ПРОГРАММА СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ в рамках изучения социально – экономических дисциплин
рабочая программа по обществознанию на тему

Боровцова Галина Викторовна

Цель программы - воспитание грамотной личности, высоко - нравственного, творческого, порядочного, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Программа предназначена для обучающихся в СПО по социально-экономическим дисциплинам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Смоленское областное государственное

бюджетное  профессиональное образовательное учреждение  

«Техникум отраслевых технологий»

ПРОГРАММА СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

в рамках изучения социально – экономических дисциплин

 

г.Демидов

2017г.

РАССМОТРЕНА

Методической комиссией

по Демидовскому отделению

Протокол №____

от «____»________20__г.

Председатель

_________/Боровцова Г.В./

СОГЛАСОВАНО

Методическим советом

Протокол №___

от «___»_______20___г.

Председатель

______________/Милица Н.С/

УТВЕРЖДАЮ

Директор СОГБПОУ

 «Техникум

отраслевых  технологий»

от «__»_____________20___г.

__________/Путенкова Г.Г./

Организация - разработчик:

СОГБПОУ «Техникум отраслевых технологий»

Составитель: Боровцова Г,В.  , преподаватель

Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся

Цель: :  воспитание грамотной личности, высоко - нравственного, творческого, порядочного, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

В области формирования личностной культуры:

• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально- ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;

• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности подростка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

• формирование нравственного смысла учения, социально-ориентированной и общественно полезной деятельности;

• формирование морали — осознанной обучающимся необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;

• усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России;

• укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

• развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• развитие способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

• развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

• формирование творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;

• формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;

• осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;

• формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

В области формирования социальной культуры:

• формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, учебного коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации;

• укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны;

• развитие патриотизма и гражданской солидарности;

• развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;

• формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различными социальных и профессиональных групп;

• формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;

• укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государству;

• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;

• усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям и религиозным организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России;

• формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как основе российского общества;
  • формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
  • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

В области формирования культуры здорового и безопасного образа жизни:

  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
  • научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
  • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
  • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
  • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
  • сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Направления работы по воспитанию и социализации обучающихся

1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Цель: воспитание интереса к истории родного края и Отечества, расширения представления о родном крае, о героях ВОВ, о работниках тыла, воспитание таких качеств личности как чуткость, доброта, милосердие.

2.Воспитание социальной ответственности и компетентности

Ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и порядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее страны

Цель: воспитание основ правовой грамотности, гражданской ответственности.

3.Воспитание нравственных чувств и этического сознания

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике

Цель: формирование представления о нравственности и опыте взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, уважение к правам и свободам человека, приобщение к системе культурных ценностей. Развитие таких качеств личности, как  толерантность, целеустремленность, самостоятельность, компетентность, ответственность, честность, справедливость.

4.Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни

Ценности: здоровье физическое и душевное (психологическое, нравственное), здоровье личное, близких и всех людей, здоровье человека, общества и природы,  здоровый образ жизни

Цель: создание условий для  сохранения и укрепления нравственного, психического и физического здоровья учащихся, для  формирования устойчивой ценностной установки на здоровый образ жизни.

5.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

Ценности:уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.

Цель:  формирование трудолюбия, навыков самообслуживания, потребности в образовании, обогащение представлений об окружающей действительности, развитие творческих способностей, навыков проектной и исследовательской деятельности.

6.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Цель: формирование эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умениявыражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах деятельности.

Формы работы:  беседы, диспуты, дискуссии, публичные выступления, просмотры и обсуждение видеофрагментов, фильмов, экскурсии, встречи в краеведческом музее, посещение тематических вечеров в районной библиотеке

конкурсы, викторины,  квесты по патриотической тематике , концерты, спортивные соревнования, эстафеты, презентации, выставки,   краеведческий   кружок «Мой край»  -     создание возможности каждому раскрыть себя с лучшей стороны, проявить свои лучшие качества творчества, солидарности, взаимопомощи .;

полезные добрые дела: акции  «Посади дерево», помощь ветеранам труда,  исследовательские проекты  по социальным проблемам – решения общественных проблем, подготовка театральных постановок, праздников для определённой аудитории: младшие, ветераны, люди с ограниченными возможностями

Формы занятий

Изучение Конституции Российской Федерации, основных прав и обязанностей граждан России, политического устройства Российского государства, его институтов, их роли в жизни общества, символов государства.

Знакомство с героическими страницами истории России и Смоленщины , жизнью замечательных людей,  живших в родном крае и служивших России, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина.

Знакомство с историей и культурой родного края, народным творчеством, самобытностью смоленской культуры

Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников.

Участие в беседах о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, в проведении  квестов военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, встреч с ветеранами и военнослужащими, из числа бывших выпускников техникума

1.Урочная деятельность.

Уроки истории, обществознания, географии

Уроки по основам  социологии и политологии, основам философии,  правовым основам профессиональной деятельности

Уроки по основам православного краеведения

2.Внеурочная деятельность.

 Классный час  «День народного единства».

Встреча – дискуссия «Герои живут рядом!»

Цикл бесед «Государственная символики России»

Митинг, посвященный Дню освобождения города Демидова

Посвящение в рабочие профессии «Мы в завтра выбираем дорогу»

Классный час « В дружбе народов – единство России», посвященный Дню народного единства.

