в двух значениях (рубрика «мнение»). Одни исследователи переводят это слово с латинского как «связывать», то есть оно обозначает особую, не материальную, а духовную связь земного и небесного (божественного) миров.

    Согласно другому толкованию, религия - это «набожность, святыня, предмет культа».

     Попробуйте самостоятельно определить смысл слова «религия», опираясь на эти переводы с латыни (предполагаемые ответы детей: для меня религия – это вера и эта связь между мною и Богом).

    Учитель: ответим на вопрос: Что такое религия?

    Обратитесь к словарю с.251

     Религия- совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия.

    Слушают учителя работают со словарем

    25

    (7)

    5.2

    1. Особенности религиозной веры.

    Документ. С.95 Высказывание историка С. Соловьева+ вопросы

    Понимание существование религии из-за страха перед стихиями и из-за невежества людей не оправдалось современностью. Значит у религии есть другие важные функции. О них позже…

    Любая религия связана с верой…(по презентации)

    Получают информацию с презениации

    5.3

    Роль религии в жизни общества.  Заполните таблицу «Функции религии». Стр. 97 учебника.

    Заполняют таблицу

    Религиозные организации и объединения  По презентации (5 слайдов)

    Слушают учителя и смотрят презентацию

    Свобода совести, свобода вероисповедание.

    Для предотвращению религиозной розни, навязывания людям какой-либо одной религии и предназначен реализуемый многими государствами принцип свободы совести.

    Помните, что совесть-важнейший внутренний контролер поведения человека.

    Свобода совести - право человека самостоятельно формировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и общества в целом.

    Свобода вероисповедания – право самостоятельно выбирать, какую религию исповедовать, или вообще отказаться от религии, встав на позицию атеизма. 

    Атеизм - мировоззрение, отвергающее существование сверхъестественного— богов, духов, других нематериальных существ и сил, загробной жизни и т. д.

    В Конституции РФ статья 28

    Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

    Вопросы религии не только отражены в конституции, но и в других документах в  

    Конвенция ООН о правах ребенка

    Ст. 14. Свобода мысли, совести и религии. Государства должны уважать право детей на свободу мысли, совести и религии под руководством их родителей.

    Заполните схему (стр. 99-100)

    Реализация принципа свободы совести, свободы вероисповедания в РФ:

    • Все религии на территории РФ являются равноправными, отсутствует государственная религия
    • Государство гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ
    • Предусматривается равный доступ представителей всех религий и атеистов к получению образования.

    На основе перечисленного можно сделать вывод, что религия реализуют принцип свободы совести, но многое зависит и от самого гражданина. Только спокойное, уважительное отношение к представителям других религий, веротерпимость могут предотвратить недоверие, разногласия и вражду в обществе.) 

    Делают записи и выполняют схему.

    6.Первичное закрепление с проговариванием

    По записям

    Участвуют в закреплении

    2

    7. самоконтроль

    Из названных религий укажите три мировых:

    Христианство, католицизм, ислам, индуизм, буддизм,  иудаизм.

    3

    8.Включение в систему знаний повтор

    Каково значение религии для жизни общества.

    Участвуют в повторении

    3

    9.Рефлексия

    «Слово спасибо»

    Я предлагаю вам послушать небольшой рассказ об этом слове.

    Во время войны одна верующая в Бога женщина работала в столовой военного госпиталя – кормила раненых. Работать приходилось с утра до вечера, и поэтому она не успевала сходить в храм помолиться. Она пришла к батюшке с просьбой, благословить её уйти с этой работы. Он выслушал её и строго сказал:

    - Работай! За тебя люди молятся! - Женщина очень удивилась, тогда священник спросил:

    - А что тебе говорят раненые, когда ты даёшь им еду?

    - Говорят «спасибо», что же ещё?

    - Это слово имеет великую силу – оно равносильно молитве «Спаси Бог». Если тебе три раза за день сказали искреннее «Спасибо», то Бог обязательно услышит и позаботится о тебе.

    Женщина поблагодарила священника и с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами.

    4

    10.Домашнее задание

    1.  § 12, вопросы и задания в рубрике в «Классе и дома»

    1

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентации к курсу "История мировых религий"

    Работы учащихся по итогам курса....

    Идеал Человека в религиях мира

    Буддизм, индуизм, христианство, ислам. Каков идеал Человека в этих религиях?...

    география религий урок 10 класса

    мировыве и национальные религии. народы, исповедующие  мировые и национальные религии.  карта мира, распространение религий....

    Презентация о религии

    Религия- это особая форма осознания мира. Религии мировые и национальные....

    урок кубановедения "Быт и культура адыгов и казаков" , "Социальные выступления адыгов и казаков", "Язычество - древняя религия восточных славян"

    Предлагаю урок в 6 классе "Язычество - древняя религия восточных славян" представленный в виде презентации. На уроке даются краткие сведения о самых почитаемых языческих божествах.Уроки в 7 классе по ...

    План-конспект урока по ОРКСЭ "Календари религий мира. Праздники в религиях мира."

    Цель работы: познакомить с основными иудейскими праздниками, с основными православными праздниками ; воспитывать  толерантное отношение к  различным религиям; пробуждать интерес  ...

    Возникновение религий. Религии мира и их основатели. Христианство.

    Данный материал предназначен для  преподавателей ОРКСЭ в 4 классе по курсу "Основы религиозных культур и светской этики". Данный материал можно использовать  во время урока как в готово...