Урок обществознаяния в 8 классе на тему "Спрос и предложение"
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему

Игнашова Елена Валерьевна

Материал урока подводит учащихся к пониманию сущности понятий "спрос" и "предложение", как основных регуляторов экономической деятельности в условиях рынка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект88.16 КБ
Office presentation icon презентация2.92 МБ

Предварительный просмотр:

Спрос и предложение

Цели урока:

  • обучающая - сформировать представление учащихся о спросе и предложении, познакомить с законами спроса и предложения, раскрыть связь между предложением и спросом и равновесной ценой; добиваться усвоения учащимися основных понятий урока;
  • развивающая - развивать навыки сравнительного анализа и коммуникативные навыки, рациональное экономическое мышление потребителя; способствовать развитию мыслительной деятельности, творческого и аналитического мышления учащихся.
  • воспитательная - воспитывать навыки самостоятельной работы 

Задачи урока:

  • раскрыть особенности факторов, формирующих спрос и  предложение;
  • расширить знания учащихся об экономических  процессах в рыночной экономике
  • развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы, решать экономические задачи
  • повысить экономическую культуру учащихся

Основные используемые понятия

закон спроса, спрос, закон предложения, предложение, равновесная цена, товар, услуга, маркетинг

 

План:

  1. Проверка домашнего задания
  2. Понятие о спросе
  3. Понятие о предложении
  4. Система цен и ценообразование
  5. Условия рыночных отношений
  6. Формирование предложения

Проверка домашнего задания

1. Что такое товар?

2. Какие свойства товара знаете?

3. Что еще продается и покупается?

4. Какое изобретение человечества самое важное и, наверно, самое мудрое?

5. Что раньше выполняло роль денег?

6. Чем современные деньги отличаются от ранних?

7. Какие функции выполняют деньги?

8. В задании  определим функции денег в конкретных ситуациях.

9. Как связаны товар и деньги в экономике?

10. Что такое инфляция?

Слайд с темой урока и задачами

На данном занятии мы рассмотрим механизмы формирования спроса и предложения на рынке. Поговорим о механизме ценообразования в рыночной экономике, определимся с понятием «равновесная цена». Мы узнаем, каким образом производители и покупатели пытаются получить для себя пользу от рыночных отношений, на чём основан механизм рынка.

1. Понятие о спросе

Итак,  мы говорили о том, что товаропроизводители находятся под влиянием мощной силы, которая называется диктатурой цен - ценообразование. Однако не вполне понятно, как эта сила формируется, что на неё влияет, из чего она складывается. Это тема нашего сегодняшнего занятия.

Диктатура цен складывается из двух важнейших краеугольных понятий экономики – спроса и предложения.

Слайд

  • Спрос – это наши желания и возможности по приобретению того или иного товара либо услуги.

Как уже упоминалось ранее, наши желания, вытекающие из наших потребностей, безграничны.

Слайд

Сначала вы покупаете ручку, затем у вас возникает желание купить записную книжку, а к записной книжке вы приобретаете портфель. Портфель солидно носить с костюмом, а мужчина в костюме отлично смотреться в личном автомобиле. Обладатель машины желает иметь собственный дом, а возле дома участок, причём желательно, чтоб этот участок располагался на собственном острове. А к этому острову будет очень удобно плавать на собственной яхте и так далее.

Наши желания невозможно исчерпать и остановить, их останавливает лишь  одно - наши возможности, то количество средств, которыми мы обладаем.

Взаимодействие продавцов и покупателей в экономических системах, основанных на рыночных принципах, происходит на рынках факторов производства и рынках товаров и услуг.

 Интересы покупателей выражаются рыночным спросом, производителей - предложением.

Поэтому спрос и предложение называются основными элементами рынка.

Слайд

  • Предложение - желание и возможности продавцов продать конкретный товар (услугу) в конкретно время в конкретном месте.
  • Спрос -  желание и возможности потребителей купить конкретный товар (услугу) в конкретно время в конкретном месте.

