Тема: Национально –государственное устройство.
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему

Малахова Алена Николаевна

Цели учебного занятия:

  1. Получить представление о территориальной организации государств, об особенностях национально-государственного устройства унитарных, федеративных, конфедеративных государств.
  2. Способствовать осознанию учащимися проблем и противоречий федеративного устройства государства
  3. Сформировать представления о таких понятиях, как «унитарное государство», «федерация», «конфедерация.
  4. Продолжить формирование навыков работы с таблицами и схемам и умения анализировать общественно- значимые политические проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_territoriya.doc88.5 КБ
Microsoft Office document icon konspekt_territoriya.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Национально –государственное устройство.

Цели учебного занятия:

  1. Получить представление о территориальной организации государств, об особенностях национально-государственного устройства унитарных, федеративных, конфедеративных государств.
  2. Способствовать осознанию учащимися проблем и противоречий федеративного устройства государства
  3. Сформировать представления о таких понятиях, как «унитарное государство», «федерация», «конфедерация.
  4. Продолжить формирование навыков работы с таблицами и схемам и умения анализировать общественно- значимые политические проблемы.

Тип: комбинированный.

Ход урока

  1. Орг. момент.
  2. Повторение пройденного материала.

- Дайте определение понятия власть;

- Каковы источники власти;

        - Назовите источник власти в РФ

- Как называется власть в государстве?

      - Что называется государством?

- Назовите функции государства: внутренние и внешние.

- Что называется суверенитетом государства?

- Какое понятие шире: политическая власть или государственная власть? Почему?

- По какому принципу осуществляется государственная власть в РФ?

- Назовите ветви государственной власти;

- Что представляет каждую ветвь власти?

- Дайте характеристику государства Россия в соответствии с Конституцией РФ.

3. Целевая установка.

- Как вы понимаете форма государства?   Форма государства —это устройство политической организации общества призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование.

 (см. схема)

4. Изучение нового.

Национально-государственное устройство- это внутреннее строение государства, распределение власти по стране.

   Современный мир знает три основных формы государственного устройства:

1. унитарное государство, вся власть в котором, вся полнота суверенитета сосредоточены в центре;

2. федерация — союзное государство;

3. конфедерация — особый союз  суверенных государств.

Современное государственное устройство.

  1. Унитарная государственность.   Наиболее распространена в мире унитарная форма. Характерными признаками унитарного государства являются: • наличие единой конституции — основного закона страны, верховенство которого признается  на всей территории; • единая система органов государственной власти — один парламент, один глава государства, одно правительство, — юрисдикция которой распространяется на всю территорию страны; • единое гражданство; • единая система права, единая система правосудия; • территория состоит из административно‐территориальных единиц: уездов, департаментов, округов. Автономия допускается только в рамках местного самоуправления; • суверенитет в таком государстве не разделен, он весь сосредоточен в центре. Унитарная форма государственного устройства относительно проста и считается наиболее удобной  для управления экономикой и другими сферами жизни страны.
  2. Федерация — сложное государственное устройство.  состоящее из отдельных частей, каждая из которых обладает  юридической, отчасти политической и экономической самостоятельностью. Суверенитет в таком государстве  распределяется между центром и субъектами федерации (штатами, землями, провинциями, областями). Основные признаки государства‐федерации: • Территория федерации включает в себя территории субъектов федерации; • Субъекты федерации не являются полноправными государствами: они не имеют права ни от своего  имени, ни тем более от имени всего государства‐федерации заключать международные соглашения. Чаще всего они не обладают правом одностороннего выхода из союза (правом сецессии); • В то же время субъекты федерации наделяются своими учредительными полномочиями. 

     Они могут  принимать свои конституции и законы, но при условии, что эти конституции и законы не будут        противоречить федеральным; • Субъекты федерации могут иметь свою правовую и судебную системы; •        Для федеративных государств характерна двухпалатная структура парламента. Верхняя палата формируется из представителей субъектов федерации, обычно на основании равного  представительства.

  1. Конфедерация — добровольное объединение независимых суверенных государств для достижения  конкретных целей. Каждое из входящих в конфедерацию государств проводит свою внешнюю политику, однако, создаются и общие сферы, например, единая валюта, таможня, оборона. Примерами современных конфедераций являются Европейское союз.

  1. Самостоятельная работа:

Используя параграф 3 заполнить таблицу.

Линии сравнения


Унитарное


Федеративное


Конфедеративное


1. Сущность формы


Единое, неделимое, составляющее одно целое гос-во


Объединение несколь-ких территориальных единиц в одно гос-во


Объединение независимых субъектов


2. Определяющее решение


Высшие органы власти


Высшие органы власти с участием субъектов


Высшие органы власти участников


3. Границы


Единые границы, устанавливаются центром


По границам субъектов, внутренние границы по договоренности субъектов


Единая граница отсутствует


4. Политическая самостоятельность субъектов


Отсутствует


Относительная


Полная


5. Конституция


Единая


Общая и субъектов


Государств-участников


6. Гражданство


Единое


Общее и субъектов


Государств-участников


7. Право и суд


Единые


Общие и субъектов


Государств-участников


8. Международная деятельность


В полном объеме


Верховные органы власти – в полном объеме, субъекты только социокультурные


В полном объеме и независимо


9. Распад государства, выход из него


-


Невозможен


Возможно даже в одностороннем порядке


10. Примеры государств


Великобритания, Дания, Япония


Россия, Германия, Бразилия


Австро-Венгрия (до 1918 года), Речь Посполитая (в 16-18 веках)

  1. Проверка заполнения
  2. Домашнее задание



Предварительный просмотр:

Тема: Национально –государственное устройство.

