Элективный курс "Обществознание: теория и практика". 10–11-е классы
календарно-тематическое планирование по обществознанию (10, 11 класс) на тему

нечитайлова ирина владимировна

В данной разработке представлена пояснительная записка, учебно-тематический план курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_obshchestvo_10-11_klass.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс "Обществознание: теория и практика". 10–11-е классы

Пояснительная записка

Обществознание — интегральная учебная дисциплина, цель которой состоит в том, чтобы, овладев основами социально-гуманитарных наук — наук о человеке и обществе, — учащиеся получили комплексное и целостное знание об обществе.

Этими науками являются философия, социология, социальная психология, социология, политология, правоведение, культурология, экономическая теория. Поэтому предмет обществознания чрезвычайно сложен и многомерен, требует неординарного поиска ответов на поставленные вопросы, оперирования понятиями всех перечисленных выше наук об обществе.

Данный учебный курс предназначен для эффективной подготовки старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по обществознанию, который по своему содержанию соответствует государственному стандарту среднего (полного) образования по предмету. Курс призван оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении знаний по модульным блокам: «Общество», «Духовная жизнь общества». «Человек. Познание», «Политика», «Экономика», «Социальные отношения», «Право».

Теоретический материал адекватен кодификатору элементов содержания по обществознанию, проверяемых в рамках ЕГЭ. Последовательность тем курса подчинена логике построения элементов кодификатора, что усиливает практическую направленность курса.

В процессе подготовки к ЕГЭ по обществознанию очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится письменная работа, являющаяся формой проведения ЕГЭ. Поэтому после каждого модульного блока, учащиеся прорешивают задания типа части А, В, С. Данные задания и работа с ними призваны сформировать представления о форме контрольно-измерительных материалов по обществознанию, уровне их сложности, особенностях их выполнения, и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ЕГЭ.

Цель курса: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений учащихся в рамках обществоведческого курса для более успешной сдачи ЕГЭ.

Задачи курса:

  1. преобразование содержания теоретического материала в более доступную для восприятия форму;
  2. выявление существенных признаков социальных объектов и явлений;
  3. раскрытие и понимание сущности обществоведческих понятий разной степени сложности;
  4. применение социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач;
  5. формирование и развитие у учащихся интеллектуальных и практических умений;
  6. воспитание социальной ответственности, трудолюбия и умения преодолевать трудности.

В процессе обучения происходит формирование основных знаний и умений, проверяемых в рамках ЕГЭ:

  • биосоциальная сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
  • особенности социально-гуманитарного познания;
  • распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания;
  • сравнивать социальные объекты, выявлять их общие черты и различия;
  • соотносить обществоведческие знания с социальными реалиями, их отражающими;
  • оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
  • анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (схема, таблица, диаграмма);
  • распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовым и исключать лишнее;
  • устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;
  • применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
  • различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
  • называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
  • перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса и т. п.;
  • раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций;
  • применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
  • осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных, неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
  • формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.

Курс позволит преодолеть определенный психологический барьер перед экзаменом, связанный с незнанием большинства экзаменуемых, как им следует оформить результат выполненного задания.

Методы работы со старшеклассниками предполагает следующие формы и приемы работы:

  • лекции с последующим опросом;
  • лекции с обсуждением документов;
  • беседы;
  • практические занятия;
  • анализ альтернативных ситуаций;
  • работа в парах, группах, индивидуально;
  • выполнение работ по заданному алгоритму;
  • решение заданий части А, В, С.

Система оценивания и формы контроля:

На протяжении всего курса обучения учащиеся выполняют задания различных уровней сложности. В конце изучения каждого модульного курса проводится контрольная письменная работа по заданиям ЕГЭ в рамках данной темы. В конце курса учащиеся пишут пробный ЕГЭ.

Предполагаемые результаты изучения курса:

  1. учащиеся систематизируют и обобщат знания курса обществознания;
  2. научатся успешно выполнять задания различных типов и уровней сложности;
  3. успешно подготовятся к сдаче ЕГЭ по обществознанию.

Курс рассчитан для учащихся 10 – 11 классов и рассчитан на 70часов: 10 класс – 36 часа, 11 класс – 34 часа.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование тем курса

всего часов

Форма занятия

Форма контроля

10 класс – 36 часов.

1

Введение

1

Вводная лекция

Модульный блок «Общество» 7 часов

2

Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Социальные институты

1

Лекция

Решение практических заданий части А, В, С

3

Общество и природа. Общество и культура

1

лекция

Решение практических заданий части А, В, С

4

Многовариантность общественного развития. Типология обществ.

1

лекция

Решение практических заданий части А, В, С

5

Понятие общественного прогресса.

1

лекция

Решение практических заданий части А, В, С

6

Процессы глобализации и становление единого человечества Глобальные проблемы человечества

1

лекция

Решение практических заданий части А, В, С

7-8

Контрольная работа по модульному блоку «Общество»

2

Практическая контрольная работа

Решение практических заданий части А, В, С

Модульный блок «Духовная жизнь общества» 9  часов

9

Культура и духовная жизнь

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

10

Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная; молодежная субкультура

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

11

Средства массовой информации

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

12

Искусство, его формы, основные направления. Наука

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

13

Социальная и личностная значимость образования

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

14

Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии.

