Классный час История правил этикета
классный час (6 класс) по теме

Щербинина Светлана Евгеньевна

История правил этикета

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_istoriya_pravil_etiketa.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Задворковская средняя школа

Методическая разработка

 Классный час 6 класс

Тема: «История правил этикета»

                                                                      Учитель истории:

           Щербинина Светлана Евгеньевна

2018 год

Цель: познакомить учащихся с правилами этикета, нравственными ценностями  и нормами поведения,  правилами  хорошего тона в разные исторические периоды, включая современный.

Задачи:

  1. Познавательная: на вопросах и примерах из жизни разных исторических периодов, включая современный, доказать необходимость воспитанности и правил хорошего тона, показать проявление интеллигентности и воспитанности не только в знаниях, но и в способности к пониманию друг друга, в умении уважительно вести беседу и спорить, вести себя скромно, уметь оказать помощь.
  2. Развивающая: способствовать формированию творческой активности, развитию интеллектуальных и творческих умений и навыков,  развивать коммуникативные качества и умение работать в группе.
  3. Воспитательная: воспитывать дружелюбие, вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям, способствовать формированию правил поведения и хорошего тона в общественных местах, со сверстниками, со старшими и т.д.

Формы работы: групповая, фронтальная, диалог.

Методы: словесный, практический, дискуссия.

Оборудование:  презентация, листы с групповым заданием для каждой команды, карточки для работы  в группах с описанием жизненных ситуаций;2 стола, стулья по количеству участников, ватманы, фломастеры, маркеры, бумага писчая.

Список использованной литературы

1. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. Книга для учащихся.

Москва, 1988.

2. Криулина, А.А. Психология общения / А.А. Криулина. – М., 2000

3. Герасимова В.А. Классный час играючи. - М.: ТЦ Сфера, 2002.

4. Горелов И.Н. Умеете ли вы общаться? Книга для учащихся.

М., 1991.

5. Рукавчук Л.Н. Энциклопедия этикета.- СПб., 1998.

Подготовительный этап

Класс делится на 2 группы, по 8 человек в каждой. Учащимися выбирается представитель от команды. Каждой команде раздаются все необходимые для игры атрибуты (ватманы, фломастеры)

Мотивационно-ориентировочный этап

На данном этапе перед участниками ставятся цели и задачи урока. В общих чертах рассказывается о форме и правилах проведения игры.

Содержание

Сегодня мы поговорим об этикете. Все ли знают, что это такое?

Немного из «Истории этикета».

Французское слово «этикет» вошло во все языки мира. Оно близко греческому слову «Этика», что означает «привычка», «нрав». Одно из значений слова «Этикет» — надпись. Вспомним знакомое нам слово "этикетка". Мы же с вами понимаем под этикетом определённые правила поведения, выработанные обществом, которые необходимо знать и следовать им в различных ситуациях. 

«Этикет — это разум для тех, кто его не имеет», — метко сказал французский философ Вольтер.

Саму историю этикета принято отсчитывать где-то века с XVI. Тогда этикет означал свод правил при дворе монарха, своего рода церемониал.

-  знаете ли вы, откуда пошло слово этикет?

Знакомое нам слово «этикет» стало общеупотребимым в XVII веке. Дело было так: однажды на одном придворном приеме (в те времена как раз правил французский король Людовик XIV) гостям раздали карточки, на которых перечислялись некоторые приемлемые правила поведения. От их французского названия слово «этикет» и произошло, а позже оно вошло в языки многих стран.

Этикет состоит из правил, которые охватывают поведение в общественных местах, формы общения, приветствий, манеры, стиль одежды. Этикет требует от человека вести себя соответственно ситуации, в согласии с нормами, принятыми в данном обществе.

Понятие этикета менялось в разные эпохи, как менялись исторические ситуации, в которых оказывались люди. Многие, наверное, слышали о русской открытости, немецком педантизме, восточном гостеприимстве, японской вежливости или английской сдержанности. А ведь это веками отработанные правила этикета, ставшие нормами поведения. Каждая нация, обладающая собственной неповторимостью, вносила свой вклад в сокровищницу общечеловеческих ценностей. Скандинавы, например, первыми ввели в этикет правило предоставлять самые почетные места за столом женщинам и наиболее уважаемым гостям. У них для произнесения тостов имелись тщательно разработанные правила. За нарушение этикета назначались штрафы. Главное, что определит ваше умение вести себя в обществе - сочетание естественности и уважения к окружающим, чувство такта, вкуса, приводящие к взаимному удовлетворению сторон.

