Программа элективного курса «Общество- теория и практика» для 10-11 классов
рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Кузьмина Нина Викторовна

Элективный курс выполняет ведущую роль в реализации функции интеграции молодёжи в современное общество, направляет и обеспечивает условия формирования российской гражданской идентичности, освоения традиционных ценностей многонационального российского народа, социализации обучающихся, их готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, труду и творческому самовыражению, правомерному поведению и взаимодействию с другими людьми в процессе решения задач личной и социальной значимости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programmaelektivobshchestvoznaniekuzmina_11kl.doc454 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

‌Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области‌‌

‌‌

ГБОУ "Волгоградский лицей-интернат "Лидер"

Программа элективного курса

«Общество- теория и практика»

для 10-11 классов, 34-85часов

Автор-составитель: Кузьмина Н.В.

Волгоград, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа Элективного курса по обществознанию «Общество- теория и практика» на уровне среднего общего образования разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в ФГОС СОО, в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание», Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (редакция с изменениями N 732 от ), Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников», Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Элективный курс выполняет ведущую роль в реализации функции интеграции молодёжи в современное общество, направляет и обеспечивает условия формирования российской гражданской идентичности, освоения традиционных ценностей многонационального российского народа, социализации обучающихся, их готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, труду и творческому самовыражению, правомерному поведению и взаимодействию с другими людьми в процессе решения задач личной и социальной значимости.

Содержание элективного курса ориентируется на систему теоретических знаний, традиционные ценности российского общества, представленные на базовом уровне, и обеспечивает преемственность по отношению к обществоведческому курсу уровня основного общего образования путём углублённого изучения ряда социальных процессов и явлений. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных компонентов содержания, включающих знания, социальные навыки, нормы и принципы поведения людей в обществе, правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни.

Сохранение интегративного характера курса на углублённом уровне предполагает включение в его содержание тех компонентов, которые создают целостное и достаточно полное представление обо всех основных сторонах развития общества, о деятельности человека как субъекта общественных отношений, а также о способах их регулирования. Каждый из содержательных компонентов, которые представлены и на базовом уровне, раскрывается в углублённом курсе в более широком многообразии связей и отношений. Кроме того, содержание предмета дополнено рядом вопросов, связанных с логикой и методологией познания социума различными социальными науками. Усилено внимание к характеристике основных социальных институтов. В основу отбора и построения учебного содержания положен принцип многодисциплинарности обществоведческого знания. Разделы курса отражают основы различных социальных наук.

Углубление теоретических представлений сопровождается созданием условий для развития способности самостоятельного получения знаний на основе освоения различных видов (способов) познания, их применения при работе как с адаптированными, так и неадаптированными источниками информации в условиях возрастания роли массовых коммуникаций.

Содержание учебного предмета ориентировано на познавательную деятельность, опирающуюся как на традиционные формы коммуникации, так и на цифровую среду, интерактивные образовательные технологии, визуализированные данные, схемы, моделирование жизненных ситуаций.

Изучение обществознания на углублённом уровне предполагает получение обучающимися широкого (развёрнутого) опыта учебно­исследовательской деятельности, характерной для высшего образования.

С учётом особенностей социального взросления обучающихся, их личного социального опыта и осваиваемых ими социальных практик, изменения их интересов и социальных запросов содержание элективного курса на углублённом уровне обеспечивает обучающимся активность, позволяющую участвовать в общественно значимых, в том числе волонтёрских, проектах, расширяющих возможности профессионального выбора и поступления в образовательные организации, реализующие программы высшего образования.

Целями изучения Элективного курса углублённого уровня являются:

воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, патриотизма, правовой культуры и правосознания, уважения к социальным нормам и моральным ценностям, приверженности правовым принципам, закреплённым в Конституции Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации;

развитие духовно­нравственных позиций и приоритетов личности в период ранней юности, правового сознания, политической культуры, экономического образа мышления, функциональной грамотности, способности к предстоящему самоопределению в различных областях жизни: семейной, трудовой, профессиональной;

освоение системы знаний, опирающейся на системное изучение основ базовых для предмета социальных наук, изучающих особенности и противоречия современного общества, его социокультурное многообразие, единство социальных сфер и институтов, человека как субъекта социальных отношений, многообразие видов деятельности людей и регулирование общественных отношений;

развитие комплекса умений, направленных на синтезирование информации из разных источников (в том числе неадаптированных, цифровых и традиционных) для решения образовательных задач и взаимодействия с социальной средой, выполнения типичных социальных ролей, выбора стратегий поведения в конкретных ситуациях осуществления коммуникации, достижения личных финансовых целей, взаимодействия с государственными органами, финансовыми организациями;

овладение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения с опорой на инструменты (способы) социального познания, ценностные ориентиры, элементы научной методологии;

обогащение опыта применения полученных знаний и умений в различных областях общественной жизни и в сферах межличностных отношений, создание условий для освоения способов успешного взаимодействия с политическими, правовыми, финансово-экономическими и другими социальными институтами и решения значимых для личности задач, реализации личностного потенциала;

расширение палитры способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни общества, профессионального выбора, поступления в образовательные организации, реализующие программы высшего образования, в том числе по направлениям социально­гуманитарной подготовки.

‌На изучение Элективного курса «Общество- теория и практика» в 11 классе – 102 часа на углубленном уровне, 34 часа на базовом.

Введение в социологию

Социология в системе социально-гуманитарного знания, её структура и функции. Этапы и основные направления развития социологии. Структурный и функциональный анализ общества в социологии.

Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные субъекты и их многообразие. Социальные общности и группы. Виды социальных групп.

Этнические общности. Этнокультурные ценности и традиции. Нация как этническая и гражданская общность. Этнические отношения. Этническое многообразие современного мира. Миграционные процессы в современном мире. Конституционные основы национальной политики в Российской Федерации.

