толерантность
статья по обществознанию (11 класс) на тему

 Шульга Елена Викторовна

толерантность

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование толерантного сознания учащихся на уроках истории»

Человечество вступило в XXI век, что отождествляется с вступлением в Новый мир, которому присущи новые условия и обстоятельства, а значит, необходимы новые действия, возможные лишь при условии становления нового сознания. «В настоящее время происходит смена культурных идеалов: от «человека образованного» к «человеку культуры», от «человека борьбы» к «человеку мира». [Библер 2002: 377].

Это связано в основном с процессом глобализации, выражающемся в усилении взаимовлияния, взаимозависимости стран и народов, в культурной конвергенции. Но он порождает и противоположную тенденцию - возрастание интереса народов к своим историческим корням, возрождением самобытных культурных традиций, что свидетельствует не только о желании этносов обрести культурную идентификацию, но и о попытке использовать духовное наследие как средство выхода из гуманистического кризиса. «Людям, а в особенности детям, нужен такой мир, в основе которого лежит демократия и свобода, терпимость и взаимопонимание», социальная ответственность и способность каждого человека осмысленно применять моральные нормы при принятии личных и общественных решений. [Кулинич 2007:172].

В этих условиях важной  педагогической задачей становится подготовка личности к жизнедеятельности в многонациональной среде, формирование толерантного сознания, что особенно актуально для поликультурного российского общества и Северокавказского региона как его части. Задача школы состоит в том, чтобы из ее стен вышли воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью как основой своей жизненной позиции [Рожков, Байбородова, Ковальчук 2003: 4]. Решение данной задачи требует комплексного подхода, организации определенной системы целенаправленных действий, как на уровне каждого образовательного учреждения, так и в широких рамках всего российского образования. Причем процесс этот должен быть разнонаправленным и многоступенчатым.

Содействовать становлению толерантного сознания у учащихся может только толерантный учитель, поэтому, прежде всего, эта проблема должна решаться как андрагогическая. Возможно, необходима специальная программа повышения квалификации, направленная на формирование толерантного мировоззрения учителей, на мотивацию их дальнейшей педагогической деятельности в этом направлении.

«В работе с педагогами, а затем и с учащимися должно быть уточнено и расширено само значение понятия толерантность, причем одним из самых важных для усвоения должен быть такой его аспект, как "толерантность к самому себе и к своему народу". Должен быть разрушен психологический стереотип: принятие «другого» есть отказ от самого себя - и осознано отношение к «общечеловеческим»  ценностям как к конкретному - разнонациональному - воплощению нравственных и духовных идеалов всего человечества. Нельзя быть подлинно толерантным без любви «к отеческим гробам», будучи равнодушным, к судьбам собственного народа. Но и нельзя быть настоящим патриотом, любя только собственный народ и ненавидя или презирая все остальное человечество». [Галицких 2004:134].

«В традициях отечественной педагогики собственно воспитательными предметами всегда были литература и история. Воспитательное значение истории состояло в формировании патриотических установок, при терпимом, уважительном отношении к представителям других национальностей и рас». [Лобзина 2009: 94]. Изучение истории дает чрезвычайно богатый материал по воспитанию толерантности у учащихся. Это длительный и сложный процесс, основой которому служит материал школьного курса истории. Обращение к формированию толерантности при изучении исторического материала крайне необходимо. Во многом это связано с содержанием самого материала учебников истории. По-прежнему значительное место в них отведено изучению войн, социальных катаклизмов и других явлений, дающих учащимся, прежде всего, представление о возможности силового решения возникающих проблем. Главная задача учителя — постоянно работать в этом направлении, проводя из урока в урок идеи терпимости, устойчивости, допуска и компромисса.

Воспитание толерантности начинается с изучения курса истории древнего мира. В мировоззрении детей должен быть укоренен важный принцип: терпимость ведет к устойчивости. Это положение формируется при изучении великих империй древности (Ассирия, Вавилонское царство, Персидская держава). Рассматривая причины их гибели, необходимо особое внимание уделить тому, что народы были объединены в эти империи насильно, завоеватели проявляли нетерпимость к обычаям и культуре покоренных народов. Это привело к их внутренней неустойчивости, и, в конечном итоге, способствовало гибели при появлении внешней опасности. На конкретном историческом материале учитель показывает, что компромисс способен привести к достижению желаемых результатов.

Следующая ступень - закрепление понятий и представлений о толерантности на основе материала курса истории средних веков. В качестве примера, можно привести факт разрушения Римской империи варварскими племенами, но с учетом объективных причин, сформировавших у варваров ненависть к Риму. В тоже время, строительство новой цивилизации было бы невозможным без допуска элементов античности в новый государственный и социально-экономический порядок. Только подобный синтез элементов нового и старого, преемственность, могли привести к созданию варварских государств. Курс истории средних веков также дает возможность раскрыть сущность противостояния толерантности и нетерпимости. Важно убедить учащихся, что нетерпимость, в конечном счете, приводит к краху.

Наибольший интерес и эффект в  формировании толерантного сознания представляет и демонстрирует курс отечественной истории. Его содержание позволяет не только закрепить ранее полученные знания, но расширить их, поднять на новый, более высокий уровень понимания. История и культура Древней Руси, а затем и России должны рассматриваться во взаимосвязи,  взаимодействии с соседними народами. С первых веков существования нашего Отечества терпимость к соседям, ведущим несколько иной образ жизни, закладывала основы национальной терпимости. В годы тяжелых испытаний, вторжений, оккупаций сохранить себя как государство России удалось не только благодаря патриотизму и духу национального единства, но и политике толерантности, проводимой  дипломатами и правителями по отношению к врагам (пример – монгольское иго). Рассмотрение этого вопроса обычно вызывает бурную полемику среди школьников. Можно говорить о тех границах, за которыми политика компромиссов и толерантность переходят в разряд предательства национальных интересов и конформизм, но в ряде случаев сохранение добрых отношений с захватчиками объективно направлено на благо русского народа.

