План-конспект урока по обществознанию на тему "Учимся выбирать" (комбинированный урок с элементами исследования и проведения деловой игры "Выборы")
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему

Чокоева Елена Александровна

Формирование целостного представления о выборах как к одному из институтов демократического государства

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_na_temu-uchimsya_vybirat.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская средняя общеобразовательная школа №1»

Учебное занятие в 9 классе на тему «Учимся выбирать»

                                                        Разработала: учитель истории и обществознания

                                                                                                          МБОУ «ОСОШ №1»

                                                                                                              высшей категории                                                                                                

                                                                Чокоева Елена Александровна

                                       

Пояснительная записка

Тема: «Учимся выбирать»

Класс: 9

Тип урока: изучение нового материала (комбинированный с элементами исследования и практической направленности – проведение деловой игры «Выборы»)

Цели урока: изучение теоретического материала по теме урока, формирование целостного представления о выборах как одному из институтов демократического государства.

Задачи урока:

1. Образовательная:

сформировать целостное представление об избирательном праве, видах избирательных систем,

раскрыть понятие избирательного ценза, значение выборов в формировании государственных органов, основные этапы их проведения, расширение образовательного пространства учащихся.

2. Развивающая:

 продолжить развитие интеллектуальных, текстовых умений и навыков; продолжить формирование

понятийного аппарата; умения четко и логично формулировать свои мысли; создать содержательные и организационные условия для развития у школьников навыков анализа, навыков работы с нормативно-правовыми актами и их применения в практической деятельности.

3.Воспитательная:

содействовать формированию познавательного интереса учащихся к изучению истории страны,

повышение уровня правовой культуры, воспитание в духе уважения к демократическим правовым институтам, правопорядку, содействовать воспитанию ответственности, законопослушания и патриотического отношения к судьбе своей страны, воспитывать активную гражданскую позицию.

Необходимое оборудование:   компьютер; медиапроектор; экран;  дидактический материал (карточки с заданиями); раздаточный материал (для выступлений докладчиков); Конституция РФ; учебник – Обществознание. 9 класс, под редакцией Л.Н. Боголюбова, М., Просвещение, 2012 г.; печатные рабочие тетради; наглядный материал (плакаты, листовки, календари), посвященный выборам, для оформления доски; кабинка для голосования; ящик; подготовленные бланки, заверенные печатью школы для проведения деловой игры.

Основные понятия: демократия, выборы, голосование, референдум, гражданское общество; гражданская ответственность; избирательная система; избирательный процесс; избирательная кампания; избирательный ценз, мажоритарная избирательная система; пропорциональная избирательная система.

Методы работы: словесные (рассказ, беседа); наглядные (иллюстрации, компьютер, учебник); поисковые (самостоятельная работа с учебником); практический (работа с Конституцией РФ), игровые (проведение деловой игры «Выборы»)

Виды деятельности: слушание, чтение, письмо, прогнозирование, исследование, обобщение, анализ, синтез, сравнение, классификация, самостоятельная деятельность

ИКТ, личностно-ориентированного, дифференцированного и проблемного обучения, деятельностного метода обучения, исследования.

Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, коллективная.

Принципы в деятельности учителя и обучающихся: сотрудничества, поддержки, наглядности, доступности, успешности, здоровьесбережения.

Образовательные технологии: ИКТ, личностно-ориентированного, дифференцированного и проблемного обучения, деятельностного метода обучения, исследования.

Литература: 

1. В.А. Ершов. Основы избирательного права  РФ: Учебное пособие для студентов вузов. – «ГроссМедиа», «Росбух», 2008.

2. «Избирательное право. Избирательный процесс». Комплексный образовательный проект «Шаг за шагом».- М.: НПО «Школа» - издательство «Открытый мир», 1996;

3. Е.И.Козлова, О.Е.Кутафин "Конституционное право России".- М.: Проспект, 2008

Конституция РФ. Москва, 2013 г.

4. Рабочая тетрадь

5. Статья: Российское избирательное право: доктрина и законодательство (Старостина И.А.) ("Конституционное и муниципальное право", 2009, N 24) {КонсультантПлюс}

6. Учебник – Обществознание. 9 класс, под редакцией Л.Н. Боголюбова, М:. Просвещение, 2012 г.

7.Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации».

8.Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

9.Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Ход урока

На доске вывешен агитационный материал, посвященный выборам (плакаты, листовки, календари, основные понятия урока) Приложение №1

1.) Организационный момент. (1 мин.)