Молодёжь как социальная группа, её социальные и социально-психологические характеристики. Особенности молодёжной субкультуры. Проблемы молодёжи в современной России. Государственная молодёжная политика Российской Федерации.

Институты социальной стратификации. Социальная структура и стратификация. Социальное неравенство. Критерии социальной стратификации. Стратификация в информационном обществе.

Институт семьи. Типы семей. Семья в современном обществе. Традиционные семейные ценности. Изменение социальных ролей в современной семье. Демографическая и семейная политика в Российской Федерации.

Образование как социальный институт. Функции образования. Общее и профессиональное образование. Социальная и личностная значимость образования. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе. Система образования в Российской Федерации. Тенденции развития образования в Российской Федерации.

Религия как социальный институт. Роль религии в жизни общества и человека. Мировые и национальные религии. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Принцип свободы совести и его конституционные основы в Российской Федерации.

Социализация личности, её этапы. Социальное поведение. Социальный статус и социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте.

Статусно-ролевые отношения как основа социальных институтов. Возможности повышения социального статуса в современном обществе. Социальная мобильность, её формы и каналы. Социальные интересы. Социальные, этносоциальные (межнациональные) конфликты. Причины социальных конфликтов. Способы их разрешения.

Социальный контроль. Социальные ценности и нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Конформизм и девиантное поведение: последствия для общества.

Особенности профессиональной деятельности социолога. Социологическое образование.

Введение в политологию

Политология в системе общественных наук, её структура, функции и методы.

Политика как общественное явление. Политические отношения, их виды. Политический конфликт, пути его урегулирования. Политика и мораль. Роль личности в политике.

Власть в обществе и политическая власть. Структура, ресурсы и функции политической власти. Легитимность власти. Институционализация политической власти. Политические институты современного общества.

Политическая система общества, её структура и функции. Факторы формирования политической системы. Политические ценности. Политические нормы. Политическая коммуникация. Политическая система современного российского общества.

Место государства в политической системе общества. Понятие формы государства. Формы правления. Государственно­территориальное устройство. Политический режим. Типы политических режимов. Демократия, её основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии.

Институты государственной власти. Институт главы государства.

Институт законодательной власти. Делегирование властных полномочий. Парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в России. Местное самоуправление в Российской Федерации.

Институт исполнительной власти.

Институты судопроизводства и охраны правопорядка.

Институт государственного управления. Основные функциии направления политики государства. Понятие бюрократии. Особенности государственной службы.

Институты представительства социальных интересов. Гражданское общество. Взаимодействие институтов гражданского общества и публичной власти.

Выборы в демократическом обществе. Институт всеобщего избирательного права. Избирательный процесс и избирательные системы. Избирательная система Российской Федерации. Избирательная кампания. Абсентеизм, его причины и опасность.

Институт политических партий и общественных организаций. Виды, цели и функции политических партий. Партийные системы. Становление многопартийности в Российской Федерации. Общественно-политические движения в политической системе демократического общества. Группы интересов. Группы давления (лоббирование).

Политическая элита. Типология элит, особенности их формирования в современной России. Понятие политического лидерства. Типология лидерства. Имидж политического лидера.

Понятие, структура, функции и типы политической культуры. Политические идеологии. Истоки и опасность политического экстремизма в современном обществе.

Политическая социализация и политическое поведение личности. Политическая психология и политическое сознание. Типы политического поведения, политический выбор. Политическое участие.

Политический процесс и его основные характеристики. Виды политических процессов. Особенности политического процесса в современной России. Место и роль средств массовой информации в политическом процессе. Интернет в политической коммуникации.

Современный этап политического развития России. Особенности профессиональной деятельности политолога.

Политологическое образование.

Введение в правоведение

Юридическая наука. Этапы и основные направления развития юридической науки.

Право как социальный институт. Понятие, признаки и функции права. Роль права в жизни общества. Естественное и позитивное право. Право и мораль. Понятие, структура и виды правовых норм. Источники права: нормативный правовой акт, нормативный договор, правовой обычай, судебный прецедент. Связь права и государства. Правовое государство и гражданское общество. Основные принципы организации и деятельности механизма современного государства.

Правотворчество и законотворчество. Законодательный процесс.

Система права. Отрасли права. Частное и публичное, материальное и процессуальное, национальное и международное право.

Правосознание, правовая культура, правовое воспитание.

Понятие и признаки правоотношений. Субъекты правоотношений, их виды. Правоспособность и дееспособность. Реализация и применение права, правоприменительные акты. Толкование права.

Правомерное поведение и правонарушение. Виды правонарушений, состав правонарушения. Законность и правопорядок, их гарантии. Понятие и виды юридической ответственности.

Конституционное право России, его источники. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации.

Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Гражданство как политико­правовой институт. Гражданство Российской Федерации: понятие, принципы, основания приобретения. Гарантии и защита прав человека. Права ребёнка. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. Уполномоченный по правам ребёнка при Президенте Российской Федерации.

Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Воинская обязанность и альтернативная гражданская служба.

Россия – федеративное государство. Конституционно­правовой статус субъектов Российской Федерации.

Конституционно-правовой статус федеральных органов власти в Российской Федерации. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами публичной власти в Российской Федерации. Президент Российской Федерации: порядок избрания, полномочия и функции.

Федеральное собрание – парламент Российской Федерации, порядок формирования и функции. Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти: структура, полномочия и функции. Судебная система Российской Федерации, её структура, конституционные принципы правосудия. Конституционное судопроизводство. Правоохранительные органы Российской Федерации. Конституционные основы деятельности правоохранительных органов Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации: система, порядок формирования и функции. Конституционно-правовые основы местного самоуправления в России.

Гражданское право. Источники гражданского права. Гражданско­правовые отношения: понятие и виды. Субъекты гражданского права. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность. Дееспособность несовершеннолетних. Правомочия собственника, формы собственности. Обязательственное право. Сделки. Гражданско­правовой договор. Порядок заключения договора: оферта и акцепт. Наследование как социально-правовой институт. Основания наследования (завещание, наследственный договор, наследование по закону). Права на результаты интеллектуальной деятельности. Защита гражданских прав. Защита прав потребителей. Гражданско­правовая ответственность.

