Урок для 8 класса по теме "Односоставные предложения. Назывное предложение".
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Шестакова Галина Валерьевна

Открытый урок по русскому языку с использованием ИКТ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Шестакова Галина Валерьевна – учитель русского языка и литературы

«Односоставное предложение. Назывное предложение».

Тип урока: Учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний.

Предметная  цель: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности.

Задачи:

Образовательная: сформировать представление о назывных предложениях,  знать понятие назывного предложения, уметь различать односоставные и двусоставные предложения;

Развивающая: через создание проблемной ситуации и организацию поисковой деятельности учащихся (исследование) развить умение самостоятельно ставить учебные проблемы и их решать; развивать умения анализировать, группировать, обобщать; развивать креативные способности,  речь школьников через совершенствование умений самостоятельно строить научные определения.

Воспитательная: воспитание любви к слову (русскому языку), чуткого и бережного отношения к природе, стремление к достижению положительных результатов.

Методы обучения: наглядно-дедуктивный, наглядно-продуктивный и частично-поисковый.

Оборудование: раздаточный печатный материал из учебника «Русский язык 8 класс» , автор Тростенцова Л.А.; карточки с заданиями, таблицы, мультимедиа, медали, нарисованный экран телевизора.

Форма учебного занятия (нетрадиционная): урок-исследование. На уроке использовались следующие формы работы:

•        игровая форма

•        работа в парах,

•        самостоятельная работа

•        самооценка и самоанализ

•        рефлексия

•        обобщение

•        работа по учебнику.

Контроль усвоения знаний организован с помощью опроса, взаимопроверки по образцу и самооценки, экспресс-опроса.

Ожидаемый результат:

1-й уровень: знать понятие назывного предложения;

2-й уровень: знать понятие назывного предложения, уметь различать односоставные и двусоставные предложения;

3-й уровень: знать понятие назывного предложения, уметь различать односоставные и двусоставные предложения; формирование навыков уместного употребления односоставных предложений в речи.

На доске написать число и классная работа. Включить презентацию. Раздать печатный материал.

Ход урока

  1. Организационное начало урока (1 мин.). 

Эмоциональный настрой.

-   Доброе утро, ребята! Начинаем наш урок русского языка. Сегодня необычно все: природа за окном, ваше и мое состояние: Утро. Снег. Туман. И это необыкновенная картина… слайд 1

Мотивация.

-   Сегодня мы будем проводить исследование, вы будете знатоками, а я – вашим наставником.

-   Откройте тетради, запишите число «Восемнадцатое декабря» «Классная работа» (запись на доске).

II. Лингвистическая разминка (2 мин). Я читаю начало предложения, а вы устно его заканчиваете.

  • Наука о языке (…).

  •  Раздел языкознания, изучающий способы соединения слов и форм слов в словосочетаниях и предложениях (…).

  • Основная синтаксическая единица, которая имеет грамматическую основу (…).

III. Изучение нового материала (10мин).   слайд 2

Посмотрите на экран, вы видите предложения,  ваша задача – устно найти пятое лишнее и объяснить выбор.   

 Я умею читать книги.

Люблю классическую музыку.

По радио объявили о посадке самолета.

Мне не спится.

Какая ночь!

 

-Внимательно рассмотрите эти предложения. Подумайте, какое предложение будет лишним.  слайд 3

 

     Я умею читать книги.

 

Люблю классическую музыку.

По радио объявили о посадке самолета.

Мне не спится.

Какая ночь!

 

- Как разделили? (на 2 группы)

- По какому принципу вы их поделили?

(Принцип разделения – состав основы предложений.

Предложение двусоставное и односоставные.)

- Какие  предложения в РЯ называются  двусоставными? Чем выражены главные члены в этом предложении?

Я умею читать книги.

 Подлежащее выражено местоимением,

сказуемое составное глагольное. (Глагол в форме 1 лица, ед. числа + инфинитив)

- Что объединяет остальные предложения?   (В остальных только подлежащее или сказуемое)

Как называются такие предложения?

- Давайте, самостоятельно определим  цели урока?

Чему будем учиться….

•         (Будем учиться отличать односоставные предложения от двусоставных.

На что посмотрим….

•         Посмотрим на односоставные предложения.

За чем понаблюдаем….

•         Понаблюдаем за односоставными предложениями в текстах.

И что попробуем….

•         Попробуем сами использовать односоставные предложения.)