Цели учебного занятия:

  1. Получить представление о территориальной организации государств, об особенностях национально-государственного устройства унитарных, федеративных, конфедеративных государств.
  2. Способствовать осознанию учащимися проблем и противоречий федеративного устройства государства
  3. Сформировать представления о таких понятиях, как «унитарное государство», «федерация», «конфедерация.
  4. Продолжить формирование навыков работы с таблицами и схемам и умения анализировать общественно- значимые политические проблемы.

Тип: комбинированный.

Ход урока

  1. Орг. момент.
  2. Повторение пройденного материала.

- Дайте определение понятия власть;

- Каковы источники власти;

        - Назовите источник власти в РФ

- Как называется власть в государстве?

      - Что называется государством?

- Назовите функции государства: внутренние и внешние.

- Что называется суверенитетом государства?

- Какое понятие шире: политическая власть или государственная власть? Почему?

- По какому принципу осуществляется государственная власть в РФ?

- Назовите ветви государственной власти;

- Что представляет каждую ветвь власти?

- Дайте характеристику государства Россия в соответствии с Конституцией РФ.

3. Целевая установка.

- Как вы понимаете форма государства?   Форма государства —это устройство политической организации общества призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование.

 (см. схема)

4. Изучение нового.

Национально-государственное устройство- это внутреннее строение государства, распределение власти по стране.

   Современный мир знает три основных формы государственного устройства:

1. унитарное государство, вся власть в котором, вся полнота суверенитета сосредоточены в центре;

2. федерация — союзное государство;

3. конфедерация — особый союз  суверенных государств.

Современное государственное устройство.

  1. Унитарная государственность.   Наиболее распространена в мире унитарная форма. Характерными признаками унитарного государства являются: • наличие единой конституции — основного закона страны, верховенство которого признается  на всей территории; • единая система органов государственной власти — один парламент, один глава государства, одно правительство, — юрисдикция которой распространяется на всю территорию страны; • единое гражданство; • единая система права, единая система правосудия; • территория состоит из административно‐территориальных единиц: уездов, департаментов, округов. Автономия допускается только в рамках местного самоуправления; • суверенитет в таком государстве не разделен, он весь сосредоточен в центре. Унитарная форма государственного устройства относительно проста и считается наиболее удобной  для управления экономикой и другими сферами жизни страны.
  2. Федерация — сложное государственное устройство.  состоящее из отдельных частей, каждая из которых обладает  юридической, отчасти политической и экономической самостоятельностью. Суверенитет в таком государстве  распределяется между центром и субъектами федерации (штатами, землями, провинциями, областями). Основные признаки государства‐федерации: • Территория федерации включает в себя территории субъектов федерации; • Субъекты федерации не являются полноправными государствами: они не имеют права ни от своего  имени, ни тем более от имени всего государства‐федерации заключать международные соглашения. Чаще всего они не обладают правом одностороннего выхода из союза (правом сецессии); • В то же время субъекты федерации наделяются своими учредительными полномочиями. 

     Они могут  принимать свои конституции и законы, но при условии, что эти конституции и законы не будут        противоречить федеральным; • Субъекты федерации могут иметь свою правовую и судебную системы; •        Для федеративных государств характерна двухпалатная структура парламента. Верхняя палата формируется из представителей субъектов федерации, обычно на основании равного  представительства.

  1. Конфедерация — добровольное объединение независимых суверенных государств для достижения  конкретных целей. Каждое из входящих в конфедерацию государств проводит свою внешнюю политику, однако, создаются и общие сферы, например, единая валюта, таможня, оборона. Примерами современных конфедераций являются Европейское союз.

  1. Самостоятельная работа:

Используя параграф 3 заполнить таблицу.

Линии сравнения


Унитарное


Федеративное


Конфедеративное


1. Сущность формы


Единое, неделимое, составляющее одно целое гос-во


Объединение несколь-ких территориальных единиц в одно гос-во


Объединение независимых субъектов


2. Определяющее решение


Высшие органы власти


Высшие органы власти с участием субъектов


Высшие органы власти участников


3. Границы


Единые границы, устанавливаются центром


По границам субъектов, внутренние границы по договоренности субъектов


Единая граница отсутствует


4. Политическая самостоятельность субъектов


Отсутствует


Относительная


Полная


5. Конституция


Единая


Общая и субъектов


Государств-участников


6. Гражданство


Единое


Общее и субъектов


Государств-участников


7. Право и суд


Единые


Общие и субъектов


Государств-участников


8. Международная деятельность


В полном объеме


Верховные органы власти – в полном объеме, субъекты только социокультурные


В полном объеме и независимо


9. Распад государства, выход из него


-


Невозможен


Возможно даже в одностороннем порядке


10. Примеры государств


Великобритания, Дания, Япония


Россия, Германия, Бразилия


Австро-Венгрия (до 1918 года), Речь Посполитая (в 16-18 веках)

  1. Проверка заполнения
  2. Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы государственного устройства и Формы государственного правления

Опорный конспект. Формы государственного устройства и Формы государственного правления.  10 класс....

Классный час.Презентация.Интеллектуальная игра по теме:Государственное устройство Республики Саха (Якутия)

.Интеллектуальная игра для 10-11 классов по теме : Государственное устройство Республики Саха ( Якутия)...

Презентация национально-государственное устройство

Презентация расскажет, что такое национально-государственное устройство, позволит быстрее и эффективнее усвоить материал. Для учащихся 9-11 классов....

Национально-государственное устройство

Тестовые задания для повторения темы "Национально-государственное устройство" для 9-го класса по учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцова...

план урока_Национально-государственное устройство

Материал для организации групповой и парной работы на уроке...