Семейное право. Источники семейного права. Семья и брак как социально-правовые институты. Правовое регулирование отношений супругов. Условия заключения брака. Порядок заключения брака. Прекращение брака. Брачный договор. Права и обязанности членов семьи (супругов, родителей и детей). Институт материнства, отцовства и детства. Ответственность родителей за воспитание детей. Усыновление. Опека и попечительство. Приёмная семья.

Трудовое право. Источники трудового права. Участники трудовых правоотношений: работник и работодатель. Социальное партнёрство в сфере труда. Порядок приёма на работу. Трудовой договор. Заключение и прекращение трудового договора. Виды рабочего времени. Время отдыха. Заработная плата. Трудовой распорядок и дисциплина труда. Дисциплинарная ответственность. Охрана труда. Виды трудовых споров. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних в Российской Федерации.

Образовательное право в российской правовой системе. Образовательные правоотношения. Права и обязанности участников образовательного процесса. Общие требования к организации приёма на обучение по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования.

Административное право, его источники. Субъекты административного права. Государственная служба и государственный служащий. Противодействие коррупции в системе государственной службы. Административное правонарушение и административная ответственность, виды наказаний в административном праве. Административная ответственность несовершеннолетних. Управление использованием и охраной природных ресурсов. Экологическое законодательство. Экологические правонарушения. Способы защиты экологических прав.

Финансовое право. Правовое регулирование банковской деятельности. Права и обязанности потребителей финансовых услуг.

Налоговое право. Источники налогового права. Субъекты налоговых правоотношений. Права и обязанности налогоплательщика. Налоговые правонарушения. Ответственность за уклонение от уплаты налогов.

Уголовное право, его принципы. Понятие преступления, состав преступления. Виды преступлений. Уголовная ответственность, виды наказаний в уголовном праве. Уголовная ответственность за коррупционные преступления. Необходимая оборона и крайняя необходимость. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Гражданское процессуальное право. Принципы гражданского судопроизводства. Участники гражданского процесса. Стадии гражданского процесса.

Арбитражный процесс. Административный процесс.

Уголовное процессуальное право. Принципы уголовного судопроизводства. Субъекты уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Меры процессуального принуждения. Суд присяжных заседателей.

Международное право, его основные принципы и источники. Субъекты международного права. Международная защита прав человека. Источники и принципы международного гуманитарного права.

Юридическое образование. Профессиональная деятельность юриста. Основные виды юридических профессий.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты программы Элективного курса на уровне среднего общего образования отражают готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности.

В результате изучения Элективного курса на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;

осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;

принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей, уважение ценностей иных культур, конфессий;

готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;

готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско­юношеских организациях;

умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;

готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;

2) патриотического воспитания:

сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонаправа. Правовая защита природы.

Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения в РФ.

Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.

Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. многонационального народа России;

ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;

идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;

3) духовно-нравственного воспитания:

осознание духовных ценностей российского народа;

сформированность нравственного сознания, этического поведения;

способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;

осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;

ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;

4) эстетического воспитания:

эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;

способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;

убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;

стремление проявлять качества творческой личности;

5) физического воспитания:

сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью, потребность в физическом совершенствовании;

активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью;

6) трудового воспитания:

готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;

готовность к активной социально направленной деятельности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;

интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;

мотивация к эффективному труду и постоянному профессиональному росту, к учёту общественных потребностей при предстоящем выборе сферы деятельности;

готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;

7) экологического воспитания:

сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;

планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;

расширение опыта деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, включая социальные науки, и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

языковое и речевое развитие человека, включая понимание языка социально-экономической и политической коммуникации;

осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;

мотивация к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни, интерес к изучению социальных и гуманитарных дисциплин.

В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы среднего общего образования у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:

самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе в межличностном взаимодействии и при принятии решений;

саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;

внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;

готовность и способность овладевать новыми социальными практиками, осваивать типичные социальные роли;

эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;

социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные универсальные учебные действия

Базовые логические действия:

самостоятельно формулировать и актуализировать социальную проблему, рассматривать её разносторонне;

устанавливать существенные признаки или основания для сравнения, классификации и обобщения социальных объектов, явлений и процессов, определять критерии типологизации;

определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения, выявлять связь мотивов, интересов и целей деятельности;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых социальных явлениях и процессах, прогнозировать возможные пути разрешения противоречий;

разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся ресурсов и возможных рисков;

вносить коррективы в деятельность, отбирать способы деятельности, отвечающие её целям, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

развивать креативное мышление при решении учебно­познавательных, жизненных проблем, при выполнении социальных проектов.

Базовые исследовательские действия:

развивать навыки учебно­исследовательской и проектной деятельности, навыки разрешения проблем; проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания, включая специфические методы социального познания;

осуществлять деятельность по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;

формировать научный тип мышления, применять научную терминологию, ключевые понятия и методы;

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

выявлять причинно­следственные связи социальных явлений и процессов и актуализировать познавательную задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

анализировать результаты, полученные в ходе решения задачи, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

давать оценку новым ситуациям, возникающим в процессе познания социальных объектов, в социальных отношениях; оценивать приобретённый опыт;

уметь переносить знания об общественных объектах, явлениях и процессах в познавательную и практическую области жизнедеятельности;

уметь интегрировать знания из разных предметных областей, комплекса социальных наук, учебных и внеучебных источников информации;

выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.

Работа с информацией:

владеть навыками получения социальной информации, в том числе об основах общественных наук и обществе как системе социальных институтов, факторах социальной динамики из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации, включая статистические данные, графики, таблицы;

оценивать достоверность, легитимность информации различных видов и форм представления, в том числе полученной из интернет-источников, её соответствие правовым и морально­этическим нормам;

использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Общение:

осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;

владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, учитывать разные точки зрения;

развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.

