Главные вкладки

    Подготовка к ОГЭ по обществознанию
    материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9 класс) на тему

    Шлеменко Ольга Андреевна

    Материал содержит задания для подготовки к экзамену по теме "Социальные ценности и нормы"

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Социальные ценности и нормы Отклоняющееся поведение

    Слайд 3

    Считается, что люди, приехавшие в город Кызыл в Республике Тыва, обязательно должны прийти к каменной стелле , расположенной в географическом центре Азии – в месте слияния двух истоков реки Енисей. В этом проявляется действие 1) этикета 2) традиции 3) права 4) морали

    Слайд 4

    Что является примером моральной нормы? 1) Надо мыть руки перед едой. 2) Безбилетный проезд в общественном транспорте наказывается штрафом. 3) На новоселье первой в квартиру должна зайти кошка. 4) Нужно уважать другого человека.

    Слайд 5

    Верны ли следующие суждения о социальных нормах? А. Участие родителей в воспитании детей является социальной нормой. Б . Все социальные нормы вырабатываются экономической элитой общества. 1) верно только А 2 ) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

    Слайд 6

    Известен принцип: «Спешите делать добро». Его относят к нормам 1)правовым 2) политическим 3) эстетическим 4) моральным

    Слайд 7

    Для характеристики понятия «социальные нормы» используются термины 1) класс , сословие 2) предупреждение , разрешение 3) обучение , образование 4) воображение , мышление

    Слайд 8

    Что является примером моральной нормы? 1) Чистить зубы нужно 2 раза в день. 2) Безбилетный проезд в общественном транспорте наказывается штрафом. 3) На новоселье первой в квартиру должна зайти кошка. 4) Нельзя бросать друга в трудной жизненной ситуации.

    Слайд 9

    Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой. (А)Нередки случаи проявления отклоняющегося поведения в благополучных семьях. (Б)Семья не единственный институт в обществе, участвующий в социализации личности. (В)Хорошо бы каждый человек на протяжении всей жизни соблюдал позитивные нормы поведения, усвоенные в семье. Определите, какие положения текста 1) отражают факты 2 ) выражают мнения

    Слайд 10

    Термины «традиции», «обычаи» используются в первую очередь для раскрытия понятия 1) социальная структура 2) социальная роль 3) социальное неравенство 4) социальные нормы

    Слайд 11

    На уроке учитель рассказывал ученикам о видах социальных норм. Сравните два вида социальных норм: моральных и правовых. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия. 1) отражение воли государства 2 ) регулирование жизни общества 3 ) закрепление в официальных государственных документах 4 ) установление правил поведения

    Слайд 12

    В какой из приведённых ситуаций поведение людей регулируется в первую очередь моральными нормами? 1) Соседи обратились в отдел полиции, чтобы пресечь шумные строительные работы в одной из квартир. 2) Продавец медленно работает, и в его отдел выстроилась очередь покупателей. 3) Женщина обратилась в суд с иском об установлении отцовства в отношении её сына. 4) Учитель похвалил школьника за то, что тот помог пожилой женщине перейти дорогу.

    Слайд 13

    Верны ли следующие суждения о социальных нормах? А. Социальные нормы имеют общий характер, регулируют типичные ситуации и рассчитаны на многократное применение. Б. Все социальные нормы, как правило, закрепляются в письменных источниках . 1 ) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

    Слайд 14

    Верны ли следующие суждения о социальных нормах? А. Главная задача социальных норм – регулировать общественную жизнь, деятельность людей. Б. Социальные нормы позволяют сделать жизнь общества более стабильной и предсказуемой. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

    Слайд 15

    Установите соответствие между правилами поведения и видами социальных норм: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ А ) При встрече знакомых младший должен первым приветствовать старшего . Б ) При посещении Санкт-Петербурга туристы бросают монетки к скульптуре «Чижика-Пыжика» и загадывают желания . В ) При входе в помещение мужчина должен пропустить женщину вперёд себя и придержать рукой открытую дверь . Г ) На празднике Масленицы принято сжигать соломенное чучело и печь блины . Д) Во многих странах мира на Новый год принято украшать ёлку . ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ 1) правила этикета 2)обычаи