В России первый свод правил гражданина был изложен в XVII веке в книге «Домострой». Домострой учил «не красть, не лгать, не завидовать, не осуждать, не помнить зла»… Находим мы в Домострое и такое «золотое» правило: «Чего сам не любишь, то и другим не делай».

При Петре I для молодых дворян была издана переводная книга «Юности честное зерцало». В этой книге давались советы молодым дворянам, как держать себя в обществе, чтобы иметь успех при дворе и в свете. Так, например, в книге рекомендовалось: «в платок громко не сморкаться и не чихать», «перстом носа не чистить», «не жри, как свинья, и не дуй в суп, чтобы везде брызгало» и т.д. Книга пришлась по вкусу русскому дворянству XVIII века и выдержала три издания.

 Чем двусмысленнее ситуация, чем больше опасность быть непонятым, тем больше необходимость регламентировать отношения между людьми. Поэтому не случаен первенец этикета — Дипломатический этикет. Уже древние греки придавали большое значение межгосударственным отношениям, они активно развивали дипломатический этикет, создав там сложную цепь необходимых ритуалов.

Затем возник придворный этикет. Каждая правящая династия создавала вокруг себя сложный церемониал с определенной степенью торжественности. На основе придворного этикета, только в более простой форме, формируется общегражданский этикет.

 - Как же со временем менялся этикет в России?

Исполнительный этап

Давайте на примере истории Допетровской Руси и периода правления Петра I выявим основные черты этикета данных времён, сравним эти особенности между собой и с современностью.

Задание 1. Одной команде даётся лист с историей этикета Допетровской Руси, другой – с этикетом во времена Петра I.

1 команда - Допетровская Русь

Допетровская русь Этикет Руси до восхождения на престол Петра Великого значительно отличался от западно-европейского. Часто иностранные послы поражались диким, по их мнению, нравам и обычаям русских, с которыми им приходилось сталкиваться в России. Гораздо большее влияние на языческие традиции и нормы этикета оказали византийские традиции, пришедшие вместе с христианством. Однако многие языческие традиции сохраняются в сельской местности в немного изменённом виде до сих пор. Часть обычаев видоизменилась под влиянием монголо-татарского ига.

Как и в западных странах в средние века на Руси большое значение имело положение человека в обществе, однако отдавали ещё и дань уважения возрасту. Уважение выражалось в частности в том, что к равному в гости въезжали во двор, а затем подъезжали к крыльцу, а высшему по рангу и более знатному шли через двор пешком. В гости знатного человека мог пригласить только хозяин или его родственники, а равного или менее знатного, чем хозяин – слуги. Важного человека хозяин встречал, стоя на крыльце, равного по статусу – в сенях, младшего – в комнате.

Трость или посох гости оставляли в сенях, в комнату принято было входить без шапки (её несли в руках). Войдя в комнату, гости троекратно крестились на образа святых, которые были в каждом доме, делали три поклона до земли, затем кланялись хозяину (при статусе гостя ниже, чем у хозяина), равные протягивали друг другу руки, друзья и родственники обнимались. Считалось неприличным кашлять и сморкаться в гостях. Перед уходом гости снова крестились на образа, кланялись им, после чего прощались с хозяином, который провожал гостя до сеней или крыльца, в зависимости от его знатности.

Русская мужская и женская одежда средних веков имела незначительные различия, не имела размеров (поэтому обычно была свободной). Ввиду особенностей климата помимо нижней одежды поверх обычно одевалась ещё и верхняя, в зависимости от времени года душегрейка, телогрейка, тулуп или шуба. Обувью знати служили сапоги, крестьян – лапти, зимой – валенки. Неизменным атрибутом мужчин были борода и усы, а женщин длинные косы.

Пир на Руси начинался обычно с чарки водки, которую закусывали хлебом, наломанным хозяином. Еда на стол подавалась уже нарезанной, а драгоценные ножи лежали на столе скорее для украшения. Кости складывали в специальные тарелки. Когда произносилась здравица, каждый из гостей выходил на середину комнаты и выпивал чарку. Особым уважением к хозяину считалось, если гость пробовал все напитки кушанья, предложенные хозяином.

2 команда - Этикет во времена Петра I

  Во времена Петра I происходило значительное изменение устоявшихся обычаев и правил поведения в России. Одежда допетровских времён сохранилась только у низших сословий – крестьян и купцов. В высшем обществе модной стала одежда европейского типа. Пётр также издал указ о том, что все бояре должны остричь свои длинные бороды. В виде исключения бороду можно было сохранить, лишь выплачивая за это довольно внушительный штраф. В моду вошли пышные парики западного образца.

При Петре I значительно изменилось положение женщин в России. Таким образом, первый российский император пытался приблизить русское дворянство к более развитому, европейскому. Если раньше жены и дочери придворных сидели по домам, то во времена Петра они стали присутствовать на различных придворных приемах и праздниках. Развитию западной моды и манер способствовало и то, что дворяне, желая угодить строгому царю, со временем свыклись с новыми порядками и даже сами стали заказывать новые платья из-за границы.

Благодаря большей свободе женщин, улучшилась их образованность. Со времён Петра Великого стали считать, что уважающая себя девушка должна уметь танцевать европейские танцы, уметь писать, знать иностранный язык, играть на музыкальных инструментах, знать и соблюдать светские правила поведения. Женщины получили право на наследство и право распоряжаться своим приданным.

Несмотря свою бурную политическую деятельность и постоянную занятость Петр Великий был большим любителем развлечений. По поводу и даже без него император часто закатывал пир, который мог продолжаться несколько дней. Со временем вошли в моду так называемые ассамблеи – приемы, на которые приглашались знатные особы вместе с женами. Во время этих празднеств гости танцевали, пировали, играли в шахматы, шашки(игру в карты император не поощрял). Развлечения делились на зимние, которые проходили во дворцах или в здании Сената, и летние — в Летнем саду, в парках Петергофа, на площадях. Помимо пиршеств в моду вошли военные парады, маскарады, морские и речные прогулки. Даже гонимую православной церковью масленицу при Петре отмечали с особым размахом.

Задание: изучить особенности этикета, зафиксировать их на ватмане в форме схемы, кластера и т.п. Представитель от каждой команды должен рассказать в общих чертах об особенностях этикета данного времени.

 Важно отразить: что оказывало влияние на формирование этикета данного времени, какое положение было у мужчин и женщин,  как вели себя в гостях, как одевались и какую обувь носили, внешний облик мужчин и женщин, как следовало вести себя в гостях – приветствие, застолье, прощание), на каком уровне была образованность и как образование менялось со временем, как менялась мода и внешний облик людей того времени.

 Через 10 минут команды представляют свою работу на ватманах рассказывают об этикете данного времени.

После вступления представителей команд  - дискуссия с классом (сравнение этикетов до Петра I и во время его правления. (Что изменилось, к чему это привело и т. д.)

Мы с вами живём в XXI веке. Некоторые правила этикета кажутся нам смешными, устаревшими, но значит ли это, что можно вообще обойтись без правил этикета?

 Следующее задание: объяснить значение того или иного правила этикета в светской беседе и манер поведения.

Задание 2. Каждой команде даётся по одной карточке с разными вопросами.

Примерные вопросы:

  1. О чем не следует говорить в светской беседе?
  2. Допускается ли в беседе спор?
  3. Как принято реагировать на неуместную шутку?
  4. Часто можно услышать такой комплимент: «Вы сегодня прекрасно выглядите!». Верен ли он?
  5. Кто такой брюзга?
  6. Реклама все назойливее пытается преподнести жвачку как «свежесть, чистое дыхание»... Когда, по-вашему, можно жевать жвачку, а когда не следует этого делать?
  7. Что такое элегантность?
  8. Что называется «дежурной улыбкой»?

По очереди каждая команда объясняет, как они понимают это высказывание. Чья команда лучше и правильней объяснит своё задание, та и получает балл. Можно с примерами из жизни.

К сожалению, сейчас в нашей речи очень много «вредных» слов. Вам предстоит спасти забытые вежливые слова.

Задание 3. Вам нужно: написать как можно больше вежливых слов. Время на задание – 3 минуты.

-- слова вежливого обращения, просьбы,

-- слова вежливых извинений,

-- слова вежливой благодарности.  

Представитель от одной команды пишет слова вежливого обращения, другой – вежливого извинения. Участники команды помогают, подсказывают.

 Примеры:

 вежливое обращение, просьба: пожалуйста; будь добра; разреши мне; позволь мне; очень прошу; если можно, дай мне пожалуйста, если вам не трудно, будьте так любезны.

вежливые извинения: я прошу извинения; я виноват; прошу прощения; позвольте мне извиниться; примите мои извинения, пожалуйста; прошу простить мою неловкость; простите пожалуйста.

Теперь каждая команда пишет на листочке кто больше.

вежливая благодарность: спасибо, благодарю вас,  не стоит благодарности, я рад оказать вам услугу, спасибо за хлеб-соль, вы были так любезны; будем рады оказать вам любезность.

  Далее подсчитываются баллы, какая команда больше слов написала.

Подсчитываются баллы по итогам всей игры.

Рефлективно-ориентировочный этап

На этом этапе идёт подведение итогов всего мероприятия и размышления детей о необходимости быть вежливым, т. е. соблюдать правила этикета всегда и везде.

- Что значит слова «этикет»?

- Какие виды этикета, вы можете назвать? (деловой, дипломатический, врачебный, общественный)

- Как менялся этикет в России?

- Для чего нужны правила этикета? ( До Петра I, во время его правления, сейчас)

В заключение классного часа ученикам было предложено пройти небольшой тест, чтобы определить свой психологический тип.

Тест «Насколько вы конфликтный человек»

  1. В классе начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция:

а) не принимаю участия;

б) лишь кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую считаю правильной;

в) активно вмешиваюсь и «вызываю огонь на себя».

2. Выступаете ли вы на собраниях (классных часах) с критикой руководства?

а) нет;

б) только если имею для этого веские основания;

в) критикую всегда и по любому поводу.

3. Часто ли вы спорите с друзьями?

а) только в шутку и если это люди не обидчивые;

б) лишь по принципиальным вопросам;

в) споры – моя стихия.

4. Вы стоите в очереди. Как вы реагируете, если кто-то лезет вперёд?

а) возмущусь в душе, но молчу: себе дороже;

б) делаю замечание – надо же научить грубияна хорошему тону;

в) прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком.

5. Дома на обед подали несолёный суп. Ваша реакция.

а) не буду поднимать бучу из-за пустяка;

б) молча, возьму солонку;

в) не удержусь от едких замечаний, и, быть может, демонстративно откажусь от еды.

6. На улице или в транспорте вам наступили на ногу…

а) с возмущение посмотрю на обидчика;

б) сухо, без эмоций сделаю замечание;

в) выскажусь, не стесняясь в выражениях.

7. Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нравится.

а) промолчу;

б) ограничусь короткими, но тактичными комментариями;

в) выскажу всё, что я об этом думаю.

8. Не повезло, на улице в лотерею вы просадили кучу денег. Как вы к этому отнесетесь?

а) постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово никогда больше не участвовать в этом безобразии;

б) не скрою досады, но отнесусь к этому с юмором, пообещав взять реванш;

в) проигрыш испортит мне настроение, подумаю, как отомстить лохотронщику.

Баллы: «а» - 4 очка, «б» - 2 очка, «в» - 0 очков.

Идёт подсчет баллов. Класс разделяется на три психологических типа.

22-32 очка. Вы типичны и миролюбивы, уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже!» не может быть вашим девизом. Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости и, если обстоятельства потребуют, высказывайтесь принципиально, невзирая на лица.

12-20 очков. Вы слывете человеком конфликтным. Но это преувеличение. Вы конфликтуете, только если нет иного выхода, когда все другие средства исчерпаны. Вы способны твердо отстаивать своё мнение, не думая, как это отразится на отношениях к вам товарищей. При этом вы не «выходите за рамки», не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.

До 10 очков. Споры и конфликты – это ваша стихия. Ведь вы любите критиковать других, если уже услышите замечание в свой адрес, можете съесть человека живьем. Это критика ради критики. Не будьте эгоистом. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами. Ваша несдержанность отталкивает людей. Не поэтому ли у вас мало друзей? Постарайтесь обуздать свой характер.

Спасибо за потраченное время, надеюсь, вы провели его с пользой для себя.

Вывод:

Я считаю, классный час прошёл достаточно хорошо. Детям понравился урок в форме игры. Они не просто вспомнили и рассмотрели конкретные правила поведения и хорошего тона, а в соревновательной форме закрепили их ещё раз. Командный дух мотивировал ребят, поэтому активность проявили практически все участники.

Самоанализ

Внеклассное мероприятие «История правил этикета» проходила в 6 классе. Носило смешанную форму: дискуссия, групповая форма, игра. Это способствовало формированию коммуникативных и творческих способностей детей. Цели и задачи мероприятия - вспомнить с учащимися правила этикета, оказать проявление интеллигентности и воспитанности не только в знаниях, но и в способности к пониманию друг друга, в умении уважительно вести беседу и спорить, вести себя скромно, уметь оказать помощь, были достигнуты. Воспитательные задачи были решены полностью. Ребята узнали о том, как правильно вести себя в обществе, получили представление о том, как поддерживать светскую беседу, реагировать на шутки, давать советы, спорить. Учащиеся научились анализировать свое поведение и поведение товарищей на вопросах и примерах из жизни, доказали необходимость воспитанности и правил хорошего тона.

Отобранный материал носил ярко выраженный воспитательный характер и соответствовал целям и задачам урока.

Ученики были внимательны, активны, задавали много вопросов, высказывали собственную точку зрения, грамотно отвечали на поставленные вопросы, стараясь ответить быстро, правильно, чтобы победить в игре. Я считаю, активность ребят на мероприятии связана с формой мероприятия  и  актуальной для них темой. 

Мероприятие проводилось уверенно и  активно, чувствовался  контакт с учениками, видно было, что ученики понимают учителя, с удовольствием выполняют все предложенные им задания. Никаких противоречивых ситуаций не возникало.

Минусом можно отметить то, что некоторые вопросы можно было продемонстрировать, а не просто ответить на них.

В конце мероприятия мы провели рефлексию, выяснили, все ли ведут себя согласно этикету. Ответы ребят показали, что они задумались над своим поведением, некоторые даже признались, что ведут себя иногда плохо, не соответствуя простым правилам этикета.

Я думаю, что это мероприятие помогло учащимся  расширить свой кругозор. Они получили знания о том, какие правила этикета существовали в исторические периоды – (до Петра I и во время его правления), а также как вести себя в определенных обстоятельствах в современном обществе.

Приложение 1

1 команда - Допетровская Русь

Допетровская русь Этикет Руси до восхождения на престол Петра Великого значительно отличался от западно-европейского. Часто иностранные послы поражались диким, по их мнению, нравам и обычаям русских, с которыми им приходилось сталкиваться в России. Гораздо большее влияние на языческие традиции и нормы этикета оказали византийские традиции, пришедшие вместе с христианством. Однако многие языческие традиции сохраняются в сельской местности в немного изменённом виде до сих пор. Часть обычаев видоизменилась под влиянием монголо-татарского ига.

Как и в западных странах в средние века на Руси большое значение имело положение человека в обществе, однако отдавали ещё и дань уважения возрасту. Уважение выражалось в частности в том, что к равному в гости въезжали во двор, а затем подъезжали к крыльцу, а высшему по рангу и более знатному шли через двор пешком. В гости знатного человека мог пригласить только хозяин или его родственники, а равного или менее знатного, чем хозяин – слуги. Важного человека хозяин встречал, стоя на крыльце, равного по статусу – в сенях, младшего – в комнате.

Трость или посох гости оставляли в сенях, в комнату принято было входить без шапки (её несли в руках). Войдя в комнату, гости троекратно крестились на образа святых, которые были в каждом доме, делали три поклона до земли, затем кланялись хозяину (при статусе гостя ниже, чем у хозяина), равные протягивали друг другу руки, друзья и родственники обнимались. Считалось неприличным кашлять и сморкаться в гостях. Перед уходом гости снова крестились на образа, кланялись им, после чего прощались с хозяином, который провожал гостя до сеней или крыльца, в зависимости от его знатности.

Русская мужская и женская одежда средних веков имела незначительные различия, не имела размеров (поэтому обычно была свободной). Ввиду особенностей климата помимо нижней одежды поверх обычно одевалась ещё и верхняя, в зависимости от времени года душегрейка, телогрейка, тулуп или шуба. Обувью знати служили сапоги, крестьян – лапти, зимой – валенки. Неизменным атрибутом мужчин были борода и усы, а женщин длинные косы.