Регулятивные универсальные учебные действия

Самоорганизация:

самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и в жизненных ситуациях, включая область профессионального самоопределения;

самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;

давать оценку новым ситуациям, возникающим в познавательной и практической деятельности, в межличностных отношениях;

расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений, проявлять интерес к социальной проблематике;

делать осознанный выбор стратегий поведения, решений при наличии альтернатив, аргументировать сделанный выбор, брать ответственность за принятое решение;

оценивать приобретённый опыт;

способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.

Совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов, и возможностей каждого члена коллектива;

принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;

оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;

предлагать новые учебно­исследовательские и социальные проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;

осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.

Самоконтроль, эмоциональный интеллект:

давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;

владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;

принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;

учитывать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;

признавать своё право и право других на ошибки;

развивать способность понимать мир с позиции другого человека.

установок и стереотипов массового сознания, распределения ролей в малых группах, влияния групп на поведение людей, особенностей общения в информационном обществе, причин возникновения межличностных конфликтов, экономической свободы и социальной ответственности субъектов экономики, эффективности мер поддержки малого и среднего бизнеса, причинах несовершенства рыночной экономики, путей достижения социальной справедливости в условиях рыночной экономики;

уметь проводить целенаправленный поиск социальной информации, используя источники научного и научно­публицистического характера, ранжировать источники социальной информации по целям распространения, жанрам с позиций достоверности сведений, проводить с опорой на полученные из различных источников знания учебно­исследовательскую и проектную работу по философской, социально-психологической и экономической проблематике: определять тематику учебных исследований и проектов, осуществлять поиск оптимальных путей их реализации, обеспечивать теоретическую и прикладную составляющие работ; владеть навыками презентации результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности на публичных мероприятиях; уметь анализировать и оценивать собственный социальный опыт, включая опыт самопознания, самооценки, самоконтроля, межличностного взаимодействия, использовать его при решении познавательных задач и разрешении жизненных проблем, конкретизировать примерами из личного социального опыта, фактами социальной действительности, модельными ситуациями, теоретическими положениями разделов «Основы философии», «Основы социальной психологии», «Основы экономической науки», включая положения о влиянии массовых коммуникаций на развитие человека и общества, способах манипуляции общественным мнением, распространённых ошибках в рассуждениях при ведении дискуссии, различении достоверных и недостоверных сведений при работе с социальной информацией, возможностях оценки поведения с использованием нравственных категорий, выборе рациональных способов поведения людей в экономике в условиях ограниченных ресурсов, особенностях профессиональной деятельности в экономической сфере, практике поведения на основе этики предпринимательства, о способах защиты своих экономических прав и интересов, соблюдении правил грамотного и безопасного поведения при пользовании финансовыми услугами и современными финансовыми технологиями, особенностях труда молодёжи в условиях конкуренции на рынке труда;

уметь проявлять готовность продуктивно взаимодействовать с общественными институтами на основе правовых норм для обеспечения защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации и установленных правил, уметь самостоятельно заполнять формы, составлять документы, необходимые в социальной практике, рассматриваемой на примерах материала раздела «Основы экономической науки»;

проявлять умения, необходимые для успешного продолжения образования по направлениям социально-гуманитарной подготовки, включая умение самостоятельно овладевать новыми способами познавательной деятельности, выдвигать гипотезы, соотносить информацию, полученную из разных источников, эффективно взаимодействовать в исследовательских группах, способность ориентироваться в направлениях профессиональной деятельности, связанных с философией, социальной психологией и экономической наукой.

К концу 11 класса обучающийся будет:

владеть знаниями основ социологии, политологии, правоведения, включая знания о предмете и методах исследования, этапах и основных направлениях развития, месте и роли в социальном познании, в постижении и преобразовании социальной действительности; объяснять взаимосвязь социальных наук, необходимости комплексного подхода к изучению социальных явлений и процессов, знания ключевых тем, исследуемых этими науками, в том числе такие вопросы, как социальная структура и социальная стратификация, социальная мобильность в современном обществе, статусно­ролевая теория личности, семья и её социальная поддержка, нация как этническая и гражданская общность, девиантное поведение и социальный контроль, динамика и особенности политического процесса, субъекты политики, государство в политической системе общества, факторы политической социализации, функции государственного управления, взаимосвязь права и государства, признаки и виды правоотношений, отрасли права и их институты, основы конституционного строя России, конституционно-правовой статус высших органов власти в Российской Федерации, основы деятельности правоохранительных органов и местного самоуправления, пути преодоления правового нигилизма;

владеть знаниями об обществе как системе социальных институтов, о ценностно-нормативной основе их деятельности, основных функциях, многообразии социальных институтов, включая семью, образование, религию, институты в сфере массовых коммуникаций, в том числе средства массовой информации, институты социальной стратификации, базовые политические институты, включая государство и институты государственной власти: институт главы государства, законодательной и исполнительной власти, судопроизводства и охраны правопорядка, государственного управления, институты всеобщего избирательного права, политических партий и общественных организаций, представительства социальных интересов, в том числе об институте Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, институты права, включая непосредственно право как социальный институт, институты гражданства, брака, материнства, отцовства и детства, наследования; о взаимосвязи и взаимовлиянии различных социальных институтов, об изменении их состава и функций в процессе общественного развития, о политике Российской Федерации, направленной на укрепление и развитие социальных институтов российского общества; о способах и элементах социального контроля, о типах и способах разрешения социальных конфликтов, о конституционных принципах национальной политики в Российской Федерации;

