Подготовка к ЕГЭ по обществознанию. Сфера духовной культуры.
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс) на тему

Соколова Нелли Михайловна

В данном блоке-модуле представлено 7 лекций, объединенных общей темой "Сфера духовной культуры": "Духовная культура и ее роль", "Наука", "Образование", "Мораль", "Религия",  "Искусство", "Общество и НТП".  Лекции изложены в соответствии с планом, охватывают основные институты и понятия темы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лекция 1 Д. Культура и Духовная культура и ее роль в жизни общества

План.

  1. Культура в широком и узком смыслах. Виды культуры:

А) материальная

Б) духовная

  1. Духовая культура – совокупность продуктов и результатов духовной деятельности.
  2. Основные тенденции в развитии культуры:

а) преемственность культурных традиций;

б) новаторство и обновление культуры.

4) Основные функции культуры:

а) гуманистическая функция

б) социализации;

в) познавательная

г) регулятивная;

д)ценностная 

е) семиотическая или знаковая функция.

Ж) информативная

З)  коммуникативная.

5) Основные структурные элементы культуры:

а) понятия и взаимосвязи между ними;

б) ценности и идеалы;

в) нравственные принципы;

г) правила и нормы.

  5) Формы культуры:

а) элитарная культура.

б) народная культура.

в) массовая культура.  

г) экранная культура.      

6) Элементы (универсальные феномены) культуры:

а) наука;

б) религия;

в) мораль;

г) образование.

7) Многообразие и диалог культур в современном мире.

Вопрос 1.  Культура в широком и узком смыслах. Виды культуры.

Культура  в широком смысле – совокупность всех форм и результатов человеческой деятельности.

Культура в узком смысле – степень воспитанности человека.

Виды культуры. Культура бывает духовная и материальная.

  • материальная – созданная в процессе производственной деятельности (средства труда, культурно-бытовые сооружения).
  • духовная – созданная в процессе духовного творчества.

Деление культуры на материальную и духовную условно, т.к. в чистом виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях (картинах, музыке, книгах).

Вопрос 2. Духовая культура – совокупность продуктов и результатов духовной деятельности.

Духовность – это способность отдавать предпочтение высоким (художественным, научным, религиозным) интересам перед корыстными материальными приземленными стремлениями. Сторона духовности – национальное самосознание, которое развивается и совершенствуется под влиянием народной культуры.

Духовная культура – совокупность продуктов и результатов духовной деятельности.

Культурный комплекс – совокупность культурных черт или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанные (н-р, футбол – болельщики, символика, чемпионаты).

Культурное наследие – часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое (н-р, творчество Пушкина).

Культурные универсалии – нормы, ценности, традиции, присущие всем культурам, независимо от географического положения, исторического периода и социального устройства общества (н-р, мировая мода).

Вопрос 3. Основные тенденции в развитии культуры (пути развития культуры):

  1. накопление культурных ценностей:

а) вертикальное – передача духовных ценностей от поколения к поколению (н-р, Евклидова геометрия – геометрия Лобачевского);

б) горизонтальное – наследование целого художественного произведения  (Пушкин, Лермонтов….)

2. новаторство и обновление культуры.

Вопрос 4. Основные функции культуры:

а) гуманистическая функция («возделывание, взращивание духа»);

б) социализации  (усвоение норм и культурных ролей);

в) познавательная (формирование представлений о народе,  стране, эпохе);

г) регулятивная (нормативная) функция (формирование системы норм и требований);

д)ценностная функция (формирование эталонных, идеализированных ценностей, идеалов, которые выполняют роль стимулов и целей в жизнедеятельности человека);

е) семиотическая или знаковая функция (культура обладает набором знаков, символов, например, язык).

Ж) информативная (передача культурных ценностей

З)  коммуникативная (тиражирование культурных ценностей.

Вопрос 5. Основные структурные элементы культуры:

а) понятия и взаимосвязи между ними;

б) ценности и идеалы;

в) нравственные принципы;

г) правила и нормы.

Вопрос 6. Формы культуры:

а) элитарная культура. Создается привилегированной частью общества либо по заказу профессиональными творцами.  Ее девиз: «Искусство для искусства».  Трудна для восприятия неподготовленного человека, не имеет коммерческой выгоды. Закрыта. Стремится к новаторству.  Произведения приобретают статус культурных канонов. Примером элитарной культуры является органная музыка Баха.

б) народная культура. Создана анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.  Создатель произведения одновременно является его исполнителем.  Отражает бытовой уклад народа.  Может быть индивидуальной, групповой, массовой.  Коллективный опыт. Связана с религиозной субкультурой.  Преемственность. Является частью мировой культуры.  Примером народной культуры является фольклор.

в) массовая культура.  Сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления в индустриальном обществе. Не выражает изысканных вкусов или духовных поисков.  Самая широкая аудитория. Утверждает простые и понятные представления. Демократична. Цель – получить коммерческую выгоду.  Коммерциализация ведет к падению общего культурного уровня.  Сленговое название – кич, китч (в переводе с немецкого языка – дешевка). Занимательна. Серийна. Тиражируема.  Стандартизация содержания.  Рассчитана на пассивное потребление.  Точный выбор адресата – потребителя.  Примером массовой культуры является поп-музыка, анимэ.

Массовая культура обладает рядом позитивных и негативных признаков.

Позитивные признаки массовой культуры:

  • доступность (н-р, телезритель не прилагает дополнительных усилий, чтобы посмотреть любимый телесериал или фильм)
  • демократичность (н-р, понять популярную книгу может даже человек, не имеющий хорошего образования)
  • отражение универсальных ценностей (н-р, во многих произведениях массовой культуры добро побеждает зло).

Негативные признаки массовой культуры:

  1. Стереотипизация, шаблонность
  2. Коммерческая направленность, которая  ведет к падению общего культурного уровня
  3. Рассчитана на пассивное потребление.

г) экранная культура. Связана с компьютерной революцией. Выход в мир информации. Широкая аудитория. Большие возможности.  Примером являются виртуальные игры.

Общее в элитарной и массовой культуре:

  • и элитарная, и массовая культура нуждаются в тиражировании и распространении (н-р, стихи Блока, репродукции картин Дали (элитарная культура)  издаются массовыми тиражами);
  • произведения и массовой, и элитарной культуры могут приносить авторам существенный доход (н-р, живопись Шагала и Пикассо, романы Пруста, фильмы Тарковского и пр. имеют высокую коммерческую ценность);
  • и массовая, и элитарная культуры могут содержать одинаковые идеи, общие ценности (н-р, эстрадная певица исполняет песни, ставшие шлягерами массовой культуры, на стихи поэтов, творчество которых относится к элитарной культуре).

Примеры взаимовлияния элитарной, массовой и народной культуры:

  • сопровождение ледового шоу фрагментами из классических музыкальных произведений
  • использование в качестве рекламных слоганов названий произведений литературной классики или цитат из них
  • использование мотивов народного творчества в таком жанре массовой лирической песни, как романс.

Мидкульт – соединение элитарной и массовой культуры, н-р, Бах в современной обработке.

Вопрос 7. Разновидности культуры: субкультура и контркультура.

Субкультура – часть общей культуры, присущей большой социальной группе (молодежная, профессиональная, криминальная). Одна из черт молодежной субкультуры – молодежная субкультура сосредоточивается в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье.

Смотреть Лекцию 4 С. Вопрос 7 – молодежная субкультура.

Контркультура – субкультура, которая противоречит доминирующей, находится в конфликте с господствующими ценностями (хиппи, скинхэды).

Вопрос 7. Элементы (универсальные феномены) культуры:

а) наука;

б) религия;

в) мораль;

г) образование.

Вопрос 7. Многообразие и диалог культур в современном мире.

