Программа и тематическое планирование работы школьного кружка «Финансовая грамотность»
рабочая программа по обществознанию (10 класс) на тему

Программа содержит цели и задачи реализации программы, методы и формы работы кружка,содержане и тематическое планирование курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_finansovaya_gramotnost.docx35.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кугесьская средняя общеобразовательная школа №1»

«Просмотрен»                                                                                                  «Утверждаю»

Зам. Директора по ВР                                          Директор МБОУ «Кугесьская СОШ №1»

___________ Михайлова Е.В.                                             _____________ Григорьев В.А.      

 

                                                       

Программа и тематическое планирование работы школьного кружка

«Финансовая грамотность»

 на 2017-2018 учебный год.

   

Разработчик:

Андреева Л.В.,

Учитель истории и обществознания

2017


1.Пояснительная записка

Данная программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
  2.  Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Информация о Проекте представлена на официальном сайте Минфина России: http://www.minfin.ru/ru/om/fingram/
  3. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации http://www.misbfm.ru/ node/11143.
  4. Авторская программа «Финансовая грамотность» авторы: Ю. Брехова, А. Алмосов, Д. Завьялов, А.– Москва, «ВИТА Пресс», 2015 г.

Цели и задачи реализации программы «Основы финансовой грамотности»

Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности старшеклассников, на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации. На настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.

Отличительной особенностью  программы  является то, что он базируется на системно- деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.

Это определило цели данного курса:

- формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;

-создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;

- формирование положительного мотивационного отношения к экономике   через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.

Задачи:

- освоение системы знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;

- овладение умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

- формирование опыта применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;

- формирование основ культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;

- воспитание ответственности за экономические решения.

Методы и формы обучения

Для достижения поставленных целей и с учетом вышесказанного в основе организации занятий лежат, прежде всего, педагогические технологии, основанные на сотрудничестве и сотворчестве участников образовательного процесса, критическом анализе полученной информации различного типа, деятельностные технологии, проектная, исследовательская деятельность, игровая  технология.

На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практико-ориентированные экономические задачи (продуктивная деятельность).

Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:

  • Экскурсии.
  • Игры.
  • Использование технических средств обучения, ресурсов интернета.
  • Работа с источниками экономической информации.
  • Анализ инструментов финансовых рынков, экономической ситуации на отдельных рынках
  • Интерактивные технологии.
  • Индивидуальная работа.

Содержание программы

Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни

Банковская система. Как сберечь деньги с помощью депозитов. Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах. Кредит: зачем он нужен и где его получить. Какой кредит выбрать и какие условия предпочесть.

Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов.

Что такое ценные бумаги и какие они бывают. Профессиональные участники рынка ценных бумаг. Граждане на рынке ценных бумаг. Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления. Операции на валютном рынке: риски и возможности.

Модуль З. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата.

Что такое налоги и почему их надо платить. Основы налогообложения граждан. Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет.

Модуль 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду

Страховой рынок России: коротко о главном. Имущественное страхование как: защитить нажитое состояние. Здоровье и жизнь - высшие блага: поговорим о личном страховании. Если нанесен ущерб третьим лицам. Доверяй, но проверяй, или Несколько советов по выбору страховщика.

Модуль 5. Собственный бизнес как создать и не потерять

Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать. Пишем бизнес-план. Расходы и доходы в собственном бизнесе. Налогообложение малого и среднего бизнеса. С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен.

Модуль 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения

Финансовые риски и стратегии инвестирования. Финансовая пирамида, или Как не попасть в сети мошенников. Виды финансовых пирамид. Виртуальные ловушки, или Как не потерять деньги при работе в сети Интернет. Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток- шоу «Все слышат».

Модуль 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления

Думай о пенсии смолоду, или Как формируется пенсия. Как распорядиться своими пенсионными накоплениями. Как выбрать негосударственный пенсионный фонд. Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд». Итоговый контроль по курсу.

V. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

П/П

№№ ТЕМЫ

НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА, ТЕМЫ

КОЛ-ВО ЧАСОВ

10 КЛАСС

МОДУЛЬ 1Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни

13 ч.

1

1.1

Банковская система.

1

2

1.2

Как сберечь деньги с помощью депозитов.

1

3-4

Практикум

2

5

1.3

Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах.

1

6

Практикум

1

7

1.4

Кредит: зачем он нужен и где его получить.

1

8

Практикум

1

9

1.5

Какой кредит выбрать и какие условия предпочесть.

1

10-11

Практикум

2

12

1.6

Ипотека: как решить жилищную проблему

1

13

Практикум

1

МОДУЛЬ 2 Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов

12ч.

14

2.1

Что такое ценные бумаги и какие они бывают.

1

15

Практикум

1

16

2.2

Профессиональные участники рынка ценных бумаг.

1

17

Практикум

1

18

2.3

Граждане на рынке ценных бумаг.