владеть элементами методологии социального познания, включая возможности цифровой среды; применять методы научного познания социальных процессов и явлений, включая методы: социологии, такие как социологический опрос, социологическое наблюдение, анализ документов и социологический эксперимент; политологии, такие как нормативно-ценностный подход, структурно­функциональный анализ, системный, институциональный, социально­психологический подход; правоведения, такие как формально-юридический, сравнительно­правовой для принятия обоснованных решений в различных областях жизнедеятельности, планирования и достижения познавательных и практических целей, в том числе в будущем при осуществлении социальной роли участника различных социальных групп, избирателя, участии в политической коммуникации, в деятельности политических партий и общественно-политических движений, в противодействии политическому экстремизму, при осуществлении профессионального выбора;

уметь классифицировать и типологизировать: социальные группы, разновидности социальных конфликтов, виды социального контроля; виды политических отношений, формы государства, типы политических режимов, формы правления и государственно-территориального устройства, виды политических институтов, типы политических партий, виды политических идеологий, типы политического поведения; виды правовых норм, источники права, отрасли права, виды правоотношений, виды правонарушений, виды юридической ответственности;

уметь соотносить различные теоретические подходы, делать выводы и обосновывать их на теоретическом и фактическо­эмпирическом уровнях при анализе социальных явлений, вести дискуссию, в том числе при рассмотрении миграционных процессов и их особенностей, проблемы социального неравенства, путей сохранения традиционных семейных ценностей, способов разрешения социальных конфликтов, причин отклоняющегося поведения, деятельность политических институтов, роль политических партий и общественных организаций в современном обществе, роль средств массовой информации в формировании политической культуры личности, трансформация традиционных политических идеологий, деятельность правовых институтов, соотношение права и закона;

уметь проводить целенаправленный поиск социальной информации, используя источники научного и научно-публицистического характера, выстраивать аргументы с привлечением научных фактов и идей, ранжировать источники социальной информации по целям распространения, жанрам с позиций достоверности сведений, проводить с опорой на полученные из различных источников знания учебно­исследовательскую, проектно­исследовательскую и другую творческую работу по социальной, политической, правовой проблематике: определять тематику учебных исследований и проектов, осуществлять поиск оптимальных путей их реализации, обеспечивать теоретическую и прикладную составляющие работ, владеть навыками презентации результатов учебно­исследовательской и проектной деятельности на публичных мероприятиях;

уметь анализировать и оценивать собственный социальный опыт, включая опыт самопознания и самооценки, самоконтроля, межличностного взаимодействия, выполнения социальных ролей, использовать его при решении познавательных задач и разрешении жизненных проблем, в том числе связанных с изучением социальных групп, социального взаимодействия, деятельности социальных институтов (семья, образование, средства массовой информации, религия), с деятельностью различных политических институтов современного общества, политической социализацией и политическим поведением личности, её политическим выбором и политическим участием, действиями субъектов политики в политическом процессе, деятельностью участников правоотношений в отраслевом многообразии, осознанным выбором правомерных моделей поведения;

уметь конкретизировать примерами из личного социального опыта, фактами социальной действительности, модельными ситуациями теоретические положения разделов «Основы социологии», «Основы политологии», «Основы правоведения», включая положения об этнических отношениях и этническом многообразии современного мира, молодёжи как социальной группе, изменении социальных ролей в семье, системе образования Российской Федерации и тенденциях его развития, средствах массовой информации, мировых и национальных религиях, политике как общественном явлении, структуре, ресурсах, функциях и легитимности политической власти, политических нормах и ценностях, политических конфликтах и путях их урегулирования, выборах в демократическом обществе, о политической психологии и политическом сознании, влиянии средств массовой коммуникации на политическое сознание, о защите прав человека, сделках, обязательствах, основаниях наследования, правах на результаты интеллектуальной деятельности, особенностях правового регулирования труда несовершеннолетних в Российской Федерации, о причинах преступности, необходимой обороне и крайней необходимости, стадиях гражданского и уголовного процесса, развитии правовой культуры;

проявлять готовность продуктивно взаимодействовать с социальными институтами на основе правовых норм для обеспечения защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации и установленных правил, уметь самостоятельно заполнять формы, составлять документы, необходимые в социальной практике, рассматриваемой на примерах материала разделов «Основы социологии», «Основы политологии», «Основы правоведения»;

проявлять умения, необходимые для успешного продолжения образования по направлениям социально­гуманитарной подготовки, включая умение самостоятельно овладевать новыми способами познавательной деятельности, выдвигать гипотезы, соотносить информацию, полученную из разных источников, эффективно взаимодействовать в исследовательских группах, способность ориентироваться в направлениях профессионального образования, связанных с социально­гуманитарной подготовкой и особенностями профессиональной деятельности социолога, политолога, юриста.

Раздел 1. «Социальная сфера»

Социальная структура общества. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Нация и национальные отношения. Семья и быт. Гендер – социальный пол. Молодежь в современном обществе. Демографическая ситуация в современной России.

Повторение темы «Социальная сфера»

Контрольная работа по теме «Социальная сфера»

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.

Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей.

Религиозные объединения и организации в РФ. Опасность тоталитарных сект.

Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.

Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.

Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России.

Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.

Раздел 2. «Политическая жизнь общества»

Политика и власть. Политическая система. Гражданское общество и правовое государство. Демократические выборы. Политические партии и партийные системы. Политическая элита и политическое лидерство. Политическое сознание. Политическое поведение. Политический процесс и культура политического участия.

Повторение по теме «Политическая жизнь общества»

Контрольная работа по теме «Политическая жизнь общества»

Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права.

РАЗДЕЛ 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (31 ч)

Современные подходы к пониманию права. Нормативный подход. Теория естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Взаимосвязь естественного и позитивного права. Принципы, презумпции, аксиомы.

Основные признаки права. Право и мораль. Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.

Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. . Законотворческий процесс в Российской Федерации,

Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.

Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.

Гражданство РФ. Права и обязанности гражданина России. Воинская обязанность Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.

Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.

Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения в РФ.

Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.

Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.

Международная защита прав человека. Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право.

Правовые основы антитеррористической политики Российского государства.

