Налоги
методическая разработка по обществознанию (7 класс) на тему

Филиппова Дарья Игоревна

Занятие для элективного курса по обществознанию, 7 класс

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗАНЯТИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ «НАЛОГИ» Учитель истории и обществознания МАОУ СОШ №2 г. Белоярский Филиппова Дарья Игоревна

Слайд 2

Если вы нарушаете правила, вас штрафуют, если вы соблюдаете правила, вас облагают _______ . ( Л. Питер , совр. а нгл ийский писатель) _______ - цена, которую мы платим за цивилизованное общество . ( О. Холмз , американский писатель ( XIX век. ) _______ - нервы государства. ( Цицерон) Смерть и _______ неизбежны. ( Т. Галибертон, англ ийский писатель ( XIX век. ) Хороших __________ не бывает. У Черчилль, премьер-министр Великобритании (ХХ век) налоги Налоги Налоги налогом налогов

Слайд 4

Налоги - принудительные периодические платежи граждан из их имуществ и доходов, идущие на нужды государства и общества и установленные в законодательном порядке. Словарь Брокгауза и Эфрона.

Слайд 5

Трое из Простоквашино на новый лад

Слайд 8

Задание: Сколько денег останется у наших героев после оплаты всех налогов? Чтобы высчитать сумму налога, нужно облагаемую сумму умножить на процент (например: ставка налога 15%, облагаемая сумма 100 000, значит налог равняется 100 000 *15% =15 000)

Слайд 9

Задача 100 000 - (налог на дивиденды Матроскина) - (налог на добавленную стоимость от трактора) – (налог на премию Матроскину от Комитета по делам молока) – (налог на сдачу дачи на 2 суток) – (налог на выигрыш в лотерею) – (налог на прибыль с молокозавода) – (налог на стипендию дяди Федора) – (налог на пенсию Печкина) – 5 000

Слайд 10

Задача 100 000 - (налог на дивиденды Матроскина 13%* 25 000 ) - (налог на добавленную стоимость от трактора 18 %* 150 000 ) – (налог на премию Матроскина от Комитета по делам молока не взимается ) – (налог на сдачу дачи на 2 суток 2 000*13% ) – (налог на выигрыш в лотерею 500*35% ) – (налог на прибыль с молокозавода 200 000 * 20%) - (налог на стипендию дяди Федора не взимается ) – (налог на пенсию Печкина не взимается ) – 5 000 100 000 - 3 250 - 27 000 - 260 – 175 - 40 000 – 5 000= 24 315

Слайд 11

Экономическая лингвистика. Прибыль, рынок, экономика, деньги, цена, бизнес, банк, бюджет, доход, расход.

Слайд 12

Список используемых источников 2 слайд : информация взята из презентации http://festival.1september.ru/articles/567912/ Ребус для 3 слайда: http://ivanova.rusedu.net/post/1595/9988 4 слайд: информация взята из презентации http://festival.1september.ru/articles/567912/ Картинки «Простоквашино» на 5, 6 и 7 слайде http://prostokvashino.kz/sites/all/themes/prostokvashino/svg/header__logo.svg ; http://frazy.su/21756-tsitatyi-iz-multfilma-prostokvashino.html ; http://jenskiymir.com/zvezdy/goroskopy-numerologiya/3068-kakoy-vy-personazh-iz-multika-po-goroskopu.html ; http://from-ua.com/obzor-pressi/364481-pravila-zhizni-troih-iz-prostokvashino.html



Предварительный просмотр:

Филиппова Дарья Игоревна

Учитель истории и обществознания

МАОУ СОШ №2 г. Белоярский

Класс: 7

Тема занятия: «Налоги»

Цели занятия:

  1. Познакомить учащихся с понятиями бюджет, налоги, налогоплательщик; с формами формирования бюджета и его назначением; видами налогов и сроками их уплат
  2. Прививать уважение к законодательству России, воспитывать в учащихся чувство необходимости уплаты налогов и гражданской ответственности

Оборудование: мультимедийная презентация, набор букв для составления терминов, словарь Ожегова, рисунки деревьев, в зависимости от количества участников количество «ладошек», клей.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учащиеся делятся на 3 группы.

2. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. (Слайд 1)

Сегодня на занятии мы будем изучать экономическое понятие, которое у большинства людей вызывает отрицательную реакцию. Но в экономике нет однозначно отрицательных явлений. В каждом можно найти плюсы. Тему сегодняшнего занятия вы назовете мне сами, если воспользуетесь подсказкой. На слайде представлены высказывания знаменитых людей, живших в разное время. Все их высказывания посвящены теме нашего сегодняшнего занятия. Ключевое слово пропущено. Что же это за понятие, которое мы будем сегодня изучать? (щелкнуть, открывается слайд 1 полностью)

Тема нашего занятия «Налоги». (Слайд 2) Дети записываю в рабочих листах (Прил.1, Прил.2) ключевое понятие занятия

Как вы заметили, отношение к налогам во все времена было неоднозначным. А что бы вы хотели узнать о налогах?

3. Этап усвоения новых знаний.

Я предлагаю вам самостоятельно дать определение «Налоги».

Работают с разными типами источников (прил.2). В группах обсуждают и дают наиболее точное определение понятию. (Слайд 3)

Налоги – периодические принудительные платежи граждан и из их имуществ и доходов, идущие на нужды государства и общества и установленные в законодательном порядке.

Дети записывают в рабочих листах определение.

А теперь я предлагаю вам послушать сказку (Прил.3). По ходу повествования, вам необходимо заполнить рабочий лист (Прил.1) (Слайд 4, 5, 6)

4. Первичная диагностика усвоения материала. Решение задачи (прил. 4) (за правильный ответ – 5 баллов). (Слайд 7, 8)

Вот вы и проявили свои математические способности, теперь пора вспомнить русский язык. Из предложенных букв вам необходимо составить экономические термины, связанные с темой занятия.

Экономическая лингвистика (за каждое понятие - 1 балл).  (Слайд 9)

Прибыль, рынок, экономика, деньги, цена, бизнес, банк, бюджет, доход, расход.

Какая команда набирает больше баллов (по сумме двух конкурсов), та и побеждает. (Полностью открывается слайд 9)

5. Рефлексия.

Спасибо за работу на занятии. Вы сегодня большие молодцы. Как вы думаете, знания, полученные на сегодняшнем занятии, понадобятся вам в жизни?

  Подойдите к доске и прицепите свои «ладошки» на дерево. Если занятие понравилось, прикрепите на правое красивое деревце, если занятие показалось скучным, то на левое.


Приложение 1

Рабочий лист

  1. ..……………(ключевое понятие) –_______________________________

__________________________________________________________________

  1. Заполни недостающие слова в таблицу. Виды (ключевое понятие). Какие (ключевое понятие) платят главные герои?

Прямые

?

_______________________–  основной вид прямых (ключевое слово), который исчисляется в процентах от дохода 

Акциз – _________________________

_________________________________

_________________________________

___________________________– прямой (ключевое слово), взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т. д.)

______________________(НДС) – форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги

3. Функции:

1. фискальная

2.

4. Характерные черты _____________ (ключевое понятие) как платежа исходя из положений п. 1 ст. 8 Н. кодекса РФ следующие:

  • индивидуальная безвозмездность;
  • отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам

Приложение 2

Рабочий лист

  1. Налоги - принудительные  периодические платежи граждан из их имуществ и доходов, идущие на нужды государства и общества и установленные в законодательном порядке.

2.Заполни недостающие слова в таблицу. Виды (ключевое понятие). Какие (ключевое понятие) платят главные герои?

Прямые

Косвенные

Подоходный налог –  основной вид прямых налогов, который исчисляется в процентах от дохода 

Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги

Налог на прибыль – прямой налог, взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т. д.)