Имеются 2 тенденции  развития культуры: интернационализация и углубление национальной самобытности.

Культуры могут определяться расовыми и национальными признаками. А единая межнациональная культура может сформироваться на территории одного государства.  н-р, Индия, которая объединила в единое культурное пространство множество народов с различными обычаями и религиозными верованиями. Еще пример: Россия.

Культуры переплетаются и взаимодействуют между собой.  В мире происходит постоянный диалог культур.  

Диалог культур – взаимопроникновение культур, взаимодействие культур, обмен ценностями.

Н-р, во многих странах мира можно встретить телевизоры, мобильные телефоны или машины одних и тех же торговых марок, хотя это не исключает национальной самобытности в образе жизни, привычках и вкусах  народов разных стран.

Еще пример: в кинопрокате разных стран можно увидеть одни и те же  модные фильмы, и в то же время во всех странах есть понятие «национальное кино» - японское, английское, российское.

НТП, информатизация, развитие транспорта, возросшая миграция – все это ведет к интернационализации культуры, созданию единого культурного пространства для разных наций и народностей.

Легче всего усваиваются достижения техники, естествознания, точных наук. Сложнее приживаются новшества в области литературы и художественного творчества.

Последствия диалога культур неоднозначны:  он может способствовать как взаимному обогащению культур, так и уничтожению некоторых из них (н-р, культур малых народов, н-р, уничтожение культуры североамериканских индейцев, растворившихся в американском обществе и культуре).

Виды культур в процессе взаимовлияния (аккультурации):

Доминирующая культура (преобладающая) – совокупность норм и ценностных ориентаций, распространенных во всем обществе и обязательных для всех членов (типичное поведение, следование определенным обычаям).

Донорская – та, из которой осуществляется заимствование.

Реципиентная – та, которая заимствует.



Предварительный просмотр:

Лекция  2 Д. Наука и ее роль в современном обществе.

План.

  1. Наука как особая система знаний о мире.
  2. Специфические признаки науки:

а) объективность; б) рационализм; в) системность и упорядоченность; г) проверяемость (верифицируемость); д) особый язык и особая подготовка.

  1. Характерные черты науки .
  1. универсальность.
  2. безграничность.
  3. Сочетание дифференциации и интеграции исследований.
  4. Сближение науки с потребностями развивающегося общества, сближение науки с производством 
  1. Основные функции науки:
  1. мировоззренческая
  2. познавательная 
  3. прогностическая
  4. социальная:
  5. практически-действенная, производственная (непосредственная производительная сила).
  1. Классификация наук:
  1. По предмету познания:

А) естественные 

Б) общественные

В) гуманитарные

Г) технические 

2)По удаленности от практики:

А) фундаментальные 

Б) прикладные.

6.  Наука и научные революции, научно-технический прогресс. См. лекция 9 Д.

7.  Этика науки и ответственность ученых перед обществом в современном мире.

8.  Особенности современной науки:

1) Постоянно увеличивается объем научной информации (удваивается  каждые 5-10 лет)

2) Охватывается все больше областей знаний (15 тысяч дисциплин)

3) Растет количество ученых (в начале 20 в-100 тысяч, сейчас – более 5 миллионов)

4) Наука превратилась в особую профессию.

9. научная картина мира: понятие и этапы:

  1. Классическая картина мира.
  2. Неклассическая картина мира.  
  3. Постнеклассическая картина мира.

10. Проблемы развития науки в современной РФ.  

1) недофинансирование наукоемких технологий

2) «утечка мозгов» в коммерческие структуры и за границу

3) разработка, в основном, прикладных наук и технологий, а не фундаментальных исследований.

Вопрос 1. Наука как особая система знаний о мире.

Наука – во-первых, особая система знаний; во-вторых, система специфических организаций с работающими в них людьми; в-третьих, особый вид деятельности, система научных исследований.

Наука – совокупность систематизированных знаний в какой-либо отрасли (н-р, математическая наука, химическая наука и т.д.)

Главная задача науки – производство новых истинных знаний, методов их создания и оценки.

Цель науки – постижение истины и открытие объективных законов.

Наука – это:

  1. социальный институт (НИИ, вузы, академии наук и др.). признанным центром науки является РАН (Российская академия наук), РАМН (Российская академия медицинских наук)
  2. отрасль духовного производства (НИОКР);
  3. особая система знаний (целостная система понятий, законов, теорий).

Вопрос 2. Специфические признаки науки:

а) объективность (субъективный фактор отсутствует, обоснование теории строится на объективных, не зависящих законах бытия); б) рационализм (непротиворечивость, доказательность); в) системность и упорядоченность (научные знания должны быть систематизированы, логически выстроены и опираться на уже открытые и изученные законы существования); г) проверяемость (верифицируемость) – методы проверки научных знаний разные, н-р, описание, наблюдение, эксперимент; приемы: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, обобщение, моделирование и т.д.,; д) особый язык и особая подготовка (язык – это символы, знаки, формулы, характерные для той или иной науки).

Вопрос 3. Характерные черты науки .

  1. универсальность – наука исследует деятельность человека во всех сферах общественной жизни; исследует любой феномен со стороны закономерностей и причин.
  2. безграничность – все, что есть в природе, что окружает человека, может быть исследовано на пользу людям; осознание безграничности науки способствует появлению разных научных школ, конкурентной борьбы за  право быть первооткрывателем в той или иной области.
  3. Сочетание дифференциации и интеграции исследований – то есть исследования проводятся в различных отраслях производства, т.к. нужны детальные знания; и в то же время эти знания должны интегрироваться, комплексно анализироваться.
  4. Сближение науки с потребностями развивающегося общества, сближение науки с производством  (н-р, разработка топлива из растительного сырья проводится американскими учеными: «кукуруза вместо нефти»).

Специфическая черта современной науки – потребности развития общества часто являются основным фактором, определяющим специфику научных исследований – социальный заказ, который общество дает ученым.

Вопрос 4.  Основные функции науки:

  1. познавательно-объяснительная (познание и объяснение устройства мира);
  2. мировоззренческая (выстраивание целостной системы знаний о мире);
  3. познавательная (гносеологическая) функция (постижение явлений и объектов материального мира);
  4. прогностическая (составление прогнозов о последствиях изменений окружающего мира. Н-р, экологи предупредили об опасности исчезновения ряда животных в связи со строительством производственного комплекса);
  5. социальная (воздействие на условия жизни людей, характер труда, систему общественных отношений; социальное развитие и управление, социальное прогнозирование);

н-р, а) демографы, анализируя динамику численности и состава населения страны, вносят кррективы в социальные программы правительства.

Б) экономисты, анализируют текущие экономические показатели страны, динамику развития внутреннего и мирового рынка, полученные данные ложатся в основу разработки правительством бюджета страны на следующий год.

В) ученые-экологи пытаются определить масштабы глобальных изменений природных процессов и будущие контуры человеческого общества.

  1. производственная (непосредственная производительная сила). Н-р, ученые разработали новую  модель буровой установки и организовали ее производство.

Вопрос 5. Классификации наук

  1. По предмету познания:

А) естественные – позволяют раскрыть структуру материального мира (физика, химия, биология)

Б) общественные (социальные) – поведенческие науки, изучающие взаимодействие людей (социология, экономика, обществознание)

Классификация общественных (социальных) наук:

1.Науки, дающие наиболее общие знания об обществе: обществознание, социология, история, правоведение.