Проектная деятельность. Обобщение. Контрольная работа

11 КЛАСС

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Всего

Контрольные работы

Практ работы

Социология как наука

1

0

– единая коллекция ЦОР

Социальная структура и социальная стратификация

2

0

1

Социология -

Субъекты общественных отношений

2

0

Социология -

Социальные институты семьи, образования, религии, СМИ

2

0

1

Социология -

Положение личности в обществе

2

0

Социология -

Социологическое образование и профессиональная деятельность социолога

2

0

1

Социология -

Представление результатов проектно- исследовательской деятельности

2

0

Сетевая энциклопедия

Повторительно-обобщающие уроки по разделу «Введение в социологию»

2

1

3

Сетевая энциклопедия

Итого по разделу

15

1

Политология как наука

2

0

– единая коллекция ЦОР

Политика и общество

3

0

– единая коллекция ЦОР

Политическая власть. Политическая система. Роль государства в политической системе

4

0

– единая коллекция ЦОР

Институты государственной власти в Российской Федерации

3

0

Официальный веб-сайт Президента Российской Федерации –

Институты представительства социальных интересов в Российской Федерации

2

0

Официальный веб-сайт Президента Российской Федерации –

Политическая культура и политическое сознание

2

0

– единая коллекция ЦОР

Политический процесс

3

0

– единая коллекция ЦОР

Политологическое образование и профессиональная деятельность политолога

2

0

– единая коллекция ЦОР

Представление результатов проектно-исследовательской деятельности

2

0

1

Сетевая энциклопедия

Повторительно-обобщающие уроки по разделу «Введение в политологию»

2

1

Сетевая энциклопедия

Итого по разделу

25

1

Юридическая наука: этапы и основные направления развития

2

0

1

– единая коллекция ЦОР

Право как социальный институт. Система права

2

0

1

– единая коллекция ЦОР

Связь права и государства. Правотворчество и законотворчество

2

0

1

– единая коллекция ЦОР

Правовая культура. Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность

3

0

1

– единая коллекция ЦОР

Основы конституционного права

3

0

1

Официальный веб-сайт Президента Российской Федерации –

Права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации

3

0

1

Официальный веб-сайт Президента Российской Федерации –

Конституционно-правовой статус России как федеративного государства. Органы власти в Российской Федерации

3

0

1

Официальный веб-сайт Президента Российской Федерации –

Основные отрасли частного права

4

0

1

Законодательство России -

Основные отрасли публичного права

3

0

1

Законодательство России -

Основные отрасли процессуального права

2

0

1

Законодательство России -

Международное право

2

0

1

Законодательство России -

Юридическое образование и профессиональная деятельность юриста

2

0

1

Законодательство России -

Представление результатов проектно-исследовательской деятельности

2

0

1

Сетевая энциклопедия

Повторительно-обобщающие уроки по разделу «Введение в правоведение»

2

1

0

Сетевая энциклопедия

Итого по разделу

35

Итоговое повторение

10

3

17

– единая коллекция ЦОР

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

85

6

Поурочное планирование 11 КЛАСС углубленный уровень

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Домашнее задание

Электронные цифровые образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

1

Социология как наука, структура и функции

1

0

0

§ 1

– единая коллекция ЦОР

2

Этапы и основные направления развития социологии

1

0

0

§ 1

– единая коллекция ЦОР

3

Стратификация в информационном обществе

1

0

1

§ 3

Социология -

4

Социальные общности и группы

1

0

0

§ 4

Социология -

5

Этнические общности. Этнические отношения

1

0

1

§ 4

Социология -

6

Молодежь как социальная группа

1

0

0

§ 5

Социология -

7

Институт семьи

1

0

1

§ 6

Социология -

8

Социальный институт образования

1

0

0

§ 7

Социология -

9

Религия как социальный институт

1

0

0

§ 8

Социология -

10

Социализация личности

1

0

0

§ 9

Социология -

11

Социальный статус

1

0

0

§ 9

Социология -

12

Социальная роль

1

0

0

§ 10

Социология -

13

Социальная мобильность

1

0

0

§ 10

Социология -

14

Социальные интересы

1

0

0

§ 11

Социология -

15

Социальный контроль

1

0

0

§ 11

Социология -

16

Отклоняющееся поведение

1

0

0

§ 12

Социология -

17

Профессиональная деятельность социолога

1

0

0

Презентация, вопросы

Социология -

18

Представление результатов проектно-исследовательской деятельности

1

0

1

§ 1-6

Сетевая энциклопедия

19

Обобщающее повторение по разделу "Введение в социологию"

1

0

1

§ 1-12

– единая коллекция ЦОР

20

Обобщающее повторение, тестирование по разделу "Введение в социологию"

1

1

0

§ 1-12

– единая коллекция ЦОР

21

Политология в системе общественных наук

1

0

0

§ 13

– единая коллекция ЦОР

22

Политическая деятельность и политические отношения

1

0

1

§ 14

– единая коллекция ЦОР

23

Политические институты современного общества

1

0

0

§ 15

– единая коллекция ЦОР

24

Политическая система

1

0

1

§ 15

– единая коллекция ЦОР

25

Политические институты

1

0

1

§ 15

– единая коллекция ЦОР

26

Политическая система общества. Политические ценности и нормы

1

0

1

§ 16

– единая коллекция ЦОР

27

Место государства в политической системе

1

0

0

§ 16

– единая коллекция ЦОР

28

Понятие формы государства. Формы правления. Политический режим

1

0

1

§ 17

– единая коллекция ЦОР

29

Институты государственной власти

1

0

0

§ 17

– единая коллекция ЦОР

30

Институты государственной власти

1

0

0

§ 18

– единая коллекция ЦОР

31

Парламентаризм

1

0

0

§ 18

Официальный веб-сайт Президента Российской Федерации –

32

Институт исполнительной власти

1

0

0

§ 18

– единая коллекция ЦОР

33

Институт судопроизводства и охраны правопорядка

1

0

1

§ 18

– единая коллекция ЦОР

34

Институт государственного управления

1

0

0

§ 19

– единая коллекция ЦОР

35

Институты представительства социальных интересов

1

0

0

§ 19

Официальный веб-сайт Президента Российской Федерации –

36

Гражданское общество. Выборы в демократическом обществе

1

0

1

§ 20

– единая коллекция ЦОР

37

Институт всобщего избирательного права

1

0

0

§ 20

– единая коллекция ЦОР

38

Институт политических партий и общественных организаций. Партийные системы и многопартийность