Большое значение для формирования толерантного сознания имеет такой аспект изучения истории, как рассказ о деятельности «нерусских сынов России». Работа в этом направлении начинается с первых уроков изучения отечественной истории. Учитель каждый раз должен акцентировать роль «инородцев и иноземцев», отказавшись от ставшего, увы, привычным поиска «врагов» вне границ отечества и вне пределов русской нации. Учащиеся убеждаются, что представители других этносов оставили заметный след в развитии практически всех отраслей государственного устройства, экономики, науки, техники, культуры и искусства.
Таким образом, урок за уроком учащиеся расширяют понимание сущности толерантности и значение ее проявления в различных аспектах человеческой жизни.
Сложный материал для формирования толерантного сознания представляет история войн: мировых, гражданских, локальных, религиозных. Материал учебника в основном акцентирует внимание учащихся на ужасах этих явлений, боли и страданиях людей. И это совершенно справедливо. Однако формирование толерантности совершенно не означает воспитания у школьников нетерпимости к захватчикам, проявлениям геноцида и любого насилия над человеческой личностью. Необходимо сосредоточить внимание на фактах проявления толерантности даже в условиях человеческого ожесточения.

Выстраивая собственную систему преподавания, педагог сам расставляет акценты, выбирая тот материал, который позволит более эффективно решить поставленные задачи, осуществляет отдбор технологий, приемов и методов обучения и воспитания. Формировать толерантное сознание учащихся на уроках истории можно следующими путями:

1. Обязательное знакомство с различными мировыми религиями. На основе культурологического подхода должны быть созданы условия для ознакомления с разными культурными, религиозными ценностями, акцентировано внимание на их общности.

2. Содействие формированию у учащихся целостного представления об историческом процессе и его закономерностях: событиях и явлениях мировой истории, месте в ней истории Отечества и родного края.

3. Обращение на уроках тем историческим эпизодам, которые свидетельствуют о страшных последствиях интолерантности, человеконенавистничества, будь то религиозные войны средневековья, или фашистские зверства в 20-м столетии, или сталинские расправы над целыми народами. Геноцид армян в Турции в 1914 г., трагедия чеченского народа, на десятилетия лишенного права жить на земле предков; Холокост - уничтожение фашистами половины всех евреев, живших на земле, - это не просто эпизоды истории этих народов, но события, катастрофические для всего человечества. О позорных страницах мировой истории должен знать и помнить любой культурный человек, это тот самый колокол, который звонит по каждому из нас, который напоминает, до чего может дойти человечество, если на земле не восторжествует толерантность!

3. Приобщение к богатству культуры других народов. Этот процесс особенно эффективно воплощать в жизнь на уроках краеведения. Благодаря краеведению, ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история - это история людей; корни человека — в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны; в ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: справедливость, чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия, -  основной источник духовного и материального богатства и благополучия человека, условие успешного развития общества.

5. Изучение русской истории и  культуры с учетом их взаимодействия с инонациональными мирами и обогащения в этом взаимодействии. Учащиеся имеют возможность увидеть, как взаимно обогащались культурные, духовные традиции их народов, что особенно важно в нашей полиэтнической, поликультурной стране. Вместе с тем они стремятся выяснить причины межнациональных конфликтов, проявлений враждебности и противостояния, если они были раньше или существуют сегодня, продумать меры по преодолению этих причин.

 Достижение цели формирования толерантного сознания учащихся, причем, не только на теоретическом, а скорее на практическом, поведенческом уровне, диктуется самой жизнью. Хочется надеяться, что линия « знание – понимание – отношение» в вопросах толерантности, выстраиваемая на уроках истории, будет иметь своим логическим завершением еще один важнейший элемент – формирование мировоззрения гражданина мира. 

Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности.

Таким образом, организация активной познавательной деятельности школьников, использование разных форм занятий, приемов и методов, привлечение краеведческого материала – важные условия успеха формирования толерантного сознания школьников.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Библер В.С. Замыслы. М., 2002.

2. Галицких Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности. М., 2004.

3. Кулинич Г.Г. Классные часы: Культура общения. Личностный рост. Самовоспитание. 10-11 классы. – М.:ВАКО, 2007.

4. Лобзина М.И. Директор школы. Научно-методический журнал. - М. №9, 2009.

5. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности  у  школьников.   Ярославль:  Академия  развития. 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Толерантность - дорога к миру". Из опыта работы социального педагога: неделя проведения толерантности в школе.

Тема толерантности была выбрана не случайно: в современном обществе наблюдается активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов; нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которой, в сил...

Открытое занятие по толерантности.: «Путешествие по Стране Толерантности»

:  Дать детям представление о толерантности;                Расширить и закрепить представление детей о доброте...

Открытое занятие по толерантности.Путешествие по Стране Толерантности»

Расширить и закрепить представление детей о доброте...

Толерантность в гармонии многообразия. Лики толерантности

Толерантность – снисхождение к другому Странное слово "лик". Что-то высокопарное, напоминающее о темных ликах святых. И одновременно что-то дразняще скрытное, где-то рядом с "личиной". Во всяком случа...

Урок толерантности в 8 кл. «Что такое толерантность?»

Форма проведения: «круглый стол» с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.Цель: Познакомить учащихся с понятием  «толерантность», с  основными чертами толерантной и интолерантной ...

Классный час "Толерантность? Толерантность!"

Толерантность означает «уважение и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания,...