2.Науки, раскрывающие определенную сферу общественной жизни: экономика, политология, социология, культурология, этика, эстетика  

Особенности общественных наук:

  1. Субъект и объект познания совпадают (познание оказывается самопознанием)
  2. Социальное знание всегда связано с интересами индивидов-субъектов познания
  3. Социальное знание всегда оценочно
  4. Сложность объекта познания – общества во всем его многообразии (сферы общественной жизни обширны)

В) гуманитарные – дают описательно-оценочные характеристики (философия, история)

Г) технические  - служат практическим целям (химия полимеров, радиоэлектроника, математика)

  1. По удаленности от практики:

А) фундаментальные (отсутствует прямая ориентация на практику) н-р, математика, биология, химия, физика

Б) прикладные  (ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально-практических проблем). Н-р, генетика, социология, селекция, конфликтология

Вопрос 6.  Наука и научные революции, научно-технический прогресс. См. лекцию 14 Ч.

Направления в развитии научных знаний:

  1. постепенное накопление – научно-технический прогресс (НТП)
  2. научно-техническая революция. НТР – кардинальное изменение общества, связанное с превращением науки в середине 20 века в непосредственную производительную силу (наука становится постоянным источником новых идей, определяющих пути развития производства товаров и услуг.

Последствием НТР является то, что человек выводится за пределы непосредственного создания готового продукта, но остаются регулирующие функции, а также усложняется характер труда, повышаются требования к квалификации и образованию работника, усиливается проблема занятости.

Основными направлениями НТР являются:

  • Автоматизация и компьютеризация производства
  • Внедрение современных информационных технологий
  • Разработка биотехнологий и новых конструкционных материалов
  • Освоение новых источников энергии
  • Развитие средств коммуникации и связи.

7.  Этика науки и ответственность ученых перед обществом в современном мире

Этические нормы науки.

1)        Социальная ответственность ученого (н-р, такая проблема, как клонирование)

2)        Бескорыстный поиск и отстаивание истины, объективность

3)        Общечеловеческие требования и запреты (н-р, плагиат)

Правило: ученый должен быть честен и объективен, добросовестно проверять результаты своего открытия. Пример: ученый Д. опубликовал результаты эксперимента, которые противоречат выдвинутой им теории, потому что он руководствовался правилом: «Платон мне друг, но истина дороже».

Правило: ученый должен проявлять уважение к творцам науки прошлого, к своим коллегам, для ученого недопустим плагиат. Пример: в статье ученого М. содержатся ссылки на работы других исследователей, его предшественников.

Правило: ученый должен думать о социальных последствиях своих открытий , следуя принципу, впервые сформулированному Гиппократом: «Не навреди». Пример: академик Сахаров, которого называют «отцом водородной бомбы», активно выступал за нераспространение ядерного оружия и получил Нобелевскую премию мира.

Вопрос 8. Особенности современной науки:

1) Постоянно увеличивается объем научной информации (удваивается  каждые 5-10 лет)

2) Охватывается все больше областей знаний (15 тысяч дисциплин)

3) Растет количество ученых (в начале 20 в-100 тысяч, сейчас – более 5 миллионов)

4) Наука превратилась в особую профессию.

Вопрос 9. Научная картина мира: понятие и этапы:

Научная картина мира – научно обоснованное, конкретно-историческое представление о мире, которое обусловливает характер и способы научного мышления.

Прошла 3 основных этапа:

  1. Классическая картина мира (17 в, эпоха Галилея и Ньютона). Основана на детерминизме (все в мире может быть однозначно просчитано и предсказано).
  2. Неклассическая картина мира (сформулированы первые теории термодинамики, теория относительности.  18 век – век Просвещения. К началу 20 века – скепсис и разочарование. Открытия  в области естественных наук не спасли и не накормили человечество, не сделали людей счастливыми, даже поставили вопрос о существовании самих людей.  
  3. Постнеклассическая картина мира (вторая треть 20 века) – до сегодняшнего дня. Наука решает глобальные проблемы человечества, что требует пересмотра старых классических экономических и политических законов.

Вопрос 10. Проблемы развития науки в современной РФ.  

  1. недофинансирование наукоемких технологий
  2. «утечка мозгов» в коммерческие структуры и за границу
  3. разработка, в основном, прикладных наук и технологий, а не фундаментальных исследований.



Предварительный просмотр:

Лекция 3 Д. Социальная и личностная значимость образования.

План.

  1. Образование как социальный институт.
  2. Основные принципы современного российского образования:
  1. гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное развитие;
  2. единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;
  3. общедоступность образования и адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
  4. светский характер образования в государственных учреждениях;
  5. свобода и плюрализм в образовании;
  6.  демократический, государственно-общественный характер управления, самостоятельность образовательных учреждений.
  1. Основные тенденции в развитии образования:
  1. гуманизация 
  2. интернационализация 
  3. гуманитаризация 
  4. компьютеризация.
  5. Переход к непрерывному образованию 
  6. развитие компетентности
  7. Демократизация
  1. Система образования и ее элементы:
  1. Общее образование: дошкольное; начальное, основное общее и среднее общее образование;
  2. Профессиональное образование: начальное (лицей) и среднее специальное образование (колледж);
  3. высшее профессиональное образование: бакалавриат, магистратура.
  1. дополнительное образование для детей и взрослых
  2. Основные направления модернизации российского образования.
  3. Функции образования:
  1. Передача знаний подрастающему поколению.
  2. Воспитания.
  3. Подготовка кадров.
  4. Формирование у молодого поколения ценностных ориентаций, господствующих в данном обществе
  5. Социальная селекция
  6. Проведение социальных и культурных изменений в обществе
  1. Непрерывное образование, вариативность, индивидуальная образовательная траектория – необходимость успешности личности в современном обществе. 

Вопрос 1. Образование как социальный институт.

Образование – во-1, целенаправленная познавательная деятельность по получению знаний, умений и навыков, их совершенствованию; во-2, целенаправленный процесс воспитания и обучения, ориентированный на интересы человека, общества, государства; в-3, социальный институт, отвечающий за передачу накопленного человечеством опыта новым поколениям.

Цели образования – приобщение индивида к ценностям цивилизации, сохранение культурного достояния.

Пути  получения образования – обучение в различных учебных заведениях и самообразование.

Если знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других, то говорят о самообразовании.

Социальный институт образования отвечает потребностям личности и общества в приобретении знаний, является системой учреждений, обладающей материальными средствами, коммуникациями, выполняет функции передачи социального опыта, включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре.

Школа несет ответственность перед обществом и государством за доступность, качество образования, его соответствие современным научным воззрениям.

Первый ориентир образования в России – личностный. Образование ориентируется на личность, т.к. личность признается высшей ценностью, а право на образование – фундаментальным правом человека.

Почему образование так значимо для личности:

  1. Образование - процесс социализации
  2. Образование обеспечивает знаниями
  3. Образование вводит человека в культурную жизнь
  4. Определяет гражданскую позицию
  5. Определяет человеческий интеллектуальный капитал

От уровня образования прямо зависит социальный статус, продвижение по службе, заработок человека, однако в нашей стране образованность не является гарантией благополучия человека.

Второй ориентир образования в России – социальный.

  1. Образование должно быть ориентировано на интересы общества и государства.
  2. Образование влияет на социальные, демократические процессы в обществе.
  3. Образование влияет на национальную безопасность, укрепляет экономическую безопасность и экологию, укрепляет военно-технический потенциал.

Вопрос 2. Основные принципы современного российского образования:

  1. гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное развитие;
  2. единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;
  3. общедоступность образования и адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
  4. светский характер образования в государственных учреждениях;
  5. свобода и плюрализм в образовании;
  6.  демократический, государственно-общественный характер управления, самостоятельность образовательных учреждений.