1

0

0

§ 21

– единая коллекция ЦОР

39

Политическая элита. Политическое лидерство

1

0

0

§ 21

Официальный веб-сайт Президента Российской Федерации –

40

Политическая культура

1

0

0

§ 22

Официальный веб-сайт Президента Российской Федерации –

41

Политические идеологии

1

0

0

§ 22

– единая коллекция ЦОР

42

Политическая социализация . Типы политического поведения. Политическое участие

1

0

0

§ 22

– единая коллекция ЦОР

43

Политический процесс

1

0

0

§ 23

– единая коллекция ЦОР

44

Политический конфликт

1

0

0

§ 23

– единая коллекция ЦОР

45

Место и роль СМИ в политическом процессе

1

0

1

§ 23

– единая коллекция ЦОР

46

Современнный этап политического развития России

1

0

0

§ 24

– единая коллекция ЦОР

47

Политологическое образование и профессиональная деятельность политолога

1

0

0

§ 24

Сетевая энциклопедия

48

Профессиональная деятельность политолога

1

0

1

Записи в тетради

Сетевая энциклопедия

49

Представление результатов проектно-исследовательской деятельности

1

0

1

§ 13-18

Сетевая энциклопедия

50

Представление результатов проектно-исследовательской деятельности

1

0

1

§ 19-24

Сетевая энциклопедия

51

Обобщающее повторение по разделу "Введение в политологию"

1

0

1

§ 13-24

52

Обобщающее повторение, тестирование по разделу "Введение в политологию"

1

1

0

§ 13-24

– единая коллекция ЦОР

53

Понятие правоведения. Юридические науки

1

0

0

§ 25

– единая коллекция ЦОР

54

Этапы и основные направления развития юридической науки

1

0

0

§ 25

– единая коллекция ЦОР

55

Право как социальный институт

1

0

0

§ 25

– единая коллекция ЦОР

56

Источники права

1

0

1

§ 26

– единая коллекция ЦОР

57

Система права. Отрасли права

1

0

1

§ 26

– единая коллекция ЦОР

58

Связь права и государства

1

0

0

§ 27

– единая коллекция ЦОР

59

Правовое государство и гражданское общество

1

0

1

§ 27

Официальный веб-сайт Президента Российской Федерации –

60

Правотворчество и законотворчество

1

0

0

§ 28

Официальный веб-сайт Президента Российской Федерации –

61

Правосознание, правовая культура

1

0

0

§ 28

Законодательство России -

62

Понятие и признаки правоотношений

1

0

0

§ 29

Законодательство России -

63

Субъекты правоотношений

1

0

1

§ 29

Законодательство России -

64

Правововое поведение и правонарушение

1

0

0

§ 30

Законодательство России -

65

Понятие и виды юридической ответственности

1

0

0

§ 30

– единая коллекция ЦОР

66

Конституционное право. Конституция Российской Федерации

1

0

0

§ 31

– единая коллекция ЦОР

67

Основы конституционного строя Российской Федерации

1

0

0

§ 31

– единая коллекция ЦОР

68

Гражданство Российской Федерации

1

0

0

§ 32

Официальный веб-сайт Президента Российской Федерации –

69

Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации

1

0

0

§ 32

Официальный веб-сайт Президента Российской Федерации –

70

Гарантии и защита прав человека

1

0

0

§ 33

Официальный веб-сайт Президента Российской Федерации –

71

Гражданство Российской Федерации

1

0

0

§ 33

Официальный веб-сайт Президента Российской Федерации –

72

Права ребенка

1

0

0

§ 33

Официальный веб-сайт Президента Российской Федерации –

73

Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации

1

0

1

§ 33

Законодательство России -

74

Россия - федеративное государство

1

0

0

§ 34

Законодательство России -

75

Президент Российской Федерации. Федеральное Собрание-парламент Российской Федерации

1

0

1

§ 34

Законодательство России -

76

Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации

1

0

1

§ 35

Законодательство России -

77

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Самоуправление

1

0

1

§ 35

Законодательство России -

78

Гражданское право

1

0

0

§ 36

– единая коллекция ЦОР

79

Правоспособность и дееспособность

1

0

0

§ 36

– единая коллекция ЦОР

80

Сделка. Гражданско-правовой договор

1

0

0

§ 36

– единая коллекция ЦОР

81

Наследование как социально-правовой институт

1

0

0

§ 37

– единая коллекция ЦОР

82

Защита гражданских прав

1

0

0

§ 37

– единая коллекция ЦОР

83

Семейное право

1

0

0

§ 38

Официальный веб-сайт Президента Российской Федерации –

84

Правовое регулирование семейных отношений

1

0

0

§ 38

Официальный веб-сайт Президента Российской Федерации –

85

Трудовое право

1

0

0

§ 39

Законодательство России -

86

Образовательное право

1

0

0

§ 37

Законодательство России -

87

Административное право

1

0

1

Записи в тетради

Законодательство России -

88

Административное правонарушение и административная ответственность

1

0

0

Записи в тетради

Законодательство России -

89

Государственная служба и государственный служащий

1

0

0

Записи в тетради

Законодательство России -

90

Экологическое законодательство

1

0

0

§ 40

Сетевая энциклопедия

91

Налоговое право

1

0

1

Записи в тетради

Сетевая энциклопедия

92

Преступление. Уголовная ответственность

1

0

0

§ 41

– единая коллекция ЦОР

93

Гражданское процессуальное право

1

0

0

§ 42

– единая коллекция ЦОР

94

Администтративный процесс

1

0

1

§ 42

Официальный веб-сайт Президента Российской Федерации –

95

Уголовное процессуальное право

1

0

0

§ 43

Официальный веб-сайт Президента Российской Федерации –

96

Международное право

1

0

0

§ 40

Законодательство России -

97

Юридическое образование и профессиональная деятельность юриста

1

0

1

Записи в тетради

Законодательство России -

98

Итоговое повторение, итоговое тестирование

5

1

0

§ 1-43

– единая коллекция ЦОР

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

102

3

28

11класс Поурочное планирование базовый уровень

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Домашнее задание

Электронные цифровые образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

1

Стратификация в информационном обществе

1

0

1

§ 3

Социология -

2

Социальные общности, группы, этнические общности.

