Элективный курс "Современное общество и человек" 9 класс
элективный курс по обществознанию (9 класс) на тему

Путинцева  Елена Валерьевна

Курс преподается в 9классе,1 час в неделю. Рассатривает наиболее сложные темы п обществознанию "Политика"и "Социальная сфера"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_sovremennoe_obshches_tvo_i_chelovek.docx35.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Инжавинская средняя общеобразовательная школа»

ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«Современное общество и человек»

                             (34 ЧАСА)

Автор курса

      Учитель истории и обществознания МБОУ  «Инжавинская СОШ»

                                                             Путинцева Елена Валерьевна

Инжавино 2017  ГОД

                                          Пояснительная записка.

Данный элективный курс предназначена для учащихся 9 класса, сделавших свой выбор обществознания как предмета по выбору для сдачи в форме ГИА. Программа предполагает наличие осознанного выбора девятиклассниками предмета по выбору для сдачи в форме государственной итоговой аттестации.  Программа рассчитана на 34 часа.  

Цель данного элективного курса и его программы не дублирование содержания уроков обществознания, а подготовка учащихся 9 классов к успешной  государственной итоговой аттестации по обществознанию через актуализацию знаний по основным темам курса.

Программа содержит сведения о многочисленных формах контроля. Её реализация поможет развивать и совершенствовать метапредметные умения и навыки.

Обществознание как учебный предмет представляет собой синтез наук, объектом изучения которых является человеческое общество и отдельные стороны его жизни. Поэтому обществознание включает в себя основы экономики, политологии, права, философии, социологии, психологии и других наук. Знания основ обществознания помогает обществу  в эффективном решении множества проблем, стоящих  перед ним в экономической, политической, социальной или духовной сфере.

Элективный курс адресован учащимся 9 классов, как выбравшим предмет «обществознание» для ГИА, проявляющим интерес к предмету.

 Предмет «обществознание» привлекателен в выборе учащимися 9 классов для сдачи в форме ГИА, так как для подросткового возраста свойственно как  стремление разобраться в самом себе, стремление изменить мир вокруг себя.. Для поступления в  вуз именно обществознание будет одним из вступительных экзаменов и поэтому уже в 9 классе учащиеся хотят сосредоточиться на главном, систематизировать свои знания, чтобы было легче учиться в 10 классе, а затем меньше времени заняло бы повторение во время подготовки к ЕГЭ. Именно эти два мотива побуждают подростков к выбору элективных курсов по обществознанию.

Программа элективного курса составлена с учётом и на основе:

 требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

Образовательной программы образовательного учреждения.

Программа рассчитана на 34  часа в год (1 час  в неделю). Темы занятий сформулированы согласно  содержанию образовательных линий Кодификатора ГИА-2012.

Рабочая программа предполагает использование новых подходов в работе, направленных на формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности, направленной на актуализацию знаний по основным темам курса. 

Занятия элективного курса, реализующего данную программу, должны:

  1. В соответствии с запросами учащихся и их родителей помочь организовать работу по подготовке  к успешной государственной итоговой аттестации по курсу обществознания в рамках элективного курса по подготовке  к ГИА с учётом разного уровня подготовленности учащихся (исходя из их текущей успеваемости и степени обученности по предмету, разного уровня сформированности метапредметных умений и навыков, разного уровня правовой культуры,  разного интеллектуального уровня развития детей);
  2. Конкретизировать содержание предметных тем Государственного стандарта;

Цель программы: подготовка учащихся 9 классов к успешной  государственной итоговой аттестации по обществознанию через актуализацию знаний по основным темам курса.

Задачи программы

  1. Помочь в формировании у учащихся целостной картины общества, соответствующей и адекватной современному уровню знаний о нём доступной по содержанию для подростков 14-15-летнего возраста;
  2. Обобщить и закрепить у учащихся знания об основных сферах жизни общества, о формах регулирования общественных отношений, выполнении типичных социальных ролей человека и гражданина;
  3.  Развивать умение находить и систематизировать, критически осмысливать социальную информацию из различных источников, анализировать и обобщать полученные данные;
  4. Способствовать углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
  5. Способствовать повышению мотивации к высокопроизводительной учебной деятельности;
  6. Развивать умение применять знания, полученные в ходе социальной практики, для решения конкретных обществоведческих задач
  7. Формировать опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни, для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений.

От уровня подготовленности учащихся данного курса, степени их самостоятельности в самообразовании, инициативности зависит  объём теоретического содержания занятий, но он не может быть ниже, определённого данной программой.

Принципы программы

  • Актуальность

Создание условий для подготовки учащихся к сдаче ГИА посредством актуализации их знаний.