Добрый день ребята, улыбнитесь друг другу, настройтесь на работу.

Актуализация знаний.

Мы продолжаем изучать главу политическая сфера общества.  Прежде чем начнем изучать новую тему, мы должны вспомнить предыдущую тему: «Гражданское общество и правовое государство», которая напрямую будет связана с материалом сегодняшнего урока.

2.) Проверка домашнего задания. (2 мин.)

1. Вспомните и назовите признаки государства. (слайд №1)

Является ли Россия правовым государством?

 - Назовите признаки правового государства, найдите их в Конституции РФ и назовите номера статей) Слайд №2

2. Работа с Конституцией России.

  1. Верховенство права во всех сферах жизни общества (ст. 4 п.2 КРФ)
  2. Незыблемость прав и свобод человека (ст.2 КРФ)
  3. Реальное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 КРФ)
  4. Взаимная ответственность государства и гражданина (ст. 2, ст. 6 п.2 КРФ)
  5. Плюрализм – политическое многообразие многопартийность (ст.13 КРФ)

3.) Определение темы урока. Постановка целей и задач урока. (3 мин.)

В жизни человеку всегда приходится выбирать: друзей, профессию, спутника жизни, поступки и т. д. Сделать выбор своей судьбы очень трудно, но еще труднее выбирать, когда речь идет о судьбе целого государства.

Сегодня, вы видите, у нас не совсем обычный урок.

Сегодня мы поговорим о правах, которые закреплены в ст.32 п.1,2 КРФ.

Прочитайте статьи и скажите, какая тема нашего урока сегодня.

Наглядный материал, представленный на доске тоже посвящён нашей теме.

Учащиеся работают с Конституцией и определяют тему урока.

Учитель: Сегодня мы поговорим о праве участия граждан в политической жизни страны.

Тема «Учимся выбирать» (Запишите в тетрадь) слайд №3

Какие цели вы поставите для себя на уроке?

Воспользуйтесь наглядным материалом,  на слайде №4 вы видите слова русского философа И.А.Ильина.

Слова – подсказки: узнать, выяснить, рассмотреть, познакомиться.

Предполагаемые ответы учеников:

  • Выяснить, что означают понятия  голосование, выборы, референдум
  • Узнать, что такое избирательное право;
  • Узнать, какие существуют виды избирательного права;
  • Рассмотреть этапы проведения избирательного процесса;
  • Познакомиться с разновидностями избирательных систем

4.) Изучение нового материала. (27 мин.)

Учитель: Сегодня мы будем говорить об избирательном праве и избирательной системе, о демократических выборах. Наша задача – выяснить, как должны проходить выборы в демократическом государстве, по каким принципам, какие существуют этапы выборов.

Актуальность данной темы доказывает сама жизнь: в России активность граждан на выборах неуклонно снижается. Не все граждане хотят воспользоваться своим правом избирать. Почему так происходит? Нужно ли идти на выборы? Попробуем разобраться в этих вопросах.

Знания, которые вы получите сегодня, в скором времени пригодятся вам в жизни, как будущим избирателям.

Прежде всего, я хотела бы от вас услышать ответ на вопрос.

Какие слова у вас ассоциируются с понятием выборы?

Подберите ассоциации к слову выборы? (слайд №5).

Возможные ассоциации, ответы ребят (составление кластера– слайд №6) 

Демократия; Гражданское общество; Гражданская ответственность; Избирательная система; Избирательный процесс; Избирательная кампания; Политическая власть; Мажоритарная избирательная система; Пропорциональная избирательная система; Политическая активность.

Учитель. Выборы – это юридически узаконенная процедура, в рамках которой граждане определяют, кто будет представлять их интересы в тех или иных органах власти

(слайд №7).Определение понятия  ученики записывают в тетради.

1) Вспомните, когда последний раз проходили выборы в РФ? Кого мы избирали?

2) Участие в выборах - это право или обязанность?

3) Как характеризуются государства, в которых граждане обладают правом избирать и быть избранными?

Некоторым ученикам я поручила дома выполнить определенную работу. В начале урока давайте немного «окунемся» в историю – историю выборов. Про историю возникновения выборов нам расскажет Полина.

(Слайд №8-11) История выборов.

Ученик: Историческое бытие рода человеческого изобилует примерами волеизъявлений.