Существует множество законов, регулирующих экономическую деятельность человека. Это объективные законы, которые действуют независимо от воли людей, поэтому их надо знать и с ними считаться. Очень важные среди них  таких законов – закон спроса и закон предложения.

Слайд  с графиком спроса

  • Закон спроса - утверждение, гласящее, что с ростом цены товара величина спроса на него падает.

Рассмотрим график спроса  Слайд

  • Р (price) - цена, Q (quantity) – величина спроса или предложения, D (demand) - спрос

 Анализ графика

Это экономический закон, который объясняется элементарной житейской логикой. Если цена на товар растёт, а мы привыкли покупать его по уже привычной нам устоявшейся цене, то не видим смысла за него переплачивать. Гораздо проще перестать им пользоваться и найти замену данному товару. В конце концов, сам рынок должен предложить нам эту замену, если речь идёт о свободной конкуренции.

  • Однако почему в таком случае в Российской Федерации цены на товары неуклонно растут?*

Объяснение заключается в том, что ввиду постоянного прироста цены, сложившегося в России по разным обстоятельствам, у потребителей складываются ожидания того, что в будущем цены на товары вырастут ещё больше, поэтому лучше покупать товары сейчас, так будет экономически целесообразнее. Эта уникальная особенность, характерная для нашей экономики, позволяет товаропроизводителям навязывать потребителям товары по постоянно завышающейся стоимости, и, тем не менее, он постоянно пользуется спросом. Скорее всего, такая ситуация продлится недолго.

В конечном итоге наше общество разберётся в том, что в случае если цена на товар растёт, нужно искать ему альтернативу или просто отказаться от данного товара. Производитель или торговец неизбежно пойдёт на снижение цены.

 

Поскольку наши возможности ограничены, понятие спроса находится в обратной зависимости от цены. Это означает, что чем выше цена у одной единицы товара, тем меньше на неё спрос. На это можно возразить, что люди предпочитают приобретать качественные вещи, даже если они дороже. Но это конкретный личный выбор каждого человека. Если же рассмотреть общую экономическую картину, то вы увидите, что в действительно люди приобретают более дешевые товары, так как они им по карману. Более дешевые вещи всегда выиграют конкурентную борьбу с более дорогими, потому что у дорогих вещей аудитория покупателей, каким бы превосходным качеством они ни отличались, всегда будет в разы меньше, чем у дешевых.

Решение задач:

№1 Как повлияет каждое из следующих  событий  при всех других равных условиях на спрос жителей конкретной страны на натуральный сок местного производства?

1.      выросли цены на газовые напитки;

2.      упали цены на импортные консервированные соки;

3.      появление на местном рынке новой марки водки;

Ответ:

  1. газовые напитки - заменители сока, поэтому увеличение цен на них заставит некоторых потребителей отказаться от их покупки, на пользу натуральным сокам. Спрос на соки вырастет;
  2. аналогично 1). Спрос на местные соки упадёт;
  3. водка не является заменителем сока, поэтому спрос не изменится;

№2 Как повлияет при других равных условиях увеличение в 1,5 раза доходов населения на спрос  следующих товаров?

  1. перловая крупа;
  2. красная икра;
  3. компьютеры;
  4. соль.

Ответ:

  1. перловая крупа – товар низкого качества, спрос на который уменьшается при увеличении доходов;
  2. красная икра – товары высокого качества, престижные, поэтому при увеличении дохода спрос на них растёт;
  3. аналогично 2);
  4. соль – товар первой необходимости, спрос на который постоянен при увеличении доходов.

Мы рассмотрели понятие спрос, но необходимо поговорить и о предложении.

3. Понятие о предложении

Мы уже выяснили, что предложение – это желание и возможности продавцов продать конкретный товар (услугу) в конкретно время в конкретном месте.

Предложение находится в прямо противоположной зависимости от цены нежели спрос: чем выше цена товара либо услуги, тем выше желание производителей производить и реализовывать их на рынке.

Слайд с графиком предложения

  • Закон предложения - утверждение, гласящее, что с ростом цены товара величина его предложения увеличивается.

Р (price) - цена, Q (quantity) – величина спроса или предложения , S (supply) – предложение

Величина предложения – объём товаров, которое продавцы готовы предложить на рынок в течение определённого времени при определённом уровне цены на этот товар.

Анализ:

Логика данного экономического закона проста: чем выше цена товара, тем большую прибыль может получить производитель. Однако предложение зависит не только от рыночной цены, но и от других факторов.

  • Что ещё может повлиять на цену товара?  (факторы производства)

Например, если производитель смог каким-либо образом интенсифицировать своё производство, то есть уменьшить затраты на производство единицы товара либо услуги, то цену на этот товар можно будет понизить, а спрос на него неизбежно вырастет. Люди, покупая уже привычный для них товар, увидят, что цена на него неожиданно снизилась, и расширят своё желание приобретать данный товар. Обратная ситуация наблюдается в случае, если затраты производителя выросли и, соответственно, вырастет цена: спрос неуклонно снизится. Люди начнут отказываться от данного товара либо пытаться заменить его другими.

Решение задач:

С помощью законов спроса и предложения объясните почему:

А) шубы летом продают со скидкой?

Б) прохладительные напитки на пляже дороже, чем в магазине?

Слайд

Следует отметить, что с увеличением спроса на рынке увеличивается и предложение, но спрос не всегда растёт с увеличением предложения.

4. Система цен и ценообразование

Как же взаимосвязаны спрос и предложение?

  • Посмотрите на графики спроса и предложения: какой элемент в равной степени присутствует на обоих графиках? (цена)

Взаимодействуя друг с другом спрос и предложение участвуют в ценообразовании (формируют цену товара).

Понятия спроса и предложения помогают определиться торговцу, для кого производить тот или иной товар или услугу, каким образом его производить. От ответов на эти вопросы зависит то, что мы будем в конечном итоге предлагать на рынке.

- Если оценив ситуацию, производитель приходит к выводу, что покупатель хочет видеть дешевый товар, он будет производить его таким образом, чтоб максимально сократить издержки и снизить себестоимость.

- Если же на рынок, где население обладает низкой платежеспособностью, поставлять товары класса «люкс», дорогие, эти товары будут залеживаться и не будут пользоваться спросом. В таком случае предприниматель будет нести соответствующие убытки. Поэтому оценка рынка в данной ситуации выступает ключевым фактором, а возможности по оценке нам предоставляет анализ спроса и предложения.

Производитель или продавец в рамках рыночной системы в принципе волен устанавливать любую цену. Но у него есть некая изначальная цена, называемая себестоимостью. 

Слайд

Себестоимость – это все издержки (затраты), понесённые предприятием на производство и реализацию (продажу) продукции либо услуги.

 В дальнейшем продавец может назначить любую прибавочную цену к себестоимости, такую, какую он считает целесообразной. Вопрос только в том, купят ли этот товар по данной цене, или нет.

Выбор делает, соответственно, покупатель, он определяет, является ли справедливой предложенная производителем цена.

Р (rice) - цена, Q (quantity) – величина спроса или предложения, D (demand) – спрос, S (supply) – предложение

Равновесная цена - цена, складывающаяся на рынке при равенстве величин спроса и предложения.

 Ценовое равновесие на рынке достигается именно тогда, когда покупатель готов приобрести товар по определённой цене, а производитель согласен его по такой цене продавать.

Рыночное равновесие – мимолётный, почти не достижимый идеал. Оно постоянно нарушается из-за изменения спроса или предложения.

  • Почему рынок стремится к равновесию? 

Отклонение рынка от равновесия – дефицит или переизбыток товаров – не выгодны продавцам и покупателям. Избыток товаров не выгоден продавцам, а дефицит – покупателям. При достижении рынком равновесного состояния интересы продавцов и покупателей согласовываются наилучшим образом.

5. Условия рыночных отношений

Главным условием рыночных отношений по сути является сам фактор сделки между производителем товаров либо услуг и их потребителем. Смысл в том, что сделка должна быть обоюдовыгодной: если клиент согласен заплатить за товар или услуг определённую цену, значит, он считает, что, в общем-то, это благо этих денег стоит. Он готов нести эти потери, так как уверен, что товар либо услуга полностью отработают для него свою стоимость: своим имиджем, функциональными возможностями и т.д. Клиент считает, что купив некий товар, он не проиграл.

В то же самое время для продавца данного товара сделка также должна быть выгодной, ведь он должен не только компенсировать свои издержки, но и получить дополнительную прибыль, ведь рынок – не единичное действие, а постоянная цепь операции. Производитель должен получать прибыль, хотя бы для того, чтобы возобновлять данные операции, произвести следующую партию товаров или комплекс услуг.

 

6. Формирование предложения

Очень интересным моментом является то, как формируется предложение. Во-первых, это может быть реакцией. Например, есть некоторый спрос, который рождается из потребностей общества, допустим, спрос на зимнюю одежду в связи с похолоданием. В таком случае товаропроизводитель предлагает нам различные варианты тёплой одежды. Что он нам предложит – зависит от его изобретательности, а мы как клиенты вправе выбирать, какой товар нам необходим.

Работа с тексом «Невидимая рука рынка»  Приложение 1

  • В чём смысл данного выражения?
  • Что является невидимой рукой рынка?
  • Почему производитель независимо от своего желания действует в интересах потребителя?

Как видим, рынок – крайне сложная структура, которая связывает между собой много экономических факторов и элементов. В конечном итоге каждый субъект рынка получает то, что он хочет: и производитель, и потребитель. Производство – один из самых важных элементов экономики, без него невозможно сформировать спрос и предложение.

О поведении производителя на рынке мы поговорим на следующих уроках.          

Рефлексия – синквейн

Спрос, предложение

Рекомендованное домашнее задание

1. § 11, вопросы и задания (знать что такое спрос и предложение; объяснять механизмы формирования спроса и предложения).

2. *Подготовить сообщение о каком-либо миллионере, который «сделал себя сам». Особенное внимание обратите на те советы, которые он даёт начинающим бизнесменам.

1.Что такое спрос и что такое величина спроса, в чем заключается главное различие этих понятий?

Спрос – желание, намерение покупателей приобрести данный товар, подкрепленное денежной возможностью.

Величина спроса зависит от желания и способности приобрести какое-то количество товаров и услуг по данной цене в данный период времени.

2. Объясните содержание и действие закона спроса.

Закон спроса – при прочих равных условиях по низкой цене удастся продать больше товаров, чем по высокой.

3. Что такое предложение и величина предложения?

Предложение – желание или намерение продавца предложить свой товар к продаже.

Величина предложения измеряется количеством товаров и услуг, предлагающихся продавцами на продажу по различным ценам в данном месте и в данное время.

4. Какая зависимость существует между спросом и предложением?

Когда спрос растет, то растет и предложение, но – когда растет предложение, не обязательно вырастает спрос.

5. Что такое равновесная цена и благодаря чему она образуется?

Равновесная цена – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате конкуренции.

 

Приложение 1

«Невидимая рука рынка» (англ. invisible hand of the market) — популярная метафора, впервые использованная Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» для описания механизма влияния индивидуальных интересов на увеличение общественного богатства.

В главе II книги IV Смит пишет:

«Всякий человек употребляет капитал на поддержку промышленности только ради прибыли, поэтому он всегда будет стараться употреблять его на поддержку той отрасли промышленности, продукт которой будет обладать наибольшей стоимостью и обмениваться на наибольшее количество денег или других товаров». Рассуждая о том, что годовой доход общества зависит от того, какую сумму платят за продукт его труда, автор работы пришел к выводу, что каждый человек поддерживает ту отрасль отечественной промышленности, в которой он заинтересован. Житель страны, даже не подозревая об этом, служит интересам всего общества, хотя думает, что удовлетворяет свои потребности. Именно так действует принцип невидимой руки рынка: это объективный рыночный механизм, который координирует все решения покупателей и продавцов.