 Учитель: Все односоставные предложения делятся на несколько видов: назывное, определенно-личное, неопределенно-личное и безличное предложения. Сегодня мы рассмотрим только один вид односоставного предложения - НАЗЫВНОЕ.  (на слайде схема). слайд 4

Запись темы урока (мин. 10). «Односоставные предложения. Назывные предложения».

Многие поэты использовали в своих стихотворениях такие предложения. Перед нами стихотворение русского  поэта 19 века  Афанасия Фета: слайд 5

Шепот, робкое дыханье, трели соловья.

 Серебро и колыханье сонного ручья.

 Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца.

 Ряд волшебных изменений

 Милого лица.

 В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И  лобзания  и слезы,

 И заря, заря!

Учитель:  О чем данное стихотворение? (Какова его тема?)

Ученики: В стихотворении поэт передает красоту окружающего мира. Тишина, спокойствие, вечная красота русского пейзажа.

Учитель: Спишем два первых предложения: Шепот, робкое дыханье, трели соловья.

                                                                             Серебро и колыханье сонного ручья.          (1 ученик у доски)

- Укажите грамматические основы предложений. Чем выражен главный член односоставного предложения?

Ученики:  Шепот. Дыханье. Трели. Серебро. Колыханье. (подлежащее выражено сущ. в И.п.)

Учитель: Такие предложения, в которых главный член выражен именем существительным,  называются односоставными назывными.

- Случайно ли данный вид односоставных предложений  имеет такое название? ( назывные предложения называют предметы, события, явления)В чем особенность грамматических основ односоставных предложений? (Она состоит из одного главного члена - подлежащего). слайд 6

—  Появление  этого  стихотворения  вызвало  неоднозначную  реакцию  читателей.  Одни  восхищались,  удивлялись  тому,  как  можно  без  глаголов  так  изобразить  красоту  мира.  Л. Толстой  восторженно  отмечал:  «В  нём  нет  ни  одного  глагола.  Каждое  выражение — картина».  Другие  усматривали в этой безглагольности посягательства на законы  поэтики.                                              

- Напомните, что такое назывное предложение?

Вывод: (сами дети) Назывным  называется односоставное предложение, грамматическая основа которого состоит только из подлежащего.

      Назывные предложения сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует в настоящем. Односоставные предложения помогают увидеть красоту природы, передают чувства, ощущения, настроения человека. 

 Учитель: Определите, распространенным или нераспространенным является назывное предложение?

Ученики: Назывные предложения могут быть распространенным и нераспространенным. слайд 7

                                                       Шепот, дыханье (какое?)  робкое, трели (кого, чьи?) соловья.

                      Серебро и колыханье (чего?)  ручья (какого?) сонного.

Следовательно, такие предложения распространенные.

Учитель: назывные предложения может быть распространенным и нераспространенным. Вы правы!

И существуют такие конструкции с частицами вот и вон, такие предложения приобретают указательное значение: (написать на доске, а дети в тетради, показать на слайде) Вот ручеек. (картинка)

А вон и знакомая тропинка. (картинка) слайд 8

Посмотрите еще раз на эти предложения и скажите, какие они по наличию второстепенных членов?

IV. Закрепление материала. (10 мин.)

Учитель: Много сегодня говорим о назывных предложениях. Прочитайте правило стр. 86 и расскажите, что еще нового узнали об этой теме?

Ученики: 2 названия – назывное и номинативное, главный член предложения может выражаться еще и сочетанием числительного с существительным.

Для закрепления полученных знаний проведем работу с текстом.  

1. Работа с текстом: (на распечатке и на слайде)    слайд 9

Проснувшись и взглянув в окно,  я был поражен светом и ослепительной белизной. Ясный,  морозный денек!  Снегопад. День, как гнездышко, весь пуховый, мягкий, свежий.  Серо - белое небо.  Падал пушистый, непримятый снег. Крупные снежные  хлопья. Снега намело почти до крыш. Тихо. Мягко. Бело. Великолепный пейзаж!  

  • Докажите, что данную запись можно назвать текстом (все предложения объединены одной темой, идеей, связаны между собой по смыслу.)
  • К какому стилю и типу речи принадлежит текст?( стиль речи – художественный; тип речи – описание)
  • Озаглавьте данный текст назывным предложением. (резерв)
  • Назовите эпитеты и сравнения, которые помогают нарисовать картину природы. (резерв)

  • Выпишите из текста односоставные  назывные предложения.
  • Найдите распространенные предложения. Чем они распространены? Почему, вы считаете его распространенным? (устно)

Ясный, морозный денек! Снегопад. Серо-белое небо. Крупные снежные хлопья. Великолепный пейзаж!