В Древней Греции применялось открытое голосование и тайное баллотировка с помощью жребия. "Бюллетенем" был боб, "За" – означал белый боб, "Против" – черный.

В Древнем Риме предвыборная кампания начиналась задолго до дня голосования. Кандидат объявлял органам власти о своем желании баллотироваться. Должностные лица проверяли, насколько отвечает требованиям закона данный гражданин, и только тогда он вносился в список кандидатов. После этого начиналась предвыборная борьба. Происходило это следующим образом. Кандидат облачался в белоснежную тогу, что означало его чистую совесть, и отправлялся на площади и базары, прося поддержку у избирателей. В день голосования избиратель получал маленькую дощечку – "избирательный бюллетень", писал на ней имя кандидата и опускал в урну.

История выборов в России начинается с IX века. Город Великий Новгород назывался «центром земли русской» и жители города решали путем голосования кого призвать князем.                

В России 1917 года проводились выборы в Учредительное собрание, а также в Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

Учитель: Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации ст. 3 п.1 является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Ст.32 п.1.Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.(слайд №12)

- Ребята, обратите внимание на доску. Из этого перечня вам необходимо выделить тех лиц и те органы, которых мы выбираем. (слайд №13)

Кого мы выбираем?

1.         Дикторов телевидения;

2. министров;

3. начальников отделений милиции;

4. депутатов Государственной Думы;

5. Генерального прокурора РФ;

6. членов Конституционного Суда РФ;

7. Президента РФ;

8. членов органов местного самоуправления(советов, дум, собраний и т.д.)

9. Патриарха всея Руси;

10. директора школы.

Ученикам дается время самостоятельно определиться с вариантом ответа. После этого совместно с учителем даются правильные ответы.

(Слайд №14)Президента РФ; Депутатов Государственной Думы; членов органов местного самоуправления (советов, дум, собраний и т.д.)

Учитель:

Словарная работа

- Голосование – это форма участия граждан в политической жизни страны (слайд №15)

Работа с учебником «Обществознания» Приложение №2

- Найдите понятие ВЫБОРЫ в учебнике стр.49-50, и понятие РЕФЕРЕНДУМ  учебник стр. 217,221, в помощь рабочая тетрадь (стр.30 извлечение из текста ФЗ «О референдуме РФ») (слайд №16)

Скажите что общего и в чем отличие?

Учитель: Для решения особо важных проблем в государстве используют Референдумы.

Референдум - форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения (слайд №17)

Выборы - процедура избрания кого-либо путём голосования (слайд №18)

Учитель: Историческая справка (слайд №19)

В октябре 1995 года в России был принят Федеральный конституционный закон “О референдуме Российской Федерации.

17 марта 1991 года прошёл первый всероссийский референдум о введении поста президента Российской Федерации. В нём приняло участие 75,09 % граждан РСФСР, из них 69,85 % поддержало это предложение.

12 июня 1991 года, первым президентом Российской Федерации был избран Борис Ельцин.

12 декабря 1993 года, одновременно с выборами в Госдуму первого созыва, прошло всенародное голосование по проекту Конституции России. В голосовании участвовало 54,79 % избирателей, из них 58,42 % поддержало новый Основной закон, который действует по настоящее время.

Решение, которое принимается на референдуме, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.

О выборах Президента РФ нам расскажет Наталья. (слайд №20)

Работа с Конституцией ст. 81.

Ученик: Особые правила разработаны в отношении выборов Президента РФ. Президент не может занимать свой пост более 2-х сроков подряд. Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему всю территорию РФ. Кандидаты на должность Президента РФ могут быть выдвинуты политическими партиями, а также в порядке самовыдвижения. Гражданин РФ может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей. Для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 человек, обладающих активным избирательным правом. При подготовке и проведении выборов Президента РФ избирательные комиссии вправе использовать государственную автоматизированную информационную систему для информирования избирателей о ходе подготовки и проведения выборов, результатах выборов. Граждане РФ, политические партии вправе проводить в любых допускаемых законом формах предвыборную агитацию. Расходы на подготовку и проведение выборов Президента РФ проводятся за счет федерального бюджета.

Предвыборная агитация может проводиться:         

  • На каналах организаций теле- и радиовещания и в периодических печатных изданиях
  • Посредством проведения массовых мероприятий
  • Посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов.