Вопрос 3. Основные тенденции в развитии образования:

  1. гуманизация  (учет индивидуальных духовных запросов и потребностей участников образовательного процесса; особое внимание уделяется личности, ее интересам); в центре образования стоит учащийся, его индивидуальные способности, интересы, потребности, что ведет к индивидуализации образования. Н-р, этому  способствует профильное обучение в школах.
  2. Интернационализация – образование становится международным институтом и выходит за рамки национальных государств.  Н-р, Вступление России в Болонскую систему. Формирование  единого глобального образовательного пространства);
  3. гуманитаризация (усиление внимания к дисциплинам, раскрывающим природу человека и общества);
  4. компьютеризация (информатизация образования). Все большую роль в образовании начинают играть информационные технологии, которые становятся неотъемлемой частью образовательного процесса. Н-р, В школе обучение проходит с помощью ПК и компьютерных программ. Учителя используют такие образовательные ресурсы, как ЦОР и ФЦИОР.
  5. Переход к непрерывному образованию (самосовершенствование на протяжении всей жизни, переподготовка в связи с меняющимися условиями, образование через всю жизнь)
  6. развитие компетентности, которая является основой конкурентоспособности, усиление практической направленности образования.
  7. Демократизация

Вопрос 4. Система образования и ее элементы:

  1. Общее образование: дошкольное (это детский сад); начальное, основное общее и среднее общее образование;  помни: обязательным по закону «Об образовании в РФ» является основное общее образование (т.е. с 1 по 9 класс)
  2. Профессиональное образование: начальное (лицей) и среднее специальное образование (колледж, техникум);
  3. высшее профессиональное образование: бакалавриат, магистратура (вузы: институты, академии, университеты)
  4. дополнительное образование для детей и взрослых.

Вопрос 5. Основные направления модернизации российского образования.

Причины необходимости модернизации российского образования:

  1. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В МИРЕ ТРЕБУЮТ ПОДГОТОВКИ ЛЮДЕЙ  К ЖИЗНИ В БЫСТРО  МЕНЯЮЩИХСЯ УСЛОВИЯХ.
  2. ИЗМЕНЕНИЯ В  СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ  СВЯЗАНЫ  С  СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКИМИ И  ПОЛИТИЧЕСКИМИ  ТРАНСФОРМАЦИЯМИ В СТРАНЕ.
  3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА  ПРИОРИТЕТНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ.

МОДЕРНИЗАЦИЯ  НАПРАВЛЕНА НА  ВЫПОЛНЕНИЕ ГЛАВНОЙ ЗАДАЧИ: ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ СОХРАНЕНИЯ  ЕГО ФУНДАМЕНТАЛЬНОСТИ И СООТВЕТСТВИЯ  ПОТРЕБНОСТЯМ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА.  

Направления модернизации:

  1. в школах и вузах  введены новые образовательные стандарты,  подготовлены новые учебники;
  2. осуществлен переход к ЕГЭ,
  3. школьники и учителя получают знания с помощью передовых компьютерных технологий,
  4. разработана программа организации профильного обучения в старших классах.

В России наряду с государственными образовательными учреждениями работает много негосударственных учебных заведений, предполагающих оплату обучения. И государственные образовательные учреждения также предоставляют дополнительные платные образовательные услуги населению.

Соотношение платного и бесплатного в образовании является одним из наиболее острых и дискуссионных вопросов.

Вопрос 6. Функции образования:

  1. Передача знаний подрастающему поколению. . Н-р, ученики в школе получают необходимый для продолжения обучения в профессиональном учебном заведении минимум знаний.
  2. Воспитания. Н-р, учреждения образования закладывают основы личности.
  3. Подготовка кадров. Н-р, профессиональное образование готовит кадры для экономики.
  4. Формирование у молодого поколения ценностных ориентаций, господствующих в данном обществе
  5. Социальная селекция (размещение в социальной структуре)
  6. Проведение социальных и культурных изменений в обществе

Вопрос 7. Непрерывное образование, вариативность, индивидуальная образовательная траектория – необходимость успешности личности в современном обществе. 

Для эссе в том числе:

Одна из существующих проблем нашего времени – проблема соотношения личности, общества и образования.

В центре проблемы – противоречие между интересами современного человека, общественными запросами и целями, содержанием образования.

Суть противоречия – отставание образования от потребностей личности и динамично развивающегося общества.

О школьном образовании.

Понятие: школьное образование – это этап образовательной системы государства, охватывающий детей и подростков, чаще всего в возрасте 7-18 лет.

О тенденции развития современного школьного образования: Современное школьное образование характеризуется гуманизацией, т.е. вниманием школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям.

Одна из  задач школьного образования – подготовка молодежи к поступлению в вуз.



Предварительный просмотр:

Лекция 4 Д. Мораль и нравственность в жизни людей

План.

  1. Мораль – совокупность одобренных общественным мнением нравственных норм и принципов поведения.
  2. Взгляды на происхождение морали:
  1. Теологический подход.
  2. Натуралистический подход.
  3. Социологический подход.
  4. Культурологический.
  1. Важнейшие аспекты (стороны) морали:
  1. познавательный;
  2. оценочный;
  3. регулятивный .
  1. Система морали:
  1. моральные нормы
  2. моральные качества;
  3. моральные ценности
  4. моральные категории
  5. нравственные принципы
  1. Моральные ценности:
  1. польза – в экономике
  2. господство – в политике
  3. справедливость – в социальной сфере
  4. истина – в духовной сфере
  5. красота – в духовной сфере
  6. добро – в духовной сфере
  7. свобода – во всех сферах
  1. Основные категории морали:
  1. добро и зло;
  2. долг и совесть;
  3. справедливость;
  4. честь и достоинство;
  5. счастье.
  1. Функции морали:
  1. Познавательная.
  2. Регулятивная..
  3. Воспитательная
  4. Мотивационная.
  5. Оценочно-императивная.
  6. Мировоззренческая.
  1. Закономерности развития морали:
  1. Историческое движение морали .
  2. Постоянное развитие и динамическое взаимодействие моральной системы и ее элементов
  3. Мораль оказывает обратное воздействие на все формы духовной культуры.
  4. Влияние морали на решение глобальных проблем.
  1. Нравственность и этапы нравственного поведения:
  1. Человек не совершает дурных поступков, т.к. боится наказания.
  2. Человек не совершает дурных поступков, т.к. дорожит мнением других людей
  3. Человек не совершает дурных поступков, т.к. его поведение определяется определенными принципами.
  4. Золотое правило нравственности – универсальный закон жизни человека в обществе: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

Вопрос 1. Мораль – совокупность одобренных общественным мнением норм.

Мораль – совокупность нравственных норм и принципов поведения, особая форма общественного сознания.

Это нормы социальные, поэтому смотрим Лекцию 12 С. (признаки норм, санкции за нарушение норм)

Развитие норм морали: табу – обычай – традиция – моральные правила.

Моральные отношения связаны с представлениями о добре и зле. Наука о морали – этика.

Признаки морали (моральных норм): всеобщность и добровольность.

Отличие морали от права (тоже социальные нормы!): моральные нормы создаются и контролируются обществом, а правовые нормы – государством.

Вопрос 2. Взгляды на происхождение морали:

  1. Теологический подход – мораль дарована человеку Богом. Первоначальным и высшим основанием морали религия считает «Божественный закон». Божественные законы носят непреходящий характер, поэтому нравственная природа человека неизменна: добро есть добро, зло есть зло. Моральные требования сформулированы в декалоге – десяти заповедях.
  2. Натуралистический подход – мораль присуща человеку от природы и является результатом биологического развития.
  3. Социологический подход – мораль появляется в результате развития общества и отражает различные социально-экономические интересы людей.
  4. Культурологический – мораль – один из главных элементов культуры, регулирующих социальное поведение человека.

Вопрос 3. Важнейшие аспекты (стороны) морали:

  1. познавательный (формирование нравственной картины мира);
  2. оценочный (оценка социальных явлений и поступков людей с позиции добра и зла);
  3. регулятивный (совокупность норм, обеспеченных общественным мнением).

Вопрос 4. Система морали:

  1. моральные нормы (образцы поведения, соответствующие ценностям общества)
  2. моральные качества (доброжелательность, справедливость, мудрость и др.);
  3. моральные ценности (добро, смысл жизни, свобода,  счастье, истина, красота, справедливость)
  4. моральные категории (добро и зло,
  5. нравственные принципы (коллективизм – индивидуализм; эгоизм – альтруизм и др.);

Вопрос 5. Моральные ценности.

Ценность – положительная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом.

Ценности могут быть индивидуальные, групповые и общечеловеческие. Они носят непреходящий характер, являются ориентиром для большинства людей, имеют позитивный характер, ограничены.

Существует 7 фундаментальных ценностей:

  1. польза – в экономике
  2. господство – в политике
  3. справедливость – в социальной сфере
  4. истина – в духовной сфере
  5. красота – в духовной сфере
  6. добро – в духовной сфере
  7. свобода – во всех сферах

Вопрос 6. Основные категории морали:

  1. добро и зло; добро – положительные качества, которых придерживается общество в целом или отдельный человек.  Зло – антоним. Добродетель – совокупность положительных качеств и поступков. Антоним – порок.
  2. долг и совесть; долг – осознание личностью безусловной необходимости исполнения того, что заповедуется моральными идеалами. Совесть – способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать несоответствие должному.
  3. справедливость; понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания
  4. милосердие – сострадательное, доброжелательное отношение.
  5. честь и достоинство; честь – внутреннее достоинство человека, благородство души.
  6. счастье. Счастье – эмоциональное состояние, при котором человек испытывает удовлетворенность условиями своего существования.

Вопрос 7. Функции морали:

  1. Познавательная.
  2. Регулятивная. Мораль выступает как важнейший социальный регулятор (люди, ориентируясь на моральные принципы, помогают старшим, заботятся о слабых, держат данное друзьям слово). Н-р, ученики старшего класса школы помогают младшим школьникам перейти улицу.
  3. Воспитательная – формирование нравственных устоев и ценностей (осваивая моральные принципы и нормы, понимая свой долг, учась быть справедливым, человек становится духовной личностью). Н-р, родители объясняют своим детям, «что такое хорошо и что такое плохо».
  4. Мотивационная. Моральные принципы мотивируют поведение человека,  т.е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать).
  5. Оценочно-императивная – человек оценивает мир и себя с точки зрения нравственности (не только деятельность людей, но и всю социальную среду, ее воздействие на личность).  Н-р, ученик после прочтения книг о животных стал лучше относиться к собственным домашним питомцам, выгуливать собаку.
  6. Мировоззренческая - Мораль помогает человеку объяснить мир с точки зрения добра и зла, объяснить поступки людей. Н-р, моральные правила помогают человеку выжить, выстоять даже в трудных обстоятельствах. Во время войны сознание моральной правоты помогло советским людям победить фашизм.

Вопрос 8. Закономерности развития морали.

Закономерности развития морали

1. Историческое движение морали (от эпохи к эпохе нормы и ценности меняются).

2. Постоянное развитие и динамическое взаимодействие моральной системы и ее элементов (традиции, инновации).

3. В развитии морали прослеживается связь с другими элементами духовной жизни: религией, искусством, наукой, философией и зависимость от них.

4. Мораль оказывает обратное воздействие на все формы духовной культуры.

5. Влияние морали на решение глобальных проблем.

Вопрос 9. Нравственность и этапы нравственного поведения:

Нравственность – степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни.

Этапы нравственного поведения:

  1. Человек не совершает дурных поступков, т.к. боится наказания.
  2. Человек не совершает дурных поступков, т.к. дорожит мнением других людей
  3. Человек не совершает дурных поступков, т.к. его поведение определяется определенными принципами.
  4. Золотое правило нравственности (или морали) – универсальный закон жизни человека в обществе: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

Альтруизм – бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение потребностей другого человека. Ввел понятие альтруизма Огюст Конт: «Живи для других».

Структура нравственной культуры личности: культура этического мышления, культура чувств, культура поведения, этикет.

Помни:

Этика – философская наука, предметом которой являются мораль, нравственность. Мораль – высокие идеалы и строгие нормы, мир должного. Нравственность – принципы реального практического поведения людей, мир сущего.

Традиция (от лат. traditio — передача; предание), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени; охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности); процесс социального наследования; его способы.

Обычай, унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов.

ТАБУ (от полинезийского слова, означавшего - запрет) - негативные предписания (категорические запреты) на различные действия людей, нарушение которых должно повлечь соответствующие санкции. Возникли и сформировались на социальной, магической и религиозной основе в период первобытного общества, в котором они регламентировали и регулировали жизнь индивидов и групп (семьи, рода, племени и пр.).



Предварительный просмотр:

 

Лекция 5 Д. Религия, ее специфика и роль в жизни общества

План.

  1. Религия как  форма общественного сознания и духовной культуры.
  2. Основные проблемы, рассматриваемые и разрешаемые в религии:
  1. Вопрос о смысле жизни
  2. Вопрос о происхождении человека и жизни
  3. Вопрос о конечности земного пути человека
  1. Характерные признаки религии:
  1. вера в сверхъестественное;
  2. признание теоцентрической картины мира;
  3. идея креационизма;
  4. иррационализм и мистицизм.
  1. главные  элементы религии:
  1. религиозное сознание (Вера)
  2. религиозное учение
  3. культ (система обрядов, ритуалов)
  4. религиозные организации (церковь, община)
  5. религиозные отношения.
  1. Классификации религий:
  1. По количеству богов: монотеистические и политеистические;
  2. По степени распространения: мировые (буддизм, христианство, ислам) и национальные (конфуцианство, иудаизм)
  3. По решению проблем спасения: через собственную деятельность (буддизм), через посредника-спасителя (христианство, ислам, иудаизм)
  4. По степени легализации: институциональные (верующие связаны системой отношений, единство вероучения, догмы – секта, церкви) и внеинституциональные (модернистские объединения – культы, неустойчивые секты, субъективная религия индивида, н-р, Свидетели Иеговы)
  1. Функции религии:
  1. мировоззренческая (формирование целостной картины мира);
  2. регулятивная (регулирование социальных отношений и поведения людей);
  3. компенсаторная (поддержка и утешение людей в тяжелые психологические моменты их жизни);
  4. коммуникативная (содействие общению и коммуникации между людьми).
  5. Воспитательная
  1. Этапы развития религии:
  1. ранние архаические религиозные взгляды (тотемизм, анимизм, шаманизм и т.д.);
  2. национальные религии (зороастризм, индуизм, иудаизм и пр.);
  3. мировые религии (буддизм, христианство, ислам).
  1. Роль религии в жизни общества:
  2. Религиозное сознание и свобода совести

Вопрос 1. Религия как  форма общественного сознания и духовной культуры.

Религия - форма общественного сознания и мировоззрение, основанное на вере в существование сверхъестественного начала.

Религия изучается наукой – религиоведением.

Характерной чертой религии является то, что религия является одной из форм общественного сознания, которая предполагает принятие в качестве абсолютно достоверных определенных утверждений – догматов, а также особых правил поведения.

Вопрос 2.  Основные проблемы, рассматриваемые и разрешаемые в религии:

  1. Вопрос о смысле жизни (н-р, в христианстве это – постижение божественной истины, обретение вечного блаженства на небесах)
  2. Вопрос о происхождении человека и жизни (н-р, христиане признают сотворение мира Богом, сотворение первого человека Богом)
  3. Вопрос о конечности земного пути человека (н-р, в буддизме признается идея перерождений)

Вопрос 3. Характерные признаки  религии:

  1. Универсальность (религия относится ко всем проявлениям жизни человека и дает им свои оценки)
  2. вера в сверхъестественное;  (в Бога и потусторонние силы)
  3. признание теоцентрической картины мира (все исходит от Бога)
  4. идея креационизма (сотворения мира высшими силами);
  5. иррационализм и мистицизм.

Вопрос 4. главные  элементы религии или структура религии:

  1. религиозное сознание (Вера). Религиозное сознание – убеждение в реальном существовании сверхъестественного, потустороннего, в том, что  источником главных ценностей человека является Бог – высшая сила в мире.  Воля Бога выражена в заветах, заповедях, священных книгах (Библия, Коран).  Бог контактировал с людьми, н-р,  при помощи Моисея (заветы Моисей получил на горе Синай) или Христа (Нагорная проповедь Христа – это слово Богочеловека). Вера в бога лежит в основе любой религии.

Светское сознание отличается от религиозного тем, что источником всего, что происходит в мире, оно считает исторические законы,  общественный прогресс.  Светское сознание считает религию частным делом каждого и выступает за отделение церкви от государства и школы.

  1. Религиозное учение.  Религиозными учениями о сущности и действии Бога занимается богословие или теология. Религиозные учения представлены в священных книгах – Библии, Коране, Сунне, Типитаке («Три корзины»).
  2. культ (система обрядов, ритуалов). Это жертвоприношения, церемонии (н-р, в христианстве – литургии, всенощные, порядок службы в церкви). Они следуют друг за другом в соответствии с церемониями, порядком, последовательностью, которая соответствует церковному календарю. Церковь, храм, молитвенный дом наполнен разнообразными культовыми принадлежностями (сосудами, иконами, крестами, свечами, настенная роспись с библейскими сюжетами и т.д.)
  3. религиозные организации (церковь, община). Типы религиозных организаций – церковь, секта. Церковь – это особая организация с четким распределением прав и обязанностей на каждом уровне ее структуры. Н-р, в католичестве и православии это – миряне, белое духовенство, черное духовенство (монахи), епископат и т.д. Секта – упрощенная структура. Харизматический лидер. Протест против официальной церкви. Вербовка членов особыми средствами.
  4. религиозные отношения. Религиозные отношения складываются по поводу непосредственно эмоциональных переживаний верующими событий и культовых действий.  Это рождение и смерть, самосознание ребенка, вступление юноши и девушки в самостоятельную жизнь, заключение брака, появление потомства и  т.д.

Вопрос 5. Классификации религий.

  1. По количеству богов: монотеистические и политеистические;
  2. По степени распространения: мировые (буддизм, христианство, ислам) и национальные (конфуцианство, иудаизм). Мировые религии – это группа религий, которые отличаются распространенностью по всей территории Земли, обращением ко всем людям независимо от юбю
  3. По решению проблем спасения: через собственную деятельность (буддизм), через посредника-спасителя (христианство, ислам, иудаизм). См. план и лекция 7.1.Д. 
  4. По степени легализации: институциональные (верующие связаны системой отношений, единство вероучения, догмы – секта, церкви) и внеинституциональные (модернистские объединения – культы, неустойчивые секты, субъективная религия индивида, н-р, Свидетели Иеговы)

Вопрос 6. Функции религии:

  1. мировоззренческая (формирование целостной картины мира);
  2. регулятивная (регулирование социальных отношений и поведения людей);
  3. компенсаторная (поддержка и утешение людей в тяжелые психологические моменты их жизни);
  4. коммуникативная (Обеспечивает два плана общения: верующих друг с другом; верующих — с Богом, ангелами, душами умерших, святыми в литургии, молит­ве, медитации и т. д.);).
  5. Воспитательная (воспитывает подрастающее поколение на религиозных заповедях и правилах. Н-р, Библия,  моральные принципы из Десятисловия в Ветхом Завете: «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй», «не возжелай жены ближнего своего» и т.д.; принципы христианской морали изложены Христом в Нагорной проповеди: «накорми голодных», «не оскорбляй людей», «мирись с теми, с кем поссорился»; «твори милостыню и не кичись этим», «замечай свои недостатки» и т.д.

Вопрос 7. Этапы развития религии:

  1. ранние архаические религиозные взгляды (тотемизм, фетишизм,  анимизм, шаманизм и т.д.);
  2. национальные религии (конфуцианство, зороастризм, индуизм, иудаизм и пр.);
  3. мировые религии (буддизм, христианство, ислам).

Вопрос 8. Роль религии в жизни общества:

  1. Положительная: активно участвует в жизни общества; является одним из средств социального контроля (санкция – неформальное общественное порицание; во времена царской России – анафема (отлучение от церкви), которой подвергся Лев Толстой; выполняет компенсаторную функцию (утешение). Религия позволяет компенсировать недостатки несовершенной действительности, обещая «Царство Божие», примиряет с земным злом.
  2. Отрицательная: способствует развязыванию войн (Крестовые походы), основана на страхе как факторе поддержания религиозности, догматичность.

Огромное влияние религии на жизнь общества связано с тем, что  ее структуры присутствуют во всех важнейших исторических событиях и событиях частной жизни граждан. Религия исторически оказывала огромное влияние на общественную мораль (вспомним роль религии в Средневековой Европе или в дореволюционной России, где в школах преподавался закон Божий.

Вопрос 9. Религиозное сознание и свобода совести.

Свобода совести (вероисповедания) – право человека исповедовать любую религию по выбору или не исповедовать никакой (быть атеистом).

Конституция РФ гарантирует всем гражданам право на свободу совести, свободу вероисповедания, которая предполагает, что каждый человек вправе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения законов.

Принципы политики современных цивилизованных государств в сфере государственно-религиозных отношений:

1. Соблюдение свободы вероисповедания граждан.

2. Государственная поддержка традиционных религий.

3. Ограничение активности групп, которые под видом религиозной деятельности пропагандируют идеи разрушения семьи, государства, культуры, используют религиозные чувства людей для незаконного обогащения лидеров таких групп.

Локальные религии.

Конфуцианство.

Китай. Правитель получает божественный мандат -мин на право управления страной. Государь-сын Неба, общество- Поднебесная. Куль старших. « 24 примера сяо».Идеал совершенного человека-  цзюнь -цзы. Он гуманен и имеет чувство долга.

Даосизм.

Китай. Дао-путь. Человек- посредник, « передаю, но не творю». Лучшее поведение- принцип у вэй - соблюдение естественного хода вещей. 2 начала- Инь - темное, Ян -светлое.

Иудаизм.

Палестина. Бог Яхве.

Зороастризм.

Иран. Культ огня и чистоты.

Синтоизм.

Япония. Обожествление природных сил и явлений. Ками -дух, который есть у каждой вещи. Жизнь в согласии с природой. Синтай - тело, в которое воплощён божественный дух. Почитание душ умерших.  Талисманы.

Индуизм.

Индия. Брахманы - белый цвет, кшатрии -красный, вайшьи –желтый, шудры -черный.

Ясперс- теория осевого времени- 8-3 век до н. э., когда одновременно существовали античная философия и достижения восточных религий, послужило толчком для развития культур востока и запада.



Предварительный просмотр:

Лекция 5.1. Д. Мировые религии

План.

  1. Религии современного мира:
  1. родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день;
  2. национально-государственные религии
  3. мировые религии: буддизм

  1. Понятие о мировых религиях.
  2. Характерные признаки (особенности)  мировых религий:
  1. широкое распространение в мире;
  2. открытость, отрицание этнической избирательности;
  3. универсальный набор ценностей
  4. прозелитизм – стремление обратить в свою веру людей другого вероисповедания.
  1. Важнейшие мировые религии и их характеристика:
  1. буддизм;
  2. христианство;
  3. ислам.