Учитель: Молодцы! Справились с заданием! 

2. Продолжаем работать над односоставными назывными предложениями. На столах у вас лежат сигнальные карточки. Я буду читать предложения, а ваша задача: поднимать сигнальную карточку только тогда, когда вы услышите назывное предложение.    слайд 10

  1. Светает.
  2. Рассвет.
  3. Люблю дымок спаленной жнивы,

4. В степи кочующий обоз
5. И на холме средь желтой нивы
6. Чету белеющих берез. (Лермонтов)  

  1. Ласковый прибой.
  2. Жарко.
  3. Дни поздней осени бранят обыкновенно.
  4. Жара.
  5. Зимний лес.
  6. Лес зимой.

Учитель: Итак, с этим заданием вы справились верно. Вы показали свое умение различать виды односоставных предложений и быстро без затруднений на слух находить назывные предложения.

3. (мин. 5-7) Творческая работа  слайд 11

Учитель. А сейчас посмотрите на репродукции картин. Какое время года изображено?

Учащиеся Зима.

Учитель. Следующая наша работа - творческая – написание сочинения-миниатюры.  Вы должны постараться как можно интереснее рассказать о зиме, используя односоставные предложения, в том числе и назывные. Помните, что назывные предложения помогают выразить настроения, ощущения человека, показывают красоту окружающего мира.

Звучит музыка. И.Чайковского из цикла «Времена года». На работу отводится 5-7 минут.

 Учитель. Ребята, помогла вам музыка в написании сочинения?

Лес зимой  (спросить по 3-4 учеников).          

Учитель. Великолепно. Я вижу, вы тонко прочувствовали зимний пейзаж и создали свои неповторимые картины.                                

V. Итоги урока (3 мин).   слайд 12

Итак, уважаемые знатоки, наше исследование подошло к концу, и нужно подвести итоги.

Теперь расскажем чему мы научились…

Начинаем…

- Чему вы научились на уроке?

- Что такое назывное предложение?

- Чем отличается от двусоставных предложений?

- Приведите пример односоставного назывного предложения.  

Ребята, сегодня мы познакомились с назывным предложением,  его значением в прозаическом и поэтическом тексте, сферой употребления.

VI. Рефлексия (2 мин).

- У каждого на парте лежат двух цветов кружочки – красные и зелёные, на время урока представим, что это яблоки. Каждый цвет обозначает ваше состояние на уроке: красные – я считаю, что сделал всё на отлично, у меня хорошее настроение; зеленые – не справился с заданием, у меня грустное настроение. Перед выходом из кабинета приклейте ваши я блоки на яблоню. слайд 13

VII. Домашнее задание (1 мин). Дифференцированное  домашнее задание.

1) Для творческих ребят: составить сказку о назывных предложениях.

2) Всем остальным: § 22, упр. 175.

- Спасибо за урок! Всего доброго!   слайд 14

Проснувшись и взглянув в окно,  я был поражен светом и ослепительной белизной. Ясный,  морозный денек!  Снегопад. День, как гнездышко, весь пуховый, мягкий, свежий.  Серо - белое небо.  Падал пушистый, непримятый снег. Крупные снежные  хлопья. Снега намело почти до крыш. Тихо. Мягко. Бело. Великолепный пейзаж!  

Проснувшись и взглянув в окно,  я был поражен светом и ослепительной белизной. Ясный,  морозный денек!  Снегопад. День, как гнездышко, весь пуховый, мягкий, свежий.  Серо - белое небо.  Падал пушистый, непримятый снег. Крупные снежные  хлопья. Снега намело почти до крыш. Тихо. Мягко. Бело. Великолепный пейзаж!  

Проснувшись и взглянув в окно,  я был поражен светом и ослепительной белизной. Ясный,  морозный денек!  Снегопад. День, как гнездышко, весь пуховый, мягкий, свежий.  Серо - белое небо.  Падал пушистый, непримятый снег. Крупные снежные  хлопья. Снега намело почти до крыш. Тихо. Мягко. Бело. Великолепный пейзаж!  

Проснувшись и взглянув в окно,  я был поражен светом и ослепительной белизной. Ясный,  морозный денек!  Снегопад. День, как гнездышко, весь пуховый, мягкий, свежий.  Серо - белое небо.  Падал пушистый, непримятый снег. Крупные снежные  хлопья. Снега намело почти до крыш. Тихо. Мягко. Бело. Великолепный пейзаж!  