Невидимая рука рынка в уравнивании спроса и предложения

Каждая личность, считал Адам Смит, независимо от воли и сознания, направляется к достижению экономической выгоды для всего общества.  Смит считал, что человек является основой всего общества, и исследовал поведение человека с его мотивами и стремлением к личной выгоде. Естественный порядок в представлении Смита — это рыночные отношения, в которых каждый человек основывает своё поведение на личных и корыстных интересах, сумма которых и образует интересы общества. В представлении Смита, такой порядок обеспечивает богатство, благополучие и развитие как отдельного человека, так и общества в целом. Таким образом, невидимая рука рынка  направлена на получение пользы для людей. Каждый производитель, к примеру, стремится к собственной выгоде, но путь к ней лежит через удовлетворение потребностей ряда людей. В этом вся сущность принципа невидимой руки рынка: совокупность разных производителей, будто движимая невидимой силой, эффективно, добровольно, активно реализует интересы всего общества.

Прибыль выполняет в механизме невидимой руки рынка сигнальную функцию и обеспечивает грамотное и гармоничное распределение всех ресурсов, то есть уравновешивает предложение и спрос. Так, если производство будет убыточным, то количество задействованных ресурсов будет сокращаться. Вскоре такое производство исчезнет, ведь на него будет давить среда конкурентов. Главный принцип невидимой руки рынка заключается в том, чтобы ресурсы расходовались на прибыльные производства.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Спрос и предложение Рыночную экономику можно рассматривать как бесконечное взаимодействие спроса и предложения.

Слайд 2

Задачи: рассмотрим механизмы формирования спроса и предложения на рынке; узнаем о механизме ценообразования в рыночной экономике; определимся с понятием «равновесная цена»; узнаем, каким образом производители и покупатели пытаются получить для себя пользу от рыночных отношений и на чём основан механизм рынка.

Слайд 3

Основными параметрами, регулирующими поведение участников рынка, являются спрос , предложение и цена , между которыми существует взаимная связь Спрос - это наши желания и возможности по приобретению того или иного товара либо услуги. желание и возможность ГОТОВНОСТЬ

Слайд 4

Наши желания невозможно исчерпать и остановить, их останавливает лишь одно - наши возможности, то количество средств, которыми мы обладаем.

Слайд 5

Предложение - желание и возможности продавцов продать конкретный товар (услугу) в конкретно время в конкретном месте. Спрос - желание и возможности потребителей купить конкретный товар (услугу) в конкретно время в конкретном месте.

Слайд 6

Закон спроса: при прочих равных условиях, повышение цены вызывает понижение величины спроса; понижение цены — повышение величины спроса. Р (price) – цена Q (quantity) – величина спроса или предложения D (demand) - спрос

Слайд 7

Закон спроса гласит: Чем выше цена, тем ниже величина спроса. Чем ниже цена, тем выше величина спроса Величина спроса – желание и способность приобрести какое-то количество товаров и услуг по данной цене в данный период времени. СПРОС зависит от : уровня доходов в обществе; потребности, необходимой сегодня; моды; цены на товары-заменители инфляционных ожиданий

Слайд 8

Решение задач: № 1 Как повлияет кажд ое из следующих событий при всех других равных условиях на спрос жителей конкретной страны на натуральный сок местного производства? 1. выросли цены на газовые напитки; 2. упали цены на импортные консервированные соки; 3. появление на местном рынке новой марки водки; № 2 Как повлияет при других равных условиях увеличение в 1,5 раза доходов населения на спрос следующих товаров? перловая крупа; красная икра; компьютеры; соль.

Слайд 9

Предложение Предложение – это желание и возможности продавцов продать конкретный товар (услугу) в конкретное время в конкретном месте. Величина предложения отражает то количество товара , которое может быть продано по некоторой цене за определенный период времени при данном характере предложения, т. е. неизменности прочих факторов, влияющих на предложение.