Вопрос 1. Религии современного мира:

•родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день;

•национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций (например, иудаизм, индуизм, конфуцианство и др.);

•мировые религии: буддизм (VI-V вв. до н.э. в Индии), христианство (I в. н.э. в Палестине), ислам (VIII в. н.э. в Аравии)

Вопрос 2. Понятие о мировых религиях.

Мировые религии – это группа религий, отличающихся распространенностью по всем регионам Земли, обращением ко всем людям независимо от этнической и политической принадлежности, наибольшим числом верующих.

Вопрос 3. Характерные признаки (особенности)  мировых религий:

  1. широкое распространение в мире;
  2. открытость, отрицание этнической избирательности;
  3. универсальный набор ценностей (вера в единого Бога, эгалитарность – проповедование равенства)
  4. прозелитизм – стремление обратить в свою веру людей другого вероисповедания.

Вопрос 4. Важнейшие мировые религии и их характеристика:

  1. буддизм;

возник в 6 веке до н.э. в Индии.

Смысл буддизма:

  1. страдания правят миром.
  2. Причиной страданий является жизнь с ее страстями  и желаниями.
  3. Уйти от страданий можно, погрузившись в нирвану.

Заповеди буддизма:

  1. Не причинять вред живому.
  2. Не брать чужой собственности.
  3. Не касаться чужой жены.
  4. Не говорить неправды.
  5. Не пить вина.

Реинкарнация – учение о перерождении душ.

Священная книга – Типитака (Три корзины)

Направления буддизма:

  1. Махаяна – Большая колесница – широкий путь спасения.
  2. Хинаяна – Малая колесница – узкий путь для монахов-отшельников.

Верховный жрец -  Далай-лама,  столица – тибетский город Лхаса.

  1. христианство;

возникло в 1 веке н.э. в Палестине, в части Римской империи.

В основе – легенда о великом мессии – Христе.

1054 год  - разделение на православие и католицизм.

 16 век, реформация в Германии, проявление протестантизма.

Православие – правильное учение.

  • Идея центризма – Бог-центр мироздания.
  • Идея творения
  • Идея откровения (любое знание - божественное.
  • Идея грехопадения
  • Идея конца света и страшного суда
  • Идея спасения и воскресения для вечной жизни
  • 10 заповедей

Священная книга – Библия.

Состоит из Ветхого Завета (история сотворения мира, еврейского государства, Нагорная проповедь Христа)

Нового Завета (земная жизнь Христа). Новый Завет – это Евангелие. Евангелие – благая весть.

  1. Ислам – предание себя Богу, покорность.

Возник в 7 веке на Аравийском полуострове.

В основе – легенда о пророке Мухаммеде.

Заповеди ислама:

  • Исповедание: нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его.
  • Молитва ежедневная 5-тикратная с 7 лет.
  • Пост 1 раз в год 1 месяц
  • Хадж – 1 раз в жизни посетить святые места.

Священная книга – Коран.

Шариат – система мусульманского права.

Теократическое государство – государство, в котором духовенство играет значительную роль. А глава государства является одновременно главой духовной и светской власти. Н-р, Ватикан.

Течения ислама:

Суннизм – власть не в руках потомков пророка.

Шиизм – власть в руках потомков пророка, имамов.



Предварительный просмотр:

Лекция 6 Д. искусство

План.

  1. Искусство как особая форма духовной культуры./ Искусство – способ познания мира посредством художественных образов.
  2. Характерные признаки  искусства:
  1. иррационализм;
  2. символизм;
  3. субъективизм;
  4. образность и наглядность.
  1. Важнейшие функции искусства:
  1. мировоззренческая.  
  2. гедонистическая;
  3. компенсаторная 
  4. коммуникативная 
  5. эстетическая (преобразование мира на основе красоты);
  6. воспитательная.
  7. познавательная
  1. Классификация  видов искусства:
  1. Литература;
  2. музыка;
  3. живопись
  4. танец, пантомима 
  5. театр, кино
  1. Универсальное и национальное в развитии искусства.
  2. Специфика искусства в информационном обществе: возникновение новых видов искусства.

Вопрос 1. Искусство – способ познания мира посредством художественных образов.

В рамках культуры человек формирует картину окружающего мира: наука познает мир посредством истины, мораль отражает мир в категориях добра и зла, а искусство представляет объекты в художественно-образной форме.

Искусство позволяет увидеть мир через призму образности, где реальность сочетается с вымыслом. Искусство не ставит целью выявить закономерности развития общества, и в отличие от науки представляет свойства предметов и явлений в виде конкретных чувственных образов.

Понятие искусства многогранно:

Искусство как мастерство

Искусство как специфический вид духовно-практического освоения действительности и эстетического отношения к ней.

Искусство -  это форма человеческой деятельности, направленная на создание и освоение эстетических ценностей.

Важнейшая особенность искусства состоит в том, что  оно, в отличие от науки, отражает действительность не в понятиях, а в художественных образах.

Предмет искусства — человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также

жизнь людей в определенных исторических условиях. Жизнь людей отражается в искусстве во всем

многообразии в форме художественных образов, которые, будучи результатом вымысла, тем не менее, являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. С помощью художественного образа происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов.

Форма бытия искусства — художественное произведение, имеющее видовую и жанровую

определенность и осуществляющееся в качестве материального предмета — знака, который передает людям определенную художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью.

Искусство изучает наука эстетика (ее называют еще наукой о прекрасном)

Вопрос 2. Характерные признаки  искусства:

  1. Иррационализм, чувственное восприятие. н-р,  С помощью искусства писатель или художник  обращается к чувствам и сердцам людей; для искусства важны искренность, эмоциональность, глубина переживаний, тогда как для науки – взвешенность и достоверность.
  2. Символизм;
  3. субъективизм (н-р, писатель  или художник создает произведение так, как видит он, с точки зрения его мировоззрения)
  4. образность и наглядность. Именно  создание художественного образа более всего отличает искусство от других видов человеческой деятельности.

Вопрос 3. Важнейшие функции искусства:

  1. мировоззренческая.  Искусство – способ и форма познания мира эстетическими средствами (н-р, полотна Левитана помогают познавать красоту русской природы, ментальности русского человека)
  2. гедонистическая (доставляет человеку радость);
  3. компенсаторная (восполняет человеку неудовлетворенность реальной жизнью.люди  посредством искусства обретают утешение, психологический комфорт, поддержку. Н-р, поэзия Бродского помогла женщине приобрести уверенность в себе, найти ответы на жизненные вопросы.
  4. коммуникативная (является средством общения в пространстве культуры. Произведения искусства помогают людям общаться, находить общие интересы); н-р, посетив выставку современной живописи, молодой человек нашел новых друзей и единомышленников.
  5. эстетическая (преобразование мира на основе красоты);
  6. воспитательная (формирование нравственных и эстетических качеств личности, культуры поведения); н-р, читая книги, посещая картинные галереи, музыкальные концерты, молодой человек обрел чувство прекрасного, освоил способы поведения в обществе.
  7. познавательная (формирует художественную, эстетическую картину мира).

Вопрос 4. Основные виды и жанры искусства:

В зависимости от того, какими средствами и способами создается образ, различают разные виды искусства – живопись, архитектуру, музыку, литературу.

  1. Литература - искусство слова;
  2. музыка (искусство звука);
  3. живопись (искусство цвета);
  4. танец, пантомима (искусство жеста);
  5. театр, кино

по средствам выражения: простое ( в основе – одно средство художественного выражения, н-р, поэзия-слово) и сложное (в основе – несколько средств выразительности, н-р, театр, балет).

