Подготовка к ОГЭ (человек и общество)
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9 класс) на тему

Лишенко Нино Анзоровна

Этот материал даст возможность учащися более тчательно подготовиться к экзамену. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема 1. Человек и общество

вопросы кодификатора

Общество как форма жизнедеятельности людей

Существует понятие общество в широком и узком смысле.

Общество в широком смысле слова – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения и совместной жизнедеятельности людей.

Под обществом в узком смысле понимается:

  • Определённый этап человеческой истории (средневековое общество)
  • Объединения людей с общими целями и интересами (цветоводы)
  • Население страны, государства (российское общество)
  • Всё человечество в целом

Различают следующие типы обществ:

  • Традиционное
  • Индустриальное
  • Постиндустриальное

Более подробно типы обществ в дополнительных материалах.

Глобализация – исторический процесс сближения наций и народов, постепенно стирающий традиционные границы и превращающий человечество в единую политическую систему.

Информация о глобальных проблемах в дополнительных материалах

Взаимодействие общества и природы

Существует понятие природы в широком и узком смысле.

В широком смысле под природой понимается весь мир, в многообразии его форм и проявлений;

в узком смысле – биосфера, естественные условия жизни общества, человека.

Общество неразрывно связано с природой, в отличие от неё общество не может существовать отдельно.

Типы отношений общества и природы:

Гармоничные – получение обществом из природной среды необходимых вещественных и энергетических ресурсов.

Конфликтные – загрязнение воздуха, водоёмов, бесконтрольное расходование минеральных ресурсов.

Таким образом взаимодействие общества и природы носит противоречивый характер.

Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь

Сферы общественной жизни

Составляющие элементы

Деятельность людей и отношения между ними

Экономическая

Предприятия, фирмы, банки, биржи и др.

Производство, распределение, обмен и потребление материальных благ

Политическая

Парламент, правительство партии, общественные организации и др.

Отношения между обществом и государством, между государством и политическими партиями

Сферы общественной жизни

Составляющие элементы

Деятельность людей и отношения между ними

Социальная

Системы соц. обеспечения, здравоохране-

ния и др.

Отношения между различными общественными группами

Духовная (культура, образование, наука, религия)

Школы, вузы, театры, музеи, библиотеки, архивы и т.д.

Отношения возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления

Все сферы общества (экономическая, политическая, социальная, духовная) тесно взаимосвязаны.

Биологическое и социальное в человеке

Человек – биосоциальное существо, особое, высшее звено в развитии живых организмов на Земле.

Биологическое начало:

  1. анатомия
  2. физиология
  3. протекание различных процессов в организме (питание, дыхание, сон и т.д.)

Основные отличия человека от животных:

  1. Человек способен производить орудия труда, использовать их;
  2. Человек обладает сложно организованным мозгом, мышлением и членораздельной речью;
  3. Человек способен к целенаправленной творческой деятельности;

Только для человека возможна самореализация личности.

Потребности – недостаток в чём-либо необходимом для поддержание жизнедеятельности организма.

Виды потребностей:

  • Биологические (питание, вода, самосохранение, продолжение рода и др.)
  • Социальные (общение, самореализация и др.)
  • Духовные (вера, творчество)

Задатки – природная предрасположенность человека к тому или иному виду деятельности.

Способности – индивидуально-психологические особенности личности, от которых зависит успешное выполнение определённой деятельности.

Талант – уровень развития способностей, который позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, совершенством и значимостью.

Гениальность – высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной области.

Личность, особенности подросткового возраста

Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный человек.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие, отличительные особенности (внутренние и внешние) от других людей.

Личность – совокупность социальных качеств, которые приобрел индивид в процессе жизни и проявляет их в разнообразных формах деятельности и поведения.

Социализация – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе.

Процесс социализации продолжается всю жизнь.

Информация об этапах социализации в дополнительных материалах.

Особенности подросткового возраста:

  1. Психологические изменения
  2. Физиологические изменения
  3. Развитие мышления
  4. Формирование самосознания
  5. Формирование мировоззрения
  6. Полярность мнений и поведения
  7. Чувство взрослости

Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)

Деятельность – особая форма взаимодействия человека с окружающим миром.

Более подробно об отличиях деятельности человека от активности животных в дополнительных материалах.

Структура деятельности включает в себя:

  • Объект
  • Субъект
  • Мотив
  • Цель
  • Средства
  • достижения
  • Результат

Более подробно об основных компонентах деятельности в дополнительных материалах.

Труд – это вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата.

Игра – это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – отдых, развлечение.

Учение – это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Человек и его ближайшее окружение, межличностные отношения, общение

Малая группа – немногочисленное по составу объединение людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных контактах.

Признаки малой группы:

  1. Наличие общей цели;
  2. Совместная деятельность;
  3. Личное взаимодействие членов группы;
  4. Длительность существования;
  5. Добровольный характер
  6. Определённый эмоциональный фон.