    Слайд 16

    Учитель на уроке рассказывал о социальных нормах. Сравните нормы права и морали. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия. 1) регулируют общественные отношения 2 ) фиксируются в специальных актах 3 ) поддерживаются силой государства 4 ) придают общественному развитию устойчивость

    Слайд 17

    Верны ли следующие суждения о социальных нормах? А. Все социальные нормы охраняются силой государства. Б . Социальные нормы по своему характеру могут быть запрещающими, разрешающими и предупреждающими. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

    Слайд 18

    Отклоняющееся поведение — это 1) совокупность социальных норм какого-либо общества 2) одобренный обществом образец поведения в нестандартной ситуации 3) социальное поведение, не соответствующее принятым нормам 4) совокупность санкций, гарантирующих соблюдение правил поведения

    Слайд 19

    Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении? А. Отклоняющееся поведение связано с несоблюдением общественных норм. Б . Одна из причин отклоняющегося поведения человека – негативное влияние ближайшего окружения. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

    Слайд 20

    Выберите верное суждение об отклоняющемся поведении. 1) Отклоняющееся поведение всегда имеет негативный характер. 2)Любой вид отклоняющегося поведения связан с противоправными действиями субъекта. 3) Следование моде является примером отклоняющегося поведения. 4) Проявления отклоняющегося поведения разнообразны.

    Слайд 21

    Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении? А. Умение сглаживать конфликты – пример отклоняющегося поведения. Б . Преступление – пример отклоняющегося поведения. 1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

    Слайд 22

    Установите соответствие между примерами и видами социальных норм: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца. ПРИМЕРЫ А ) при входе в помещение мужчина должен снимать головной убор Б) Президентом РФ может быть избран гражданин старше 35 лет, не менее 10 лет постоянно проживающий в России В) каждый день надо делать какое-то доброе дело Г) младшие по возрасту должны первыми приветствовать старших Д) безбилетный проезд в общественном транспорте наказывается штрафом ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ 1) моральные 2 ) правовые 3 ) нормы этикета



    Предварительный просмотр:

        Обычай — эта самая древняя форма права. Она формировалась на протяжении многих веков, закреплялась государственной силой, которая придавала ей общеобязательный характер. Многие юристы объясняли обычай как неписаный источник права, который формировался только в древности и постепенно стал привычным в поведении людей. Это не совсем так.

         Современные этнографы, историки доказали, что многие обычаи создаются и в настоящее время, довольно часто применяются в различных правовых ситуациях. Закон не может предусмотреть все нюансы человеческих взаимоотношений, которые выстраиваются в жизни. Практика намного богаче тех юридических правил, которые её регулируют.

        Да и нет смысла оформлять в нормативных правовых актах все подробности поведения людей. Сложившиеся на протяжении длительного периода правила, которые очень успешно применяются субъектами права, способны оказать существенную помощь в регулировании даже самых нестандартных правоотношений.

         В настоящее время в нашей стране появились различные обычаи, которые позволяют решать множество проблем при выстраивании взаимоотношений между участниками правовых отношений. В некоторых случаях закон просто отсылает к обычаям делового оборота. Деловой оборот в этом смысле рассматривается как сложившаяся система правил при передаче имущества, денег, информации, оказании услуг, принятых в бизнес-сообществе. Примером правового обычая является дипломатический этикет. Встреча высокопоставленных делегаций сопровождается особыми правилами церемониального характера.

                                                                            (По материалам энциклопедии для школьников)

    1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них
    2. На основе текста приведите любые три характеристики обычая как самой древней формы права.
    3. Сотрудник крупной фирмы по секрету рассказал своему другу о подготовке руководством фирмы серьёзного контракта. Информация попала в прессу. Это в определённой мере снизило эффект неожиданности от заключения этого контракта, на который рассчитывало руководство фирмы. Какие нормы нарушил сотрудник? Приведите фрагмент текста, который может помочь Вам ответить на вопрос.
    4. Приведите три конкретных примера современных правовых обычаев, опираясь  на текст и знание курса.
    5. Какие причины формирования правовых обычаев указывает автор? (Приведите на основании текста две причины.)
    6. По мнению автора, «нет смысла оформлять в нормативных правовых актах все подробности поведения людей». Выскажите свое отношение к мнению автора. С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

        Каждое общество ценит определённые качества личности выше других, и дети усваивают и развивают эти качества благодаря социализации. Методы социализации зависят от того, какие именно качества личности ценятся выше, и в разных культурах они могут быть очень разными. В американском обществе высоко ценятся такие качества, как уверенность в себе, умение владеть собой и агрессивность; в Индии традиционно сложились противоположные ценности: созерцательность, пассивность.

          Эти культурные ценности лежат в основе социальных норм. Нормами называются ожидания и стандарты, управляющие взаимодействием людей. Некоторые нормы представлены в законах, запрещающих воровство, нападение на другого человека, нарушение контракта и т.д. Такие законы являются социальными нормами, и те, кто нарушает их, подвергаются наказанию. На наше поведение в повседневной жизни воздействует множество ожиданий: мы должны быть вежливыми по отношению к другим людям; когда мы гостим в доме друга, следует сделать подарок для его семьи; в автобусе надо уступать места пожилым и инвалидам. Эти ожидания мы предъявляем и к нашим детям.

         На поведение людей влияют не только нормы. Огромное воздействие на их поступки и стремления оказывают культурные идеалы данного общества. Кроме того, поскольку эти идеалы формируются на основе многих ценностей, общество избегает всеобщего единообразия. Например, мы ценим науку, поэтому имя Альберта Эйнштейна пользуется почётом и уважением. Мы также высоко ценим спорт, присваивая знаменитым спортсменам высокий социальный статус. <…>

         Социализация – двусторонний, разнонаправленный процесс. Происходит взаимовлияние между биологическими факторами и культурой, а также между теми, кто осуществляет социализацию, и теми, кто социализируется.

    (По Н. Смелзеру)

    1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
    2. Что автор называет социальными нормами? Какой вид социальных норм представлен в законах? Примеры какого другого вида социальных норм приведены автором?
    3. Как автор характеризует социализацию? От чего, по его мнению, зависят методы социализации?
    4. Ученики одного класса, одетые в школьную форму, даже выполняя одинаковые правила и задания, остаются непохожими друг на друга. Но это не означает, что их социализация идёт неудачно. Приведите два обоснования (аргумента), подтверждающие это мнение.
    5. Автор пишет о том, что в процессе социализации происходит взаимовлияние между теми, кто осуществляет социализацию, и теми, кто социализируется. Проиллюстрируйте двумя примерами это взаимовлияние.
    6. В процессе социализации граждан активно участвует государство. Предположите, какие качества оно стремится сформировать у граждан. Укажите любые два качества и кратко поясните свой выбор.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Подготовка к ЕГЭ. Обществознание

    К каждой содержательной линии по обществознанию подбираю блок заданий, с помощью которых отрабатаваю с учениками изученные темы...

    Подготовка к ЕГЭ обществознание

    Тренировочные задания...

    Задания для подготовки к ОГЭ обществознание.

    Задания для подготовки к ОГЭ обществознание....

    Подготовка к ЕГЭ. Обществознание.

    Программа подготовки к ЕГЭ по обществознанию....

    Презентация -тест для подготовки учащихся по обществознанию 11 класс тема:" Право"

    Данная презентация помогает повторить с учащимися тему: Право (презентация тренажер ) подготовка к ГИА...

    Материал для подготовки к огэ.Обществознание 9 класс

    Материал поможет подготовится к экзамену по обществознанию...

    Подготовка к ГИА обществознание

    Подготовка к ГИА обществознание...