Словарная работа: учебник стр. 218

 Избирательное право– конституционное право избирать и быть избранным в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления.(слайд №21)

Избирательное право

Активное                                                                                         Пассивное

«право выбирать»                                                                «право быть избранным»

Работа с Конституцией Р.Ф.

Задание: Прочитайте статью 32 п. 3. и скажите, кто не имеет избирательного права. (слайд №22-23)

Учитель: В демократическом государстве избирательное право включает в себя четыре принципа. Изучив материал в  учебнике стр. 49. Назовите принципы избирательного права в России и прокомментируйте их. (слайд №24-25)

1. всеобщее избирательное право (право на участие в выборах граждан, достигших определенного возраста, независимо от пола, возраста, национальности и др.);

2.равное избирательное право (один избиратель – один голос);

3.прямое избирательное право (каждый избиратель голосует непосредственно за избираемого кандидата);

4. тайное голосование (порядок отсутствия контроля за волеизъявлением избирателей).

Учитель: Каковы же основные этапы избирательного процесса?

Физкультминутка. Приложение №3

Задание классу: на доске  находится перечень стадий избирательного процесса.

Ваша задача: составить логическую цепочку, восстановив правильный порядок этапов избирательного процесса и в результате назвать ключевое слово, зашифрованное в стадиях избирательного процесса (слайд  №26 -28). 

Основные стадии избирательной кампании (процесса):

  1. Т Предвыборная агитация
  2. А Выдвижение кандидатов
  3. Д Назначение и объявление даты проведения выборов
  4. Б Образование избирательных округов и избирательных комиссий
  5. Е Составление списков избирателей
  6. Ы Голосование и подведение итогов голосования, их публикация

Ответ на задание: (ДЕБАТЫ)

Учитель: Формирование органов государственной власти происходит по определённой избирательной системе. Об этом нам расскажет Даниил. (слайд №29)

Ответ ученика. Избирательная система – порядок формирования органов государства. Бывают мажоритарная, пропорциональная и смешанная избирательные системы.

Мажоритарная избирательная система - при которой избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов. Это способ определения результатов голосования, при котором для получения мандата требуется собрать установленное законом большинство голосов. Разновидностями мажоритарной системы является мажоритарная система относительного большинства и мажоритарная система абсолютного большинства. При системе абсолютного большинства для избрания кандидату требуется получить абсолютное большинство поданных по округу голосов избирателей (более половины 50%+1 голос). При мажоритарной системе относительного большинства избранным считается тот кандидат, который набрал голосов больше, чем каждый из его противников в отдельности.

Учитель: О другой избирательной системе нам расскажет Таня.

Ученик: Пропорциональная система голосование избирателей по партийным спискам. После выборов каждая из партий получает число мандатов, пропорциональное набранному проценту голосов (например, партия, набравшая 25 % голосов избирателей, получает 1/4мест).  – это способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест пропорционально полученному каждой партии числу голосов. Выборы проводятся на партийной основе: каждое избирательное объединение выдвигает свой список кандидатов на вакантные должности и избиратель голосует не за отдельную личность, а за тот или иной партийный список в целом. В 2005 г. принят новый Федеральный закон, согласно которому в Российской Федерации вводится только пропорциональная избирательная система. Партия, набравшая не менее 7% голосов, получает места в Государственной думе.

Учитель дополняет: Смешанная избирательная система – парламент формируется как по пропорциональной, так и по мажоритарной системе.

Учитель: Избирательный ценз - установленное законом условие, ограничивающее допущение лица к осуществлению избирательных прав (слайд  №30 ).

Российское избирательное право вводит два ценза: возрастной (возрастное ограничение) и оседлости (данный ценз предполагает, что для допуска к выборам лицо должно прожить на территории страны или на территории конкретной местности определённое количество времени).

В большинстве стран мира приобретение активного избирательного права связывается с достижением человеком определённого возраста, часто (но не всегда) приравниваемого к возрасту гражданского совершеннолетия. Например, в России, США, Великобритании, Германии, Италии, Швейцарии, Финляндии лицо получает право голосовать по достижении возраста 18 лет, в Японии — 20 лет, в Бразилии, на Кубе, в Иране и Никарагуа — 16 лет.

Для получения пассивного избирательного права обычно предусматриваются более высокие возрастные цензы. Например, Президентом РФ может быть избрано лицо, достигшее 35 лет, а Президентом Италии — 50 лет. Чтобы быть избранным в депутаты Государственной Думы РФ, необходимо достичь возраста 21 года на день голосования.