  • Научность

Обществознание -  учебная дисциплина, представляющая собой синтез наук, объектом изучения которых является человеческое общество и отдельные стороны его жизни.

  • Системность

Курс строится от актуализации теоретических знаний к практическим их применениям , от решения частных задач  (конкретных заданий первого уровня конкретной образовательной линии) к решению общих (уровень В, С).

  • Практическая направленность

Содержание элективного курса направлено на актуализацию знаний и развитие необходимых умений, помогающих как успешно пройти ГИА, так и применять  их в повседневной социальной практике.

  • Обеспечение мотивации
  1. развитие и поддержание интереса к обществознанию как к науке
  2.  прохождение данного курса способствует систематизации знаний по обществознанию и, тем самым, облегчает стартовые возможности для изучения предмета в старшей школе
  • Реалистичность

С точки зрения возможностей усвоения основного содержания программы – возможно освоение за 34 часа,  и к тому же дополнительное обстоятельство, позволяющее реализовать данную программу - хорошая мотивация у учащихся, так как они сами выбрали данный предмет для сдачи в форме ГИА.

  • Данный курс одновременно и ориентационный

Он расширяет кругозор, совершенствует знания и умения, удовлетворяет познавательный интерес школьников к общественным проблемам, осуществляет теоретически-практическое знакомство учащихся с возможностью решения многих проблем общества и конкретной личности.

  • Основным результатом освоения данного курса учащимися 9 класса станет их готовность к успешной сдаче государственной итоговой аттестации, как теоретическая, так и практическая, моральная и психологическая.

Предполагаемые личностные  результаты

1. Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни (данный элективный курс поможет систематизировать знания и развить универсальные учебные навыки, необходимые

  • для успешной сдачи ГИА в текущем году,
  • для подготовки теоретической базы и необходимых умений для дальнейшего обучения в старшей школе, затем успешной сдачи ЕГЭ, дающего возможность получения профессионального образования и профессиональной самореализации).

2. Дальнейшее развитие умений коммуникации, усвоение с целью дальнейшего применения умения вести полемику.

3. Ценностные ориентиры, основанные на толерантности, осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия.

4. Понимание необходимости развития внутреннего мира своей личности- члена формирующегося гражданского общества в РФ.

Предполагаемые метапредметные результаты:

  1. Учащиеся научатся сознательно организовывать вою познавательную деятельность
  2. Учащиеся углубят свои знания и разовьют умения объяснять явления социальной действительности с научных позиций
  3. Учащиеся смогут выполнять познавательные и практические задания на:
  • использование элементов причинно-следственного анализа;
  • составление простого плана;
  • составление тезисов;
  • составление конспекта;
  •  использование несложных реальных связей и зависимостей:
  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта, самостоятельное определение и выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
  • поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
  • перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в схему или таблицу, из диаграммы в текст или таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.);
  • выбор знаковых систем адекватно предложенной коммуникативной и познавательной ситуации;
  • объяснение изученных положений на конкретных примерах;
  • объективную оценку своих учебных действий;
  • корректировку своего собственного поведения в социуме;
  • определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения;
  • способность решать творческие задачи представлять, результаты свей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, опорный конспект, схема и др.).

4.   Учащиеся смогут быть готовыми к сотрудничеству с учениками, с учителем, к коллективной работе.

Предполагаемые предметные результаты:

в познавательной сфере:

  • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах жизни общества, механизмах и регуляторах деятельности человека;
  • знание базовых ключевых понятий обществознания в объёме основной школы;
  • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения учащимися своих социальных ролей;
  • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках, адекватно её воспринимать, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями);
  • умения давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей.

в ценностно-мотивационной сфере

  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности;
  • знание основ нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли в жизни общества, умение применять эти нормы и правила к анализу конкретных реальных ситуации, установка на необходимость руководствоваться этими правилами в собственной жизни;
  • знание особенностей труда и основных требований трудовой этики;
  • знание новых возможностей для коммуникаций в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.

Основные виды деятельности учащихся:

  • индивидуальная самостоятельная работа по систематизации теоретических сведений по теме занятия в процессе предварительной подготовки к занятию (прочтение и осмысление теоретического материала, составление плана конспекта, схемы, предварительный подбор ситуативных примеров социальной действительности в соответствии с темой);
  • индивидуальная работа по выполнению заданий ГИА:

- решение тестовых заданий

- решение заданий на анализ признаков событий или явлений

-решение заданий на классификацию событий, явлений;

-решение заданий на умение дать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

-составление простого плана.