Акциз – косвенный общегосударственный налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табакювелирные изделия.) внутри страны

3.  Функции:

1. фискальная

2. регулирующая

4. Характерные черты налога как платежа исходя из положений п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ следующие:

1)Обязательность;

2)индивидуальная безвозмездность;

3)отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам

4)направленность на финансирование деятельности государства


Приложение 3

1 группа. Дать определение «Налог»

Налоги дают возможность государству выполнять свои функции. Под налогом принято понимать определенную сумму денежных средств, которую каждый производитель товара, получатель дохода, владелец определенного имущества должен уплатить в пользу государства. Налоги появились с возникновением государства и представляют собой основной источник доходов государства, средство оплаты расходов правительства. Благодаря налогам перераспределяется часть национального дохода от тех, кто создает прибыль или, не создавая ее, занимается другой общественно полезной деятельностью (врачи, учителя, работники правоохранительных органов, военнослужащие). Также за счет налогов осуществляется и социальная поддержка населения (в виде стипендий, пенсий, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат). Уплату налогов осуществляют основные участники производства — работники, непосредственно своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход (физические лица), и хозяйствующие субъекты (юридические лица).

2 группа. Найти в словаре определение «Налог»

3 группа. Найти в интернете определение «Налог»


Приложение 4

Дорогие ребята, всем вам известно произведение Э.Успенского «Трое из Простоквашино», но некоторые подробности из жизни главных героев были специально упущены автором. И сейчас я вас с ними познакомлю. Жизнь с возрастом усложняется, вот и у дяди Федора, Матроскина и Шарика появились новые заботы.  

Матроскин решил заняться бизнесом (верная корова Мурка не подводила), и продажа молока была весьма востребована и выгодна в деревне, да и городские порой заезжали и любили выпить свежего молочка, особенно парного..  Как законопослушный гражданин (хоть и кот), он решил платить налог на прибыль в размере 20% (3 процента шли на благо государства, а 17% в помощь области). И тут возник спор у Шарика и Матроскина.

Шарик: Зачем отдавать кровно заработанные деньги, если их можно пустить на развитие собственного производства?

Матроскин: Ан нет, если все будут такими эгоистами как ты, Шарик, то и дорог хороших не будет, и помощи молодым предпринимателям не видать! Вот мне государство выделяло субсидию на развитие бизнеса.

Тут в разговор вмешался Печкин: Да, ваши налоги - это хорошо! Мне пенсию за их счет платит государство! Все справедливо: мы, пенсионеры, уже своё отработали, теперь ваша очередь нас обеспечивать!

Шарик: Так и быть, убедили. Медленно, зато верно. Ну и законно.. Эх, когда уже мы будем кататься как сыр в масле?

Матроскин: Ты это о прибыли? Так я тебе скажу: если будешь мне помогать, то производство наладим и никакие налоги нам ни по чем! Главное, что все законно!

Шарик: А я вот слышал, что есть всего 2 вида налогов: прямой и….как там…. Перекошенный

Печкин: Какой такой перекошенный? Сам ты после работы такой! Косвенный!

Шарик: Ой, точно! Одно и то же. Подумаешь неправильно выразился

Матроскин: Нет, Шарик, экономика наука точная. Термины знать надо. Я хоть в школе не учился, а знаю. Косвенный налог - это налоги на товары или виды деятельности. Его платим мы,  потребители товара, но вносит их в бюджет продавец товара или услуги.

Шарик: Не понимаю я тебя..то есть я сам того не зная плачу налоги? Значит я законопослушный гражданин?

Матроскин: Да! Например, налог на добавленную стоимость ты каждый раз в магазине платишь. Например, вчера, когда ты покупал книгу для дяди Федора, ты уплатил 18% от ее стоимости продавцу товара, но он обязан вернуть эту сумму в качестве налога. А если бы дядя Федор не читал, то ты вполне законно мог избежать уплаты этого налога.

Шарик:  Вот это интересно! Это же сколько денег мы приносим государству приобретая столько товаров..

Матроскин: А ты, Печкин, не заботишься о своем здоровье, и покупаешь каждую неделю сигареты, а они облагаются акцизом.

Шарик: А это еще что такое?

Матроскин: Акциз — косвенный общегосударственный налог, устанавливаемый на предметы массового потребления (табак, драгоценности и др.)  внутри страны.

Печкин: Эх, может мне тогда курить бросить..Не выгодное это дело, и дорогое.. Но с другой стороны, я какой никакой, а приношу доход стране, хоть и в урон себе..За такие заслуги государство мне могло бы уже и мотоцикл вместо велосипеда выдать!