По отражению действительности: изобразительное (н-р, живопись) и речевое (литература);

Синтетические искусства – те, которые стремятся объединить в себе достижения других видов (н-р, кино,  мультипликация, фотография).

Жанр искусства – специфические свойства художественной формы и содержания произведений искусства какой-либо эпохи, народа или мира в целом (эпос, драма в литературе,  пейзаж, натюрморт в живописи).

Вопрос 5. Универсальное и национальное в развитии искусства.

СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО  НЕ ИМЕЕТ СТРОГИХ КАНОНОВ. ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА СОЗДАЮТСЯ  В РАМКАХ « ЗНАКОВО- СИМВОЛИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ»



Предварительный просмотр:

7 Д. Научно-технический прогресс

 План.

  1. Понятие  НТП и НТР.
  2. Этапы НТП:
  1. 16-18 вв. - развитие мануфактурного производства, когда научно-теоретическая и техническая деятельность начинают сближаться;
  2. конец 18 века - возникновение машинного производства;
  3. 1950-е гг - до нашего времени - НТР
  1. Этапы, основные направления НТР.
  1. 1950-конец 1970 гг.;
  2. Конец 1970-х – по настоящее время
  1. Черты НТР:
  1. универсальность;
  2. чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований;
  3. повышение требований к уровню квалификации трудовых ресурсов;
  4. военно-техническая революция.
  1. Составные части НТР:
  1. наука ;
  2. техника, технология;
  3. производство
  4. управление:
  5.  информатизация.
  1. Основные направления НТР:
  1. Автоматизация и компьютеризация производства
  2. Внедрение современных информационных технологий
  3. Разработка биотехнологий и новых конструкционных материалов
  4. Освоение новых источников энергии
  5. Развитие средств коммуникации и связи.
  1. Последствия НТР:
  1. изменение характера труда в направлении его усложнения, повышение требования к квалификации и образованию;
  2. рост капиталовложений в науку, в наукоёмкие отрасли производства;
  3. изменение социальной структуры общества, рост числа людей с высшим образованием;
  4. обострение проблемы занятости;
  5. рост экологических проблем;
  6. усиление социальной направленности экономического роста.
  1. Социальные последствия НТП в современном мире:
  1. Изменение отраслевой структуры рабочего класса
  2. Сокращение доли неквалифицированного труда
  3. Общий рост уровня образованнности рабочего класса
  4. Существенный рост безработицы

Вопрос 1. Понятие  НТП и НТР.

Направления в развитии научных знаний:

  1. постепенное накопление – научно-технический прогресс (НТП)
  2. научно-техническая революция. НТР – кардинальное изменение общества, связанное с превращением науки в середине 20 века в непосредственную производительную силу (наука становится постоянным источником новых идей, определяющих пути развития производства товаров и услуг.

НТП (научно-технический прогресс) - использование передовых достижений науки и техники, технологии в хозяйстве, в производстве с целью повышения эффективности и качества производственных процессов, лучшего удовлетворения потребностей людей.

Современное состояние НТП определяется НТР.

НТР - скачок в развитии производительных сил общества, переход его в новое состояние на основе перемен в системе научных знаний, превращения науки в ведущий фактор производства.

Вопрос 2. Этапы НТП:

1) 16-18 вв. - развитие мануфактурного производства, когда научно-теоретическая и техническая деятельность начинают сближаться;

2) конец 18 века - возникновение машинного производства;

3) 1950-е гг - до нашего времени - НТР

Этапы, основные направления, составные части НТР

Вопрос 3. Этапы, основные направления  НТР:

Этап

Краткая характеристика

1) 1950-е-конец 1970-х гг

главный двигатель перемен - автоматизация производства  

2) конец 1970-х-по настоящее время

главный двигатель перемен - развитие микроэлекроники, внедрение компьютеров, технологическая революция  

Вопрос 4. Черты НТР:

1) универсальность, всеохватность: задействование всех отраслей и сфер человеческой деятельности;

2) чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований: сокращение времени между открытием и внедрением в производство, постоянное устаревание и обновление;

3) повышение требований к уровню квалификации трудовых ресурсов: рост наукоёмкости производства;

4) военно-техническая революция: совершенствование видов вооружения и экипировки.

Вопрос 5. Составные части НТР:

1) наука (увеличение наукоёмкости, повышение числа научных сотрудников, затрат на научные исследования);

2) техника, технология (повышение эффективности производства, трудосберегающая, ресурсосберегающая, природоохранительная);

3) производство (электронизация, автоматизация, перестройка энергетического хозяйства, производство новых материалов, ускоренное развитие биотехнологии);

4) управление: информатизация

Вопрос 6. Основные направления НТР:

1) автоматизация и компьютеризация;

2) внедрение новейших информационных технологий;

3) разработка биотехнологий;

4) создание новых конструкционных материалов;

5) освоение новейших источников энергии;

6) революция в средствах коммуникации и связи.

Вопрос 7. Последствия НТР:

1) изменение характера труда в направлении его усложнения, повышение требования к квалификации и образованию;

2) рост капиталовложений в науку, в наукоёмкие отрасли производства;

3) изменение социальной структуры общества, рост числа людей с высшим образованием;

4) обострение проблемы занятости;

5) рост экологических проблем;

6) усиление социальной направленности экономического рост.

Последствием НТР является то, что человек выводится за пределы непосредственного создания готового продукта, но остаются регулирующие функции, а также усложняется характер труда, повышаются требования к квалификации и образованию работника, усиливается проблема занятости.

Вопрос 8. Социальные последствия НТП в современном мире

Социальные последствия

Иллюстрирующие примеры

Изменение отраслевой структуры рабочего класса

Отток рабочей силы в наукоёмкие отрасли (электронную, аэрокосмическую и т.п.)  

Сокращение доли неквалифицированного труда

Компьютеризация транспорта  

Общий рост уровня образованнности рабочего класса

Значительный объём труда рабочего связан с контролем над работой микропроцессорного оборудования, для чего необходимы специальные знания и умения  

Существенный рост безработицы

Транспорт, энергетика активно отказываются от угля, что вызвало закрытие многих шахт

Вопрос 6.  Наука и научные революции, научно-технический прогресс. См. лекцию 14 Ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по теме: "Сфера духовной культуры", 8 класс, обществознание

Контрольная работа проводится после изучения темы "Сфера духовной культуры" на уроках обществознания в 8 классе. Авторы учебника  Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова. Задания предусматрива...

Презентация для 8 класса "Сфера духовной жизни" раздел "Сфера духовной культуры"

Презентация разработана на основе идеи о системно-деятельностном подходе в обучении, поэтому в ней представлено достаточное количество заданий, ориентированных на самостоятельную работу учащихся с уче...

Презентация по обществознанию "Сфера духовной культуры. Подготовка к ГИА"

Цели и задачи  презентации – эффективно подготовить учащихся 9-го класса к ГИА по обществознанию, закрепить материал. В презентации подробно раскрыта один  из разделов ГИА по обществозн...

Контрольная работа №2 по обществознанию на тему "Сфера духовной культуры" (8 класс)

Контрольная работа имеет 4 части (Часть 1. Тестовые задания; Часть 2. Теоретические задания; Часть 3. Вопросы; Часть 4. Сравнение 1) "право и мораль"; 2) "образование и наука").В комплект текстов...

Тренировочные тесты по обществознанию для подготовки к ОГЭ по разделу "Сфера духовной культуры" с ответами

Тренировочные тесты по обществознанию для подготовки к ОГЭ по разделу "Сфера духовной культуры" представляют собой 2 варианта вопросов первой части экзаменационной работы с ответами и являются хорошим...

Контрольная работа по обществознанию «Сфера духовной культуры» 8 класс

Контрольная работа по обществознанию «Сфера духовной культуры»  8 класс. Тест содержит 10 вопросов, есть ответы....