1

Практическая работа

Решение практических заданий части А, В, С

15

Мораль. Нравственная культура

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

16

Тенденции духовной жизни современной России

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

17

Контрольная работа по модульному блоку «Духовная жизнь общества»

1

Практическая контрольная работа

Решение практических заданий части А, В, С

Модульный блок «Человек. Познание» 8  часов

18

Человек как результат биологической и социальной эволюции. Бытие человека

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

19

Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

20

Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида.

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

21

Самопознание. Свобода и ответственность личности

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

22

Познание мира. Формы познания.

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

23

Истина и ее критерии. Относительность истины

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

24

Виды человеческих знаний. Научное познание

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

25

Контрольная работа по модульному блоку «Человек. Познание.»

1

Практическая контрольная работа

Решение практических заданий части А, В, С

Модульный блок «Политика» 9 часов

26

Власть, ее происхождение и виды

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

27

Политическая система, ее структура и функции

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

28

Политические партии и движения. Становление многопартийности в России

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

29

Политический режим. Типы политических режимов

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

30

Политическая идеология Политическая культура

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

31-32

Гражданское общество Правовое государство

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

33-34

Человек в политической жизни. Политическое участие

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

35-36

Контрольная работа по модульному блоку «Политика»

2

Практическая контрольная работа

Решение практических заданий части А, В, С

11 класс – 34 часа

Модульный блок «Экономика» 11 часов

1

Экономика: наука и хозяйство

1

Лекция с элементами беседы, практическая работа

Решение практических заданий части А, В, С

2

Экономические системы

2

Лекция с элементами беседы, практическая работа

Решение практических заданий части А, В, С

3

Экономическое содержание собственности

1

Лекция с элементами беседы, практическая работа

Решение практических заданий части А, В, С

4

Измерители экономической деятельности

1

Лекция с элементами беседы, практическая работа

Решение практических заданий части А, В, С

5

Экономический цикл и экономический рост

1

Лекция с элементами беседы, практическая работа

Решение практических заданий части А, В, С

6

Экономика и государство

1

Лекция с элементами беседы, практическая работа

Решение практических заданий части А, В, С

7

Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система

1

Лекция с элементами беседы, практическая работа

Решение практических заданий части А, В, С

8

Экономика потребителя. Экономика производителя.

1

Лекция с элементами беседы, практическая работа

Решение практических заданий части А, В, С

9

Рынок труда. Безработица

1

Лекция с элементами беседы, практическая работа

Решение практических заданий части А, В, С

10

Контрольная работа по модульному блоку «Экономика»

1

Практическая контрольная работа

Решение практических заданий части А, В, С

Модульный блок «Социальные отношения» 11 часов

11

Социальное взаимодействие и общественные отношения

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

12

Социальные группы, их классификация

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

13

Социальный статус. Социальная роль

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

14

Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

15

Социальные нормы. Отклоняющееся поведение

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

16

Семья и брак как социальные институты

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

17

Молодежь как социальная группа

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

18

Этнические общности. Межнациональные отношения

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

19

Социальный конфликт и пути его разрешения

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

20

Социальные процессы в современной России

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

21

Контрольная работа по модульному блоку «Социальные отношения»

1

Практическая контрольная работа

Решение практических заданий части А, В, С

Модульный блок «Право» 8  часов

22

Право в системе социальных норм

Источники права. Правовые акты

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

23

Система права: основные отрасли, институты, отношения

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

24

Правонарушения

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

25

Конституция РФ

2

Лекция

Решение заданий  

26-27

Юридическая ответственность и ее виды

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий

28-29

Основные понятия и нормы административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права в Российской Федерации

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

30-31

Международные документы о правах человека

Правовая культура

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий

Итоговый контроль – 3 часа

32-34

Пробный ЕГЭ

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронная библиотека к программе элективного курса «Теория и практика литературоведческого исследования» по литературе для учащихся 11 класса

Электронная библиотека, собранная к программе элективного курса  «Теория и практика литературоведческого исследования» по литературе для учащихся 11 класса включает в себя тексты произведений рус...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по математике «Единый экзамен по математике: теория и практика решения задач».11 класс

     Изучение данного курса позволит  повторить школьный курс алгебры и начал анализа, геометрии, подготовить учащихся к сдаче экзамена .Поэтому в содержание курса вкл...

Элективный курс по русскому языку_Текст. Теория и практика_ для учащихся 11 класса

Элективный курс по русскому языку_Текст. Теория и практика_ для учащихся 11 класса...

Элективный курс "Теория и практика написания сочинения-рассуждения" 11 класс

Данный курс поможет подготовить выпускников к написанию сочинения-рассуждения по русскому языку в 11 классе....

Программа элективного курса "Обществознание: теория и практика" для 10-11 класса

В программе детально раскрыто содержание изучаемого материала. Изучение курса позволит заложить у учащихся основы знаний, необходимых для изучения общественных проблем в старших классах; позволит ввес...

Программа элективного курса «Общество- теория и практика» для 10-11 классов

Элективный курс выполняет ведущую роль в реализации функции интеграции молодёжи в современное общество, направляет и обеспечивает условия формирования российской гражданской идентичности, освоения тра...