Суть ценза оседлости заключается в том, что при проведении выборов определенного уровня для избрания на выборную должность закон требует от кандидата проживать в местности, где проводятся выборы, в течение определенного времени. Так, Президентом РФ может быть избран гражданин РФ, проживающий в РФ не менее 10 лет. Для избрания депутатом государственной думы подобных правил не существует.

Учитель: В настоящее время в России действует немало нормативных правовых актов, которые определяют сущность избирательной системы.

Источники избирательного права в РФ (слайд  №31)  

  • Конституция России (12 декабря 1993)
  • Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ” (12 июня 2002)
  • Федеральный закон “О выборах Президента РФ” (10 января 2003)
  • Федеральный закон “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ” (23 июня 2003)
  • Федеральный закон “Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления” (26 ноября 1996)
  • Федеральный конституционный закон “О референдуме” (28 июня 2004)
  • Указы Президента РФ
  • Нормативные акты Центральной избирательной комиссии РФ
  • Конституции республик, уставы краев, областей, акты глав администраций избирательных комиссий и др.

5.) Закрепление пройденного материала. (8 мин.)

Сейчас мы закрепим и заодно проверим ваши знания по сегодняшней теме.

        “Блиц-опрос”. Классу  задаются вопросы. (слайд №32)

  1. Во сколько лет российские граждане получают право избирать? (18 лет)
  2. Как называется документ, выдаваемый избирателю на выборах? (избирательный бюллетень)
  3. Сколько депутатов избирается в Гос. думу? (450)
  4. С какого возраста можно быть избранным в Гос.думу? (21 год)
  5. С какого возраста можно быть избранным на пост Президента? (35 лет).
  6. Что такое ценз оседлости? (данный ценз предполагает, что для допуска к выборам лицо должно прожить на территории страны или на территории конкретной местности определённое количество времени).
  7. Как называется торжественная церемония вступления в должность вновь избранного главы государства? (инаугурация)
  8. За какое время до выборов прекращается агитация населения? (за сутки)
  9. Должны ли соблюдаться этические нормы во время агитации? (да)

Учащиеся-консультанты проводят игру «Голосование». (5 мин).

Учитель: Соблюдаем правила и атрибутику голосования. Имеются списки избирателей (список класса), бюллетени, заверенные печатью школы, дневник в качестве паспорта, а также ширма и «урна» (опечатанный красивый ящичек) для голосования.

Для поддержания большего интереса выберем «Президента класса».

Включен  слайд № 33 , играет бодрая музыка. Приложение №4-5
Учитель: Пока результаты подводятся избирательной комиссией, мы работаем дальше.

В любой области, в том числе и в избирательном праве важно не только владеть теорией, но и уметь применять полученные знания на практике. Поэтому  вы должны будете проявить свои практические умения.  Ваша задача: разрешить ситуации и дать правильный ответ на задание:

Ситуация 1. В помещении для голосования молодой человек – избиратель получил избирательный бюллетень и начал заполнять его в зале в присутствии других лиц.

Задание: Дайте оценку действиям избирателя. (Ответ: нарушен принцип тайного голосования. Заполнять избирательный бюллетень необходимо в кабине для голосования).

Ситуация 2. В день выборов один из членов вашей семьи не смог пойти на избирательный участок и попросил вас проголосовать за него.

Задание: Объясните ваши действия в этой ситуации. (Каждый избиратель должен голосовать лично. Голосование за других избирателей не допускается).

Ситуация 3. Вы получили избирательный бюллетень и в кабине для голосования при его заполнении напротив выбранного вами кандидата поставили знак “плюс”, а напротив остальных – знак “минус”.

Задание: Объясните судьбу вашего “голоса” в данной ситуации. (Голос “пропадёт”, т.к. бюллетень будет считаться недействительным. Нужно ставить лишь один знак в одной клетке).

Ситуация 4. При заполнении избирательного бюллетеня вы допустили ошибку.

Вопрос: Ваши действия? (Нужно обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему вам избирательный бюллетень с просьбой выдать вам новый).

Ситуация 5. Гражданин не хочет принимать участие в выборах. Избирательная комиссия пришла к нему домой и требует, чтобы гражданин проголосовал. Правомерны ли действия комиссии? (Нет, гражданин имеет право выбора, голосование осуществляется добровольно).