Пир на Руси начинался обычно с чарки водки, которую закусывали хлебом, наломанным хозяином. Еда на стол подавалась уже нарезанной, а драгоценные ножи лежали на столе скорее для украшения. Кости складывали в специальные тарелки. Когда произносилась здравица, каждый из гостей выходил на середину комнаты и выпивал чарку. Особым уважением к хозяину считалось, если гость пробовал все напитки кушанья, предложенные хозяином.

2 команда - Этикет во времена Петра I

  Во времена Петра I происходило значительное изменение устоявшихся обычаев и правил поведения в России. Одежда допетровских времён сохранилась только у низших сословий – крестьян и купцов. В высшем обществе модной стала одежда европейского типа. Пётр также издал указ о том, что все бояре должны остричь свои длинные бороды. В виде исключения бороду можно было сохранить, лишь выплачивая за это довольно внушительный штраф. В моду вошли пышные парики западного образца.

При Петре I значительно изменилось положение женщин в России. Таким образом, первый российский император пытался приблизить русское дворянство к более развитому, европейскому. Если раньше жены и дочери придворных сидели по домам, то во времена Петра они стали присутствовать на различных придворных приемах и праздниках. Развитию западной моды и манер способствовало и то, что дворяне, желая угодить строгому царю, со временем свыклись с новыми порядками и даже сами стали заказывать новые платья из-за границы.

Благодаря большей свободе женщин, улучшилась их образованность. Со времён Петра Великого стали считать, что уважающая себя девушка должна уметь танцевать европейские танцы, уметь писать, знать иностранный язык, играть на музыкальных инструментах, знать и соблюдать светские правила поведения. Женщины получили право на наследство и право распоряжаться своим приданным.

Несмотря свою бурную политическую деятельность и постоянную занятость Петр Великий был большим любителем развлечений. По поводу и даже без него император часто закатывал пир, который мог продолжаться несколько дней. Со временем вошли в моду так называемые ассамблеи – приемы, на которые приглашались знатные особы вместе с женами. Во время этих празднеств гости танцевали, пировали, играли в шахматы, шашки(игру в карты император не поощрял). Развлечения делились на зимние, которые проходили во дворцах или в здании Сената, и летние — в Летнем саду, в парках Петергофа, на площадях. Помимо пиршеств в моду вошли военные парады, маскарады, морские и речные прогулки. Даже гонимую православной церковью масленицу при Петре отмечали с особым размахом.

 Приложение 2

 

  1. О чем не следует говорить в светской беседе?
  2. Допускается ли в беседе спор?
  3. Как принято реагировать на неуместную шутку?
  4. Часто можно услышать такой комплимент: «Вы сегодня прекрасно выглядите!». Верен ли он?
  5. Кто такой брюзга?
  6. Реклама все назойливее пытается преподнести жвачку как «свежесть, чистое дыхание»... Когда, по-вашему, можно жевать жвачку, а когда не следует этого делать?
  7. Что такое элегантность?
  8. Что называется «дежурной улыбкой»?
  1.  О чем не следует говорить в светской беседе?
  2. Допускается ли в беседе спор?
  3. Как принято реагировать на неуместную шутку?
  4. Часто можно услышать такой комплимент: «Вы сегодня прекрасно выглядите!». Верен ли он?
  5. Кто такой брюзга?
  6. Реклама все назойливее пытается преподнести жвачку как «свежесть, чистое дыхание»... Когда, по-вашему, можно жевать жвачку, а когда не следует этого делать?
  7. Что такое элегантность?
  8. Что называется «дежурной улыбкой»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час для 8 класса "Правила этикета"

В разработке говорится о правилах этикета, о том, что такое этикет. Проводится с учащимися анкетирование по этой теме, чтобы выявить знания по правилам этикета. Приводятся сведения об этикете  в ...

Классный час "Правила этикета"

Классный час можно провести влюбом классе. Речь пойдет о нормах поведения....

"Идем по городу". Правила этикета. Классный час в игровой форме.

Занятие поможет детям усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми, овладеть навыками культурного поведения....

Классный час по теме "Правила этикета"

здесь представлены разные жизненные ситуации и предлогается с детьми проработать, разобрать их(можно разыграть) по правилам поведения!...

классный час Правила этикета

классный час о правилах поведения в общественных местах...

Классный час История правил этикета

История правил этикета...

Материал к классному часу:"Все правила этикета"

Используется для проведения классного часа...