1

19-20

Практикум

2

21

2.4

Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления.

1

22

Практикум

1

23

2.5

Операции на валютном рынке: риски и возможности.

1

24-25

Практикум

2

МОДУЛЬ З. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата

8ч.

26

3.1

Что такое налоги и почему их надо платить.

1

27

Практикум

1

28

3.2

Основы налогообложения граждан.

1

29

Практикум

1

30

3.3

Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет.

1

31-32

Практикум

2

33

3.5

Ответственность за неуплату налогов

1

МОДУЛЬ 4 Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду

10ч

34

4.1

Управление рисками и страхование

1

35

4.2.

Страховой рынок России: коротко о главном

1

36

4.3

Имущественное страхование как: защитить нажитое состояние.

1

37

Практикум

1

38

4.4

Здоровье и жизнь - высшие блага: поговорим о личном страховании.

1

39

Практикум

1

40

4.5

Если нанесен ущерб третьим лицам.

1

41

4.5

Доверяй, но проверяй, или Несколько советов по выбору страховщика.

1

42-43

Практикум

2

МОДУЛЬ 5 Собственный бизнес: как создать и не потерять

8ч.

44

5.1

Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать.

1

45

5.2

Пишем бизнес-план.

1

46

Практикум

2

47

5.3

Расходы и доходы в собственном бизнесе.

1

48

5.4

Налогообложение малого и среднего бизнеса.

1

49

5.5

С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен.

1

50

Практикум

1

МОДУЛЬ 6 Риски в мире денег: как защититься от разорения

.

51

6.1

Финансовые риски и стратегии инвестирования.

1

52

6.2

Финансовая пирамида, или Как не попасть в сети мошенников.

1

53

6.3

Виды финансовых пирамид.

1

54

6.4

Виртуальные ловушки, или Как не потерять деньги при работе в сети Интернет.

1

55

6.5

Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток- шоу «Все слышат».

1

МОДУЛЬ 7 Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления

13ч

56

7.1

Думай о пенсии смолоду, или Как формируется пенсия.

1

57

7.2

Пенсия и ее виды

1

58

7.3

Размер пенсии и другие доходы

1

59

7.4

Программы пенсионного накопления

1

60

7.5

Как распорядиться своими пенсионными накоплениями.

1

61-62

Практикум

2

63

7.6

Как выбрать негосударственный пенсионный фонд.

1

64

Практикум

1

65

7.4

Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд».

1

66-67

Встреча с представителями Пенсионного фонда РФ

2

68

Итоговый контроль по курсу.

1

ИТОГО

68

Учебно-методическое обеспечение

  1. А.П. Архипов Азбука страхования: Для 10-11 классов общеобразовательных учреждений  М.: Вита-Пресс, 2010 г.
  1. Ю.В. Брехова, Д. Ю. Завьялов, А. П. Алмосов Финансовая грамотность. 10-11 классы. Учебная программа М.: Вита-Пресс, 2016 г.
  2. Н.И. Берзон Основы финансовой экономики. Учебное пособие. 10-11классы М.: Вита-Пресс, 2011 г.
  3. А. Горяев, В. Чумаченко Финансовая грамота М.: Юнайтед Пресс, 2012 г.
  4. Н. Розанова Банк: от клиента до президента: Учебное пособие по элективному курсу для 8-9 классов М.: Вита-Пресс, 2008 г.
  5. В.С. Савенок Как составить личный финансовый план и как его реализовать М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011 г.

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

1. www.nlu.ru 

2. www.banki.ru   

3. www.banki.ru

4. www.nalog.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программно-методическое обеспечение на логопункте управления образования администрации Варнавинского района Программы и тематическое планирование работы с группами детей ФФН, ОНР

фонетический дефект. Имеется в виду такой недостаток речи, при котором дефекты произношения составляют изолированное нарушение. В логопедическом заключении отражается характер искажения звука (наприме...

Программно-методическое обеспечение на логопункте управления образования администрации Варнавинского района Программы и тематическое планирование работы с группами детей ФФН, ОНР

фонетический дефект. Имеется в виду такой недостаток речи, при котором дефекты произношения составляют изолированное нарушение. В логопедическом заключении отражается характер искажения звука (наприме...

Тематическое планирование элективного курса «Основы практической грамотности» 10 класс

Тематическое планирование элективного курса «Основы практической грамотности» 10 класс...

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «УЧИМСЯ ПИСАТЬ ГРАМОТНО»

Курс факультатива рассчитан на 1 час в неделю, 35 часов в год...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов гимназии разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образова...

Календарно-тематическое планирование к элективному курсу "Финансовая грамотность" 7 класс

Календарно-тематическое планирование к элективному курсу "Финансовая грамотность" 7 класс 34 часа в год....

Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 11 класс

Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" расчитано на 68 часов, 2 часа в неделю.КТП включает теоретические занятия и практикумы....