Проснувшись и взглянув в окно,  я был поражен светом и ослепительной белизной. Ясный,  морозный денек!  Снегопад. День, как гнездышко, весь пуховый, мягкий, свежий.  Серо - белое небо.  Падал пушистый, непримятый снег. Крупные снежные  хлопья. Снега намело почти до крыш. Тихо. Мягко. Бело. Великолепный пейзаж!  

Проснувшись и взглянув в окно,  я был поражен светом и ослепительной белизной. Ясный,  морозный денек!  Снегопад. День, как гнездышко, весь пуховый, мягкий, свежий.  Серо - белое небо.  Падал пушистый, непримятый снег. Крупные снежные  хлопья. Снега намело почти до крыш. Тихо. Мягко. Бело. Великолепный пейзаж!  

Проснувшись и взглянув в окно,  я был поражен светом и ослепительной белизной. Ясный,  морозный денек!  Снегопад. День, как гнездышко, весь пуховый, мягкий, свежий.  Серо - белое небо.  Падал пушистый, непримятый снег. Крупные снежные  хлопья. Снега намело почти до крыш. Тихо. Мягко. Бело. Великолепный пейзаж!  

Проснувшись и взглянув в окно,  я был поражен светом и ослепительной белизной. Ясный,  морозный денек!  Снегопад. День, как гнездышко, весь пуховый, мягкий, свежий.  Серо - белое небо.  Падал пушистый, непримятый снег. Крупные снежные  хлопья. Снега намело почти до крыш. Тихо. Мягко. Бело. Великолепный пейзаж!  

Проснувшись и взглянув в окно,  я был поражен светом и ослепительной белизной. Ясный,  морозный денек!  Снегопад. День, как гнездышко, весь пуховый, мягкий, свежий.  Серо - белое небо.  Падал пушистый, непримятый снег. Крупные снежные  хлопья. Снега намело почти до крыш. Тихо. Мягко. Бело. Великолепный пейзаж!  

Проснувшись и взглянув в окно,  я был поражен светом и ослепительной белизной. Ясный,  морозный денек!  Снегопад. День, как гнездышко, весь пуховый, мягкий, свежий.  Серо - белое небо.  Падал пушистый, непримятый снег. Крупные снежные  хлопья. Снега намело почти до крыш. Тихо. Мягко. Бело. Великолепный пейзаж!  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Я люблю читать книги. Люблю классическую музыку. По радио объявили о пересадке самолета. Мне не спится. Какая ночь! «Пятый лишний»

Слайд 3

«Пятый лишний» Я люблю читать книги. Люблю классическую музыку. По радио объявили о пересадке самолета. Мне не спится. Какая ночь!

Слайд 4

По наличию главных членов предложения делятся на : односоставные С одним главным членом - подлежащее С одним главным членом - сказуемое или

Слайд 6

«В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина» - восторженно отмечал Л.Н.Толстой.

Слайд 7

Шепот, робкое дыханье. Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья.

Слайд 8

Вот ручеек. А вон и знакомая тропинка.

Слайд 9

Придумайте и запишите 2-3 назывных предложения с указательным значением. Проснувшись и взглянув в окно, я был поражен светом и ослепительной белизной. Ясный, морозный денек! Снегопад. День, как гнездышко, весь пуховый, мягкий, свежий. Серо - белое небо. Падал пушистый, непримятый снег. Крупные снежные хлопья. Снега намело почти до крыш. Тихо. Мягко. Бело. Великолепный пейзаж!

Слайд 10

Придумайте и запишите 2-3 назывных предложения с указательным значением. Назывное предложение Главный член предложения – подлежащее

Слайд 11

Творческое задание

Слайд 12

Итог урока

Слайд 13

Рефлексия

Слайд 14

спасибо за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 5 класс - А.Шмелев - Однородные члены предложения

Конспект урока 5 класс - А.Шмелев - Однородные члены предложения...

Предложение. Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания

Предложение. Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания...

Конспект урока "Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Назывные предложения, их роль в языке".

Тип урока-  урок изучения и первичного открытия нового материала (урок постановки и решения познавательных задач.Цель: способствовать формированию учащимися способов предметно-исследовательской д...

Подготовка к ГИА (КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ», «СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»)

Тестовое задание позволяет проверить знания данных тем с точки зрения готовности к ГИА по русскому языку.Тестовое контрольное задание имеет следующую структуру:-   10 заданий 1 уровня (...

урок русского языка в 8 классе ПОДЛЕЖАЩЕЕ. СКАЗУЕМОЕ - Главные члены предложения - ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ПОДЛЕЖАЩЕЕ. СКАЗУЕМОЕ - Главные члены предложения - ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ...