Технологическая карта к уроку ФГОС
учебно-методический материал по обществознанию (6 класс) на тему

Ухина Елена Александровна

Представлен урок обществознания в 6 классе (под ред. Л.Н. Боголюбова) на тему "Человек- личность".

Тип урока: получение новых знаний.

Цель урока: Формирование  представления о многозначности понятия «личность».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока, реализующего ФГОС общего образования

(Обществознание 6 класс, ред. Л.Н.Боголюбова)

Тема

Человек – личность

Тип урока

Получение новых знаний

Цель

Формирование  представления о многозначности понятия «личность»

Образовательные ресурсы

Рабочий лист с заданиями урока

Источники (философский, психологический, социологический словари) (образовательный ресурс)

Презентация «Человек, индивид, личность» (Электронный ресурс)

Музыка Бетховена (музыкальный ресурс)

Компьютер, проектор, экран

План урока

  1. Понятие «личность»
  2. Влияние социальной среды на личность
  3. Место личности в истории

Личностно значимая проблема

Каждый из нас – личность, каждому присущи свои положительные качества, и если бы каждый смог применить их в полной мере, то наше общество усовершенствовалось  в нравственном отношении

Методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля

Формы: индивидуальная, фронтальная

Основные понятия

Личность, индивид, индивидуальность

Планируемые результаты

предметные

метапредметные

личностные

Раскрыть существенные признаки понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»;

Определить био-соц- духовную сущность человека.

Познавательные: выявить существенные признаки понятия через работу с источниками; уметь классифицировать; составлять схему и таблицу; приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

Коммуникативные: взаимодействовать в ходе групповой работы, ведение диалога, участие в дискуссии.

Регулятивные: учить самостоятельно, определять цель урока, планировать деятельность на уроке, корректировать учебные действия.

Формировать ответственное отношение к процессу познания, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению.

Оценивать причины успешности/ не успешности учебной деятельности.

Технология изучения темы

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Планируемые результаты

Организационный

Подготовка к уроку

Организация рабочего места

Актуализация знаний

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

На экране слайд №1,на котором отражается тема урока через высказывание

«_______ не рождаются, _________становятся»

                                          А.Н. Леонтьев

- задание «Вставить пропущенное слово»

- Впишите слово «личность» в высказывание в ваших рабочих листах

- Поднимите правую руку те, кто слышал это слово?

- Встаньте те, кто сможет объяснить значение слова «личность»?

- Подберите к слову «Личность» ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ!

- Подберите к слову «Личность»  ГЛАГОЛ!

- Составьте ПРЕДЛОЖЕНИЕ со словом «личность».

- Составьте и запишите в рабочем листке под №1 (включаем фонограмму)

«Личность – это…»

 

 

ОПРОС учащихся

- На что опирались, делая запись? (жизненный опыт)  

- Можно утверждать, что это исчерпывающая информация?   

-  Что необходимо сделать?

- Сформулируйте цель урока.

- Запишите в рабочем листе.

- Какие шаги должны сделать по достижению цели?

Показ слайда №2 «ПЛАН урока»

Предлагают варианты, обсуждают, делают выбор, выход на слово «личность»

Записывают тему урока в рабочем листе.

Объясняют значение слова, опираясь на  собственные знания и опыт

Предлагают варианты

Работают самостоятельно в рабочем листе, выполняют задание

Озвучивают варианты определений

Отвечают на поставленные вопросы учителя

Предлагают варианты

Делают запись в рабочем листе

Озвучивают план изучения темы

Фронтальная

Индивидуальная

Л: Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

К: Оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей

Р: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

составление плана и последовательности действий;

внесение необходимых дополнений и корректив в план.  

Первичное усвоение новых знаний.

Показ слайда № 3

- Внимательно прочитайте, запомните 8 слов и запишите в рабочем листе

- Посчитайте количество записанных слов, сверьте с первоначальным вариантом, скорректируйте ваш вариант.

- Как вы думаете, а почему возникли проблемы с воспроизведением слов?

- Используя 10 слов, составьте СХЕМУ, установите логическую связь, что здесь является главным, а что второстепенным. Работаем в рабочем листе.

- Работа в парах. Сравните и обсудите ваши схемы. Скорректируйте результат.

- Слайд № 4 СХЕМА.

Что совпадает с вашим вариантом, а в чем отличие?

- Составьте и запишите в рабочем листке под № 2  

«Личность – это…»

- На что будете опираться, делая запись?

  (на материал от учителя)

Фонограмма

ОПРОС

- Слайд № 5

  Работа с источниками

- Перед вами информация из словарей (психологического, социологического, философского). 

Прочитайте, заполните таблицу в рабочем листе, выписывая  ГЛАВНОЕ!!!      

Фонограмма

ОПРОС

- В чем сходство? В чем отличие? между определениями.

Составьте и запишите в рабочем листке под № 3  Универсальное определение понятия Личность, опираясь на научные данные.

- Подчеркните существенные признаки понятия «личность».

ОПРОС

- Сравните варианты 1.2.3.

  Что изменилось?

- В варианте №3, выделите другим цветом «Личность», подпишите ПОНЯТИЕ!

Выделите другим цветом расшифровку понятия, подпишите  ОПРЕДЕЛЕНИЕ!

Воспроизводят слова в рабочем листе:

Индивид

Воспитание

Деятельность

Личность

Взаимодействие

Социум

Индивидуальность  

Общение

Корректируют список слов

Обсуждают причины, предлагают способы запоминания

Приступают к выполнению задания

Работа в парах

Обсуждение

Записывают вариант в рабочем листе

Обсуждение

Читают информацию, заполняют таблицу в рабочем листе

Обсуждение

Составляют и записывают определение в рабочем листе

Обсуждение

Работают в рабочем листе с понятием №3

Индивидуальная

Фронтальная

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

К: сбор информации

Р: сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Выявление причин успешности, не успешности.

П: знаково-символические;

синтез как составление целого из частей;

построение логической цепи рассуждений

К: оценка действий партнёра, сотрудничество

Р: внесение необходимых дополнений и корректив

П: выделение информации; анализ с целью выделения существенных признаков

П: сравнение полученной информации;

подведение под понятие

П: синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты

     

Р: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения)

Первичная проверка понимания

Работа с высказыванием (тема урока), объяснить его смысл, выразить своё отношение по

поводу сказанного.

Отработка пункта «Влияние социальной среды на личность»

Устная аргументация по модели Тулмина:

- собственная позиция

- тезис

- объяснение

- доказательство

- вывод

Слайд № 5

Фронтальная

П: построение логической цепи рассуждений, доказательство

Р: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено

К: обмениваться мнениями,

слушать друг

друга, принимать другое

мнение и позицию

Первичное закрепление

Сегодня во время урока звучала фонограмма, композитор Бетховен.

- Что вы знаете о личности музыканта?

- А какая связь между Бетховеном и понятием ЛИЧНОСТЬ? 

Опора на существенные признаки понятия «личность»

- Какое место занимает  в истории личность Бетховена?

Обсуждение

Фронтальная

П: построение логической цепи рассуждений, доказательство

Л: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Подготовить публичную речь о великой личности

Запись в дневник

Индивидуальная

Рефлексия

Фонограмма

- Поднимите правую руку те, кто на уроке узнал новое?

- Повернитесь к окну те, кто продолжит изучение этой темы?

- Встаньте те, кто сможет поделиться своими знаниями по теме?

- Поднимите левую руку те, кто достиг поставленной цели на уроке?

- Хлопните в ладоши те, кому урок понравился?

- Возьмитесь за руки те, кто сегодня работал с понятием Личность!

Урок окончен!

Показывают свое отношение к изученной теме

Фронтальная

Л: понимают значение знаний для человека и принимают его



Предварительный просмотр:

Тема урока: «_________ не рождаются, ____________ становятся» А.Н. Леонтьев

Цель урока:____________________________________________________________

  1. Личность - это__________________________________________________________

                     _____________________________________________________________.

8 слов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Схема

  1. Личность - это_______________________________________________________________

                     ___________________________________________________________________________.

Психологический словарь

Философский словарь

Социологический словарь

  1. Личность – это _______________________________________________________________

                     _____________________________________________________________________________.

ПАМЯТКА «Алгоритм по работе с понятием»

- создаем универсальное понятие (записываем, запоминаем, проговариваем)

- работа с источниками (словарь), поиск понятия

- практика (аргументация)

- вспоминаем все, что знаем про слово, опираясь на жизненный опыт

- выделяем  повторяющиеся существенные признаки понятия


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« _______не рождаются, _______ становятся» А.Н. Леонтьев

Слайд 2

Индивид Воспитание Деятельность Личность Взаимодействие Социум Общение Индивидуальность

Слайд 3

Индивид ЛИЧНОСТЬ Социум Деятельность Взаимодействие Воспитание Индивидуальность Общение

Слайд 4

Личность – это… Индивид, наделенный социальными качествами. Индивид как субъект отношений и сознательной деятельности. (психологический словарь) Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. (философский словарь) Продукт общественного развития (социализации) и включения людей в систему социальных отношений посредством деятельности и общения. (социологический словарь)

Слайд 5

Аргументация по модели Тулмина : - собственная позиция - тезис - объяснение - доказательство - вывод «Личностью не рождаются, личностью становятся»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта к уроку Вулканы и гейзеры. 5кл.ФГОС

План - конспект урока "Вулканы и гейзеры" 5 класс ФГОС. В плане определены действия учителя и учащихся, есть приложения к уроку....

технологическая карта к уроку в 5 классе ФГОС

Технологическая карта к уроку Обучающее сжатое изложение...

Технологическая карта открытого урока в 3 классе по английскому языку ФГОС к УМК М. З. Биболетова "Распорядок дня"

Данная технологическая карта урока будет полезна учителям английского языка, работающим в начальных классах,  для организации учебной деятельности в рамках ФГОС второго поколения...

Технологическая карта открытого урока в 3 классе по английскому языку ФГОС к УМК М. З. Биболетова "Распорядок дня"

Данная технологическая карта урока будет полезна учителям английского языка, работающим в начальных классах,  для организации учебной деятельности в рамках ФГОС второго поколения...

Технологическая карта открытого урока в 7 классе, 27.11 2018 г. ( в соответствии с требованиями ФГОС_урок рефлексии 27.11 2018 г. )

Технологическая карта открытого урока в 7 классе, 27.11 2018 г. ( в соответствии с требованиями ФГОС_урок рефлексии)...