1

0

0

§ 4

Социология -

3

Молодежь как социальная группа

1

0

0

§ 5

Социология -

4

Институт семьи

1

0

1

§ 6

Социология -

5

Социальный институт образования

1

0

0

§ 7

Социология -

6

Религия как социальный институт

1

0

0

§ 8

Социология -

7

Социальный статус и социальная роль

1

0

0

§ 9, 10

Социология -

8

Социальная мобильность

1

0

0

§ 10

Социология -

9

Социальный контроль Отклоняющееся поведение

1

0

0

§ 11

Социология -

10

Обобщающее повторение, тестирование по разделу "Введение в социологию"

1

1

0

§ 1-12

– единая коллекция ЦОР

11

Политическая система Политические институты

1

0

1

§ 15

– единая коллекция ЦОР

12

Понятие формы государства. Формы правления. Политический режим

1

0

1

§ 17

– единая коллекция ЦОР

13

Гражданское общество. Выборы в демократическом обществе

1

0

1

§ 20

– единая коллекция ЦОР

14

Политическая элита. Политическое лидерство

1

0

0

§ 21

Официальный веб-сайт Президента Российской Федерации –

15

Политический процесс Политический конфликт

1

0

0

§ 23

– единая коллекция ЦОР

16

Обобщающее повторение, тестирование по разделу "Введение в политологию"

1

1

0

§ 13-24

– единая коллекция ЦОР

17

Право как социальный институт Источники права

1

0

0

§ 25

– единая коллекция ЦОР

18

Система права. Отрасли права

1

0

1

§ 26

– единая коллекция ЦОР

19

Правовое государство и гражданское общество

1

0

1

§ 27

Официальный веб-сайт Президента Российской Федерации –

20

Правотворчество и законотворчество

1

0

0

§ 28

Официальный веб-сайт Президента Российской Федерации –

21

Правосознание, правовая культура

1

0

0

§ 28

Законодательство России -

22

Понятие и виды юридической ответственности

1

0

0

§ 30

– единая коллекция ЦОР

23

Основы конституционного строя Российской Федерации

1

0

0

§ 31

– единая коллекция ЦОР

24

Гражданство Российской Федерации

1

0

0

§ 32

Официальный веб-сайт Президента Российской Федерации –

25

Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации Конституционные обязанности Права ребенка

1

0

0

§ 32, 33

Официальный веб-сайт Президента Российской Федерации –

27

Россия - федеративное государство

Президент Российской Федерации. Федеральное Собрание-парламент Российской Федерации

1

0

1

§ 34

Законодательство России -

28

Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации

1

0

1

§ 35

Законодательство России -

29

Гражданское право Правоспособность и дееспособность

1

0

0

§ 36

– единая коллекция ЦОР

30

Семейное право

1

0

0

§ 38

Официальный веб-сайт Президента Российской Федерации –

31

Трудовое право

1

0

0

§ 39

Законодательство России -

32

Административное право

1

0

1

Записи в тетради

Законодательство России -

33

Преступление. Уголовная ответственность

1

0

0

§ 41

– единая коллекция ЦОР

34

Итоговое повторение

1

1

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

3

10

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

  • Право: основы правовой культуры (в 2 частях), 11 класс/ Певцова Е.А., Общество с ограниченной ответственностью «Русское слово - учебник»
  • Экономика, 10-11 классы/ Хасбулатов Р.И., Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение»‌​

​‌‌

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

​‌Динаев А. "Обществознание. Полезная книга о том, как сдать ЕГЭ, для школьников и поступающих в вузы" -М.: АстПресс,2023
Кириленко Галина Георгиевна "Обществознание. Учебное пособие для абитуриентов" - М: КДУ, 2022г.
Чернышева О. "Обществознание. 8-11 классы. Карманный справочник" типографская.-М.: Легион,2023г.

‌​

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

​‌ Библиотека по психологии
– единая коллекция ЦОР
Сетевая энциклопедия
Библиотека философского факультета МГУ
http://www azbukafinansov. Ru Азбука финансов
Методическое пособие по экономике
http://www Мировая экономика: новости, статьи, статистика

Библиотека Экономической школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "История теория и практика"

Данный учебный курс предназначен для эффективной подготовки старшеклассни­ков к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по истории, который по своему содержанию соответствует государственном...

Программа элективного курса "Обществознание: теория и практика" для 10-11 класса

В программе детально раскрыто содержание изучаемого материала. Изучение курса позволит заложить у учащихся основы знаний, необходимых для изучения общественных проблем в старших классах; позволит ввес...

Элективный курс "История:теория и практика" 10-11 клю

Данный учебный курс предназначен для эффективной подготовки старшеклассни­ков к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по истории, который по своему содержанию соответствует государственном...

Рабочая программа элективного курса по английскому языку «Практика речи» для 11 класса

Курс «Практика речи» предназначается для учащихся старших классов, проявляющих  интерес к изучению английского языка, предполагающих прохождение итоговой аттестации по английскому язы...

Элективный курс "Обществознание: теория и практика". 10–11-е классы

В данной разработке представлена пояснительная записка, учебно-тематический план курса....