Ситуация 6. Человек пришел на выборы, но его фамилия написана неправильно в списке избирателей. Как быть? (Необходимо внести ФИО гражданина в дополнительный список).

Учитель: Избирательная комиссия оглашает результаты…

Поздравляем победителей и выражаем надежду, что по достижении совершеннолетия мы встретимся на избирательном участке.

Возвращаемся к началу нашего разговора о том, для чего граждане идут на выборы.
(Учащиеся смогут определить собственную позицию по отношению к выборам, покажут умение аргументировать свою точку зрения, принимать аргументы других, делать выбор и отстаивать его).

6.)Рефлексия. (3 мин.)

Как вы сегодня смогли убедиться, выборы – это процесс длительный, сложный, требующий больших моральных и финансовых затрат. В начале урока был задан вопрос: Надо ли ходить на выборы? Попробуйте сейчас ответить на этот вопрос (учащиеся дают ответ). Слайд №34-35

Наше сегодняшнее занятие хотелось закончить притчей: “В стародавние времена в одном городе жили-были 2 мудреца. Однажды они поспорили между собой, кто из них самый мудрый. Для решения этого спора они предложили собрать горожан на центральной площади города и провести этот спор публично.

И вот в назначенный день на площади собрались зрители. В образовавшийся круг вышли 2 мудреца. Один из них был, очевидно, уверен в своей победе: счастливая улыбка так и играла на его устах. Второй держался спокойно.Толпа потребовала начинать состязание. Тогда улыбающийся мудрец протянул вперед свои руки. Все увидели, что он что-то держит в своих ладонях. Мудрец задал свой вопрос сопернику: “Скажи мне, что в моих руках?” Живое или мертвое?” Он полагал, что если соперник скажет: “Живое”, то можно будет с легкостью раздавить бабочку, которую он держал в ладонях, и показать всем горожанам, насколько тот не прав. Если же он вымолвит: “Мертвое”, то он выпустит бабочку, и она, взмахнув крыльями, на глазах у изумленной публики скроется из виду. Так в любом случае его противник будет повержен.

Однако вопреки ожиданиям честолюбца его соперник дал неожиданный ответ. Он сказал: “Все в твоих руках...” (слайд №36)

И действительно все в ваших руках: дальнейшие пути-дороги, учеба, здоровье, будущее семей и многое другое, что мы называем жизнью

Мы не должны оставаться равнодушными к людям, к событиям, которые происходят в стране. Хочется надеяться, что вы сделаете мир лучше, добрее, разумнее.

Подведение итогов. Рефлексия в форме «Синквейна» Приложение №6

СИНКВЕЙН (стихотворение из пяти строк)

 

1 строка: одно существительное (ключевое понятие)

2 строка: два прилагательных или причастия

3 строка: три глагола

4 строка: фраза из четырёх слов

5 строка: существительное

7.) Домашнее задание. (1 мин.)

Поэтому домашнее задание будет  на выбор:

1. Написать сочинение-размышление на тему «Я – будущий избиратель».

2. Выполнить задания №1-7 в РТ стр. 26-30.

3. Составить кроссворд по теме урока (20 слов)

4. Разработать анкету для избирателя (15 вопросов)

5. Составить памятку на тему  «Что делать, если вы первый раз на выборах».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви». (В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ "ВОСТАНИЕ ДЕКАБРИСТОВ)

План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви» Продолжительность урока: 40 мин.Урок:интегрированнный,по хара...

Самоанализ урока литературы в 6 классе по теме: «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»

Урок обобщающий. С применением технологий проблемного обучения. развития критического мышления, ИКТ технологий. Прослеживается формирование УУД....

Конспект урока по обществознанию в 10 классе. Тема урока Исторический процесс.

Разработка урока по обществознанию для профильного обучения в 10 классе....

План-конспект практического занятия по обществознанию "самостоятельность - показатель взрослости" 5 класс

План-конспект практического занятия по обществознанию "самостоятельность - показатель взрослости" в 5 классе (групповая работа)...

План конспект для 6 класса по учебнику "Математика 6 класс. Урок – закрепления изученного материала по теме: «Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений. Продолжение».

Урок – закрепления изученного материала по теме: «Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений. Продолжение»....

Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме "Уроки доброты" по рассказу В.Г. Распутина " Уроки французского"

Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме "Уроки доброты" по рассказу В.Г. Распутина " Уроки французского"...