Матроскин: Эх ты, Печкин, вечно ищешь выгоду…А налоги у нас на безвозмездной основе собираются.  Зато ты подоходный налог…

Шарик: Какой - какой? Подоходный? Это я наверное знаю! От слова доход, а значит его платит каждый, кто получает зарплату! Правильно, Матроскин?

Матроскин: Да, ты способный ученик! По-другому у нас его называют НДФЛ и это основной прямой налог в нашем государстве, и уже долгие годы он равняется 13 процентам

Печкин: А я его не плачу, хахаха

Шарик: Почему это? Разве это справедливо?

Матроскин: Да, многие доходы в России не облагаются этим налогом, в том числе пенсии и государственные пособия. Я вот когда получил грант от Комитета по делам молока, узнал, что за него не должен платить эти 13 процентов, а это было целых 26 тысяч рублей!

Шарик: Так-так-так, значит, по моим подсчетам ты получил целых 200 тысяч рублей!

Матроскин: Да, налоги идут и на развитие науки и образования!

Шарик: ох уж сколько назначений у этих обязательных платежей. Не против, если я проговорю их? А если где-то ошибусь, исправляйте, не обижусь. Ну для начала это обеспечить все государство для осуществления деятельности…

Матроскин: Молодец, разбираешься, и эта функция называется фискальная

Шарик: Тааак, отлично. Ну и наверное пытается заинтересовать людей заниматься той или иной деятельностью. Ты, Матроскин, отличный для того пример!

Печкин: Да, я человек учёный, читаю много газет, и знаю, что называют вторую функцию налогов - регулирующая.

Матроскин: Не хотел хвастаться, но в первый год я даже налог на прибыль не платил. У нас же в стране поощряют сельхозпроизводителей, вот и мне помогли! Так что скоро расширю производство и тебя найму, пойдешь ко мне?

Шарик: смотря сколько будешь платить…


Но это уже другая история ;)


Приложение 5

Задание:

Сколько денег останется у наших героев после оплаты всех налогов?  

Дано:

Стипендия дяди Федора- 15 000

Дивиденды Матроскина – 25 000

Пенсия Печкина – 12 000

Прибыль молокозавода – 200 000

Цена трактора – 150 000

Выигрыш Шарика в лотерею – 500

Премия Матроскину от Комитета по делам молока– 10 000

Сдача дачи на выходные (1 сутки) – 1 000

Доп. информация:

Размер подоходного налога на выигрыш – 35%

Размер подоходного налога от продажи или сдачи в аренду недвижимости – 13%

Стипендия не облагается налогом

Чтобы высчитать сумму налога, нужно облагаемую сумму умножить на процент (например: ставка налога 15%, облагаемая сумма 100 000, значит налог равняется 100 000 *15% =15 000)

Решение:

100 000 - (налог на дивиденды Матроскина) - (налог на добавленную стоимость от трактора) – (налог на премию Матроскину от Комитета по делам молока) –  (налог на сдачу дачи на 2 суток) – (налог на выигрыш в лотерею) –  (налог на прибыль с молокозавода) - (налог на стипендию дяди Федора) – (налог на пенсию Печкина) – 5 000

Ответ:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме "Налог. Налоговый кодекс"

Разработка классного часа по теме "Налог. Налоговый кодекс" поможет классному руководителю объяснить детям, что такое "налог", "налоговый кодекс"...

Налоги и бюджет

Презентация по теме "Налоги и бюджет"  для уроков обществознания, экономики. Содержит дедактивный материал: можно испоьзовать и в электронном и бумажном варианте....

Налоги и налоговые системы

Данный материал можно использовать на уроке по обществознанию или по экономике в старших классах по теме "Налоги"...

Буклет проекта "Зачем нужны налоги?"

В буклете отражены дидактические цели проекта, история налоговой системы, основные исходные моменты проекта и сущность налоговой системы....

Материалы урока по теме: "Основы экономики: Налоги".

  Конспекты предложенных занятий  составлены таким образом, чтобы способствовать формированию основ финансовой  грамотности среди учащихся среднего звена, закрепить способн...

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

«Налоги: система налогов, их функции» Конспект урока по обществознанию, 8 класс

Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)Предметные результаты.  Научатся: характеризовать налоговую политику государства, понимать необходимость своевременной уплаты налого...