  • парная работа
  • групповая работа
  • творческая работа  (составление кроссвордов по терминам идр.)
  • дистанционное консультирование по возникающим вопросам посредством возможностей электронной почты или « Skype»
  • прохождение компьютерного тестирования по теоретическим основам образовательных линий ( в соответствии с Кодификатором)
  • онлайн тестирование на проверенных учителем бесплатных сайтах Интернета.

Организационно-педагогические основы обучения:

Программа рассчитана на второе полугодие учебного года.

Возраст детей: 9 класс

Режим работы: 1 час в неделю .

Занятие может быть построено по плану:

  1. Проверка домашней работы по теме
  2. Коллективное решение типичных заданий
  3. Проверка выполнения заданий
  4. Индивидуальная работа по составлению плана текста
  5. Проверка выполнения задания
  6. Групповая или парная работа с текстом по заданиям С2-С4 и дальнейшая коллективная проверка результатов

Формы контроля:

  • Проверка планов-конспектов, схем, составленных учащимися дома
  • Во внеурочное время принятие учителем теоретических зачётов по образовательным линиям Кодификатора (индивидуально)
  • Взаимопроверка теоретической подготовленности учащихся по теме
  • Проверка подготовки (теоретической) во время работы с презентацией, содержащей частичные сведения и пустографки для фронтальной беседы
  • Компьютерное тестирование по освоенной теме
  • Письменное тестирование
  • Проверка сформированности УУД при решении индивидуальных заданий ГИА
  • Контроль знания основных терминов и понятий (решение кроссвордов)
  • Контроль знания и умения оперировать основными терминами и понятиями (работа с текстом, в который требуется вставить буквы, которые соответствуют понятиям, приведённым вслед за текстом.

Содержание программы курса

  1. Особенности ГИА по обществознанию (2 часа, в т.ч. 0, 5часа теория). Кодификатор. Спецификатор. Система оценивания. Демоверсия ГИА.
  2. Человек и общество (4часа, в т.ч. 0, 5 часа теория). Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие природы и общества. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Биологическое и социальное в человеке. Личность. Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и её основные формы (труд, игра, учеба). Человек и его ближайшее окружение.  Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и их конструктивное разрешение.
  3. Сфера духовной культуры (4часа, в т.ч. 0, 5 часа теория). Сфера духовной культуры и её особенности. Наука в жизни современного общества. Образование и его значение в условиях информационного общества.  Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность. 
  4. Экономика (4часа, в т.ч. 0, 5 часа теория). Экономика, её роль в жизни общества. Товары и услуги, потребности и  ресурсы, ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предприятие и фермерское хозяйство. Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции государства. 
  5. Социальная сфера (4 часа, в т.ч. 0, 5 часа теория).  Социальная структура общества. Семья как малая группа. Отношения между поколениями.  Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальные нормы и ценности. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт и пути его решения. Межнациональные отношения.
  6. Сфера политики и социального управления (4часа, в т.ч. 0, 5 часа теория).  Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства.  Разделение властей. Формы государства. Политический режим. Демократия. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественной  жизни страны.  Гражданское общество и правовое государство. 
  7. Право (4 часа, в т.ч. 0, 5 часа теория). Право, его роль в жизни общества и государства. Нормы права. Нормативный правовой акт.  Понятие правоотношений.  Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации.  Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина.  Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов. Гражданские правоотношения.  Права собственности. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей.  Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения,  правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
  8. Практическое решение тестовых заданий (2 часа)

Учебно-тематическое планирование курса

              Название темы курса

Колич. часов

Формы контроля

1-2.

Особенности ГИА по обществознанию

       2

3

Человек и общество

       1

4

Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.

      1

      1

5

Биологическое и социальное в человеке. Личность

      1

6

Межличностные отношения. Общение

      1

7

Сфера духовной культуры и её особенности.

       1

8

Наука в жизни современного общества. Образование и его значение в условиях информационного общества.  

      1

      1

9

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества.

      1

10

Экономика, её роль в жизни общества. Товары и услуги, потребности и  ресурсы, ограниченность ресурсов. 

      1

11

Экономические системы и собственность. Производство, производительность труда.

       1

12

Налоговая система. Виды налогов. 

      1

      1

13

Экономические цели и функции государства

      1

14

Социальная структура общества. Семья как малая группа.

      1

15

Социальные нормы и ценности. Отклоняющееся поведение.

       1

16

Социальный конфликт и пути его решения. Межнациональные отношения.

      1

      1

17

Власть. Роль политики в жизни общества

      1

18

Понятие и признаки государства.  Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум.

      1

19

Формы государства

       1

10

Политический режим. Демократия. Местное самоуправление.

      1

      1

21

Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум.

      1

22

Органы государственной власти РФ.

      1

23

Территориально – административное устройство РФ.

       1

24

Политические партии и движения, их роль в общественной  жизни страны.  

      1

      1

25

Гражданское общество и правовое государство.

      1

26

Право, его роль в жизни общества и государства.

      1

27

Нормы права. Нормативный правовой акт.  

       1

28

Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности

      1

      1

29

Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ

      1

30

Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина

      1

31

Права собственности. Права потребителей.

      1

32

Право на труд и трудовые правоотношения. Административные правоотношения,  правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

      1

33-34

Практическое решение тестовых заданий Работа с бланками.

       2

Рекомендованная литература

Для учителя

  1. Закон РФ « Об образовании».
  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.-

http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1487/

  1. Воспитание на уроках обществознания и истории // Преподавание истории в   школе. - 2009. - № 4.
  2. Данилов А. А. Не уйти от требований дня // Преподавание истории в школе. - 2007. - № 1.
  3. Журин И.А. Тематический контроль и рейтинговая система оценки знаний учащихся // Преподавание истории в школе. -2008. - № 5.
  4. Иоффе А.Н. Проблема оценивания в общественных дисциплинах // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2005. -  № 5.
  5. Капустняк А.Г. О государственной аттестации выпускников 9 классов в условиях введения единой независимой оценки качества образования // Преподавание истории и обществознания в  школе. - 2007. - № 8.
  6. Киселева Н.Б. Нравственное воспитание на уроках обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2007. - № 8.
  7. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. – М., 2002
  8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – С., 2000.
  9. Соболева О.Б. Педагогические риски обучения обществознанию на основе использования личного социального опыта учащихся // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2005. - № 6.
  10. Тороп В.В. Проблема использования информационных технологий в преподавании предметов социально-гуманитарного цикла // Преподавание истории в школе. 2007. - № 2.

Сборники для подготовки заданий для проведения занятий

  1. Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Обществознание/ ФИПИ авторы- составители:  О.А. Котова, Т.Е. Лискова – М.: Эксмо, 2011.
  2. ГИА-2012. Экзамен в новой форме. Обществознание. 9 класс/ ФИПИ авторы- составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова - М.: Астрель, 2011.
  3. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Обществознание. 2012/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова– М.: Интеллект-Центр, 2011.

Электронные ресурсы

  1. http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  2. http://www.edu.ru/ - каталог образовательных Интернет-ресурсов
  3. http://www.humanities.edu.ru - портал социально - гуманитарное образование
  4. http://lib.thewalls.ru/ - электронная библиотека политической литературы
  5. http://www.vmoisto.narod.ru/index.html - Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин
  6. http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2715&tmpl=com - Интернет-сообщество учителей истории и обществознания на сайте «Сеть творческих учителей»
  7. http://www.fipi.ru/view/sections/223/docs/579.html - сайт ФИПИ, раздел КИМов ГИА 2012
  8. http://school37k.ucoz.ru/index/lobova_svetlana_anatolevna/0-142 -страница на сайте МБОУ города Костромы СОШ № 37 учителя истории и обществознания Лобовой С.А.

Для учащихся

1  Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Обществознание/ ФИПИ авторы- составители:  О.А. Котова, Т.Е. Лискова – М.: Эксмо, 2011.

2 ГИА-2012. Экзамен в новой форме. Обществознание. 9 класс/ ФИПИ авторы- составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова - М.: Астрель, 2011.

3 Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Обществознание. 2012/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова– М.: Интеллект-Центр, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и КТП элективного курса "Общество и мы" 5 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса "Общество и мы", уровень предпрофильный.Курс предполагает изучение начал экономики...

Элективный курс "Общество любителей русского слова"

В  данном элективном курсе рассматриваются вопросы, связанные с историей жизни слов как концептов русской культуры....

Элективный курс по обществознанию 9 класс "Закон и общество"

Элективный курс по обществознанию "Закон и общество" направлен на подготовку девятиклассников к ОГЕ, успешной сдаче экзамена....

Программа элективного курса "Человек. Общество. Мир." 9 класс

Программа элективного курса "Человек. Общество.Мир." 9 класс....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по обществознанию «Человек и общество» для 11 класса

Рабочая программа элективного курса по обществознанию на уровне среднего общего образования (базовый уровень) составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательно...

Программа элективного курса «Общество- теория и практика» для 10-11 классов

Элективный курс выполняет ведущую роль в реализации функции интеграции молодёжи в современное общество, направляет и обеспечивает условия формирования российской гражданской идентичности, освоения тра...