Различают следующие типы малых групп:

  • Условные (нет постоянных контактов)
  • Реальные (постоянные контакты)
  • Естественные (складываются сами по себе)
  • Формальные (официальные)
  • Неформальные (неофициальные)

Межличностные отношения – это отношения между двумя и более отдельными индивидами.

Формальные:

- переговоры о приеме на работу;

- беседа директора с родителями ученика

- отношения между должностными лицами в служебное время

- назначение деловой встречи по телефону.

Неформальные:

- вечеринка друзей;

- поездка с приятелями на пикник;

- туристический поход;

- знакомство с соседом

- беседа с приятелем по телефону.

Общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия людей, социальных групп, в ходе которого происходит обмен информацией, опытом, результатами деятельности.

Через общение человек:

- получает знания об окружающем мире

- происходит передача опыта

- усваивает культурные и нравственные     ценности, которые выработало человечество

- усваивает правила и нормы поведения

- учится оценивать поступки других людей

  • формирует личные качества:    
  • принципиальность, отзывчивость,
  • честность, доброту и др.

Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение

Межличностный конфликт – особое явление, выражающееся в столкновении интересов, мнений, взглядов отдельных людей.

Причины конфликтов:

  1. Неумение контролировать эмоции
  2. Негативные чувства (зависть, корысть)
  3. Невоспитанность
  4. Различные ценностные ориентации
  5. Возрастные

Стратегии поведения в условиях конфликта:

  1. Избегание – стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая её
  2. Приспособление – сглаживание противоречий в ущерб своих интересам
  3. Соперничество – открытая борьба за свои интересы
  4. Компромисс – урегулирование разногласий путём взаимных уступок
  5. Сотрудничество – совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон



Предварительный просмотр:

Глобальные проблемы

Глобальные проблемы – проблемы, которые могут привести к гибели человеческой цивилизации.

  • Климатические изменения, вызванные деятельностью человека.
  • Исчезновение многих видов животных и растений.
  • Рост населения Земли.
  • Быстрый рост потребления природных ресурсов.
  • Международный терроризм.



Предварительный просмотр:

Основные компоненты деятельности

Субъект деятельности – это тот, кто осуществляет деятельность (человек, коллектив, общество).

Объект деятельности – это то, на что направлена деятельность, то, что изменяется в результате деятельности (предмет, процесс, явление, внутреннее состояние человека).

Мотив – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. В качестве мотивов могут выступать: потребности, социальные установки, убеждения, интересы, влечения и эмоции, идеалы.

Цель деятельности – это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.

Результат – это конечный продукт деятельности.



Предварительный просмотр:

Типы обществ

Традиционное общество – это понятие, обозначающее совокупность обществ, общественных укладов, стоящих на разных ступенях развития и не обладающих зрелым индустриальным комплексом. Определяющая производственная сфера таких обществ – сельское хозяйство. Главные общественные институты – церковь и армия.

Индустриальное общество – это общество, для которого характерны развитая и сложная система разделения труда при высокой степени его специализации, массовое производство товаров, автоматизация производства и управления, широкое внедрение новшеств в производство и жизнь людей. Определяющей производственной сферой индустриального общества является промышленность.

Постиндустриальное общество – это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения произошёл переход от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки являются главной движущей силой экономики.



Предварительный просмотр:

Этапы социализации

  • начальный (воспитание ребёнка в детстве, происходит в семье, детском саду);
  • средний (происходит в юности, в процессе обучения в школе);
  • завершающий (социализация взрослого человека, осваивающего новые роли: супруга, родителя, специалиста и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация блока вопросов "Человек и общество"- подготовка к ГИА

В презентации представлены некоторые вопросы блока кодификатора  ГИА "Человек и общество". Можно использовать при подготовке к ГИА по обществу на консультациях, а так же на уроках по данной теме....

Экспресс-подготовка к ЕГЭ по обществознанию. Человек и общество

Советы учащимся  для подготовки к ЕГЭ.1.     Научись правильно заполнять бланки ответов и поправок.2.     Внимательно читай всё задание. Невнимательн...

Рабочая программа "Человек и общество" для подготовки учащихся к ГИА

Программа расчитана на 48 часов и состоит из 6 разделов, которые заканчиваются тестированием...

тесты для подготовки к ЕГЭ по теме "Человек и общество"

работа состоит из тестов разного уровня, части А, В и С...

Ученику и учителю. Человек и общество ЕГЭ. Материал для подготовки

Ученику и учителю. Человек и общество ЕГЭ. Материал для подготовки...

Подготовка к итоговому сочинению. Человек и общество

Данная презентация поможет учителю при подготовке учащихся к итоговому сочинению 2017г. Направление "Человек и общество"...

подготовка к ОГЭ по обществознанию. Человек и общество

Данный тест - электронный, может быть использован в качестве домашнего задания или работы на уроко со Smart- доской...