Конкурс стихов : « Свет материнства – свет любви», посвященный Дню матери

Встреча с воинами – интернационалистами, посвященная Дню героев Отечества

Классный час « День прав человека»

Классный час « Конституция – основной закон государства»

Устный журнал « Наука о человеке», посвященный Дню российской науки

Классный час «День православной книги»

Экскурсии, посвященные международному дню памяти и исторических мест

Классный час « Земля наш общий дом»

Митинг посвященный Дню Победы

Презентация, посвященная Дню славянской письменности

Исследовательские проекты «Духовная традиция земли Русской: культурно- исторический и религиозный аспекты»»

Краеведческая деятельность:

Участие в краеведческом кружке «Мой край»

Исследования на темы :  «История развития образования в городе Демидове( Поречье)

                                           «История православия в родном крае»

                                            «Они служили России»

Участие в предметных олимпиадах (районные, областные, региональные, всероссийские): дистанционные интеллектуальные конкурсы по истории, обществознанию

Предметные недели

Результаты

Формируется личность, осознающая себя частью общества и гражданином своего Отечества, овладевающая следующими компетенциями:

-ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, народным традициям, старшему поколению;

-опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

-знания о правах и обязанностях человека, гражданина, товарища

-умение моделировать простые социальные отношения, прослеживать взаимосвязь прошлых и настоящих социальных событий, прогнозировать развитие социальной ситуации в семье, и учебном коллективе;

-умение вести дискуссию по социальным вопросам, обосновывать свою гражданскую позицию, вести диалог и достигать взаимопонимания;

Дисциплина «Основы социологии и политологии»

Тема занятия

Планируемый результат

Содержание

Виды деятельности

Ответственные

1

2

3

4

4

1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Раздел 1

Основы социологии

Воспитание социальной ответственности и компетентности

Правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и порядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее страны

Проведение социологических исследований

-умение моделировать простые социальные отношения, прослеживать взаимосвязь прошлых и настоящих социальных событий, прогнозировать развитие социальной ситуации в семье, и учебном коллективе; умение вести дискуссию по социальным вопросам, обосновывать свою гражданскую позицию, вести диалог и достигать взаимопонимания;

Раздел 2

Основы политологии

Опыт участия в гражданской жизни

Правовое государство, демократическое государство;

воспитание основ правовой грамотности, гражданской ответственности.

Постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры

- участие в акциях по гражданско-патриотической тематике

2.Воспитание социальной ответственности и компетентности

Практические занятия

Осознание роли гражданина

Позитивное отношение, сознательное принятие роли гражданина

Подготовка рабочего места к проведению работы, уборка рабочего места

Все разделы

Умение дифференцировать, принимать или не принимать информацию, поступающую из социальной среды, СМИ, Интернета

Роль информации в жизни человека: умение дифференцировать, принимать или не принимать информацию, поступающую из социальной среды, СМИ, Интернета, исходя из традиционных духовных ценностей и моральных норм

Выполнение заданий самостоятельной работы

Практические занятия

Социальное понимание своей принадлежности к социальным общностям

Умение моделировать простые социальные отношения

Определение своего места и роли к социальным общностям

Групповые формы практических занятий

3.Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания

Практические занятия

Умение сочетать личные и общественные интересы; установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке

Понимание нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи; умение выполнять их независимо от внешнего контроля; умение преодолевать конфликты в общении Понимание необходимости самодисциплины

Выполнение коллективной работы, групповых проектов

Приобретают умения и навыки сотрудничества со сверстниками.

4.Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

Все  разделы

Осознание ценности экологически целесообразного, здорового образа жизни

Умение анализировать изменения в окружающей среде и прогнозировать последствия этих изменений для природы и здоровья человека

Роль экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности

Твердое убеждение в сохранности окружающей среды

5.Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии

Практические занятия

Умение рационально использовать время, соблюдать порядок на рабочем месте

Выполнение работы по графику и в срок, поддержание чистоты и порядка на рабочем месте

Выполнение домашних заданий, практических работ

Содержание в порядке рабочего места.

Практические занятия

Умение работать со сверстниками в проектных группах

Приобретают умения и навыки ролевого взаимодействия со сверстниками

Выполнение групповых проектов

6.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание)

Все  разделы

Интерес к занятиям творческого характера

Самореализация в различных видах творческой деятельности, умение выражать себя в доступных видах творчества

Занятость в кружках, выполнение индивидуальных проектов

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом семинаре преподавателей общеобразовательных, гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Оценивание деятельности обучающихся является важной составляющей частью образовательного процесса. ФГОС задаёт новые ориентиры в понимании учебных результатов и соответствующих им подходов к оценивани...

Доклад на научно-практической конференции "Образование без границ" на тему: "Проблемы и пути решения социализации обучающихся в рамках внеклассной воспитательной работы".

В докладе раскрываются проблемы, пути решения социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (глухих и слабослышащих) во внеклассной воспитательной работе....

Статья преподавателя социально-экономических дисциплин « Академии индустрии красоты «ЛОКОН» Авериной Натальи Викторовны. 1 ТЕМА: «Применение информационно-коммуникационных технологий при проведении учебных занятий по истории в ГОУ СПО» По мере информати

Статья преподавателя социально-экономических дисциплин « Академии индустрии красоты «ЛОКОН» Авериной Натальи Викторовны.1ТЕМА: «Применение информационно-коммуникационных технологий при проведении учеб...

Статья «Обучение в сотрудничестве» как современная образовательная технология в преподавании социально-экономических дисциплин

Статья «Обучение в сотрудничестве» как современная образовательная технология в преподавании социально-экономических дисциплин. Выступление на МО. Данная технология обучения отличается нес...

Программа Социализация обучающихся при изучении географии.

повышение социальной активности обучающихся, их готовности принять личное практическое участие и внести реальный вклад в улучшение социальной ситуации в классе, в школе...