Слайд 10

Закон предложения: повышение цены товара (услуги) обычно ведет к росту величины предложения , и, наоборот, снижение цены ведет к уменьшению величины предложения . Р (price) – цена Q (quantity) – величина спроса или предложения S (supply) – предложение

Слайд 11

Предложение зависит от: 1. Наличия товаров заменителей 3. Уровня технологий 4. Объёма и доступности ресурсов 5. Налогов и дотаций 6. Природных условий 7. Ожиданий 8. Размеров рынка Предложение находится в прямо противоположной зависимости от цены нежели спрос: при прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше на него спрос и тем меньше предложение .

Слайд 12

Решение задач: 1. С помощью законов спроса и предложения объясните почему: А) шубы летом продают со скидкой? Б) прохладительные напитки на пляже дороже, чем в магазине? 2. Какое из перечисленных событий повлияет на предложение сметаны иначе, чем остальные три: А) цена кормов для крупного рогатого скота выросла Б) на рынке появились более дешёвые аппараты машинного доения коров В) болезнь скота привела к уменьшению его поголовья Г) удои коров снизились

Слайд 13

Важно! Взаимосвязь спроса и предложения : Когда спрос растет, то растет и предложение, но – когда растет предложение, не обязательно вырастает спрос. Почему ?..

Слайд 14

Система цен и ценообразование Взаимодействуя друг с другом спрос и предложение участвуют в ценообразовании (формируют цену товара). Цена - количество денег, уплачиваемых за единицу товара или услуги Себестоимость – это все издержки (затраты), понесённые предприятием на производство и реализацию (продажу) продукции либо услуги.

Слайд 15

Пересечение кривых спроса и предложения дает значение равновесной цены (Е). Равновесная цена – цена, складывающаяся на рынке при равенстве величин спроса и предложения (весь товар покупается). Р (rice) – цена Q (quantity) – величина спроса или предложения D (demand) – спрос S (supply) – предложение

Слайд 16

«Невидимая рука рынка» (англ. invisible hand of the market) ? Адам Смит (1723-1790 гг.) – шотландский экономист,философ; один из основоположников современной экономической теории «Исследование о природе и причинах богатства народов»

Слайд 17

Подведём итоги: 1.Что такое спрос и что такое величина спроса, в чем заключается главное различие этих понятий? 2. Объясните содержание и действие закона спроса. 3. Что такое предложение и величина предложения? 4. Какая зависимость существует между спросом и предложением? 5. Что такое равновесная цена и благодаря чему она образуется?

Слайд 18

Домашнее задание § 11, вопросы и задания (знать что такое спрос и предложение; объяснять механизмы формирования спроса и предложения). 2. *Подготовить сообщение о каком-либо миллионере, который «сделал себя сам». Особенное внимание обратите на те советы, которые он даёт начинающим бизнесменам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 5 классе по теме "Повелительные предложения"

Конспект урока по теме "Повелительные предложения".Обучение грамматике представляет особые трудности, чтобы снять их предлагаю свой вариант введения и первичного закрепления темы "Повел...

Презентация к уроку в 11 классе по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными и определительными. Повторение"

Презентация к уроку по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными и определительными. Повторение" позволит закрепить знания учащихся по данной теме, а также подготовиться к сда...

Открытый урок в 9 классе по теме "Сложноподчиненные предложения"

Тема: «Всей нашей жизни основа…»   Цель урока: обобщить знания учащихся по теме «Сложноподчиненные                пред...

Методическая разработка урока в 8 классе по теме «Односоставные предложения»(обобщение)

Цели: развивать навык самостоятельной работы, закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Односоставное предложение», научить видеть художественные особенности односоставных предложений в поэт...

Урок для 8 класса по теме "Односоставные предложения. Назывное предложение".

Открытый урок по русскому языку с использованием ИКТ...